ВВЕДЕНИЕ 3
1. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ В 7 КЛАССЕ 6
1.1. Цели и задачи изучения математики в 7 классе 6
1.2. Обзор действующих УМК по математике для 7 класса 9
1.2.1. Обзор учебников и УМК по алгебре для 7 класса 10
1.2.1. Обзор учебников и УМК по геометрии для 7 класса 12
1.3. Особенности изучения предмета «математика» на факультете
предвузовской подготовки 14
1.4. Выводы 16
2. ДИДАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УМК ПО МАТЕМАТИКЕ 16
2.1. Основные педагогические принципы в обучении математике 17
2.2. Структура учебного пособия по математике для 7 класса факультета
предвузовской подготовки ЮУрГУ 21
2.3. Апробация учебно-методического комплекса 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 26
ПРИЛОЖЕНИЯ 31
Приложение 1 31
Приложение 2 33
Приложение 3 35
Актуальность работы. Преобразования, произошедшие в России за последние десять лет в общественной жизни, сложные социальные, культурные, административные и экономические реформы оказали большое влияние на систему образования. Общество сталкивается с новыми проблемами и задачами, и для их решения требуется изменение содержания, формы, способов и методик образовательной деятельности, а также процесса усвоения в обучении учащихся.
Возник рынок образовательных услуг на всех уровнях (дошкольное, начальное, основное, среднее и т.д.), который наиболее ярко выражен на этапе подготовки и обучения в вузе по причине возрастания значения высшего образования как одной из основных ценностей для молодых людей. Предвузовская сфера образования представлена в различных формах: подготовительные курсы, вузовские классы, комплексы «школа-вуз», научные общества учащихся, различные летние и олимпиадные школы, что позволяет абитуриенту выбрать для себя оптимально комфортный вариант подготовки к обучению в высшем учебном заведении.
Одной из целей программы «Развития образования» является «формирование эффективной, качественной, современной образовательной системы, реализующей программы предвузовской подготовки, основные профессиональные программы среднего, высшего образования, программы послевузовского и дополнительного образования.»
Для этого важно обеспечить решение ряда задач по следующим направлениям:
1. Обеспечивать соответствие содержания учебных планов и рабочих программ изучаемых дисциплин, и, соответственно, уровня подготовки, требованиям общеобразовательных стандартов, своевременно и точно реагировать на изменяющиеся требования и условия, соответственно постоянно расширять разнообразие предлагаемых учебных образовательных программ.
2. Контролировать качество подготовки:
• разрабатывать эффективно фукционирующие системы обеспечения требуемого уровня контроля качества образования внутри ВУЗа;
• выработать адекватный уровень требований к подготовке абитуриентов;
• обеспечивать качество подготовки слушателей и выпускников, соответствующее требованиям государственных образовательных стандартов;
• постоянно усовершенствовать систему повышения квалификации научно-педагогических работников, и, как следствие, учебную и учебно-методическую работу,.
3. Воспитательная деятельность: создавать условия для обучающихся, максимально способствующие развитию творческого потенциала; организовать систему психологической поддержки и доверительного отношения между всеми членами коллектива, в особенности между школьниками и преподавателями.
Факультет предвузовской подготовки (физико-математическая школа) является структурным подразделением ЮУрГУ, которое создано с целью оказания помощи абитуриентам в подготовке к поступлению в вуз, развития творческих и научно-исследовательских способностей учащихся, формирования имиджа и продвижения специальностей ЮУрГУ на рынке образовательных услуг Южного Урала. Предвузовская подготовка осуществляется в университете достаточно давно, однако ранее она была ориентирована на выпускные классы общеобразовательных школ. Последние тенденции и состояние образования вынуждают родителей и учащихся среднего звена прибегать к услугам дополнительного образования, что послужило причиной открытия на факультете предвузовской подготовки младших ступеней. Для более эффективного функционирования сравнительно новых отделений требуются соответствующие возрасту и начальной подготовке слушателей учебно-методические комплексы. Данная работа посвящена разработке учебно-методического комплекса по математике для 7 класса факультета предвузовской подготовки ЮУрГУ.
Цель исследования - разработать учебно-методический комплекс по математике для учащихся 7 классов факультета предвузовской подготовки ЮУрГУ.
Объектом исследования является процесс обучения математике в системе предвузовского образования.
Предметом исследования является учебное пособие по математике для учащихся 7 классов, методика его создания и использования в процессе обучения.
В процессе исследования использовались следующие виды источников:
• федеральные государственные образовательные стандарты общего образования;
• образовательные программы, методические материалы по современному математическому образованию в части углубленного изучения математики.
Практическая значимость. Кроме основной цели методического обеспечения факультета предвузовской подготовки ЮУрГУ, результаты работы могут быть использованы для самостоятельной работы школьников, для дополнительных занятий в 7-х классах учителями, а также в системе повышения квалификации учителей.
Разработанный учебно-методический комплекс, прошел апробацию на факультете предвузовской подготовки ЮУрГУ и получил положительные отзывы преподавателей, слушателей и их родителей. Это подтверждает его эффективность для выполнения цели, поставленной в данной работе. Некоторые проблемы предвузовского образования затронуты в статье «Непрерывность математического образования в системе «школа - университет», опубликованное в соавторстве с Кунгурцевой А.В., канд. физ.-мат. наук, доцент ЮУрГУ и Цеуновой О.В., студентом ЮУрГУ. В работе рассмотрены некоторые проблемы, связанные с преемственностью продолжения математического образования при переходе из школы в университет.