🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

Миграционные процессы на Южном Урале после распада СССР (на примере Челябинской области)

Работа №202778

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы78
Год сдачи2019
Стоимость4780 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
5
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава 1 Миграция на постсоветском пространстве: теория и нормативно-правовое содержание миграционных процессов 15
1.1 Феномен миграции и миграционные процессы 15
1.2 Политическое и правое регулирование миграционных процессов 25
Глава 2 Миграционные процессы в Челябинской области: политика и репрезентация в периодической печати 38
2.1 Специфика региональной миграционной политики 38
2.2 Структура миграционных потоков в Челябинской области 48
2.3 Миграционные процессы в периодической печати 60
Заключение 72
Список использованных источников и литературы 75


Феномен миграции является одним из факторов глобальных проблем, поскольку оказывает влияние на развитие и стабильность политических, социально - экономических, демографических и иных процессов, связанных с развитием государства и общества. В 1991 году распад СССР запустил миграционные процессы между образовавшими суверенными государствами. Специфика данного явления заключается в том, что миграционные потоки, которые раньше происходили в рамках одного государства и относились к внутренней миграции, стали межгосударственными. В 1990-е годы миграция очень часто носила вынужденный характер и не регулировалась, поскольку во вновь образовавшихся государствах не был налажен механизм контроля
миграционных процессов: отсутствовали соответствующие структуры
контроля и регулирования, законодательство, финансирование, подготовленные специалисты. Основными причинами миграции были рост национализма, военные конфликты, этническая дискриминация. Во второй
половине 1990-х годов миграционная проблематика была осознана и
разрабатывалась нормативно-правовая база, с последующими
корректировками и дополнениями, также были сформированы
соответствующие структуры и органы государственной власти,
ответственные за регулирование данных процессов. Благодаря этому в

настоящее время миграция приобрела целенаправленный характер. Характер миграции изменился, на первый план вышла экономическая миграция. Если в начале 1990-х люди переезжали в России из-за того, что испытывали ущемление своих прав в месте жительства, то спустя время мигрирующие группы уже приезжают в Россию с целью поиска работы.
Тем не менее в современной России существуют проблемы в регулировании нелегальной миграции, которые были актуальны и в 1990-е годы. В политике 90-х ХХ века лежат ответы на вопросы о том, какие недочеты и лакуны существовали в тот период в решении данной проблемы и сохранились с политике современной России.
Таким образом, миграционные проблемы, которые возникают в современной России, стоит изучать сквозь призму 90-х годов ХХ века, поскольку на начальном этапе закладывались основы управления и регулирования данным вопросом. Наиболее интенсивно миграционные процессы происходили на приграничных территориях и поэтому изучение опыта данных регионов особенно важно и интересно.
Объектом исследования являются миграционные процессы на постсоветском пространстве. Предметом исследования - специфика миграции в Челябинской области в 1992-2000 годы.
Целью данного исследования является характеристика миграционных процессов в Челябинской области: институциональное обеспечение и репрезентация в периодической печати.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть феномен миграции и сформировать категориально-понятийный аппарат
- проанализировать теоретические и законодательные основы миграционных процессов в России в 1990-е годы
- рассмотреть структуру миграционных потоков в Челябинскую область
- изучить работу Миграционной службы Челябинской области: сформировать этапы ее деятельности и выявить с какими проблемами сталкивался данный органа власти в решении миграционной проблематики
- изучить особенности миграционных процессов на примере Челябинской области в периодической печати
Хронологические рамки исследования охватывают период от 1992 года до 2001 года. Временный порядок учета беженцев вступил в действие на территории Челябинской области c 19 августа 1992 г. согласно постановлению главы администрации области. В 2001 году была ликвидирована Миграционная служба Челябинской области. Это означало реформирование старых государственных структур, ответственных за миграционную проблематику.
Территориальными рамками исследования является Челябинская область. На сегодняшний день отсутствует комплексные исследования по миграционной проблематике на примере Челябинской области. Челябинская область находится на пути миграционных потоков из Средней Азии в Москву и Европу. На примере Челябинской области (ее политики в отношении потоков мигрантов, взаимодействия с центральными органами государственной власти, областных миграционных программ и нормативно- правовых актов) можно проследить преимущества и недостатки миграционной политики в 1990-е годы.
Научные исследования, связанные с миграционной проблематикой обширны, их можно условно разделить на два блока: общие работы, связанные с миграционной проблематикой, и вопросы, касающиеся конкретно изучения Челябинской области.
Основные концепции и теории формируются во второй половине ХХ века. Новый этап в изучении миграции начался в послевоенное время. Планирование требовало оптимизации учёта трудовых ресурсов, его рационального распределения. В. И. Переведенцев занимался изучением населения Сибири, рассматривал миграционные потоки в Западной Сибири, Красноярском крае, на Дальнем Востоке. Он одним из первых рассмотрел методы изучения миграции и указал на рост актуальности проблемы внутренней миграции: переселение из села, деревни в город, с востока на запад страны. Также В.И Переведенцев сформировал термин «миграционные связи» между регионами и предложил их вычитать с помощью сальдо (количество прибывших-выбывших)...


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, феномен миграции является одной из важнейших проблем, с которым столкнулась Россия после распада Советского Союза. В первой половине 1990-х годов миграционные потоки стали стимулом к созданию институциональной и нормативно-правовой основы. Законодательство вырабатывалось не постепенно и совместно с региональными структурами, а стихийно, что впоследствии сказывалось на его корректировке и принятии соответствующих поправок и дополнений. Стоит также отметить, что в первой половине 1990-х годов не было выстроено диалога между центральной и региональной сторонами, что сказывалось на эффективности проводимой политики. Во второй половине 1990-х происходит спад миграционных потоков в Россию. В этот период происходит упорядочивание институциональной сфера и нормативно¬правовой на уровне федерального центра, что позволяет наладить связи с региональными структурами и обеспечить контроль за проводимой миграционной политикой. Однако, основная проблема, с которой сталкиваются центральные и региональные, (проблема нелегальной миграции) должным образом не регулируется в сфере законодательства, что сказывалось на росте числа незаконно приезжающих.
В первой половине 1990-х годов возникали трудности в эффективном обеспечении миграционной политики в регионах. В Челябинской области существовали следующие проблемы: отсутствие кадров для проведения 2
миграционной политики, отсутствие четкого категориального аппарата для работы с приезжающими группами, а также отсутствие стройного законодательства (на протяжении 1990-х оно реформировалось и дополнялось). В этот период также существовала проблема, связанная с институциональной сферой, а также с вопросом финансирования проводимых мероприятий. В первый период стоит отметить также хаотичный миграционный поток, который слабо регулировался местными властями, поскольку не было налажено действенных механизмов контроля.
Во второй половине 1990-х годов ситуация меняется. В этот период функционирует орган, ответственный за миграционную проблематику, также формируется региональная миграционная программа, которая отражает основные направления деятельности Миграционной службы и других органов, регулирующих миграцию на территории области. Однако, основной проблемой на протяжении 1990-х является разделение полномочий между разными ведомствами в решении миграционной проблематики. Это значительно ухудшало эффективность проводимой политики.
Несмотря на актуальность миграционной проблематики данная тема должным образом не отражалась в периодической печати. Это связно с тем, что региональная власть пыталась скрыть неэффективность своей деятельности в решении проблем приезжающих.
В качестве условий для адаптации мигрантов, предлагаемые региональной власть, в Челябинской области можно отметить следующее: помощь в обучении русского языка мигрантам не предлагалась (не были открыты специальные курсы, или лекции). На наш взгляд, это связано с тем, что большинство приезжающих было русскоязычное население и не было необходимости их обучения. Поиском работы мигранты занимались самостоятельно (сложно оценить успех данного мероприятия, поскольку соответствующих данных нет), некоторые мигранты получали помощь в службе занятости, а также имели возможность переквалифицироваться, однако их число было невелико в сравнении с общей численностью. Доступ к системе социального обеспечения был реализован за счет материальной помощи приезжающим, беспроцентной возвратной ссуды на жилье, некоторые категории получали жилье, для малоимущих предлагались социальные пособия, питание в общественных местах, путевки в летние лагеря. Также стоит отметить, что региональными властями не создавались клубы, национальные центры - этот вопрос решался приезжающими самостоятельно. Таким образом, адаптация мигрантов не обеспечивалась «сверху», это был процесс инициированный «снизу».
Таким образом, миграционные проблемы, которые возникают в современной России стоит изучать сквозь призму 90-х годов, поскольку на начальном этапе закладывались основы управления и регулирования данным вопросом.



1. Статистические отчеты миграционной службы Ф. Р-705 оп. 1, д. 1,7,11,21,32,46,59,63,72
Делопроизводственные документы
2. Документы миграционной службы Челябинской области ОГАЧО, ф. Р-705, оп. 1, д. 2,3,4,8,16,27,50,51,53,55,62,70
Законодательные источники
3. Республиканская долговременная программа «Миграция» от 18 мая 1992 г. №327 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901608017 - (дата обращения: 03.10.2018)
4. «О Федеральной миграционной программе» от 9 августа 1994 г. № 1668 [Электронный ресурс] - https://dokipedia.ru/document/5292405 - (дата обращения: 03.10.2018)
5. «О Федеральной миграционной программе на 1998-2000 годы» от
10 ноября 1997 г. № 1414 [Электронный ресурс] -
http://docs.cntd.ru/document/9052544 - (дата обращения: 03.10.2018)
6. Закон РФ от 19 февраля 1993 г. № 4528-I (в ред. от 19.02.1993) «О
беженцах» [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://ivo.garant.ru/#/document/4093020/paragraph/28119:1 - (дата обращения: 03.10.2018)
7. Закон РФ от 19 февраля 1993 г. № 4530-I «О вынужденных переселенцах» (в ред. от 19.02.1993) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://ivo.garant.rU/#/document/4093013/paragraph/26106:12 - (дата обращения: 03.10.2018)
8. Федеральный закон от 28 июня 1997 г. № 95-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О беженцах»» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://base.garant.ru/165364/ - (дата обращения: 02.03.2019)
9. Постановление Главы администрации Челябинской области от
13.01.1994 № 15 «Об образовании миграционной службы Челябинской
области и утверждении Положения об этой службе» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://zakon-region.ru/1/147304/ - (дата обращения:
04.11.2018).
10. Постановление Губернатора Челябинской области от 20.08.1997 № 617 «О мерах по предупреждению и сокращению неконтролируемой внешней миграции на территорию Челябинской области» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://zakon-region2.ru/3/59282/ - (дата обращения: 05.12.2018)
11. Постановление Губернатора Челябинской области от 12.04.99 № 146 «О плане мероприятий по предупреждению и сокращению неконтролируемой внешней миграции из стран Юго-Восточной Азии на территорию Челябинской области» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://zakon-region.ru/1/137606/ - (дата обращения: 09.12.2018)
Печатные издания (газеты)
12. Вечерний Челябинск: областная ежедневная газета [Текст]. -1992. -7 авг., 5 окт., 1994. - 14 апр., 18 мая, 25 мая, 23 июня, 6 сент., 15 нояб.; 1995. - 26 мая, 30 июня, 16 авг., 17 окт., 19 окт.; 1996 - 29 июня, 1 авг., 18 авг., 30 окт.; 1997. -25 апр.; 1998. - 17 апр., 17 сент., 28 окт.
13. Челябинский рабочий: областная общественно-политическая газета [Текст]. - 1992. - 17 окт., 4 авг., 11 сент.; 1995. - 21 нояб., 1996. - 21 марта; 1997. - 2 июня, 2,5,7,9 июля, 30 окт.; 1998. - 13 марта, 8 окт.; 2000. - 24 фев.
Литература
14. Айрапетов, B.C. Социальная адаптация вынужденных мигрантов [Текст]: статья / В. С. Айрапетов // Вестник РАН. 1993. № 10. С. 179-186.
15. Ахиезер, А. Динамика урбанизации и миграция: Россия, СССР, Россия // [Текст]: монография / А. Ахиезер // М.: Адамантъ, 1999. 227 с...30


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ