АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 8
1 АВТОМОБИЛИЗАЦИЯ В РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ 10
Выводы по разделу один 14
2 АВАРИЙНОСТЬ В РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ 16
2.1 Столкновение 17
2.2 Наезды на пешеходов 18
2.3 Иные виды ДТП 19
Выводы по разделу два 22
3 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО
ДВИЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ПРОПУСКНОЙ СПОСОБНОСТИ 24
3.1 Общие положения 24
3.2 Мероприятия по ОДД, применяемые в зарубежной практике 25
3.3 Мероприятия, применяемые в зарубежных странах по борьбе с заторами .. 31
3.4 Зарубежный опыт в организации безопасного движения пешеходов 34
3.5 Прочие технические средства регулирования 36
3.6 «Умные» материалы для дорожной разметки 39
Выводы по разделу три 40
4 ТРАНСПОРТНЫЕ ЗАТОРЫ 41
4.1 Причины транспортных заторов 41
4.2 Способы устранения заторов 44
Выводы по разделу четыре 52
5 ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 53
5.1 Существующая схема организации дорожного движения 53
5.2 Интенсивность транспортных потоков 62
5.3 Светофорное регулирование 63
5.3.1 «Зеленая волна» 63
Выводы по разделу пять 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 71
Рост автопарка и интенсивности движения транспорта приводит к увеличению интенсивности движения, что в условиях городов с исторически сложившимися зданиями приводит к транспортной проблеме. Это особенно остро в узловых точках дорожной сети. Здесь увеличиваются задержки при транспортировке, образуются очереди и заторы, что приводит к снижению скорости связи, неоправданному чрезмерному расходу топлива и повышенному износу компонентов и узлов автомобиля. Городское население постоянно подвергается транспортному шуму и выхлопным газам. Рост интенсивности движения и пешеходов также напрямую влияет на безопасность дорожного движения. Более 60% всех дорожно-транспортных происшествий (аварий) происходят в городах и других населенных пунктах. В то же время на перекрестках, занимающих незначительную часть территории города, сосредоточено более 30% всех дорожно-транспортных происшествий. Обеспечение быстрого и безопасного движения в современных городах требует использования комплекса архитектурно-планировочных и организационных мероприятий. Архитектурно-планировочные мероприятия включают в себя строительство новых улиц, проездов и автомагистралей, строительство транспортных развязок на разных уровнях, пешеходных туннелей, объездных дорог вокруг городов, транзитных транспортных развязок и так далее.
Организационные меры способствуют оптимизации движения на уже существующей (установленной) дорожной сети. Такие мероприятия включают введение одностороннего движения, кругового движения на перекрестках, организацию пешеходных переходов и пешеходных зон, автостоянок, остановок общественного транспорта и другие. В то время как реализация архитектурнопланировочных мер требует, помимо значительных инвестиций, довольно длительного периода времени, организационные меры представляют собой способы осуществления хотя и временного, но относительно быстрого эффекта. В некоторых случаях организационные меры выступают единственным средством решения транспортной проблемы. Речь идет об организации движения в исторических кварталах старых городов, которые являются чисто памятниками архитектуры и не подлежат реконструкции. Кроме того, развитие дорожной сети часто связано с устранением зеленых насаждений, что не всегда целесообразно.
При осуществлении мероприятий по управлению дорожным движением особую роль играет внедрение технических средств, таких как дорожные знаки и дорожная разметка, светофоры, дорожные организации и направляющие устройства. В то же время регулирование светофора является одним из основных средств обеспечения безопасности движения на перекрестках. Количество перекрестков, оборудованных светофорами, в крупнейших городах с высоким уровнем автомобилизации постоянно увеличивается и в некоторых случаях достигает соотношений: один светофорный объект на 1,5-2 тысячи жителей города. В последние годы в нашей стране и за рубежом ведется интенсивная работа по созданию сложных автоматизированных систем с использованием управляющих компьютеров, автоматики, дистанционного управления, диспетчерской связи и телевидения для управления движением на большой территории или в целом городе. Опыт эксплуатации таких систем убедительно свидетельствует об их эффективности в решении транспортной задачи.
В результате проведенной работы предложена новая схема организации дорожного движения на ул. Труда от ТРК «Родник» до ул. Энгельса г. Челябинска. В новой схеме определены основные мероприятия, направленные на оптимизацию транспортного потока на данном перекрестке.
В предлагаемой схеме транспортные и пешеходные потоки не пересекаются между собой, что обеспечивает повышение пропускной способности дорог и повышение безопасности участников движения.
Социально-экономический эффект от ликвидации заторов на данном участке улично-дорожной сети по улице Труда в городе Челябинске за один день составил:
J без учёта прибавочной стоимости 2 871 288 рублей;
J с учётом прибавочной стоимости 6 427 512 рублей.
Таким образом, в часы пик рабочих дней у каждого члена общества высвобождается 36 минут времени, которое, как правило, затрачивалось на преодоление заторового явления на данном участке улично-дорожной сети, что в стоимостном выражении составило 2 871 288 рублей или 6 427 512 рублей с учётом прибавочной стоимости.
В среднем годовой социально-экономический эффект составил:
J без учёта прибавочной стоимости 651 782 376 рублей;
J с учётом прибавочной стоимости 1 459 045 224 рубля.
Следует отметить, что данные затраты определены лишь для исследуемого участка улично-дорожной сети. Участков с проявлениями затора в часы пик по городу Челябинску несколько, которые также следует проанализировать.
Эти данные, могут быть полезны государству для решения задач по повышению качества жизни населения и по улучшению ситуации с дорожными заторами в крупных городах России.