Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения многозначной лексики русского
языка в дошкольном возрасте
1.1 Возрастные особенности речевого развития детей дошкольного возраста
1.2 Работа по развитию речи детей дошкольного возраста в научно методической литературе
1.3 Понятие многозначной лексики русского языка в лингвистике
1.4 Работа над многозначной лексикой русского языка с детьми
дошкольного возраста в методической литературе
Глава 2 Опытно - экспериментальное исследование работы над многозначной лексикой русского языка с детьми дошкольного возраста
2.1 Констатирующий этап эксперимента
2.2 Формирующий этап эксперимента
2.3 Контрольный этап эксперимента. Методические рекомендации по работе над многозначной лексикой с детьми дошкольного возраста
Заключение
Список использованных источников
В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования говорится о том, что речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной речи; развитие речевого творчества как предпосылки обучения грамоте. То есть ФГОС ДО уделяет большое внимание развитию речи дошкольников, где одним из направлений развития речи является обогащение словарного запаса.
В связи с этим большой интерес представляет работа над многозначностью слова. Обычно в методической литературе в практической работе воспитателей обогащение словаря детей дошкольного возраста велось за счет количественного накопления новых слов, значения которых должны были усвоить дошкольники. В настоящее время в связи с возросшими требованиями к культуре речи детей необходимо работать не только над количественным, но и над качественным обогащением словарного запаса дошкольников.
С многозначностью слов (полисемией) дети дошкольного возраста сталкиваются постоянно, но далеко не всегда осознают ее. Эта работа должна пойти не по пути накопления новых лексических единиц, а в направлении раскрытия и усвоения многозначности уже известных слов. В этом заключается актуальность нашего исследования.
Цель исследования: описать методику работы над многозначной лексикой русского языка в дошкольном возрасте.
Объект исследования: методика работы над многозначной лексикой русского языка.
Предмет исследования: особенности работы над многозначной лексикой русского языка в дошкольном возрасте.
Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
1. Рассмотреть возрастные особенности детей дошкольного возраста.
2. Обобщить и систематизировать наблюдения и выводы исследователей по работе над многозначной лексикой русского языка с детьми дошкольного возраста.
3. Рассмотреть понятие многозначной лексики русского языка в лингвистике.
4. Определить принципы и приемы изучения многозначной лексики русского языка в дошкольном возрасте.
5. Проверить эффективность приемов работы по усвоению старшими дошкольниками многозначной лексики русского языка.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической, научно - методической литературы; наблюдение; педагогический эксперимент.
Теоретико-методологической базой для выполнения выпускного исследования послужили труды исследователей по проблеме изучения многозначной лексики русского языка в дошкольном возрасте: Е.И. Тихеевой, О.С. Ушаковой и других.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что в работе проанализирован и систематизирован материал по проблеме многозначной лексики русского языка и ее изучения в дошкольном возрасте. Полученные в ходе исследования данные можно использовать педагогам в своей работе, а также студентам при написании курсовых и дипломных работ сходной тематики.
Экспериментальное исследование было проведено на базе МБДОУ №10 «Кораблик» г. Лесосибирска, выборка исследования составила 24 дошкольника старшей группы.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 41 наименование, приложения. Общий объем работы 50 страниц.
В результате нашего исследования, мы пришли к следующим выводам:
Рассмотрев возрастные особенности речевого развития детей дошкольного возраста, мы пришли к выводу, что особенности речевого развития дошкольников связаны с овладением грамматической, языковой и лексической стороной речи. К возрастным особенностям речевого развития детей дошкольного возраста относятся: активное увеличение словарного запаса; овладение значениями слов, что ведет к совершенствованию связной речи; умению адекватно подбирать нужные слова в соответствие с контекстом.
Обобщив и систематизировав наблюдения исследователей по работе над многозначной лексикой русского языка с детьми дошкольного возраста, мы пришли к выводу, что работа над многозначной лексикой русского языка включена в словарную работу с детьми дошкольного возраста. Словарная работа направлена на освоение смысловой стороны слова и включает знакомство дошкольников с многозначной лексикой русского языка.
Рассмотрев понятие многозначной лексики в лингвистике, мы выяснили, что многозначность (или по - другому полисемия) рассматривается в лингвистике, как способность слова иметь одновременно несколько значений или обнаруживать несколько взаимосвязанных лексика - семантических вариантов. Новое значение слова образуется от прямого значение слова или от переносного значения слова как результат вторичного, переноса.
Мы определили приемы изучения многозначной лексики русского языка в дошкольном возрасте, и пришли к выводу, что работа над многозначной лексикой русского языка с детьми дошкольного возраста предполагает применение различных приемов, направленных на раскрытие значений слов и обогащение словаря ребенка. К таким приемам относятся: составление рассказов, чтение художественной литературы, рисунки на тему многозначности, использование пословиц, поговорок, загадок.
После теоретического изучения проблемы многозначной лексики русского языка, мы приступили к выполнению опытно - экспериментальной работы. Опытно - экспериментальная работа проводилась на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №10 «Кораблик» г. Лесосибирска, в сентябре 2015 - мае 2016 года. В исследовании приняли участие дошкольники старшей группы. Общее количество испытуемых - 24 человека.
На начальном этапе нашего эксперимента, с целью выявления уровня владения многозначной лексикой, с дошкольниками было проведено тестирование, в ходе которого были предложены задания на понимание значений многозначных слов. За основу мы взяли критерии, выделенные О.С. Ушаковой.
Анализируя полученные в ходе тестирования результаты, мы выявили, что 8,4% дошкольников имеют низкий уровень освоения многозначной лексики русского языка, данные дошкольники неадекватно приводят значения многозначных слов, 75,6% дошкольников показали средний уровень, 16,8% - высокий.
Поэтому нами был проведен формирующий этап эксперимента, включающий три занятия на усвоение дошкольниками многозначных слов и их значений. При проведении занятий опирались на упражнения, предложенные О.С. Ушаковой. В ходе формирующего эксперимента применяли различные приемы: загадывание и отгадывание загадок, чтение стихотворений, рисование на тему многозначных слов.
После проведения формирующего эксперимента с дошкольниками было организовано повторное тестирование, задания соответствовали по сложности заданиям на констатирующем этапе эксперимента. Сравнивая результаты констатирующего и контрольного эксперимента, мы выявили, что уровень понимания дошкольниками многозначной лексики русского языка повысился на 63%, так как среди дошкольников отсутствовали дошкольники с низким уровнем освоения многозначной лексики, тогда как при первичном тестировании дошкольники с низким уровнем составляли 8,4%. Высокий уровень понимания освоения многозначной лексики повысился на 54,6%, что и составило в целом 63%. Полученные данные говорят об эффективности проделанной нами работы.
Таким образом, задачи исследования нами решены, цель достигнута.
Мы пришли к выводу, что работа с многозначными словами - это часть лексической работы. Цель её - обеспечить собственно языковое, речевое развитие, совершенствование владения языком. Кроме того, раскрытие смыслового богатства многозначного слова играет большую роль в точности словоупотребления. Воспитанная у ребёнка в детском саду привычка правильно употреблять слова во многом определяет в дальнейшем его культуру речи.
1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языка дошкольников: учебное пособие /М.М. Алексеева, В.И. Яшина В.И. - Москва: Издательский центр «Академия», 2000. - 144с.
2. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики: учебник/А.С. Белкин. - Москва: Издательский центр «Академия», 2000. - 233 с.
3. Богуш, А.М. Речь детей: учебное пособие/ А.М. Богуш. - Москва: Кобза, 2003. - 118 с.
4. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика: учебник /Л.Р. Болотина, С.П. Баранов, Т.С. Комарова. - Москва: Академический проект, 2005. - 212 с.
5. Бородич, А.М. Методика развития речи детей: учебное пособие/
А.М. Бородич. - Москва: Просвещение, 1981. - 114 с.
6. Васильева, М. А. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - Москва, 2010. - 43 с.
7. Веракса, Н.Е. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы. - Москва, 2010. - 61 с.
8. Виноградов, В.В. Основные типы лексических значений / В.В. Виноградов // Вопросы языкознания. - 1953. - № 5. - C. 3-30.
9. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи / В.В. Гербова // Дошкольное воспитание. - 1999. - №2. - С. 12 - 16.
10. Гербова, В.В. Развитие речи на занятиях с использованием сюжетных картинок / В.В. Гербова // Дошкольное воспитание. - 1998. - №8. - С. 33 - 36.
11. Гербова, В.В. Развитие речи в разновозрастной группе детского сада: учебное пособие / В.В. Гербова. - Москва: Мозаика - Синтез, 2009. - 101 с.
12. Громова, О.Е. Методика формирования начального лексикона: учебное пособие/ О.Е. Громова. - Москва: «Творческий центр», 2007. - 87 с.
13. Давыдов, В.В. Проблема развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования/ В.В. Давыдов. - Москва, 2010. - 243 с.
14. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду/
В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина. - Санкт - Петербург: Акцидент,1999. - 42 с.
15. Евсеева, И.В. Современный русский язык: Курс лекций: учебное пособие / И.В. Евсеева, Т.А. Лузгина, И.А. Славкина, Ф.В. Степанова. - Красноярск, 2007. - 212 с.
16. Звегинцев, В.А. Семасиология: учебник / В.А. Звегинцев. - Москва, 1957. -175 с.
17. Козырева, Л.М. Развитие речи: Дети 5-7 лет: учебное пособие / Л.М. Козырева. - Ярославль: Академия развития, 2011. - 51 с.
18. Комратова, Н.Г. Учимся говорить правильно: учебное пособие / Н.Г. Комратова. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 73 с.
19. Конина, М.М. Роль художественной литературы в нравственном и эстетическом воспитании детей дошкольного возраста: учебное пособие / М.М. Конина, М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - Москва, 2000. - 485 с.
20. Коноваленко, В.В. Многозначность существительных: учебное пособие / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. - Москва: Издательство «Гном и Д», 2003. - 77 с.
21. Константинов Н.А. История педагогики: науч. изд. / Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаева. - Москва: Просвещение, 1982. - 123 с.
22. Логинова, В.И. Формирование словаря. В кн.: Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. - М., 1979. - 112 с.
23. Лямина, Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста / Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. Сост. Алексеева М.М. , Яшина Б.И. - М.: Академия.2000. - 177 с.
24. Макарова, В.Н. Диагностика развития речи дошкольников: Методическое пособие /В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева, М.Н. Едакова. - Москва: Педагогическое общество России, 2007. - 81 с.
25. Новиков, Л.А. Семантика русского языка: науч. изд. / Л.А. Новиков.
- Москва, 1982. - 47 с.
26. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Приказ Минобрнаука России от 17.10.2013 №1155 //Официальные документы в образовании. - 2013. - №36. -С. 22.
27. Смирнов, С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учебное пособие / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов Е.Н.- Москва: Академия, 2003. - 139 с.
28. Соловьева, О. К. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду: учебное пособие / О.К. Соловьева. - Москва, 1956. - 66 с.
29. Сохин, Ф.А. Основные задачи развития речи: науч. изд. / Ф.А. Сохин. - Москва, 2009. - 194 с.
30. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учебное пособие / Н.А. Стародубова. - Москва: «Академия», 2008. - 216 с.
31. Струнина, Е.М. Развитие речи детей 4-5 лет. Методические рекомендации / Е.М. Струнина. - Москва: Вентана-Граф. 2008. - 192 с.
32. Тихеева, Е.И. Словарь детей: Развитие речи детей дошкольного Возраста: учебное пособие / Е.И. Тихеева. - Москва, 1984. - 313 с.
33. Усова, А.П. Родной язык в детском саду/А.П. Усова // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 6. - С. 22. - 25.
34. Уфимцева, А.А. Семантика слова: науч. изд. / А.А. Уфимцева. - Москва, 1980. - 112 с.
35. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учебное пособие / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. - Москва, ВЛАДОС, 2003. - 92 с.
36. Ушакова, О.С. Программа развития речи дошкольников: учебное пособие/ О.С. Ушакова. - Москва: ТЦ Сфера, 2009. - 116 с.
37. Ушакова, О.С. Развитие речи детей 5-6 лет: Программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения: учебное пособие / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина Е.М. - Москва: Вентана- Граф, 2010. - 66 с.
38. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников: науч. изд. / О.С. Ушакова. - Москва: Изд-во Института Психотерапии, 2001. - 201 с.
39. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - М.: Омега - Л., 2014. — 134.
40. Шипицына, Л.М. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками: для детей от 3 до 6 лет: метод. пособие / Л.М. Шипицына. - Санкт - Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. - 69 с.
41. Шишлова, Е.С. Индивидуальный подход в процессе воспитания у детей гуманного отношения к сверстникам (старший дошкольный возраст): учебное пособие / А.П. Усова. - Москва, 2012. - 62 с.