Совершенствование порядка установления и изменения маршрутов пассажирского транспорта в городе Челябинск
|
АННОТАЦИЯВВЕДЕНИЕ 8
1 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ 10
1.1 Анализ нормативно-правовых документов
в субъектах РФ 10
1.2 Оценка основных направлений совершенствования 19
Вывод по разделу один 24
2 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОРЯДКА УСТАНОВЛЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
МАРШРУТОВ В ГОРОДЕ ЧЕЛЯБИНСК 25
2.1 Направления совершенствования порядка установления и
изменения маршрутов 25
2.2 Методика рейтинговой оценки необходимости установления и
изменения маршрута 33
Вывод по разделу два 36
3 ОБСЛЕДОВАНИЕ ПАССАЖИРОПОТОКОВ НА АВТОБУСНОМ
МАРШРУТЕ В ГОРОДЕ ЧЕЛЯБИНСК 37
3.1 Анализ дублирования и уникальности маршрута 37
3.2 Анализ и обследование пассажиропотоков 43
Вывод по разделу три 45
4 РАСЧЁТ ПАРАМЕТРОВ МАРШРУТА 47
4.1 Определение потребности в подвижном составе 47
4.2 Выбор подвижного состава определённой модели 52
4.3 Определение количества автобусов для обслуживания маршрута 56
4.4 Разработка расписания движения 59
4.5 Расчёт экономической эффективности 62
Вывод по разделу четыре 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 69
ПРИЛОЖЕНИЯ 73
1 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ 10
1.1 Анализ нормативно-правовых документов
в субъектах РФ 10
1.2 Оценка основных направлений совершенствования 19
Вывод по разделу один 24
2 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОРЯДКА УСТАНОВЛЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
МАРШРУТОВ В ГОРОДЕ ЧЕЛЯБИНСК 25
2.1 Направления совершенствования порядка установления и
изменения маршрутов 25
2.2 Методика рейтинговой оценки необходимости установления и
изменения маршрута 33
Вывод по разделу два 36
3 ОБСЛЕДОВАНИЕ ПАССАЖИРОПОТОКОВ НА АВТОБУСНОМ
МАРШРУТЕ В ГОРОДЕ ЧЕЛЯБИНСК 37
3.1 Анализ дублирования и уникальности маршрута 37
3.2 Анализ и обследование пассажиропотоков 43
Вывод по разделу три 45
4 РАСЧЁТ ПАРАМЕТРОВ МАРШРУТА 47
4.1 Определение потребности в подвижном составе 47
4.2 Выбор подвижного состава определённой модели 52
4.3 Определение количества автобусов для обслуживания маршрута 56
4.4 Разработка расписания движения 59
4.5 Расчёт экономической эффективности 62
Вывод по разделу четыре 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 69
ПРИЛОЖЕНИЯ 73
Важность совершенствования организации транспортного обслуживания населения не ставится под сомнение. Наряду с повышением эффективности функционирования транспортных систем, как мегаполисов, так и небольших городов, возрастают экологические требования, предъявляемые к пассажирскому транспорту; большое внимание уделяется вопросам повышения безопасности перевозок; созданию эффективных схем организации пассажирских перевозок, отвечающих интересам пассажиров, перевозчиков, экономике городов в целом, а также позволяющих удовлетворять социальные потребности в качественном транспортном обслуживании населения - уделяется первостепенное внимание.
Решение вопроса повышения качества транспортного обслуживания населения невозможно без четкого, отлаженного и грамотного механизма установления и изменения маршрутов пассажирского транспорта. Рассмотрение данного вопроса актуально для многих городов Российской Федерации, поскольку не только позволяет улучшить качество транспортного обслуживания населения, но и позволяет решить ряд вопросов, таких, например, как: разгрузка уличной дорожной сети; повышение уровня безопасности дорожного движения; создание комфортных условий для перемещения маломобильных групп населения; улучшение экологической обстановки в городах и другие вопросы, создание конкурентных условий для компаний-перевозчиков, позволяющих получать положительный финансовый результат.
Таким образом, тема выпускной квалификационной работы актуальна, полученные результаты работы применимы в практическом аспекте осуществления перевозок городским пассажирским транспортом. Несмотря на то, что направления совершенствования порядка установления и изменения маршрутов городского пассажирского транспорта были разработаны с учетом сложившейся ситуации в этой сфере в городе Челябинске, а также с учётом местной специфики, они также могут быть использованы в любом мегаполисе, а также в большинстве городов РФ с населением более полумиллиона человек.
Помимо выделенных направлений, в работе предложен алгоритм рейтинговой оценки необходимости установления или изменения маршрута, а также в практической части приведены расчёты параметров транспортного обслуживания на конкретном автобусном маршруте города Челябинска, с использованием полученных теоретических результатов.
Целью выпускной квалификационной работы является совершенствование порядка установления и изменения маршрутов городского транспорта в городе Челябинске, с возможностью применения его положений и алгоритма количественной оценки в любых крупных городах с населением более полумиллиона человек.
Задачами работы являются: анализ нормативно-правовых документов городов Российской Федерации, регламентирующих порядки установления и изменения маршрутов; разработка основных направлений совершенствования порядка в городе Челябинске; разработка алгоритма количественной оценки необходимости установления и изменения маршрута; использование полученных теоретических результатов на конкретном примере проведения расчётов параметров транспортного обслуживания на одном из автобусных маршрутов города Челябинска.
Решение вопроса повышения качества транспортного обслуживания населения невозможно без четкого, отлаженного и грамотного механизма установления и изменения маршрутов пассажирского транспорта. Рассмотрение данного вопроса актуально для многих городов Российской Федерации, поскольку не только позволяет улучшить качество транспортного обслуживания населения, но и позволяет решить ряд вопросов, таких, например, как: разгрузка уличной дорожной сети; повышение уровня безопасности дорожного движения; создание комфортных условий для перемещения маломобильных групп населения; улучшение экологической обстановки в городах и другие вопросы, создание конкурентных условий для компаний-перевозчиков, позволяющих получать положительный финансовый результат.
Таким образом, тема выпускной квалификационной работы актуальна, полученные результаты работы применимы в практическом аспекте осуществления перевозок городским пассажирским транспортом. Несмотря на то, что направления совершенствования порядка установления и изменения маршрутов городского пассажирского транспорта были разработаны с учетом сложившейся ситуации в этой сфере в городе Челябинске, а также с учётом местной специфики, они также могут быть использованы в любом мегаполисе, а также в большинстве городов РФ с населением более полумиллиона человек.
Помимо выделенных направлений, в работе предложен алгоритм рейтинговой оценки необходимости установления или изменения маршрута, а также в практической части приведены расчёты параметров транспортного обслуживания на конкретном автобусном маршруте города Челябинска, с использованием полученных теоретических результатов.
Целью выпускной квалификационной работы является совершенствование порядка установления и изменения маршрутов городского транспорта в городе Челябинске, с возможностью применения его положений и алгоритма количественной оценки в любых крупных городах с населением более полумиллиона человек.
Задачами работы являются: анализ нормативно-правовых документов городов Российской Федерации, регламентирующих порядки установления и изменения маршрутов; разработка основных направлений совершенствования порядка в городе Челябинске; разработка алгоритма количественной оценки необходимости установления и изменения маршрута; использование полученных теоретических результатов на конкретном примере проведения расчётов параметров транспортного обслуживания на одном из автобусных маршрутов города Челябинска.
Цель выпускной работы достигнута, поставленные задачи выполнены в полном объёме, сформулированы следующие выводы и получены следующие результаты.
Порядок установления и изменения маршрутов регулируется каждым субъектом Российской Федерации самостоятельно. Проведённый анализ нормативно-правовых документов позволил выделить основные направления совершенствования порядка установления и изменения маршрутов в городе Челябинск, с учётом передового опыта других городов. Основными направления являются: закрепление возможности установления и изменения маршрута по инициативе физических лиц; наличие конкретных требований к обследованию пассажиропотоков; использование системы лотом при распределении маршрутов между перевозчиками; борьба с нелегальными перевозчиками; гарантия срока работы на маршрутах не менее семи лет; взаимодействие с перевозчиками в рамках комплексной схемы организации дорожного движения; создание единого органа, принимающего решение об установлении или изменении маршрута; синхронизация расписания на маршрутах, имеющих большую протяженность дублирования.
Выделенные направления не только позволяют повысить качество транспортного обслуживания населения, но и позволяют решить ряд существенных проблем в различных сферах общественной жизни городов.
Направления совершенствования порядка установления и изменения маршрутов дополнены, конкретизированы и уточнены с точки зрения транспортной ситуации в городе Челябинск. Поддержание инициативы со стороны физических лиц: учитывает количество пересадок; имеет приоритет при отсутствии транспортного обслуживания или невозможности изменения трассы вблизи территории. Обследование пассажиропотоков целесообразно проводить опросным методом, специально подготовленным персоналом. Использование системы лотов и гарантия сроков работы на маршруте не менее семи лет обоснованы с точки зрения различных сфер общественной жизни. Создание единого межведомственного органа принимающего решение об установлении или изменении маршрута, также выгодно всем участникам рынка пассажирских транспортных услуг. Взаимодействие с перевозчиками должно быть в рамках работы с комплексной схемой организации дорожного движения, борьба с нелегальными перевозчиками должна быть продолжена. Синхронизация расписания должна быть внедрена на дублирующих маршрутах.
Для оценки необходимости установления и изменения маршрута целесообразно использовать рейтинговый алгоритм оценки, основанный с использованием решений по совершенствованию порядка в городе Челябинск.
Основным параметром качества обслуживания жители Челябинска считают быстроту поездки общественным транспортом.
Рассматриваемый автобусный маршрут № 40 обладает высокой степенью уникальности пассажирских корреспонденций. Данный маршрут востребован жителями Челябинска, однако имеется необходимость незначительных изменений в трассе движения. Измененная трасса движения будет выражена в смене конечных пунктов отправления: данный маршрут в прямом направлении будет начинать работу с остановки Нефтебаза (посёлок АМЗ); конечной остановкой будет являться улица Наркома Малышева, то есть транспортное обслуживание получит микрорайон ранее не имеющий доступа к нему. Посёлок Сосновка будет обслуживаться автобусным маршрутом 51, следующим по изменённой трассе в соответствие с пожеланиями жителей.
На основе полученных результатов обследования пассажиропотоков была скорректирована трасса движения маршрута № 40 города Челябинска, кроме того доступ к транспортному обслуживанию один из новых микрорайонов города.
На основе анализа результатов проведённого обследования пассажиропотоков, было установлено, что для эффективного обслуживания данного маршрута требуются автобусы малого, либо среднего классов.
Проведённые расчёты позволили сделать вывод о необходимости обслуживания данного маршрута автобусами среднего класса. На основе анализа и расчёта эксплуатационных затрат для обслуживания маршруты были выбраны 20 газомоторных автобусов среднего класса Лотос-206, отвечающие требованиям экономичности, ремонтопригодности, а также приспособленные для обслуживания маломобильных групп населения и отвечающие самым высоким экологическим стандартам.
Кроме того, сформировано расписание для данного маршрута, учитывающее, как результаты обследования пассажиропотоков, так и режим труда и отдыха водителей. Составленное расписание также отвечает требованию сохранения лояльность пассажиров к данному маршруту.
Расчёт экономической эффективности обслуживания данного маршрута в условиях использования новых автобусов и нового расписания движения показал высокую рентабельность маршрута, а также финансовую устойчивость организации, обслуживающей маршрут.
Таким образом, в практических расчётах на конкретном маршруте были использованы рассмотренные ранее результаты теоретического исследования, была подтверждена их высокая достоверность и необходимость использования в целях совершенствования транспортного обслуживания населения.
Порядок установления и изменения маршрутов регулируется каждым субъектом Российской Федерации самостоятельно. Проведённый анализ нормативно-правовых документов позволил выделить основные направления совершенствования порядка установления и изменения маршрутов в городе Челябинск, с учётом передового опыта других городов. Основными направления являются: закрепление возможности установления и изменения маршрута по инициативе физических лиц; наличие конкретных требований к обследованию пассажиропотоков; использование системы лотом при распределении маршрутов между перевозчиками; борьба с нелегальными перевозчиками; гарантия срока работы на маршрутах не менее семи лет; взаимодействие с перевозчиками в рамках комплексной схемы организации дорожного движения; создание единого органа, принимающего решение об установлении или изменении маршрута; синхронизация расписания на маршрутах, имеющих большую протяженность дублирования.
Выделенные направления не только позволяют повысить качество транспортного обслуживания населения, но и позволяют решить ряд существенных проблем в различных сферах общественной жизни городов.
Направления совершенствования порядка установления и изменения маршрутов дополнены, конкретизированы и уточнены с точки зрения транспортной ситуации в городе Челябинск. Поддержание инициативы со стороны физических лиц: учитывает количество пересадок; имеет приоритет при отсутствии транспортного обслуживания или невозможности изменения трассы вблизи территории. Обследование пассажиропотоков целесообразно проводить опросным методом, специально подготовленным персоналом. Использование системы лотов и гарантия сроков работы на маршруте не менее семи лет обоснованы с точки зрения различных сфер общественной жизни. Создание единого межведомственного органа принимающего решение об установлении или изменении маршрута, также выгодно всем участникам рынка пассажирских транспортных услуг. Взаимодействие с перевозчиками должно быть в рамках работы с комплексной схемой организации дорожного движения, борьба с нелегальными перевозчиками должна быть продолжена. Синхронизация расписания должна быть внедрена на дублирующих маршрутах.
Для оценки необходимости установления и изменения маршрута целесообразно использовать рейтинговый алгоритм оценки, основанный с использованием решений по совершенствованию порядка в городе Челябинск.
Основным параметром качества обслуживания жители Челябинска считают быстроту поездки общественным транспортом.
Рассматриваемый автобусный маршрут № 40 обладает высокой степенью уникальности пассажирских корреспонденций. Данный маршрут востребован жителями Челябинска, однако имеется необходимость незначительных изменений в трассе движения. Измененная трасса движения будет выражена в смене конечных пунктов отправления: данный маршрут в прямом направлении будет начинать работу с остановки Нефтебаза (посёлок АМЗ); конечной остановкой будет являться улица Наркома Малышева, то есть транспортное обслуживание получит микрорайон ранее не имеющий доступа к нему. Посёлок Сосновка будет обслуживаться автобусным маршрутом 51, следующим по изменённой трассе в соответствие с пожеланиями жителей.
На основе полученных результатов обследования пассажиропотоков была скорректирована трасса движения маршрута № 40 города Челябинска, кроме того доступ к транспортному обслуживанию один из новых микрорайонов города.
На основе анализа результатов проведённого обследования пассажиропотоков, было установлено, что для эффективного обслуживания данного маршрута требуются автобусы малого, либо среднего классов.
Проведённые расчёты позволили сделать вывод о необходимости обслуживания данного маршрута автобусами среднего класса. На основе анализа и расчёта эксплуатационных затрат для обслуживания маршруты были выбраны 20 газомоторных автобусов среднего класса Лотос-206, отвечающие требованиям экономичности, ремонтопригодности, а также приспособленные для обслуживания маломобильных групп населения и отвечающие самым высоким экологическим стандартам.
Кроме того, сформировано расписание для данного маршрута, учитывающее, как результаты обследования пассажиропотоков, так и режим труда и отдыха водителей. Составленное расписание также отвечает требованию сохранения лояльность пассажиров к данному маршруту.
Расчёт экономической эффективности обслуживания данного маршрута в условиях использования новых автобусов и нового расписания движения показал высокую рентабельность маршрута, а также финансовую устойчивость организации, обслуживающей маршрут.
Таким образом, в практических расчётах на конкретном маршруте были использованы рассмотренные ранее результаты теоретического исследования, была подтверждена их высокая достоверность и необходимость использования в целях совершенствования транспортного обслуживания населения.



