Управление устойчивым развитием социально-экономических систем (на примере г. Нижневартовск)
|
Введение
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМ
УСТОЙЧИВОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2. МЕТОДОЛОГИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ И МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ
3 ОЦЕНКА И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НИЖНЕВАРТОВСКА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМ
УСТОЙЧИВОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2. МЕТОДОЛОГИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ И МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ
3 ОЦЕНКА И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НИЖНЕВАРТОВСКА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Актуальность темы. Современный этап общественного развития характеризуется определенными особенностями. Прежде всего следует, что продолжающаяся глобализация социально-экономических процессов и межотраслевой интеграции ведущих субъектов экономической деятельности (крупный бизнес), контролирующих огромные территории, а также активная хозяйственная деятельность жителей, проживающих в определенных населенных пунктах, входящих в состав местного сообщества, свою личную и коллективную хозяйственную деятельность ведут путем бесконтрольного, варварского использования природных ресурсов объектом (субъектом) управления, что приводит к их истощению или уничтожению.
Следует отметить, что как субъект административно -правового регулирования муниципальное образования является важным системным элементом, базой социально-экономического развития территории. В условиях реформирования местного самоуправления требуется пересмотр стратегической ориентации развития муниципальных образований, нацеленной на воссоздание их способностей к самостоятельному развитию (саморазвитию) на базе собственных ресурсов.
Кроме того, традиционная модель экономического роста стран, регионов и городов к настоящему времени себя исчерпала. Сложившиеся модели развития и соответствующий характер производства и потребления не являются устойчивыми но своей сути. Имеющиеся концепции устойчивого развития, которые определяют стратегические задачи глобального и государственного уровней, глубоко не затрагивают региональные и тем более локальные (городские) уровни.
В этой связи, развитие муниципальных образований в современных условиях зависит не столько от объемов имеющихся ресурсов, сколько от способности управленческих кадров муниципалитета организовать их эффективное использование. Это связано с тем, что происходящие в стране с начала 90 -х гг. принципиальные изменения в управлении муниципальным хозяйством направлены на повышение роли и усиление самостоятельности местной власти при значительном снижении влияния органов государственной власти на социально-экономические процессы на территориях.
Что касается экологического аспекта как элемента устойчивости, за последнее время их число и последствия значительно возросли. В возникновении целого ряда экологических проблем определяющую роль сыграло отставание экономической мысли. Многие отечественные ученые не придавали должного значения ограничениям в экологическом развитии стран, регионов и городов, как это сделано на западе Элинор Остром (Нобелевский лауреат). Обострение экологических проблем во второй половине XX в. поставило перед экономической наукой задачу разработки принципиально новых концепций развития. Популярными становятся эколого-экономические исследования в виде разработки программ устойчивого развития. Однако, термин «устойчивое развитие» используется во многих случаях бет необходимого осмысления.
Все это отражается и на политике государства. Так Президент В. Путин в статье «Демократия и качество государства» характеризует местное самоуправление как школу ответственности граждан, «профессионально - политическое училище» позволяющую формировать такие ключевые компетенции начинающего политика, как способность договариваться с разными социальными и профессиональными группами, понятно доносить свои идеи до людей, защищать права и интересы своих избирателей.
К основным причинам неэффективности управления следует отнести: недостаточное финансирование и материально-техническая обеспеченность субъектов управления; недостаточную правовую регламентацию механизма правоприменения в рассматриваемой сфере и административной правосубъектности субъектов правоприменения, в том числе и в части касающейся отсутствия механизма жесткого контроля и своевременного выявления угроз экологического свойства, бесконтрольного, варварского использования природных ресурсов объектом (субъектом) управления, что приводит к их истощению или уничтожению. Также значительное влияние данное состояние влияет отсутствие механизма ротации кадров, непосредственно связанных с управлением системой природных ресурсов.
...
Следует отметить, что как субъект административно -правового регулирования муниципальное образования является важным системным элементом, базой социально-экономического развития территории. В условиях реформирования местного самоуправления требуется пересмотр стратегической ориентации развития муниципальных образований, нацеленной на воссоздание их способностей к самостоятельному развитию (саморазвитию) на базе собственных ресурсов.
Кроме того, традиционная модель экономического роста стран, регионов и городов к настоящему времени себя исчерпала. Сложившиеся модели развития и соответствующий характер производства и потребления не являются устойчивыми но своей сути. Имеющиеся концепции устойчивого развития, которые определяют стратегические задачи глобального и государственного уровней, глубоко не затрагивают региональные и тем более локальные (городские) уровни.
В этой связи, развитие муниципальных образований в современных условиях зависит не столько от объемов имеющихся ресурсов, сколько от способности управленческих кадров муниципалитета организовать их эффективное использование. Это связано с тем, что происходящие в стране с начала 90 -х гг. принципиальные изменения в управлении муниципальным хозяйством направлены на повышение роли и усиление самостоятельности местной власти при значительном снижении влияния органов государственной власти на социально-экономические процессы на территориях.
Что касается экологического аспекта как элемента устойчивости, за последнее время их число и последствия значительно возросли. В возникновении целого ряда экологических проблем определяющую роль сыграло отставание экономической мысли. Многие отечественные ученые не придавали должного значения ограничениям в экологическом развитии стран, регионов и городов, как это сделано на западе Элинор Остром (Нобелевский лауреат). Обострение экологических проблем во второй половине XX в. поставило перед экономической наукой задачу разработки принципиально новых концепций развития. Популярными становятся эколого-экономические исследования в виде разработки программ устойчивого развития. Однако, термин «устойчивое развитие» используется во многих случаях бет необходимого осмысления.
Все это отражается и на политике государства. Так Президент В. Путин в статье «Демократия и качество государства» характеризует местное самоуправление как школу ответственности граждан, «профессионально - политическое училище» позволяющую формировать такие ключевые компетенции начинающего политика, как способность договариваться с разными социальными и профессиональными группами, понятно доносить свои идеи до людей, защищать права и интересы своих избирателей.
К основным причинам неэффективности управления следует отнести: недостаточное финансирование и материально-техническая обеспеченность субъектов управления; недостаточную правовую регламентацию механизма правоприменения в рассматриваемой сфере и административной правосубъектности субъектов правоприменения, в том числе и в части касающейся отсутствия механизма жесткого контроля и своевременного выявления угроз экологического свойства, бесконтрольного, варварского использования природных ресурсов объектом (субъектом) управления, что приводит к их истощению или уничтожению. Также значительное влияние данное состояние влияет отсутствие механизма ротации кадров, непосредственно связанных с управлением системой природных ресурсов.
...
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы получены следующие выводы и результаты:
Рассматривая устойчивость как сбалансированное развитие социально - экономической системы, следует учитывать основную цель социального управления - обеспечение качества жизни людей. Устойчивость развития муниципального образования, следует рассматривать с позиции системного анализа, с учетом внутренне и внешне обусловленных факторов. Представляя муниципальное образование как самостоятельную социально-экономическую систему необходимо считать приоритетными экономические факторы, обеспечивающих ее устойчивое развитие. Внешне обусловленные факторы, влияющие на степень устойчивости, напрямую зависят на соотношение межгосударственно-управленческих связей, имеющих глобальный характер, а также эффективный механизм планетарного контроля за выполнением функций и задач, обеспечивающих устойчивое развитие планеты.
Классифицируя индикаторы устойчивого развития социально -экономической системы, можно выделить три их группы - касающиеся населения, системы жизнеобеспечения, состояние окружающей среды. Исследуя критерии устойчивости муниципального образования как социально-экономической системы, необходимо также учитывать и степень взаимодействия муниципалитета и уровень развития и направленность экономики.
Устойчивое развитие муниципальных районов, поселений и межмуниципальных территорий должно обеспечиваться путем сохранения и повышения социальной и экономического постоянства, неизменности, что позволит организованно формироваться на неизменной прочной основе производительным силам и общественным отношениям.
Исследуя муниципальное образование как социально-экономическую систему в местностях, приравненным к крайнему северу, были рассмотрены основные показатели социально-экономической устойчивости развития муниципального образования на примере прогноза социально-экономического развития Нижневартовского района ХМАО-Югры. Степень уровень муниципального образования как экономической системы, свидетельствует об эффективности использования им ограниченных природных и материальных ресурсов и степень удовлетворения личных и общественных потребностей по количеству качеству, структуре производимой продукции, услуг и в целом общественных благ, что предполагает наличие соответствующей совокупности технических и социальноэкономических форм организации производственного процесса и хозяйственной деятельности в целом.
Мировой и российский опыт показывает, что методы обеспечения устойчивого развития муниципальных социально -экономических систем, в том числе экономические стратегии, программы, инвестиционные проекты, должны разрабатываться и реализовываться с учетом особенностей муниципалитета. Применяемые на практике методы, обеспечивающие устойчивость, должны быть ориентированы на создание и муниципальная поддержка местной информационной системы, способной обеспечить устойчивое развитие муниципальных социально-экономических систем.
Отечественный опыт планирования развития муниципальных образований на основе механизма стратегического управления, основывается на практике городов европейских стран, с многовековой устойчивой рыночной экономикой. Соответственно в реалиях отечественной экономики, рассмотреть опыт устойчивого развития городских округов представляется весьма затруднительным.Программно-целевой метод бюджетного планирования состоит в выборе приоритетов и их реализации путем в заданные сроки с эффективным использованием бюджетных средств. Данный метод дает возможность достижения целей, предусматривающих коренные структурные сдвиги в развитии муниципальных экономик.
В свою очередь муниципалитеты стран Европы и Америки проявляют все больший интерес к плановой экономике как способу консолидации совместных действий предпринимателей, общественности и администрации территориального образования частного и общественного секторов в реализации результатов по улучшению качественного состояния города
Воплощенные идеи по изменению социально -экономических черт социума обусловили возникновение современной специальности—эксперта по развитию местных сообществ, а затем и соответствующего направления в мировой социальной науке. В существующем виде структура «икстеншн» включает в себя основные аспекты социальной адаптации людей к возникшим кардинальным переменам в условиях социальной среды, и требующих кардинального и быстрого алгоритма действий, возникших в кризисных условиях жизни.
Анализ уровня социально-экономического развития Нижневартовска показал следующее. Современный Нижневартовск - один из крупнейших центров российской нефтяной промышленности. В структуре промышленности ведущую роль занимает добыча полезных ископаемых. Нижневартовск - один из ведущих городов по добыче и переработки нефти и газа. В сфере нефте - и газодобычи и переработки ситуация стабильна, т.е. объемы постоянно растут. Положительная динамика объясняется высоким качеством углеводородов, которые добываются на данной территории. В течение всего анализируемого периода наблюдается рост объема отгруженных товаров. Так, в 2017 г. прирост по отношению к 2014 г. составил 3 391,1 млн. руб. Однако по итогам 2018 г. зафиксировано снижение на 2 236,8 млн. руб. Снижение обусловлено как ростом цен, так и небольшой стагнацией, связанной с нестабильными экономическими условиями.
...
Рассматривая устойчивость как сбалансированное развитие социально - экономической системы, следует учитывать основную цель социального управления - обеспечение качества жизни людей. Устойчивость развития муниципального образования, следует рассматривать с позиции системного анализа, с учетом внутренне и внешне обусловленных факторов. Представляя муниципальное образование как самостоятельную социально-экономическую систему необходимо считать приоритетными экономические факторы, обеспечивающих ее устойчивое развитие. Внешне обусловленные факторы, влияющие на степень устойчивости, напрямую зависят на соотношение межгосударственно-управленческих связей, имеющих глобальный характер, а также эффективный механизм планетарного контроля за выполнением функций и задач, обеспечивающих устойчивое развитие планеты.
Классифицируя индикаторы устойчивого развития социально -экономической системы, можно выделить три их группы - касающиеся населения, системы жизнеобеспечения, состояние окружающей среды. Исследуя критерии устойчивости муниципального образования как социально-экономической системы, необходимо также учитывать и степень взаимодействия муниципалитета и уровень развития и направленность экономики.
Устойчивое развитие муниципальных районов, поселений и межмуниципальных территорий должно обеспечиваться путем сохранения и повышения социальной и экономического постоянства, неизменности, что позволит организованно формироваться на неизменной прочной основе производительным силам и общественным отношениям.
Исследуя муниципальное образование как социально-экономическую систему в местностях, приравненным к крайнему северу, были рассмотрены основные показатели социально-экономической устойчивости развития муниципального образования на примере прогноза социально-экономического развития Нижневартовского района ХМАО-Югры. Степень уровень муниципального образования как экономической системы, свидетельствует об эффективности использования им ограниченных природных и материальных ресурсов и степень удовлетворения личных и общественных потребностей по количеству качеству, структуре производимой продукции, услуг и в целом общественных благ, что предполагает наличие соответствующей совокупности технических и социальноэкономических форм организации производственного процесса и хозяйственной деятельности в целом.
Мировой и российский опыт показывает, что методы обеспечения устойчивого развития муниципальных социально -экономических систем, в том числе экономические стратегии, программы, инвестиционные проекты, должны разрабатываться и реализовываться с учетом особенностей муниципалитета. Применяемые на практике методы, обеспечивающие устойчивость, должны быть ориентированы на создание и муниципальная поддержка местной информационной системы, способной обеспечить устойчивое развитие муниципальных социально-экономических систем.
Отечественный опыт планирования развития муниципальных образований на основе механизма стратегического управления, основывается на практике городов европейских стран, с многовековой устойчивой рыночной экономикой. Соответственно в реалиях отечественной экономики, рассмотреть опыт устойчивого развития городских округов представляется весьма затруднительным.Программно-целевой метод бюджетного планирования состоит в выборе приоритетов и их реализации путем в заданные сроки с эффективным использованием бюджетных средств. Данный метод дает возможность достижения целей, предусматривающих коренные структурные сдвиги в развитии муниципальных экономик.
В свою очередь муниципалитеты стран Европы и Америки проявляют все больший интерес к плановой экономике как способу консолидации совместных действий предпринимателей, общественности и администрации территориального образования частного и общественного секторов в реализации результатов по улучшению качественного состояния города
Воплощенные идеи по изменению социально -экономических черт социума обусловили возникновение современной специальности—эксперта по развитию местных сообществ, а затем и соответствующего направления в мировой социальной науке. В существующем виде структура «икстеншн» включает в себя основные аспекты социальной адаптации людей к возникшим кардинальным переменам в условиях социальной среды, и требующих кардинального и быстрого алгоритма действий, возникших в кризисных условиях жизни.
Анализ уровня социально-экономического развития Нижневартовска показал следующее. Современный Нижневартовск - один из крупнейших центров российской нефтяной промышленности. В структуре промышленности ведущую роль занимает добыча полезных ископаемых. Нижневартовск - один из ведущих городов по добыче и переработки нефти и газа. В сфере нефте - и газодобычи и переработки ситуация стабильна, т.е. объемы постоянно растут. Положительная динамика объясняется высоким качеством углеводородов, которые добываются на данной территории. В течение всего анализируемого периода наблюдается рост объема отгруженных товаров. Так, в 2017 г. прирост по отношению к 2014 г. составил 3 391,1 млн. руб. Однако по итогам 2018 г. зафиксировано снижение на 2 236,8 млн. руб. Снижение обусловлено как ростом цен, так и небольшой стагнацией, связанной с нестабильными экономическими условиями.
...





