Разработка инвестиционного проекта строительства туристского хаба на территории Челябинской области
|
АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТУРИСТСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОСТОЯНИЕ ТУРИСТСКОЙ ОТРАСЛИ ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ 9
1.1 Кластерные структуры и хабы как эффективные формы
организации туристических комплексов региона 9
1.2 Туристско-рекреационные кластеры Российской Федерации 17
1.3 Оценка туристско-реакционных преимуществ Челябинской
области 24
2 ОПИСАНИЕ ГЕОЛОКАЦИИ И ОБЩЕЙ КОНЦЕПЦИИ
ТУРИСТСКОГО ХАБА 34
2.1 Критерии и оценка потенциала территорий для создания
туристского хаба на территории Челябинской области 34
2.2 Концепция туристского хаба 49
2.3 Меры государственной поддержки для обеспечения
мероприятий строительства туристского хаба 57
3 ОПИСАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА СТРОИТЕЛЬСТВА ТУРИСТСКОГО ХАБА НА ТЕРРИТОРИИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ
ОБЛАСТИ И ОЦЕНКА ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ 65
3.1 Календарный план 65
3.2 Производственный план 67
3.3 Организационный план 74
3.4 Финансовый план 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 108
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 113
ПРИЛОЖЕНИЯ 122
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Местоположение туристского хаба 122
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Удалённость туристского хаба от федеральной трассы
М5 и города Усть-Катав 123
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Памятники природы Челябинской области 124
ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТУРИСТСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОСТОЯНИЕ ТУРИСТСКОЙ ОТРАСЛИ ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ 9
1.1 Кластерные структуры и хабы как эффективные формы
организации туристических комплексов региона 9
1.2 Туристско-рекреационные кластеры Российской Федерации 17
1.3 Оценка туристско-реакционных преимуществ Челябинской
области 24
2 ОПИСАНИЕ ГЕОЛОКАЦИИ И ОБЩЕЙ КОНЦЕПЦИИ
ТУРИСТСКОГО ХАБА 34
2.1 Критерии и оценка потенциала территорий для создания
туристского хаба на территории Челябинской области 34
2.2 Концепция туристского хаба 49
2.3 Меры государственной поддержки для обеспечения
мероприятий строительства туристского хаба 57
3 ОПИСАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА СТРОИТЕЛЬСТВА ТУРИСТСКОГО ХАБА НА ТЕРРИТОРИИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ
ОБЛАСТИ И ОЦЕНКА ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ 65
3.1 Календарный план 65
3.2 Производственный план 67
3.3 Организационный план 74
3.4 Финансовый план 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 108
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 113
ПРИЛОЖЕНИЯ 122
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Местоположение туристского хаба 122
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Удалённость туристского хаба от федеральной трассы
М5 и города Усть-Катав 123
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Памятники природы Челябинской области 124
Актуальность темы. Необходимость исследования обусловлена положением, которое туристская деятельность занимает в социально-экономических системах. В условиях модернизации экономики, постиндустриальной трансформации очевиден сдвиг к сервисной экономике и туризму. В структуре экономики России все больше возрастает сектор услуг (торговля, транспорт, рестораны, гостиницы, связь, финансовая деятельность и т.д.).
В последнее десятилетие в России изменились приоритеты во многих сферах экономики, которые повлияли на уровень жизни населения, распределение рабочих сил и финансовых средств, на спрос на товары и услуги вообще и услуги туризма, в частности. Утверждение с 1996 г. федеральных целевых программ развития туризма в РФ инициировало разработку региональных программ развития туризма.
Региональный туризм является одним из перспективных направлений деятельности. Его значение заключается в том, что, во-первых, это сфера быстрого обращения капитала при относительно небольших капиталовложениях; во-вторых, это эффективное средство модернизации инфраструктуры и, в-третьих, возможность создания новых рабочих мест как в государственной, так и в региональной экономике. В последнее время были созданы благоприятные условия для предпринимательства и развития туристско-рекреационных возможностей регионов.
Развитие туристического бизнеса имеет большое влияние на развитие всего региона, поскольку эта отрасль будет оказывать содействие созданию специальных малых и средних предприятий, а также активизации и стимулированию работы целой сети отраслей народного хозяйства: строительства, торговли, сельского хозяйства, производства товаров народного потребления, транспорта и связи, формированию современной кадровой политики и поэтапному выходу регионального туристического бизнеса на общегосударственный.
В связи с этим возникает необходимость разработки предложений по использованию новых организационных форм и маркетинговых направлений в деятельности предприятий туристической инфраструктуры, которые должны оказывать содействие подъему качества предоставленных услуг и совершенствованию рекреационно-туристической базы как регионального так и национального туризма.
По нашему мнению, в основу задачи по повышению туристической привлекательности региона и реализации его туристического потенциала должен быть положен кластерный подход. Достоинством теории кластерного развития является выделение принципиально нового структурного элемента в совокупности субъектов конкуренции, где кластеры представляют собой новый и дополнительный способ организации экономики, ее динамичного развития и принцип проведения государственной политики в регионах.
Цель работы - исследование и выявление характера формирования и функционирования регионального туристского хаба как
конкурентоспособной формы пространственной организации туристской деятельности для повышения туристической привлекательности Челябинской области.
Задачи работы:
- проанализировать сущность кластерного подхода к организации экономических систем и сформулировать понятие, принципы организации и особенности туристского хаба как экономического явления, характеризующего пространственную организацию туризма;
- исследовать туристический рынок Российской Федерации и специфику туристического рынка Челябинской области;
- разработать систему критериев и осуществить на их основе выбор местоположения туристского хаба;
- осуществить оценку экономической эффективности проекта.
Объект исследования - рынок туристских услуг Челябинской области.
Предмет исследования - факторы, учитываемые при разработке инвестиционного проекта строительства регионального туристского хаба на территории Челябинской области и и влияющие на показатели его эффективности.
Теоретическая и методологическая база исследования.
В ходе подготовки работы были рассмотрены отечественные и зарубежные исследования в области территориальной производственной организации (Э. Б. Алаев, В. И. Азар, Ю.Г. Саушкин, А.А. Ткаченко); традиционные для региональной науки подходы к пространственным исследованиям социально-экономических систем (Н.Н. Колосовский, Н.Н. Баранский); методологические концепции (В.С. Преображенский, Н.С. Мироненко, И.Т. Твердохлебов, Ю.А. Веденин, Д.В. Николаенко, И.В. Зорин, Е.А. Котляров, М.А. Абрамов, Э.М. Эльдаров, С.Р. Ердавлетов, И.И. Пирожник, А.Ю. Александрова, А.И. Зырянов, Е.Г. Кропинова, Л.Ю. Мажар, Л. Бенсаэль, И. Самсон, К. Ганн, Ф. Веллас, Л. Вечерел, Д. Ионидес, А. Макиавелли).
В работе также рассмотрены теория кластеров и другие подходы к развитию территорий (М. Портер, А. Маршал, А. Мальмберг, С. Шамански, Д. Майлат, Д. Вассерот, А. Вебер, Т. Хагерстранд, Ж. Фридман, Ф. Перу, Д. Дарвент, С. Лонгти, К. Инман, М. Энрайт, С. Розенфильд). Применением кластерной концепции к области туризма занимались М. Монфорд, М. Бени, А. Родригес, С. Нордин, Т. Альтенбург, В. Гиллегранд, С. Стамер и С. Смит, Д. Рушман, С. Соколенко.
Основные методы исследования: картографический, типологии и ранжирования, зонирования, сравнительно-географический, описательный, методы оценки эффективности инвестиционных проектов и оценки рисков.
Информационная база исследования: статистические данные
Федеральной службы госстатистики РФ, территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Челябинской области, Федерального агентства по туризму РФ, научные публикации, туристические справочники, данные периодической печати, источники сети Интернет.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов региональными и федеральными органами власти, консультационными и инвестиционными компаниями, научными организациями при создании программ развития территории разного уровня и разработки инвестиционных проектов подобного рода. Выявленная форма пространственной организации туризма позволяет планировать и прогнозировать развитие данной отрасли в рамках региональной социально¬экономической системы Челябинской области с учетом устойчивого развития территории, поможет решить проблемы трудовых ресурсов, приведет к улучшению демографической ситуации и повышению социально¬экономических показателей региона в целом.
В последнее десятилетие в России изменились приоритеты во многих сферах экономики, которые повлияли на уровень жизни населения, распределение рабочих сил и финансовых средств, на спрос на товары и услуги вообще и услуги туризма, в частности. Утверждение с 1996 г. федеральных целевых программ развития туризма в РФ инициировало разработку региональных программ развития туризма.
Региональный туризм является одним из перспективных направлений деятельности. Его значение заключается в том, что, во-первых, это сфера быстрого обращения капитала при относительно небольших капиталовложениях; во-вторых, это эффективное средство модернизации инфраструктуры и, в-третьих, возможность создания новых рабочих мест как в государственной, так и в региональной экономике. В последнее время были созданы благоприятные условия для предпринимательства и развития туристско-рекреационных возможностей регионов.
Развитие туристического бизнеса имеет большое влияние на развитие всего региона, поскольку эта отрасль будет оказывать содействие созданию специальных малых и средних предприятий, а также активизации и стимулированию работы целой сети отраслей народного хозяйства: строительства, торговли, сельского хозяйства, производства товаров народного потребления, транспорта и связи, формированию современной кадровой политики и поэтапному выходу регионального туристического бизнеса на общегосударственный.
В связи с этим возникает необходимость разработки предложений по использованию новых организационных форм и маркетинговых направлений в деятельности предприятий туристической инфраструктуры, которые должны оказывать содействие подъему качества предоставленных услуг и совершенствованию рекреационно-туристической базы как регионального так и национального туризма.
По нашему мнению, в основу задачи по повышению туристической привлекательности региона и реализации его туристического потенциала должен быть положен кластерный подход. Достоинством теории кластерного развития является выделение принципиально нового структурного элемента в совокупности субъектов конкуренции, где кластеры представляют собой новый и дополнительный способ организации экономики, ее динамичного развития и принцип проведения государственной политики в регионах.
Цель работы - исследование и выявление характера формирования и функционирования регионального туристского хаба как
конкурентоспособной формы пространственной организации туристской деятельности для повышения туристической привлекательности Челябинской области.
Задачи работы:
- проанализировать сущность кластерного подхода к организации экономических систем и сформулировать понятие, принципы организации и особенности туристского хаба как экономического явления, характеризующего пространственную организацию туризма;
- исследовать туристический рынок Российской Федерации и специфику туристического рынка Челябинской области;
- разработать систему критериев и осуществить на их основе выбор местоположения туристского хаба;
- осуществить оценку экономической эффективности проекта.
Объект исследования - рынок туристских услуг Челябинской области.
Предмет исследования - факторы, учитываемые при разработке инвестиционного проекта строительства регионального туристского хаба на территории Челябинской области и и влияющие на показатели его эффективности.
Теоретическая и методологическая база исследования.
В ходе подготовки работы были рассмотрены отечественные и зарубежные исследования в области территориальной производственной организации (Э. Б. Алаев, В. И. Азар, Ю.Г. Саушкин, А.А. Ткаченко); традиционные для региональной науки подходы к пространственным исследованиям социально-экономических систем (Н.Н. Колосовский, Н.Н. Баранский); методологические концепции (В.С. Преображенский, Н.С. Мироненко, И.Т. Твердохлебов, Ю.А. Веденин, Д.В. Николаенко, И.В. Зорин, Е.А. Котляров, М.А. Абрамов, Э.М. Эльдаров, С.Р. Ердавлетов, И.И. Пирожник, А.Ю. Александрова, А.И. Зырянов, Е.Г. Кропинова, Л.Ю. Мажар, Л. Бенсаэль, И. Самсон, К. Ганн, Ф. Веллас, Л. Вечерел, Д. Ионидес, А. Макиавелли).
В работе также рассмотрены теория кластеров и другие подходы к развитию территорий (М. Портер, А. Маршал, А. Мальмберг, С. Шамански, Д. Майлат, Д. Вассерот, А. Вебер, Т. Хагерстранд, Ж. Фридман, Ф. Перу, Д. Дарвент, С. Лонгти, К. Инман, М. Энрайт, С. Розенфильд). Применением кластерной концепции к области туризма занимались М. Монфорд, М. Бени, А. Родригес, С. Нордин, Т. Альтенбург, В. Гиллегранд, С. Стамер и С. Смит, Д. Рушман, С. Соколенко.
Основные методы исследования: картографический, типологии и ранжирования, зонирования, сравнительно-географический, описательный, методы оценки эффективности инвестиционных проектов и оценки рисков.
Информационная база исследования: статистические данные
Федеральной службы госстатистики РФ, территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Челябинской области, Федерального агентства по туризму РФ, научные публикации, туристические справочники, данные периодической печати, источники сети Интернет.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов региональными и федеральными органами власти, консультационными и инвестиционными компаниями, научными организациями при создании программ развития территории разного уровня и разработки инвестиционных проектов подобного рода. Выявленная форма пространственной организации туризма позволяет планировать и прогнозировать развитие данной отрасли в рамках региональной социально¬экономической системы Челябинской области с учетом устойчивого развития территории, поможет решить проблемы трудовых ресурсов, приведет к улучшению демографической ситуации и повышению социально¬экономических показателей региона в целом.
В результате проведенного исследования в соответствии с целью и задачами исследования были сделаны следующие выводы.
Существующие в современной науке подходы характеризуют кластерные структуры как эффективные формы реализации экономических процессов. К числу существенных преимуществ кластеров следует отнести
взаимодополняемость его участников, которые начинают представлять собой не просто организации, а поддерживающие друг друга бизнес-единицы, выполняющие разные, но при этом дополняющие друг друга, функции. Взаимодополняемость субъектов кластера, наряду с их близостью позволяет обнаружить ещё одно свойство, ключевое для его идентификации, а именно - взаимосвязанность (или связанность) его участников. Именно с этим свойством соотносится реализация такой универсальной характеристики кластеров как наличие инфраструктуры, увязывающей в единый комплекс все объекты, обеспечивающие его функционирование.
Сегодня идея создания кластеров как объектов туристической
инфраструктуры заложена в концепции долгосрочного социально¬
экономического развития РФ, Стратегии развития туризма в РФ до 2020 года и Концепции развития внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019 - 2025 годов).
Кластер предполагает пространственную локализацию организаций и описывается такими понятиями как концентрация по географическому признаку, географическая локализация; территориальное соседство; сосредоточенность в пространстве. Именно эти характеристики кластерных структур на современном этапе способствуют их дальнейшей интеграции и появлению нового экономического явления - хаба.
В туристическом бизнесе хаб выступает как распределительный центр, используемый для того, чтобы туристские потоки, стекаясь в одну точку и перегруппировываясь там, расходились дальше по множеству направлений.
Главная цель создания хабов - это концентрация туристских потоков, которая позволяет повысить рентабельность бизнеса, увеличить количество туристских направлений и частоту отправки групп в конечные точки назначения. Другими словами, туристский хаб выступает объединяющим звеном между различными туристическими объектами и кластерами.
Для успешного функционирования хаба, готовность «узлового центра» выполнять свои функции данный объект должен соответствовать ряду критериев:
1) геополитическое положение хаба в стране, регионе (столица, центр региона, значимый с точки зрения существующих достопримечательностей населенный пункт);
2) развитость туристской инфраструктуры и возможность ее дальнейшего развития и совершенствования;
3) уровень обслуживания туристов в соответствии с общемировой практикой.
В настоящий момент Правительство РФ рассматривает развитие внутреннего и въездного туризма как одно из приоритетных направлений социально- экномического развития. Реализации Программы, определенной на 2019 - 2025 годы, планируется принятых мер государственной поддержки для создания комфортной предпринимательской среды в регионах Российской Федерации, позволяющей привлечь инвестиции для развития внутреннего и въездного туризма страны на основе принципов государственно-частного партнерства. Реализация данной программы раскрывает дополнительные возможности для формирования кластерных моделей, в частности в Челябинской области.
31 января 2019 года была принята Стратегия социально-экономического развития Челябинской области на период до 2035 года, разработанная в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 года № 172 ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» Законом Челябинской области от 27 ноября 2014 года № 63 ЗО «О стратегическом планировании в Челябинской области» во исполнение распоряжения Правительства Челябинской
области от 6 марта 2017 года № 89 «О разработке стратегии социально¬
экономического развития Челябинской области на период до 2035 года».
Характеризуя географическое положение Челябинской области, документ отмечает, что она расположена на границе Европы и Азии в южной части Уральских гор, на государственном учете состоял 3921 объект культурного, расположены более 3000 озер, 2 национальных парка, 160 особо охраняемых природных территорий, функционируют 14 горнолыжных комплексов.
Выбор места для создания туристского хаба является важным шагом для туристского проектирования территории и развития региона. Решение данной задачи обусловлено необходимостью соблюдения ряда условий в качестве критериев выбора туристского хаба следующие:
- анализ туристского трафика и потенциала;
- инфраструктуры (роль туристского хаба заключается в том, что находясь на оптимальном расстояний и имея необходимую инфраструктуру оно представляет идеальную возможность туристу насладится всеми красотами территорий не тратя лишнего времени);
- социально-экономического положения;
- экологических факторов с корректировкой по рельефной и ландшафтной составляющей, чтобы новая инфраструктура не изменил вид территорий, а дополняла его с одной стороны, и второе, чтобы пейзаж выбранного туристского центра являлся уникальным для данной территории.
Анализируя туристский потенциал Челябинской области, были определены усредненные центры, исходя из туристских ресурсов региона. Одним из главных условий экономической целесообразности туристского хаба является его «удачное местоположение», которое будет соответствовать ряду условий и обеспечит минимизацию издержек на транспортные расходы, трансфер, повышению трафика клиентов.
В качестве наиболее значимых туристических маршрутов выделены несколько локаций. Первая локация - территория Ашинского и Катав-Ивановского районов Челябинской области - связана с горнолыжными комплексами Завьялиха, Аджигардак, Миньяр, представляющими исторический интерес Игнатьевской пещерой и пещерным комплексом Сикияз-Тамак, Колокольной пещерой, а также возможностью организацией речных сплавов по рекам Ай, Юрюзань, Белая. Дополнительным преимуществом является возможность добраться до локации как посредством автомобильным транспорта по федеральной трассе М5, так и по железной дороге.
Вторая локация - территории городов областного подчинения - Миасс, Златоуст, рядом с которым находятся такие достопримечательности как: национальный парк «Зюраткуль», горнолыжный комплекс «Солнечная долина», ильменский заповедник, златоустовский музей холодного оружия и фабрику «ОружейникЪ».
Третья локация - Каслинский, Кыштымский районы Челябинской области - связаны с горнолыжным комплексом «Егоза», курортом озера Увильды, музеем художественного литья города Касли, заводом Демидова, горы Сугомак.
Анализ расположения туристически значемых объектов, маршрутов, степени развитости транспортной инфраструктуры (автомобильный и железнодорожный транспорт) позволил определить населённые пункты наиболее привлекательные для создания туристских хабов.
Для первой локации была выбрана деревня Орловка Катав-Ивановского района. По данным на 2017 год села Орловка - административный центр и единственный населённый пункт Орловского сельского поселения.
Привлекательность данной территории определяется оптимальным расстоянием от основных туристских объектов, близостью к федеральной трассе М5, привлекательностью природного и ландшафтного потенциала для формирования туристической среды.
Из проведённой экономической оценки эффективности инвестиционного проекта туристского хаба можно сделать вывод:
1. Полное строительство и начало функционирования туристского хаба будет выполнено через 1 год.
2. Общая сумма инвестиций до начала функционирования туристского хаба составила 101 110 400 рублей.
3. .Всего работников туристского хаба составляет 76 человек и заработная плата в год с учётом отчислений в общественные фонды 7,6% составила 23 877 200 рублей.
4. Экономический анализ инвестиционного проекта предполагает общий объем инвестиций в размере 101 110 млн. руб. В результате проведенного анализа денежных потоков получен результат: дисконтированный срок окупаемости проекта составил три года.
5. Проведён анализ чувствительности который показал, что при увеличении объема продаж и неизменной ставке дисконтирования возрастает дисконтированная стоимость проекта, а также увеличивается внутренняя норма рентабельности.
Существующие в современной науке подходы характеризуют кластерные структуры как эффективные формы реализации экономических процессов. К числу существенных преимуществ кластеров следует отнести
взаимодополняемость его участников, которые начинают представлять собой не просто организации, а поддерживающие друг друга бизнес-единицы, выполняющие разные, но при этом дополняющие друг друга, функции. Взаимодополняемость субъектов кластера, наряду с их близостью позволяет обнаружить ещё одно свойство, ключевое для его идентификации, а именно - взаимосвязанность (или связанность) его участников. Именно с этим свойством соотносится реализация такой универсальной характеристики кластеров как наличие инфраструктуры, увязывающей в единый комплекс все объекты, обеспечивающие его функционирование.
Сегодня идея создания кластеров как объектов туристической
инфраструктуры заложена в концепции долгосрочного социально¬
экономического развития РФ, Стратегии развития туризма в РФ до 2020 года и Концепции развития внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019 - 2025 годов).
Кластер предполагает пространственную локализацию организаций и описывается такими понятиями как концентрация по географическому признаку, географическая локализация; территориальное соседство; сосредоточенность в пространстве. Именно эти характеристики кластерных структур на современном этапе способствуют их дальнейшей интеграции и появлению нового экономического явления - хаба.
В туристическом бизнесе хаб выступает как распределительный центр, используемый для того, чтобы туристские потоки, стекаясь в одну точку и перегруппировываясь там, расходились дальше по множеству направлений.
Главная цель создания хабов - это концентрация туристских потоков, которая позволяет повысить рентабельность бизнеса, увеличить количество туристских направлений и частоту отправки групп в конечные точки назначения. Другими словами, туристский хаб выступает объединяющим звеном между различными туристическими объектами и кластерами.
Для успешного функционирования хаба, готовность «узлового центра» выполнять свои функции данный объект должен соответствовать ряду критериев:
1) геополитическое положение хаба в стране, регионе (столица, центр региона, значимый с точки зрения существующих достопримечательностей населенный пункт);
2) развитость туристской инфраструктуры и возможность ее дальнейшего развития и совершенствования;
3) уровень обслуживания туристов в соответствии с общемировой практикой.
В настоящий момент Правительство РФ рассматривает развитие внутреннего и въездного туризма как одно из приоритетных направлений социально- экномического развития. Реализации Программы, определенной на 2019 - 2025 годы, планируется принятых мер государственной поддержки для создания комфортной предпринимательской среды в регионах Российской Федерации, позволяющей привлечь инвестиции для развития внутреннего и въездного туризма страны на основе принципов государственно-частного партнерства. Реализация данной программы раскрывает дополнительные возможности для формирования кластерных моделей, в частности в Челябинской области.
31 января 2019 года была принята Стратегия социально-экономического развития Челябинской области на период до 2035 года, разработанная в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 года № 172 ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» Законом Челябинской области от 27 ноября 2014 года № 63 ЗО «О стратегическом планировании в Челябинской области» во исполнение распоряжения Правительства Челябинской
области от 6 марта 2017 года № 89 «О разработке стратегии социально¬
экономического развития Челябинской области на период до 2035 года».
Характеризуя географическое положение Челябинской области, документ отмечает, что она расположена на границе Европы и Азии в южной части Уральских гор, на государственном учете состоял 3921 объект культурного, расположены более 3000 озер, 2 национальных парка, 160 особо охраняемых природных территорий, функционируют 14 горнолыжных комплексов.
Выбор места для создания туристского хаба является важным шагом для туристского проектирования территории и развития региона. Решение данной задачи обусловлено необходимостью соблюдения ряда условий в качестве критериев выбора туристского хаба следующие:
- анализ туристского трафика и потенциала;
- инфраструктуры (роль туристского хаба заключается в том, что находясь на оптимальном расстояний и имея необходимую инфраструктуру оно представляет идеальную возможность туристу насладится всеми красотами территорий не тратя лишнего времени);
- социально-экономического положения;
- экологических факторов с корректировкой по рельефной и ландшафтной составляющей, чтобы новая инфраструктура не изменил вид территорий, а дополняла его с одной стороны, и второе, чтобы пейзаж выбранного туристского центра являлся уникальным для данной территории.
Анализируя туристский потенциал Челябинской области, были определены усредненные центры, исходя из туристских ресурсов региона. Одним из главных условий экономической целесообразности туристского хаба является его «удачное местоположение», которое будет соответствовать ряду условий и обеспечит минимизацию издержек на транспортные расходы, трансфер, повышению трафика клиентов.
В качестве наиболее значимых туристических маршрутов выделены несколько локаций. Первая локация - территория Ашинского и Катав-Ивановского районов Челябинской области - связана с горнолыжными комплексами Завьялиха, Аджигардак, Миньяр, представляющими исторический интерес Игнатьевской пещерой и пещерным комплексом Сикияз-Тамак, Колокольной пещерой, а также возможностью организацией речных сплавов по рекам Ай, Юрюзань, Белая. Дополнительным преимуществом является возможность добраться до локации как посредством автомобильным транспорта по федеральной трассе М5, так и по железной дороге.
Вторая локация - территории городов областного подчинения - Миасс, Златоуст, рядом с которым находятся такие достопримечательности как: национальный парк «Зюраткуль», горнолыжный комплекс «Солнечная долина», ильменский заповедник, златоустовский музей холодного оружия и фабрику «ОружейникЪ».
Третья локация - Каслинский, Кыштымский районы Челябинской области - связаны с горнолыжным комплексом «Егоза», курортом озера Увильды, музеем художественного литья города Касли, заводом Демидова, горы Сугомак.
Анализ расположения туристически значемых объектов, маршрутов, степени развитости транспортной инфраструктуры (автомобильный и железнодорожный транспорт) позволил определить населённые пункты наиболее привлекательные для создания туристских хабов.
Для первой локации была выбрана деревня Орловка Катав-Ивановского района. По данным на 2017 год села Орловка - административный центр и единственный населённый пункт Орловского сельского поселения.
Привлекательность данной территории определяется оптимальным расстоянием от основных туристских объектов, близостью к федеральной трассе М5, привлекательностью природного и ландшафтного потенциала для формирования туристической среды.
Из проведённой экономической оценки эффективности инвестиционного проекта туристского хаба можно сделать вывод:
1. Полное строительство и начало функционирования туристского хаба будет выполнено через 1 год.
2. Общая сумма инвестиций до начала функционирования туристского хаба составила 101 110 400 рублей.
3. .Всего работников туристского хаба составляет 76 человек и заработная плата в год с учётом отчислений в общественные фонды 7,6% составила 23 877 200 рублей.
4. Экономический анализ инвестиционного проекта предполагает общий объем инвестиций в размере 101 110 млн. руб. В результате проведенного анализа денежных потоков получен результат: дисконтированный срок окупаемости проекта составил три года.
5. Проведён анализ чувствительности который показал, что при увеличении объема продаж и неизменной ставке дисконтирования возрастает дисконтированная стоимость проекта, а также увеличивается внутренняя норма рентабельности.





