Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Продуктивность разрешения противоречий в паре и представление о перспективах дальнейших отношений

Работа №20271

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы76
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
645
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1 Продуктивность разрешения противоречий и конфликтов 7
1.1 Понятие «противоречие» в психологии 7
1.2 Связь противоречий и конфликта 10
1.3 Продуктивность разрешения противоречий: общее представление, признаки, критерии 13
2 Противоречия в паре: содержание, разрешение, значение 22
2.1 Возможные зоны противоречий в паре 22
2.2 Позитивный и негативный смысл противоречий в паре 24
2.3 Противоречие как потенциальный источник развития семейной системы 28
2.4. Обоснование гипотезы о связи продуктивности разрешения противоречий
и перспективы отношений пары 31
3 Эмпирическое исследование продуктивности разрешения противоречий в паре и представлений о перспективах дальнейших отношений 34
3.1 План эмпирического исследования 35
3.2 Описание методов и методик исследования 37
3.3 Анализ и интерпретация полученных данных 41
3.3.1 Исследование представлений о перспективах дальнейших отношений 41
3.3.2 Исследование способов разрешения противоречий 54
3.3.3 Анализ по определению связи продуктивности разрешения противоречий и представлений о перспективах дальнейших отношений 59
3.4 Выводы 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ А 73
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 75


Проблема изучения способов разрешения противоречий в паре является значимой для семейного консультирования. Супружеские пары и пары, находящиеся в незарегистрированном браке, романтические пары очень часто обращаются за помощью в психологическое консультирования за тем, чтобы раз¬решить свои трудности, которые связаны с отношениями. Исключением и не стали противоречия, так как они лежат в основе возникающих конфликтов.
На эффективность разрешения противоречий оказывает влияние множество факторов, одним из основных является выбор стратегий, способов их раз¬решения, которые могут оказывать влияние на разрешение противоречий и, тем самым, и на дальнейшие отношения в паре. В данной работе мы будем опираться на исследования, которые изучали продуктивные способы разрешения противоречий и конфликтов (Петровская Л.А., Хасан Б.И., Привалихина Т.П., Скутина Т.В. и др.). Петровская Л.А. говорит, что продуктивный подход пред¬полагает отношение к конфликту «как шансу решить назревшие противоречия и тем самым продвинуться в развитии личности и ситуации» [1], что и определяет его восприятие не как досадной помехи, а скорее, как задачи, требующей творческого решения.
В нашем исследовании мы выделяем следующие стратегии продуктивно¬го разрешения противоречий, описанные Хасаном Б.И. [2]: конструктивно раз¬решающую и конструктивно регулирующую. Первая из них позволяет непосредственно работать с предметом конфликта, вторая связана с организацией взаимодействия между партнёрами. Прибегая к этим стратегиям, участники создают условия для продуктивного взаимодействия и впоследствии разрешения возникшего противоречия.
Такие исследователи как Н.В. Гришина, Б.И. Хасан, Л.А. Петровская, Ю.М. Жуков, П.В. Растяников рассуждали на тему, что продуктивному подходу к разрешению противоречий свойственна ориентация на управление конфликтом и следующие характеристики:
- наличие субъектной позиции;
- выраженная установка на учет позиции другого;
- готовность проявить инициативу в принятии ответственности за возникновение и (или) развитие ситуации;
- сохранение позиции сотрудничества с партнером [3].
Исследователи в области психологии относят субъектную позицию к важнейшей характеристике в разрешении противоречий. Такая позиция позволяет выделить предмет конфликта, оценивать наличные и необходимые ресурсы, более или менее адекватно смотреть на конфликтную ситуацию.
Разрешение противоречий может как позитивно, так и негативно отразиться на отношениях в паре, это также зависит от выбранной стратегии, способа разрешения противоречий. Поэтому наше эмпирическое исследование будет нацелено на выявление связи продуктивности разрешения противоречий в паре с представлением о перспективах дальнейших отношений.
Обоснованием для постановки такой темы послужило ряд исследований, которые изучали способы разрешения противоречий, конфликтов в паре. Shulman и Shmuel в своей статье пишут об исследовании «о роли регулирования конфликтов и связи с коротко- и долгосрочными отношениями, которое они провели в 2013 году. В исследовании принимали участие молодые пары в возрасте от 15 до 18 лет, которые находились в отношениях около 3 -х месяцев. Результаты показали, что те пары, которые разрешали противоречия и конфликты конструктивным путем, не распались ко второму этапу исследования (спустя 3 месяца) и были нацелены на долгосрочные отношения [4].
На основании вышесказанного нами были выдвинуты для эмпирической проверки следующие гипотезы:
Продуктивные способы обходиться с противоречиями в паре по поводу регистрации отношений связаны с представлением участников о перспективе дальнейших отношений.
1) Чем больше партнер хочет развития в отношениях и видит их перспективу, тем в большей мере он использует продуктивные способы разрешения
Под продуктивными способами мы понимаем: умение партнеров договариваться, находить компромисс, выходить на уровень сотрудничества (обсуждение, совместные усилия для принятия решения).
Таким образом, мы ставим целью получить данные, отвечающие на следующий исследовательский вопрос: Связано ли представление участников не¬зарегистрированной пары о перспективе дальнейших отношений с продуктивными способами разрешения противоречий?
Задачи исследования:
1) Дать характеристику противоречий и его структуры на основе анализа современных психологических и социально-психологических источников;
2) На основе анализа литературных источников выделить роль и значение противоречий в отношениях пары и возможных способов с ними обходиться;
3) Выдвинуть и обосновать гипотезу о связи продуктивного разрешения противоречий в паре с представлением о перспективах дальнейших отношений.
4) Подобрать и разработать методики исследования перспективы дальнейших отношений и способов участников пары обходиться с противоречиями по поводу регистрации отношений;
5) Разработать и реализовать программу эмпирического исследования.
Объект исследования
Партнеры в возрасте от 22 до 30 лет, проживающие в незарегистрированных отношениях от 1 до 5 лет вместе, не имеющие детей.
Предметом исследования является способы разрешения противоречий в паре по поводу регистрации отношений.
Методы исследования: изучение и анализ научно-теоретической литера¬туры; методика «Динамика психологической близости в супружеской паре»

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе работы нами был проведен теоретический анализ литературных источников по проблеме исследования, были сформулированы гипотезы, для подтверждения или опровержения которых нами было проведено экспериментальное исследование. В нашем исследовании участвовали пары (20 пар - 40 респондентов) в возрасте от 22 до 30 лет, проживающие в незарегистрированных отношениях от 1 до 5 лет вместе, не имеющие детей.
В ходе исследования были использованы следующие методики: методика «Динамика психологической близости в супружеской паре» (Кроник А., Кроник Е., модификация Т.Е. Заеко); интервью; диагностика поведения участников пары в конфликтных ситуациях (психологическая игра «Переговоры»); метод анализа конкретной ситуации.
Эмпирические гипотезы в проведенном исследовании 1) «Чем больше партнер хочет развития в отношениях и видит их перспективу, тем в большей мере он использует продуктивные способы разрешения противоречий в паре». 2) «Диалог в конфликтной ситуации в паре как стиль разрешения противоречий тем более выражен, чем больше партнеры заинтересованы в продолжении отношений» нашли своё подтверждение и действительно была выявлена связь между представлениями участников незарегистрированной пары о перспективе дальнейших отношений с продуктивными способами разрешения противоречий (первая гипотеза частично подтвердилась).
Таким образом, можно сказать, что теоретическая гипотеза «Продуктивные способы обходиться с противоречиями в паре по поводу регистрации отношений связаны с представлением участников о перспективе дальнейших отношений» также нашла свое подтверждение в нашем исследовании.
Полученные данные могут быть полезны и интересны практикующим семейным психологам. Методики, выбранные нами, могут быть психологами для изучения особенностей взаимоотношений в парах, так как с помощью них можно получить массив данных
По окончанию исследования в дальнейшем участвующим парам, могут быть даны рекомендации: как и каким образом разрешать противоречия продуктивно, используя конструктивные способы, чтобы отношения имели продолжение.



1 Петровская Л. А. К вопросу о природе конфликтной компетентности // Вестник МГУ. Серия: Психология. - 1997. - № 4. - С. 41- 45.
2 Хасан Б. И., Сергоманов П.А. Разрешение конфликтов и ведение переговоров: учебное пособие. - Красноярск - Москва, 2001. - 227 с.
3 Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растяников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении - М., 1990. - 104 с.
4 Shulman Shmuel The role of romantic attraction and conflict resolution in predicting shorter and longer relationship maintenance among adolescents. - Springer Science+Business Media New York 2015. - Arch Sex Behav (2015) 44: 777 - 782 c.
5 Ожегов С.И. Толковый словарь / С.И. Ожегов. - М.: Мир и Образование, Оникс, 2011. - 736 с.
6 Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук: В 3 т. Т. 3. М.: Мысль, 1977. - 471 с.
7 Гришина Н.Ф. Психология конфликта. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 544 с: ил. - (Серия «Мастера психологии»).
8 Сидоренков А. В. Направления психолого-педагогического воздействия на учебные группы // Вопр. психол. 1998. № 4. С. 21-29.
9 Старовойтенко Е. Б., Исаева А.Н. Роль противоречий в жизни личности // Мир психологии. Научно-методический журнал. - 2010. - №2. - С. 230 - 241.
10 Исаева А.Н. Ситуационный подход в исследовании жизненных отношений личности // Психологические исследования: тр. молодых ученых ИП РАН. Вып. 3 / под ред. А.Л. Журавлева, Е.А. Сергиенко. - М., 2008. - С. 152 - 170.
11 Анцупов А. Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ - ДАТА, 2002. - 591 с.
12 Леонтьев Д. А. Жизненный мир человека и проблема потребностей // Психологический журнал. - 1992. - №2. С. 25 - 31
13 Слижевская А.Н., Анциферова А.В. Конфликты в семье: причины и пути разрешения// Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2014. - №50. -С. бб - 69
14 Здравомыслов А.Г. Социология конфликта / А.Г. Здравомыслов. - М.: Аспект Пресс, 199б. - 1б9 с.
15 Фрейд 3. Я и Оно: Сочинения. М.: ЗАО ЭКСМО-Пресс; Харьков: Фолио, 1998. - 1040 с.
16 Хорни К. Наши внутренние конфликты /Собр. соч. в трех томах. М.: Смысл, 1997. - 231с.
17 Калмыкова Е. С. Внутриличностные противоречия и условия их раз¬решения: дисс. канд. психол. наук. М.: 198б. - 200 с.
18 Климов Е. А. Конфликтующие реальности в работе с людьми (психологический аспект). М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. - 192 с.
19 Василюк Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 200 с.
20 Дмитриев А.В., Кудрявцев В., Кудрявцев С. Введение в общую теорию конфликта: Юридическая конфликтология - М.: ИНИОН РАН, 1993. - 212 с.
21 Сидоренко А.В. Конфликт в малой группе: понятие, функции, виды и модель // Северо-Кавказский психологический вестник, 2008. - №б/4. - С. 22 - 28
22 Мелибруда Е. Я - Ты - Мы: психологические возможности улучшения общения. Пер. с польск. - М.: Прогресс, 198б. - 256 c.
23 Бубер М. Два образа веры. - М.: Республика, 1995. - 4б4 с.
24 Скутина Т.В. Психология общения. Компетентность в общении как ресурс психического здоровья: учеб. - метод. Пособие [Электронный ресурс] / со¬ставит. Т.В. Скутина. - Электрон. дан. - Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2012. - б2 с.
25 Скутина Т. В. Конфликтная компетентность как ресурс развития меж¬личностного общения подростков: Дне. на соиск. уч. степени канд. психол. на-
26 Соломатина Е.М. Особенности проявлений внутриличностных противоречий в супружеской паре: дисс. канд. психол. наук. М.: 2007. - 188 с.
27 Кочетов А. И. Начало семейной жизни/ Кочетов А. И. Мужчина и женщина: отношения полов/ А. А. Логинов. - Мн.: Полымя, 1989. - 224с.
28 Сысенко В.А. Супружеские конфликты / В.А. Сысенко. - М.: Мысль,1989. - 173 с.
29 Братусь Б.С. Аномалии личности / Б. С. Братусь. - М.: 1988. - 304 с.
30 Выготский Л.С. Проблема возраста: в 6 т. // Собрание сочинений / Л.С. Выготский. - М.: Наука, 2008. - Т.4 - 244 - 269 с.
31 Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984. - 226 с.
32 Василюк Ф. Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций // Психологический журнал, 1995. - №3. - 90 - 101 с.
33 Макаренко А. С. О взрыве. Соч.: В 7 т. М. Т. 5. - 1958. - 223 с.
34 Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М.: Класс, 1994. - 144 с.
35 Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи 3-е изд./ Э.Г Эйдемиллер.,В. Юстицкис.- СПб.: Питер, 2002. - 656 с.
36 Скутина Т.В. Продуктивность представлений супругов о конфликте и удовлетворенность браком// Психологические проблемы современной семьи: сборник тезисов. - Москва - Звенигород. 30 сентября - 4 октября 2015 г. - 1387 с.
37 Скутина Т.В. Семейные конфликты: учебно-методическое пособие [Электронный ресурс] / сост. Т. В. Скутина. - Электрон. дан. - Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2013. - 69 с.
38 Фрондзей С.Н. Специфика конфликтов в неофициальном и официальном молодежных браков// Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2013. - №43. - С. 46 - 50
39 Ибрагимова Х.Ш. Способы и стили разрешения супружеских конфликтов// Актуальные проблемы психологического знания. - Московский психолого-социальный университет. - 2011. - №3. - С. 53 - 60
40 Желтякова Н.С., Сычева Т.Ю. Способы разрешения конфликтных ситуаций в период становления семейных отношений// Смальта. - Индивидуаль¬ный предприниматель Буравцова Наталия Владимировна (Новосибирск). - 2015. - №3. - С. 1б - 18
41 Сабирова Р.Ш. Молодая семья: отношение к конфликтной ситуации// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - Издательский дом «Академия естествознания». - 2015. - №12 - 3. - С. 541 - 544
42 Хасан Б. И. Психология конфликта и переговоры/ Б. И. Хасан, П. А. Сергоманов. - М. : Academia, 2004. - 192 с.
43 Кроник А., Кроник Е. В главных ролях: Вы, Мы, Он, Ты, Я. Психология значимых отношений. - М.: Мысль. - 1989. - 208 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ