Проблемы и перспективы развития взаимодействия между правообла- дателями и таможенными органами при осуществлении таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности (на примере Челябинской таможни)
|
АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 9
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРВ НА ОБЪЕКТЫ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТ 13
1.1 Понятие и сущность прав на объекты интеллектуальной собственности 13
1.2 Защита объектов интеллектуальной собственности
таможенными органами 19
1.3 Нормативные правовые акты, регулирующие отношения в
сфере интеллектуальной собственности при трансграничном перемещении товаров 26
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ И ПРАВООБЛАДАТЕЛЕЙ ПРИ ЗАЩИТЕ
ПРАВ НА ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ 31
2.1 Выпуск товаров. Приостановление выпуска товаров 31
2.2 Процесс декларирования товаров провозимых через таможенную границу 34
2.3 Механизм таможенного контроля в отношении товаров содержащих
объекты интеллектуальной собственности 52
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ И ПРАВООБЛАДАТЕЛЕЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ТОВАРОВ, СОДЕР
ЖАЩИХ ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ
СОБСТВЕННОСТИ 61
3.1 Проблемы взаимодействия правообладателей и таможенных органов 61
3.2 Рекомендации по совершенствованию механизма взаимодействия
правообладателей и таможенных органов 66
3.3 Анализ эффективности внесённых рекомендаций 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 78
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Уведомление о приостановлении выпуска товаров 82
ВВЕДЕНИЕ 9
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРВ НА ОБЪЕКТЫ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТ 13
1.1 Понятие и сущность прав на объекты интеллектуальной собственности 13
1.2 Защита объектов интеллектуальной собственности
таможенными органами 19
1.3 Нормативные правовые акты, регулирующие отношения в
сфере интеллектуальной собственности при трансграничном перемещении товаров 26
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ И ПРАВООБЛАДАТЕЛЕЙ ПРИ ЗАЩИТЕ
ПРАВ НА ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ 31
2.1 Выпуск товаров. Приостановление выпуска товаров 31
2.2 Процесс декларирования товаров провозимых через таможенную границу 34
2.3 Механизм таможенного контроля в отношении товаров содержащих
объекты интеллектуальной собственности 52
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ И ПРАВООБЛАДАТЕЛЕЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ТОВАРОВ, СОДЕР
ЖАЩИХ ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ
СОБСТВЕННОСТИ 61
3.1 Проблемы взаимодействия правообладателей и таможенных органов 61
3.2 Рекомендации по совершенствованию механизма взаимодействия
правообладателей и таможенных органов 66
3.3 Анализ эффективности внесённых рекомендаций 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 78
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Уведомление о приостановлении выпуска товаров 82
Актуальность темы исследования. Борьба с подделками, незаконным использованием торговых марок и распространением фальсификата является одной из важнейших задач, обозначенных в «Стратегии развития Таможенной службы до 2020 года». Контрафактная продукция зачастую наносит вред здоровью потребителей, а присвоение товарного знака нарушает права владельца объекта интеллектуальной собственности, вследствие чего одним из главных направлений деятельности таможенных органов является защита прав на объекты интеллектуальной собственности. Однако ее эффективность напрямую зависит от взаимодействия таможенных органов и правообладателей.
Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (далее ТРО- ИС), находящийся в ведении ФТС России, имеет особое значение для защиты прав владельцев объектов интеллектуальной собственности. По состоянию на 4 мая 2018 года в ТРОИС содержится 3942 объекта интеллектуальной собственности, принадлежащих как российским, так и зарубежным компаниям, в том числе 3906 товарных знака, 31 объект авторского права и 5 наименований мест происхождения товаров. В товарной структуре ТРОИС преобладают алкогольные напитки, спортивная одежда обувь и кондитерские изделия.
На данный момент правообладателям объектов интеллектуальной собственности не принадлежит ключевая роль в борьбе с контрафактом. Но, между тем, уголовное дело по факту перемещения через таможенную границу Евразийского экономического союза поддельной продукции в соответствии с российским законодательством можно возбудить исключительно по заявлению правообладателя товарного знака, а также в том случае, если МВД России повторно в течение года выявит факт реализации контрафакта у нарушителя при непогашенном административном штрафе.
Для подтверждения незаконного использования товарного знака таможенные органы во всех случаях выявления товаров с признаками контрафактных обращаются к правообладателям. Следует отметить, что не все они готовы оперативно защищать свои интересы. Это приводит к снижению эффективности деятельности таможенных органов при защите прав на объекты интеллектуальной собственности. Таким образом, тема дипломной работы является актуальной.
Степень разработанности проблемы. Изучение понятия и сущности прав на объекты интеллектуальной собственности находится в поле зрения таких авторов, как Сударикова С.А., Гришаева С.П., Близнеца И.А., Леонтьева К.Б., Оркиной Е.А., Новоселовой Л.А., Прохоровой А.М., Павловой Е.А. и мн. др.
Существенный вклад в разработку проблем взаимодействия таможенных органов и правообладателей при осуществлении таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, внесли такие авторы, как Агамагомедова С.А., Герасютина О.Е., Семенчук А.Е., Красавина Т.О.
Несмотря на значительный интерес к отдельным аспектам темы работы, комплексное исследование взаимодействия таможенных органов и правообладателей в процессе таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, в настоящее время отсутствует.
Объектом исследования являются отношения, складывающиеся между правообладателями и таможенными органами при осуществлении таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.
Предметом исследования является развитие взаимодействия таможенных органов и правообладателей при осуществлении таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.
Целью исследования является совершенствование практики взаимодействия правообладателей и таможенных органов при осуществлении таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.
В дипломной работе ставятся следующие задачи:
- изучить права на объекты интеллектуальной собственности;
- рассмотреть нормативное правовое регулирование защиты прав на товары, содержащие объекты интеллектуальной собственности, при их трансграничном перемещении;
- проанализировать механизм таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности;
- внести предложения по совершенствованию практики взаимодействия таможенных органов и правообладателей при таможенном контроле товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности и оценить их эффективность.
Нормативно-правовой основой исследования являются Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан от 07 июля 2016 года «О едином таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности государств-членов Таможенного союза», Таможенный кодекс Таможенного союза, Гражданский Кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2017 года № 230-ФЗ (часть четвертая), Федеральный закон от 29 декабря 2017 года № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» и др.
Эмпирическая основа исследования включает данные статистики и информационно-аналитические отчёты о деятельности ФТС России при осуществлении таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.
Теоретическая основа исследования. При написании дипломной работы были использованы труды, посвященные общим вопросам теории и практики защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, Агамагомедовой С.А., Герасю- тиной О.Е, Гришаева С.П., Новосёловой Л.А., Сударикова С.А.
Методологическую базу исследования составляют методы системного анализа, синтеза, индукции, моделирования, логический и статистический метод.
Новизна исследования заключается в том, что автором проведен комплексный анализ механизма взаимодействия правообладателей и таможенных органов при осуществлении таможенного контроля товаров.
Содержащих объекты интеллектуальной собственности, в рамках которого выявлены проблемы нежелания правообладателей защищать свои товарные знаки, отказа от применения к нарушителям мер административного воздействия и проявления безразличия со стороны правообладателей на запросы таможенных органов. Выработаны рекомендации по совершенствованию механизма взаимодействия правообладателей и таможенных органов, в рамках которого предлагается вовлекать правообладателей в защиту собственных прав посредством проведения семинаров, а также легализовать процедуру параллельного импорта.
Положения, выносимые на защиту. В ходе исследования на защиту выносятся следующие положения дипломной работы:
1. Таможенным органам принадлежит ключевая роль в выявлении контрафактной продукции и обязанность защиты ограниченного перечня объектов интеллектуальной собственности в пределах своей компетенции.
2. Выявлены актуальные проблемы взаимодействия правообладателей и таможенных органов при осуществлении таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, среди которых преобладающие связаны с нежеланием правообладателей предпринимать действия по защите своих прав.
3. Разработаны рекомендации по совершенствованию практики взаимодействия правообладателей и таможенных органов, которые позволят таможенным органам осуществлять контроль товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, более эффективно.
Апробация работы. Основные положения работы нашли отражение в двух научных статьях.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и двух приложений.
Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (далее ТРО- ИС), находящийся в ведении ФТС России, имеет особое значение для защиты прав владельцев объектов интеллектуальной собственности. По состоянию на 4 мая 2018 года в ТРОИС содержится 3942 объекта интеллектуальной собственности, принадлежащих как российским, так и зарубежным компаниям, в том числе 3906 товарных знака, 31 объект авторского права и 5 наименований мест происхождения товаров. В товарной структуре ТРОИС преобладают алкогольные напитки, спортивная одежда обувь и кондитерские изделия.
На данный момент правообладателям объектов интеллектуальной собственности не принадлежит ключевая роль в борьбе с контрафактом. Но, между тем, уголовное дело по факту перемещения через таможенную границу Евразийского экономического союза поддельной продукции в соответствии с российским законодательством можно возбудить исключительно по заявлению правообладателя товарного знака, а также в том случае, если МВД России повторно в течение года выявит факт реализации контрафакта у нарушителя при непогашенном административном штрафе.
Для подтверждения незаконного использования товарного знака таможенные органы во всех случаях выявления товаров с признаками контрафактных обращаются к правообладателям. Следует отметить, что не все они готовы оперативно защищать свои интересы. Это приводит к снижению эффективности деятельности таможенных органов при защите прав на объекты интеллектуальной собственности. Таким образом, тема дипломной работы является актуальной.
Степень разработанности проблемы. Изучение понятия и сущности прав на объекты интеллектуальной собственности находится в поле зрения таких авторов, как Сударикова С.А., Гришаева С.П., Близнеца И.А., Леонтьева К.Б., Оркиной Е.А., Новоселовой Л.А., Прохоровой А.М., Павловой Е.А. и мн. др.
Существенный вклад в разработку проблем взаимодействия таможенных органов и правообладателей при осуществлении таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, внесли такие авторы, как Агамагомедова С.А., Герасютина О.Е., Семенчук А.Е., Красавина Т.О.
Несмотря на значительный интерес к отдельным аспектам темы работы, комплексное исследование взаимодействия таможенных органов и правообладателей в процессе таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, в настоящее время отсутствует.
Объектом исследования являются отношения, складывающиеся между правообладателями и таможенными органами при осуществлении таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.
Предметом исследования является развитие взаимодействия таможенных органов и правообладателей при осуществлении таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.
Целью исследования является совершенствование практики взаимодействия правообладателей и таможенных органов при осуществлении таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.
В дипломной работе ставятся следующие задачи:
- изучить права на объекты интеллектуальной собственности;
- рассмотреть нормативное правовое регулирование защиты прав на товары, содержащие объекты интеллектуальной собственности, при их трансграничном перемещении;
- проанализировать механизм таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности;
- внести предложения по совершенствованию практики взаимодействия таможенных органов и правообладателей при таможенном контроле товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности и оценить их эффективность.
Нормативно-правовой основой исследования являются Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан от 07 июля 2016 года «О едином таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности государств-членов Таможенного союза», Таможенный кодекс Таможенного союза, Гражданский Кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2017 года № 230-ФЗ (часть четвертая), Федеральный закон от 29 декабря 2017 года № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» и др.
Эмпирическая основа исследования включает данные статистики и информационно-аналитические отчёты о деятельности ФТС России при осуществлении таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.
Теоретическая основа исследования. При написании дипломной работы были использованы труды, посвященные общим вопросам теории и практики защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, Агамагомедовой С.А., Герасю- тиной О.Е, Гришаева С.П., Новосёловой Л.А., Сударикова С.А.
Методологическую базу исследования составляют методы системного анализа, синтеза, индукции, моделирования, логический и статистический метод.
Новизна исследования заключается в том, что автором проведен комплексный анализ механизма взаимодействия правообладателей и таможенных органов при осуществлении таможенного контроля товаров.
Содержащих объекты интеллектуальной собственности, в рамках которого выявлены проблемы нежелания правообладателей защищать свои товарные знаки, отказа от применения к нарушителям мер административного воздействия и проявления безразличия со стороны правообладателей на запросы таможенных органов. Выработаны рекомендации по совершенствованию механизма взаимодействия правообладателей и таможенных органов, в рамках которого предлагается вовлекать правообладателей в защиту собственных прав посредством проведения семинаров, а также легализовать процедуру параллельного импорта.
Положения, выносимые на защиту. В ходе исследования на защиту выносятся следующие положения дипломной работы:
1. Таможенным органам принадлежит ключевая роль в выявлении контрафактной продукции и обязанность защиты ограниченного перечня объектов интеллектуальной собственности в пределах своей компетенции.
2. Выявлены актуальные проблемы взаимодействия правообладателей и таможенных органов при осуществлении таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, среди которых преобладающие связаны с нежеланием правообладателей предпринимать действия по защите своих прав.
3. Разработаны рекомендации по совершенствованию практики взаимодействия правообладателей и таможенных органов, которые позволят таможенным органам осуществлять контроль товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, более эффективно.
Апробация работы. Основные положения работы нашли отражение в двух научных статьях.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и двух приложений.
В работе были проанализированы актуальные вопросы взаимодействия правообладателей и таможенных органов при осуществлении таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.
Интеллектуальная собственность - это особая категория гражданских прав (имущественные и личные неимущественные права), которые признаются в отношении результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации.
Таможенные органы в пределах своей компетенции осуществляют защиту таких объектов интеллектуальной собственности, как объекты авторского и смежного права, товарные знаки и знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров, включенные и не включенные в ТРОИС. Применяя процедуру «ex-officio» таможенные органы могут приостановить выпуск такого товара на 10 рабочих дней с целью проверки соблюдения прав правообладателя.
Контрафакт - это изготовление, продажа, перевозка, импорт и любое использование товара с нарушением прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. Контрафактная продукция наносит ущерб потребителям, правообладателям и государству.
Таможенные органы ФТС России призваны противодействовать поступлению контрафактной продукции на территорию РФ, тем самым защищая потребителя от некачественной продукции, правообладателей от нарушений прав на ОИС и пополняя федеральный бюджет. При этом важно активно взаимодействовать с правообладателями, так как они не всегда идут на сотрудничество.
В целях оценки эффективности деятельности ФТС России по взаимодействию с правообладателями ежегодно проводятся семинары, встречи, на которых обсуждаются вопросы сотрудничества и эффективной защиты интеллектуальной собственности.
С каждым годом растет количество зарегистрированных товарных знаков в ТРОИС примерно на 10%. Это означает, что ФТС России в 2018 году на основании достигнутых результатов в предыдущих годах, увеличит данные показатели. Для улучшения ситуации необходимо решать проблемы, которые возникают при взаимодействии правообладателей и таможенных органов.
При анализе деятельности ФТС России в части защиты прав на объекты интеллектуальной собственности был выявлен ряд проблем взаимодействия правообладателей и таможенных органов, которые негативно сказываются на деятельности таможни. С целью совершенствования механизма взаимодействия правообладателей и таможенных органов при защите прав на объекты интеллектуальной собственности, разработан ряд предложений и рекомендации, при осуществлении которых таможенные органы в дальнейшем смогут наиболее эффективно бороться с нарушениями в области защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, а именно:
- более активное взаимодействие с правообладателями и вовлечение их в защиту собственных прав на объекты интеллектуальной собственности;
- проведение качественной и профессиональной идентификации товаров, обладающими признаками контрафактных;
- разрешение процедуры параллельного импорта.
Эффективная защита интеллектуальной собственности - это сохранение здоровья населения, предотвращение морального вреда потребителю, защита правообладателей объектов интеллектуальной собственности, высокая инвестиционная привлекательность страны, обусловленная отсутствием недобросовестной конкуренции на товарном рынке и увеличение налоговых поступлений.
Интеллектуальная собственность - это особая категория гражданских прав (имущественные и личные неимущественные права), которые признаются в отношении результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации.
Таможенные органы в пределах своей компетенции осуществляют защиту таких объектов интеллектуальной собственности, как объекты авторского и смежного права, товарные знаки и знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров, включенные и не включенные в ТРОИС. Применяя процедуру «ex-officio» таможенные органы могут приостановить выпуск такого товара на 10 рабочих дней с целью проверки соблюдения прав правообладателя.
Контрафакт - это изготовление, продажа, перевозка, импорт и любое использование товара с нарушением прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. Контрафактная продукция наносит ущерб потребителям, правообладателям и государству.
Таможенные органы ФТС России призваны противодействовать поступлению контрафактной продукции на территорию РФ, тем самым защищая потребителя от некачественной продукции, правообладателей от нарушений прав на ОИС и пополняя федеральный бюджет. При этом важно активно взаимодействовать с правообладателями, так как они не всегда идут на сотрудничество.
В целях оценки эффективности деятельности ФТС России по взаимодействию с правообладателями ежегодно проводятся семинары, встречи, на которых обсуждаются вопросы сотрудничества и эффективной защиты интеллектуальной собственности.
С каждым годом растет количество зарегистрированных товарных знаков в ТРОИС примерно на 10%. Это означает, что ФТС России в 2018 году на основании достигнутых результатов в предыдущих годах, увеличит данные показатели. Для улучшения ситуации необходимо решать проблемы, которые возникают при взаимодействии правообладателей и таможенных органов.
При анализе деятельности ФТС России в части защиты прав на объекты интеллектуальной собственности был выявлен ряд проблем взаимодействия правообладателей и таможенных органов, которые негативно сказываются на деятельности таможни. С целью совершенствования механизма взаимодействия правообладателей и таможенных органов при защите прав на объекты интеллектуальной собственности, разработан ряд предложений и рекомендации, при осуществлении которых таможенные органы в дальнейшем смогут наиболее эффективно бороться с нарушениями в области защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, а именно:
- более активное взаимодействие с правообладателями и вовлечение их в защиту собственных прав на объекты интеллектуальной собственности;
- проведение качественной и профессиональной идентификации товаров, обладающими признаками контрафактных;
- разрешение процедуры параллельного импорта.
Эффективная защита интеллектуальной собственности - это сохранение здоровья населения, предотвращение морального вреда потребителю, защита правообладателей объектов интеллектуальной собственности, высокая инвестиционная привлекательность страны, обусловленная отсутствием недобросовестной конкуренции на товарном рынке и увеличение налоговых поступлений.





