Исследование факторного влияния на имидж региона (на примере Красноярского края)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Исследование подходов к определению понятия «имидж региона» и его оставляющих 5
1.1 Анализ подходов к определению «имиджа региона» 5
1.2 Сравнительный анализ подходов к моделированию имиджа региона 12
1.3 Определение потребительских групп имиджа региона 23
2. Исследование восприятия Красноярского края на основе факторов, влияющих на имидж региона 28
2.1 Исследование факторов, влияющих на имидж Красноярского края 28
2.2 Исследование восприятия города Красноярска различными группами населения 33
2.3 Сравнительный анализ результатов исследования восприятия города Красноярска 41
3 Оценка эффективности имиджа Красноярского края и мероприятия по его корректировке 46
3.1 Оценка эффективности текущего имиджа Красноярского края 46
3.2 Мероприятия по улучшению имиджа Красноярского края 55
3.3 Определение затрат и показателей эффективности по улучшению имиджа Красноярского края 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 80
ПРИЛОЖЕНИЕ А 90
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 91
ПРИЛОЖЕНИЕ В 92
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 94
1 Исследование подходов к определению понятия «имидж региона» и его оставляющих 5
1.1 Анализ подходов к определению «имиджа региона» 5
1.2 Сравнительный анализ подходов к моделированию имиджа региона 12
1.3 Определение потребительских групп имиджа региона 23
2. Исследование восприятия Красноярского края на основе факторов, влияющих на имидж региона 28
2.1 Исследование факторов, влияющих на имидж Красноярского края 28
2.2 Исследование восприятия города Красноярска различными группами населения 33
2.3 Сравнительный анализ результатов исследования восприятия города Красноярска 41
3 Оценка эффективности имиджа Красноярского края и мероприятия по его корректировке 46
3.1 Оценка эффективности текущего имиджа Красноярского края 46
3.2 Мероприятия по улучшению имиджа Красноярского края 55
3.3 Определение затрат и показателей эффективности по улучшению имиджа Красноярского края 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 80
ПРИЛОЖЕНИЕ А 90
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 91
ПРИЛОЖЕНИЕ В 92
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 94
В настоящее время регионы вовлечены в беспрерывную борьбу за развитие и рост благосостояния своего населения. Для поиска новых перспектив, территориям нужно постоянно привлекать инвесторов, потенциальных жителей, туристов, а также владеть инструментом формирования положительного бренда территории. Имидж территории, ее репутация в российских и зарубежных общественно-политических и деловых кругах является основой эффективного продвижения территории, повышения привлекательности территориальных продуктов и услуг на внутреннем и международном рынке.
Актуальность данной выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что на сегодняшний день потребность в формировании имиджа региона неоспорима, так как это позволяет региональным образованиям более эффективно привлекать к нему внимание, способствовать формированию благополучного инвестиционного климата и далее региональной экономики, а также позволяет наладить особые политические связи между центром и регионом.
Российские города и регионы стали активно использовать маркетинговую модель развития. В последние годы появляются нестандартные подходы к продвижению и позиционированию конкурентных преимуществ отечественных территорий.
Теоретические и практические аспекты создания бренда региона были предметом исследования множества ученых. Так, вопросы маркетинга территорий освещены в работах Котлера Ф., Асплунда К., Рейна І., Хайдера Д., представивших свою концепцию, согласно которой в современном мире граждане становятся потребителями, а территории (города, регионы и страны) — продуктами.
Красноярский край — второй по площади регион России. Территория края является также одной из богатейших в плане обеспеченности природными ресурсами территорий Российской Федерации. Это лежит в основе инвестиционной привлекательности региона. Для того, чтобы обеспечить приток ресурсов в регион, необходима работа над его репутацией и мероприятия по корректировке его имиджа.
Целью данной бакалаврской работы является исследование по восприятию имиджа Красноярского края различными группами населения и разработка мероприятий по его корректировке.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
— исследовать подходы к определению имиджа региона и провести анализ данных определений;
— определить потребительские группы имиджа региона;
— исследовать факторы, влияющие на имидж региона;
— провести исследование по восприятию Красноярского края разными группами населения;
— провести исследование по восприятию Красноярского края за рубежом;
— провести анализ данных исследования по восприятию Красноярского края;
— разработать мероприятия по улучшению имиджа Красноярского края;
— определить затраты и показатели эффективности по улучшению имиджа Красноярского края.
Объект исследования - Красноярский край.
Актуальность данной выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что на сегодняшний день потребность в формировании имиджа региона неоспорима, так как это позволяет региональным образованиям более эффективно привлекать к нему внимание, способствовать формированию благополучного инвестиционного климата и далее региональной экономики, а также позволяет наладить особые политические связи между центром и регионом.
Российские города и регионы стали активно использовать маркетинговую модель развития. В последние годы появляются нестандартные подходы к продвижению и позиционированию конкурентных преимуществ отечественных территорий.
Теоретические и практические аспекты создания бренда региона были предметом исследования множества ученых. Так, вопросы маркетинга территорий освещены в работах Котлера Ф., Асплунда К., Рейна І., Хайдера Д., представивших свою концепцию, согласно которой в современном мире граждане становятся потребителями, а территории (города, регионы и страны) — продуктами.
Красноярский край — второй по площади регион России. Территория края является также одной из богатейших в плане обеспеченности природными ресурсами территорий Российской Федерации. Это лежит в основе инвестиционной привлекательности региона. Для того, чтобы обеспечить приток ресурсов в регион, необходима работа над его репутацией и мероприятия по корректировке его имиджа.
Целью данной бакалаврской работы является исследование по восприятию имиджа Красноярского края различными группами населения и разработка мероприятий по его корректировке.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
— исследовать подходы к определению имиджа региона и провести анализ данных определений;
— определить потребительские группы имиджа региона;
— исследовать факторы, влияющие на имидж региона;
— провести исследование по восприятию Красноярского края разными группами населения;
— провести исследование по восприятию Красноярского края за рубежом;
— провести анализ данных исследования по восприятию Красноярского края;
— разработать мероприятия по улучшению имиджа Красноярского края;
— определить затраты и показатели эффективности по улучшению имиджа Красноярского края.
Объект исследования - Красноярский край.
На сегодняшний день в Российской Федерации еще не сформировали единый концептуальный подход к формированию и продвижению положительного имиджа территории на региональном уровне, при этом с учетом особенностей внутренней среды региона. Успешный опыт отдельных субъектов Российской Федерации в области имиджмейкерства, а также зарубежных стран и регионов наглядно доказывает, что для того, чтобы эффективно реализовать социально-экономическую политику территории в условиях конкуренции необходимо работать над формированием положительного имиджа, который позволяет повышать уровень конкурентоспособности региона.
Экономической функцией позитивного имиджа является его уникальное свойство оказывать влияние на процесс создания материальных благ предприятиями определенной территории, а также на развитие производственно-экономического потенциала через формирование интереса к данному региону у бизнеса, органов власти, социально активных людей. Экономическая сущность имиджа также проявляется непосредственно при позиционировании региона как среды, которая является благоприятной для ведения бизнеса и вложения капитала, а также в создании взаимовыгодных отношений бизнеса и власти, когда бизнесу выгодно вкладывать капитал и быть социально ответственным, а власти — выгодно создавать условия для успешного развития бизнеса, при этом включая в хозяйственный' оборот имеющийся в регионе потенциал и привлекая недостающие ресурсы, в. том числе капитал, необходимый для успешного социально-экономического развития региона.
Цель формирования положительного имиджа региона - это обеспечение конкурентоспособности территории в условиях конкурентной экономики. Регионы в силу того, что собственные ресурсы ограничены и вследствие других специфических особенностей, объективно не в состоянии на равных конкурировать с более крупными и развитыми территориями по доступу к финансовым ресурсам и инвестициям, экономически активному населению и бизнес структурам. В Российской Федерации значительную роль в формировании имиджа регионов играют национальные, географические, климатические и другие особенности, которые характерны для страны с большой протяженностью территории. Анализ и определение отраслевой структуры региона, а также его потенциала позволяет сформировать правильную концепцию позиционирования и продвижения региона. Позитивный имидж региона способен наиболее выгодно представить и реализовать преимущества производственно-экономического потенциала территории.
В результате формирования имиджа региона должны быть реализованы следующие направления:
— диагностика характеристик региона;
— определение идентичности имиджа региона;
— формирование стратегии продвижения;
— оценка результатов.
Эффективность мер по формированию имиджа региона и его управлению можно выразить увеличением объема привлеченных в регион инвестиций для развития производственно-экономического и социального секторов экономики региона, а также увеличением притока квалифицированной рабочей силы, которая необходима для реализации новых инвестиционных проектов. Имидж территории создает дополнительную ценность, и она позволяет продавать товары и услуги, которые производятся на территории, имеющей хорошо узнаваемый позитивный имидж, по более высоким ценам, чем на менее известной территории.
В ходе исследования текущего имиджа Красноярского края была выявлена недостаточная проработанность и отсутствие четкого позиционирования региона. Для корректировки имиджа края необходимо работать с внутренней и внешней территорией, а также необходим комплекс мероприятий, направленных на повышение узнаваемости края, увеличения инвестиционных вливаний, притока туристов и увеличение миграционного прироста. В ходе разработки комплекса мероприятий был сформирован проект, сроком реализации 4 года, а также определен бюджет затрат на корректировку имиджа.
Подводя итог вышесказанному, при правильном понимании целей и задач и с учетом специфики Красноярского края у региона может появиться устойчивое конкурентное преимущество. Им будет являться имидж, при помощи которого можно будет развить инфраструктуру региона, решить социальные, транспортные и другие проблемы края.
Экономической функцией позитивного имиджа является его уникальное свойство оказывать влияние на процесс создания материальных благ предприятиями определенной территории, а также на развитие производственно-экономического потенциала через формирование интереса к данному региону у бизнеса, органов власти, социально активных людей. Экономическая сущность имиджа также проявляется непосредственно при позиционировании региона как среды, которая является благоприятной для ведения бизнеса и вложения капитала, а также в создании взаимовыгодных отношений бизнеса и власти, когда бизнесу выгодно вкладывать капитал и быть социально ответственным, а власти — выгодно создавать условия для успешного развития бизнеса, при этом включая в хозяйственный' оборот имеющийся в регионе потенциал и привлекая недостающие ресурсы, в. том числе капитал, необходимый для успешного социально-экономического развития региона.
Цель формирования положительного имиджа региона - это обеспечение конкурентоспособности территории в условиях конкурентной экономики. Регионы в силу того, что собственные ресурсы ограничены и вследствие других специфических особенностей, объективно не в состоянии на равных конкурировать с более крупными и развитыми территориями по доступу к финансовым ресурсам и инвестициям, экономически активному населению и бизнес структурам. В Российской Федерации значительную роль в формировании имиджа регионов играют национальные, географические, климатические и другие особенности, которые характерны для страны с большой протяженностью территории. Анализ и определение отраслевой структуры региона, а также его потенциала позволяет сформировать правильную концепцию позиционирования и продвижения региона. Позитивный имидж региона способен наиболее выгодно представить и реализовать преимущества производственно-экономического потенциала территории.
В результате формирования имиджа региона должны быть реализованы следующие направления:
— диагностика характеристик региона;
— определение идентичности имиджа региона;
— формирование стратегии продвижения;
— оценка результатов.
Эффективность мер по формированию имиджа региона и его управлению можно выразить увеличением объема привлеченных в регион инвестиций для развития производственно-экономического и социального секторов экономики региона, а также увеличением притока квалифицированной рабочей силы, которая необходима для реализации новых инвестиционных проектов. Имидж территории создает дополнительную ценность, и она позволяет продавать товары и услуги, которые производятся на территории, имеющей хорошо узнаваемый позитивный имидж, по более высоким ценам, чем на менее известной территории.
В ходе исследования текущего имиджа Красноярского края была выявлена недостаточная проработанность и отсутствие четкого позиционирования региона. Для корректировки имиджа края необходимо работать с внутренней и внешней территорией, а также необходим комплекс мероприятий, направленных на повышение узнаваемости края, увеличения инвестиционных вливаний, притока туристов и увеличение миграционного прироста. В ходе разработки комплекса мероприятий был сформирован проект, сроком реализации 4 года, а также определен бюджет затрат на корректировку имиджа.
Подводя итог вышесказанному, при правильном понимании целей и задач и с учетом специфики Красноярского края у региона может появиться устойчивое конкурентное преимущество. Им будет являться имидж, при помощи которого можно будет развить инфраструктуру региона, решить социальные, транспортные и другие проблемы края.
Подобные работы
- Совершенствование системы стратегического управления предприятием сферы услуг в условиях рынка
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Финансово-экономические факторы конкурентоспособности Республики Татарстан
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2017



