Специфика экспорта и контрактных цен трубной продукции (на примере ПАО «ЧТПЗ»)
|
Аннотация
ВВЕДЕНИЕ 7
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕШНЕЙ
ТОРГОВЛИ ТРУБНОЙ ПРОДУКЦИЕЙ 10
1.1 Понятие и теории внешней торговли 10
1.2 Национальное и международное регулирование внешней торговли трубной
продукцией 28
1.3 Классификация товарной номенклатуры внешнеэкономической
деятельности и выделение в ней трубной продукции 43
2 АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ ТРУБНОЙ ПРОДУКЦИЕЙ ПАО «ЧТПЗ».54
2.1 Общий анализ продаж на внутреннем и внешнем рынке ПАО «ЧТПЗ» 54
2.2 Формирование контрактных цен и таможенной стоимости экспорта
ПАО «ЧТПЗ» 65
2.3 Таможенное декларирование экспорта продукции трубной промышленности 74
3 МЕХАНИЗМ СНИЖЕНИЯ КОНТРАКТНЫХ ЦЕН НА ЭКСПОРТНУЮ
ПРОДУКЦИЮ ПАО «ЧТПЗ» 79
3.1 Методы снижения контрактных цен на трубную продукцию 79
3.2 Риски снижения контрактных цен на трубную продукцию 86
3.3 Оценка эффективности от снижения контрактных цен на трубную
продукцию ПАО «ЧТПЗ» 93
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 99
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 102
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А Калькуляция на трубы большого диаметра ПАО «ЧТПЗ» 105
ВВЕДЕНИЕ 7
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕШНЕЙ
ТОРГОВЛИ ТРУБНОЙ ПРОДУКЦИЕЙ 10
1.1 Понятие и теории внешней торговли 10
1.2 Национальное и международное регулирование внешней торговли трубной
продукцией 28
1.3 Классификация товарной номенклатуры внешнеэкономической
деятельности и выделение в ней трубной продукции 43
2 АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ ТРУБНОЙ ПРОДУКЦИЕЙ ПАО «ЧТПЗ».54
2.1 Общий анализ продаж на внутреннем и внешнем рынке ПАО «ЧТПЗ» 54
2.2 Формирование контрактных цен и таможенной стоимости экспорта
ПАО «ЧТПЗ» 65
2.3 Таможенное декларирование экспорта продукции трубной промышленности 74
3 МЕХАНИЗМ СНИЖЕНИЯ КОНТРАКТНЫХ ЦЕН НА ЭКСПОРТНУЮ
ПРОДУКЦИЮ ПАО «ЧТПЗ» 79
3.1 Методы снижения контрактных цен на трубную продукцию 79
3.2 Риски снижения контрактных цен на трубную продукцию 86
3.3 Оценка эффективности от снижения контрактных цен на трубную
продукцию ПАО «ЧТПЗ» 93
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 99
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 102
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А Калькуляция на трубы большого диаметра ПАО «ЧТПЗ» 105
В условиях рыночной экономики коммерческий успех компании во многом зависит от политики ценообразования. Процесс формирования цены контракта на внутреннем и внешнем рынках схож. Вместе с тем ценообразование на внешнем рынке находится под влиянием специфических факторов, которые придают ему дополнительную сложность.
Для внешней торговли характерна множественность цен, то есть существование различных цен на один и тот же товар. В отношении различных категорий покупателей компания вынуждена принимать различные ценовые решения.
Актуальность темы обосновывается тем, что ценовая политика является важной составляющей общей финансовой политики компании, поскольку грамотное формирование цен на реализуемую организацией продукцию напрямую влияет на такие важнейшие показатели, как выручка и прибыль.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является Публичное акционерное общество «Челябинский трубопрокатный завод» - один из крупнейших трубопрокатных заводов России, основным видом деятельности которого является производство трубной продукции.
Цель работы - разработка рекомендаций снижения контрактных цен на трубную продукцию ПАО «ЧТПЗ» для повышения эффективности продаж.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
• изучить теоретические и методологические основы внешней торговли трубной продукцией;
• провести общий анализ продаж на внутреннем и внешнем рынках ПАО «ЧТПЗ»;
• рассмотреть процесс формирования контрактных цен и таможенной стоимости экспорта трубной продукции ПАО «ЧТПЗ»;
• изучить методы снижения контрактных цен на трубную продукцию;
• оценить риски снижения контрактных цен на трубную продукцию;
• провести оценку эффективности от снижения контрактных цен на трубную продукцию ПАО «ЧТПЗ».
Источниками информации выпускной квалификационной работы являются бухгалтерская и статистическая отчетность ПАО «ЧТПЗ», нормативно-правовая документация (Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральные законы и др.), учебнометодическая литература, периодические издания и Internet-источники.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложения.
В первой главе работы отражены теоретические и методологические основы внешней торговли трубной продукцией. Изучено понятие и сущность внешней торговли, рассмотрено развитие теорий внешней торговли. Описано национальное и международное регулирование внешней торговли, в том числе применительно к трубной продукции. Рассмотрена классификация товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.
Во второй главе выпускной квалификационной работы приведена финансовоэкономическая характеристика ПАО «ЧТПЗ», произведен анализ продаж на внутреннем и внешних рынках компании, а также рассмотрена методика формирования контрактных цен на трубную продукцию.
В третьей главе рассмотрены механизмы снижения контрактных цен на экспортную продукцию ПАО «ЧТПЗ» и приведены их риски. Произведен расчет снижения контрактных цен на трубную продукцию и оценка эффективности по каждому варианту.
В заключении сделаны выводы по итогам выпускной квалификационной работы.
Для достижения цели выпускной квалификационной работы и реализации поставленных задач были использованы следующие методы: анализ, сравнение, описание, обобщение.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что ее основные положения и выводы сформулированы в виде конкретных рекомендаций, которые могут быть использованы компанией для повышения конкурентоспособности компании на внешнем рынке.
Для внешней торговли характерна множественность цен, то есть существование различных цен на один и тот же товар. В отношении различных категорий покупателей компания вынуждена принимать различные ценовые решения.
Актуальность темы обосновывается тем, что ценовая политика является важной составляющей общей финансовой политики компании, поскольку грамотное формирование цен на реализуемую организацией продукцию напрямую влияет на такие важнейшие показатели, как выручка и прибыль.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является Публичное акционерное общество «Челябинский трубопрокатный завод» - один из крупнейших трубопрокатных заводов России, основным видом деятельности которого является производство трубной продукции.
Цель работы - разработка рекомендаций снижения контрактных цен на трубную продукцию ПАО «ЧТПЗ» для повышения эффективности продаж.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
• изучить теоретические и методологические основы внешней торговли трубной продукцией;
• провести общий анализ продаж на внутреннем и внешнем рынках ПАО «ЧТПЗ»;
• рассмотреть процесс формирования контрактных цен и таможенной стоимости экспорта трубной продукции ПАО «ЧТПЗ»;
• изучить методы снижения контрактных цен на трубную продукцию;
• оценить риски снижения контрактных цен на трубную продукцию;
• провести оценку эффективности от снижения контрактных цен на трубную продукцию ПАО «ЧТПЗ».
Источниками информации выпускной квалификационной работы являются бухгалтерская и статистическая отчетность ПАО «ЧТПЗ», нормативно-правовая документация (Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральные законы и др.), учебнометодическая литература, периодические издания и Internet-источники.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложения.
В первой главе работы отражены теоретические и методологические основы внешней торговли трубной продукцией. Изучено понятие и сущность внешней торговли, рассмотрено развитие теорий внешней торговли. Описано национальное и международное регулирование внешней торговли, в том числе применительно к трубной продукции. Рассмотрена классификация товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.
Во второй главе выпускной квалификационной работы приведена финансовоэкономическая характеристика ПАО «ЧТПЗ», произведен анализ продаж на внутреннем и внешних рынках компании, а также рассмотрена методика формирования контрактных цен на трубную продукцию.
В третьей главе рассмотрены механизмы снижения контрактных цен на экспортную продукцию ПАО «ЧТПЗ» и приведены их риски. Произведен расчет снижения контрактных цен на трубную продукцию и оценка эффективности по каждому варианту.
В заключении сделаны выводы по итогам выпускной квалификационной работы.
Для достижения цели выпускной квалификационной работы и реализации поставленных задач были использованы следующие методы: анализ, сравнение, описание, обобщение.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что ее основные положения и выводы сформулированы в виде конкретных рекомендаций, которые могут быть использованы компанией для повышения конкурентоспособности компании на внешнем рынке.
Вопрос установления цены на продукцию во внешнеторговом контракте является чрезвычайно важным, поскольку он определяет экономическую эффективность внешнеторговой сделки. Выбор того или иного способа формирования контрактной цены может в значительной степени повлиять на конкурентоспособность компании на внешнем рынке.
В первой главе выпускной квалификационной работы рассмотрены теоретические и методологические основы внешней торговли, а именно понятие и теории внешней торговли, национальное и международное регулирование внешней торговли трубной продукцией, а также рассмотрена классификация товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности с выделением в ней трубной продукции.
Внешняя торговля является одной из форм связи между товаропроизводителями и покупателями разных стран, которая возникает на основе международного разделения труда и демонстрирует их взаимную экономическую зависимость. В основе теорий внешней торговли заложено представление о том, что развивая свою специализацию, страны имеют возможность повышать производительность имеющихся у них ресурсов и тем самым увеличивать объем производимых ими товаров и услуг, повышать уровень благосостояния населения.
С целью защиты национального и мирового рынков ведется регулирование внешней торговли, как внутри государства, так и на международном уровне, посредством международных договоров, принятых федеральных законов, государственных актов, постановлений и решений правительства и иных правовых документов.
Важно отметить, что для применения мер тарифного и нетарифного регулирования большую роль играет правильное определение кода товара соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.
В связи с тем, что процедура идентификации товара иногда требует значительных усилий и даже обращения к экспертам для дополнительной консультации, таможенные органы проводят проверку правильности присвоения классификационного кода товара.
Вторая глава посвящена анализу внешней торговли трубной продукцией ПАО «ЧТПЗ», разбору методики формирования контрактной цены на экспорт и таможенному декларированию.
Анализ динамики сбыта продукции показал, что в 2017 году сократился сбыт трубной продукции на российском рынке на 12,9%, а также на рынке СНГ на 10,7%. При этом существенно увеличились объемы продаж на рынке Дальнего зарубежья (на 321% в связи с отгрузкой труб по проекту «Северный поток - 2»), что повлияло на общую отгрузку труб в 2017 году, которая по сравнению с предыдущим годом возросла на 17,6%.
Проанализированы также общие показатели хозяйственной деятельности ПАО «ЧТПЗ» за 2016 - 2017 годы. По итогам 2017 года выручка компании увеличилась в сравнении с 2016 годом на 16%, произошло это в основном по причине увеличения объемов производства. Чистая прибыль, напротив, существенно сократилась (на 75% относительно предыдущего года). Данное сокращение вызвано изменением структуры контрактов, а также увеличением расходов на сырье и материалы, на что оказали большое влияние рост цен на рынке сырья.
Рассмотрена методика формирования контрактных цен на экспорт трубной продукции, а также заполнение таможенной декларации.
В третьей главе описаны методы снижения контрактных цен на экспорт трубной продукции. Основные из них: снижение издержек производства, ценообразование на основе предельных издержек и применение системы скидок. Произведен расчет снижения цены по нескольким вариантам.
Описаны риски снижения цены на трубную продукцию. А также произведены расчеты демпинговой маржи, для понимания того, насколько возможно снизить цену без риска антидемпингового расследования.
Произведена оценка эффективности от снижения контрактных цен на трубную продукцию по каждому из рассчитанных вариантов. Таким образом, при условии, если компания экспортер планирует привлечение крупных контрактов, которые требуют значительных объемов производства продукции, то целесообразно применение ценообразования на основании предельных издержек. А в случае, если перед компанией стоит цель по привлечению новых покупателей или дополнительного объема продаж - стоит воспользоваться системой скидок.
Исходя из проделанной работы, следует отметить, что безусловно, существуют ситуации, при которых снижение цены контракта на экспорт имеет смысл, однако постоянное проведение политики низких цен может повлечь за собой нежелательные последствия. Поэтому, устанавливая сниженные цены, компания руководствуется прежде всего конкретными целями ценовой политики, то есть рыночными ориентирами.
В первой главе выпускной квалификационной работы рассмотрены теоретические и методологические основы внешней торговли, а именно понятие и теории внешней торговли, национальное и международное регулирование внешней торговли трубной продукцией, а также рассмотрена классификация товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности с выделением в ней трубной продукции.
Внешняя торговля является одной из форм связи между товаропроизводителями и покупателями разных стран, которая возникает на основе международного разделения труда и демонстрирует их взаимную экономическую зависимость. В основе теорий внешней торговли заложено представление о том, что развивая свою специализацию, страны имеют возможность повышать производительность имеющихся у них ресурсов и тем самым увеличивать объем производимых ими товаров и услуг, повышать уровень благосостояния населения.
С целью защиты национального и мирового рынков ведется регулирование внешней торговли, как внутри государства, так и на международном уровне, посредством международных договоров, принятых федеральных законов, государственных актов, постановлений и решений правительства и иных правовых документов.
Важно отметить, что для применения мер тарифного и нетарифного регулирования большую роль играет правильное определение кода товара соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.
В связи с тем, что процедура идентификации товара иногда требует значительных усилий и даже обращения к экспертам для дополнительной консультации, таможенные органы проводят проверку правильности присвоения классификационного кода товара.
Вторая глава посвящена анализу внешней торговли трубной продукцией ПАО «ЧТПЗ», разбору методики формирования контрактной цены на экспорт и таможенному декларированию.
Анализ динамики сбыта продукции показал, что в 2017 году сократился сбыт трубной продукции на российском рынке на 12,9%, а также на рынке СНГ на 10,7%. При этом существенно увеличились объемы продаж на рынке Дальнего зарубежья (на 321% в связи с отгрузкой труб по проекту «Северный поток - 2»), что повлияло на общую отгрузку труб в 2017 году, которая по сравнению с предыдущим годом возросла на 17,6%.
Проанализированы также общие показатели хозяйственной деятельности ПАО «ЧТПЗ» за 2016 - 2017 годы. По итогам 2017 года выручка компании увеличилась в сравнении с 2016 годом на 16%, произошло это в основном по причине увеличения объемов производства. Чистая прибыль, напротив, существенно сократилась (на 75% относительно предыдущего года). Данное сокращение вызвано изменением структуры контрактов, а также увеличением расходов на сырье и материалы, на что оказали большое влияние рост цен на рынке сырья.
Рассмотрена методика формирования контрактных цен на экспорт трубной продукции, а также заполнение таможенной декларации.
В третьей главе описаны методы снижения контрактных цен на экспорт трубной продукции. Основные из них: снижение издержек производства, ценообразование на основе предельных издержек и применение системы скидок. Произведен расчет снижения цены по нескольким вариантам.
Описаны риски снижения цены на трубную продукцию. А также произведены расчеты демпинговой маржи, для понимания того, насколько возможно снизить цену без риска антидемпингового расследования.
Произведена оценка эффективности от снижения контрактных цен на трубную продукцию по каждому из рассчитанных вариантов. Таким образом, при условии, если компания экспортер планирует привлечение крупных контрактов, которые требуют значительных объемов производства продукции, то целесообразно применение ценообразования на основании предельных издержек. А в случае, если перед компанией стоит цель по привлечению новых покупателей или дополнительного объема продаж - стоит воспользоваться системой скидок.
Исходя из проделанной работы, следует отметить, что безусловно, существуют ситуации, при которых снижение цены контракта на экспорт имеет смысл, однако постоянное проведение политики низких цен может повлечь за собой нежелательные последствия. Поэтому, устанавливая сниженные цены, компания руководствуется прежде всего конкретными целями ценовой политики, то есть рыночными ориентирами.





