Нейропсихологический компонент в программе повышения профессиональной квалификации медицинских работников
|
АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 9
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 12
1.1 Психолого-просветительская деятельность клинического психолога... 12
1.2 Образовательные программы последипломного медицинского 12
образования
1.2.1 Дополнительное образование медицинских работников 12
1.2.2 Непрерывное медицинское образование 17
1.2.3 Требования к программам повышения квалификации 18
медицинских работников
1.3 Клинический психолог в здравоохранении 19
1.4 Нейропсихологические знания в современной медицине 21
1.4.1 Значимость нейропсихологических знаний 21
1.4.2 Специфика нейропсихологических знаний 23
1.5 Зарубежный опыт повышения психологической грамотности врачей. 25
2 ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ 28
2.1 Объект и предмет исследования, цели и задачи исследования 28
2.2 Методы исследования 28
3 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 30
3.1 Методические рекомендации по организации и содержанию 30
нейропсихологического компонента программы повышения
квалификации
3.2 Тематический план лекций нейропсихологического компонента 34
программы повышения профессиональной квалификации медицинских работников
3.3 Система контроля/оценки знаний 35
ВЫВОДЫ 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 45
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А 51
ВВЕДЕНИЕ 9
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 12
1.1 Психолого-просветительская деятельность клинического психолога... 12
1.2 Образовательные программы последипломного медицинского 12
образования
1.2.1 Дополнительное образование медицинских работников 12
1.2.2 Непрерывное медицинское образование 17
1.2.3 Требования к программам повышения квалификации 18
медицинских работников
1.3 Клинический психолог в здравоохранении 19
1.4 Нейропсихологические знания в современной медицине 21
1.4.1 Значимость нейропсихологических знаний 21
1.4.2 Специфика нейропсихологических знаний 23
1.5 Зарубежный опыт повышения психологической грамотности врачей. 25
2 ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ 28
2.1 Объект и предмет исследования, цели и задачи исследования 28
2.2 Методы исследования 28
3 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 30
3.1 Методические рекомендации по организации и содержанию 30
нейропсихологического компонента программы повышения
квалификации
3.2 Тематический план лекций нейропсихологического компонента 34
программы повышения профессиональной квалификации медицинских работников
3.3 Система контроля/оценки знаний 35
ВЫВОДЫ 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 45
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А 51
Актуальность исследования. Из определения «человек -
биопсихосоциальное существо» следует, что рассмотрение человека должно учитывать факторы, принадлежащие разным областям знания для создания полного представления о его состоянии, носить междисциплинарный характер. В медицине междисциплинарный подход признан на законодательном уровне. Например, в Приказе Министерства здравоохранения РФ от 15 ноября 2012г. №928н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения» [12] указано, что восстановление нарушенных функций проводится бригадой специалистов, в которую помимо врачей входят медицинский психолог, социальный работник и логопед.
Междисциплинарный подход реализуется при проведении экспертиз: судебнопсихологическая, военная, медико-социальная и психолого-педагогическая. Возможность привлечения специалистов неврачебных специальностей при осуществлении реабилитации отмечена в Приказе Минздрава России от 29.12.2012 г. №1705н «О порядке организации медицинской реабилитации» [9]. В то же время собственно врачи подчеркивают необходимость междисциплинарных бригад, в частности при реабилитации после инсульта и оказании помощи в острый период заболевания. Тем не менее сохраняется неоднозначность позиции клинического психолога в учреждениях здравоохранения. В связи с чем возникает необходимость формирования знаний о работе клинического психолога у медицинского работника для реализации потенциала междисциплинарного подхода.
Акцентирование внимания на проблеме взаимодействия нейропсихолога и медицинских работников связано с тем, что количество неврологических и кардиологических пациентов растет, по данным ВОЗ каждый год от сердечно - сосудистых заболеваний умирает 17,5 миллиона человек, а на 2030 год прогноз составляет 23,6 миллиона человек [39]. Инсульт занимает третье место среди причин смертности и основной - среди причин инвалидности во многих индустриальных странах [47]. В России распространенность заболевания доходит до 3 человек на 1000 в год [25]. При этом если в развитых странах смертность от инсульта снижается, то в республиках бывшего СССР тенденция обратная — так, в Беларуси с 1981 по 2001 г. смертность среди мужчин, перенесших инсульт, выросла на 64%, среди женщин — на 50% [30]. Важнейшим фактором снижения смертности является улучшение лечения в острой фазе инсульта [29;40]. Важно, что не менее 2/3 больных выживают, но в той или иной мере становятся нетрудоспособными [33;37]. И как следствие нуждаются в медицинской реабилитации.
Применение нейропсихологических знаний к лечению этих больных, позволит врачу правильно оценить статус пациента и направить его к необходимому специалисту. В связи с этим на законодательном уровне нейропсихолог включен в медицинскую реабилитацию. Но тем не менее на практике он не реализует весь потенциал своих возможностей из-за психологической неграмотности врача.
Объект исследования: система знаний и умений медицинских работников.
Предмет исследования: система психологических знаний медицинских работников о психодиагностической деятельности клинического психолога; о консультативной и психотерапевтической деятельности; об экспертной деятельности; о педагогической деятельности. Умение медицинских работников осуществлять выбор скрининг методики в соответствии с целью исследования и умение проводить скрининг методики.
Цель исследования: разработать программу повышения профессиональной квалификации медицинских работников, направленную на повышение психологической грамотности (знаний о работе клинического психолога, в частности нейропсихолога).
Гипотеза исследования:
1. Разработанная программа повышения квалификации повысит психологическую грамотность медицинских работников.
Задачи исследования:
1. Разработать программу лекционных и практических занятий для повышения психологической грамотности медицинских работников.
2. Разработать систему оценки знаний и умений медицинских работников.
3. Разработать методические рекомендации по организации и содержанию нейропсихологического компонента программы повышения профессиональной квалификации медицинских работников.
Методы и методики исследования:
1. Теоретические методы психологического исследования:
• Дедуктивный - восхождение от общего к частному, от абстрактного к конкретному. Данный метод использовался при разработке тем программы.
• Индуктивный - восхождение от частного к общему, обобщение фактов. Индукция использовалась при составлении выводов выпускной квалификационной работы.
• Моделирование - создание модели исследуемого предмета. Этот метод был использован на этапе разработки программы повышения профессиональной квалификации.
2. Метод обработки данных: качественный анализ и количественный анализ. Качественный анализ осуществлялся на всех этапах выполненной работы. Элементы количественного анализа присутствовали при создании системы оценки тестирования.
Программа разрабатывалась для медицинских работников с учётом специфики деятельности нейропсихолога/психолога-специалиста.
Научная новизна исследования:
1. Преподавательский состав - клинические психологи, что обусловлено их компетентностью в психологии, в частности в нейропсихологии.
2. Проблема нейропсихолога как специалиста в системе здравоохранении не получила внимания.
биопсихосоциальное существо» следует, что рассмотрение человека должно учитывать факторы, принадлежащие разным областям знания для создания полного представления о его состоянии, носить междисциплинарный характер. В медицине междисциплинарный подход признан на законодательном уровне. Например, в Приказе Министерства здравоохранения РФ от 15 ноября 2012г. №928н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения» [12] указано, что восстановление нарушенных функций проводится бригадой специалистов, в которую помимо врачей входят медицинский психолог, социальный работник и логопед.
Междисциплинарный подход реализуется при проведении экспертиз: судебнопсихологическая, военная, медико-социальная и психолого-педагогическая. Возможность привлечения специалистов неврачебных специальностей при осуществлении реабилитации отмечена в Приказе Минздрава России от 29.12.2012 г. №1705н «О порядке организации медицинской реабилитации» [9]. В то же время собственно врачи подчеркивают необходимость междисциплинарных бригад, в частности при реабилитации после инсульта и оказании помощи в острый период заболевания. Тем не менее сохраняется неоднозначность позиции клинического психолога в учреждениях здравоохранения. В связи с чем возникает необходимость формирования знаний о работе клинического психолога у медицинского работника для реализации потенциала междисциплинарного подхода.
Акцентирование внимания на проблеме взаимодействия нейропсихолога и медицинских работников связано с тем, что количество неврологических и кардиологических пациентов растет, по данным ВОЗ каждый год от сердечно - сосудистых заболеваний умирает 17,5 миллиона человек, а на 2030 год прогноз составляет 23,6 миллиона человек [39]. Инсульт занимает третье место среди причин смертности и основной - среди причин инвалидности во многих индустриальных странах [47]. В России распространенность заболевания доходит до 3 человек на 1000 в год [25]. При этом если в развитых странах смертность от инсульта снижается, то в республиках бывшего СССР тенденция обратная — так, в Беларуси с 1981 по 2001 г. смертность среди мужчин, перенесших инсульт, выросла на 64%, среди женщин — на 50% [30]. Важнейшим фактором снижения смертности является улучшение лечения в острой фазе инсульта [29;40]. Важно, что не менее 2/3 больных выживают, но в той или иной мере становятся нетрудоспособными [33;37]. И как следствие нуждаются в медицинской реабилитации.
Применение нейропсихологических знаний к лечению этих больных, позволит врачу правильно оценить статус пациента и направить его к необходимому специалисту. В связи с этим на законодательном уровне нейропсихолог включен в медицинскую реабилитацию. Но тем не менее на практике он не реализует весь потенциал своих возможностей из-за психологической неграмотности врача.
Объект исследования: система знаний и умений медицинских работников.
Предмет исследования: система психологических знаний медицинских работников о психодиагностической деятельности клинического психолога; о консультативной и психотерапевтической деятельности; об экспертной деятельности; о педагогической деятельности. Умение медицинских работников осуществлять выбор скрининг методики в соответствии с целью исследования и умение проводить скрининг методики.
Цель исследования: разработать программу повышения профессиональной квалификации медицинских работников, направленную на повышение психологической грамотности (знаний о работе клинического психолога, в частности нейропсихолога).
Гипотеза исследования:
1. Разработанная программа повышения квалификации повысит психологическую грамотность медицинских работников.
Задачи исследования:
1. Разработать программу лекционных и практических занятий для повышения психологической грамотности медицинских работников.
2. Разработать систему оценки знаний и умений медицинских работников.
3. Разработать методические рекомендации по организации и содержанию нейропсихологического компонента программы повышения профессиональной квалификации медицинских работников.
Методы и методики исследования:
1. Теоретические методы психологического исследования:
• Дедуктивный - восхождение от общего к частному, от абстрактного к конкретному. Данный метод использовался при разработке тем программы.
• Индуктивный - восхождение от частного к общему, обобщение фактов. Индукция использовалась при составлении выводов выпускной квалификационной работы.
• Моделирование - создание модели исследуемого предмета. Этот метод был использован на этапе разработки программы повышения профессиональной квалификации.
2. Метод обработки данных: качественный анализ и количественный анализ. Качественный анализ осуществлялся на всех этапах выполненной работы. Элементы количественного анализа присутствовали при создании системы оценки тестирования.
Программа разрабатывалась для медицинских работников с учётом специфики деятельности нейропсихолога/психолога-специалиста.
Научная новизна исследования:
1. Преподавательский состав - клинические психологи, что обусловлено их компетентностью в психологии, в частности в нейропсихологии.
2. Проблема нейропсихолога как специалиста в системе здравоохранении не получила внимания.
Данная работа направлена на создание программы повышения профессиональной квалификации медицинских работников, направленной на повышение психологической грамотности с целью формирования готовности к работе в мультидисциплинарной бригаде.
Проведенная работа позволила разработать программу лекционных и практических занятий для повышения психологической грамотности; разработать систему оценки знаний и умений медицинских работников; разработать методические рекомендации по организации и содержанию
нейропсихологического компонента программы повышения профессиональной квалификации.
Таким образом, были разработаны методические рекомендации по организации и содержанию нейропсихологического компонента программы повышения профессиональной квалификации, содержащие план лекций программы повышения квалификации; организационные рекомендации; стимульный материал итогового теста и заданий на зачёт по теме «Скрининг методики» и система оценки результатов к ним.
Проведенная работа позволила разработать программу лекционных и практических занятий для повышения психологической грамотности; разработать систему оценки знаний и умений медицинских работников; разработать методические рекомендации по организации и содержанию
нейропсихологического компонента программы повышения профессиональной квалификации.
Таким образом, были разработаны методические рекомендации по организации и содержанию нейропсихологического компонента программы повышения профессиональной квалификации, содержащие план лекций программы повышения квалификации; организационные рекомендации; стимульный материал итогового теста и заданий на зачёт по теме «Скрининг методики» и система оценки результатов к ним.





