РАЗВИТИЕ УПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОМ СПОРТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ АНО ФК «ЕНИСЕЙ»
|
Введение 4
1 Управление маркетингом российских спортивных организаций 8
1.1 Система управления маркетингом 8
1.2 Особенности управления маркетингом спортивных организаций.... 15
1.3 Направления развития управления маркетингом российских
спортивных организаций 24
1.4 Оценка эффективности развития системы управления маркетингом
спортивной организации 39
2 Анализ системы управления маркетингом ФК Енисей 48
2.1 Общая характеристика системы управления маркетингом АНО ФК
«Енисей» 48
2.2 Анализ системы управления маркетингом ФК «Енисей» 57
3 Разработка комплекса рекомендаций по развитию системы управления
маркетингом АНО ФК «Енисей» 64
3.1 Критерии для разработки рекомендаций по развитию системы
управления маркетингом 64
3.2 Совершенствование организационной структуры управления
маркетингом 64
3.3 Разработка маркетинговой стратегии 68
3.4 Разработка инструментов развития системы управления
маркетингом 71
3.5 Оценка эффективности разработок и предложений 86
Заключение 95
Список использованных источников 97
Приложение А 104
1 Управление маркетингом российских спортивных организаций 8
1.1 Система управления маркетингом 8
1.2 Особенности управления маркетингом спортивных организаций.... 15
1.3 Направления развития управления маркетингом российских
спортивных организаций 24
1.4 Оценка эффективности развития системы управления маркетингом
спортивной организации 39
2 Анализ системы управления маркетингом ФК Енисей 48
2.1 Общая характеристика системы управления маркетингом АНО ФК
«Енисей» 48
2.2 Анализ системы управления маркетингом ФК «Енисей» 57
3 Разработка комплекса рекомендаций по развитию системы управления
маркетингом АНО ФК «Енисей» 64
3.1 Критерии для разработки рекомендаций по развитию системы
управления маркетингом 64
3.2 Совершенствование организационной структуры управления
маркетингом 64
3.3 Разработка маркетинговой стратегии 68
3.4 Разработка инструментов развития системы управления
маркетингом 71
3.5 Оценка эффективности разработок и предложений 86
Заключение 95
Список использованных источников 97
Приложение А 104
В условиях глобализации, когда экономический и технологический процесс искореняют многие традиционные институты, спорт приобретает повышенную значимость, а спортивные организации становятся субъектами социальной и экономической деятельности, появляется необходимость в формировании эффективной системы управления маркетингом.
Спорт - это сложный, многообразный и увлекательный феномен, в него вовлечены миллионы людей и организаций - спортсмены, предприниматели, журналисты, рекламисты, государственные организации, некоммерческие компании, спортивные клубы, и наконец, зрители и болельщики. Становится понятным, что задачи спортивного маркетинга невероятно сложны, и их решение требует комплексного подхода, высочайшего профессионализма и солидной теоретической подготовки. Начинается активное использование маркетинговых методов и инструментов, а спортивные организации становятся полностью самостоятельными.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в условиях сложности и динамичности внешней среды и социально-экономических процессов, система управления маркетингом спортивной организации должна находиться в состоянии непрерывного развития, которое сегодня невозможно обеспечить без исследования тенденций и возможностей, без выбора инструментов и направлений развития. Актуальность темы подтверждается особым вниманием руководства и сотрудников исследуемой организации и вызывает необходимость разработки организационно-методического инструментария развития системы управления маркетингом спортивной организации.
Степень изученности темы исследования
Вопросы формирования системы управления маркетингом в своих трудах занимались такие известные российские и зарубежные ученые, как: Багиев Г. Л., Беляев В.И., Беляевский И.К., Бутова А.А., Бушуева Л.И., Гайдаенко Т.А., Герчикова И.Н., Данченок Л.А., Данько Т.П., Диксон П., Жираткова А.Н, Казаков А.А., Келлер К.Л., Котлер Ф., Коэн М., Купер С., Ламбен Ж.-Ж., Манн И.Б., Попкова Е.Г., Райс Э., Соловьев Б.А., Суворина А.П., Титова В.А., Хербинг Р. Анализ работ данных авторов показал, что подробное освещение получили аспекты управления маркетингом, связанные с определением концепции, структурой, функциями и задачами системы управления. В то же время современные требования к системам управления маркетинга спортивных организаций не нашли глубокого изучения и характеристики.
Проблемами спортивного менеджмента в России занимаются такие видные ученые как Гуськов С.И., Жолдак В.И., Переверзин И.И, Починкин А.В. и многие другие.
Целью диссертационной работы является разработка и обоснование комплекса рекомендаций для развития системы управления маркетингом спортивной организации.
Эта цель предопределила постановку следующих задач:
1. уточнить понятие, состав и функции «системы управления маркетингом спортивной организации»;
2. уточнить особенности маркетинговой деятельности исследуемой спортивной организации;
3. провести анализ системы управления маркетингом АНО ФК «Енисей»;
4. определить направления и разработать комплекс инструментов развития системы управления маркетингом спортивной организации;
5. разработать методику оценки эффективности инструментов развития системы управления маркетингом.
Объектом исследования является система управления маркетингом спортивной организации.
Предметом исследования являются направления и инструменты развития системы управления маркетингом спортивной организации.
Теоретико-методологической основой исследования стали фундаментальные и прикладные труды отечественных и зарубежных ученых в области управления маркетингом, оценки эффективности и управления спортивными организациями. Диссертационное исследование проводилось в рамках системно-функционального подхода с применением общенаучных методов познания, в том числе метода синтеза, опроса, системного, сравнительного и структурно-функционального анализа.
Информационную базу исследования составили учебники и учебные пособия; материалы научных конференций и семинаров, материалы специализированных периодических и интернет-изданий; материалы собственных исследований; нормативно-правовые документы АНО ФК «Енисей».
Научная гипотеза исследования состоит в предположении о том, что существующие системы управления маркетингом спортивной организации в России могут повысить свою эффективность и практическую результативность при условии, если будут научно обоснованы, адаптированы и реализованы инструменты развития системы управления маркетингом для спортивных организаций.
Научная новизна исследования
1. Конкретизированы ключевые особенности маркетинговой деятельности спортивной организации.
2. Уточнено понятие «система управления маркетингом спортивной организации».
3. Адаптирован алгоритм проведения комплексного анализа системы управления маркетингом с учетом особенностей внутренней и внешней среды спортивной организации.
Теоретическая значимость исследования состоит в обобщении опыта российских исследований маркетинга спортивных организаций и адаптации инструментов управления маркетингом для спортивной организации.
Практическая значимость полученных результатов
Предложенный алгоритм проведения комплексного анализа системы управления маркетингом спортивной организации с учетом особенностей внутренней и внешней среды компании, а также практические рекомендации по развитию системы управления маркетингом и оценки эффективности могут быть применены для других спортивных организаций в России. Разработанный комплекс рекомендаций может быть использован руководителями АНО ФК «Енисей».
Публикации по теме исследования
1. Мулявина, А.И. CRM-система: необходимость внедрения на примере АНО ФК «Енисей» : научная статья / А.И. Мулявина // Проспект свободный - 2018. - Красноярск, 2018. - 3 с.
2. Мулявина, А.И. Социальный портрет болельщика футбольного клуба «Енисей» : научная статья / А.И. Мулявина // Проспект свободный - 2017. - Красноярск, 2017. - 5 с.
3. Мулявина, А.И. Совершенствование организационной структуры управления маркетингом АНО ФК «Енисей» : научная статья / А.И. Мулявина // Научный форум : экономика и менеджмент. - М., 2018. - 5 с.
4. Мулявина, А.И. Разработка маркетинговой стратегии на примере АНО ФК «Енисей» : научная статья / А.И. Мулявина // Научный форум : экономика и менеджмент. - М., 2018. - 7 с.
Спорт - это сложный, многообразный и увлекательный феномен, в него вовлечены миллионы людей и организаций - спортсмены, предприниматели, журналисты, рекламисты, государственные организации, некоммерческие компании, спортивные клубы, и наконец, зрители и болельщики. Становится понятным, что задачи спортивного маркетинга невероятно сложны, и их решение требует комплексного подхода, высочайшего профессионализма и солидной теоретической подготовки. Начинается активное использование маркетинговых методов и инструментов, а спортивные организации становятся полностью самостоятельными.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в условиях сложности и динамичности внешней среды и социально-экономических процессов, система управления маркетингом спортивной организации должна находиться в состоянии непрерывного развития, которое сегодня невозможно обеспечить без исследования тенденций и возможностей, без выбора инструментов и направлений развития. Актуальность темы подтверждается особым вниманием руководства и сотрудников исследуемой организации и вызывает необходимость разработки организационно-методического инструментария развития системы управления маркетингом спортивной организации.
Степень изученности темы исследования
Вопросы формирования системы управления маркетингом в своих трудах занимались такие известные российские и зарубежные ученые, как: Багиев Г. Л., Беляев В.И., Беляевский И.К., Бутова А.А., Бушуева Л.И., Гайдаенко Т.А., Герчикова И.Н., Данченок Л.А., Данько Т.П., Диксон П., Жираткова А.Н, Казаков А.А., Келлер К.Л., Котлер Ф., Коэн М., Купер С., Ламбен Ж.-Ж., Манн И.Б., Попкова Е.Г., Райс Э., Соловьев Б.А., Суворина А.П., Титова В.А., Хербинг Р. Анализ работ данных авторов показал, что подробное освещение получили аспекты управления маркетингом, связанные с определением концепции, структурой, функциями и задачами системы управления. В то же время современные требования к системам управления маркетинга спортивных организаций не нашли глубокого изучения и характеристики.
Проблемами спортивного менеджмента в России занимаются такие видные ученые как Гуськов С.И., Жолдак В.И., Переверзин И.И, Починкин А.В. и многие другие.
Целью диссертационной работы является разработка и обоснование комплекса рекомендаций для развития системы управления маркетингом спортивной организации.
Эта цель предопределила постановку следующих задач:
1. уточнить понятие, состав и функции «системы управления маркетингом спортивной организации»;
2. уточнить особенности маркетинговой деятельности исследуемой спортивной организации;
3. провести анализ системы управления маркетингом АНО ФК «Енисей»;
4. определить направления и разработать комплекс инструментов развития системы управления маркетингом спортивной организации;
5. разработать методику оценки эффективности инструментов развития системы управления маркетингом.
Объектом исследования является система управления маркетингом спортивной организации.
Предметом исследования являются направления и инструменты развития системы управления маркетингом спортивной организации.
Теоретико-методологической основой исследования стали фундаментальные и прикладные труды отечественных и зарубежных ученых в области управления маркетингом, оценки эффективности и управления спортивными организациями. Диссертационное исследование проводилось в рамках системно-функционального подхода с применением общенаучных методов познания, в том числе метода синтеза, опроса, системного, сравнительного и структурно-функционального анализа.
Информационную базу исследования составили учебники и учебные пособия; материалы научных конференций и семинаров, материалы специализированных периодических и интернет-изданий; материалы собственных исследований; нормативно-правовые документы АНО ФК «Енисей».
Научная гипотеза исследования состоит в предположении о том, что существующие системы управления маркетингом спортивной организации в России могут повысить свою эффективность и практическую результативность при условии, если будут научно обоснованы, адаптированы и реализованы инструменты развития системы управления маркетингом для спортивных организаций.
Научная новизна исследования
1. Конкретизированы ключевые особенности маркетинговой деятельности спортивной организации.
2. Уточнено понятие «система управления маркетингом спортивной организации».
3. Адаптирован алгоритм проведения комплексного анализа системы управления маркетингом с учетом особенностей внутренней и внешней среды спортивной организации.
Теоретическая значимость исследования состоит в обобщении опыта российских исследований маркетинга спортивных организаций и адаптации инструментов управления маркетингом для спортивной организации.
Практическая значимость полученных результатов
Предложенный алгоритм проведения комплексного анализа системы управления маркетингом спортивной организации с учетом особенностей внутренней и внешней среды компании, а также практические рекомендации по развитию системы управления маркетингом и оценки эффективности могут быть применены для других спортивных организаций в России. Разработанный комплекс рекомендаций может быть использован руководителями АНО ФК «Енисей».
Публикации по теме исследования
1. Мулявина, А.И. CRM-система: необходимость внедрения на примере АНО ФК «Енисей» : научная статья / А.И. Мулявина // Проспект свободный - 2018. - Красноярск, 2018. - 3 с.
2. Мулявина, А.И. Социальный портрет болельщика футбольного клуба «Енисей» : научная статья / А.И. Мулявина // Проспект свободный - 2017. - Красноярск, 2017. - 5 с.
3. Мулявина, А.И. Совершенствование организационной структуры управления маркетингом АНО ФК «Енисей» : научная статья / А.И. Мулявина // Научный форум : экономика и менеджмент. - М., 2018. - 5 с.
4. Мулявина, А.И. Разработка маркетинговой стратегии на примере АНО ФК «Енисей» : научная статья / А.И. Мулявина // Научный форум : экономика и менеджмент. - М., 2018. - 7 с.
В диссертационном исследовании изучена актуальная проблема развития системы управления маркетингом спортивной организации ( на примере АНО ФК «Енисей»).
В результате выполнения диссертационной работы:
- проведен анализ литературы по развитию управления маркетингом в организации;
- уточнено понятие, состав и функции «системы управления маркетингом спортивной организации»;
- уточнены особенности маркетинговой деятельности спортивной организации;
- проведен комплексный анализ системы управления маркетингом АНО ФК «Енисей»;
- определены направления и разработан комплекс инструментов развития системы управления маркетингом.
Данные рекомендации в полной мере применимы и актуальны для других профессиональных спортивных клубов. Таким образом, поставленная цель и задачи выполнены в полном объеме. Сформулированы ключевые особенности маркетинговой деятельности и продукции профессиональных футбольных клубов.
Предложен алгоритм проведения комплексного анализа системы управления маркетингом с учетом отраслевых особенностей, внутренней и внешней маркетинговых сред компании, который позволяет формировать рекомендации на базе маркетинговых целей и критериев.
В результате выполненного исследования было определено, что решение изучаемой проблемы осложняется нестабильностью спортивных результатов т влиянию социокультурных факторов на спортивные продукты.
Разработанный автором перечень практических рекомендаций по совершенствованию системы управления маркетингом АНО ФК «Енисей» логически обоснован и сформулирован в соответствии с исходной целью и критерием для указанных действий. Предложенный перечень мероприятий не является унифицированным для спортивного маркетинга в целом но, тем не менее, может быть задействован для анализа деятельности организаций других сегментов спортивной направленности.
Автор намерен продолжать исследования в данном направлении, в том числе, в целях изучения проблемы оценки эффективности функционирования системы управления маркетингом спортивных организаций.
В результате выполнения диссертационной работы:
- проведен анализ литературы по развитию управления маркетингом в организации;
- уточнено понятие, состав и функции «системы управления маркетингом спортивной организации»;
- уточнены особенности маркетинговой деятельности спортивной организации;
- проведен комплексный анализ системы управления маркетингом АНО ФК «Енисей»;
- определены направления и разработан комплекс инструментов развития системы управления маркетингом.
Данные рекомендации в полной мере применимы и актуальны для других профессиональных спортивных клубов. Таким образом, поставленная цель и задачи выполнены в полном объеме. Сформулированы ключевые особенности маркетинговой деятельности и продукции профессиональных футбольных клубов.
Предложен алгоритм проведения комплексного анализа системы управления маркетингом с учетом отраслевых особенностей, внутренней и внешней маркетинговых сред компании, который позволяет формировать рекомендации на базе маркетинговых целей и критериев.
В результате выполненного исследования было определено, что решение изучаемой проблемы осложняется нестабильностью спортивных результатов т влиянию социокультурных факторов на спортивные продукты.
Разработанный автором перечень практических рекомендаций по совершенствованию системы управления маркетингом АНО ФК «Енисей» логически обоснован и сформулирован в соответствии с исходной целью и критерием для указанных действий. Предложенный перечень мероприятий не является унифицированным для спортивного маркетинга в целом но, тем не менее, может быть задействован для анализа деятельности организаций других сегментов спортивной направленности.
Автор намерен продолжать исследования в данном направлении, в том числе, в целях изучения проблемы оценки эффективности функционирования системы управления маркетингом спортивных организаций.



