🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

Особенности социальной перцепции лидеров группой в стрессовой ситуации

Работа №203149

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы85
Год сдачи2019
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
2
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 7
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР 12
1.1 Социальная перцепция как феномен социального познания 12
1.2. Лидерство и социальное познание в контексте проблем групповой деятельности 15
1.3 Факторы стресса у лидеров и группы. Восприятие лидеров группой в стрессовой ситуации 24
ГЛАВА 2 ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ СТРЕССОВОЙ
СИТУАЦИИ НА ДИНАМИКУ ВОСПРИЯТИЯ ЛИДЕРОВ ЧЛЕНАМИ
ГРУПП 32
2.1. Цель, задачи, предмет и объект исследования 32
2.2. Методы исследования: метод определения уровня переживания членов групп, находящихся в экспериментальной критической ситуации, проективная методика, методика диагностики эмоционального интеллекта и когнитивного стиля, психосемантические методики исследования оценок, метод выявления
лидеров в структуре группы 35
2.3. Методы математической обработки данных 43
ГЛАВА 3 АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ СТРЕССОВОЙ СИТУАЦИИ НА
ДИНАМИКУ ВОСПРИЯТИЯ ЛИДЕРА ЧЛЕНАМИ ГРУПП 44
3.1 Теоретическая модель исследования и дизайн эксперимента 44
3.2 Влияние экспериментальной ситуации, моделирующей неопределённость
оценивания в соревновательной учебной деятельности на активность полушарий головного мозга 45
3.3 Особенности восприятия членами групп свойств социометрических и
реальных лидеров действующих в стрессовой ситуации 47
3.4 Особенности диапазона изменений восприятия группами свойств
социометрических и реальных лидеров действующих в стрессовой ситуации 48
3.5. Особенности структуры воспринимаемых свойств лидеров членами групп с разной степенью стрессоустойчивости и структурой личностных
свойств 50
ВЫВОДЫ 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 73
ПРИЛОЖЕНИЯ 81
ПРИЛОЖЕНИЕ А 81
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 83
ПРИЛОЖЕНИЕ В 84
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 87

Актуальность исследования. Успешность деятельности в современном обществе предполагает эффективное взаимодействие лидера и группы. Особые проблемы возникают при взаимодействии лидера с группой в сложных, неопределённых ситуациях, которые характерны для современного общества. К числу таких проблем можно отнести разнообразие задач, связанных с инновационными процессами, вызывающими сложность организации взаимодействия участников, неопределённостью и нестандартностью деятельности, высокой степенью риска. Проблемы взаимодействия лидеров и групп связанные с пребыванием в ситуациях техногенных и природных катастроф. В связи с этим возникает потребность в изучении восприятия людьми друг друга в стрессовой ситуации, а также изучение восприятия лидеров членами групп в стрессовой ситуации.
Проблема лидерства и группы исследовалась по нескольким направлениям:, восприятие политических лидеров (Петренко В.Ф., Гладких Н.Ю., Митина О.В.), восприятие группой лидерских свойств личности (С. Московичи, Б.Д. Парыгин, И.А. Панарин), ситуативное лидерство (Ф. Фидлер, Д. Канеман, П. Херси и К. Бланшар), способы совладания лидера с ситуативным стрессом (Р.Л. Кричевский, Е.М. Зайцева), влияние стресса на принимаемые лидером решения (Сарычев А.С., Чернышев Ю.А., Лунев С.В.), стили лидерства и стрессоустойчивость в проектной инновационной деятельности
(В.Г. Грязева-Добшинская, В.А. Глухова, П.С. Глухов, Ю.А. Дмитриева А.С. Мальцева).
Большинство исследований связано с восприятием группой личностных свойств лидера, стилем лидерства в различных ситуациях, влиянием стресса на членов групп, влияние стресса на лидера, но недостаточно исследована тематика социальной перцепции личностных свойств лидеров членами групп, находящихся в стрессовой ситуации. Во-первых, актуальность исследования тематики социальной перцепции личностных свойств лидеров членами групп, находящимися в стрессовой ситуации связана с недостаточной её изученностью и социальной значимостью.
Во-вторых, исследование проблемы непредсказуемой динамики восприятия лидеров в стрессовой ситуации, закономерностей этой динамики в групповой деятельности может привести к выявлению важнейших факторов, влияющих на эффективность деятельности лидера и группы в многообразии современных стрессовых ситуаций.
Таким образом, актуальность социально значимой и недостаточно разработанной проблемы групповой деятельности обусловила выбор темы магистерской работы, определила ее объект, предмет, цель, основные задачи и гипотезы.
Объект исследования: восприятие лидеров членами групп
Предмет исследования: особенности восприятия лидеров членами групп в стрессовой ситуации.
Цель исследования: изучение влияния стрессовой ситуации на динамику восприятия лидеров членами групп.
Гипотеза исследования: особенности восприятия лидера членами групп в стрессовой ситуации обусловлены их личностными свойствами.
Частные гипотезы.
Частная гипотеза! 1. Экспериментальная ситуация моделирующая
неопределённость оценивания в соревновательной учебной деятельности вызывает у субъектов стресс, значимо увеличивая показатели активности правого полушария.
Частная гипотеза 2. Существуют особенности восприятия группой в стрессовой ситуации социометрических лидеров и реальных лидеров, действующих в стрессовой ситуации.
Частная гипотеза 3. Существуют особенности диапазона изменений восприятия группой свойств социометрических и реальных лидеров в стрессовой ситуации.
Частная гипотеза 4. Особенности структуры воспринимаемых свойств лидеров обусловлены разным уровнем стрессоустойчивости и структурой личностных свойств членов групп.
Задачи исследования:
1. На основе анализа теоретических и эмпирических исследований разработать теоретическую модель исследования и дизайн эксперимента.
2. Выявить уровень стрессовой реакции членов групп в экспериментальной стрессовой ситуации, моделирующей неопределённость оценивания в соревновательной учебной деятельности.
3. Выявить особенности восприятия свойств социометрических и реальных лидеров действующих в стрессовой ситуации.
4. Сравнить диапазон изменения восприятия группой свойств социометрических и реальных лидеров членами групп в стрессовой ситуации и выявить свойства лидеров с наибольшей динамикой.
5. Выявить особенности структуры воспринимаемых свойств лидеров членами групп с разной степенью стрессоустойчивости и структурой личностных свойств.
Методологическую основу исследования составили работы отечественных и зарубежных исследователей о роли социального познания (Г. М Андреева, Н. Н. Богомолова, А. А. Бодалев, Л А Петровская, П. Н. Шихирева), исследования раскрывающие ситуативный подход к лидерству (Ф.Э. Фидлер, Д. Канеман и Р. Тверски), исследования психологического стресса и фрустрации (Р.Л. Кричевский, Е.М. Зайцева Р. Лазарус, Д. Эверил, С. Розенцвейг, К. Левин, Т.Дембо), исследования стиля лидерства в проектной инновационной деятельности (В.Г. Грязева-Добшинская, В.А. Глухова, П.С. Глухов,
Ю.А. Дмитриева, А.С. Мальцева,), исследования группового оценивания в области психосемантики (Ч. Осгуд, Петренко В.Ф., Митина О.В.), работы о выявления особенностей структуры группы и неформальных лидеров в ней (Я.Л. Морено, Е.В. Щедрина).
Методы и методики исследования. В диссертации применялись анализ работ отечественных и зарубежных авторов по проблеме исследования, тестирование, статистический анализ эмпирических данных. Методы: для моделирования стрессовой ситуации использовался экспериментальный метод, для исследования динамики социальной перцепции использовался метод «Семантический дифференциал» Ч. Осугда, для выявления лидера в структуре группы использовался метод социометрии, для исследования психофизиологического уровня стрессоустойчивости использовался аппаратурно-программный комплекс «Активациометр 9К». Для исследования свойств лидеров применялись психодиагностические методы: опросный метод - эмоциональный интеллект Д.В. Люсина, тестовый метод - АКТ-70 К.У. Эттриха для измерения
полезависимости-поленезависимости, проективный метод - «Фрустрационный тест Розенцвейга» адаптирован Ясюковой Л.А. ; психосемантический метод - «Ролевые отношения социальных субъектов и творческой личности» (РОССТЛ) В.Г. Грязевой-Добшинской, Н.Ю. Бакунчик, В.А. Глуховой, А.С. Мальцевой.
Эмпирическая база - студенты архитектурно-строительного и политехнического факультетов ЮУрГУ. Общая численность респондентов, принявших участие в исследовании, составила 137 человек в возрасте от 17 до 23 лет, из них 65 мужчин и 72 женщины.
Надежность и достоверность полученных результатов и выводов обоснованы применением комплекса методов и методик исследования, адекватных предмету, целям, задачам и логике диссертационной работы; применением математических методов обработки данных, репрезентативной выборкой испытуемых.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
установлены свойства лидеров дающие наибольшую динамику при восприятии лидера членами группы в экспериментальной ситуации, моделирующей неопределённость оценивания в соревновательной и учебной деятельности; выявлены различия в восприятии свойств лидера у членов групп с разным уровнем стрессоустойчивости и структурой личностных свойств.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что: данное исследование вносит определенный вклад в изучение социально-психологических проблем взаимодействия лидера и групп.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты диссертационной работы являются основой для предсказывания восприятия членами группы лидеров находящихся в стрессовой ситуации, и знание наиболее динамичных качеств позволяет лидерам эффективнее управлять группой. Результаты исследования могут быть использованы в прогнозировании поведения людей в стрессовых ситуациях.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Работа была посвящена изучению влияния стрессовой ситуации на динамику восприятия лидера, членами групп.
В теоретической части мы изучили подходы к категории социальной перцепции в работах Г. М Андреевой, Н. Н. Богомоловой, А. А. Бодалева. Л А Петровской, П. Н. Шихирева, В Н. Кунициной Определили основные этапы и функции социальной перцепции опираясь на труды Сюзен Фиске и Стивена Ниберга. Выяснили что существует свои особенности при восприятии высокостатусных членов группы.
Это привело нас к идее о том, что у высокостатусных членов группы существуют особенные черты личности и поведение, благодаря которым остальные члены группы их замечают среди других людей. Эти черты личности исследовали Я.Л. Морено, Е.В. Щедрина, М.Р. Битянова, А.С. Крикунов, Б.Д. Парыгин, В.П. Позняков, Н.Н. Григорьева, Р. Бейлз, Л. Картер в основном эти качества связаны с эмоциональным интеллектом, общительностью, инициативность, склонны продвигать идеи и ценностные установки своей группы. Описали основные способы выявления лидеров в группе - социометрия и референтометрия.
Изучая ситуативный подход и работы Ф.Э. Фидлера, Д. Канеман и Р. Тверски, что ситуация влияет на выбор членами групп своего лидера, каждая ситуация требует определённых личностных качеств. Далее, изучили феномен психологического стресса и фрустрации в работах Р.Л. Кричевского,
Е.М. Зайцевой Р. Лазаруса, Д. Эверила, С. Розенцвейга, К. Левина, Т.Дембо, которые рассматривают личностные детерминанты влияющие на переживание стрессовой ситуации. Они основываются на информационным значении раздражителя или стрессовой ситуации. Были изучены стили лидерства и стрессоустойчивость в связанная с проектной инновационной деятельности (В.Г. Грязева-Добшинская, В.А. Глухова, П.С. Глухов, Ю.А. Дмитриева А.С. Мальцева).Изучая работы Видула Бал, Майкл Кэмпбелл определили основные факторы, влияющие на возникновения стресса у лидеров. Анализируя работу Е.В. Егоровой-Гантман определили как влияет стресс на состояние политических лидеров. Описали способ измерения группового оценивания лидера. Анализируя работы Петренко В.Ф., Гладких Н.Ю., Митиной О.В. выявили как оценивают качества лидера члены групп.
В результате эмпирического исследования были выявлены следующие особенности.
Стрессовая ситуация в большей степени активирует правое полушарие головного мозга участников эксперимента.
При сравнении восприятия свойств социометрических и реальных действующих лидеров было обнаружено, что в стрессовой ситуация члены групп воспринимают социометрического лидера более уверенным, чем реального лидера.
Анализируя динамику восприятия членов групп социометрических лидеров, мы обнаружили, что они воспринимаются сообразительными, а реальные лидеры воспринимаются обаятельными и весёлыми.
Также в результате влияния экспериментальной стрессовой ситуации члены группы воспринимают социометрического лидера как более рассудительного и энергичного, а реального лидера члены группы воспринимают как более весёлого и уверенного.
У членов групп с высокой стрессоустойчивости в факторной структуре были обнаружены факторы не связанные с фрустрацией, это даёт им ресурс стрессоустойчивости. У членов групп с низкой стрессоустойчивостью все факторы интегрированы с фрустрирующей ситуацией.
Факторная структура социального восприятия лидера до и после экспериментальной ситуации показала что:
Субъекты с высоким уровнем стрессоустойчивости в стрессовой ситуации склонны воспринимать лидера более сообразительным .
Субъекты с низким уровнем стрессоустойчивости в стрессовой ситуации склонны воспринимать лидера более сотрудничающим, понимающим.
Сравнение факторных структур субъектов с разной степенью стрессоустойчивости показали:
Восприятие лидера субъектами с низким уровнем стрессоустойчивости отличается от восприятия лидера субъектами с высоким уровнем стрессоустойчивости по свойству лидера рассудительный/безрассудный.
Восприятие лидера субъектами с высоким уровнем стрессоустойчивости отличается от восприятия лидера субъектами с низким уровнем стрессоустойчивости по свойству лидера обаятельный/непривлекательный.
Таким образом, цель и задачи поставленные нами в исследовании выполнены, а гипотеза подтвердилась.



1. Агапова И. Ю., Восприятие рекламы: методика использования репертуарных решеток для формирования биполярных шкал семантического дифференциала // Социология: 4М. 1999. № 11. С. 73-100
2. Актуальные проблемы патофизиологии: Избранные лекции/Под ред.
Б.Б.Мороза. — М.: Медицина, 2001. — 424 с: ил. ISBN 5-225-04388-7
3. Андреева Г. М. Психология социального познания: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. — Издание второе, перераб. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2000. — 288 с.
4. Базаров, Т. Ю. Роль лидера в кризисе/ Т. Базаров // Управление персоналом. - 2009. - № 17 (219). - С. 43-46
5. Базаров Т.Ю., Шевченко Ю.С. Организационный лидер посткризисного
периода / Организационная психология. 2014. Т. 4. № 3. С. 69-86.
6. Бал, Видула. Усиливаем стрессоустойчивость [Текст] : как успешно
нейтрализовать негативный стресс / Видула Бал, Майкл Кэмпбелл, Шарон Макдауэлл-Ларсен ; пер. с англ. М. Финогенова. - Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 99 с.; ISBN 978-5-91657-293-3
7. Батурин, Н. А. Оценочная функция психики: Монография / Н. А. Батурин. Рос. акад. наук, Ин-т психологии, Юж.-Урал. гос. ун-т. - М.: Издательство Института РАН , 1997. - 306 с.
8. Батурин, Н. А. Психология оценивания и оценки Ч.1: Учебное пособие / Н. А. Батурин; Юж.-Урал. гос. ун-т, Каф. Общ. психологии. — Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000. — 106 с.
9. Белоконь, О.В. Эмоциональный интеллект и феномен лидерства: эксперимент "Строим вместе" / О. В. Белоконь // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2008. - Т. 5, N 3 (июль-сентябрь). - С. 137-144
10. Белоконь О. В. Ситуативное лидерство: механизмы выдвижения на лидерскую позицию / Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2017. № 1 (33). С. 151-155.
11. Белякова, Н.В. Социально-психологические особенности проявления лидерства в студенческих группах: дис. ... канд. психол. наук / Н.В. Белякова. - М., 2002. - 197 с.
12. Беспалов Д.В. Проблемы психологического исследования лидерства в малых группах // Вестник практической психологии образования. 2015. № 3. С. 24-32.
13. Битянова М. Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей. Учебное пособие / М: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. — 576 с. (Серия «Кафедра психологии»).
14. Бодров В.А. Информационный стресс: Учебное пособие для вузов. - М.: ПЕР СЭ, 2000. - 352 С. - (Современное образование) ISBN-5-9292-0010-6
15. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций) М.: Издательство Московского университета, 1984. — 200 с...85

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ