Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАБОТА С ОРФОГРАФИЧЕСКИМ СЛОВАРЕМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Работа №20576

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы85
Год сдачи2016
Стоимость5970 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
884
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1 Теоретические основы формирования познавательных УУД с использованием
орфографического словаря на уроках русского языка начальной ступени общего образования 8
1.1 Сущностные характеристики познавательных универсальных учебных действий 8
1.2 Общая характеристика орфографического словаря как одного из типов лингвистических словарей 14
2 Методические основы использования орфографического словаря как средства
формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка начальной ступени общего образования 19
2.1 Использование орфографического словаря на уроках русского языка начальной ступени общего образования (обобщение опыта работы педагогов-практиков) 19
2.2 Методические рекомендации использования орфографического словаря как средства формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка начальной ступени общего образования 33
Заключение 84
Список использованных источников 86


В современном образовании принят системно-деятельностный подход, который предполагает развитие универсальных учебных действий (УУД). В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО), прописаны такие УУД: личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные, то есть формирование УУД является одной из целей образования. В современной методической науке ведется поиск эффективных приемов формирования универсальных учебных действий у школьников.
Разработкой вопросов, связанных с процессом формирования УУД на уроках русского языка, занимались такие методисты как: Н.Б. Истомина, Л.И. Лазарева, С.П. Ожигина, И.Ю. Романович, В.Б. Лебединцев, М.И. Кузнецова и др.
Тема выпускной квалификационной работы: «Работа с орфографическим словарем на уроках русского языка в начальной школе как средство формирования познавательных УУД» - актуальна тем, что в современном мире, где высоко развиты технологии, где интернет всегда под рукой и в любое время можно быстро, не испытывая трудностей, получить любую информацию, мы всё реже стали пользоваться печатной литературой. Орфографические словари в печатном варианте практически не используются учителями и детьми, так как это более длительный процесс, нежели найти информацию в интернете, но мы забываем, что работа с орфографическими словарями может являться эффективным средством в формировании познавательных УУД.
Цель исследования: описать возможности использования орфографического словаря на уроках русского языка в начальной школе как средства формирования познавательных УУД у учащихся младших классов.
Объект исследования: формирование познавательных УУД на уроках русского языка в начальной школе.
Предмет исследования: использование орфографического словаря как средства формирования познавательных УУД на уроках русского языка в начальной школе.
Гипотеза исследования заключается в том, что если систематически использовать орфографический словарь, соблюдая такие виды заданий и приемы, как: поиск слова в словаре; подбор слов под заданную модель (фонетическую, морфемную); подбор иллюстративного материала в словаре; осуществление самопроверки при помощи словаря; прием «отстранения», то это будет способствовать активизации познавательной деятельности учащихся, показателем которой могут служить сформированные познавательные УУД.
Задачи исследования:
1. Изучить сущность познавательных УУД, их классификацию и структуру;
2. Дать характеристику различным видам орфографических словарей;
3. Рассмотреть способы формирования познавательных УУД у младших школьников в процессе работы с орфографическими словарями;
4. Разработать фрагменты уроков с использованием орфографических словарей, направленные на формирование познавательных УУД.
Методологическую основу исследования составили основные положения о природе развития познавательной деятельности младших школьников, нашедшие отражение в работах: Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Б.Д. Эльконина, Л.А. Новикова, Л.Л. Касаткина, С.П. Баранова, Е.И. Дибровой, А.Г. Асмолова, П.А. Леканта и т.д.
Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования:
1) анализ научно-методической литературы по теме исследования;
2) описательный метод;
3) моделирование.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования разработанных материалов учителями и студентами для проектирования процесса обучения русскому языку, ориентированного на поддержание и развитие познавательных УУД посредством использования орфографических словарей.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав основного текста, заключения и списка использованных источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Под УУД понимается способность ученика самостоятельно овладевать новыми знаниями, вырабатывать умения и компетентности, а также создавать организацию этого процесса, т.е. самого умения учиться. Это обеспечивается тем, что УУД предоставляют учащимся как возможность обширной ориентации во всевозможных предметных областях, так и в организации самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целенаправленности, ценностно¬смысловых и операциональных характеристик.
В познавательные УУД входят следующие группы: общеучебные, логические, постановки и решения проблем.
Орфографические словари, как тип лингвистических словарей, являются одним из возможных средств по формированию познавательных УУД.
В работе отмечается, что если систематически использовать орфографический словарь, соблюдая такие виды заданий и приемы, как: поиск заданного слова в словаре; подбор слов под заданную модель (фонетическую, морфемную); подбор иллюстративного материала в словаре; осуществление самопроверки при помощи словаря; прием «отстранения», то это будет способствовать активизации познавательной деятельности учащихся, показателем которой могут служить сформированные познавательные УУД.
В практике изучения русского языка, младшим школьникам рекомендуется использовать как печатные, так и электронные издания орфографических словарей. Однако, на наш взгляд, предпочтение нужно отдавать книжным изданиям, так как выполняя упражнения именно с таким вариантом орфографических словарей, школьник невольно обращает внимание на начертания других слов, зрительно запоминает их, тем самым развивается «фоновая память», когда попутно запоминается графический облик не только искомой лексической единицы, но и других слов.
Использование словаря на уроках развивает у младших школьников и такие качества, как быстрота реакции, способность к анализу и сопоставлению, а также способствует развитию памяти и логического мышления.
Таким образом, полученные результаты проведенного исследования подтверждают правоту выдвинутой гипотезы.
Задачи работы решены в полном объеме, цель достигнута.



1. Анисимова, Е. В. Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе [Электронный ресурс] / Е.В. Анисимова // Интернет- журнал «Эйдос». - 2012. - Режим доступа - http://www.eidos.ru/journal/2012/0829- 10.htm.
2. Асмолов, А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов. - Москва : Просвещение, 2010. - 160с.
3. Архипова, Г. М. Формирование орфографических навыков / Г.М. Архипова // Начальная школа. - 2010. - №6. - С. 46-48.
4. Бабанский, Ю. К. Педагогика : учебник / Ю. К.Бабанский. - Москва : Просвещение, 1983. - 240с.
5. Баранов, С. П. Методика обучения и воспитания младших школьников: учебник / С. П. Баранов. - Москва : Академия, 2015. - 463с.
6. Беркалиев, Т. Н. Развитие образования. Опыт реформ и оценка прогресса школы / Т. Н. Беркалиев, Е. С. Заир-Бек, А. П. Тряпицына. - Санкт-Петербург: Издательство Каро, 2007. - 126 с.
7. Валгина, Н. С. Современный русский язык: учебник / Н. С. Валгина - Москва : Логос, 2006. - 528с.
8. Воровщиков, С. Г. Универсальные учебные действия: внутришкольная система формирования и развития : учебник / С. Г. Воровщиков, Д. В. Татьянченко, Е. В. Орлова. - Москва : УЦ Перспектива, 2014 - 240с.
9. Ворсина, Н. Н. Системно-деятельностный подход в обучении и воспитании младших школьников [Электронный ресурс] / Н.Н. Ворсина // Начальная школа. - 2014. - Режим доступа - http://n-shkola.ru/articles/view/38.
10. Головина, Л. И. Использование материалов орфографического словаря на уроках русского языка в начальных классах / Л. И. Головина // Начальная школа. - 2006. - №7. - С.49-51.
11. Гончаренко, Н. В. Мой первый школьный словарь. Орфографический словарь: справочное издание для младшего школьного возраста / Н. В. Гончаренко. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2013. - 288с.
12. Диброва, Е. И. Современный русский язык часть 1: учебник / Е. И. Диброва. - Москва : Академия, 2001. - 539с.
13. Иванов, С. И. Русский язык 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / С. И. Иванов. - Москва : Вентана - Граф, 2015. - 175с.
14. Иванов, С. И. Русский язык 2 класс 1-2 часть: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / С. И. Иванов. - Москва : Вентана - Граф, 2014. - 191с, 174с.
15. Иванов, С. И. Русский язык 3 класс 1-2 часть: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / С. И. Иванов. - Москва : Вентана - Граф, 2014. - 187с, 189с.
16. Иванов, С. И. Русский язык 4 класс 1-2 часть: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / С. И. Иванов. - Москва. : Вентана - Граф, 2015. - 175с, 191с.
17. Касаткин, Л. Л. Русский язык: учебник / Л. Л. Касаткин. - Москва : Академия, 2001. - 766с.
18. Козлова, О. И. Формирование УУД средствами технологии педагогических мастерских / О. И. Козлова // Начальная школа. - 2014. - №5. - С. 19-25.
19. Колычева, О. Н. Формирование информационной компетентности на уроках русского языка / О. Н. Колычева // Начальная школа. - 2014. - №1. - С. 80-82.
20. Кузьменко, Н. С. Формирование универсальных учебных действий у первоклассников в период обучения грамоте / Н. С. Кузьменко, О. М. Янюшкина // Начальная школа. - 2014. - №8. - С 37-41.
21. Курлыгина, О. Е. Формирование учебной деятельности первоклассников на уроках обучения грамоте / О. Е. Курлыгина // Начальная школа. - 2010. - №8. - С. 56-58.
22. Курносенко, В. И. Система работы с орфографическим словарем на уроках русского языка [Электронный ресурс] / В. И. Курносенко. - 2013. - Режим доступа - http://kurs.znate.ru/docs/index-143603.html.
23. Лекант, П. А. Современный русский литературный язык: учебник / П. А. Лекант. - Москва : Высшая школа, 2004. - 461с.
24. Лазарева, Л. И. Формирование универсальных учебных действий / Л. И. Лазарева, Г. Т. Васильчук // Начальная школа. - 2014. - №6. - С. 76-78.
25. Марданова, Е. У. Формирование навыков использования информационной среды / Е. У. Марданова // Начальная школа. - 2009. - №4. - С. 32-34.
26. Микушова, Е. В. Занятие "Наши привычки" [Электронный ресурс] / Е. В.
Микушова // Начальная школа. - 2014. - Режим доступа - http://n-
shkola.ru/articles/view/36.
27. Невейкина, Н. В. Формирование у первоклассников интереса к работе со словарем / Н. В. Невейкина // Начальная школа. - 2009. - №6. - С.52 - 55.
28. Новиков, Л. А. Современный русский язык: учебник / Л. А. Новиков. - Санкт-Петербург.: Лань, 2003. - 854с.
29. Осмоловская, И. М. Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов / И. М. Осмоловская, Л. Н. Петрова // Начальная школа. - 2012. - №10. - С. 80-84.
30. Пеленвина, Н. Г. Развитие познавательных способностей младших
школьников в условиях модернизации образования [Электронный ресурс] / Н. Г. Пелевина // Начальная школа. - 2014. - Режим доступа - http://n-
shkola.ru/articles/view/56.
31. Пилипенко, Э. Ю. Формирование навыка написания словарных слов / Э. Ю. Пилипенко // Начальная школа. - 2010. - №6. - С. 54-58.
32. Плотникова, С. В. Учебный словарь трудностей русского языка и совершенствование культуры речи / С.В. Плотникова // Начальная школа. - 2013. - №6. - С. 12-15.
33. Прохорова, Е. Е. Подготовка детей к школьному обучению: программа "Скоро в школу" [Электронный ресурс] / Е. Е. Прохорова // Начальная школа. - 2014. - Режим доступа - http://n-shkola.ru/articles/view/36.
34. Репкин, В. В. Исследование развития познавательных интересов младших школьников в различных условиях обучения : учебник / В. В. Репкин. - Санкт- Петербург.: 1975. - 221с.
35. Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий том 1 / Г.К. Селевко. - Москва, 2006. - 468 с.
36. Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий том 2 / Г. К. Селевко. - Москва, 2006. - 401 с.
37. Симанова, А. А. Формирование навыка грамотного письма / А. А. Симонова // Начальная школа. - 2012. - №9. - С. 36-39.
38. Справочно-информационный портал Грамота.ру - русский язык для всех [Электронный ресурс] - Режим доступа - http://www.gramota.ru/slovari/online/#1.
39. ФГОС НОО 373 - 2009 Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования. Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования. Общие положения. - Введ. 6.10.2009. - Москва : в ред. Приказов Минобрнауки России, 2014. - 28 с.
40. Цукерман, Г. А. Система Эльконина - Давыдова как ресурс повышения компетентности российских школьников. Вопросы психологии : учебник / Г. А. Цукерман. - Москва. : 2005. - 115с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ