РАЗРАБОТКА ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА ПО ОПТИМИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА (НА ПРИМЕРЕ ДОЧЕРНЕГО ОБЩЕСТВА ОАО «НК РОСНЕФТЬ» АО «АНПЗ ВНК»
|
Введение 4
1 Стратегическое направление модернизации нефтеперерабатывающей
отрасли 6
1.1 Стратегия развития нефтеперерабатывающей отрасли 6
1.2 Характеристика АО «Ачинский нефтеперерабатывающий завод
Восточной нефтяной компании» 17
2 Методология оценки эффективности инвестиционных проектов в
нефтеперерабатывающей отрасли 43
2.1 Методика оценки эффективности инвестиционных проектов 43
2.2 Особенности оценки эффективности инвестиционных проектов на
предприятиях нефтеперерабатывающей отрасли 56
Заключение 103
Список использованных источников 106
Приложение
1 Стратегическое направление модернизации нефтеперерабатывающей
отрасли 6
1.1 Стратегия развития нефтеперерабатывающей отрасли 6
1.2 Характеристика АО «Ачинский нефтеперерабатывающий завод
Восточной нефтяной компании» 17
2 Методология оценки эффективности инвестиционных проектов в
нефтеперерабатывающей отрасли 43
2.1 Методика оценки эффективности инвестиционных проектов 43
2.2 Особенности оценки эффективности инвестиционных проектов на
предприятиях нефтеперерабатывающей отрасли 56
Заключение 103
Список использованных источников 106
Приложение
Российская нефтеперерабатывающая промышленность сталкивается с рядом серьезных проблем, среди которых наиболее важными являются:
- низкая глубина переработки нефти в сравнении с нефтеперерабатывающими заводами развитых стран;
- недостаточно высокое качество выпускаемых нефтепродуктов (особенно по экологическим характеристикам), что делает их не конкурентноспособными на мировом рынке;
- значительный износ основных фондов (более 80% против 60-70% в остальных областях топливно-энергетического комплекса России);
- высокий уровень энергопотребления.
В современной экономической ситуации, связанной со снижением цен на нефть и применением санкций в отношении России, для нефтепереработки наблюдается приостановки инвестиционных проектов, связанных с преодолением основных проблем отрасли.
Тем не менее, для выполнения четырехстороннего соглашения между ФАС, Ростехнадзором, Росстандартом и нефтяными компаниями по модернизации нефтеперерабатывающих заводов необходимо продолжать развитие отрасли. Наиболее востребованными направлениями развития в ближайшей перспективе будут направления, связанные с повышением энергоэффективности уже существующих производств, а также развитие и внедрение отечественных технологий нефтепереработки.
В соответствие со стратегией социально-экономического развития Сибири до 2020 года и стратегией социально-экономического развития Арктической зоны до 2020 года, в ближайшие годы должно значительно увеличиться потребление качественного зимнего и арктического ДТ, а также авиакеросина. Это связано с необходимостью преодоления отставания социального сектора и превращение регионов России в территорию комфортного проживания и успешного ведения бизнеса.
Однако существующие технологии не позволяют эффективно выпускать зимнее и арктическое дизельное топливо.
Поэтому в выпускной квалификационной работе предлагается подобрать оптимальную технологии для производства зимнего дизельного топлива, соответствующего стандарту ЕВРО-5 и рекомендациям нормативных документов для регионов России с холодным и арктическим климатом.
Цель работы - разработка инвестиционного проекта по оптимизации на примере дочернего общества ОАО «НК «Роснефть» АО «АНПЗ ВНК».
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть основные направления модернизации нефтеперерабатывающей отрасли;
- проанализировать производственно-хозяйственную и финансовую деятельность предприятия АО «АНПЗ ВНК»;
- рассмотреть методологию оценки эффективности инвестиционных проектов отрасли;
- дать оценку коммерческой эффективности проекта по оптимизации производства дизельного топлива и авиакеросина путем реконструкции секций С300/1 и С300/2 установки ЛК6-Ус АО «АНПЗ ВНК»;
- провести анализ проектных рисков различными методами.
- низкая глубина переработки нефти в сравнении с нефтеперерабатывающими заводами развитых стран;
- недостаточно высокое качество выпускаемых нефтепродуктов (особенно по экологическим характеристикам), что делает их не конкурентноспособными на мировом рынке;
- значительный износ основных фондов (более 80% против 60-70% в остальных областях топливно-энергетического комплекса России);
- высокий уровень энергопотребления.
В современной экономической ситуации, связанной со снижением цен на нефть и применением санкций в отношении России, для нефтепереработки наблюдается приостановки инвестиционных проектов, связанных с преодолением основных проблем отрасли.
Тем не менее, для выполнения четырехстороннего соглашения между ФАС, Ростехнадзором, Росстандартом и нефтяными компаниями по модернизации нефтеперерабатывающих заводов необходимо продолжать развитие отрасли. Наиболее востребованными направлениями развития в ближайшей перспективе будут направления, связанные с повышением энергоэффективности уже существующих производств, а также развитие и внедрение отечественных технологий нефтепереработки.
В соответствие со стратегией социально-экономического развития Сибири до 2020 года и стратегией социально-экономического развития Арктической зоны до 2020 года, в ближайшие годы должно значительно увеличиться потребление качественного зимнего и арктического ДТ, а также авиакеросина. Это связано с необходимостью преодоления отставания социального сектора и превращение регионов России в территорию комфортного проживания и успешного ведения бизнеса.
Однако существующие технологии не позволяют эффективно выпускать зимнее и арктическое дизельное топливо.
Поэтому в выпускной квалификационной работе предлагается подобрать оптимальную технологии для производства зимнего дизельного топлива, соответствующего стандарту ЕВРО-5 и рекомендациям нормативных документов для регионов России с холодным и арктическим климатом.
Цель работы - разработка инвестиционного проекта по оптимизации на примере дочернего общества ОАО «НК «Роснефть» АО «АНПЗ ВНК».
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть основные направления модернизации нефтеперерабатывающей отрасли;
- проанализировать производственно-хозяйственную и финансовую деятельность предприятия АО «АНПЗ ВНК»;
- рассмотреть методологию оценки эффективности инвестиционных проектов отрасли;
- дать оценку коммерческой эффективности проекта по оптимизации производства дизельного топлива и авиакеросина путем реконструкции секций С300/1 и С300/2 установки ЛК6-Ус АО «АНПЗ ВНК»;
- провести анализ проектных рисков различными методами.
Цель выпускной квалификационной работы - разработка инвестиционного проекта по оптимизации на примере дочернего общества ОАО «НК «Роснефть» АО «АНПЗ ВНК».
Для достижения указанной цели перед работой был поставлен ряд задач.
В первой главе, рассматривая основные направления развития нефтеперерабатывающей отрасли, выявлено, что для дальнейшего развития отрасли необходимо завершение модернизации и дальнейшая оптимизация мощностей нефтеперерабатывающих производств, обеспечивающих повышение глубины переработки нефти с 72 до 90 % с производством моторных топлив высших экологических классов и увеличение выхода светлых нефтепродуктов 58% до 73-74% при снижении объемов перерабатываемой нефти. Также нуждаются в развитие отечественные технологии глубокой переработки нефти, стимулирование технических мероприятий, направленных на увеличение числа процессов глубокой переработки нефтяных остатков на отечественных НПЗ, повышение качественных характеристик моторных топлив, государственная поддержка развития нефтяных компаний и научных институтов в интересах активизации научно-технической и инновационной деятельности в отрасли
Анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятия АО «АНПЗ ВНК» показал, что основные производственно-хозяйственные показатели стабильны. Снижение показателей за 2014 г. связано с чрезвычайным событием, произошедшим на заводе 15 июня 2014 г. на С-400 установке ЛК-6Ус, а также значительный рост активов предприятия за счет привлечения заемных средств в связи с проведением восстановительных работ и увеличения стоимости незавершенного капитального строительства.
В целом финансовое состояние оценивается как неустойчивое, однако возможность восстановления платежеспособности за счет пополнения источников собственных средств и увеличения собственных оборотных средств сохраняется.
Во второй главе была рассмотрена методология оценки эффективности инвестиционных проектов в отрасли.
В третьей главе была проведена оценка коммерческой эффективности проекта по оптимизации производства дизельного топлива и авиакеросина путем реконструкции секций С300/1 и С300/2 установки ЛК6-Ус АО «АНПЗ ВНК».
В данном проекте предложены следующие решения:
- замена существующей каталитической системы секции 300/1 установки ЛК-6Ус на катализатор гидроочистки. Данное решение позволит увеличить выход целевого продукта, гидроочищенной дизельной фракции на 7,64 % масс., с содержанием сернистых соединений не более 10 мг/кг, что соответствует стандарту ЕВРО-5;
- модернизация установки гидроочистки керосина с использованием технологии изодепарафинизации позволит получать зимнее дизельное топливо класса 4, соответствующего рекомендациям приложения Г ГОСТ 52368-2005. Отказаться от депрессорно-диспергирующей присадки и сократить использование цетаноповышающей присадки;
- направление прямогонной керосиновой фракции на компаундирование авиакеросина ТС-1, что позволит увеличить выпуск товарного авиакеросина на 379 680 тонн в год.
На основании анализа коммерческой эффективности чистый дисконтированный доход проекта при ставке дисконта 20% и жизненном цикле инвестиций 8 лет равен 3503,22 млн. руб., дисконтированный срок окупаемости составит 3,29 года. В дальнейшем, предложенное решение позволит экономить значительные финансовые ресурсы предприятия и повысить эффективность производства в целом.
Также в третьей главе был проведен анализ проектных рисков двумя методами.
Анализ чувствительности показал, что наибольшее влияние на показатели оказывает объем и цена на зимнее дизельное топливо Евро Класс 4 вид III. При снижении этих показателей на 10%, NPVстановится отрицательным, а проект убыточным. Тоже самое произойдет при снижении объема или цены на авиакеросин ТС-1 на 20%. Капитальные затраты проекта имеют больший запас прочности. Это обстоятельство позволяет компенсировать высокий риск при снижении объемов получаемой продукции. Для проекта не опасно существенное изменение ставки дисконта и эксплуатационных затрат.
В анализе безубыточности моделировались изменение наиболее чувствительных параметров и выявлено, что проект останется безубыточным при увеличении капитальных затрат на 195,72%, снижении объем получаемого зимнего дизельного топлива снизится на 8,96%, а объем авиакеросина ТС-1 на 18,97%. Это означает, что инвестиционный проект имеет большой резерв безопасности.
Таким образом, задачи решены в полном объеме, поставленная цель достигнута.
Для достижения указанной цели перед работой был поставлен ряд задач.
В первой главе, рассматривая основные направления развития нефтеперерабатывающей отрасли, выявлено, что для дальнейшего развития отрасли необходимо завершение модернизации и дальнейшая оптимизация мощностей нефтеперерабатывающих производств, обеспечивающих повышение глубины переработки нефти с 72 до 90 % с производством моторных топлив высших экологических классов и увеличение выхода светлых нефтепродуктов 58% до 73-74% при снижении объемов перерабатываемой нефти. Также нуждаются в развитие отечественные технологии глубокой переработки нефти, стимулирование технических мероприятий, направленных на увеличение числа процессов глубокой переработки нефтяных остатков на отечественных НПЗ, повышение качественных характеристик моторных топлив, государственная поддержка развития нефтяных компаний и научных институтов в интересах активизации научно-технической и инновационной деятельности в отрасли
Анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятия АО «АНПЗ ВНК» показал, что основные производственно-хозяйственные показатели стабильны. Снижение показателей за 2014 г. связано с чрезвычайным событием, произошедшим на заводе 15 июня 2014 г. на С-400 установке ЛК-6Ус, а также значительный рост активов предприятия за счет привлечения заемных средств в связи с проведением восстановительных работ и увеличения стоимости незавершенного капитального строительства.
В целом финансовое состояние оценивается как неустойчивое, однако возможность восстановления платежеспособности за счет пополнения источников собственных средств и увеличения собственных оборотных средств сохраняется.
Во второй главе была рассмотрена методология оценки эффективности инвестиционных проектов в отрасли.
В третьей главе была проведена оценка коммерческой эффективности проекта по оптимизации производства дизельного топлива и авиакеросина путем реконструкции секций С300/1 и С300/2 установки ЛК6-Ус АО «АНПЗ ВНК».
В данном проекте предложены следующие решения:
- замена существующей каталитической системы секции 300/1 установки ЛК-6Ус на катализатор гидроочистки. Данное решение позволит увеличить выход целевого продукта, гидроочищенной дизельной фракции на 7,64 % масс., с содержанием сернистых соединений не более 10 мг/кг, что соответствует стандарту ЕВРО-5;
- модернизация установки гидроочистки керосина с использованием технологии изодепарафинизации позволит получать зимнее дизельное топливо класса 4, соответствующего рекомендациям приложения Г ГОСТ 52368-2005. Отказаться от депрессорно-диспергирующей присадки и сократить использование цетаноповышающей присадки;
- направление прямогонной керосиновой фракции на компаундирование авиакеросина ТС-1, что позволит увеличить выпуск товарного авиакеросина на 379 680 тонн в год.
На основании анализа коммерческой эффективности чистый дисконтированный доход проекта при ставке дисконта 20% и жизненном цикле инвестиций 8 лет равен 3503,22 млн. руб., дисконтированный срок окупаемости составит 3,29 года. В дальнейшем, предложенное решение позволит экономить значительные финансовые ресурсы предприятия и повысить эффективность производства в целом.
Также в третьей главе был проведен анализ проектных рисков двумя методами.
Анализ чувствительности показал, что наибольшее влияние на показатели оказывает объем и цена на зимнее дизельное топливо Евро Класс 4 вид III. При снижении этих показателей на 10%, NPVстановится отрицательным, а проект убыточным. Тоже самое произойдет при снижении объема или цены на авиакеросин ТС-1 на 20%. Капитальные затраты проекта имеют больший запас прочности. Это обстоятельство позволяет компенсировать высокий риск при снижении объемов получаемой продукции. Для проекта не опасно существенное изменение ставки дисконта и эксплуатационных затрат.
В анализе безубыточности моделировались изменение наиболее чувствительных параметров и выявлено, что проект останется безубыточным при увеличении капитальных затрат на 195,72%, снижении объем получаемого зимнего дизельного топлива снизится на 8,96%, а объем авиакеросина ТС-1 на 18,97%. Это означает, что инвестиционный проект имеет большой резерв безопасности.
Таким образом, задачи решены в полном объеме, поставленная цель достигнута.



