🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

ПОЭТИКА РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО НУАРА

Работа №203100

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

литература

Объем работы129
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
2
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


РЕФЕРАТ 2
ВВЕДЕНИЕ 6
1. НУАР КАК ОСОБАЯ ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ТЕНДЕНЦИЯ. НАУЧНАЯ
РЕЦЕПЦИЯ ФЕНОМЕНА 11
1.1. Проблемы разграничения нуара и смежных явлений 11
1.2. Нуар как объект научного осмысления. Проблемы жанрового
генезиса 16
2. НУАР КАК ФЕНОМЕН МАЛОЙ ПРОЗЫ. ДОМИНАНТЫ
ХУДОЖЕСТВЕННОГО МИРА СБОРНИКА «ПЕТЕРБУРГ НУАР» (2013). 25
2.1. «Игра в нуар» в рассказе Андрея Кивинова «Хенк и Боб» 29
2.2. Специфика героя 33
2.3. Хронотоп города 38
2.4. Роль детали в художественном пространстве 43
2.5. Факторы создания атмосферы: образы света, цвета и запаха 48
3. РОМАННЫЕ МОДЕЛИ НУАРА. ПОЭТИКА РОМАНОВ А.
МОЛЧАНОВА 53
3.1. «Дыхание смерти» как проба жанра 53
3.2. Романная трилогия А. Молчанова как художественное единство 64
3.2.1. Поэтика романа А. Молчанова «Газетчик» 70
3.2.2. Художественный мир романа А. Молчанова «Писатель» 78
3.2.3. Жанрово-стилевая модель романа А. Молчанова «Сценарист» 96
МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 107
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 119


Обращение к исследованию стиля отечественной малой прозы, которую и создатели, и издатели квалифицируют как нуар и, следовательно, предлагают читателю воспринимать это как специфическое явление, выделяя в качестве самостоятельной тенденции, закономерно ставит перед исследователем несколько задач. Целый комплекс возникающих рецептивных проблем является являются следствием неразрешенности ряда научных вопросов.
В первую очередь, это касается определения жанрово-видовых границ явления: понимания генезиса тенденции, вариантов феноменологической представленности вариативных форм нуара в историкокинематографическом и историко-литературном пространстве; осознанием его стратификации и форм художественного воплощения в современном искусстве.
Другая проблема связана с постижением поэтики жанра или, предположительно жанрово-стилевой модели, базовых эстетических принципов, что предполагает выяснение специфики концептуальноформального единства (жанрово-стилевой модели), представляющего собой особый тип претворения художественной целостности. Если опираться на характеристику жанровой модели, предложенную Н. Л. Лейдерманом, где жанр предстает как «тип устойчивой структуры произведения, организующий все его элементы в целостный образ мира (“сокращенную вселенную”), являющуюся носителем определенной эстетической концепции» [30, с. 60], то можно приблизиться к сути изучаемого явления, акцентировав при этом роль стилеобразующих факторов в формировании художественной модели нуара. Многими исследователями этого явления, зародившегося и получившего свое развитие в искусстве XX — XXI вв., отмечается важность стилевой фактуры произведения. При этом, анализ киноверсий нуара предполагает традиционное включение в понятие стиль таких визуальных характеристик, как специфика постановки света, организации кадра и другие элементы поэтики, которые предположительно сохраняются и в литературной версии феномена. Исследуя литературный вариант нуара, необходимо в первую очередь сконцентрировать внимание на стилеобразующих жанровых факторах, понимая при этом стиль как «систему элементов художественной формы, придающую произведению искусства выраженный, эмоционально наполненный эстетический облик и раскрывающую его экспрессивно-оценочный смысл» [30, с. 46—76].
В качестве объекта исследования литературоведческой науки нуар (причем, в его западной версии, американской и европейской) предстал не так давно. В России исследования, посвященные комплексному освоению данного эстетического феномена, отсутствуют. Этим фактором, как и противоречивостью причисляемых к нему явлений, обусловлены размытость характеристик, а также отсутствие четких научных позиций: в то время, как одни исследователи называют нуар жанром, другие видят в нем самобытную стилевую тенденцию, вписывающуюся в традиции «черного детектива» и существенно видоизменяющую его именно на стилевом уровне.
При разнице толкования этого явления исследователи обнаруживают общность в трактовке нуара как особого эстетического феномена, особой тенденции, что не вносит некую описательность в его характеристики, не предполагает выработки четкого аналитического инструментария, позволяющего объективно осветить вопросы жанрово-стилевой типологии нуара.
Тем не менее, знакомство с существующей теоретической базой, сложившейся как в зарубежном, так и отечественном искусствоведении (мы сознательно избегаем понятия «литературоведение», так как нуар исследуется на пересечении киноведения, литературоведения и даже игрового моделирования) позволяет определить контуры нуара как художественного явления, соотнести эстетические его эстетические характеристики с вполне определенной жанрово-стилевой парадигмой, представленной в том числе (что соответствует целевой установке данного исследования) в его отечественной литературной версии.
Актуальность работы обусловлена отсутствием исследований, посвященных современному литературному нуару как особой тенденции. Возрастающий интерес к эстетике нуара со стороны писателей, издателей, а также читательской аудиторий объясняют необходимость исследования этого явления как особого эстетического феномена, обретшего свои специфические черты в контексте национальной литературной традиции.
Объектом исследования является поэтика русского литературного нуара: сборника «Петербург нуар» (2013), а также романных версий нуара, представленных в романе А. Молчанова «Дыхание смерти», романной трилогии «Газетчик» (2018), «Писатель» (2018) и «Сценарист» (2018).
Предмет исследования — принципы построения жанрово-стилевых моделей в малой прозе и романном жанре.
К носителям жанра и стилеобразующим факторам, формирующим принципы конструирования жанровой модели, относятся: особенности сюжетного построения, характеристика хронотопа, специфика ключевых деталей (в том числе символических, психологически значимых, колористических); образ города, городской пейзаж в произведениях; образ света), специфика героев; особая атмосфера.
Цель работы — выявление типологических характеристик современного литературного отечественного нуара.
Задачи работы:
1. Исследовать генезис и типологические характеристики жанра в мировом искусстве.
2. Провести обзор, анализ и систематизацию исследований, посвященных нуару как специфическому жанрово-стилевому образованию (в кинематографе и литературе).
3. Выработать на основе существующих научных представлений методологические принципы жанрово-стилевого анализа произведений, созданных с ориентацией на художественную модель нуара; применить их в процессе анализа сборника «Петербург нуар»; романов А. Молчанова «Дыхание смерти», «Газетчик», «Писатель» и «Сценарист».
4. Сделать выводы о своеобразии художественных моделей, представляющих особую жанрово-стилевую тенденцию (нуара).
Научная новизна исследования заключается в том, что произведения отечественного нуара, включенные в контекст исследования, впервые рассматриваются в отечественном литературоведении в качестве единой тенденции, обладающей специфическими характеристиками, которые восходят к поэтике нуара.
Теоретическая значимость связана с выработкой аналитических моделей, научного инструментария, позволяющих зафиксировать жанровостилевые особенности отечественного нуара.
Научная значимость: модели, предложенные в исследовании, могут быть использованы в практике анализа произведений, созданных с опорой на эстетические принципы нуара. Применение жанрового подхода к практике отечественного литературного нуара позволяет объективно оценить характер исследуемого феномена, уточнить представлениях о развитии нуара в XXI в.
Апробация исследования. Исследование прошло апробацию в виде научных докладов на научных конференциях различного уровня, в том числе: Международная конференция «Актуальные проблемы филологии» (Екатеринбург, УрГПУ — 2016, 2017, 2018); Международная студенческая научно-практическая конференция «Русская литература глазами современной молодежи» (Магнитогорск, МГТУ — 2016, 2017);
Международная научно-практическая конференция «Язык. Культура. Коммуникация» (Челябинск, ЮУрГУ — 2017, 2018, 2019); III научнопрактическая конференция «Медийные процессы в современном гуманитарном пространстве: подходы к изучению, эволюция, перспективы» (Москва, Mill У — 2017), «Шешуковские чтения» (Москва, MlП 'У, 2019), «Славянская филология и культура в интеллектуальном контексте времени» (Ростов-на-Дону, 2019).
Промежуточные результаты работы отражены в 3 научных публикациях, одна из которых представлена в издании, рецензируемом ВАК

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Нуар — явление, достаточно новое и в то же время, набирающее обороты, весьма органично адаптированное в границах национального литературного процесса.
Рассматривая нуар в качестве жанрово-стилевой модели, продуктивно сосредоточиться на таких носителях жанра и факторах формирования стиля, как: особенности сюжетного построения, характеристика хронотопа, специфика ключевых деталей (в том числе символических, психологически значимых, колористических, ольфакторных); образ города, городской пейзаж в произведениях; образ света), специфика героев; особая атмосфера.
В ходе исследования были выявлены типологические характеристики современного литературного отечественного нуара: исследованы генезис и типологические характеристики жанра в мировом искусстве, проведены обзор, анализ и систематизация исследований, посвященных нуару как специфическому жанрово-стилевому образованию (в кинематографе и литературе). На основе существующих научных представлений, а также на основе предыдущего исследования нуара в рамках ВКР, посвященной анализу сборника «Москва-нуар. Город исковерканных утопий» предложены методологические принципы и выработан инструментарий жанровостилевого анализа произведений, созданных с ориентацией на художественную модель нуара, каждая из которых применена в процессе анализа сборника «Петербург нуар»; романов А. Молчанова «Дыхание смерти», «Газетчик», «Писатель» и «Сценарист». По итогам проведенного исследования сделаны выводы о своеобразии художественных моделей, представляющих особую жанрово-стилевую тенденцию нуара. Применение жанрового подхода к практике отечественного литературного нуара позволяет объективно оценить характер исследуемого феномена, уточнить представлениях о развитии нуара в XXI в.
Все произведения отечественного нуара, включенные в контекст исследования, впервые рассматриваются в литературоведении в качестве единой тенденции, обладающей специфическими характеристиками, восходящими к поэтике нуара. В каждом из анализируемых художественных образцов используется общий арсенал приемов нуара, но, исходя из характера художественной модели (рассказ или роман), а также специфики индивидуальной художественной манеры, актуализируются наиболее значимые черты, конституирующие характер создаваемой авторской художественной модели.
Анализ сборника «Петербург нуар» выявил опору произведений, объединенных в этом проекте на модель черного психологического детектива, нанизывание жестких детективных психологических сюжетов, в ряде случаев напоминающих страшное атмосферное кино. Авторы изображают крупным планом изнаночные стороны жизни, изображают героев-преступников на фоне преступного мира; погружают читателя в мрачную атмосферу тотального неблагополучия. В каждом из рассказов обязательно наличие образов преступника-жертвы / роковой красавицы. Писатели организуют сложную игру с пространством (поэтому в качестве продуктивного приема используется изображение лабиринтов и тупиков — как в топографическом пространстве, так и в сознании). Произведениям присуща жесткость речевого стиля. Все это можно оценить, как законы нуара, экстраполированные на пространство малой прозы сборника «Петербург нуар».
В то же время нельзя не отметить существенных отличий малой прозы, ориентированной на нуар, от традиции классического западного нуара. Это связано с усиленным философско-ироническим началом, обусловленным влиянием мощной традиции русской психологической прозы, значительная часть которой генетически восходит и получает развитие в рамках такой устойчивой, семантически объемной, зафиксированной в устойчивых
сюжетах и символах традиции, условно озаглавленной как петербургский миф.
Романная версия нуара во многом типологически перекликается с представленными в малой прозе. Однако в ней есть ряд существенных отличий, объективно объясняемых единым авторством, единой циклической структурой, отсутствием опоры на более сильную традицию (петербургский миф, например), ориентацией на киноверсии этого явления.
При исследовании романов Александра Молчанова мы исходили из представлений о «Дыхании смерти» как о явлении, предваряющем нуар, что подтверждается формальным отсутствием данной жанровой номинации в произведении. Романы «Газетчик», «Писатель», «Сценарист» исследовались в качестве романного цикла (трилогии), построенной на наличии сквозного сюжета (противостоянии Лупоглазого и его дочери Нины Шаровой), общих принципах развития сюжета, общих композиционных принципов. Сюжетнокомпозиционный анализ произведений свидетельствует о реализации в них принципа интегративности / сегрегативности, присущего циклическим художественным единствам, согласно которому каждое из произведений является относительно автономным и завершенным, но обретает дополнительные смыслы, попадая в общий контекст, в качестве которого мы рассматриваем романную трилогию. Сквозные герои, переходящие из произведения в произведение, типологическая общность героев в целом являются факторами создания художественного единства. Но в рамках нашего исследования важно как раз то, что в книгах Молчанова действуют герои нуара, среди которых нет однозначно положительных, нет откровенно главных и второстепенных (хотя есть множество фоновых); преобладают преступники, которые легко приобретают роль жертвы. В этом мире разобщенных, одиноких разрозненных людей велика роль соблазна, предательства, игры втемную (отсюда и наличие типичных для нуара героинь — роковых красавиц).
Мотивная структура романов, обладающих монтажной природой выступает в двоякой функции: являясь фактором единства, целостности произведения, мотивы не просто цементируют художественный мир — сплетаясь, они создают мрачную атмосферу провинциальной и столичной жизни (жизни провинциалов, пытающихся завоевать столицу): мотивы игры, безумия, предопределенности, смерти, распада, разрушения, тотального одиночества, бездомности, неприкаянности и др. — определяют константы художественной модели отечественного нуара. В утрированно-мрачном мире убийц, преступников, компромиссных, алчных, безразличных жестоких людей действуют свои правила, отличные от привычных в обычном социуме.
При всей общности романов, нами были выявлены отличия. Так, несмотря на общую основу — опору на модель нуара, в «Газетчике» преобладают социальное и психологическое начала, и лишь наблюдаются вкрапления мистического. Доля последнего усиливается от произведения к произведению. И если во втором романе — «Писатель» этот компонент проявляется в виде преследующей его галлюцинации-наказания, то в третьем романе мистический контекст развивается параллельно, возникает некая параллельная реальность, монтажно сплетенная с повседневностью.
Объединяющей идеей романной трилогии является идея деформации мира, деформация сознания, деформация норм и правил жизни, деформация человеческих отношений, в том числе отношений внутри семьи.
Произведения Молчанова отличаются монтажной композицией, предполагающей параллельное развитие сюжетов в рамках общей синхронизированной картины, однако в третьем романе — «Сценарист» — наблюдается синтез с хроникальным, линейным способом изображения, что придает ему дополнительный смысловой объем: произведение читается по горизонтали (хроника), параллельно (монтаж сюжетов в разрозненных главах), и вертикально: экскурсы в прошедшие события предполагают активное использование техники флешбека.
Монтажная структура произведений связана с параллельным развитием сюжетов. Каждый роман А. Молчанова — мозаика глав, из которых читатель самостоятельно складывает линейные сюжеты и параллельно выстраивает целостную объемную картину где сплетаются все сюжетные линии, соединяются все концептуальные идеи.
Философско-этический контекст, присущий русскому нуару, достигается во многом за счет наличия вставных микроновелл и отступлений на публицистические или философские темы. Легкая и черная ирония (как по отношению к событиям, так и к самому канону нуара) — отличительная черта национальной литературной традиции, позволяющая говорить о самобытности этого явления в России. Многочисленные «отступления» от непосредственного напряженного действия существенно «разжижают», замедляют действие, снимают сюжетное напряжение, но усиливают «градус психологизма», что в значительной степени объясняется отечественной романной традицией.
Как и в малой прозе, в романах А. Молчанова используется традиционный арсенал приемов, соотносимых с эстетикой нуара, позволяющих добиться нужного художественного эффекта: натуралистические приемы изображения; колористические, ольфакторные, световые детали. Все это работает на создание мрачной давящей атмосферы, передающей процесс опустошения героев.
До 2018 года, когда вышли в свет уже все романы Молчанова, роман- фэнтези Вики Кисимяки «Адвокат», имеющий жанровое определение «нуар» и психологический детектив Василия Соловьева «Осенний нуар», литература нуара была представлена вариантами малой прозы. Сегодня отечественный нуар апеллирует ко всей палитре основных жанровых эпических форм, основывается на детективном сюжете, использует специфическую стилистику, позволяющую погрузить читателя в атмосферу мрака повседневности, наполненной угрозой, предательством, опасностью, граничащей со смертью или ведущей к страшному финалу. Поэтому, согласно нашей гипотезе, русский нуар, скорее, можно охарактеризовать как жанрово-стилевую тенденцию, опредмеченную во многом, благодаря яркому речевому стилю, специфической ритмико-интонационной организации и концентрированному ассоциативному


1. Артюх, А. Нуар: голос из прошлого. Об истории и теории жанра
[Электронный ресурс] // А. Артюх. — Режим доступа: https://www.kinoart.ru/archive/2007/05/n5—articlel8 (дата обращения:
1212.2016) .
2. Банкер, Э. И пожрет пес пса... : роман [Пер. с англ.] (Noir: Серия «Нуар») / Э. Банкер. — Екатеринбург : У-Фактория, 2003. — 347 с.
3. Баталов, Э. Я. В мире утопии: Пять диалогов об утопии, утопичном сознании и утопичных экспериментах / Э. Я. Баталов. — М. : Политиздат, 1989. — 317,[2] с.
4. Берк, Д. Ли. Неоновый дождь. The neon rain: [роман] (Noir: Серия «Нуар») / Д. Ли Берг. — Екатеринбург : У-Фактория, 2005. — 339 с.
5. Берк, Д. Ли. Пленники небес. Heaven's prisoners (Noir: Серия «Нуар»), —Екатеринург : У-Фактория, 2006. — 341 с.
6. Блок, Л. Когда закроется священный наш кабак. When the sacred ginmill closes : роман («Нуар») / Л. Блок. — Екатеринбург : У-Фактория, 2005. —318 с.
7. Блок, Л. После первой смерти. After the first death: [роман] (Noir: Серия «Нуар») / Л. Блок. — Екатеринбург : У-Фактория, 2005. — 265 с.
8. Браун, К. Ангел : роман : пер. с англ. / К. Браун. — М. : Панорама, 1992. — 159 с.
9. Брэдбери, Р. Воспоминания об убийстве. A mamory of Murder / Р. Брэдбери. — М. : Эксмо ; СПб. : Домино, 2005. — 318 с.
10. Васильченко, А. В. Пули, кровь и блондинки. История нуара / А. В. Васильченко. — М. : Пятый Рим, 2018. — 352 с.
11. Вильямс, Ч. Мертвая яхта; Нет ведьмы яростней; Клеймо подозрения; Слабые женские руки : романы : [Перевод] / Ч. Вильямс. — М. : Политиздат, 1991. — 460 с.
12. Гарднер, Э. С. Показания одноглазой свидетельницы; Дело воющей собаки : романы ; пер. с англ. / Э. С. Гарднер. — Саратов : Заволжье, 1992. —316 с.
13. Гиффорд, Б. Дикие сердцем : роман [Пер. с англ.] (Noir: Серия нуар) / Б. Гиффорд. — Екатеринбург : У-Фактория, 2003. — 206 с.
14. Готти, С. Влада и заговор тьмы / С. Готти. — М. : ACT, 2016. — 346 с.
15. Готти, С. Влада и маг-убийца / С. Готти. — М. : ACT, 2016. — 409 с.
..86

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ