Проведено эмпирическое исследование.
База исследование: муниципальное дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида (г. Уфа).
Выборка: 20 детей.
Есть приложения.
Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование коррекции произносительной стороны речи у дошкольников с дизартрией 6
1.1.Онтогенез произносительной стороны речи у средних дошкольников 6
1.2.Основные дефектологические технологии по коррекции произносительной стороны речи у средних дошкольников с дизартрией в современной дефектологической практике 12
Глава 2. Эксперимент по коррекции звукопроизношения у дошкольников с дизартрией посредством артикуляционной гимнастики. 20
2.1 Организация и принципы дефектологического исследования детей среднего дошкольного возраста с дизартрией 20
2.2.Содержание методики дефектологического обследования в рамках констатирующего эксперимента 22
2.3.Анализ результатов констатирующего эксперимента 25
Заключение 36
Список использованных источников 38
Приложения 41
Актуальность исследования. Современная система дошкольного образования предъявляет высокие требования к уровню речевого развития детей, поскольку сформированная речь является не только основой успешного обучения, но и одним из важнейших факторов социализации личности. Особую актуальность приобретает проблема коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста, среди которых дизартрия занимает одно из ведущих мест по частоте встречаемости и сложности коррекции. Дизартрия негативно влияет не только на произносительную сторону речи, но и на общее развитие ребёнка: формирование коммуникативных навыков, мышления и эмоциональной сферы. Именно поэтому поиск эффективных путей коррекции данного нарушения, а также совершенствование дефектологических технологий и их внедрение в практику воспитания детей с дизартрией, представляются своевременными и необходимыми.
Особое значение имеет раннее выявление и коррекция дизартрии у детей среднего дошкольного возраста (4–5 лет), поскольку в этот период наблюдается активное развитие артикуляционного аппарата, происходит формирование фонематического восприятия, закладываются основы правильного звукопроизношения. В связи с этим проблематика коррекции произносительной стороны речи с помощью современных дефектологических методик, в частности артикуляционной гимнастики, требует глубокого теоретического и практического осмысления.
Вопросы речевого развития и коррекции дизартрии освещены в трудах отечественных и зарубежных ученых-дефектологов, таких как Р.Е. Левина, Н.А. Цыпина, Г.В. Чиркина, Л.И. Белякова, Т.Б. Филичева, Л.В. Лопатина, а также Л.С. Волкова и Е.М. Мастюкова. Существуют научно обоснованные подходы к диагностике и коррекции этого речевого нарушения, однако поиск наиболее эффективных и доступных средств коррекции продолжается.
Объект и предмет исследования.
Объектом исследования являются дети среднего дошкольного возраста с дизартрией.
Предметом исследования выступают особенности речевого развития и коррекции произносительной стороны речи у данной категории детей посредством артикуляционной гимнастики.
Цель и задачи исследования.
Цель исследования — теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность артикуляционной гимнастики в коррекции произносительной стороны речи у детей среднего дошкольного возраста с дизартрией.
В рамках достижения поставленной цели определены следующие задачи исследования:
1. Изучить онтогенез произносительной стороны речи у детей среднего дошкольного возраста.
2. Проанализировать современные дефектологические технологии коррекции звукопроизношения детей с дизартрией.
3. Организовать экспериментальное исследование по применению артикуляционной гимнастики.
4. Исследовать динамику и проанализировать результаты коррекции произносительной стороны речи.
Гипотеза исследования: артикуляционная динамика оказывает положительное воздействие на процесс коррекции произносительной стороны речи у детей среднего дошкольного возраста с дизартрией.
Теоретико-методологическая база исследования включает использование теоретических и практических методов исследования.
Методы исследования:
Теоретические: теоретический анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы; анализ педагогической и медицинской документации;
Практические: констатирующий и обучающий эксперименты.
Выполненная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
В завершение курсовой работы можно констатировать, что вопрос коррекции звукопроизношения у дошкольников с дизартрией остается актуальным и требующим глубокого понимания специфики нарушений и индивидуализированного подхода к каждому ребенку. Педагогический констатирующий эксперимент, проведенный в рамках настоящей работы, подтверждает сложность ситуации с коррекцией дизартрических нарушений у средних дошкольников и выявляет ряд особенностей, которые должны быть учтены при разработке коррекционных программ.
Анамнестические сведения показали, что анамнез у обследуемых детей отягощен, что свидетельствует о необходимости комплексного подхода к коррекции их состояния. Проблемы, выявленные в ходе исследования, касаются как общей, так и моторной сферы детей, что свидетельствует о глубоко укоренившихся проблемах в развитии.
Данные обследования звукопроизношения показывают наличие трудностей у детей с сонорными, шипящими и свистящими звуками, а также разнообразие звуковых нарушений, включая антропофонический и фонологический дефекты. Более того, полиморфное нарушение определено как ведущее, а антропофонический дефект – как преобладающее. Нарушения фонематического слуха и слабое формирование навыков звукового анализа укрепляют необходимость внедрения эффективных коррекционных методов и программ.
На основе полученных данных рекомендуется применять артикуляционную гимнастику как часть комплексной коррекционной работы с дошкольниками с дизартрией, так как она может способствовать улучшению артикуляционной моторики, что, в свою очередь, будет способствовать исправлению дефектов звукопроизношения. Однако необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и сопутствующие нарушения.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов в дальнейшем для улучшения методов коррекции дизартрии на дошкольном этапе развития ребенка, повышения эффективности дефектологической работы и разработки целенаправленных образовательных программ. Кроме того, практические рекомендации и предложения на основе данного исследования могут быть полезными дефектологам и специалистам, работающим с детьми с аналогичными нарушениями.