Исследование адекватности налогового бремени малого бизнеса в Российской Федерации и США
|
Аннотация
ВВЕДЕНИЕ 8
1 МАЛЫЙ БИЗНЕС В ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СРЕДЕ
1.1 Правовые формы организации малых фирм. Международный опыт 9
1.2 Современные технологии налогообложения в РФ и зарубежных странах
1.2.1 Россия 21
1.2.2 США 28
1.2.3 Германия 38
1.2.4 Европа и Азия 44
1.2.5 Китай 49
1.3 Сравнение регулирования деятельности МСП в России и зарубежных
странах 52
2 ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕНЕВОЙ АКТИВНОСТИ МАЛОГО БИЗНЕСА
2.1 Институциональный анализ проблемы уклонения от уплаты налогов 69
2.2 Оценка масштабов уклонения от налогов в РФ в секторе малого
предпринимательства 84
2.3 Институциональный подход к оценке государственной поддержки
СМСП на примере Челябинской области 99
3 НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ И США
3.1 Современные проблемы в сфере налогообложения малого бизнеса
в США и России 116
3.2 Сравнительный анализ налоговых отчислений МСП России и США 125
3.3 Оценка налогового бремени малого бизнеса в США и РФ 139
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 154
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 156
ПРИЛОЖЕНИЕ. Исходные данные для расчета корреляции 168
ВВЕДЕНИЕ 8
1 МАЛЫЙ БИЗНЕС В ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СРЕДЕ
1.1 Правовые формы организации малых фирм. Международный опыт 9
1.2 Современные технологии налогообложения в РФ и зарубежных странах
1.2.1 Россия 21
1.2.2 США 28
1.2.3 Германия 38
1.2.4 Европа и Азия 44
1.2.5 Китай 49
1.3 Сравнение регулирования деятельности МСП в России и зарубежных
странах 52
2 ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕНЕВОЙ АКТИВНОСТИ МАЛОГО БИЗНЕСА
2.1 Институциональный анализ проблемы уклонения от уплаты налогов 69
2.2 Оценка масштабов уклонения от налогов в РФ в секторе малого
предпринимательства 84
2.3 Институциональный подход к оценке государственной поддержки
СМСП на примере Челябинской области 99
3 НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ И США
3.1 Современные проблемы в сфере налогообложения малого бизнеса
в США и России 116
3.2 Сравнительный анализ налоговых отчислений МСП России и США 125
3.3 Оценка налогового бремени малого бизнеса в США и РФ 139
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 154
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 156
ПРИЛОЖЕНИЕ. Исходные данные для расчета корреляции 168
Развитие малого предпринимательства - не только одно из ключевых условий обновления страны, обновления экономики, повышения её устойчивости, но и в целом успешного движения вперёд, реализация огромного творческого, созидательного предпринимательского потенциала. Важная роль отведена становлению малого бизнеса, являющемуся инструментом регулирования экономических отношений. Анализ экономической ситуации в России служит индикатором развития малого предпринимательства.
В настоящее время считается, что ключевым фактором для развития малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) является качество институциональной среды. В этой связи ставится вопрос об адекватности административных требований, предъявляемых к малому бизнесу в части налогообложения.
Цель ВКР: нахождение и оценка величины налогового бремени малого предприятия на примерах мини кондитерских, ведущих свою предпринимательскую деятельность в России и США.
В соответствии с намеченной целью в данной дипломной работе поставлены следующие задачи:
• Изучение разновидностей правовых форм организации малых фирм, современных технологий налогообложения в России и зарубежных странах;
• Исследование теневой активности малого бизнеса;
• Детальный разбор механизмов налогообложения малого бизнеса в России и США и оценка налоговой нагрузки предприятий в 2018 году.
Существование огромного количества методов исследований на сегодняшний день предоставляет возможность применить их в рамках данной ВКР многогранно. Использованы: обзор литературы по теме, анализ базы статистических данных, определение корреляционных зависимостей, применение типовых формул для сформированных данных и аналитические умозаключения.
В настоящее время считается, что ключевым фактором для развития малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) является качество институциональной среды. В этой связи ставится вопрос об адекватности административных требований, предъявляемых к малому бизнесу в части налогообложения.
Цель ВКР: нахождение и оценка величины налогового бремени малого предприятия на примерах мини кондитерских, ведущих свою предпринимательскую деятельность в России и США.
В соответствии с намеченной целью в данной дипломной работе поставлены следующие задачи:
• Изучение разновидностей правовых форм организации малых фирм, современных технологий налогообложения в России и зарубежных странах;
• Исследование теневой активности малого бизнеса;
• Детальный разбор механизмов налогообложения малого бизнеса в России и США и оценка налоговой нагрузки предприятий в 2018 году.
Существование огромного количества методов исследований на сегодняшний день предоставляет возможность применить их в рамках данной ВКР многогранно. Использованы: обзор литературы по теме, анализ базы статистических данных, определение корреляционных зависимостей, применение типовых формул для сформированных данных и аналитические умозаключения.
Результатами данной ВКР являются:
• Вывод о том, что на сегодняшний день не существует единой мировой методики и стандарта отнесения предприятий к малому бизнесу. Так же понятие «малое предприятие» до сих пор не имеет единого определения. Каждая страна определяет свои собственные критерии, однако из общего, во всех рассматриваемых в данной работе странах присутствует требование к размеру численности работников предприятия и годовой выручке. Что касается организационно-правовых форм ведения малого предпринимательства в мире, то они так же различны, хотя определенно существуют формы, являющиеся аналогами в различных странах. Например, российский ИП и американский Sole Proprietorship, ООО в России, LLC в США и Командное общество в Г ермании и т. д. Такая же ситуация и с режимами налогообложения МСП.
• При исследовании причин уклонения от уплаты налогов в России, наиболее часто встречающиеся оказались: коррупция, высокий уровень налогообложения (однако в России налоговая нагрузка одна из самых низких - либеральных в мире - выше нагрузка в США и Европе.), запутанная система налогообложения (законодательство), уверенность в безнаказанности своих действий.
• В России в отличие от общемирового тренда, доверие к институциональной среде тем выше, чем ниже человеческий капитал у гражданина. Интересно, что низкое доверие к власти уживается с высоким доверием к президенту и председателю Правительства - то есть к конкретным личностям.
• Корреляционный анализ доверия регионов и уровня теневой активности показал: чем выше рейтинг у власти в субъекте, тем там выше теневая активность (размер корреляционной зависимости равен -0,78 -сильная обратная связь). С чем такое противоречие может быть связано? Скорее всего, с таким феноменом и сравнительно новой наукой как экономическая психология. Сейчас можно лишь предположить о причинах существующей взаимосвязи. Чем выше рейтинг губернатора (то есть он более вовлечен в деятельность региона), тем больше проводится мер по выявлению неформальной занятости, например, существуют и активно ведут свою работу межведомственные группы или комиссии по контролю и пресечению теневой экономики. Либо поставить под вопрос открытость и всесторонность рейтинга губернаторов, удостовериться в компетентности суждений экспертов или наоборот опровергнуть.
• Рассмотрев программу поддержки предпринимательства в городе Челябинске резюмировали, что для получения субсидии субъекту СМСП необходимо выполнить достаточно много условий, однако уровень транзакционных издержек СМСП при этом нельзя назвать существенным. Полагаем, что существующий механизм поддержки сегодня обречен на низкую востребованность со стороны СМСП в силу высокого уровня транзакционных издержек, связанных не с самим фактом получения помощи, а с потерей выгод от нахождения в «тени». Учитывая, что получать субсидию каждый год для СМСП невозможно, поскольку требованиями конкурса заложен приоритет новым претендентам, то привлекательность и выгодность открытия бизнеса органам власти, значительно снижается.
• Российская система налогообложения обладает рядом преимуществ перед американской, поскольку, во-первых в России предприниматели могут самостоятельно выбирать режим налогообложения из широкого разнообразия, а вот в США, в отличие от России, отсутствуют особые налоговые режимы для МСП. Во-вторых, в России система проще, не надо распределять выплату налогов по уровням уплаты, отсутствует сложность заполнения деклараций и штрафов.
• В России возможности по снижению налогового бремени для сферы общественного питания гораздо выше, чем в США, ввиду того, что существует выбор оптимального режима налогообложения.
• В целом можно сделать вывод об адекватности налогового бремени малых предприятий сферы общественного питания в Российской Федерации.
• Вывод о том, что на сегодняшний день не существует единой мировой методики и стандарта отнесения предприятий к малому бизнесу. Так же понятие «малое предприятие» до сих пор не имеет единого определения. Каждая страна определяет свои собственные критерии, однако из общего, во всех рассматриваемых в данной работе странах присутствует требование к размеру численности работников предприятия и годовой выручке. Что касается организационно-правовых форм ведения малого предпринимательства в мире, то они так же различны, хотя определенно существуют формы, являющиеся аналогами в различных странах. Например, российский ИП и американский Sole Proprietorship, ООО в России, LLC в США и Командное общество в Г ермании и т. д. Такая же ситуация и с режимами налогообложения МСП.
• При исследовании причин уклонения от уплаты налогов в России, наиболее часто встречающиеся оказались: коррупция, высокий уровень налогообложения (однако в России налоговая нагрузка одна из самых низких - либеральных в мире - выше нагрузка в США и Европе.), запутанная система налогообложения (законодательство), уверенность в безнаказанности своих действий.
• В России в отличие от общемирового тренда, доверие к институциональной среде тем выше, чем ниже человеческий капитал у гражданина. Интересно, что низкое доверие к власти уживается с высоким доверием к президенту и председателю Правительства - то есть к конкретным личностям.
• Корреляционный анализ доверия регионов и уровня теневой активности показал: чем выше рейтинг у власти в субъекте, тем там выше теневая активность (размер корреляционной зависимости равен -0,78 -сильная обратная связь). С чем такое противоречие может быть связано? Скорее всего, с таким феноменом и сравнительно новой наукой как экономическая психология. Сейчас можно лишь предположить о причинах существующей взаимосвязи. Чем выше рейтинг губернатора (то есть он более вовлечен в деятельность региона), тем больше проводится мер по выявлению неформальной занятости, например, существуют и активно ведут свою работу межведомственные группы или комиссии по контролю и пресечению теневой экономики. Либо поставить под вопрос открытость и всесторонность рейтинга губернаторов, удостовериться в компетентности суждений экспертов или наоборот опровергнуть.
• Рассмотрев программу поддержки предпринимательства в городе Челябинске резюмировали, что для получения субсидии субъекту СМСП необходимо выполнить достаточно много условий, однако уровень транзакционных издержек СМСП при этом нельзя назвать существенным. Полагаем, что существующий механизм поддержки сегодня обречен на низкую востребованность со стороны СМСП в силу высокого уровня транзакционных издержек, связанных не с самим фактом получения помощи, а с потерей выгод от нахождения в «тени». Учитывая, что получать субсидию каждый год для СМСП невозможно, поскольку требованиями конкурса заложен приоритет новым претендентам, то привлекательность и выгодность открытия бизнеса органам власти, значительно снижается.
• Российская система налогообложения обладает рядом преимуществ перед американской, поскольку, во-первых в России предприниматели могут самостоятельно выбирать режим налогообложения из широкого разнообразия, а вот в США, в отличие от России, отсутствуют особые налоговые режимы для МСП. Во-вторых, в России система проще, не надо распределять выплату налогов по уровням уплаты, отсутствует сложность заполнения деклараций и штрафов.
• В России возможности по снижению налогового бремени для сферы общественного питания гораздо выше, чем в США, ввиду того, что существует выбор оптимального режима налогообложения.
• В целом можно сделать вывод об адекватности налогового бремени малых предприятий сферы общественного питания в Российской Федерации.





