ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ
|
АННОТАЦИЯ
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИНСТИТУТА ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА
1.1 Понятие правового института электронного правительства 9
1.2 Теоретические модели правового регулирования института электронного
правительства 27
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНСТИТУТА ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА
2.1 Предмет и объект правового регулирования института электронного
правительства 39
2.2 Субъектный состав института электронного
правительства 57
2.3 Методологические основания правового регулирования института
электронного правительства 70
ГЛАВА 3. МЕСТО ПРАВОВОГО ИНСТИТУТА ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГО ПРАВА
3.1 Место правового института электронного правительства в системе
российского права 77
3.2 Проблемы развития и совершенствования института электронного
правительства 87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 93
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 99
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИНСТИТУТА ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА
1.1 Понятие правового института электронного правительства 9
1.2 Теоретические модели правового регулирования института электронного
правительства 27
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНСТИТУТА ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА
2.1 Предмет и объект правового регулирования института электронного
правительства 39
2.2 Субъектный состав института электронного
правительства 57
2.3 Методологические основания правового регулирования института
электронного правительства 70
ГЛАВА 3. МЕСТО ПРАВОВОГО ИНСТИТУТА ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГО ПРАВА
3.1 Место правового института электронного правительства в системе
российского права 77
3.2 Проблемы развития и совершенствования института электронного
правительства 87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 93
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 99
Становление и развитие информационного общества и электронного государства, возрастание информационно-телекоммуникационных технологий в управленческом процессе как на международном, так и на российском уровнях требует разработки теоретических основ правового регулирования института электронного правительства. Функционирование электронного правительства порождает систему новых объектов, субъектов, взаимосвязей и взаимозависимостей между ними, значительно расширяет информационную среду. Прежде всего, появляются новые формы осуществления государственной власти посредством информационно-телекоммуникационных технологий и сети Интернет. Виртуальность управленческой среды при этом нисколько не умаляет реальный характер складывающихся по поводу этих объектов общественных отношений.
Такие понятия, как сайт государственного органа, многофункциональные центры, межведомственное электронное взаимодействие, административные регламенты и др., формируют новую среду функционирования
государственного управления, которая правом практически не изучена. Право только подступает к этим процессам, а информационное общество активно эволюционирует, что вызывает и изменение информационной среды. Наибольшую значимость современного этапа развития нашего общества представляет изучение возможностей правового регулирования института электронного правительства и определения его места в системе российского права.
Степень научной разработанности темы. Электронное правительство недостаточно изучено с позиции права.. До сих пор комплексного исследования правоотношений в электронного правительства не проводилось. В связи с этим первичной задачей является изучение фундаментальных характеристик, теоретических оснований предмета изыскания. Теоретические основания правового регулирования института электронного правительства как главные положения любой системы знаний, определяющие условия функционирования такой системы, комплексно не изучались ни в административном, ни в информационном праве, как не исследовались они и применительно к современным, стремительно меняющимся условиям развития общества.
Цель настоящего исследования заключается в разработке концептуальных положений теоретических основ правового регулирования института электронного правительства.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- сформулировать понятие института электронного правительства;
- определить место и роль института электронного правительства в системе российского права;
- определить предмет и объект правового регулирования института электронного правительства;
- изучить особенности субъектного состава института электронного правительства;
- проанализировать основные теоретические модели правового регулирования института электронного правительства;
- выявить и исследовать методологические основы правового регулирования института электронного правительства на этапе становления и развития информационного общества в Российской Федерации;
- проанализировать перспективы развития института электронного правительства в системе российского права.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере электронного правительства в условиях развития информационного общества.
Предмет исследования составляют правовые нормы, регулирующие отношения в сфере электронного правительства в условиях информационного общества.
Методологию работы составляют применение общенаучных (диалектикоматериалистический, системно-структурный), частных и специальных методов исследования (формально-юридический, сравнительно-правовой и метод правового моделирования).
Научная новизна исследования заключается в разработке и обосновании принципиально новой концептуальной модели целостного системного регулирования электронного правительства; выделении электронного правительства как комплексного института права, формирующегося в условиях развития информационного общества.
Осуществлено комплексное исследование сферы правового регулирования института электронного правиьельства с позиций правовой науки, анализируются теоретические основания, выявляются закономерности и особенности правового регулирования отношений в сфере электронного правительства в условиях развития информационного общества. Теоретическая значимость исследования заключается в развитии теории права, расширении и систематизации научных знаний о феномене электронного правительства как комплексного института права, осмыслении теоретических оснований правового регулирования института электронного правительства. Проведенные исследования дополняют теоретические положения информационного и административного права.
Практическая значимость исследования связывается с возможностью использования полученных результатов и выводов для совершенствования информационного и административного законодательства. Материалы исследования могут быть использованы в учебном процессе при подготовке курсов учебных дисциплин, читаемых как для студентов юридической специальности и направления, а также при создании учебных и учебнометодических пособий по информационно-правовой проблематике.
Такие понятия, как сайт государственного органа, многофункциональные центры, межведомственное электронное взаимодействие, административные регламенты и др., формируют новую среду функционирования
государственного управления, которая правом практически не изучена. Право только подступает к этим процессам, а информационное общество активно эволюционирует, что вызывает и изменение информационной среды. Наибольшую значимость современного этапа развития нашего общества представляет изучение возможностей правового регулирования института электронного правительства и определения его места в системе российского права.
Степень научной разработанности темы. Электронное правительство недостаточно изучено с позиции права.. До сих пор комплексного исследования правоотношений в электронного правительства не проводилось. В связи с этим первичной задачей является изучение фундаментальных характеристик, теоретических оснований предмета изыскания. Теоретические основания правового регулирования института электронного правительства как главные положения любой системы знаний, определяющие условия функционирования такой системы, комплексно не изучались ни в административном, ни в информационном праве, как не исследовались они и применительно к современным, стремительно меняющимся условиям развития общества.
Цель настоящего исследования заключается в разработке концептуальных положений теоретических основ правового регулирования института электронного правительства.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- сформулировать понятие института электронного правительства;
- определить место и роль института электронного правительства в системе российского права;
- определить предмет и объект правового регулирования института электронного правительства;
- изучить особенности субъектного состава института электронного правительства;
- проанализировать основные теоретические модели правового регулирования института электронного правительства;
- выявить и исследовать методологические основы правового регулирования института электронного правительства на этапе становления и развития информационного общества в Российской Федерации;
- проанализировать перспективы развития института электронного правительства в системе российского права.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере электронного правительства в условиях развития информационного общества.
Предмет исследования составляют правовые нормы, регулирующие отношения в сфере электронного правительства в условиях информационного общества.
Методологию работы составляют применение общенаучных (диалектикоматериалистический, системно-структурный), частных и специальных методов исследования (формально-юридический, сравнительно-правовой и метод правового моделирования).
Научная новизна исследования заключается в разработке и обосновании принципиально новой концептуальной модели целостного системного регулирования электронного правительства; выделении электронного правительства как комплексного института права, формирующегося в условиях развития информационного общества.
Осуществлено комплексное исследование сферы правового регулирования института электронного правиьельства с позиций правовой науки, анализируются теоретические основания, выявляются закономерности и особенности правового регулирования отношений в сфере электронного правительства в условиях развития информационного общества. Теоретическая значимость исследования заключается в развитии теории права, расширении и систематизации научных знаний о феномене электронного правительства как комплексного института права, осмыслении теоретических оснований правового регулирования института электронного правительства. Проведенные исследования дополняют теоретические положения информационного и административного права.
Практическая значимость исследования связывается с возможностью использования полученных результатов и выводов для совершенствования информационного и административного законодательства. Материалы исследования могут быть использованы в учебном процессе при подготовке курсов учебных дисциплин, читаемых как для студентов юридической специальности и направления, а также при создании учебных и учебнометодических пособий по информационно-правовой проблематике.
Институт электронного правительства является одним из важнейших инструментов построения информационного государства и гражданского общества. Само создание электронного правительства как новой формы государственного управления сводится к признанию приоритетными в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления не интересов ведомственных структур указанных органов, а потребностей общества, в частности «упрощенного» предоставления государственных и муниципальных услуг, общедоступности информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Значимость сферы электронного правительства в условиях развития информационного общества возрастает с каждым годом, что заставляет любое современное государство устанавливать систему норм, регулирующих отношений в сфере электронного правительства. В этой связи объективно возникает необходимость и формирования теоретического осмысления института электронного правительства как правового феномена.
Исследование теоретических оснований правового регулирования института электронного правительства в условиях развития информационного общества позволяет рассмотреть ряд закономерностей и основных характеристик, инструментария правового воздействия, условий такого воздействия на упорядоченность отношений в сфере электронного правительства, а также создать необходимый задел для дальнейшего развития исследований в области правового регулирования отношений в информационной сфере.
В работе были определены признаки правового института в теории права, дано понятие институту электронного правительства. Так, правовой институт как структурный элемент системы российского права обладает следующими
признаками: нормативной правовой базой, регулирующей отношения,
входящие в предмет правового регулирования института, принципами правового института, наличием в составе института субинститутов, предметом правового регулирования, субъектным составом, методологическими основами.
Так, на наш взгляд, под правовым институтом электронного правительства следует понимать комплексный институт права, совокупность правовых норм по вопросу предоставления государственными органами и органами местного самоуправления государственных и муниципальных услуг, обеспечения доступа к информации о результатах деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, создания и развития системы межведомственного электронного взаимодействия, единой системы государственного контроля за результативностью деятельности органов государственной власти, формирование нормативной правовой базы, регламентирующей порядок и процедуры сбора, хранения и предоставления сведений, содержащихся в государственных информационных системах, обмена информацией в электронной форме посредством использования информационно-телекоммуникационных технологий.
Нормативную правовую базу регулирования института электронного правительства составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об организации и предоставлении государственных и муниципальных услуг» №210-ФЗ от 27 июля 2010 г., Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» №8-ФЗ от 09 февраля 2009 г., Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов Российской Федерации» №262-ФЗ от 22 января 2008 г., Федеральный закон «Об
электронной подписи» №63-ФЗ от 06 апреля 2011 г., Указы Президенты
Российской Федерации: от 20 мая 2011 г. №657 «О мониторинге
правоприменения в Российской Федерации», от 07 мая 2012 г. №601 «Об основных направлениях совершенствования государственного управления», Концепция формирования в Российской Федерации Электронного правительства до 2010, Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-2010 годы)», Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020)», а также иные нормативные правовые акты Российской Федерации, подзаконные акты, законы, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.
Проанализировав нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере электронного правительства, мы предложили классификацию принципов указанного института по объекту правового регулирования. Так, согласно указанной классификации можно выделить две группы принципов правового института электронного правительства. К первой группе принципов относятся принципы, регулирующие обеспечение доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления (например, открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, достоверность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и своевременность ее предоставления, свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления любым законным способом и иные). Ко второй группе принципов следует отнести принципы, регулирующие предоставление государственных и муниципальных услуг (например, правомерность предоставления государственных и муниципальных услуг органами, заявительный порядок обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг, правомерность взимания с заявителей государственной пошлины за предоставление государственных и муниципальных услуг, открытость деятельности органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, а также организаций, участвующих в предоставлении и иные).
Электронное правительство как сложный правовой институт в своем составе подразумевает наличие субинститутов. По нашему мнению в качестве основных субинститутов в составе правового института электронного правительства следует выделить: 1) субинститут обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления; 2) субинститут предоставления государственных и муниципальных услуг государственными органами и органами местного самоуправления.
Следующим признаком, который позволяет рассматривать электронное правительство как институт права, является предмет правового регулирования. На наш взгляд в предмет правового регулирования института электронного правительства входят общественные отношения, складывающихся между органами государственной власти, местного самоуправления и физическими, юридическими лицами (заявителями, пользователями информации), а также иными участниками по вопросу предоставления государственных и муниципальных услуг, обеспечения доступа к информации о результатах деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в электронной форме посредством использования информационно
телекоммуникационных технологий.
Также институт электронного правительства в силу своей правовой природы обладает особым субъектным составом. Субъектами правового регулирования указанного института являются государственные органы, органы местного самоуправления, иные организации, предоставляющие государственные и муниципальные услуги, информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, с одной стороны, и, с другой стороны, пользователей информацией и заявителей, которым предоставляются государственный или муниципальные услуги, информация о деятельности государственных органов и органов местного
самоуправления в электронной форме при помощи использования
информационно-телекоммуникационных технологий.
Методологическую основу правового регулирования института электронного правительства составляют совокупность диспозитивных и императивных средств, приемов и способов, содержащих четкое последовательное предписание заявителям, пользователям информации и органам государственной власти и местного самоуправления модели поведения при реализаций своих полномочий и прав по предоставлению государственных и муниципальных услуг и организации доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в электронной форме посредством использования информационно-телекоммуникационных технологий.
Наличие всех указанных признаков правового института позволяет рассматривать институт электронного правительства в качестве структурного элемента системы российского права.
Также в работе обоснован вывод о целесообразности рассмотрения института электронного правительства как комплексного и межотраслевого института. Был проведен сравнительный анализ теоретических и методологических оснований института электронного правительства с отраслями информационного и административного права, который позволил определить место института электронного правительства в системе российского права.
Анализ теоретических оснований и закономерностей интеграции отношений в сфере электронного правительства в условиях развития информационного общества позволил обосновать вывод о выделении в системе российского права комплексного института права и определить его как «электронное правительство».
Что касается перспектив развития института электронного правительства, то можно рассмотреть ряд тенденций: формирование группы норм в сфере электронного правительства в подотрасль информационного права, расширение предмета правового регулирования института электронного правительства, формирование инновационной методики правого регулирования общественных отношений в сфере электронного правительства, создание нормативных актов, в том числе кодифицированных, регулирующих отношения в сфере электронного правительства, развитие технической составляющей электронного правительства.
Теоретическая значимость исследования заключается в развитии теории электронного правительства, расширении и систематизации научных знаний о феномене информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и государственных и муниципальных услуг как объектов правоотношений, осмыслении теоретических оснований правового регулирования института электронного правительства. Проведенные исследования дополняют теоретические положения информационного и административного права. Выводы и рекомендации могут стать основой для дальнейших научных исследований как информационных и административных правоотношений в целом, так и правоотношений в сфере электронного правительства.
Значимость сферы электронного правительства в условиях развития информационного общества возрастает с каждым годом, что заставляет любое современное государство устанавливать систему норм, регулирующих отношений в сфере электронного правительства. В этой связи объективно возникает необходимость и формирования теоретического осмысления института электронного правительства как правового феномена.
Исследование теоретических оснований правового регулирования института электронного правительства в условиях развития информационного общества позволяет рассмотреть ряд закономерностей и основных характеристик, инструментария правового воздействия, условий такого воздействия на упорядоченность отношений в сфере электронного правительства, а также создать необходимый задел для дальнейшего развития исследований в области правового регулирования отношений в информационной сфере.
В работе были определены признаки правового института в теории права, дано понятие институту электронного правительства. Так, правовой институт как структурный элемент системы российского права обладает следующими
признаками: нормативной правовой базой, регулирующей отношения,
входящие в предмет правового регулирования института, принципами правового института, наличием в составе института субинститутов, предметом правового регулирования, субъектным составом, методологическими основами.
Так, на наш взгляд, под правовым институтом электронного правительства следует понимать комплексный институт права, совокупность правовых норм по вопросу предоставления государственными органами и органами местного самоуправления государственных и муниципальных услуг, обеспечения доступа к информации о результатах деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, создания и развития системы межведомственного электронного взаимодействия, единой системы государственного контроля за результативностью деятельности органов государственной власти, формирование нормативной правовой базы, регламентирующей порядок и процедуры сбора, хранения и предоставления сведений, содержащихся в государственных информационных системах, обмена информацией в электронной форме посредством использования информационно-телекоммуникационных технологий.
Нормативную правовую базу регулирования института электронного правительства составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об организации и предоставлении государственных и муниципальных услуг» №210-ФЗ от 27 июля 2010 г., Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» №8-ФЗ от 09 февраля 2009 г., Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов Российской Федерации» №262-ФЗ от 22 января 2008 г., Федеральный закон «Об
электронной подписи» №63-ФЗ от 06 апреля 2011 г., Указы Президенты
Российской Федерации: от 20 мая 2011 г. №657 «О мониторинге
правоприменения в Российской Федерации», от 07 мая 2012 г. №601 «Об основных направлениях совершенствования государственного управления», Концепция формирования в Российской Федерации Электронного правительства до 2010, Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-2010 годы)», Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020)», а также иные нормативные правовые акты Российской Федерации, подзаконные акты, законы, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.
Проанализировав нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере электронного правительства, мы предложили классификацию принципов указанного института по объекту правового регулирования. Так, согласно указанной классификации можно выделить две группы принципов правового института электронного правительства. К первой группе принципов относятся принципы, регулирующие обеспечение доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления (например, открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, достоверность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и своевременность ее предоставления, свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления любым законным способом и иные). Ко второй группе принципов следует отнести принципы, регулирующие предоставление государственных и муниципальных услуг (например, правомерность предоставления государственных и муниципальных услуг органами, заявительный порядок обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг, правомерность взимания с заявителей государственной пошлины за предоставление государственных и муниципальных услуг, открытость деятельности органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, а также организаций, участвующих в предоставлении и иные).
Электронное правительство как сложный правовой институт в своем составе подразумевает наличие субинститутов. По нашему мнению в качестве основных субинститутов в составе правового института электронного правительства следует выделить: 1) субинститут обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления; 2) субинститут предоставления государственных и муниципальных услуг государственными органами и органами местного самоуправления.
Следующим признаком, который позволяет рассматривать электронное правительство как институт права, является предмет правового регулирования. На наш взгляд в предмет правового регулирования института электронного правительства входят общественные отношения, складывающихся между органами государственной власти, местного самоуправления и физическими, юридическими лицами (заявителями, пользователями информации), а также иными участниками по вопросу предоставления государственных и муниципальных услуг, обеспечения доступа к информации о результатах деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в электронной форме посредством использования информационно
телекоммуникационных технологий.
Также институт электронного правительства в силу своей правовой природы обладает особым субъектным составом. Субъектами правового регулирования указанного института являются государственные органы, органы местного самоуправления, иные организации, предоставляющие государственные и муниципальные услуги, информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, с одной стороны, и, с другой стороны, пользователей информацией и заявителей, которым предоставляются государственный или муниципальные услуги, информация о деятельности государственных органов и органов местного
самоуправления в электронной форме при помощи использования
информационно-телекоммуникационных технологий.
Методологическую основу правового регулирования института электронного правительства составляют совокупность диспозитивных и императивных средств, приемов и способов, содержащих четкое последовательное предписание заявителям, пользователям информации и органам государственной власти и местного самоуправления модели поведения при реализаций своих полномочий и прав по предоставлению государственных и муниципальных услуг и организации доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в электронной форме посредством использования информационно-телекоммуникационных технологий.
Наличие всех указанных признаков правового института позволяет рассматривать институт электронного правительства в качестве структурного элемента системы российского права.
Также в работе обоснован вывод о целесообразности рассмотрения института электронного правительства как комплексного и межотраслевого института. Был проведен сравнительный анализ теоретических и методологических оснований института электронного правительства с отраслями информационного и административного права, который позволил определить место института электронного правительства в системе российского права.
Анализ теоретических оснований и закономерностей интеграции отношений в сфере электронного правительства в условиях развития информационного общества позволил обосновать вывод о выделении в системе российского права комплексного института права и определить его как «электронное правительство».
Что касается перспектив развития института электронного правительства, то можно рассмотреть ряд тенденций: формирование группы норм в сфере электронного правительства в подотрасль информационного права, расширение предмета правового регулирования института электронного правительства, формирование инновационной методики правого регулирования общественных отношений в сфере электронного правительства, создание нормативных актов, в том числе кодифицированных, регулирующих отношения в сфере электронного правительства, развитие технической составляющей электронного правительства.
Теоретическая значимость исследования заключается в развитии теории электронного правительства, расширении и систематизации научных знаний о феномене информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и государственных и муниципальных услуг как объектов правоотношений, осмыслении теоретических оснований правового регулирования института электронного правительства. Проведенные исследования дополняют теоретические положения информационного и административного права. Выводы и рекомендации могут стать основой для дальнейших научных исследований как информационных и административных правоотношений в целом, так и правоотношений в сфере электронного правительства.





