Прокурор в досудебном производстве: исторический аспект, направление деятельности
|
ВВЕДЕНИЕ 7
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧАСТИЯ ПРОКУРОРА В ДОСУДЕБНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ
1.1 Понятие, сущность и значение деятельности прокурора в досудебном
производстве 10
1.2 Становление и развитие правового регулирования деятельности
прокурора в досудебном производстве 19
ГЛАВА II ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ СТАТУС И НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРОРА В ДОСУДЕБНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ
2.1 Процессуальный статус и направления деятельности прокурора на
стадии возбуждения уголовного дела 28
2.2 Процессуальный статус и направления деятельности прокурора в
стадии предварительного расследования 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 51
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧАСТИЯ ПРОКУРОРА В ДОСУДЕБНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ
1.1 Понятие, сущность и значение деятельности прокурора в досудебном
производстве 10
1.2 Становление и развитие правового регулирования деятельности
прокурора в досудебном производстве 19
ГЛАВА II ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ СТАТУС И НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРОРА В ДОСУДЕБНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ
2.1 Процессуальный статус и направления деятельности прокурора на
стадии возбуждения уголовного дела 28
2.2 Процессуальный статус и направления деятельности прокурора в
стадии предварительного расследования 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 51
Многофункциональная процессуальная деятельность прокурора занимает особое место в уголовном судопроизводстве. Правовой статус прокурора, являющийся неотъемлемым характерным элементом уголовного преследования, посредством которого приводится в движение весь механизм уголовного судопроизводства, служит достижению уголовного судопроизводства. Безусловно то, что чем эффективнее работает правовой статус прокурора в уголовном преследовании на всех стадиях уголовного процесса, тем успешнее решаются задачи и цели уголовно-правовой политики государства.
Проблема места и роли прокуратуры в механизме Российского государства, функциональных направлений и надзорных полномочий прокуроров, в том числе в уголовном судопроизводстве, постоянно находятся в поле зрения отечественного законодателя и ученых. Научнаянеразработанность проблемных вопросов назначения правового статуса прокурора в реализации уголовного преследования при расследовании и рассмотрении уголовных дел в досудебном производстве остается в последнее время за пределами комплексного теоретического осмысления.
Острота проблемных вопросов во многом обусловлена отсутствием в уголовно-процессуальном законе четких критериев разграничения процессуальных функций и полномочий участников уголовного судопроизводства, особенно выступающих на стороне обвинения.От правильного разрешения вопроса относительно положения прокурора зависит определение процессуального статуса прокурора в уголовном процессе и правильное рассмотрение уголовных дел, в том числе мировыми судьями.
В этой связи актуальность темы исследования определена надобностями осуществляемой судебной реформы, которая
ощущаетнедостаток фундаментальных научных исследований в области права в целом, и в уголовно-процессуальном праве в частности.
Объект исследования - общественные отношения в рамках уголовного процесса, возникающие по поводу процессуального положения прокурора в досудебном производстве.
Предмет исследования - общетеоретические положения права, отражающие правовое положение прокурора в досудебном производстве, исторические и современные законодательные источники о правовом положении прокурора в досудебном производстве.
Цель исследования- анализ и исследование теоретических и практических положений о положении прокурора в досудебном производстве.
Необходимость достижения поставленной цели предопределяет постановку и решение следующих основных задач:
1) раскрыть понятие, сущность и значение деятельности прокурора в досудебном производстве;
2) изучить становление и развитие правового регулирования деятельности прокурора в досудебном производстве;
3) рассмотреть процессуальный статус и направления деятельности прокурора на стадии возбуждения уголовного дела;
4) изучить процессуальный статус и направления деятельности прокурора в стадии предварительного расследования.
Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод и методы системного анализа, историко-правовой, логический, формально-юридический, анализа и обобщения научных, нормативных и практических материалов.
Проблемные вопросы правового положения прокурорав досудебном производстве были предметом научных исследованиймногих русских
юристов. Среди этих ученых необходимо выделить трудыК.Амирбкова, В.И. Баскова, В.Г. Бессарабова, Е.А. Буглаевой, С.А. Воронина,
B. В. Дорошкова, А.Ф. Козусева, А.П. Кругликова, В.Ю. Мельникова,
У.Е. Мусеибова, Е.И. Поповой, А.Ф. Смирнова, В.В. Стрельникова,
C. В. Тетюева, А.А. Чебышева-Дмитриев и других. Научные труды этих ученых, а также целого ряда других талантливых процессуалистов актуальны и востребованы до настоящего времени. Так же, при работе проводилось интервьюирование подполковника, советника юстиции, прокурора Крынецкий Н.С.
Структура исследования включает введение, две главы, заключение и библиографический список.
Проблема места и роли прокуратуры в механизме Российского государства, функциональных направлений и надзорных полномочий прокуроров, в том числе в уголовном судопроизводстве, постоянно находятся в поле зрения отечественного законодателя и ученых. Научнаянеразработанность проблемных вопросов назначения правового статуса прокурора в реализации уголовного преследования при расследовании и рассмотрении уголовных дел в досудебном производстве остается в последнее время за пределами комплексного теоретического осмысления.
Острота проблемных вопросов во многом обусловлена отсутствием в уголовно-процессуальном законе четких критериев разграничения процессуальных функций и полномочий участников уголовного судопроизводства, особенно выступающих на стороне обвинения.От правильного разрешения вопроса относительно положения прокурора зависит определение процессуального статуса прокурора в уголовном процессе и правильное рассмотрение уголовных дел, в том числе мировыми судьями.
В этой связи актуальность темы исследования определена надобностями осуществляемой судебной реформы, которая
ощущаетнедостаток фундаментальных научных исследований в области права в целом, и в уголовно-процессуальном праве в частности.
Объект исследования - общественные отношения в рамках уголовного процесса, возникающие по поводу процессуального положения прокурора в досудебном производстве.
Предмет исследования - общетеоретические положения права, отражающие правовое положение прокурора в досудебном производстве, исторические и современные законодательные источники о правовом положении прокурора в досудебном производстве.
Цель исследования- анализ и исследование теоретических и практических положений о положении прокурора в досудебном производстве.
Необходимость достижения поставленной цели предопределяет постановку и решение следующих основных задач:
1) раскрыть понятие, сущность и значение деятельности прокурора в досудебном производстве;
2) изучить становление и развитие правового регулирования деятельности прокурора в досудебном производстве;
3) рассмотреть процессуальный статус и направления деятельности прокурора на стадии возбуждения уголовного дела;
4) изучить процессуальный статус и направления деятельности прокурора в стадии предварительного расследования.
Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод и методы системного анализа, историко-правовой, логический, формально-юридический, анализа и обобщения научных, нормативных и практических материалов.
Проблемные вопросы правового положения прокурорав досудебном производстве были предметом научных исследованиймногих русских
юристов. Среди этих ученых необходимо выделить трудыК.Амирбкова, В.И. Баскова, В.Г. Бессарабова, Е.А. Буглаевой, С.А. Воронина,
B. В. Дорошкова, А.Ф. Козусева, А.П. Кругликова, В.Ю. Мельникова,
У.Е. Мусеибова, Е.И. Поповой, А.Ф. Смирнова, В.В. Стрельникова,
C. В. Тетюева, А.А. Чебышева-Дмитриев и других. Научные труды этих ученых, а также целого ряда других талантливых процессуалистов актуальны и востребованы до настоящего времени. Так же, при работе проводилось интервьюирование подполковника, советника юстиции, прокурора Крынецкий Н.С.
Структура исследования включает введение, две главы, заключение и библиографический список.
Проведя выпускное квалификационное исследование можно сделать следующие выводы.
Прокурор в настоящее время является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной УПК РФ, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия.
Понятие «прокурор» применительно к уголовному процессу включает: Генерального прокурора РФ, Главного военного прокурора, прокуроров субъектов РФ и приравненных к ним прокуроров специализированных прокуратур, прокуроров районов города, приравненных к ним специализированных прокуроров, а также их заместителей и помощников, участвующих в производстве по уголовному делу.
Сущность прокурорской деятельности состоит в том, что в уголовном процессе он занимает двойственное положение: как уполномоченный осуществлять в ходе уголовного судопроизводства уголовное преследование от имени государства, и надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.
Значимость деятельности прокурора заключается в обеспечении им законности, которая достигается благодаря выявлению нарушений закона и реагированию на эти нарушения предусмотренными законом средствами.
В настоящее время прокурор на досудебном производстве участвует в осуществлении уголовного преследования, но непосредственно не осуществляет его. При этом следует учитывать, что, реализуя данную деятельность, прокурор осуществляет надзор за законностью и обоснованностью действий и решений органов предварительного расследования при производстве по уголовному делу
Таким образом, в уголовном процессе в настоящее время прокурор в досудебном производстве осуществляет две основные функции. Первая - надзор за исполнением законов органами дознания, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, следователями и дознавателями.
Вторая функция - уголовное преследование. Она появилась в
уголовном процессе нашей страны с принятием Устава уголовного судопроизводства 1864 г., в годы советской власти была поглощена
функцией прокурорского надзора, восстановлена с принятием УПК РФ, но до сего времени прокуроры не получили должных полномочий для полноценного ее исполнения.
Полномочия прокурора, указанные в ст. 37 УПК РФ, весьма ограничены и перечислены так, что порой трудно определить, для реализации каких конкретно функций они предназначены. В досудебном производстве прокурор наделен властными надзорными полномочиями. Он либо непосредственно путем отмены незаконных решений, либо опосредованно через требования руководителю следственного органа способен активно влиять на качество предварительного следствия и имеет достаточно возможностей своевременно выявить и устранить препятствия для рассмотрения дела судом.
Характерным признаком прокурорского надзора, наряду с его предметом, выступает совокупность его полномочий, которые отражают специфику деятельности поднадзорных субъектов - органов и должностных лиц досудебного производства. Процессуальные полномочия прокурора предназначены для реализации, как надзора, так и уголовного преследования.
В ч. 2 статьи 37 УПК РФ перечислены полномочия прокурора и средства прокурорского надзора за законностью процессуальной деятельности органов дознания и следствия. При этом надзорные полномочия прокурора в дознании и на предварительном следствии делятся на две группы: 1) общие надзорные полномочия, относящиеся как к предварительному следствию, так и к дознанию; 2) специальные, распространяющиеся в пределах одной формы предварительного расследования. Так в дознании прокурор может принять решение о прекращении уголовного дела или уголовного преследования, а на предварительном следствии он не имеет такого права.
В настоящее время остро стоит проблема недостаточности полномочий прокурора для осуществления эффективной деятельности при выявлении нарушений законодательства, так как прокурор вправе лишь направлять материалы для возбуждения дела в соответствующие органы, а это занимает значительное время. В этой связи необходимо расширение объема полномочий прокурора на продуманной концептуальной основе, исключающей неоднозначное понимание уголовно-процессуальных норм и необъяснимые законодательные ошибки, для возможности реагировать на все обращения, и совершенные преступления своевременно.
Проведенное исследование правового положения прокурора на досудебных стадиях уголовного судопроизводства позволяет сделать вывод о том, что Концепция судебной реформы в части организации и деятельности прокуратуры нуждается в существенном пересмотре. В законодательстве следует отразить соотношение полномочий и функций, т.е. посредством каких полномочий должны осуществляться те или иные функции.
Таким образом, правовое положение прокурора в российском уголовном судопроизводстве нуждается в дальнейшем совершенствовании.
Прокурор в настоящее время является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной УПК РФ, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия.
Понятие «прокурор» применительно к уголовному процессу включает: Генерального прокурора РФ, Главного военного прокурора, прокуроров субъектов РФ и приравненных к ним прокуроров специализированных прокуратур, прокуроров районов города, приравненных к ним специализированных прокуроров, а также их заместителей и помощников, участвующих в производстве по уголовному делу.
Сущность прокурорской деятельности состоит в том, что в уголовном процессе он занимает двойственное положение: как уполномоченный осуществлять в ходе уголовного судопроизводства уголовное преследование от имени государства, и надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.
Значимость деятельности прокурора заключается в обеспечении им законности, которая достигается благодаря выявлению нарушений закона и реагированию на эти нарушения предусмотренными законом средствами.
В настоящее время прокурор на досудебном производстве участвует в осуществлении уголовного преследования, но непосредственно не осуществляет его. При этом следует учитывать, что, реализуя данную деятельность, прокурор осуществляет надзор за законностью и обоснованностью действий и решений органов предварительного расследования при производстве по уголовному делу
Таким образом, в уголовном процессе в настоящее время прокурор в досудебном производстве осуществляет две основные функции. Первая - надзор за исполнением законов органами дознания, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, следователями и дознавателями.
Вторая функция - уголовное преследование. Она появилась в
уголовном процессе нашей страны с принятием Устава уголовного судопроизводства 1864 г., в годы советской власти была поглощена
функцией прокурорского надзора, восстановлена с принятием УПК РФ, но до сего времени прокуроры не получили должных полномочий для полноценного ее исполнения.
Полномочия прокурора, указанные в ст. 37 УПК РФ, весьма ограничены и перечислены так, что порой трудно определить, для реализации каких конкретно функций они предназначены. В досудебном производстве прокурор наделен властными надзорными полномочиями. Он либо непосредственно путем отмены незаконных решений, либо опосредованно через требования руководителю следственного органа способен активно влиять на качество предварительного следствия и имеет достаточно возможностей своевременно выявить и устранить препятствия для рассмотрения дела судом.
Характерным признаком прокурорского надзора, наряду с его предметом, выступает совокупность его полномочий, которые отражают специфику деятельности поднадзорных субъектов - органов и должностных лиц досудебного производства. Процессуальные полномочия прокурора предназначены для реализации, как надзора, так и уголовного преследования.
В ч. 2 статьи 37 УПК РФ перечислены полномочия прокурора и средства прокурорского надзора за законностью процессуальной деятельности органов дознания и следствия. При этом надзорные полномочия прокурора в дознании и на предварительном следствии делятся на две группы: 1) общие надзорные полномочия, относящиеся как к предварительному следствию, так и к дознанию; 2) специальные, распространяющиеся в пределах одной формы предварительного расследования. Так в дознании прокурор может принять решение о прекращении уголовного дела или уголовного преследования, а на предварительном следствии он не имеет такого права.
В настоящее время остро стоит проблема недостаточности полномочий прокурора для осуществления эффективной деятельности при выявлении нарушений законодательства, так как прокурор вправе лишь направлять материалы для возбуждения дела в соответствующие органы, а это занимает значительное время. В этой связи необходимо расширение объема полномочий прокурора на продуманной концептуальной основе, исключающей неоднозначное понимание уголовно-процессуальных норм и необъяснимые законодательные ошибки, для возможности реагировать на все обращения, и совершенные преступления своевременно.
Проведенное исследование правового положения прокурора на досудебных стадиях уголовного судопроизводства позволяет сделать вывод о том, что Концепция судебной реформы в части организации и деятельности прокуратуры нуждается в существенном пересмотре. В законодательстве следует отразить соотношение полномочий и функций, т.е. посредством каких полномочий должны осуществляться те или иные функции.
Таким образом, правовое положение прокурора в российском уголовном судопроизводстве нуждается в дальнейшем совершенствовании.





