🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

Конфискация имущества в уголовном праве

Работа №202007

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

уголовное право

Объем работы76
Год сдачи2017
Стоимость4610 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
15
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 6
1 ПОНЯТИЕ И ВИДЫ КОНФИСКАЦИИ
1.1 Виды конфискации имущества в российском законодательстве 10
1.2 Конфискация имущества в зарубежных странах
21
1.3 Конфискация имущества в России: проблемы, история,
перспективы
2 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КОНФИСКАЦИИ
ИМУЩЕСТВА
2.1 Конфискация имущества как иная мера уголовно-правового
характера
2.2 Содержание конфискации имущества 48
2.3 Проблемы применения конфискации имущества в уголовном
праве 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 77

Актуальность темы исследования, обусловлена постоянно
увеличивающимся уровнем преступности в России и общей социальной напряжённостью общества. Уголовное законодательство любой современной страны занимает центральное место в регулировании отношений всего общества. От того, насколько уголовно-правовые нормы соответствуют требованиям действительности, зависит эффективность их применения, а в конечном итоге и развитие самого общества. Именно это обусловливает поиск наиболее рациональных с точки зрения задач уголовного законодательства средств и методов предупреждения и противостояния различным преступным проявлениям.
На протяжении всей истории развития теории уголовного права ведется поиск альтернативных наказаний, не связанным с изоляцией от общества, мер уголовно-правового характера. Что в условиях постоянной гуманизации считается востребованным научным направлением. В связи с этим представляется актуальной проблема насыщения мер уголовной ответственности правовыми средствами, направленными, в первую очередь, на предупреждение преступлений, устранение причин и условий, их порождающих или способствующих им.
Одно из ведущих мест, в системе мер уголовно-правового характера, занимает конфискация, правовое регулирование которой с течением времени претерпело определённые изменения, даже был период в течение которого, от неё, как меры наказания, отказались. Хоть и не раз она признавалась, в том числе и в иных странах, необходимым и весьма эффективным средством пресечения преступлений и борьбы с ними.. В целом ряде основополагающих международных конвенций государствам - участникам рекомендуется или даже предписывается предпринимать меры в соответствии с их правовыми системами по применению конфискации имущества, полученного преступным путём, доходов от него, орудий, средств и предметов преступления.
Общественная значимость конфискации, заключается рестуционном характере, данной меры, позволяющий восстановить справедливость и вместе с этим ликвидировать экономическую основу преступлений. При изыскании эффективных моделей функционирования имущества, надо учитывать, что экономическая и правовая сфера находятся в непосредственной близости и взаимозависимы друг от друга, вследствие чего нельзя допускать, чтобы данная мера, являлась орудием в руках властей, носящий регрессионный характер.
В условиях формирования в международных отношениях «общего правового поля» представляется актуальным дальнейшее согласование предписаний российского законодателя о конфискации с положениями международного конвенционного права, а также изучение и использование наиболее приемлемых моделей её регламентации в уголовном законодательстве других государств.
Степень научной разработанности темы исследования. Проблемы конфискации имущества традиционно находились в центре внимания специалистов в области уголовного и уголовно-процессуального права. Они рассматривались в работах, посвященных общим проблемам уголовного права либо дополнительным наказаниям. Известны также отдельные монографические исследования и значительный круг научных статей, специально посвященных конфискации имущества. Всесторонне конфискация имущества как мера процессуального принуждения изучена в теории уголовно-процессуального права.
Наиболее весомый вклад в разработку вопросов, связанных с конфискацией имущества, внесли П.А. Аветисян, Г.В. Аршба, Г.В. Багаутдинов, Б.В. Булатов, Б.Б. Бушная, В.Н. Веселова, А.В. Галахова, М.А. Гаранин, М.Н. Голоднюк, И.И. Голубов, Р.А. Гюльалиева, Ю.М. Дёмин, А.И. Друзин, А.А. Жижиленко, 3.3. Зинатуллин, А.В. Кобахидзе, В.М. Корнуков, Л.Л. Крутиков, Ю.И. Кулешов, Л.В. Лобанова, П.С. Метельский, А.С. Михлин, И.А. Марогулова, И.А. Павлухин, В.А. Пименов, Н.С. Таганцев, П.В. Тепляшин, И.Б. Тутынин, А.В. Фёдоров, АЛ. Цветинович, К.Н. Шутов, А.И. Чучаев, И.Г. Яшкина и др.
Следует, однако, отметить, что многие труды по конфискации имущества выполнены на основе анализа советского законодательства или первоначальной редакции соответствующих норм УК РФ и УПК РФ.
Объектом исследования выступает комплекс теоретических и практических проблем правовой регламентации и применения конфискации имущества.
Предметом исследования являются нормы, закреплённые в Конституции РФ, международных Конвенциях, предусматривающих ответственность за преступления международного характера, ранее действовавшего и современного уголовного, уголовно-исполнительного и уголовно-процессуального законодательства России, других государств, материалы практики назначения и исполнения конфискации имущества, а также соответствующие научные труды.
Цель исследования заключается в изучение практического и теоретического материала о конфискации имущества и разностороннего изучения проблем конфискации как иной меры уголовно правового характера.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- определить понятие, выявить юридическую природу и социальную сущность конфискации имущества;
- рассмотреть меры уголовно-правового характера как определённое системное образование и определить в нём место конфискации имущества;
- проанализировать законодательную регламентацию в России данной уголовно-правовой меры;
- изучить отечественный исторический, международно-правовой и зарубежный опыт её регламентации;
- провести анализ судебной и уголовно-исполнительной практики;
- обосновать теоретические выводы и предложения по совершенствованию законодательных норм о конфискации имущества и практики её применения.
Теоретической основой являются труды юристов, историков, политических деятелей дореволюционного, советского и постсоветского периодов в области общей теории права, уголовного, уголовно-исполнительного и уголовно-процессуального права и политики по предупреждению преступности.
При написании данной работы были использованы научные труды вышеупомянутых учёных, учебная литература, различные международные конвенции, а так же законодательство Российской Федерации, а так же законодательство зарубежных стран. Так же необходимым источником стало изучение судебной практики.
Структура работы определена с учётом объекта, цели и задач исследования и представлена введением, двумя главами, заключением и списком источников и литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Иные меры уголовно-правового характера - это меры государственного принуждения, предусмотренные в нормах Общей части УК РФ, назначаемые по обвинительному приговору суда либо в процессе исполнения наказания лицу, признанному виновным в совершении преступления вместо наказания либо в качестве дополнительной к наказанию уголовно-правовой меры, заключающиеся в осуждении лица и совершённого им преступления от имени государства и право ограничениях не карательного характера и направленных на достижение целей наказания.
Конфискация имущества - это мера государственного принуждения, предусмотренная уголовным законом, назначаемая по обвинительному приговору, определению или постановлению суда лицу, признанному виновным в совершении преступления, заключающаяся в принудительном безвозмездном и окончательном отобрании (изъятии) находящегося в незаконном (или в законном) владении у осуждённого или другого лица с последующим обращением в собственность государства имущества, полученного в результате совершения преступления, и доходов от него либо имущества, используемого или предназначенного для финансирования терроризма и организованной преступной деятельности, либо орудий, оборудования, иных средств совершения и предметов преступления.
Конфискация имущества, характеризуется следующими специфическими признаками, отличающими её от остальных иных мер уголовно-правового характера: 1) она не является самостоятельной формой реализации уголовной ответственности; 2) не является и альтернативной наказанию мерой, а всегда сочетается с наказанием; 3) может сочетаться как с основным видом наказания, таки с совокупной мерой, то есть с основным и дополнительным видами наказаний; 4) может назначаться и при применении таких иных мер уголовно-правового характера, как условное осуждение, отсрочка отбывания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей; 5) объектом её воздействия являются имущество, полученное в результате преступления, имущество, используемое либо предназначенное для определённой в законе преступной деятельности, а также орудия и иные средства совершения преступления; 6) может выступать в качестве меры уголовно-правового характера, ограничивающей имущественные права осуждённого или третьих лиц (только в той части, которая касается конфискации находящегося в законном владении имущества).
Наряду с общими функциями (восстановительной, специально-превентивной и обще предупредительной) конфискации присущи следующие специальные функции: 1) лишение виновного имущества, полученного в результате совершения преступления; 2) восстановление и упорядочивание нормативной основы отношений собственности и нормальной экономической деятельности; 3) устранение экономической основы терроризма и организованной преступности; 4) изъятие орудий и иных средств совершения преступлений; 5) обеспечение возмещения ущерба, причинённого преступлением и 6) фискальная функция.
1. Регламентация конфискации имущества в истории отечественного уголовного законодательства свидетельствует о том, что она должна регулироваться только в рамках решения задач уголовного законодательства и не может рассматриваться в качестве средства передела собственности (одним из способов которого могла бы как раз быть конфискация всего имущества осужденного, независимо от законности его приобретения), подрывающего, тем самым, сложившиеся в России рыночные отношения.
2. Предложения по совершенствованию норм УК РФ:
1) предусмотреть новую редакцию ч.1 ст. 104.1: «Конфискация имущества есть принудительное, безвозмездное и окончательное отобрание у осуждённого либо иного лица имущества, находящегося в законном или незаконном владении, с последующим его обращением в собственность государства либо использованием для возмещения ущерба, причинённого преступлением. Конфискации подлежат:
а) деньги, ценности и иное имущество, полученные в результате совершения преступления, и доходы от этого имущества, за исключением имущества и доходов от него, подлежащих возвращению законному владельцу;
б) деньги, ценности и иное имущество, в которые имущество, полученное в результате совершения преступления, и доходы от этого имущества были частично или полностью превращены или преобразованы;
в) деньги, ценности или иное имущество, законность приобретения которого не может быть подтверждена обвиняемым;
г) деньги, ценности и иное имущество, использованные или предназначенные для финансирования терроризма, организованной группы, не законного вооружённого формирования, преступного сообщества (преступной организации), для совершения преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства, против мира и безопасности человечества;
д) использованные при совершении преступления или предназначенные для этого орудия, оборудование, иные средства, а также предметы преступления, принадлежащие обвиняемому»;
2) дополнить ст. 104.1 УК РФ частью 2.1: «Имущество, указанное в частях первой и второй настоящей статьи, переданное обвиняемым члену своей семьи, подлежит конфискации независимо от того, знал ли он или мог знать, что оно получено в результате преступных действий».
3. Поместив нормы о конфискации имущества в разделе VI УК РФ, наряду с принудительными мерами медицинского характера, и дав ему наименование «Иные меры уголовно-правового характера», законодатель тем самым отступил от своей же трактовки этих мер, закреплённой в ст.ст.2 и 6 УК РФ. Чтобы преодолеть данное противоречие, следовало бы или дополнить ст.2 и ст.6 УК РФ, указав в ч.2 ст.2 после слов «за совершение преступлений» фразу -«или деяний, предусмотренных Особенной частью настоящего Кодекса», а в ч.1 ст.6 такое же положение указать после слов «применяемые к лицу, совершившему преступление», или же определить другое место в УК РФ статей, регламентирующих конфискацию имущества, например, разместив их в отдельной главе УК РФ (10.1).



1. Конвенция ООН против коррупции принята 31 октября 2003 г. Резолюцией 58/4 на 51-м пленарном заседании ГА ООН // Российская юстиция. -2004. -№ 4. - С. 17 - 40.
2. Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма принята 9 декабря 1999 г. Резолюцией 54/109 на 76-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН // Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 12. - Ст. 1059.
3. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. // Российская газета. -1993. - № 237.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 30.12.2008) // Собрание
законодательства РФ. - 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1.
5. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28.05.2003 г. № 61-ФЗ (в ред. от 03.12.2008) // Собрание законодательства РФ. - 2003. -№ 22. - Ст. 2066.
6. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от
08.01.1997 г. № 1-ФЗ (в ред. от 22.12.2008) // Собрание
законодательства РФ. - 1997. - № 2. - Ст. 198.
7. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ (в ред. от 30.12.2008) // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 52 (ч. I). - Ст. 4921.
8. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (в ред. от 30.12.2008) // Собрание законодательства РФ. -1996. - № 25. - Ст. 2954.
9. Федеральный закон № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 г. (в ред. от 30.12.2008) // Собрание законодательства РФ. -
2007. -№ 41. -Ст. 4849.
10. Федеральный закон № 153-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма» и Федерального закона «О противодействии терроризму» (в ред. от 05.06.2007) от 27.07.2006 г. // Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 31 (1 ч.). - Ст. 3452.
11. Федеральный закон № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (в ред. от 30.12.2008) от 06.03.2006 г. // Собрание законодательства РФ. - 2006.
- № 11. - Ст. 1146.
12. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» (в ред. от 05.01.2006) от 08.12.2003 г. № 162-ФЗ // Собрание законодательства РФ. -2003. - № 50. - Ст. 4848.
13. Приказ Минюста РФ «Об утверждении инструкции о порядке исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества» (в ред. от 13.01.2006) от 12.04.2005 г. № 38 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2005. -№ 19. - С. 35.
Раздел 2 Литература
14. Бахрах Д.Н. Конфискация как мера административной ответственности // Административное право и процесс. - 2008. - № 4. - С. 26.
15. Беляев А. Новое уголовно-правовое регулирование конфискации имущества // Уголовное право. - 2007. - № 2. - С. 17-27...65


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ