Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СБАЛАНСИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ НА РАЗЛИЧНЫХ СТАДИЯХ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ФИРМЫ

Работа №123336

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экономика

Объем работы69
Год сдачи2018
Стоимость4345 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
46
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Использование теории жизненного цикла фирмы в анализе ее деятельности 5
1.1 Развитие теории жизненного цикла фирмы. Сравнительные характеристики различных подходов к теории жизненного цикла фирмы 5
1.2 Связь стратегии фирмы со стадиями ее жизненного цикла 8
1.3 Особенности стратегического управления фирмой на различных стадиях жизненного цикла 14
Глава 2 Система сбалансированных показателей (ССП) как инструмент реализации стратегии 19
2.1 Этапы и принципы разработки сбалансированной системы показателей 19
2.2 Отражение стратегических целей фирмы в сбалансированной системе показателей 27
2.3 Особенности применения сбалансированной системы показателей как инструмента стратегического управления на различных стадиях жизненного цикла фирмы 31
Глава 3 Разработка ССП для компании, находящейся на определенной стадии жизненного цикла, на примере АО «ЕСС» 36
3.1. Характеристика деятельности компании АО «ЕСС» 36
3.1.1 История развития компании 36
3.1.2 География и виды деятельности 36
3.1.3 Организационная структура 37
3.1.4 Анализ внутренней и внешней среды 38
3.1.5 Анализ финансового положения 46
3.2. Разработка ССП для АО «ЕСС» 49
3.2.1 Определение стратегических целей в соответствии с видением и миссией 49
3.2.2 Распределение целей по перспективам ССП 50
3.2.3 Установление причинно-следственных связей между целями. Построение стратегической карты 51
3.2.4 Выбор KPI. Установление их плановых и фактических значений 53
3.2.5 Разработка стратегических мероприятий 54
3.2.6 Оценка результативности разработанной ССП 57
Заключение 60
Список использованных источников 62
Приложение 1 65
Приложение 2 66
Приложение 3 67
Приложение 4 68


Стратегическое видение компании определяет ее долгосрочные цели и соответствующий набор мероприятий по их достижению. В условиях информационной ограниченности, а также затруднительной прогнозируемости обстановки внешней среды, перед фирмами встает вопрос о поиске гибкого инструмента управления, который бы позволил минимизировать временные и денежные затраты на пересмотр выбранной схемы реализации целей. Таким инструментом, имеющим широкую известность в настоящее время, стала система сбалансированных показателей, разработанная Нортоном и Капланом в 1990-х гг. Она предоставила возможность отражать взаимосвязь между различными подразделениями фирмы в контексте их вклада в достижение стратегических целей. Желаемые величины выбранных показателей результативности корректируются в соответствии со скоростью их достижения, а также изменениями условий функционирования компании, что помогает фирме в более короткие сроки адаптировать стратегию под данные изменения. Более точная степень планирования и прогнозирования может быть достигнута, если учитывать в ходе данных мероприятий оценку стадии жизненного цикла компании, а именно присущие определенным этапам проблемы, кризисные явления, потенциальные угрозы и ошибки менеджмента. Синтез этих двух инструментов способствует грамотной расстановке управленческих задач и разработке стратегических мероприятий, что позволяет говорить об актуальности данной работы.
Целью данной работы является выявление особенностей применения системы сбалансированных показателей на различных стадиях жизненного цикла фирмы, а также отражение практического применения выявленных особенностей на примере разработки ССП для компании АО «ЕСС». Исходя из данной цели, ставятся следующие задачи исследования:
 провести сравнительный анализ основных подходов к концепции жизненного цикла фирмы (ЖЦФ);
 исследовать различные виды реализуемых стратегий, а также выявить основные цели, задачи, проблемы управления фирмой на различных стадиях ее жизненного цикла, на основе этого определить присущую данной стадии стратегию;
 выявить особенности стратегического управления фирмой на различных стадиях ЖЦФ;
 раскрыть сущность принципов и этапов разработки ССП;
 проанализировать особенности выбора и использования KPI как способа отражения стратегических целей фирмы в ССП;
 исследовать аспекты управления различными элементами ССП на стадиях жизненного цикла фирмы;
 дать краткую характеристику деятельности АО «ЕСС»;
 провести анализ ее внутренней и внешней среды;
 обозначить стратегические цели компании;
 разработать KPI, которые будут служить индикаторами реализации стратегии, и установить их плановые значения;
 представить ряд стратегических мероприятий, направленных на достижение целей;
 проанализировать возможные способы оценки результативности ССП.
Объектом теоретической части работы выступает система сбалансированных показателей. Предметом исследования являются особенности применения ССП как инструмента стратегического управления на различных временных интервалах жизни фирмы.
Объектом практической части работы выступает АО «ЕСС». Предметом исследования является разработка ССП как инструмента стратегического управления компанией.
В данной ВКР использовались следующие инструменты и методы: модели Грейнера, Адизеса, Камерона и Куинна, сравнительный анализ, PEST-анализ, SWOT-анализ, модель пяти конкурентных сил М. Портера, система сбалансированных показателей (ССП).
Работа состоит из введения, трех глав (первые две из которых являются теоретическими, третья - практической), заключения, списка использованной литературы, четырех приложений. В первой главе рассмотрены основные подходы к концепции жизненного цикла фирмы, а также представлены типы реализуемых стратегий на различных стадиях ЖЦФ, присущая данным этапам специфика управления. Вторая глава, являясь логическим продолжением первой, отражает последовательность и принципы разработки системы сбалансированных показателей, особенности ее применения на различных стадиях ЖЦФ. В третьей главе представлена характеристика деятельности компании АО «ЕСС», результаты анализа ее внутренней и внешней среды, финансового положения, а также отражена последовательность разработки системы сбалансированных показателей, учитывающая особенности стадии ЖЦФ.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе данной работы были рассмотрены различные подходы к модели жизненного цикла фирмы, а также особенности управления компанией и возможности применения сбалансированной системы показателей как инструмента реализации стратегии на разных этапах ЖЦФ. Основные выводы, касающиеся теоретической части работы, представлены ниже:
1. Проходя, в классическом понимании, четыре стадии развития, фирма на каждом из временных интервалов разрабатывает или адаптирует стратегию с учетом характерных для данного этапа проблем, опираясь при этом на свой предыдущий опыт, анализ внешней среды и видение в будущем.
2. Разбиение стратегических целей по единонаправленным на конкретный результат функциональным подцелям позволяет достигать заданного результата с минимальными отклонениями, что предоставляет возможность в более короткие сроки реагировать на различного рода изменения, затрагивающие деятельность фирмы.
3. Значительное внимание в процессе управления должно уделяться координации деятельности различных подразделений и мотивации персонала, что реализуется через установление взаимосоответствия организационной культуры и структуры.
4. Отражая стратегические цели компании в виде устанавливаемых на основе причинно-следственных связей измеримых метрик и показателей результативности, система сбалансированных показателей позволяет наиболее полно учесть вышеперечисленные аспекты, выявлять ключевые компетенции фирмы для достижения конкурентных преимуществ.
Результатом практической части работы стала разработанная система сбалансированных показателей для АО «ЕСС», учитывающая индивидуальные особенности деятельности фирмы, стадию ее жизненного цикла и создающая четкую систему взаимосвязанных целей, степень реализации которых достаточно просто отслеживается. Основные выводы:
1. АО «ЕСС» является молодым и успешным игроком на рынке оказания инжиниринговых услуг и выполнения монтажных работ. Компания обладает приемлемым уровнем ликвидности, что свидетельствует о верно проводимой финансовой политике компании.
2. Результатом проведения анализа внутренней и внешней среды фирмы стала разработка SWOT-матрицы, позволяющей сформировать скелет стратегии компании, учитывающий конкурентные преимущества компании, такие как, заработанная ранее репутация многопрофильной инжиниринговой компании, а также соответствие ее деятельности международным стандартам. При этом основными мероприятиями по обеспечению успешности реализации стратегии должны стать: совершенствование системы мотивации персонала, устранение дефицита высококвалифицированных технических специалистов, а также минимизация периодического нарушения сроков реализации проектов.
3. ССП детализирует следующие стратегические цели АО «ЕСС»: обеспечение ежегодного прироста прибыли, привлечения новых клиентов, а также расширение географии деятельности на функциональные подцели, отследить степень выполнениях которых существенно проще. В связи с этим, для достижения итогового результата компания планирует, помимо указанных в пункте 2 мероприятий, усовершенствование системы взаимодействия между компанией и ее контрагентами. Во многом успешность внедрения ССП будет зависеть от регулярного контроля соответствия выбранных KPI реальному положению дел компании, а также сопоставления их фактических и плановых значений.
Подводя итог, стоит еще раз подчеркнуть необходимость интеграции стратегического и адаптивного управления. Благодаря сочетанию этих двух механизмов, ССП остается одним из самых простых в применении и широко распространенных инструментов управления. Следуя принципам ее построения, можно легко учитывать индивидуальные особенности деятельности фирмы, создавая четкую систему взаимосвязанных целей, степень реализации которых достаточно просто отслеживается.



1. Распоряжение Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р «Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (URL: http://base.garant.ru/71734878/#friends, дата обращения: 16.04.2018)
2. Адизес И. Идеальный руководитель: Почему им нельзя стать и что из этого следует / И. К. Адизес ; Пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. – 262с.
3. Адизес И. Управление жизненным циклом корпорации/ И. К. Адизес; Пер. с англ. — СПб.: Питер, 2007. – 384с.
4. Андреева Т., Криштопова М., Сироткин Д. О чем необходимо задуматься, выбирая инструмент управления // Ведомости. 2006. №245
5. Аптекман А., Калабин В., Клинцов В., Кузнецова Е., Кулагин В., Ясеновец И. Цифровая Россия: новая реальность /А. Аптекман, В. Калабин, В. Клинцов, Е. Кузнецова, В. Кулагин, И. Ясеновец //отчет Digital McKinsey, июль 2017.
6. Береговая И. Б., Морозкин А. А. Система сбалансированных показателей / И.Б. Береговая, А.А. Морозкин // Молодой ученый. — 2017. — №2. — С. 361-364.
7. Богуславская С.Б. Системное стратегическое управление компанией: подходы и этапы постановки. – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2011. – 170 с.
8. Горбунова О.Н. Методология анализа бизнес-процессов в системе сбалансированных показателей предприятия/ О.Н. Горбунова // Инновационная наука. 2016. №1-1 (13). С.48-53
9. Громов А. И. Использование системы сбалансированных показателей в стратегическом управлении информационными технологиями корпорации / А.И. Громов // Бизнес-информатика. 2010. №3. С.34-40
10. Давыденко Е.А. Эволюция концепции сбалансированной системы показателей: от истоков к цифровому предприятию // Российское предпринимательство. 2018, Том 19, № 2, С. 457-472.
11. Деминг Э. Выход из кризиса: Новая парадигма управления людьми, системами и процессами / Э. Деминг; Пер. с англ . — М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. — 419 с.
12. Зябриков В.В. Общий менеджмент: Курс лекций: 2-е изд., испр. и доп. СПб.: ЭФ СПбГУ, 2014.
13. Зябриков В.В., презентация «Общий менеджмент», 2016.
14. Зябрикова А. В., Зябриков В. В. Развитие теории жизненного цикла на основе единой типологии деловой культуры / А.В. Зябрикова, В.В. Зябриков// Проблемы современной экономики. 2015. №1 (53) С.116-120.
15. Каплан Р.С., Нортон Д.П., Организация, ориентированная на стратегию. Как в новой бизнес-среде преуспевают организации, применяющие сбалансированную систему показателей / Пер. с англ. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес»,2004. – 416с.
16. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 768 с.:ил.
17. Ковалев В. В. Финансовый менеджмент: теория и практика / В. В. Ковалев. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Проспект, 2015. – 1094 с. : ил.
18. Кочеткова К. И., Корчагина И. О. Эффективная корпоративная культура как необходимое условие стратегической устойчивости предприятия / К.И. Кочеткова, И.О. Корчагина// МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2010. №1 С.77.
19. Крылов С.И. Каскадирование сбалансированной системы показателей / С.И. Крылов // Международный бухгалтерский учет. 2013. №44. С.2-13
20. Крылов С.И. Стратегический анализ как основа формирования сбалансированной системы показателей / С.И. Крылов // Экономический анализ: теория и практика. 2013. №15 (318). С.2-8
21. Кудрявцев А.А. Интегрированный риск-менеджмент. Учебник / А.А. Кудрявцев; СПбГУ, экон. Факультет. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2010. – 655 с. – с. 548- 549.
22. Маленков Ю.А. О классификациях стратегий компаний / Ю.А. Маленков //Эмитент. Существенные факты, события, действия. Единое информационно-аналитическое обеспечение промышленности и предпринимательства Северо-Западного региона РФ. 2006. № 42(173).
23. Маницкая Л. Н. Адаптивное управление стратегической устойчивостью предприятия / Л.Н. Маницкая // Бизнес в законе. 2010. №1. С.268-270
24. Методика разработки сбалансированной системы показателей, группа компаний «Современные технологии управления», 2007.
25. Методика разработки сбалансированной системы показателей консалтинговой компании «I Team», 2017.
26. Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации / Пер. с англ. под ред. Ю. Н. Каптуревского. – СПб.: Питер, 2004. – 512 с.: ил. – (Серия «Деловой бестселлер»).
27. Михненко П. А. Теория менеджмента: учебник / П. А. Михненко. - М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2012. - 304с.
28. Одинцов Б. Е., Романов А. Н. Моделирование процесса приведения предприятия в сбалансированное состояние / Б.Е. Одинцов, А.Н. Романов// Управленческие науки. 2016. №2. С.101-112
29. Прахалад К.К., Фаэй Л., Рэнделл Р. Создание ключевых компетенций и их использование/ Л. Фаэй, Р. Рэнделл Курс МВА по стратегическому менеджменту / Пер. с англ. – 3-е изд., перераб. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2006., с. 351- 375.
30. Сутягин В. Ю., Турлачева М. А. Сбалансированная система показателей как эффективный инструмент реализации стратегии развития предприятия // Социально-экономические явления и процессы. 2012. №5-6. С.112-117
31. Томпсон-мл. Артур А., Стрикленд III А., Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа, 12-е издание: Пер. с англ. — М.: Издательский дом "Вильямс", 2006. — 928 с. : ил. — Парал. тит. англ.
32. Хамел Г., Прахалад К.К. Конкурируя за будущее. Создание рынков завтрашнего дня./ Г.Хамел, К.К. Прахалад – М.: Олимп-Бизнес, 2014. – 288 с.
33. Хвостенко П. В. Разработка модели реализации стратегии организации / П.В. Хвостенко// Проблемы современной экономики. 2011. №4
34. Цифровое предприятие. Типовая информационная система оборонно-промышленного комплекса. Основные элементы истории проекта, презентация, 2015.
35. Чанько А.Д. Опыт диагностики организационной культуры российских компаний / А.Д. Чанько // Российский журнал менеджмента. 2005. №4 Том 3
36. Широкова Г.В. Основные направления исследований в теории жизненного цикла организации/ Г.В. Широкова // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 8. Менеджмент. 2006. №2. С.25-42
37. BSC и Business Stidio // Журнал «BYTE/Россия». 2007. № 9
38. Hartini J., Hazianti A. H. Refining the Firm Life Cycle Classification Method: A Firm Value Perspective/ J. Hartini, A. H. Hazianti //Journal of Economics, Business and Management, Vol. 4, No. 2, Feb. 2016
39. Lechner C., Vidar S. Entrepreneurial orientation, firm strategy and small firm performance / C. Lechner, S. Vidar // International Small Business Journal, Vol. 32 (I) 36-60, 2014.
40. Paul R. Niven Balanced Scorecard Step-By-Step: maximizing performance and maintaining results / Paul R. Niven. — 2nd ed, 2006.
41. Модели жизненного цикла организации, URL:https://iq.hse.ru/more/management/modeli-zhiznennogo-tsikla-organizatsij (дата обращения: 03.10.2017)
42. Официальный сайт АНО «Цифровая экономика», URL: https://data-economy.ru/organization (дата обращения: 16.04.2018)
43. Официальный сайт АО «ЕСС», URL: http://www.engcc.ru/ (дата обращения: 24.02.2018)
44. Официальный сайт АО «Компакт», URL: http://www.kompakt-spb.ru/ (дата обращения: 24.02.2018)
45. Официальный сайт ЦБ РФ, URL: http://www.cbr.ru/ (дата обращения: 25.02.2018)
46. Что такое ССП?, URL: http://www.cfin.ru/management/controlling/bsc_short.shtml (дата обращения: 10.11.2017)
47. Balanced Scorecard Basics, URL: http://www.balancedscorecard.org/BSC-Basics/About-the-Balanced-Scorecard (дата обращения: 25.10.2017)
48. Lawrie G., Cobbold I. Development of the 3rd Generation Balanced Scorecard: evolution of the Balanced Scorecard into an effective strategic performance management tool, May 2002. URL:https://2gc.eu/assets/files/resources/Papers/2GC-WP-201403-Evolution_of_the_BSC.pdf (дата обращения: 10.11.2017)
49. Matt H. Evans “Strategic planning”. 2000, URL:http://www.exinfm.com/training/course10.doc (дата обращения: 05.10.2017)
50. Shulver M., Lawrie G. The Balanced Scorecard and the Business Excellence Model, Apr. 2015, URL: https://2gc.eu/resources/research/the-balanced-scorecard-and-the-business-excellence-model (дата обращения: 25.10.2017)
51. What is a Key Performance Indicator (KPI)? URL: http://kpi.org/KPI-Basics (дата обращения: 12.11.2017)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ