РАБОТА НАД МНОГОЗНАЧНОЙ ЛЕКСИКОЙ РУССКОГО ЯЗЫКА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения многозначной лексики русского
языка в дошкольном возрасте
1.1 Возрастные особенности речевого развития детей дошкольного возраста
1.2 Работа по развитию речи детей дошкольного возраста в научно методической литературе
1.3 Понятие многозначной лексики русского языка в лингвистике
1.4 Работа над многозначной лексикой русского языка с детьми
дошкольного возраста в методической литературе
Глава 2 Опытно - экспериментальное исследование работы над многозначной лексикой русского языка с детьми дошкольного возраста
2.1 Констатирующий этап эксперимента
2.2 Формирующий этап эксперимента
2.3 Контрольный этап эксперимента. Методические рекомендации по работе над многозначной лексикой с детьми дошкольного возраста
Заключение
Список использованных источников
Глава 1. Теоретические основы изучения многозначной лексики русского
языка в дошкольном возрасте
1.1 Возрастные особенности речевого развития детей дошкольного возраста
1.2 Работа по развитию речи детей дошкольного возраста в научно методической литературе
1.3 Понятие многозначной лексики русского языка в лингвистике
1.4 Работа над многозначной лексикой русского языка с детьми
дошкольного возраста в методической литературе
Глава 2 Опытно - экспериментальное исследование работы над многозначной лексикой русского языка с детьми дошкольного возраста
2.1 Констатирующий этап эксперимента
2.2 Формирующий этап эксперимента
2.3 Контрольный этап эксперимента. Методические рекомендации по работе над многозначной лексикой с детьми дошкольного возраста
Заключение
Список использованных источников
В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования говорится о том, что речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной речи; развитие речевого творчества как предпосылки обучения грамоте. То есть ФГОС ДО уделяет большое внимание развитию речи дошкольников, где одним из направлений развития речи является обогащение словарного запаса.
В связи с этим большой интерес представляет работа над многозначностью слова. Обычно в методической литературе в практической работе воспитателей обогащение словаря детей дошкольного возраста велось за счет количественного накопления новых слов, значения которых должны были усвоить дошкольники. В настоящее время в связи с возросшими требованиями к культуре речи детей необходимо работать не только над количественным, но и над качественным обогащением словарного запаса дошкольников.
С многозначностью слов (полисемией) дети дошкольного возраста сталкиваются постоянно, но далеко не всегда осознают ее. Эта работа должна пойти не по пути накопления новых лексических единиц, а в направлении раскрытия и усвоения многозначности уже известных слов. В этом заключается актуальность нашего исследования.
Цель исследования: описать методику работы над многозначной лексикой русского языка в дошкольном возрасте.
Объект исследования: методика работы над многозначной лексикой русского языка.
Предмет исследования: особенности работы над многозначной лексикой русского языка в дошкольном возрасте.
Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
1. Рассмотреть возрастные особенности детей дошкольного возраста.
2. Обобщить и систематизировать наблюдения и выводы исследователей по работе над многозначной лексикой русского языка с детьми дошкольного возраста.
3. Рассмотреть понятие многозначной лексики русского языка в лингвистике.
4. Определить принципы и приемы изучения многозначной лексики русского языка в дошкольном возрасте.
5. Проверить эффективность приемов работы по усвоению старшими дошкольниками многозначной лексики русского языка.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической, научно - методической литературы; наблюдение; педагогический эксперимент.
Теоретико-методологической базой для выполнения выпускного исследования послужили труды исследователей по проблеме изучения многозначной лексики русского языка в дошкольном возрасте: Е.И. Тихеевой, О.С. Ушаковой и других.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что в работе проанализирован и систематизирован материал по проблеме многозначной лексики русского языка и ее изучения в дошкольном возрасте. Полученные в ходе исследования данные можно использовать педагогам в своей работе, а также студентам при написании курсовых и дипломных работ сходной тематики.
Экспериментальное исследование было проведено на базе МБДОУ №10 «Кораблик» г. Лесосибирска, выборка исследования составила 24 дошкольника старшей группы.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 41 наименование, приложения. Общий объем работы 50 страниц.
В связи с этим большой интерес представляет работа над многозначностью слова. Обычно в методической литературе в практической работе воспитателей обогащение словаря детей дошкольного возраста велось за счет количественного накопления новых слов, значения которых должны были усвоить дошкольники. В настоящее время в связи с возросшими требованиями к культуре речи детей необходимо работать не только над количественным, но и над качественным обогащением словарного запаса дошкольников.
С многозначностью слов (полисемией) дети дошкольного возраста сталкиваются постоянно, но далеко не всегда осознают ее. Эта работа должна пойти не по пути накопления новых лексических единиц, а в направлении раскрытия и усвоения многозначности уже известных слов. В этом заключается актуальность нашего исследования.
Цель исследования: описать методику работы над многозначной лексикой русского языка в дошкольном возрасте.
Объект исследования: методика работы над многозначной лексикой русского языка.
Предмет исследования: особенности работы над многозначной лексикой русского языка в дошкольном возрасте.
Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
1. Рассмотреть возрастные особенности детей дошкольного возраста.
2. Обобщить и систематизировать наблюдения и выводы исследователей по работе над многозначной лексикой русского языка с детьми дошкольного возраста.
3. Рассмотреть понятие многозначной лексики русского языка в лингвистике.
4. Определить принципы и приемы изучения многозначной лексики русского языка в дошкольном возрасте.
5. Проверить эффективность приемов работы по усвоению старшими дошкольниками многозначной лексики русского языка.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической, научно - методической литературы; наблюдение; педагогический эксперимент.
Теоретико-методологической базой для выполнения выпускного исследования послужили труды исследователей по проблеме изучения многозначной лексики русского языка в дошкольном возрасте: Е.И. Тихеевой, О.С. Ушаковой и других.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что в работе проанализирован и систематизирован материал по проблеме многозначной лексики русского языка и ее изучения в дошкольном возрасте. Полученные в ходе исследования данные можно использовать педагогам в своей работе, а также студентам при написании курсовых и дипломных работ сходной тематики.
Экспериментальное исследование было проведено на базе МБДОУ №10 «Кораблик» г. Лесосибирска, выборка исследования составила 24 дошкольника старшей группы.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 41 наименование, приложения. Общий объем работы 50 страниц.
В результате нашего исследования, мы пришли к следующим выводам:
Рассмотрев возрастные особенности речевого развития детей дошкольного возраста, мы пришли к выводу, что особенности речевого развития дошкольников связаны с овладением грамматической, языковой и лексической стороной речи. К возрастным особенностям речевого развития детей дошкольного возраста относятся: активное увеличение словарного запаса; овладение значениями слов, что ведет к совершенствованию связной речи; умению адекватно подбирать нужные слова в соответствие с контекстом.
Обобщив и систематизировав наблюдения исследователей по работе над многозначной лексикой русского языка с детьми дошкольного возраста, мы пришли к выводу, что работа над многозначной лексикой русского языка включена в словарную работу с детьми дошкольного возраста. Словарная работа направлена на освоение смысловой стороны слова и включает знакомство дошкольников с многозначной лексикой русского языка.
Рассмотрев понятие многозначной лексики в лингвистике, мы выяснили, что многозначность (или по - другому полисемия) рассматривается в лингвистике, как способность слова иметь одновременно несколько значений или обнаруживать несколько взаимосвязанных лексика - семантических вариантов. Новое значение слова образуется от прямого значение слова или от переносного значения слова как результат вторичного, переноса.
Мы определили приемы изучения многозначной лексики русского языка в дошкольном возрасте, и пришли к выводу, что работа над многозначной лексикой русского языка с детьми дошкольного возраста предполагает применение различных приемов, направленных на раскрытие значений слов и обогащение словаря ребенка. К таким приемам относятся: составление рассказов, чтение художественной литературы, рисунки на тему многозначности, использование пословиц, поговорок, загадок.
После теоретического изучения проблемы многозначной лексики русского языка, мы приступили к выполнению опытно - экспериментальной работы. Опытно - экспериментальная работа проводилась на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №10 «Кораблик» г. Лесосибирска, в сентябре 2015 - мае 2016 года. В исследовании приняли участие дошкольники старшей группы. Общее количество испытуемых - 24 человека.
На начальном этапе нашего эксперимента, с целью выявления уровня владения многозначной лексикой, с дошкольниками было проведено тестирование, в ходе которого были предложены задания на понимание значений многозначных слов. За основу мы взяли критерии, выделенные О.С. Ушаковой.
Анализируя полученные в ходе тестирования результаты, мы выявили, что 8,4% дошкольников имеют низкий уровень освоения многозначной лексики русского языка, данные дошкольники неадекватно приводят значения многозначных слов, 75,6% дошкольников показали средний уровень, 16,8% - высокий.
Поэтому нами был проведен формирующий этап эксперимента, включающий три занятия на усвоение дошкольниками многозначных слов и их значений. При проведении занятий опирались на упражнения, предложенные О.С. Ушаковой. В ходе формирующего эксперимента применяли различные приемы: загадывание и отгадывание загадок, чтение стихотворений, рисование на тему многозначных слов.
После проведения формирующего эксперимента с дошкольниками было организовано повторное тестирование, задания соответствовали по сложности заданиям на констатирующем этапе эксперимента. Сравнивая результаты констатирующего и контрольного эксперимента, мы выявили, что уровень понимания дошкольниками многозначной лексики русского языка повысился на 63%, так как среди дошкольников отсутствовали дошкольники с низким уровнем освоения многозначной лексики, тогда как при первичном тестировании дошкольники с низким уровнем составляли 8,4%. Высокий уровень понимания освоения многозначной лексики повысился на 54,6%, что и составило в целом 63%. Полученные данные говорят об эффективности проделанной нами работы.
Таким образом, задачи исследования нами решены, цель достигнута.
Мы пришли к выводу, что работа с многозначными словами - это часть лексической работы. Цель её - обеспечить собственно языковое, речевое развитие, совершенствование владения языком. Кроме того, раскрытие смыслового богатства многозначного слова играет большую роль в точности словоупотребления. Воспитанная у ребёнка в детском саду привычка правильно употреблять слова во многом определяет в дальнейшем его культуру речи.
Рассмотрев возрастные особенности речевого развития детей дошкольного возраста, мы пришли к выводу, что особенности речевого развития дошкольников связаны с овладением грамматической, языковой и лексической стороной речи. К возрастным особенностям речевого развития детей дошкольного возраста относятся: активное увеличение словарного запаса; овладение значениями слов, что ведет к совершенствованию связной речи; умению адекватно подбирать нужные слова в соответствие с контекстом.
Обобщив и систематизировав наблюдения исследователей по работе над многозначной лексикой русского языка с детьми дошкольного возраста, мы пришли к выводу, что работа над многозначной лексикой русского языка включена в словарную работу с детьми дошкольного возраста. Словарная работа направлена на освоение смысловой стороны слова и включает знакомство дошкольников с многозначной лексикой русского языка.
Рассмотрев понятие многозначной лексики в лингвистике, мы выяснили, что многозначность (или по - другому полисемия) рассматривается в лингвистике, как способность слова иметь одновременно несколько значений или обнаруживать несколько взаимосвязанных лексика - семантических вариантов. Новое значение слова образуется от прямого значение слова или от переносного значения слова как результат вторичного, переноса.
Мы определили приемы изучения многозначной лексики русского языка в дошкольном возрасте, и пришли к выводу, что работа над многозначной лексикой русского языка с детьми дошкольного возраста предполагает применение различных приемов, направленных на раскрытие значений слов и обогащение словаря ребенка. К таким приемам относятся: составление рассказов, чтение художественной литературы, рисунки на тему многозначности, использование пословиц, поговорок, загадок.
После теоретического изучения проблемы многозначной лексики русского языка, мы приступили к выполнению опытно - экспериментальной работы. Опытно - экспериментальная работа проводилась на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №10 «Кораблик» г. Лесосибирска, в сентябре 2015 - мае 2016 года. В исследовании приняли участие дошкольники старшей группы. Общее количество испытуемых - 24 человека.
На начальном этапе нашего эксперимента, с целью выявления уровня владения многозначной лексикой, с дошкольниками было проведено тестирование, в ходе которого были предложены задания на понимание значений многозначных слов. За основу мы взяли критерии, выделенные О.С. Ушаковой.
Анализируя полученные в ходе тестирования результаты, мы выявили, что 8,4% дошкольников имеют низкий уровень освоения многозначной лексики русского языка, данные дошкольники неадекватно приводят значения многозначных слов, 75,6% дошкольников показали средний уровень, 16,8% - высокий.
Поэтому нами был проведен формирующий этап эксперимента, включающий три занятия на усвоение дошкольниками многозначных слов и их значений. При проведении занятий опирались на упражнения, предложенные О.С. Ушаковой. В ходе формирующего эксперимента применяли различные приемы: загадывание и отгадывание загадок, чтение стихотворений, рисование на тему многозначных слов.
После проведения формирующего эксперимента с дошкольниками было организовано повторное тестирование, задания соответствовали по сложности заданиям на констатирующем этапе эксперимента. Сравнивая результаты констатирующего и контрольного эксперимента, мы выявили, что уровень понимания дошкольниками многозначной лексики русского языка повысился на 63%, так как среди дошкольников отсутствовали дошкольники с низким уровнем освоения многозначной лексики, тогда как при первичном тестировании дошкольники с низким уровнем составляли 8,4%. Высокий уровень понимания освоения многозначной лексики повысился на 54,6%, что и составило в целом 63%. Полученные данные говорят об эффективности проделанной нами работы.
Таким образом, задачи исследования нами решены, цель достигнута.
Мы пришли к выводу, что работа с многозначными словами - это часть лексической работы. Цель её - обеспечить собственно языковое, речевое развитие, совершенствование владения языком. Кроме того, раскрытие смыслового богатства многозначного слова играет большую роль в точности словоупотребления. Воспитанная у ребёнка в детском саду привычка правильно употреблять слова во многом определяет в дальнейшем его культуру речи.
Подобные работы
- Особенности владения категорией многозначности слова старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи
Дипломные работы, ВКР, дефектология логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ СМЫСЛОВОЙ СТОРОНЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ТВОРЧЕСТВОМ Ю.И. КОВАЛЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2019 - ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МНОГОЗНАЧНЫХ СЛОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2022 - ОСОБЕННОСТИ ОВЛАДЕНИЯ МНОГОЗНАЧНОСТЬЮ СЛОВ СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2019 - Формирование эмоционально-оценочной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе работы со сказками (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2019 - Формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством мелодекламации (Алтайский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2022 - Освоение младшими школьниками лексической многозначности
на уроках русского языка
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Формирование лексикона ребенка среднего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2017 - Формирование словаря ребенка старшего дошкольного возраста с опорой на парадигматические связи слов
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2017



