ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические аспекты подходов к управлению организацией 5
1.1 Анализ существующих подходов и систем к управлению коммерческой организацией 5
1.2 Обоснование выбора использования сбалансированной системы показателей в качестве современного инструмента стратегического менеджмента 16
2 Адаптация методики создания и внедрения сбалансированной системы показателей 21
2.1 Анализ существующих подходов к формированию сбалансированной системы показателей 21
2.2 Разработка пошагового алгоритма внедрения сбалансированной системы показателей 25
3 Апробация методики системы сбалансированных показателей на примере ООО «ГОСТА» 36
3.1 Идентификация стратегии компании 36
3.2 Построение стратегической карты компании 60
3.3 Разработка показателей и стратегических мероприятий 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 75
Актуальность исследования. В настоящее время, очень перспективным инструментом стратегического управления является сбалансированная система показателей, основанная на причинно-следственных связях между стратегическими целями, отражающими их параметрами и факторами получения планируемых результатов.
В последние десять лет в системе стратегического управления выделилось перспективное направление - Сбалансированная система показателей (ССП), которая стала одной из самых передовых методологий, направленных на оценку деятельности предприятия и достижение стабильно высоких и устойчивых результатов.
Сбалансированная система показателей (BSC, Balanced Scorecard) - это система стратегического управления компанией на основе измерения и оценки ее эффективности по набору оптимально подобранных показателей,отражающих все аспекты деятельности организации: финансовые,производственные, маркетинговые, инновационные, инвестиционные,управленческие и т. д.
ССП - это инструмент стратегического управления, который позволяет связать операционную деятельность компании с ее стратегией. ССП отражает то равновесие, которое сохраняется между краткосрочными и долгосрочными целями, финансовыми и нефинансовыми показателями, основными и вспомогательными параметрами, а так же внешними и внутренними факторами деятельности.
Тема магистерской диссертации: Системы сбалансированных показателей как инструменты реализации стратегии.
Цель МД: Разработка и внедрение сбалансированной системы показателей в деятельность ООО «ГОСТА» как механизм реализации стратегии.
Объект МД: компания ООО «ГОСТА».
Предмет МД: сбалансированная система показателей, организующая работу компании для реализации поставленных стратегических целей.
Задачи МД:
- провести анализ существующих подходов и систем управления коммерческой организацией;
- обосновать выбор сбалансированной системы показателей в качестве современного инструмента стратегического менеджмента;
- адаптировать методику создания и внедрения сбалансированной системы показателей;
- провести апробацию методики сбалансированной системы показателей на примере ООО «ГОСТА».
Научная новизна. Наиболее существенные результаты, обладающие научной новизной, представлены в следующих положениях:
- выявлены методологические проблемы в существующих теоретических подходах к управлению коммерческой организацией;
- разработан пошаговый алгоритм создания и внедрения сбалансированной системы показателей;
- адаптирована существующая методика разработки и внедрения сбалансированной системы показателей применительно к специфике рынка и деятельности компании.
Апробация результатов исследования. Результаты проведенных исследований опубликованы в периодическом издании «Экономика и социум» Института управления и социально - экономического развития. В настоящее время внедряются в деятельности компании ООО «ГОСТА»
Сбалансированная система показателей - это мощная основа, помогающая организациям быстро добиваться реализации стратегии путем перевода видения и стратегии в набор оперативных целей, которые могут направлять поведение сотрудников, и как следствие - эффективность работы. Вся деятельность организации, ее ресурсы и инициативы, должны равняться на стратегию. Сбалансированная система показателей достигает этой цели при помощи явного определения соотношения причин и результатов для целей, показателей, и инициатив в каждой из перспектив и на всех уровнях организации. Разработка ССП - это первый шаг в создании Организации, сосредоточенной на стратегии.
В результате проведенного исследования была разработана сбалансированная система показателей для компании «ГОСТА» с учетом особенностей деятельности, финансово - хозяйственных показателей и существующее стратегии. Весь процесс по разработке и внедрению сбалансированной системы состоял из регулярных сессий группы участников проекта, на каждой из которых подводятся итоги о проделанной работе на пути реализации ССП. Изначально был проведен стратегический анализ компании с учетом оценки внутренней и внешней среды. Затем командой была сформирована пошаговая программа сбалансированной системы показателей для решения двух задач: создать саму систему и использовать ее. Для того, чтобы сбалансированная система показателей была достоверной и актуальной, необходимо было уточнить стратегию, разработанную в 2014 году. После уточнения стратегии была построена стратегическая карта с учётом четырёх проекций сбалансированной системы показателей: финансы, рынок, процессы и потенциал. С помощью стратегической карты удалось увидеть причинно - следственные связи между стратегическими целями. Так как любая цель измерима, команда выделила для каждой цели показатели и определила их базовые и целевые значения. Завершающим этапом разработки сбалансированной системы показателей была разработка мероприятий, необходимая для достижения целевых значений показателей. Для определения последовательности проведения мероприятий команда с помощью метода экспертных оценок определила рейтинг мероприятий с учетом затрат на внедрение, сроков и значимости для компании «ГОСТА». Результатом работы стала программа мероприятий для компании «ГОСТА» в рамках разработанной сбалансированной системы показателей.
1. Акмаева Р.И. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие. — Ростов н/Д.: Феникс, 2009. — 347 с.
2. Алайдар Ж.А. Оценка эффективности деятельности компании на основе системы сбалансированных показателей (ССП) // АльПари. — 2009. — №3. — С. 61-65.
3. Аванесова, Г.А. Сервисная деятельность : историческая и современная практика, предпринимательство, менеджмент [Текст] : учеб. пособие для вузов / Г.А. Аванесова. - М. : Аспект Пресс, 2008. - 318 с.
4. Амблер, Т. Маркетинг и финансовый результат : новые метрики богатства корпорации [Текст] ; пер. с англ. / Т. Амблер. - М. : Финансы и статистика. - 2009. - 248 с.
5. Аудит внутреннего маркетинга методом анализа «важность - исполнение» [Текст] / Э.В. Новаторов // Маркетинг в России и за рубежом. - 2008. - №1. - С. 82-88.
6. Алексеев А. А. Маркетинговое исследование рынка услуг. -- СПб.: Гос. ун-т экон. и финансов, 2008.
7. Анисимова Ю., Исследование рынка профессионального клининга
8. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. М., Финансы истатистика, 2003. 125 с.
9. Балабанов И.Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта. М., Финансы и статистика, 2002. 112 с.
10. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. Учебное пособие. М., Финансы и статистика, 1997. 480 с.
11. Бизнес-план. Под. ред. Р.Г. Маниловского. М., Финансы и статистика. 2002. 160 с.
12. Белов Л.Б., Гаспарян А.С. Система сбалансированных показателей и распределение премиальных фондов службы логистики по сотрудникам // Логистика и управление цепями поставок, №5, октябрь 2006, с. 60-73.
13. Виханский О.С. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. - М.: Фирма "Гардарика", 1996. - 296 с.
14. Винокуров В. Организация стратегического управления на предприятии. М., Центр экономики и маркетинга, 1996. 234 с.
15. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. - 2-е изд., перераб. И доп. - М.: Гардарики, 2000. - 296с.
16. Голубков Е.П. «Изучение конкурентов и завоевание преимуществ в конкурентной борьбе». Маркетинг в России и за рубежом, 2000 № 4, с.17
17. Градов А.Н. Экономическая стратегия фирмы. С-Петербург, Спецлитература, 1995. 87 с.
18. Грузинов В.В. Экономика предприятия и предпринимательство. М., Софит, 1994. 379 с.
19. Гершун А., Нефедьева Ю. Сбалансированная система показателей// Контроллинг в России.- 2003, №3.
20. Глухов Сергей Викторович — директор по продажам компании «СК Санлайн» (г. Санкт-Петербург), Журнал УПРАВЛЕНИЕ ПРОДАЖАМИ 01(62)2012
21. Густайтис Д., Особенности развития клинингового рынка в России, Обзор клинингового рынка в России, 2012, 14
22. Доронин А.С. Сбалансированная система показателей - основа контроллинга логистики подписного агентства. // Логистика и управление цепями поставок, №18, февраль 2007, с. 43-58.
23. Дыбская В.В., Васюкова В.В. Принципы и практический опыт разработки сбалансированной системы показателей логистики для торговой компании. // Логистика и управление цепями поставок, №18, февраль 2007, с. 5-26.
24. Ермасов С.В., Ермасова Н.Б. Инновационный менеджмент: Учебник. — М.: Высш. образование, 2007. — 505 с.
25. Ефремов B.C. Классические модели стратегического анализа и планирования: модель BCG / B.C. Ефремов // Менеджмент в России и за рубежом. - 1997. - №7. - С.21-23.
26. Жолдасова Ж. Как построить эффективный бизнес // Персонал. — 2008. — № 12(24). — С. 33-35.
27 . Зайдель Х., Теммен Р. Основы учения об экономике. Пер. с нем. М., «Дело ЛТД». 1994. 400 с.
28.Зайцев Л Г., Соколова М.И. Стратегический менеджмент. - М.: Экономист, 2002.
29.Зуб А.Т. Стратегический менеджмент - М.: Аспект Пресс, 2002.
30. Каплан Р., Нортон Д. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию, ЗАО «Олимп-Бизнес», Москва, 2003
31. Кокуева Ж.М., Угрюмов М.В. Система сбалансированных показателей как инструмент управления предприятием информационно-технологической сферы //Менеджмент в России и за рубежом.—2010.— №4.С. 89-95.
32. Контроллинг в бизнесе. Методологические и практические основы построения контроллинга в организациях / А.М. Карминский, Н.И. Оленев, А.Г. Примак, С.Г. Фалько. - 2-е изд. - М.: Финансы и статистика, 2002. 256с.
3 3 . Коробейников О.П. Стратегическое поведение: От разработки до реализации / О.П. Коробейников // Менеджмент в России и за рубежом - 2002. - № 3. - С. 88 -129.
34. Кочнев А.Ф., Разработка сбалансированной системы показателей: шаг за шагом. Часть 1
35. Коровина, Ю.Б. Внутренний маркетинг как эффективный инструмент управления персоналом предприятий сферы услуг [Текст] : дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / Коровина Юлия Борисовна. - Ростов н/Д, 2008. - 176 с.
36. Котлер, Ф. Основы маркетинга [Текст] ; пер. с англ. / Ф. Котлер, Г. Армстронг, Д. Сондерс, В. Вонг. - 2-е европ. изд. - М. ; СПб. ; Киев : Вильямс, 2008. - 944 с.
37. Крюков И., Шадрин А. Сбалансированная система показателей в интегрированной системе качества // Стандарты и качество. - 2004, №6.
38. Крылова Г.Д., Соколова М.И. Маркетинг. Теория и 86 ситуаций: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. - 519 с.
39. Ляндау Ю.В., Пономарев М.А. Разработка стратегий коммерческих организацией с помощью стратегических карт в инструментальной среде ARIS // Менеджмент сегодня. — 2010. — № 2(56). — С. 66-72.
40. Лавров А.Ю., Рыбакова О.И., История менеджмента, Учебное пособие для студентов, Чита, 2005
41. Леднёв Е.Е. BSC и EVA - конкуренты или союзники?
42. Момот А.И. Менеджмент качества и элементы системы качества: Учебник. - Донецк: Норд-Прес, 2005.
43. Маркова В.Д. Стратегический менеджмент: Учебник / В.Д. Маркова, С.А. Кузнецова. - М.: ИНФРА - М, 2007. - 288 с.
44. Нивен П.Р. Сбалансированная система показателей. Днепропетровск: Баланс-Клуб, 2003.
45. Новаков А.А. Применение сбалансированной системы показателей для мотивации персонала распределительного центра розничной сети. // Логистика и управление цепями поставок, №18, февраль 2007, с. 27-42.
46. Ольве Н.-Г., Рой Ж., Веттер М. Оценка эффективности деятельности компании. М.: ИД «Вильямс», 2003.
47. Пасс К., Лоуз Б., Дэвис Л. Словарь по экономике. Перевод с английского под ред. П.А. Ватника - Экономическая школа, СПбГУ экономики и финансов, Высшая школа экономики, СПб, 1998г
48. Плотников А.В. Особенности создания ССП как стратегической системы управления бизнесом // Менеджмент в России и за рубежом. — 2013. — № 3. — С. 106-112.
49. Песоцкая Е.В. Маркетинг услуг. -- СПб.: Гос. ун-т экон. и финансов, 2000.
50. Попов Е.В. Продвижение товаров и услуг. -- М.: Финансы и статистика, 2006.
51. Редченко К. Показательное несогласие: Balanced Scorecard и TableauDeBord.
52. Рамперсад К. Хьюберт Универсальная система показателей деятельности: Как достигать результатов, сохраняя целостность / Хьюберт К. Рамперсад; Пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. — С. 26
53. Рассказов С.В., Рассказова А.Н. Стоимостные методы оценки эффективности менеджмента компании. Финансовый менеджмент. 2002. № 3.
54. Родионов А.С. Оценка эффективности деятельности банка. Методики, технологии, инструменты.
55. Савицкая, Г.В. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности [Текст] : краткий курс для вузов / Г.В. Савицкая. - 3-е изд., испр. - М. : ИНФРА-М, 2008. - 320 с.
56. Соломанидина, Т.О. Мотивация трудовой деятельности [Текст] : учеб.- практич. пособие / Т.О. Соломанидина, В.Г. Соломанидин. - М. : ООО «Журн. “Управление персоналом”», 2008. - 278 с.
57. Савицкая Г.В. Анализ эффективности деятельности предприятия. М.: Новое знание, 2004.
58. Сергеев В.И., Сергеев И.В. Система сбалансированных показателей оценки эффективности функционирования логистики компании. // Логистика и управление цепями поставок, №4-5, 2004, с. 82-100.
59. Сергеев И.В.. Реализация процедуры контроллинга логистической деятельности в цепях поставок с применением системы KPI. // Логистика и управление цепями поставок, №3, июнь 2005, с. 33-45.
60. Система сбалансированных показателей: методология проектирования и особенности постановки в российских условиях. Тезисы выступления на конференции в ОАО "Северсталь", апрель 2003, Зайцев Е.В.
61. Тейлор Ф. Принципы научного менеджмента, М, 1991 - 322 с
62. Трифилова А.А. Методологические основы интеграции стратегического и инновационного менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом. - 2004. - №3. - С. 27-34.
63. Тюленев Ю.В. Управленческая идеология промышленного предприятия в условиях современной российской экономики // Экономический анализ: теория и практика. - 2004. - №1. - С. 46-55.
64. Файоль А. Общее и промышленное управление, М, Прогресс, 1991 - 216 с
65. Файоль А., Тейлор Ф, Эмерсон Г. Управление - это наука и искусство, М, Республика, 1992 - 348 с
66. Федосеев А. «Открывая новые горизонты управления» // Управление компанией « 9 (28) 2003 г.
67. Хорват П. Сбалансированная система показателей как средство управления предприятием // Стандарты и качество. - 2004, №5.
68. Чаплина А.Н.. Герасимова Е.А., Войцеховская И.А., Пушкарева А.В., Организационно-экономические инструменты реализации стратегии развития организаций рынка потребительских услуг: Монография, Красноярск, 2004
69. Челенков А.П. Маркетинг услуг. -- М.: Центр маркетинговых
исследований и менеджмента, 2000.
70. Эмерсон Г. Двенадцать принципов производительности. - М.:
Экономика, 1992 - 311 с