ВВЕДЕНИЕ 3
1 Исследование подходов к определению понятия «имидж региона» и его оставляющих 5
1.1 Анализ подходов к определению «имиджа региона» 5
1.2 Сравнительный анализ подходов к моделированию имиджа региона 12
1.3 Определение потребительских групп имиджа региона 23
2. Исследование восприятия Красноярского края на основе факторов, влияющих на имидж региона 28
2.1 Исследование факторов, влияющих на имидж Красноярского края 28
2.2 Исследование восприятия города Красноярска различными группами населения 33
2.3 Сравнительный анализ результатов исследования восприятия города Красноярска 41
3 Оценка эффективности имиджа Красноярского края и мероприятия по его корректировке 46
3.1 Оценка эффективности текущего имиджа Красноярского края 46
3.2 Мероприятия по улучшению имиджа Красноярского края 55
3.3 Определение затрат и показателей эффективности по улучшению имиджа Красноярского края 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 80
ПРИЛОЖЕНИЕ А 90
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 91
ПРИЛОЖЕНИЕ В 92
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 94
В настоящее время регионы вовлечены в беспрерывную борьбу за развитие и рост благосостояния своего населения. Для поиска новых перспектив, территориям нужно постоянно привлекать инвесторов, потенциальных жителей, туристов, а также владеть инструментом формирования положительного бренда территории. Имидж территории, ее репутация в российских и зарубежных общественно-политических и деловых кругах является основой эффективного продвижения территории, повышения привлекательности территориальных продуктов и услуг на внутреннем и международном рынке.
Актуальность данной выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что на сегодняшний день потребность в формировании имиджа региона неоспорима, так как это позволяет региональным образованиям более эффективно привлекать к нему внимание, способствовать формированию благополучного инвестиционного климата и далее региональной экономики, а также позволяет наладить особые политические связи между центром и регионом.
Российские города и регионы стали активно использовать маркетинговую модель развития. В последние годы появляются нестандартные подходы к продвижению и позиционированию конкурентных преимуществ отечественных территорий.
Теоретические и практические аспекты создания бренда региона были предметом исследования множества ученых. Так, вопросы маркетинга территорий освещены в работах Котлера Ф., Асплунда К., Рейна І., Хайдера Д., представивших свою концепцию, согласно которой в современном мире граждане становятся потребителями, а территории (города, регионы и страны) — продуктами.
Красноярский край — второй по площади регион России. Территория края является также одной из богатейших в плане обеспеченности природными ресурсами территорий Российской Федерации. Это лежит в основе инвестиционной привлекательности региона. Для того, чтобы обеспечить приток ресурсов в регион, необходима работа над его репутацией и мероприятия по корректировке его имиджа.
Целью данной бакалаврской работы является исследование по восприятию имиджа Красноярского края различными группами населения и разработка мероприятий по его корректировке.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
— исследовать подходы к определению имиджа региона и провести анализ данных определений;
— определить потребительские группы имиджа региона;
— исследовать факторы, влияющие на имидж региона;
— провести исследование по восприятию Красноярского края разными группами населения;
— провести исследование по восприятию Красноярского края за рубежом;
— провести анализ данных исследования по восприятию Красноярского края;
— разработать мероприятия по улучшению имиджа Красноярского края;
— определить затраты и показатели эффективности по улучшению имиджа Красноярского края.
Объект исследования - Красноярский край.
На сегодняшний день в Российской Федерации еще не сформировали единый концептуальный подход к формированию и продвижению положительного имиджа территории на региональном уровне, при этом с учетом особенностей внутренней среды региона. Успешный опыт отдельных субъектов Российской Федерации в области имиджмейкерства, а также зарубежных стран и регионов наглядно доказывает, что для того, чтобы эффективно реализовать социально-экономическую политику территории в условиях конкуренции необходимо работать над формированием положительного имиджа, который позволяет повышать уровень конкурентоспособности региона.
Экономической функцией позитивного имиджа является его уникальное свойство оказывать влияние на процесс создания материальных благ предприятиями определенной территории, а также на развитие производственно-экономического потенциала через формирование интереса к данному региону у бизнеса, органов власти, социально активных людей. Экономическая сущность имиджа также проявляется непосредственно при позиционировании региона как среды, которая является благоприятной для ведения бизнеса и вложения капитала, а также в создании взаимовыгодных отношений бизнеса и власти, когда бизнесу выгодно вкладывать капитал и быть социально ответственным, а власти — выгодно создавать условия для успешного развития бизнеса, при этом включая в хозяйственный' оборот имеющийся в регионе потенциал и привлекая недостающие ресурсы, в. том числе капитал, необходимый для успешного социально-экономического развития региона.
Цель формирования положительного имиджа региона - это обеспечение конкурентоспособности территории в условиях конкурентной экономики. Регионы в силу того, что собственные ресурсы ограничены и вследствие других специфических особенностей, объективно не в состоянии на равных конкурировать с более крупными и развитыми территориями по доступу к финансовым ресурсам и инвестициям, экономически активному населению и бизнес структурам. В Российской Федерации значительную роль в формировании имиджа регионов играют национальные, географические, климатические и другие особенности, которые характерны для страны с большой протяженностью территории. Анализ и определение отраслевой структуры региона, а также его потенциала позволяет сформировать правильную концепцию позиционирования и продвижения региона. Позитивный имидж региона способен наиболее выгодно представить и реализовать преимущества производственно-экономического потенциала территории.
В результате формирования имиджа региона должны быть реализованы следующие направления:
— диагностика характеристик региона;
— определение идентичности имиджа региона;
— формирование стратегии продвижения;
— оценка результатов.
Эффективность мер по формированию имиджа региона и его управлению можно выразить увеличением объема привлеченных в регион инвестиций для развития производственно-экономического и социального секторов экономики региона, а также увеличением притока квалифицированной рабочей силы, которая необходима для реализации новых инвестиционных проектов. Имидж территории создает дополнительную ценность, и она позволяет продавать товары и услуги, которые производятся на территории, имеющей хорошо узнаваемый позитивный имидж, по более высоким ценам, чем на менее известной территории.
В ходе исследования текущего имиджа Красноярского края была выявлена недостаточная проработанность и отсутствие четкого позиционирования региона. Для корректировки имиджа края необходимо работать с внутренней и внешней территорией, а также необходим комплекс мероприятий, направленных на повышение узнаваемости края, увеличения инвестиционных вливаний, притока туристов и увеличение миграционного прироста. В ходе разработки комплекса мероприятий был сформирован проект, сроком реализации 4 года, а также определен бюджет затрат на корректировку имиджа.
Подводя итог вышесказанному, при правильном понимании целей и задач и с учетом специфики Красноярского края у региона может появиться устойчивое конкурентное преимущество. Им будет являться имидж, при помощи которого можно будет развить инфраструктуру региона, решить социальные, транспортные и другие проблемы края.
1. Важенина И. С. Имидж и репутация территории как основа продвижения в конкурентной среде // Маркетинг в России и за рубежом № 6. - Москва: УРСС, 2011. 49 с.
2. Боулдинг К. Э. Экономическая наука и социальные системы // Панорама экономической мысли конца XX столетия. Под ред. Д. Гринауэя, М. Блини, И. Стюарта. Пер. с англ, под ред. В. С. Автономова. Том 2. - СПБ: Экономическая школа. 2002. - 77 с.
3. Кисмерешкин В. Ю., Рожков И. Г. Бренды и имиджи. Страна, регион, город, отрасль, предприятие, товары, услуги. — Москва: РИП-холдинг, 2013. -34 с.
4. Котлер Ф., Асплунд К., Рейн И., Хайдер Д. Маркетинг мест. Стокгольмская школа экономики - СПБ, 2005. 17 с.
5. Лавров А.М. Реформирование экономики: региональные аспекты / А.М. Лавров, В.С. Сурнин. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 1994., 190 с.
6. Панкрухин А.П. Маркетинг территорий. - 2-е изд. СПб.: Питер, 2006, 278 с.
7. Толковый словарь русского языка / Гл. ред. С. А. Кузнецов. СПб., 2003. 15 с.
8. Зотов, В. Б. Муниципальное управление / В.Б. Зотов, З.М. Макашева.
- М.: Юнити-Дана, 2017. - 280 c.
9. Гринберг Т. Образ страны или имидж государства [Электронный ресурс]: поиск конструктивной модели // Медиаскоп. 2008. № 2. - Режим доступа:http://www.mediascope.ru/node/252
10. Гавра Д. П., Савицкая А. С. Структурная модель имиджа государства/региона для внешних и внутренних аудиторий. 2008 [Электронный ресурс] Режим доступа:http: //www.statebrand.ru
11. Новое в законодательстве красноярского края [Электронный ресурс]: Справочная правовая система «КонсультантПлюс» - Режим доступа: http://www.consultant.ru
12. Официальный портал Красноярского края [Электронный ресурс]: Министерство спорта Красноярского края- Красноярск, 2017. - Режим доступа:http: //www.krskstate.ru/
13. Сайт федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]: система государственной статистики - Москва, 2017. - Режим доступа:http://www.gks.ru/
14. Сайт федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, Республики Хакасия и Республике Тыва [Электронный ресурс]: основные социально-экономические показатели городов - Красноярск, 2017. - Режим доступа:http://krasstat. gks.ru/
15. Сайт CBI «идентичность бренда» [Электронный ресурс]. - территориальный брендинг -Режим доступа:
http: //cbiconsult.ru/competence/territorial-branding
16. Федеральное агентство по туризму [Электронный ресурс]. Режим доступа:http: //www.russiatourism.ru
17. Шлаффке М. Экономические основания конструирования рекламой вымышленных объемных изображений при создании имиджа туристического региона: сайт. URL:http://www.binetti.ru/studia/schlaffke.shtml
18. Электронный архив и база данных СМИ для развития бизнеса [Электронный ресурс]. Режим доступа:https: //www.public.ru/
19. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 №1662-р. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/
20. Гордеева, Т. Н. Имидж города: механизмы комплексного оценивания [Электронный ресурс] / Т.Н. Гордеева // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2010. - №8. -4 с. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/imidzh-goroda-mehanizmy-kompleksnogo- otsenivaniya
21. Давлетова, Н.Х. Универсиада-2013 в г. Казани: цифры и факты [Текст]: методическое пособие / Н.Х. Давлетова, Ф.Р. Зотова, И.Г. Герасимова. - Казань: Поволжская ГАФКСиТ, 2013. - 48 с.
22. Демидова, Е. В. Маркетинговые стратегии городов как инструмент территориального развития [Текст] / Е.В. Демидова // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. - 2013. - №. 2. - 14 с.
23. Демидова, Е. В. Теоретико-правовые аспекты развития стратегического территориального планирования в Российской Федерации / Е.В. Демидова // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. - 2011. - №. 3. - 14 с.
24. Дмитриевская, Н.Ф. Образ города как социальный феномен / Н.Ф. Дмитриевская. - Спб.: Изд-во СПбГУЭФ. - 2012. - 225 с.
25. Климова, Т.Б. Событийный маркетинг: новый вектор развития
территорий [Электронный ресурс] / Т.Б. Климова, Е.В. Вишневская // Научный результат. Серия «Технологии бизнеса и сервиса». - 2014. - №2. - Режим доступа: http: //cyberleninka.ru/article/n/sobytiynyy-marketing-novyy-vektor-razvitiya-territoriy (дата обращения: 16.05.2016).
26. Рейтинг городов по динамике миграции населения [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //а-рейтинг.рф/index.php/news/item/448-рейтинг- городов-по-динамике-миграции
27. Алимпиева, А.С. Формирование имиджа города в контексте территориального маркетинга / А.С. Алимпиева // Казанская наука. - 2015. - №8. - 35 с.
28. Визгалов, Д. В. Брендинг города / Д.В. Визгалов. - М.: Фонд «Институт экономики города.» - 2011. - 160 с.
29. Проспект мира: «Бренд Красноярского края: объясняем, зачем он», 2017 [Электронный ресурс] - Режим доступа: https: //prmira.ru/article/brend- krasnoyarskogo-kraya-obyasnyaem-zachem/
30. Инвестиционный портал Красноярского края [Электронный ресурс]: Край в цифрах и фактах, 2017 - Режим доступа:
http://krskinvest.ru/pages/kraj-v-cifra
31. Фирсов Ю. И. Имидж территории как ресурс инвестиционной политики // Маркетинг и современность: сб. науч. ст. М., 2014. - 67 с.
32. Официальный портал Красноярского края [Электронный ресурс]: Концепция промышленной политики Красноярского края до 2030 года - Режим доступа:http: //www.krskstate.ru/promtorg/strate g
33. Официальный портал Красноярского края [Электронный ресурс]: Инновации в Красноярске - Режим доступа:
http: //www.krskstate.ru/press/news/innova
34. Департамент социологии Финансового Университета [Электронный ресурс]: Рейтинг городов России по уровню жизни, 2017 г. - Режим доступа:http://www.fa.ru/org/div/cos/press/News/2017-11-27-1 .aspx
35. Никифорова Г.Ю. Оценка эффективности брендинга территории // Креативная экономика. - 2015. - №10. с.110
36. Чарушина Е.И. Оценка привлекательности территории // Вестник НГИЭИ. - 2014. - №3 (34). с. 100..
37. Андреев, А.А. Корпоративная социальная ответственность и стратегия устойчивого развития территории //Сборник научных статей и материалов участников V Международной научнопрактической конференции. Проблемы устойчивого развития городов. Научное издание / Отв. Ред. К.В. Криничанский. — Миасс: .ООО Агентство ТЭРРА; Геотур. Т.1. - 2015. - с. 48
38. Глебова И. С. Имидж республики Татарстан сегодня и завтра/VPRтехнологии в информационном обществе: Материалы II Всерос. науч.-практ. конф. - Санкт-Петербург, 10-12 ноября 2004 г.- СПб.: Изд-во политехи, ун-та, 2014. - С. 59-61.
39. Яшина Е.З. Имидж региона как инструмент регионального стратегического управления / Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2006. Т. 8. № 2. С. 621-631.
40. Абалкин Л.И. Структура национального богатства стран на начало •XXI века. // Экономика и жизнь.- 2014. - N 6. - С. 4 - 5.
41. Алексеев Ю.П. Регион. Управление. Качество. - М.: Изд. Луч, 2000.
42. Бабич A.M. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2012.- С. 82.
43. Андреев, А.А. Корпоративная социальная ответственность и стратегия устойчивого развития территории //Сборник научных статей и материалов участников V Международной научнопрактической конференции. Проблемы устойчивого развития городов. Научное издание / Отв. Ред. К.В. Криничанский. — Миасс: .ООО Агентство ТЭРРА; Геотур. Т.1. - 2016. - С.
44. Анимица, Е.Г., Власова, Н.Ю. Специфика маркетинга территории //Сборник научных статей и материалов участников V Международной научно-практической конференции. Проблемы устойчивого развития городов. Научное издание / Отв. Ред. К.В. Криничанский. - Миасс: ООО Агентство ТЭРРА; Геотур. Т.1. - 2017. - с . 217
45. Васищева А. СМИ и проблема формирования имиджа региона СМИ в этнополитических процессах на юге России: Сб. тр.- Краснодар, 2015. -С. 56-64.
46. Арбатская Е.О. Конкуренция региональных СМИ в Интернете // Журналистика в 2008 году: общественная повестка дня и коммуникативные практики СМИ. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. — М.: Факультет 150 журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова; МедиаМир, 2016. С. 271-272.
47. Глебова И. С. Имидж республики Татарстан сегодня и завтра/VPRтехнологии в информационном обществе: Материалы II Всерос. науч.-практ. конф. -Санкт-Петербург, 10-12 ноября 2004 г.- СПб.: Изд-во политехи, ун-та, 2014. -С. 59-61.
48. Дойл Питер. Маркетинг, ориентированный на стоимость.- СПб, Изд. Питер, 2010. - 68.
49. Горенбургов. М.А., Горенбургов Ю.М., Медведев, А.Л. Стратегическое планирование. Учебное пособие.- СПб, ИНЖЭКОН, 2016г., С. 130.
50. Гутман Г.В., Звягинцева О.П., Мироедов А.А. Регион в формировании социального государства.- М."Финансы и статистика", 2015.- С.17
51. Дамодаран А. Инвестиционная оценка. Инструменты и техника оценки любых активов, М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.
52. Еремеев С.Н. Формирование имиджа региона как инструмента управления его развитием: Дис. к-та экон. наук: 08.00.05.- М.- 2009.
53. Двас Г.В. Конкурентные преимущества и риски региональных экономик: анализ и прогнозирование // Управление социально¬экономическим развитием региона: Сб. науч. тр..- СПб.:СПбГИЭУ, 2017.- С.27-39.
54. Жихаревич Б.С, Лимонов Л.Э.,Белова Е.Г. Территориальное стратегическое планирование при переходе к рыночной экономике: опыт городов России/ под общ. ред Васильева С.А..- СПб: МЦСЭИ «Леонтьевский центр», 2013.
55. Двас Г.В. Межбюджетные отношения в свете проблем управления региональной политикой и развития региональных экономик//. Вестник ИНЖЭКОНА.- 2015. - N 4(17). - С.5-19.
56. Джи Б. Имидж фирмы. Планирование, формирование, проджижение.- Изд. Питер, 2012.- С. 34-35
57. Закорин Н.Д. Инвестиционное развитие туристского потенциала региона//Монография.- СПб.- Изд. Д.А.Р.К., 2013.- С.234
58. Козырев А.Н., Макаров В.Л. Оценка стоимости нематериальных активов и интеллектуальной собственности. — М.: РИЦ ГШ ВС РФ, 2013.- с. 198
59. Зубаревич Н.В. Социальное развитие регионов России: проблемы и тенденции переходного периода. — М.: Едиториал УРСС, 2013. - с.34
60. Ишаев В. Основные принципы стратегии социально-экономического развития России// Проблемы теории и практики управления, 2014, №5.-С.21
61. Калюжнова Н.Я. Конкурентоспособность регионов: теория и методология анализа в контексте современного экономического развития : Дис. д-ра экон. наук: 08.00.01, 08.00.05: Иркутск, 2014. С.49.
62. Николаев В.А., Алисов А.Н. и др. Управление развитием города. / Под ред. В.А. Николаева. - М.: МДС, 1999. - 9 п. л. 49. Обухов Р. Максимизация стоимости компании.// Финансовый Директор.-№ 1-2015,- С. 12-17.
63. Карпова Н.Н., Азгальдов Г.Г., Базанчук Е.А., Шаранова Н.А. Практика оценки нематериальных активов и интеллектуальной собственности, М: Мир бизнеса, 2012.
64. Лавров A.M., Сурнин B.C. Реформирование экономики: региональные аспекты. 4.2. Региональный маркетинг и тенденции его развития.- Кемерово, Кузбассвузиздат, 1994 - с.65
65. Мельник И.Н. Социологические исследования как инструмент оценки имиджа региона и губернаторов // Publicity. - 2016. - №1. С.83..
66. Коупленд Том, Коллер Тим, Мурин Джек. Стоимость компаний: оценка и управление. - 3-е изд., перераб. и доп., М.: ЗАО «ОлимпБизнес», 2015. - с.67
67. Лапочкина В.В. Маркетинговый подход к формированию имиджевой стратегии туристских территорий // Сборник материалов III региональной научно-практической конференции по проблемам развития внутреннего туризма в центральной России,— Ярославль, 2014. -с. 27
68. Осетрова А. А. Имидж региона: формула успеха// Publicity. -2006. - № 1.-С. 18-22.
69. Панкрухин А. П.: Муниципальное управление: маркетинг территорий. - М.: Логос, 2002. - 64 с. - (Выпуск 2)
70. Панкрухин А.П. Маркетинг территории - ключ к успеху региона// Маркетинг РБЮ (№ 12 за 2007 г.)
71. Стрижов, С.А. Формирование и развитие системы корпоративной социальной ответственности в современной экономике России: Автореф. Дис: докт. Экон. Наук: 08.00.05; РАГС. - М., 2016. - 47 с.
72. Иванов И.С. - Регион и Федерация: в поисках оптимума. Спецкурс, вып. Под научной редакцией Алексеева Ю.П. М., РАГС, 2015 - с. 154
73. Портер М.Э. Конкуренция.: Пер. с англ..: Уч. пос. - М.: Издательский дом Вильяме, 2012. - С. 495.
74. Региональная экономика: Принципы и модели управления предпринимательским климатом региона: Учебное пособие/ А.П. Градов, Б.И. Кузин, М.Д. Медников, А.С. Соколицин.- СПб: Питер, 2013.-С. 221.
75. Конституция Российской Федерации // Известия. М,- 2013.
76. Римашевская Н.М. Социально-экономические и демографические проблемы современной России // Вестник Российской академии наук.- 2014. - Том 74. - N 3. - С. 209 - 216.
77. Курочкина А.А. Стратегия социально-экономического развития национальной экономики в условиях экономического роста / А.А.Курочкина,А.В.Панков, А.Н.Петров; Федер; агентство по образованию, С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов. - СПб: Издво СПбГУЭФ, 2014. - с.56
78. Танина А.В. Влияние инвестиционного климата региона на развитие городского хозяйства/ А.В.Танина, Л.А.Чернышева.- Гатчина: ЛОИЭиФ, 2017.- С. 55.
79. Рожков И.Я.: Бренды и имиджи. - М.: РИП-холдинг, 2016. - 256с.
80. Савинов Ю.А., Абрамова А.В. Влияние информационных технологий на конкурентоспособность стран в мировой экономике // Вопросы статистики. - 2016. - № 5.
81. Сапрунова В.Б. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. - М.: Ось - 89, 2017.- С. 160.
82. Тихонова Н.С. Брендинг территорий и оценка его эффективности. Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов. - СПб, 2016.- С. 3-4
83. Уколов В.Ф. Механизмы управления развитием региона. - М.: Луч,2012.
84. Управление региональной экономикой. Под ред. И.Н.Козельской,
B. К.Зубковой. - Саратов: СГСЭУ, 2013. - С. 132.
85. Филюков, И.А. Инвестиции Челябинской области: до и после / Бизнес-вестник Южно-Уральской торгово-промышленной палаты 1 (57), 2009г.-С 10-11.
86. Фраймович В.Б. Формирование экономической политики управления хозяйствующими субъектами социальной сферы // Управление социально-экономическим развитием региона: Сб. науч. тр.- СПб.: СПбГИЭУ, 2017.- С. 184-197.
87. Управление социально-экономическим развитием региона: Сборник научных трудов/ Отв.ред. Д.В.Шопенко, В.Б.Фраймович.- СПб: СПбГИЭУ,2013. - С. 25.
88. Ходачек A.M. Управление экономикой в крупном городе: вопросы теории и практики государственного регулирования / СПбГУЭиФ.- СПб: Изд- во СПбГУЭиФ, 2017.
89. Шишкина, М.А. Паблик рилейшнз в системе социального управления / М.А. Шишкина. - СПб.: Паллада-медиа, СЗРЦ РУСИЧ , 2012. -C. 361
90. Шопенко Д.В. Вестник ИНЖЭКОНа №5 (33).- СПб.- 2016г., с.54
91. Черная И.П. Маркетинг имиджа как стратегическое направление территориального маркетинга / Маркетинг в России и за рубежом, — 2012- №4.
92. Концепция социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2025 года (утв. Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20.07.2017 № 884).
93. Чижов Д. Имидж российских регионов: стратегия и методы продвижения // Publicity, №1 (1), 2006. - С.15-18.
94. Шепель В.М. Имиджелогия. Как понравиться людям. - М.: Народное образование, 2012.
95. Шимшилов С. Стратегия современного предпринимательства и социального развития корпораций: Учебник. - М.: Издательскоторговая корпорация Дашков и К, 2014.
96. Программа социально-экономического развития Санкт-Петербурга на 2008- 2011 годы (принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 5 марта 2008 года № 140-24).
97. Шопенко Д.В., Виролайнен О.А. Город и его роль в обеспечении эффективности региональной экономики/ Сборник научных трудов. Управление социально - экономическим развитием региона.- СПб.- 2016.
98. Возрождение и развитие малых городов России. Основные положения Федеральной программы и экономических методов ее практической реализации. М., 2014.
99. Щербакова О. Методы оценки и управления стоимостью компании, основанные на концепции экономической добавленной стоимости // Финансовый менеджмент № 3.- Изд: Финансовый менеджмент.- М, 2013.
100. Ясин Е.Г., Яковлев А. Конкурентоспособность и модернизация российской экономики // Вопросы экономики. - 2014. -N7.- С.4 -34