АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 7
1 АНАЛИЗ МЕРОПРИЯТИЙ ПО УЛУЧШЕНИЮ ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ
ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА В ГОРОДАХ РОССИИ 9
1.1 Оптимизация транспортной системы транспорта общего пользования в городе
Калининграде 11
1.2 Опыт оптимизации транспортной системы города Твери 13
1.3 Перспективы улучшения транспортной системы пассажирского транспорта
общего пользования в городе Ярославле 15
2 АНАЛИЗ МАРШРУТНОЙ СЕТИ ГОРОДА САТКИ 20
2.1 Анализ существующего пассажиропотока города Сатки 21
2.2 Оценка маршрутно-транспортной сети относительно модернизации
существующей схемы маршрутов 26
2.3 Сравнение маршрутной сети и актуальных центров тяготения населения Сатки 31
2.4 Рекомендованные мероприятия для формирования новой транспортной сети
города Сатки 34
3 МЕРОПРИЯТИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ
ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА ГОРОДА САТКИ 37
3.1 Обновление данных существующей маршрутно-транспортной сети Сатки ... 37
3.2 Альтернативный анализ транспортной сети города Сатки 42
3.3 «Объединение» и «закрытие» как пути усовершенствования транспортной
сети города Сатки 44
3.4 Планирование пассажирских перевозок с учетом синергетического варианта
улучшения транспортной системы города Сатки 47
3.5 Рекомендации по формированию расписания общественного транспорта для
синергетической маршрутно-транспортной сети 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 56
ПРИЛОЖЕНИЯ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ А 60
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 72
Общественный пассажирский транспорт является не только неотъемлемой частью функционирования городской инфраструктуры, от которой зависит качество жизни населения, но и важным показателем эффективности работы экономической отрасли города и возможности использования градостроительного потенциала. Структура потребности в пассажирских перевозках во многих городах России за последние годы существенно изменилась. Формирование маршрутных сетей общественного транспорта, как правило, происходит под влиянием динамического развития городов и расширения границ городских районов за счет новой жилой застройки, что, в свою очередь, ведет к естественному образованию так называемых общегородских точек притяжения - мест скопления большого количества людей - заведений культуры, мест отдыха, новых промышленных и торговых предприятий, деловых и спортивных центров и пр. Такое формирование в большинстве случаев носит стихийный характер и со временем практически не развивается соразмерно изменяющемуся
пассажиропотоку. [17] Это становится причиной роста автопарков пассажирского транспорта, появления дублирующих маршрутов и снижает эффективность использования транспортных ресурсов. В совокупности с ростом уровня автомобилизации, который становится причиной оттока части населения в сторону личного автотранспорта, это приводит к снижению резерва пропускной способности и ощутимой загрузке дорожной сети.
Все эти факторы предопределяют необходимость оптимизации стихийно сформировавшейся системы городского общественного транспорта, которая не отвечает потребности сегодняшнего дня. Создание оптимальной и действенной маршрутной сети - важный этап в разработке рациональной транспортной системы города. От того, насколько грамотно создана маршрутная сеть и как успешно она внедрена в транспортную систему, зависит эффективность работы компаний-перевозчиков и, соответственно, уровень удовлетворенности населения их услугами.
Проблемы формирования оптимальных транспортных систем
общественного транспорта в настоящее время существуют во многих городах. Особенно под влияние этих проблем попадают промышленные города со сложной географической структурой в связи с тенденцией образования предприятий в удалении от основных мест проживания их работников. Таким образом, обозначенные проблемы в значительной мере актуальны и нуждаются в принятии мер их решению.
Совершенствование городских маршрутных сетей выделяется среди важных задач Администрациями многих городов. Так, создаются различные отраслевые программы, основными задачами которых являются улучшение маршрутных сетей пассажирского транспорта и повышение качества услуг по перевозке населения.
Целью данной работы является улучшение транспортной системы общественного транспорта города Сатки Челябинской области. Для достижения данной цели будут решены следующие задачи:
- проведение анализа мероприятий по улучшению транспортных систем общественного транспорта в городах России;
- проведение анализа существующей транспортной сети города Сатки и оценки возможности улучшения;
- проведение оценки существующих проблем в сфере оказания услуг пассажирских перевозок в городе Сатке;
- разработка рекомендаций по созданию усовершенствованной транспортной системы города;
- разработка мероприятий, предлагаемых к реализации для создания оптимального расписания подвижного состава.
Исследованный опыт усовершенствования транспортных систем городов России позволил понять основные принципы процесса оптимизации и перенести их на исследование маршрутной сети города Сатки. По этой причине такое исследование, проведенное в данной работе, позволило полноценно проанализировать существующую ситуацию в рассматриваемом городе.
В результате проведенного анализа был выявлен ряд несовершенств, основными из которых можно назвать избыточное количество дублирующих маршрутов и неравномерное покрытие маршрутной сетью общественного транспорта всей территории города, включая отдаленные районы. Такая ситуация может вызвать неудовлетворенность населения услугами городских транспортных перевозок, что априори не соответствует главной цели организаций, оказывающих эти услуги.
В данной работе был сформирован перечень предложений, которые позволят усовершенствовать существующую транспортную систему:
- сокращение дублирующих маршрутов;
- включение в маршрутную сеть отдаленных районов города и областей периферии;
- изменение отдельных маршрутов движения общественного транспорта.
В результате применения к существующей маршрутной системе этих рекомендаций была выведена синергетическая система движения общественного транспорта. Для новой оптимизированной схемы были актуализированы пассажиропотоки по каждому из направлений.
Итогом работы стало составление оптимальных графиков движения подвижного состава, а также формирование наглядной маршрутной сети.