Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАБОТА НАД МНОГОЗНАЧНОЙ ЛЕКСИКОЙ РУССКОГО ЯЗЫКА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №20574

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы51
Год сдачи2016
Стоимость5970 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
664
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения многозначной лексики русского
языка в дошкольном возрасте
1.1 Возрастные особенности речевого развития детей дошкольного возраста
1.2 Работа по развитию речи детей дошкольного возраста в научно методической литературе
1.3 Понятие многозначной лексики русского языка в лингвистике
1.4 Работа над многозначной лексикой русского языка с детьми
дошкольного возраста в методической литературе
Глава 2 Опытно - экспериментальное исследование работы над многозначной лексикой русского языка с детьми дошкольного возраста
2.1 Констатирующий этап эксперимента
2.2 Формирующий этап эксперимента
2.3 Контрольный этап эксперимента. Методические рекомендации по работе над многозначной лексикой с детьми дошкольного возраста
Заключение
Список использованных источников



В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования говорится о том, что речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной речи; развитие речевого творчества как предпосылки обучения грамоте. То есть ФГОС ДО уделяет большое внимание развитию речи дошкольников, где одним из направлений развития речи является обогащение словарного запаса.
В связи с этим большой интерес представляет работа над многозначностью слова. Обычно в методической литературе в практической работе воспитателей обогащение словаря детей дошкольного возраста велось за счет количественного накопления новых слов, значения которых должны были усвоить дошкольники. В настоящее время в связи с возросшими требованиями к культуре речи детей необходимо работать не только над количественным, но и над качественным обогащением словарного запаса дошкольников.
С многозначностью слов (полисемией) дети дошкольного возраста сталкиваются постоянно, но далеко не всегда осознают ее. Эта работа должна пойти не по пути накопления новых лексических единиц, а в направлении раскрытия и усвоения многозначности уже известных слов. В этом заключается актуальность нашего исследования.
Цель исследования: описать методику работы над многозначной лексикой русского языка в дошкольном возрасте.
Объект исследования: методика работы над многозначной лексикой русского языка.
Предмет исследования: особенности работы над многозначной лексикой русского языка в дошкольном возрасте.
Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
1. Рассмотреть возрастные особенности детей дошкольного возраста.
2. Обобщить и систематизировать наблюдения и выводы исследователей по работе над многозначной лексикой русского языка с детьми дошкольного возраста.
3. Рассмотреть понятие многозначной лексики русского языка в лингвистике.
4. Определить принципы и приемы изучения многозначной лексики русского языка в дошкольном возрасте.
5. Проверить эффективность приемов работы по усвоению старшими дошкольниками многозначной лексики русского языка.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической, научно - методической литературы; наблюдение; педагогический эксперимент.
Теоретико-методологической базой для выполнения выпускного исследования послужили труды исследователей по проблеме изучения многозначной лексики русского языка в дошкольном возрасте: Е.И. Тихеевой, О.С. Ушаковой и других.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что в работе проанализирован и систематизирован материал по проблеме многозначной лексики русского языка и ее изучения в дошкольном возрасте. Полученные в ходе исследования данные можно использовать педагогам в своей работе, а также студентам при написании курсовых и дипломных работ сходной тематики.
Экспериментальное исследование было проведено на базе МБДОУ №10 «Кораблик» г. Лесосибирска, выборка исследования составила 24 дошкольника старшей группы.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 41 наименование, приложения. Общий объем работы 50 страниц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате нашего исследования, мы пришли к следующим выводам:
Рассмотрев возрастные особенности речевого развития детей дошкольного возраста, мы пришли к выводу, что особенности речевого развития дошкольников связаны с овладением грамматической, языковой и лексической стороной речи. К возрастным особенностям речевого развития детей дошкольного возраста относятся: активное увеличение словарного запаса; овладение значениями слов, что ведет к совершенствованию связной речи; умению адекватно подбирать нужные слова в соответствие с контекстом.
Обобщив и систематизировав наблюдения исследователей по работе над многозначной лексикой русского языка с детьми дошкольного возраста, мы пришли к выводу, что работа над многозначной лексикой русского языка включена в словарную работу с детьми дошкольного возраста. Словарная работа направлена на освоение смысловой стороны слова и включает знакомство дошкольников с многозначной лексикой русского языка.
Рассмотрев понятие многозначной лексики в лингвистике, мы выяснили, что многозначность (или по - другому полисемия) рассматривается в лингвистике, как способность слова иметь одновременно несколько значений или обнаруживать несколько взаимосвязанных лексика - семантических вариантов. Новое значение слова образуется от прямого значение слова или от переносного значения слова как результат вторичного, переноса.
Мы определили приемы изучения многозначной лексики русского языка в дошкольном возрасте, и пришли к выводу, что работа над многозначной лексикой русского языка с детьми дошкольного возраста предполагает применение различных приемов, направленных на раскрытие значений слов и обогащение словаря ребенка. К таким приемам относятся: составление рассказов, чтение художественной литературы, рисунки на тему многозначности, использование пословиц, поговорок, загадок.
После теоретического изучения проблемы многозначной лексики русского языка, мы приступили к выполнению опытно - экспериментальной работы. Опытно - экспериментальная работа проводилась на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №10 «Кораблик» г. Лесосибирска, в сентябре 2015 - мае 2016 года. В исследовании приняли участие дошкольники старшей группы. Общее количество испытуемых - 24 человека.
На начальном этапе нашего эксперимента, с целью выявления уровня владения многозначной лексикой, с дошкольниками было проведено тестирование, в ходе которого были предложены задания на понимание значений многозначных слов. За основу мы взяли критерии, выделенные О.С. Ушаковой.
Анализируя полученные в ходе тестирования результаты, мы выявили, что 8,4% дошкольников имеют низкий уровень освоения многозначной лексики русского языка, данные дошкольники неадекватно приводят значения многозначных слов, 75,6% дошкольников показали средний уровень, 16,8% - высокий.
Поэтому нами был проведен формирующий этап эксперимента, включающий три занятия на усвоение дошкольниками многозначных слов и их значений. При проведении занятий опирались на упражнения, предложенные О.С. Ушаковой. В ходе формирующего эксперимента применяли различные приемы: загадывание и отгадывание загадок, чтение стихотворений, рисование на тему многозначных слов.
После проведения формирующего эксперимента с дошкольниками было организовано повторное тестирование, задания соответствовали по сложности заданиям на констатирующем этапе эксперимента. Сравнивая результаты констатирующего и контрольного эксперимента, мы выявили, что уровень понимания дошкольниками многозначной лексики русского языка повысился на 63%, так как среди дошкольников отсутствовали дошкольники с низким уровнем освоения многозначной лексики, тогда как при первичном тестировании дошкольники с низким уровнем составляли 8,4%. Высокий уровень понимания освоения многозначной лексики повысился на 54,6%, что и составило в целом 63%. Полученные данные говорят об эффективности проделанной нами работы.
Таким образом, задачи исследования нами решены, цель достигнута.
Мы пришли к выводу, что работа с многозначными словами - это часть лексической работы. Цель её - обеспечить собственно языковое, речевое развитие, совершенствование владения языком. Кроме того, раскрытие смыслового богатства многозначного слова играет большую роль в точности словоупотребления. Воспитанная у ребёнка в детском саду привычка правильно употреблять слова во многом определяет в дальнейшем его культуру речи.



1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языка дошкольников: учебное пособие /М.М. Алексеева, В.И. Яшина В.И. - Москва: Издательский центр «Академия», 2000. - 144с.
2. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики: учебник/А.С. Белкин. - Москва: Издательский центр «Академия», 2000. - 233 с.
3. Богуш, А.М. Речь детей: учебное пособие/ А.М. Богуш. - Москва: Кобза, 2003. - 118 с.
4. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика: учебник /Л.Р. Болотина, С.П. Баранов, Т.С. Комарова. - Москва: Академический проект, 2005. - 212 с.
5. Бородич, А.М. Методика развития речи детей: учебное пособие/
А.М. Бородич. - Москва: Просвещение, 1981. - 114 с.
6. Васильева, М. А. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - Москва, 2010. - 43 с.
7. Веракса, Н.Е. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы. - Москва, 2010. - 61 с.
8. Виноградов, В.В. Основные типы лексических значений / В.В. Виноградов // Вопросы языкознания. - 1953. - № 5. - C. 3-30.
9. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи / В.В. Гербова // Дошкольное воспитание. - 1999. - №2. - С. 12 - 16.
10. Гербова, В.В. Развитие речи на занятиях с использованием сюжетных картинок / В.В. Гербова // Дошкольное воспитание. - 1998. - №8. - С. 33 - 36.
11. Гербова, В.В. Развитие речи в разновозрастной группе детского сада: учебное пособие / В.В. Гербова. - Москва: Мозаика - Синтез, 2009. - 101 с.
12. Громова, О.Е. Методика формирования начального лексикона: учебное пособие/ О.Е. Громова. - Москва: «Творческий центр», 2007. - 87 с.
13. Давыдов, В.В. Проблема развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования/ В.В. Давыдов. - Москва, 2010. - 243 с.
14. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду/
В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина. - Санкт - Петербург: Акцидент,1999. - 42 с.
15. Евсеева, И.В. Современный русский язык: Курс лекций: учебное пособие / И.В. Евсеева, Т.А. Лузгина, И.А. Славкина, Ф.В. Степанова. - Красноярск, 2007. - 212 с.
16. Звегинцев, В.А. Семасиология: учебник / В.А. Звегинцев. - Москва, 1957. -175 с.
17. Козырева, Л.М. Развитие речи: Дети 5-7 лет: учебное пособие / Л.М. Козырева. - Ярославль: Академия развития, 2011. - 51 с.
18. Комратова, Н.Г. Учимся говорить правильно: учебное пособие / Н.Г. Комратова. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 73 с.
19. Конина, М.М. Роль художественной литературы в нравственном и эстетическом воспитании детей дошкольного возраста: учебное пособие / М.М. Конина, М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - Москва, 2000. - 485 с.
20. Коноваленко, В.В. Многозначность существительных: учебное пособие / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. - Москва: Издательство «Гном и Д», 2003. - 77 с.
21. Константинов Н.А. История педагогики: науч. изд. / Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаева. - Москва: Просвещение, 1982. - 123 с.
22. Логинова, В.И. Формирование словаря. В кн.: Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. - М., 1979. - 112 с.
23. Лямина, Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста / Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. Сост. Алексеева М.М. , Яшина Б.И. - М.: Академия.2000. - 177 с.
24. Макарова, В.Н. Диагностика развития речи дошкольников: Методическое пособие /В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева, М.Н. Едакова. - Москва: Педагогическое общество России, 2007. - 81 с.
25. Новиков, Л.А. Семантика русского языка: науч. изд. / Л.А. Новиков.
- Москва, 1982. - 47 с.
26. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Приказ Минобрнаука России от 17.10.2013 №1155 //Официальные документы в образовании. - 2013. - №36. -С. 22.
27. Смирнов, С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учебное пособие / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов Е.Н.- Москва: Академия, 2003. - 139 с.
28. Соловьева, О. К. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду: учебное пособие / О.К. Соловьева. - Москва, 1956. - 66 с.
29. Сохин, Ф.А. Основные задачи развития речи: науч. изд. / Ф.А. Сохин. - Москва, 2009. - 194 с.
30. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учебное пособие / Н.А. Стародубова. - Москва: «Академия», 2008. - 216 с.
31. Струнина, Е.М. Развитие речи детей 4-5 лет. Методические рекомендации / Е.М. Струнина. - Москва: Вентана-Граф. 2008. - 192 с.
32. Тихеева, Е.И. Словарь детей: Развитие речи детей дошкольного Возраста: учебное пособие / Е.И. Тихеева. - Москва, 1984. - 313 с.
33. Усова, А.П. Родной язык в детском саду/А.П. Усова // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 6. - С. 22. - 25.
34. Уфимцева, А.А. Семантика слова: науч. изд. / А.А. Уфимцева. - Москва, 1980. - 112 с.
35. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учебное пособие / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. - Москва, ВЛАДОС, 2003. - 92 с.
36. Ушакова, О.С. Программа развития речи дошкольников: учебное пособие/ О.С. Ушакова. - Москва: ТЦ Сфера, 2009. - 116 с.
37. Ушакова, О.С. Развитие речи детей 5-6 лет: Программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения: учебное пособие / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина Е.М. - Москва: Вентана- Граф, 2010. - 66 с.
38. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников: науч. изд. / О.С. Ушакова. - Москва: Изд-во Института Психотерапии, 2001. - 201 с.
39. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - М.: Омега - Л., 2014. — 134.
40. Шипицына, Л.М. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками: для детей от 3 до 6 лет: метод. пособие / Л.М. Шипицына. - Санкт - Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. - 69 с.
41. Шишлова, Е.С. Индивидуальный подход в процессе воспитания у детей гуманного отношения к сверстникам (старший дошкольный возраст): учебное пособие / А.П. Усова. - Москва, 2012. - 62 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ