Управление сферой среднего общего образования территории (на примере Костанайской области Республики Казахстан)
|
Аннотация
ВВЕДЕНИЕ 8
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 13
1.1 Сфера среднего общего образования: понятие, функции,
классификация и факторы, влияющие на ее развитие 13
1.2 Управление сферой среднего общего образования: цели;
инструменты и механизмы. Зарубежный опыт и лучшие отечественные практики 21
1.3 Методика оценки эффективности управления сферой среднего
общего образования в регионе 40
2 АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ КОСТАНАЙСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН 49
2.1 Общие особенности и региональные факторы, влияющие на
управление сферой образования в Костанайской области 49
2.2 Анализ эффективности управления сферой среднего общего образования на примере Костанайской области Республики
Казахстан 54
3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СФЕРЫ СРЕДНЕГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КОСТАНАЙСКОЙ ОБЛАСТИ РК 76
3.1 Рекомендации по совершенствованию управления сферой среднего
общего образования в Костанайской области РК 76
3.2 Оценка эффективности предлагаемого проекта 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ВВЕДЕНИЕ 8
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 13
1.1 Сфера среднего общего образования: понятие, функции,
классификация и факторы, влияющие на ее развитие 13
1.2 Управление сферой среднего общего образования: цели;
инструменты и механизмы. Зарубежный опыт и лучшие отечественные практики 21
1.3 Методика оценки эффективности управления сферой среднего
общего образования в регионе 40
2 АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ КОСТАНАЙСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН 49
2.1 Общие особенности и региональные факторы, влияющие на
управление сферой образования в Костанайской области 49
2.2 Анализ эффективности управления сферой среднего общего образования на примере Костанайской области Республики
Казахстан 54
3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СФЕРЫ СРЕДНЕГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КОСТАНАЙСКОЙ ОБЛАСТИ РК 76
3.1 Рекомендации по совершенствованию управления сферой среднего
общего образования в Костанайской области РК 76
3.2 Оценка эффективности предлагаемого проекта 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
В XXI веке приоритетным становится образование высокого уровня. Роль образования на современном этапе развития России и Казахстана определяется необходимостью преодоления отставания постсоветских стран от мирового уровня. Длительное неприятие общемировых тенденций не могло не отразиться негативно на сфере образования. Модернизация образования должна начинаться с пересмотра подходов к управлению данной сферой. Система общего среднего образования находится под давлением общественного мнения и зависит от запросов социума. Главная причина, обусловившая непрерывные реформы в образовании - неудовлетворенность спектром реализуемых образовательных услуг и качеством получаемого образования. Игнорировать эту проблему нельзя, т.к. в соответствии с Конституцией Российской Федерации гражданам гарантируются общедоступность и бесплатность основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях[1], а по Конституции Республики Казахстан- бесплатное среднее образование в государственных учебных заведениях [2]. Общее образование в России и среднее образование в Казахстане обязательно. Государство устанавливает общеобязательные стандарты образования. Деятельность любых учебных заведений должна соответствовать этим стандартам.
Образовательная система Республики Казахстан сейчас переживает коренную ломку во всём: от образовательных программ и стандартов образования до реформ управления сферой общего среднего образования. Этот неоднозначный процесс фактически расколол общество на два больших лагеря - сторонников и противников новой образовательной системы и повлиял на отток части населения в Российскую Федерацию. Образование в России также является причиной жгучих дискуссий. Гигантская система, в которой обучаются и работают более 40 миллионов человек, является плоскостью пересечения интересов почти всех субъектов общественных отношений, а это требует согласования этих интересов и их практической реализации. Сферы образования России и Казахстана имеют схожие проблемы: от недостаточного финансирования до недостаточно качественной реализации государственных программ во всех звеньях системы, медленное внедрение инноваций, в частности внедрения цифровизации в управление образованием, феминизация профессии учителя. В Казахстане обострились вопросы закрытия малокомплектных школ, кадровый «голод», неготовность учительского контингента к реализации программ обновленного содержания образования, некачественные учебники и т.д. Не созданы адекватная законодательная база и система материального и морального стимулирования труда педагога и повышения его социального статуса. Но главная проблема заключается в неготовности значительной части жителей Казахстана к принятию реформ, проводимых «сверху». Это нарушает социальную стабильность, сохранение которой является одной из приоритетных задач образования.
Модернизируя систему управления общим средним образованием в Казахстане, необходимо расширять права и повышать ответственность региональных и местных органов и самих образовательных учреждений - это очевидно. Но, не менее важным является усиление ответственности центральных органов власти, особенно Министерства образования и науки РК, за оптимальное функционирование системы образования в республике. Нововведения осуществляются широкомасштабно в рамках целого государства, без учёта мнения учительства, родительской общественности, реалий развития общества и государства. Это превратилось в общегосударственный социальный эксперимент. В создавшихся условиях задачей регионального управления образованием становится грамотное руководство новыми процессами.
Таким образом, актуальность работы определяется следующими обстоятельствами: противоречиями новой системы общего среднего образования в Республике Казахстан и необходимостью изменения управления данной сферой , избавления от остатков прежней номенклатурно-бюрократической системы и поиска новых путей эффективности управления. Модернизация общественных отношений России и Казахстана происходит в условиях открытого общества, интегрированного в мировую культуру и в мировое хозяйство. Провозглашение приоритета образования - это, прежде всего, создание новых общественных отношений в системе образования.
...
Образовательная система Республики Казахстан сейчас переживает коренную ломку во всём: от образовательных программ и стандартов образования до реформ управления сферой общего среднего образования. Этот неоднозначный процесс фактически расколол общество на два больших лагеря - сторонников и противников новой образовательной системы и повлиял на отток части населения в Российскую Федерацию. Образование в России также является причиной жгучих дискуссий. Гигантская система, в которой обучаются и работают более 40 миллионов человек, является плоскостью пересечения интересов почти всех субъектов общественных отношений, а это требует согласования этих интересов и их практической реализации. Сферы образования России и Казахстана имеют схожие проблемы: от недостаточного финансирования до недостаточно качественной реализации государственных программ во всех звеньях системы, медленное внедрение инноваций, в частности внедрения цифровизации в управление образованием, феминизация профессии учителя. В Казахстане обострились вопросы закрытия малокомплектных школ, кадровый «голод», неготовность учительского контингента к реализации программ обновленного содержания образования, некачественные учебники и т.д. Не созданы адекватная законодательная база и система материального и морального стимулирования труда педагога и повышения его социального статуса. Но главная проблема заключается в неготовности значительной части жителей Казахстана к принятию реформ, проводимых «сверху». Это нарушает социальную стабильность, сохранение которой является одной из приоритетных задач образования.
Модернизируя систему управления общим средним образованием в Казахстане, необходимо расширять права и повышать ответственность региональных и местных органов и самих образовательных учреждений - это очевидно. Но, не менее важным является усиление ответственности центральных органов власти, особенно Министерства образования и науки РК, за оптимальное функционирование системы образования в республике. Нововведения осуществляются широкомасштабно в рамках целого государства, без учёта мнения учительства, родительской общественности, реалий развития общества и государства. Это превратилось в общегосударственный социальный эксперимент. В создавшихся условиях задачей регионального управления образованием становится грамотное руководство новыми процессами.
Таким образом, актуальность работы определяется следующими обстоятельствами: противоречиями новой системы общего среднего образования в Республике Казахстан и необходимостью изменения управления данной сферой , избавления от остатков прежней номенклатурно-бюрократической системы и поиска новых путей эффективности управления. Модернизация общественных отношений России и Казахстана происходит в условиях открытого общества, интегрированного в мировую культуру и в мировое хозяйство. Провозглашение приоритета образования - это, прежде всего, создание новых общественных отношений в системе образования.
...
Роль образования для любого государства играет первоочередную роль, так как не просто поддерживает интеллектуальный потенциал народа, а обеспечивает развитие всех сфер общества, является базой для развития экономики и науки. Актуальность выбранной темы заключается в том, что образование - значимая составляющая социальной сферы, поэтому находится под пристальным вниманием государства и каждого члена общества. Сфера общего среднего образования уже много лет не выходит из фазы непрерывных реформ, являющихся составной частью модернизации государства. В Казахстане эта сфера переживает коренную ломку и вызывает неоднозначную реакцию в обществе. Государство определяет образовательные стандарты, по которым ведется обучение, законодательно обеспечивает обязательность общего среднего образования, финансирует данную сферу. Качество и результативность системы образования зависят от многих факторов, основным из которых является управление.
Целью работы выбрано исследование управления сферой общего среднего образования Костанайской области Республики Казахстан. Проведенное исследование позволило сделать несколько важных выводов, на основе которых были предложены направления совершенствования данной сферой.
Система образования развивается под воздействием многочисленных внутренних и внешних факторов. Управление сферой общего среднего образования - это сложный и многогранный процесс, который регулирует достижение целей политики в области образования, постановку задач управления; включает в себя планирование деятельности по реализации данных задач. Цели ставятся в зависимости от государственных, региональных интересов, либо на основании проведенного мониторинга. Функции управления направлены на сочетание государственных и общественных начал, они варьируются в зависимости от уровня управления.
Точки зрения на понятие «управление сферой образования» зависят от подхода: процессуально-деятельностного, системного, качественного или
диалогового. Эффективность механизмов управления - важная составляющая функционирования системы образования, о чем доказательно говорит рассмотренный в исследовании положительный опыт управления в России, Казахстане.
Управление руководствуется универсальными и специфическими принципами, использует различные инструменты, среди которых важную роль играют компьютерные и цифровые технологии. В разделе проанализирован положительный опыт Сингапура, Японии, Южной Кореи, Финляндии - эти страны возглавляют рейтинг ОЭСР на основании теста PISA - 2015, проводимого каждые три года. Это страны высокого уровня цифровизации, компьютеризации.
Существует множество методик оценки эффективности управления сферой образования, среди которых рассмотрены подробно методики Костенко И.В. и Головчина М.А., выявлены общие черты методик - оценка эффективности по блокам.
Для оценки эффективности управления сферой общего среднего образования Костанайской области РК автором были определены показатели по 4 группам: качество образования, условия доступности образования, кадровые и финансовые ресурсы, материально-техническое обеспечение, ИКТ и цифровизация. На основе данных показателей проведен вертикальный, горизонтальный анализ.
В ходе данного исследования выяснилось, что региональные власти пока не могут в полной мере обеспечить и достичь должного качества уровня образования. Определены причины, по которым Костанайская область в рейтинге регионов отстает по отдельным показателям. Среди проблем - дефицит педагогических кадров, в особенности молодых; нехватка образовательных учреждений, большого количества малокомплектных школ, необходимость капитального ремонта зданий. Вызывает озабоченность и высокая степень нагрузки учителей, которая постоянно возрастает и сказывается на эффективности образовательной деятельности. Одной из проблем является недостаточный уровень цифровизации и информатизации.
Возможности для улучшения ситуации есть и они были рассмотрены в работе. Предложены возможные пути решения проблем.
Предлагаемый в исследовании проект - создание кабинетов робототехники в школах области разработан на примере КГУ «Школа-гимназия № 10» акимата города Рудного в рамках программы «Цифровой Казахстан» как пилотный проект. Социальная эффективность данного проекта поможет в перспективе изменить положение Костанайской области в рейтинге систем образования республики в лучшую сторону.
Получение образования, становится постоянной заботой каждого человека и должна быть одной из самых привлекательных сторон его жизни, доставляя ему радость, удовлетворение, ощущение собственного достоинства. Именно поэтому органы государственной и региональной власти должны делать всё возможное для достижения этой цели. А в рамках проведённого исследования следует отметить, что деятельность органов местного управления должна быть эффективной и четко направленной на курс по поддержанию и развитию достойного уровня организации содержания и развития образовательных учреждений общего образования.
Целью работы выбрано исследование управления сферой общего среднего образования Костанайской области Республики Казахстан. Проведенное исследование позволило сделать несколько важных выводов, на основе которых были предложены направления совершенствования данной сферой.
Система образования развивается под воздействием многочисленных внутренних и внешних факторов. Управление сферой общего среднего образования - это сложный и многогранный процесс, который регулирует достижение целей политики в области образования, постановку задач управления; включает в себя планирование деятельности по реализации данных задач. Цели ставятся в зависимости от государственных, региональных интересов, либо на основании проведенного мониторинга. Функции управления направлены на сочетание государственных и общественных начал, они варьируются в зависимости от уровня управления.
Точки зрения на понятие «управление сферой образования» зависят от подхода: процессуально-деятельностного, системного, качественного или
диалогового. Эффективность механизмов управления - важная составляющая функционирования системы образования, о чем доказательно говорит рассмотренный в исследовании положительный опыт управления в России, Казахстане.
Управление руководствуется универсальными и специфическими принципами, использует различные инструменты, среди которых важную роль играют компьютерные и цифровые технологии. В разделе проанализирован положительный опыт Сингапура, Японии, Южной Кореи, Финляндии - эти страны возглавляют рейтинг ОЭСР на основании теста PISA - 2015, проводимого каждые три года. Это страны высокого уровня цифровизации, компьютеризации.
Существует множество методик оценки эффективности управления сферой образования, среди которых рассмотрены подробно методики Костенко И.В. и Головчина М.А., выявлены общие черты методик - оценка эффективности по блокам.
Для оценки эффективности управления сферой общего среднего образования Костанайской области РК автором были определены показатели по 4 группам: качество образования, условия доступности образования, кадровые и финансовые ресурсы, материально-техническое обеспечение, ИКТ и цифровизация. На основе данных показателей проведен вертикальный, горизонтальный анализ.
В ходе данного исследования выяснилось, что региональные власти пока не могут в полной мере обеспечить и достичь должного качества уровня образования. Определены причины, по которым Костанайская область в рейтинге регионов отстает по отдельным показателям. Среди проблем - дефицит педагогических кадров, в особенности молодых; нехватка образовательных учреждений, большого количества малокомплектных школ, необходимость капитального ремонта зданий. Вызывает озабоченность и высокая степень нагрузки учителей, которая постоянно возрастает и сказывается на эффективности образовательной деятельности. Одной из проблем является недостаточный уровень цифровизации и информатизации.
Возможности для улучшения ситуации есть и они были рассмотрены в работе. Предложены возможные пути решения проблем.
Предлагаемый в исследовании проект - создание кабинетов робототехники в школах области разработан на примере КГУ «Школа-гимназия № 10» акимата города Рудного в рамках программы «Цифровой Казахстан» как пилотный проект. Социальная эффективность данного проекта поможет в перспективе изменить положение Костанайской области в рейтинге систем образования республики в лучшую сторону.
Получение образования, становится постоянной заботой каждого человека и должна быть одной из самых привлекательных сторон его жизни, доставляя ему радость, удовлетворение, ощущение собственного достоинства. Именно поэтому органы государственной и региональной власти должны делать всё возможное для достижения этой цели. А в рамках проведённого исследования следует отметить, что деятельность органов местного управления должна быть эффективной и четко направленной на курс по поддержанию и развитию достойного уровня организации содержания и развития образовательных учреждений общего образования.





