Регламентация деятельности организации на основе программного продукта для бизнес-моделирования
|
Введение 18
1 Регламенты организации 21
1.1 Определения понятия «регламент», цели и способы регламентации
деятельности организации 21
1.2 Классификация регламентов организации 22
1.3 Составные элементы регламентов организации 24
1.3.1 Модель организационной структуры компании 24
1.3.2 Модель бизнес-процессов организации 26
1.З.2.1. Ключевые элементы модели бизнес-процессов 28
1.4 Регламент бизнес-процесса 30
1.4.1 Назначение регламентов бизнес-процессов 30
1.4.2 Требование к регламентам бизнес-процессов 31
1.4.3 Преимущества и недостатки регламентов бизнес-процессов 33
1.4.4 Особенности регламентации деятельности организации 37
2 Системы бизнес-моделирования 38
2.1 Обзор популярных систем бизнес-моделирования 38
2.2 Сравнительный анализ систем бизнес-моделирования 39
2.2.1 Требования организации к системе бизнес-моделирования 46
2.2.2 Определение критериев для сравнения систем бизнес-
моделирования 47
2.2.3 Определение весовых коэффициентов критериев сравнения систем
бизнес-моделирования 52
2.2.4 Экспертная оценка систем бизнес-моделирования 56
3 Функциональные возможности системы бизнес-моделирования Business
Studio 60
3.1 Нотации, поддерживаемые Business Studio 62
3.1.1 IDEF0 62
3.1.2 «Процесс» и «Процедура» 63
3.1.3 Aris EPC 65
3.1.4 BPMN 66
4 Регламентация деятельности ООО «Газпром трансгаз Томск» 70
4.1 Общая характеристика ООО «Газпром трансгаз Томск» 70
4.1.1 Структура Общества 72
4.2 Разработка бизнес-модели ООО «Газпром трансгаз Томск» в системе
Business Studio 73
4.2.1 Проектирование модели организационной структуры 73
4.2.2 Проектирование модели бизнес-процессов 80
4.2.3 Формирование регламентирующих документов 94
4.2.4 Результаты разработки и потенциал использования комплексной
бизнес-модели 99
5 Финансовый менеджмент, ресурсоэффективность и ресурсосбережение 104
5.1 Предпроектный анализ 105
5.1.1 Потенциальные потребители результатов исследования 105
5.1.2 SWOT-анализ 105
5.1.3 Диаграмма Исикава 113
5.1.4 Определение возможных альтернатив проведения НИП 114
5.2 Инициация проекта 115
5.2.1 Цели и результаты проекта 116
5.2.2 Рабочая группа проекта 117
5.2.3 Ограничения и допущения проекта 117
5.3 Планирование управления научно-техническим проектом 117
5.3.1 Иерархическая структура работ проекта 117
5.3.2 Контрольные события проекта 120
5.3.3 Определение трудоемкости выполнения работ 120
5.3.4 Разработка графика проведения научного исследования 121
5.3.5 Бюджет научного исследования 125
5.3.5.1. Расчет затрат на сырье и материалы 125
5.3.5.2. Расчет затрат на специальное оборудование 127
5.3.5.3. Основная заработная исполнителей 128
5.3.5.4. Дополнительная заработная плата научно-производственного
персонала 129
5.3.5.5. Отчисления на социальные нужды 130
5.3.5.6. Накладные расходы 131
5.3.5.7. Формирование бюджета затрат проекта 132
5.3.6 Организационная структура проекта 132
5.3.7 Матрица ответственности 133
5.3.8 План управления коммуникациями проекта 134
5.3.9 Реестр рисков проекта 135
5.4 Определение эффективности исследования 135
5.4.1 Оценка сравнительной эффективности исследования 136
5.4.2 Оценка социальной эффективности проекта 139
6 Социальная ответственность 142
Введение по разделу «Социальная ответственность» 142
6.1 Правовые и организационные вопросы обеспечения безопасности ...142
6.2 Производственная безопасность 144
6.2.1 Анализ показателей микроклимата 145
6.2.2 Анализ показателей шума 146
6.2.3 Анализ освещенности рабочей зоны 147
6.2.4 Анализ электробезопасности 150
6.3 Экологическая безопасность 151
6.4 Безопасность в чрезвычайных ситуациях 152
Заключение по разделу социальная ответственность 156
Заключение 157
Список публикаций 160
Список использованных источников 161
Приложение 1 Обзор популярных систем бизнес-моделирования 168
Приложение 2 Сравнительный анализ систем бизнес-моделирования 175
Приложение 3 Элементы нотации Aris EPC 187
Приложение 4 Элементы нотации BPMN 189
Приложение 5 Политика ООО «Газпром трансгаз Томск» 192
Приложение 6 Структура ООО «Газпром трансгаз Томск» 193
Приложение 7 Графическая модель организационной структуры ООО
«Газпром трансгаз Томск» 194
Приложение 8 Графическая модель организационной структуры
Александровского ЛПУМГ 195
Приложение 9 Графическая модель организационной структуры Амурского
ЛПУМГ 196
Приложение 10 Графическая модель организационной структуры Иркутского
ЛПУМГ 197
Приложение 11 Графическая модель организационной структуры Камчатское
ЛПУМГ 198
Приложение 12 Графическая модель организационной структуры
Корпоративного института 199
Приложение 13 Графическая модель организационной структуры
Новосибирского ЛПУМГ 200
Приложение 14 Графическая модель организационной структуры
Приморского ЛПУМГ 201
Приложение 15 Графическая модель организационной структуры Томского
ЛПУМГ 202
Приложение 16 Контекстная диаграмма бизнес-процесса «Проведение
внутренних аудитов ИСМ» 203
Приложение 17 Структурная диаграмма бизнес-процесса «Проведение
внутренних аудитов ИСМ» 204
Приложение 18 Диаграмма декомпозиции этапа «Планирование внутренних
аудитов ИСМ» 205
Приложение 19 Диаграмма декомпозиции этапа «Выполнение внутренних
аудитов ИСМ» 206
Приложение 20 Диаграмма декомпозиции подпроцесса «Подготовка к
проведению внутреннего аудита ИСМ» 207
Приложение 21 Диаграмма декомпозиции подпроцесса «Проведение
проверки на объекте аудита» 208
Приложение 22 Диаграмма декомпозиции подпроцесса «Регистрация
результатов внутреннего аудита ИСМ» 209
Приложение 23 Диаграмма декомпозиции подпроцесса «Определение причин
несоответствий и разработка КД» 210
Приложение 24 Диаграмма декомпозиции подпроцесса «Оформление и
передача результатов внешнего аудита ИСМ» 211
Приложение 25 Диаграмма декомпозиции этапа «Контроль, анализ и оценка
результативности КД» 212
Приложение 26 Регламент бизнес-процесса «Проведение внутренних аудитов
ИСМ» 213
Приложение 27 Theoretical aspects of regulation of organization’s activities...265
1 Регламенты организации 21
1.1 Определения понятия «регламент», цели и способы регламентации
деятельности организации 21
1.2 Классификация регламентов организации 22
1.3 Составные элементы регламентов организации 24
1.3.1 Модель организационной структуры компании 24
1.3.2 Модель бизнес-процессов организации 26
1.З.2.1. Ключевые элементы модели бизнес-процессов 28
1.4 Регламент бизнес-процесса 30
1.4.1 Назначение регламентов бизнес-процессов 30
1.4.2 Требование к регламентам бизнес-процессов 31
1.4.3 Преимущества и недостатки регламентов бизнес-процессов 33
1.4.4 Особенности регламентации деятельности организации 37
2 Системы бизнес-моделирования 38
2.1 Обзор популярных систем бизнес-моделирования 38
2.2 Сравнительный анализ систем бизнес-моделирования 39
2.2.1 Требования организации к системе бизнес-моделирования 46
2.2.2 Определение критериев для сравнения систем бизнес-
моделирования 47
2.2.3 Определение весовых коэффициентов критериев сравнения систем
бизнес-моделирования 52
2.2.4 Экспертная оценка систем бизнес-моделирования 56
3 Функциональные возможности системы бизнес-моделирования Business
Studio 60
3.1 Нотации, поддерживаемые Business Studio 62
3.1.1 IDEF0 62
3.1.2 «Процесс» и «Процедура» 63
3.1.3 Aris EPC 65
3.1.4 BPMN 66
4 Регламентация деятельности ООО «Газпром трансгаз Томск» 70
4.1 Общая характеристика ООО «Газпром трансгаз Томск» 70
4.1.1 Структура Общества 72
4.2 Разработка бизнес-модели ООО «Газпром трансгаз Томск» в системе
Business Studio 73
4.2.1 Проектирование модели организационной структуры 73
4.2.2 Проектирование модели бизнес-процессов 80
4.2.3 Формирование регламентирующих документов 94
4.2.4 Результаты разработки и потенциал использования комплексной
бизнес-модели 99
5 Финансовый менеджмент, ресурсоэффективность и ресурсосбережение 104
5.1 Предпроектный анализ 105
5.1.1 Потенциальные потребители результатов исследования 105
5.1.2 SWOT-анализ 105
5.1.3 Диаграмма Исикава 113
5.1.4 Определение возможных альтернатив проведения НИП 114
5.2 Инициация проекта 115
5.2.1 Цели и результаты проекта 116
5.2.2 Рабочая группа проекта 117
5.2.3 Ограничения и допущения проекта 117
5.3 Планирование управления научно-техническим проектом 117
5.3.1 Иерархическая структура работ проекта 117
5.3.2 Контрольные события проекта 120
5.3.3 Определение трудоемкости выполнения работ 120
5.3.4 Разработка графика проведения научного исследования 121
5.3.5 Бюджет научного исследования 125
5.3.5.1. Расчет затрат на сырье и материалы 125
5.3.5.2. Расчет затрат на специальное оборудование 127
5.3.5.3. Основная заработная исполнителей 128
5.3.5.4. Дополнительная заработная плата научно-производственного
персонала 129
5.3.5.5. Отчисления на социальные нужды 130
5.3.5.6. Накладные расходы 131
5.3.5.7. Формирование бюджета затрат проекта 132
5.3.6 Организационная структура проекта 132
5.3.7 Матрица ответственности 133
5.3.8 План управления коммуникациями проекта 134
5.3.9 Реестр рисков проекта 135
5.4 Определение эффективности исследования 135
5.4.1 Оценка сравнительной эффективности исследования 136
5.4.2 Оценка социальной эффективности проекта 139
6 Социальная ответственность 142
Введение по разделу «Социальная ответственность» 142
6.1 Правовые и организационные вопросы обеспечения безопасности ...142
6.2 Производственная безопасность 144
6.2.1 Анализ показателей микроклимата 145
6.2.2 Анализ показателей шума 146
6.2.3 Анализ освещенности рабочей зоны 147
6.2.4 Анализ электробезопасности 150
6.3 Экологическая безопасность 151
6.4 Безопасность в чрезвычайных ситуациях 152
Заключение по разделу социальная ответственность 156
Заключение 157
Список публикаций 160
Список использованных источников 161
Приложение 1 Обзор популярных систем бизнес-моделирования 168
Приложение 2 Сравнительный анализ систем бизнес-моделирования 175
Приложение 3 Элементы нотации Aris EPC 187
Приложение 4 Элементы нотации BPMN 189
Приложение 5 Политика ООО «Газпром трансгаз Томск» 192
Приложение 6 Структура ООО «Газпром трансгаз Томск» 193
Приложение 7 Графическая модель организационной структуры ООО
«Газпром трансгаз Томск» 194
Приложение 8 Графическая модель организационной структуры
Александровского ЛПУМГ 195
Приложение 9 Графическая модель организационной структуры Амурского
ЛПУМГ 196
Приложение 10 Графическая модель организационной структуры Иркутского
ЛПУМГ 197
Приложение 11 Графическая модель организационной структуры Камчатское
ЛПУМГ 198
Приложение 12 Графическая модель организационной структуры
Корпоративного института 199
Приложение 13 Графическая модель организационной структуры
Новосибирского ЛПУМГ 200
Приложение 14 Графическая модель организационной структуры
Приморского ЛПУМГ 201
Приложение 15 Графическая модель организационной структуры Томского
ЛПУМГ 202
Приложение 16 Контекстная диаграмма бизнес-процесса «Проведение
внутренних аудитов ИСМ» 203
Приложение 17 Структурная диаграмма бизнес-процесса «Проведение
внутренних аудитов ИСМ» 204
Приложение 18 Диаграмма декомпозиции этапа «Планирование внутренних
аудитов ИСМ» 205
Приложение 19 Диаграмма декомпозиции этапа «Выполнение внутренних
аудитов ИСМ» 206
Приложение 20 Диаграмма декомпозиции подпроцесса «Подготовка к
проведению внутреннего аудита ИСМ» 207
Приложение 21 Диаграмма декомпозиции подпроцесса «Проведение
проверки на объекте аудита» 208
Приложение 22 Диаграмма декомпозиции подпроцесса «Регистрация
результатов внутреннего аудита ИСМ» 209
Приложение 23 Диаграмма декомпозиции подпроцесса «Определение причин
несоответствий и разработка КД» 210
Приложение 24 Диаграмма декомпозиции подпроцесса «Оформление и
передача результатов внешнего аудита ИСМ» 211
Приложение 25 Диаграмма декомпозиции этапа «Контроль, анализ и оценка
результативности КД» 212
Приложение 26 Регламент бизнес-процесса «Проведение внутренних аудитов
ИСМ» 213
Приложение 27 Theoretical aspects of regulation of organization’s activities...265
В настоящее время на мировом рынке наблюдается высокий уровень конкуренции. Большинство отраслей «переполнены» компаниями, производящими схожие товары и предоставляющие сродные услуги, при этом показатели качества таких товаров и услуг также постепенно выходят на один и тот же уровень. В такой ситуации наиболее конкурентоспособным остается тот, кто быстрее добивается роста операционной эффективности осуществляемой деятельности, в частности, обеспечивает наиболее рациональное управление имеющимися ресурсами. Эффективное управление, в свою очередь, возможно только в случае полного понимания всего происходящего на производстве. Такое состояние достигается в результате детального описания и регламентации деятельности компании в целом. В ситуации отсутствия «работающих» регламентов все работы выполняются на основе субъективных точек зрения, транслируемых отдельными сотрудниками организации. Такая организация дел впоследствии приводит к всевозможным сбоям осуществляемой деятельности, что ведет к потерям различных видов ресурсов и в конечном итоге к проигранной конкурентной борьбе. Чтобы обеспечить прозрачность бизнеса, организовать слаженную работу всего персонала, предотвратить потерю производственной базы знаний и выявить узкие места в компании, необходимо зарегламентировать всю осуществляемую деятельность, однако следует помнить, что регламентация без налаженного жизненного цикла итоговых документов не обеспечит желаемого эффекта.
В век цифровых технологий разработку регламентов уже никто не выполняет с помощью «листа и карандаша». Компании, независимо от размера и отрасли, отдают предпочтение специализированным системам бизнес- моделирования, которые позволяют описать осуществляемую деятельность с помощью графических нотаций, автоматически сформировать необходимые регламентирующие документы, а также проанализировать разработанную бизнес-модель, обеспечить ее внедрение и контроль функционирования.
Цель работы - применение системы бизнес-моделирования в компании газовой отрасли для регламентации бизнес-процессов на примере процесса «Проведение внутренних аудитов ИСМ».
В соответствии с целью были выделены следующие задачи:
1) ознакомиться с определениями понятия «регламент организации», их классификациями, ключевыми элементами;
2) изучить назначение регламентов бизнес-процессов, их преимущества и недостатки, а также требования и особенности регламентации деятельности организации;
3) выполнить обзор и сравнительный анализ популярных систем бизнес- моделирования;
4) рассмотреть функциональные возможности системы Business Studio, выполнить разбор поддерживаемых графический нотаций моделирования бизнес-процессов;
5) разработать в системе Business Studio комплексную бизнес-модель компании ООО «Газпром трансгаз Томск»;
6) сформировать на основе спроектированной бизнес-модели регламент бизнес-процесса «Проведение внутренних аудитов ИСМ»
7) описать потенциал использования разработанной комплексной бизнес-модели.
Объект исследования - деятельность по регламентации ООО «Газпром трансгаз Томск».
Предмет исследования - применение системы бизнес-моделирования в деятельности по регламентации бизнес-процессов.
Научная новизна магистерской диссертации заключается, во-первых, в проведенном детальном обзоре и сравнительном анализе 25 популярных систем бизнес-моделирования на основе 12 критериев с учетом весовых коэффициентов. Результаты такого анализа могут быть использованы для решения проблемы выбора компаниями подходящего программного продукта для создания бизнес- модели с учетом контекста ситуации. Во-вторых, в пошаговом описании технологии проектирования в системе Business Studio комплексной бизнес- модели, включающей организационную структуру, справочник объектов деятельности, а также формирования регламента бизнес-процесса, смоделированного в нотациях IDEF0 и BPMN. Данное описание технологии может быть использовано в качестве обучающего руководства при создании бизнес-модели в любой организации, независимо от размера и отраслевой специфики.
Практическая значимость работы заключается в разработке комплексной бизнес-модели ООО «Газпром трансгаз Томск». Сформированный регламент является формализованным описанием бизнес-процесса «Проведение внутренних аудитов ИСМ». Результаты разработки бизнес-модели выступают входными данными для анализа со стороны руководства, направленного на улучшение осуществляемой деятельности.
Теоретико-методологической основой диссертации являются теоретические положения, гипотезы, концепции, представленные в трудах отечественных и зарубежных ученых, занимающихся проблемами управления качеством, вопросами описания бизнес-процессов организации. В ходе работы также учитывалась актуальная нормативная документация, действующая в ООО «Газпром трансгаз Томск».
В качестве инструментов исследования были применены методы анализа и синтеза информации, ее группировки и сравнения, комплексный системный подход при итоговом оформлении работы.
В век цифровых технологий разработку регламентов уже никто не выполняет с помощью «листа и карандаша». Компании, независимо от размера и отрасли, отдают предпочтение специализированным системам бизнес- моделирования, которые позволяют описать осуществляемую деятельность с помощью графических нотаций, автоматически сформировать необходимые регламентирующие документы, а также проанализировать разработанную бизнес-модель, обеспечить ее внедрение и контроль функционирования.
Цель работы - применение системы бизнес-моделирования в компании газовой отрасли для регламентации бизнес-процессов на примере процесса «Проведение внутренних аудитов ИСМ».
В соответствии с целью были выделены следующие задачи:
1) ознакомиться с определениями понятия «регламент организации», их классификациями, ключевыми элементами;
2) изучить назначение регламентов бизнес-процессов, их преимущества и недостатки, а также требования и особенности регламентации деятельности организации;
3) выполнить обзор и сравнительный анализ популярных систем бизнес- моделирования;
4) рассмотреть функциональные возможности системы Business Studio, выполнить разбор поддерживаемых графический нотаций моделирования бизнес-процессов;
5) разработать в системе Business Studio комплексную бизнес-модель компании ООО «Газпром трансгаз Томск»;
6) сформировать на основе спроектированной бизнес-модели регламент бизнес-процесса «Проведение внутренних аудитов ИСМ»
7) описать потенциал использования разработанной комплексной бизнес-модели.
Объект исследования - деятельность по регламентации ООО «Газпром трансгаз Томск».
Предмет исследования - применение системы бизнес-моделирования в деятельности по регламентации бизнес-процессов.
Научная новизна магистерской диссертации заключается, во-первых, в проведенном детальном обзоре и сравнительном анализе 25 популярных систем бизнес-моделирования на основе 12 критериев с учетом весовых коэффициентов. Результаты такого анализа могут быть использованы для решения проблемы выбора компаниями подходящего программного продукта для создания бизнес- модели с учетом контекста ситуации. Во-вторых, в пошаговом описании технологии проектирования в системе Business Studio комплексной бизнес- модели, включающей организационную структуру, справочник объектов деятельности, а также формирования регламента бизнес-процесса, смоделированного в нотациях IDEF0 и BPMN. Данное описание технологии может быть использовано в качестве обучающего руководства при создании бизнес-модели в любой организации, независимо от размера и отраслевой специфики.
Практическая значимость работы заключается в разработке комплексной бизнес-модели ООО «Газпром трансгаз Томск». Сформированный регламент является формализованным описанием бизнес-процесса «Проведение внутренних аудитов ИСМ». Результаты разработки бизнес-модели выступают входными данными для анализа со стороны руководства, направленного на улучшение осуществляемой деятельности.
Теоретико-методологической основой диссертации являются теоретические положения, гипотезы, концепции, представленные в трудах отечественных и зарубежных ученых, занимающихся проблемами управления качеством, вопросами описания бизнес-процессов организации. В ходе работы также учитывалась актуальная нормативная документация, действующая в ООО «Газпром трансгаз Томск».
В качестве инструментов исследования были применены методы анализа и синтеза информации, ее группировки и сравнения, комплексный системный подход при итоговом оформлении работы.
Независимо от отрасли и размера, у любой организации рано или поздно возникают проблемы, связанные с эффективностью осуществляемой деятельности. Дальнейшая работа при такой организации дел имеет деструктивный характер для всех заинтересованных лиц. При низком уровне конкуренции за «неэффективность» расплачивается конечный потребитель, поскольку у него отсутствуют альтернативы. В напряженных конкурентных условиях убытки за неэффективные бизнес-процессы несет сам производитель. Такая ситуация, если вовремя не принять необходимые меры, может привести в конечном итоге к ликвидации предприятия. Моделирование и последующая регламентация осуществляемой деятельности посредством специальных программных продуктов является одним из наиболее действенных современных способов решения описанных выше проблем.
В ходе работы была изучена суть регламентов организации, особое внимание было уделено рассмотрению назначения данных документов, а также требований, предъявляемых к ним; составных элементов; преимуществ и недостатков их применения. Основная часть диссертации посвящена изучению популярных систем бизнес-моделирования. В ходе проведения детального сравнительного анализа 25 программных продуктов на основе 12 критериев с учетом весовых коэффициентов был сделан вывод о том, что наиболее подходящей системой бизнес-моделирования для решения поставленных задач с учетом контекста ситуации является Business Studio. По этой причине дальнейший акцент работы был сделан на изучения функциональных особенностей данного программного продукта, в частности, был выполнен детальный обзор поддерживаемых методологий моделирования бизнес- процессов. В результате чего была определена оптимальная связка нотаций, которая будет использования для описания выбранного бизнес-процесса, IDEF0 для создания диаграмм верхнего уровня и BPMN для декомпозиции отдельных операций.
Практическая часть работы выполнялась в компании ООО «Газпром трансгаз Томск». Поскольку работа Общества основывается на выполнении таких принципов и обязательств как: совершенствование технологических процессов и организации труда, применение современного энергоэффективного оборудования; постоянное улучшение и результативное функционирование процессов интегрированной системы менеджмента, высшим руководством была поставлена задача по созданию в специализированном программном продукте комплексной модели деятельности компании.
В ходе работы был изучен процесс «Проведение внутренних аудитов ИСМ», проведен анализ имеющейся нормативной документации по данной деятельности, представленной в текстовом формате, а также выявлены ее недостатки. В результате создания комплексной бизнес-модели компании ООО «Газпром трансгаз Томск» с помощью системы бизнес-моделирования Business Studio были получены следующие результаты:
1) спроектирована иерархическая модель организационной структуры, состоящая из 27 отдельных подструктур, 9 из которых имеют графические диаграммы.
2) Сформирован реестр из актуальных нормативных документов, как внутреннего, так и внешнего оборота, совокупная численность которых составляет 1664 штуки.
3) Создана модель бизнес-процесса «Проведение внутренних аудитов ИСМ», состоящая из десяти взаимосвязанных диаграмм, наглядно демонстрирующих последовательность выполнения работ с учетом всех влияющих событий и условий.
Комплексная бизнес-модель деятельности компании в настоящий момент находится на этапе «зарождения», поскольку в нее внесено описание только одного бизнес-процесса, однако уже сейчас можно оценить потенциал ее использования. Благодаря взаимосвязи элементов модели и поддержки системой функции создания отчетных документов, был сформирован регламент бизнес- процесса «Проведение внутренних аудитов ИСМ». Объем получившегося документа составил 53 страницы. Основная часть информации представлена в таблично-графическом формате. Несмотря на то, что число страниц в сформированном регламенте увеличилось, по сравнению с действующим СТО, общее число слов в документе сократилось в 1,5 раза, что значительно снижает информационную нагрузку на участников бизнес-процесса. Полученный документ является наглядной «подсказкой» для исполнителей работ и основой для улучшения бизнес-процесса, поскольку в нем последовательно описан ход и преобразование объектов труда с привязкой к элементам организационной структуры, благодаря чему, в результате простого зрительного анализа, можно идентифицировать зоны с неоднозначной ответственностью, выявить невостребованные и дублированные операции, а также определить узкие места в цепочке превращения входов бизнес-процесса в результаты деятельности.
Использование системы бизнес-моделирования также открывает дополнительные возможности работы с моделью, например, расчет временных и стоимостных показателей отдельных работ, контроль различных параметров.
Все вышеперечисленные возможности позволяют достичь значительного эффекта для организации в целом. Применение бизнес-модели и последующая регламентация деятельности обеспечивает прозрачность, стабильность и предсказуемость результатов осуществляемой деятельности; оптимизацию отдельных операций; накопление нарабатываемых знаний; снижение времени подготовки нового персонала; рост управляемости путем организации слаженной работы всех заинтересованных лиц; своевременную актуализацию регулирующих документов, а также помогает не только обнаружить имеющиеся проблемы в организации, но и установить источники, причины их возникновения, тем самым повысить производительность труда. Т. о. регламентация деятельности организации с использованием системы бизнес- моделирования может привести к росту операционной эффективности работы компании, т.е. оптимальной организации хозяйственной деятельности, ведущей к улучшению итоговых экономических показателей, а также качества производимых товаров и предоставляемых услуг.
В ходе работы была изучена суть регламентов организации, особое внимание было уделено рассмотрению назначения данных документов, а также требований, предъявляемых к ним; составных элементов; преимуществ и недостатков их применения. Основная часть диссертации посвящена изучению популярных систем бизнес-моделирования. В ходе проведения детального сравнительного анализа 25 программных продуктов на основе 12 критериев с учетом весовых коэффициентов был сделан вывод о том, что наиболее подходящей системой бизнес-моделирования для решения поставленных задач с учетом контекста ситуации является Business Studio. По этой причине дальнейший акцент работы был сделан на изучения функциональных особенностей данного программного продукта, в частности, был выполнен детальный обзор поддерживаемых методологий моделирования бизнес- процессов. В результате чего была определена оптимальная связка нотаций, которая будет использования для описания выбранного бизнес-процесса, IDEF0 для создания диаграмм верхнего уровня и BPMN для декомпозиции отдельных операций.
Практическая часть работы выполнялась в компании ООО «Газпром трансгаз Томск». Поскольку работа Общества основывается на выполнении таких принципов и обязательств как: совершенствование технологических процессов и организации труда, применение современного энергоэффективного оборудования; постоянное улучшение и результативное функционирование процессов интегрированной системы менеджмента, высшим руководством была поставлена задача по созданию в специализированном программном продукте комплексной модели деятельности компании.
В ходе работы был изучен процесс «Проведение внутренних аудитов ИСМ», проведен анализ имеющейся нормативной документации по данной деятельности, представленной в текстовом формате, а также выявлены ее недостатки. В результате создания комплексной бизнес-модели компании ООО «Газпром трансгаз Томск» с помощью системы бизнес-моделирования Business Studio были получены следующие результаты:
1) спроектирована иерархическая модель организационной структуры, состоящая из 27 отдельных подструктур, 9 из которых имеют графические диаграммы.
2) Сформирован реестр из актуальных нормативных документов, как внутреннего, так и внешнего оборота, совокупная численность которых составляет 1664 штуки.
3) Создана модель бизнес-процесса «Проведение внутренних аудитов ИСМ», состоящая из десяти взаимосвязанных диаграмм, наглядно демонстрирующих последовательность выполнения работ с учетом всех влияющих событий и условий.
Комплексная бизнес-модель деятельности компании в настоящий момент находится на этапе «зарождения», поскольку в нее внесено описание только одного бизнес-процесса, однако уже сейчас можно оценить потенциал ее использования. Благодаря взаимосвязи элементов модели и поддержки системой функции создания отчетных документов, был сформирован регламент бизнес- процесса «Проведение внутренних аудитов ИСМ». Объем получившегося документа составил 53 страницы. Основная часть информации представлена в таблично-графическом формате. Несмотря на то, что число страниц в сформированном регламенте увеличилось, по сравнению с действующим СТО, общее число слов в документе сократилось в 1,5 раза, что значительно снижает информационную нагрузку на участников бизнес-процесса. Полученный документ является наглядной «подсказкой» для исполнителей работ и основой для улучшения бизнес-процесса, поскольку в нем последовательно описан ход и преобразование объектов труда с привязкой к элементам организационной структуры, благодаря чему, в результате простого зрительного анализа, можно идентифицировать зоны с неоднозначной ответственностью, выявить невостребованные и дублированные операции, а также определить узкие места в цепочке превращения входов бизнес-процесса в результаты деятельности.
Использование системы бизнес-моделирования также открывает дополнительные возможности работы с моделью, например, расчет временных и стоимостных показателей отдельных работ, контроль различных параметров.
Все вышеперечисленные возможности позволяют достичь значительного эффекта для организации в целом. Применение бизнес-модели и последующая регламентация деятельности обеспечивает прозрачность, стабильность и предсказуемость результатов осуществляемой деятельности; оптимизацию отдельных операций; накопление нарабатываемых знаний; снижение времени подготовки нового персонала; рост управляемости путем организации слаженной работы всех заинтересованных лиц; своевременную актуализацию регулирующих документов, а также помогает не только обнаружить имеющиеся проблемы в организации, но и установить источники, причины их возникновения, тем самым повысить производительность труда. Т. о. регламентация деятельности организации с использованием системы бизнес- моделирования может привести к росту операционной эффективности работы компании, т.е. оптимальной организации хозяйственной деятельности, ведущей к улучшению итоговых экономических показателей, а также качества производимых товаров и предоставляемых услуг.



