Политические партии и российский избирательный процесс (Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова)
|
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1 ГЛАВА. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ В СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ
1.1. Понятие и характеристика политической партии…………………...7
1.2. Виды политических партий в Российской Федерации…………….12
2 ГЛАВА. РОССИЙСКИЙ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
И ЕГО ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
2.1. Понятие избирательного процесса……20
2.2. Основные проблемы избирательного процесса в России …………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………34
1 ГЛАВА. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ В СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ
1.1. Понятие и характеристика политической партии…………………...7
1.2. Виды политических партий в Российской Федерации…………….12
2 ГЛАВА. РОССИЙСКИЙ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
И ЕГО ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
2.1. Понятие избирательного процесса……20
2.2. Основные проблемы избирательного процесса в России …………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………34
Динамично развивающиеся события последних лет (изменения в Конституции Российской Федерации в 2020 году, пандемия COVID-19, специальная военная операция на Украине, санкционная политика недружественных государств) все больше заставляют обращать внимание руководства государства, общественности и исследователей на поиск оптимальных форм взаимодействия государства и различных институтов гражданского общества.
Безусловно, что важнейшую роль в подобном взаимодействии играет формирование оптимальных правовых начал гражданского общества, укрепления российской государственности и публичных институтов власти, а также поиск и выработка эффективных механизмов реализации различных прав и свобод граждан и их объединений, особенно тех, которые упомянуты и гарантированы Основным законом нашего государства.
Одним из важных прав, предоставленных Основным Законом, является право на объединение в различного рода некоммерческие формирования. Значимость названного права проявляется не только в том, что оно присутствует, гарантируется и реализуется, но и в том, что оно является средством реализации иных прав и свобод, осуществляемых коллективами единомышленников.
Значение партий для функционирования демократического режима, безусловно, является очень важным, поскольку партия является основным связующим звеном между гражданским обществом и правовым государством. Именно партия обладает особым статусом в структуре гражданского общества: с одной стороны, партия является институтом, который представляет интересы части (групп) общества, с другой стороны - партия, попадая в систему органов государственной власти, становится, таким образом, структурным элементом системы государственной власти.
По нашему мнению, данная тема является актуальной, особенно в настоящее время. Ведь, не секрет, что партии во многом оказывают влияние на формирование общественного мнения по многим важным вопросам в нашей повседневной жизни. Особенно, это становится важным, разумеется, перед выборами, где партии стараются донести до народа свою программу, свое мнение, свои взгляды на многие моменты, представить своих ставленников на данных выборах. И, конечно, народу предстоит сделать свой выбор в пользу той или иной партии, тем более, что их в настоящее время, в России осталось не так и уж и много.
Что касается темы избирательного процесса, то данная тема также представляется актуальной, поскольку напрямую касаются политических прав граждан Российской Федерации, особенно, в связи с высоким уровнем абсентеизма среди граждан РФ. Как нам представляется, в настоящее время, российское избирательное право не соответствует реальному состоянию российской избирательной системы, а поэтому не дает возможности решить все проблемы, которые возникают.
Также актуальность данной теме придает факт довольно частых изменений в законодательстве Российской Федерации и очевидными пробелами в законодательстве в сфере избирательного права и процесса. Например, высокий уровень абсентеизма среди граждан РФ, особенно молодежи.
Очевидной является проблема с вынужденными переселенцами, поскольку эти граждане не вправе голосовать по временной прописке, а поэтому они не могут использовать свое активное и пассивное избирательное право, что, безусловно, приводит к неконституционным ограничением их прав.
Важной проблемой является неограниченный доступ кандидатов к средствам массовой информации, что в определенной степени дискриминирует кандидатов по материальным возможностям. Иными словами, не каждый кандидат может позволить тратить большие деньги на средства массовой информации, а кто-то из кандидатов может. Таким образом, на экранах, в интернете, в газетах, все больше и больше встречаются кандидаты с большим достатком.
К сожалению, так и не решается вопрос в отношении военнослужащих, которые проходят службу по призыву в другом регионе. Голосовать-то он имеет право, но не за своих кандидатов, а кандидатов в регионе, где они служат. Все эти некоторые проблемы избирательного права говорят нам о высокой актуальности указанной темы.
Таким образом, целью настоящей работы является исследовать политические партии и российский избирательный процесс.
Цель работы определила решение следующих задач.
- выявить понятие и дать характеристику политической партии;
- рассмотреть виды политических партий в Российской Федерации;
- дать понятие и охарактеризовать избирательный процесс;
- выявить основные проблемы избирательного процесса в России.
Исследование проблемы существования различных партий, а также регулирования избирательного права уже давно интересовали исследователей. Среди них можно выделить как дореволюционных, так и в советский и современный период: А.С. Алексеев, Ю.С. Гамбаров, Б.А. Кистяковский, Б.Н. Чичерин, А.М. Абакаров, K.M. Исаева, О.А. Кожевников, H.B. Зимина и др. Однако, тем не менее, остаются вопросы, которые требуют своего разрешения.
Объектом исследования выступают политические партии и российский избирательный процесс. Предметом настоящей работы выступают нормы административного права, уголовного права, нормы подзаконных нормативных актов, регламентирующие рассматриваемую тему.
Структурно данная работа состоит из: введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Методологическую основу исследования составили историко-правовой, формально-юридический, сравнительно-правовой методы. Кроме того, нами были использованы общенаучные методы познания (индукция, дедукция, анализ, синтез, системно-структурный и др.).
В качестве источников нами использовалась разнообразная литература: нормативно-правовые акты, монографии, учебные пособия, а также статьи из журналов в электронной форме. Особенностью данной литературы было то, что она была взята из электронной библиотеки, что не позволяло отследить страницы используемого материала.
Безусловно, что важнейшую роль в подобном взаимодействии играет формирование оптимальных правовых начал гражданского общества, укрепления российской государственности и публичных институтов власти, а также поиск и выработка эффективных механизмов реализации различных прав и свобод граждан и их объединений, особенно тех, которые упомянуты и гарантированы Основным законом нашего государства.
Одним из важных прав, предоставленных Основным Законом, является право на объединение в различного рода некоммерческие формирования. Значимость названного права проявляется не только в том, что оно присутствует, гарантируется и реализуется, но и в том, что оно является средством реализации иных прав и свобод, осуществляемых коллективами единомышленников.
Значение партий для функционирования демократического режима, безусловно, является очень важным, поскольку партия является основным связующим звеном между гражданским обществом и правовым государством. Именно партия обладает особым статусом в структуре гражданского общества: с одной стороны, партия является институтом, который представляет интересы части (групп) общества, с другой стороны - партия, попадая в систему органов государственной власти, становится, таким образом, структурным элементом системы государственной власти.
По нашему мнению, данная тема является актуальной, особенно в настоящее время. Ведь, не секрет, что партии во многом оказывают влияние на формирование общественного мнения по многим важным вопросам в нашей повседневной жизни. Особенно, это становится важным, разумеется, перед выборами, где партии стараются донести до народа свою программу, свое мнение, свои взгляды на многие моменты, представить своих ставленников на данных выборах. И, конечно, народу предстоит сделать свой выбор в пользу той или иной партии, тем более, что их в настоящее время, в России осталось не так и уж и много.
Что касается темы избирательного процесса, то данная тема также представляется актуальной, поскольку напрямую касаются политических прав граждан Российской Федерации, особенно, в связи с высоким уровнем абсентеизма среди граждан РФ. Как нам представляется, в настоящее время, российское избирательное право не соответствует реальному состоянию российской избирательной системы, а поэтому не дает возможности решить все проблемы, которые возникают.
Также актуальность данной теме придает факт довольно частых изменений в законодательстве Российской Федерации и очевидными пробелами в законодательстве в сфере избирательного права и процесса. Например, высокий уровень абсентеизма среди граждан РФ, особенно молодежи.
Очевидной является проблема с вынужденными переселенцами, поскольку эти граждане не вправе голосовать по временной прописке, а поэтому они не могут использовать свое активное и пассивное избирательное право, что, безусловно, приводит к неконституционным ограничением их прав.
Важной проблемой является неограниченный доступ кандидатов к средствам массовой информации, что в определенной степени дискриминирует кандидатов по материальным возможностям. Иными словами, не каждый кандидат может позволить тратить большие деньги на средства массовой информации, а кто-то из кандидатов может. Таким образом, на экранах, в интернете, в газетах, все больше и больше встречаются кандидаты с большим достатком.
К сожалению, так и не решается вопрос в отношении военнослужащих, которые проходят службу по призыву в другом регионе. Голосовать-то он имеет право, но не за своих кандидатов, а кандидатов в регионе, где они служат. Все эти некоторые проблемы избирательного права говорят нам о высокой актуальности указанной темы.
Таким образом, целью настоящей работы является исследовать политические партии и российский избирательный процесс.
Цель работы определила решение следующих задач.
- выявить понятие и дать характеристику политической партии;
- рассмотреть виды политических партий в Российской Федерации;
- дать понятие и охарактеризовать избирательный процесс;
- выявить основные проблемы избирательного процесса в России.
Исследование проблемы существования различных партий, а также регулирования избирательного права уже давно интересовали исследователей. Среди них можно выделить как дореволюционных, так и в советский и современный период: А.С. Алексеев, Ю.С. Гамбаров, Б.А. Кистяковский, Б.Н. Чичерин, А.М. Абакаров, K.M. Исаева, О.А. Кожевников, H.B. Зимина и др. Однако, тем не менее, остаются вопросы, которые требуют своего разрешения.
Объектом исследования выступают политические партии и российский избирательный процесс. Предметом настоящей работы выступают нормы административного права, уголовного права, нормы подзаконных нормативных актов, регламентирующие рассматриваемую тему.
Структурно данная работа состоит из: введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Методологическую основу исследования составили историко-правовой, формально-юридический, сравнительно-правовой методы. Кроме того, нами были использованы общенаучные методы познания (индукция, дедукция, анализ, синтез, системно-структурный и др.).
В качестве источников нами использовалась разнообразная литература: нормативно-правовые акты, монографии, учебные пособия, а также статьи из журналов в электронной форме. Особенностью данной литературы было то, что она была взята из электронной библиотеки, что не позволяло отследить страницы используемого материала.
В заключение данного исследования хочется отметить его высокую актуальность и значимость, причем не только для специалистов по юриспруденции, но и простого обывателя. Ведь именно ему достается произвести выбор между партиями перед очередными выборами. Именно поэтому он должен четко знать основные позиции той или иной партии, кратко их программу. Причем он должен сделать это осознанно, чтобы потом не пришлось жалеть про свой выбор.
Вообще, значение партий для функционирования демократического режима невозможно переоценить. Именно они являются основным связующим звеном между гражданским обществом и правовым государством. Именно партия обладает особым статусом в структуре гражданского общества: с одной стороны, партия является институтом, аккумулирующим интересы части (групп) общества, с другой стороны - партия, попадая в систему органов государственной власти, становится, таким образом, структурным элементом системы государственной власти.
С сожалением, следует согласиться, что в современной политической системе России центральное место закрепилось за Единой Россией, или как ее еще называют, партия власти. Не секрет, что такой статус она получила вследствие своего неограниченного административного ресурса и привилегий, а также непосредственной близости к Президенту РФ В.В. Путину. И здесь мы не можем не согласиться с Р.В. Петуховым, который отмечает, что «такое сверхвнимание к главе государства приводит к отчуждению власти от граждан, т. к. остальные политические институты становятся малозаметными, малозначительными». Это как раз касается остальных парламентских партий, которые, хотя и принимают участие в процессе конкуренции, однако все равно строят свои действия вокруг фигуры президента, поддерживая существующую государственную политику.
Выявлены также значительные проблемы в избирательном процессе нашей страны. Все эти проблемы можно решить следующими путями:
1. Необходимо обеспечить, чтобы политическая конкуренция в стране сочеталась с существующими традициями и обычаями, и важно искать пути, посредством которых люди заинтересуются избирательным процессом и захотят в нем участвовать, что является особенно важно в связи с указанным ранее уровнем абсентеизма на выборах.
2. Совершенствование механизмов противодействия недобросовестному поведению на выборах, а также различным способам манипулирования населением и его мнением. Диспозиции статей 141.1 и 142.1 уголовного кодекса Российской Федерации, содержащие составы преступлений в сфере избирательных прав граждан, сложны для понимания, в результате чего фактически отсутствует практика привлечения лиц к ответственности по этим статьям. В свою очередь, это способствует совершению аналогичных преступлений. Кроме того, санкции по составу всех этих преступлений достаточно мягкие и не отражают их общественной опасности, и, зачастую, такие уголовные дела вообще прекращаются по амнистии.
3. Пересмотр законодательных положений об осуществлении гражданами пассивного избирательного права, выявление и устранение пробелов.
4. Совершенствование системы регистрации лиц, являющихся избирателями. С учетом всех особенностей групп населения. Созданием и финансированием участков для маломобильных групп населения, и закупкой необходимого оборудования с последующим обучением членов избирательной комиссии соответствующего уровня.
5. Совершенствование порядка создания и деятельности избирательных комиссий, повышение эффективности их работы.
6. Достижение максимальной гласности и прозрачности выборов при голосовании, а также определении его результатов.
7. Совершенствование порядка обеспечения института выборов и референдума информацией по существующим каналам.
8. Упорядочение процедуры судебного рассмотрения заявлений о нарушениях избирательного законодательства.
9. Выделение избирательной власти как самостоятельной ветви власти, так называемой «четвертой» власти, так как на данный момент избирательная комиссия не имеет отношения ни к одной ветви власти.
10. Разработка и введение в действие Избирательного кодекса Российской Федерации, который бы систематизировал все нормы в данной области.
11. Уравниванием прав кандидатов на саморекламу в средствах массовой информации законодательным путем.
Целью настоящей работы являлось исследовать политические партии и российский избирательный процесс.
Нами были представлены следующие аспекты.
- понятие и характеристика политической партии;
- виды политических партий в Российской Федерации;
- понятие и характеристика избирательного процесса;
- основные проблемы избирательного процесса в России.
Из полученных данных можно сделать вывод об актуальности и высокой значимости данной темы. Чем больше политических партий, тем более растет их оппозиционность существующей политике. Проблемы избирательного процесса необходимо срочно решать, иначе, это может привести к еще большему абсентизму.
Таким образом, цель работы была достигнута.
Вообще, значение партий для функционирования демократического режима невозможно переоценить. Именно они являются основным связующим звеном между гражданским обществом и правовым государством. Именно партия обладает особым статусом в структуре гражданского общества: с одной стороны, партия является институтом, аккумулирующим интересы части (групп) общества, с другой стороны - партия, попадая в систему органов государственной власти, становится, таким образом, структурным элементом системы государственной власти.
С сожалением, следует согласиться, что в современной политической системе России центральное место закрепилось за Единой Россией, или как ее еще называют, партия власти. Не секрет, что такой статус она получила вследствие своего неограниченного административного ресурса и привилегий, а также непосредственной близости к Президенту РФ В.В. Путину. И здесь мы не можем не согласиться с Р.В. Петуховым, который отмечает, что «такое сверхвнимание к главе государства приводит к отчуждению власти от граждан, т. к. остальные политические институты становятся малозаметными, малозначительными». Это как раз касается остальных парламентских партий, которые, хотя и принимают участие в процессе конкуренции, однако все равно строят свои действия вокруг фигуры президента, поддерживая существующую государственную политику.
Выявлены также значительные проблемы в избирательном процессе нашей страны. Все эти проблемы можно решить следующими путями:
1. Необходимо обеспечить, чтобы политическая конкуренция в стране сочеталась с существующими традициями и обычаями, и важно искать пути, посредством которых люди заинтересуются избирательным процессом и захотят в нем участвовать, что является особенно важно в связи с указанным ранее уровнем абсентеизма на выборах.
2. Совершенствование механизмов противодействия недобросовестному поведению на выборах, а также различным способам манипулирования населением и его мнением. Диспозиции статей 141.1 и 142.1 уголовного кодекса Российской Федерации, содержащие составы преступлений в сфере избирательных прав граждан, сложны для понимания, в результате чего фактически отсутствует практика привлечения лиц к ответственности по этим статьям. В свою очередь, это способствует совершению аналогичных преступлений. Кроме того, санкции по составу всех этих преступлений достаточно мягкие и не отражают их общественной опасности, и, зачастую, такие уголовные дела вообще прекращаются по амнистии.
3. Пересмотр законодательных положений об осуществлении гражданами пассивного избирательного права, выявление и устранение пробелов.
4. Совершенствование системы регистрации лиц, являющихся избирателями. С учетом всех особенностей групп населения. Созданием и финансированием участков для маломобильных групп населения, и закупкой необходимого оборудования с последующим обучением членов избирательной комиссии соответствующего уровня.
5. Совершенствование порядка создания и деятельности избирательных комиссий, повышение эффективности их работы.
6. Достижение максимальной гласности и прозрачности выборов при голосовании, а также определении его результатов.
7. Совершенствование порядка обеспечения института выборов и референдума информацией по существующим каналам.
8. Упорядочение процедуры судебного рассмотрения заявлений о нарушениях избирательного законодательства.
9. Выделение избирательной власти как самостоятельной ветви власти, так называемой «четвертой» власти, так как на данный момент избирательная комиссия не имеет отношения ни к одной ветви власти.
10. Разработка и введение в действие Избирательного кодекса Российской Федерации, который бы систематизировал все нормы в данной области.
11. Уравниванием прав кандидатов на саморекламу в средствах массовой информации законодательным путем.
Целью настоящей работы являлось исследовать политические партии и российский избирательный процесс.
Нами были представлены следующие аспекты.
- понятие и характеристика политической партии;
- виды политических партий в Российской Федерации;
- понятие и характеристика избирательного процесса;
- основные проблемы избирательного процесса в России.
Из полученных данных можно сделать вывод об актуальности и высокой значимости данной темы. Чем больше политических партий, тем более растет их оппозиционность существующей политике. Проблемы избирательного процесса необходимо срочно решать, иначе, это может привести к еще большему абсентизму.
Таким образом, цель работы была достигнута.



