🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

Особенности речевого развития детей среднего дошкольного возраста с дизартрией (Башкирский Государственный Педагогический Университет)

Работа №202213

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

дефектология

Объем работы63
Год сдачи2025
Стоимость650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследование: муниципальное дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида (г. Уфа).
Выборка: 20 детей.
Есть приложения.

Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование коррекции произносительной стороны речи у дошкольников с дизартрией 6
1.1.Онтогенез произносительной стороны речи у средних дошкольников 6
1.2.Основные дефектологические технологии по коррекции произносительной стороны речи у средних дошкольников с дизартрией в современной дефектологической практике 12
Глава 2. Эксперимент по коррекции звукопроизношения у дошкольников с дизартрией посредством артикуляционной гимнастики. 20
2.1 Организация и принципы дефектологического исследования детей среднего дошкольного возраста с дизартрией 20
2.2.Содержание методики дефектологического обследования в рамках констатирующего эксперимента 22
2.3.Анализ результатов констатирующего эксперимента 25
Заключение 36
Список использованных источников 38
Приложения 41

Актуальность исследования. Современная система дошкольного образования предъявляет высокие требования к уровню речевого развития детей, поскольку сформированная речь является не только основой успешного обучения, но и одним из важнейших факторов социализации личности. Особую актуальность приобретает проблема коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста, среди которых дизартрия занимает одно из ведущих мест по частоте встречаемости и сложности коррекции. Дизартрия негативно влияет не только на произносительную сторону речи, но и на общее развитие ребёнка: формирование коммуникативных навыков, мышления и эмоциональной сферы. Именно поэтому поиск эффективных путей коррекции данного нарушения, а также совершенствование дефектологических технологий и их внедрение в практику воспитания детей с дизартрией, представляются своевременными и необходимыми.
Особое значение имеет раннее выявление и коррекция дизартрии у детей среднего дошкольного возраста (4–5 лет), поскольку в этот период наблюдается активное развитие артикуляционного аппарата, происходит формирование фонематического восприятия, закладываются основы правильного звукопроизношения. В связи с этим проблематика коррекции произносительной стороны речи с помощью современных дефектологических методик, в частности артикуляционной гимнастики, требует глубокого теоретического и практического осмысления.
Вопросы речевого развития и коррекции дизартрии освещены в трудах отечественных и зарубежных ученых-дефектологов, таких как Р.Е. Левина, Н.А. Цыпина, Г.В. Чиркина, Л.И. Белякова, Т.Б. Филичева, Л.В. Лопатина, а также Л.С. Волкова и Е.М. Мастюкова. Существуют научно обоснованные подходы к диагностике и коррекции этого речевого нарушения, однако поиск наиболее эффективных и доступных средств коррекции продолжается.
Объект и предмет исследования.
Объектом исследования являются дети среднего дошкольного возраста с дизартрией.
Предметом исследования выступают особенности речевого развития и коррекции произносительной стороны речи у данной категории детей посредством артикуляционной гимнастики.
Цель и задачи исследования.
Цель исследования — теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность артикуляционной гимнастики в коррекции произносительной стороны речи у детей среднего дошкольного возраста с дизартрией.
В рамках достижения поставленной цели определены следующие задачи исследования:
1. Изучить онтогенез произносительной стороны речи у детей среднего дошкольного возраста.
2. Проанализировать современные дефектологические технологии коррекции звукопроизношения детей с дизартрией.
3. Организовать экспериментальное исследование по применению артикуляционной гимнастики.
4. Исследовать динамику и проанализировать результаты коррекции произносительной стороны речи.
Гипотеза исследования: артикуляционная динамика оказывает положительное воздействие на процесс коррекции произносительной стороны речи у детей среднего дошкольного возраста с дизартрией.
Теоретико-методологическая база исследования включает использование теоретических и практических методов исследования.
Методы исследования:
Теоретические: теоретический анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы; анализ педагогической и медицинской документации;
Практические: констатирующий и обучающий эксперименты.
Выполненная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В завершение курсовой работы можно констатировать, что вопрос коррекции звукопроизношения у дошкольников с дизартрией остается актуальным и требующим глубокого понимания специфики нарушений и индивидуализированного подхода к каждому ребенку. Педагогический констатирующий эксперимент, проведенный в рамках настоящей работы, подтверждает сложность ситуации с коррекцией дизартрических нарушений у средних дошкольников и выявляет ряд особенностей, которые должны быть учтены при разработке коррекционных программ.
Анамнестические сведения показали, что анамнез у обследуемых детей отягощен, что свидетельствует о необходимости комплексного подхода к коррекции их состояния. Проблемы, выявленные в ходе исследования, касаются как общей, так и моторной сферы детей, что свидетельствует о глубоко укоренившихся проблемах в развитии.
Данные обследования звукопроизношения показывают наличие трудностей у детей с сонорными, шипящими и свистящими звуками, а также разнообразие звуковых нарушений, включая антропофонический и фонологический дефекты. Более того, полиморфное нарушение определено как ведущее, а антропофонический дефект – как преобладающее. Нарушения фонематического слуха и слабое формирование навыков звукового анализа укрепляют необходимость внедрения эффективных коррекционных методов и программ.
На основе полученных данных рекомендуется применять артикуляционную гимнастику как часть комплексной коррекционной работы с дошкольниками с дизартрией, так как она может способствовать улучшению артикуляционной моторики, что, в свою очередь, будет способствовать исправлению дефектов звукопроизношения. Однако необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и сопутствующие нарушения.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов в дальнейшем для улучшения методов коррекции дизартрии на дошкольном этапе развития ребенка, повышения эффективности дефектологической работы и разработки целенаправленных образовательных программ. Кроме того, практические рекомендации и предложения на основе данного исследования могут быть полезными дефектологам и специалистам, работающим с детьми с аналогичными нарушениями.



1. Александрова, Т. В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно–методическое пособие для дефектологов и воспитателей / Т. В. Александрова. – СПб.: Детство – пресс, 2021. – 48 с.
2. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений – 3-е изд. / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М.: Издательский центр «Академия», 2022. – 400 с.
3. Алтухова, Н. Г. Научитесь слышать звуки / Н. Г. Алтухова. – СПб.: Издательство «Лань», 2019. – 112 с.
4. Архипова, Е. Ф. Коррекционно–Дефектологическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е. Ф. Архипова. – М.: ACT: Астрель, 2018. – 254 с.
5. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей / Е. Ф. Архипова. – М.: Астрель, 2017. – 250 с.
6. Бадалян, О. Л. Детская неврология / О. Л. Бадалян. – М.: Просвещение, 2021. – 345 с.
7. Беккер, К. П. Дефектология / К. П. Беккер, М. А. Совак – М.: Просвещение, 2021. – 156 с.
8. Белякова, Л. И. Дефектология. Дизартрия / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2019. – 287 с.
9. Белякова, Л. И. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи / Л. И. Белякова, Н. Н. Гончарова, Т. Г. Шишкова ; под ред. Л. И. Беляковой. – М.: Книголюб, 2021. – 56 с.
10. Бородич, A. M. Методика развития речи детей дошкольного возраста / А. М. Бородич. – М.: Просвещение, 2021. – 189 с.
11. Борозинец, Н. М. Дефектологические технологии: Учебно- методическое пособие / Н. М. Борозинец, Т. С. Шеховцова. – Ставрополь, 2018. – 224 с.
12. Буйко, В. И. Уроки дефектологии / В. И. Буйко, З. А. Репина. – Екатеринбург.: Литур, 2019. – 208 с.
13. Винарская, Е. Н. Дизартрия / Е. Н. Винарская. – М.: АСТ, 2019. – 220 с.
14. Винарская, Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: периодика раннего развития / Е. Н. Винарская. – М.: Просвещение, 2017. – 425с.
15. Дудьев, В. П. Средства развития тонкой моторики у детей с нарушениями речи / В. П. Дудьев // Дефектология. – 2019. – №4. – С. 50 – 54
16. Жукова, Н. С. Дефектология: Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова. – Екатеринбург: Литур, 2022. – 320 с.
17. Зернова, Л. П. Дефектологическая работа с дошкольниками: Учебное пособие для дефектологических факультетов вузов / Л. П. Зернова. – М.: Академия, 2022. – 240 с.
18. Иншакова, О. Б. Альбом для дефектолога: 2–е изд., испр и доп. / О.Б. Иншакова. – М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2017. – 279 с.
19. Как подготовить руку ребенка к письму. Комплекс упражнений для тренинга мышц руки / Под ред. Е. В. Новиковой. – М.: Тандем, 2022. – 18 с.
20. Каше, Г. А. Исправление недостатков речи у дошкольников / Г. А. Каше. – М.: Просвещение, 2021. – 230с.
21. Киселева, В. В. Развитие тонкой моторики / В. В. Киселева // Дошкольное воспитание, – 2016. – №01. – С. 20-22.
22. Ланина, Е. М. Дефектологическая диагностика и коррекция дизартрии у детей: учебное пособие / Е. М. Ланина, М. Л. Симкин / Кемеровский государственный университет. – Кемерово, 2022. – 164 с.
23. Дефектология: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М.: ВЛАДОС, 2018. – 680 с.
24. Лопатина, Л. В. Дефектологическая работа с детьми дошкольного возраста / Л. В. Лопатина. – СПб: Союз, 2018. – 346 с.
25. Лопатина, Л. В. Дефектологическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей: Сб. методических рекомендаций / Л. В. Лопатина. – СПб. Москва: САГА: ФОРУМ, 2016. – 272 с.
26. Лопатина, Л. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. – С.–П.: СОЮЗ, 2010. – 340 с.
27. Лопухина, И. С. Дефектология: речь, ритм, движение / И. С. Лопухина. – С–Пб.: Дельта, 2019. – 57 с.
28. Максаков, А. О. Развитие вне- и речевого дыхания / А. О. Максаков // Дошкольное воспитание. – 2022. – №1. – С. 22-27.
29. Мамайчук, И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии / И. И. Мамайчук. – СПб.: Речь, 2021. – 220 с.
30. Мастюкова, Е. М. Специальная педагогика. Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии. Ранний и дошкольный возраст / под ред. А. Г. Московкиной. – М.: Классик Стиль, 2022. – 320 с.
31. Миронова, С. А. Развитие речи дошкольников на дефектологических занятиях / С. А. Миронова. – М.: Просвещение, 2021. – 254 с.
32. Осипова, А. А. Общая психокоррекция.: Учебное пособие / А. А. Осипова. – М.: Сфера, 2022 – 510 с.
33. Парамонова, Л. Г. Дефектология для всех / Л. Г. Парамонова. – Спб: Питер, 2019. – 370 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ