🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

Мировой судья. Исторические, организационные и процессуальные аспекты деятельности

Работа №201838

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

юриспруденция

Объем работы77
Год сдачи2017
Стоимость4770 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
19
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 7
ГЛАВА I ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИРОВОЙ ЮСТИЦИИ
1.1 Сущность института мирового судьи, его цели и задачи 11
1.2 История становления и развития института мирового судьи 16
1.3. Причины возрождения института мировых судей в РФ 23
ГЛАВА II ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС МИРОВОГО СУДЬИ
2.1. Статус мирового судьи. Гарантии независимости судей 29
2.2. Требования, предъявляемые к кандидату в мировые судьи 34
2.3. Порядок назначения мировых судей в Челябинской области 37
2.4. Приостановление и прекращение полномочий мирового судьи...41 ГЛАВА III ОСОБЕННОСТИ СУДОПРОИЗВОДСТВА У МИРОВОГО СУДЬИ
3.1. Уголовные дела, подсудные мировому судье 50
3.2. Полномочия мирового судьи до начала судебного
разбирательства 56
3.3. Рассмотрение дела в судебном заседании 61
3.4.Обжалование приговоров и решений мирового судьи 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 82


Вследствие создания института мировых судей, нового для нашей правовой системы возникла потребность в исследовании истории его становления и развития, исследовании правовых, организационных и процессуальных аспектов деятельности. В настоящее время остаются актуальными вопросы совершенствования законодательства, регулирующего деятельность мировых судей, устранения пробелов и неясностей, касающихся правового статуса мировых судей. Институт мировой юстиции в России существовал ранее (введен судебной реформой 1864г., просуществовал до 1917 года), но в связи с новой исторической ситуацией потребовалось изменение подходов к организации российской судебной системы и реализации мировыми судьями своих полномочий по отправлению правосудия.
В законодательстве имеются пробелы и недоработки, касающиеся правового статуса мировых судей. В связи с пробелами и недоработками возникают вопросы, как в теоретическом плане, так и в практической деятельности. В связи с этим существует необходимость в совершенствовании законодательства, регулирующего деятельность мировых судей.
Следовательно, перед наукой и практикой встали актуальные проблемы, связанные с определенной новизной судоустройства и судопроизводства у мирового судьи, которые требуют своего разрешения.
Сложность решения этой проблемы состоит в недостаточной разработанности теоретических вопросов касающихся организационных, процессуальных аспектов деятельности мировых судей. На протяжении всего периода существования института мировой юстиции ученые-правоведы высказывают свои позиции по вопросам организационных, процессуальных аспектов деятельности мирового судьи. Единого мнения среди них нет.
Актуальность данной темы дипломной работы заключается в необходимости анализа института мировых судей и поиске наиболее эффективных путей и форм его совершенствования.
Степень научной разработанности темы дипломной работы. Проблемы познания института мировой юстиции и поиска наиболее эффективных путей его совершенствования находили свое отражение в научных трудах многих ученых-правоведов: Е.Б. Абросимовой, С.С. Алексеева, Б.Н. Габричидзе, В.М. Жуйкова, Н.Н. Ефремовой, Г.Г. Ермошина, В.И. Кононенко, М.Г. Коротких, А.В. Малько, В.М. Лебедева и многих других.
Широкий круг авторов, чьи труды составили методологическую основу для исследования свидетельствуют о актуальности избранной темы дипломной работы.
Учитывая современные тенденции развития законодательства, направления проводимой в стране судебной реформы, имеется необходимость теоретического осмысления норм отечественного законодательства, касающихся вопросов, правового статуса мирового судьи, на основе критического анализа нормативного материала и специальной литературы определить общую характеристику правового статуса мирового судьи и детально проанализировать правовое регулирование неприкосновенности, гарантии и ответственность мирового судьи.
Данная работа представляет собой попытку системного изучения проблем связанных с регулированием правого статуса мирового судьи, а также анализа состояния и перспектив развития данного института.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе формирования и деятельности института мировых судей РФ.
Предметом исследования выступают законодательные правовые акты РФ и субъектов РФ, регулирующие статус и деятельность мировых судей в РФ.
Методами исследования являются диалектический метод научного познания. В ходе работы использовались также частно - научные методы: сравнительно - правовой, формально - логический, системный, статистический.
Источники использованные в ходе работы: нормативные правовые акты Российской Федерации, монографии, учебники, научные статьи, диссертации.
Целью исследования является системное изучение нормативно¬правовых актов РФ, касающихся вопросов, правового статуса мирового судьи, уточнение теоретических основ, детальный анализ правового статуса мирового судьи, изучение истории данного института, обобщение накопленных научных сведений и результатов практики, рекомендаций по совершенствованию института мировой юстиции.
В связи с выше поставленной целью требуется разрешение следующих задач:
- осуществить историко-правовой анализ становления и развития института мировых судей в РФ;
- раскрыть функциональную взаимосвязь целей, задач, функций и полномочий мировых судей как элемента судебной системы Российской Федерации;
- определить объем и пределы правового регулирования субъектами Российской Федерации организации и деятельности мировых судей на примере Челябинской области;
- определить причины возрождения института мировой юстиции;
- определить пути совершенствования принципов и способов формирования судебных участков;
-. определить особенности судопроизводства у мирового судьи.
Структура дипломной работы. Данная работа состоит из введения, трех глав, которые содержат параграфы. Первая глава состоит из трех параграфов, в которых раскрывается: сущность института мировой юстиции, история
становления и развития института мирового судьи и причины его возрождения в РФ. Вторая глава также состоит из трех параграфов, в которых раскрывается: правовое регулирование неприкосновенности,
гарантии и ответственность мирового судьи, требования к кандидатам в мировые судьи, порядок назначения мировых судей в Челябинской области. Третья глава состоит из четырех параграфов, в которых мы рассмотрели особенности судопроизводства у мирового судьи. Заключения, библиографического списка.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что мировой суд - это низшее звено судебной системы, рассматривающее в упрощенной процедуре незначительные гражданские, административные и уголовные дела. Исследования мировой юстиции активно ведутся как в Российской федерации так и в зарубежных странах. В истории европейских стран мировые суды и их аналоги возникали в основном для охраны государственного и общественного порядка на местном уровне. При этом они были достаточно самостоятельными, действующими автономно, либо входящими в состав единой судебной системы страны.
Анализ научных трудов о судоустройстве и судопроизводстве позволяет сделать вывод, что все многообразие форм, которые принимал мировой суд в различных государственно-правовых системах, способствует вычленению наиболее общих признаков, характеризующих его как государственно-правовой институт. Эти признаки затрагивают вопросы не только судоустройства, но и судопроизводства, к ним можно отнести: следующие:
- статус местного суда;
-выполнение функции низшего звена судебной системы;
- особый, более демократичный порядок наделения властными полномочиями;
-специальная ограниченная юрисдикция (рассмотрение гражданских и уголовных дел о малозначительных спорах, правонарушениях, административных проступках);
- осуществление судопроизводства единолично (как правило, но в некоторых странах возможно и коллегиально);
- активное использование примирительных процедур;
-использование отдельных упрощений юридических процедур для сокращения сроков рассмотрения дел;
Генезис мирового суда в России представляется следующим. В начале поддержание мира и порядка (в том числе судом по малозначительным делам) является прерогативой самоуправляющихся общностей, затем эти функции - как политически значимые - принимает на себя государство, и уже оно делегирует их специальным учреждениям (мировым судам). Затем государство не просто передает функции поддержания мира и порядка специальным учреждениям, но и устанавливает за ними достаточно жесткий контроль через вышестоящие судебные инстанции и законодательные органы субъектов Федерации. Особо актуально подобное решение в условиях ограничения народа в осуществлении правосудия после отказа от института народных заседателей и участия присяжных заседателей лишь по строго ограниченному УПК РФ числу дел. По гражданским и административным делам непосредственное участие народа в осуществлении правосудия вообще устранено.
Мировой суд в Российской федерации существует уже почти 20 лет, по итогам довольно длительного функционирования можно сделать вывод, что данный институт выполнил большинство задач, которые изначально были на него возложены, а именно приблизил население к правосудию, разгрузил вышестоящие звенья от малозначительных дел. Но в то же время данный институт имеет множество проблем. На наш взгляд необходимо на федеральном законодательном уровне закрепить полномочия мировых судей в отношении работников их аппаратов, служебных инструкций, правила приема и увольнения, материального стимулирования. Но мировой суд ассоциируется в настоящее время с местным судом, рассматривающим межличностные бытовые споры. На наш взгляд, производство у мирового судьи должно быть как можно больше ориентировано на примирение, принятие различных примирительных процедур, то есть мировой судья должен быть судьей «мира». В данный момент такая цель не достигнута.
Следует немного подкорректировать концепцию развития мировой юстиции, ориентировать деятельность больше на примирение сторон. Возможно, путем увеличить объема примирительных процедур в судебном процессе мировых судей. Все изменения необходимо проводить постепенно и с опорой на многолетний исторический опыт, также учитывая опыт зарубежных стран.
Независимость судей - это основополагающий принцип судебной власти. Его суть состоит в том, что судьи в соответствии с законом наделяются такими гарантиями, которые позволяют беспристрастно и эффективно исполнять возложенные на них обязанности. Законодательство предусматривает строгую ответственность за вмешательство в деятельность суда, а также ответственность за незаконное воздействие на судью на любом этапе исполнения им своих обязанностей. Предоставляет различного рода гарантии судьям и членам их семей.
Данные меры необходимы обществу, так как только при наделении судей данными гарантиями может существовать независимая и справедливая судебная власть, которая подчиняется только закону, ограждена от внешнего воздействия из вне.
К кандидатам в мировые судьи предъявляются те же требования, что и к судьям федеральных судов, но законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные требования, не противоречащие законодательству РФ. На мировых судей также распространяется кодекс судейской этики. Перечень критерий, которым должен соответствовать кандидат в мировые судьи достаточно широк. Условно эти ограничения можно разделить на следующие группы: ограничения, связанные с предпринимательской деятельностью, политические и ограничения связанные с осуществлением юридической деятельности. Данные ограничения необходимы, так как без данных ограничений не будет соблюдаться принцип беспристрастности и независимости суда. Также, необходимо отметить, что у кандидата на должность мирового судьи должны отсутствовать заболевания, препятствующий на назначение должности мирового судьи. В связи с этим кандидату необходимо пройти медицинскую комиссию.
Исчерпывающий перечень оснований для приостановления и прекращения полномочий мирового судьи содержится в ФЗ «О статусе судей в РФ» с учетом статьи 8 ФЗ «О мировых судьях в РФ». В данном перечне имеются основания, которые необходимо более четко, подробно проработать. В частности это касается дисциплинарного взыскания, которое в ряде случаев служит основанием для прекращения полномочий мировых судей. Дисциплинарный проступок мирового судьи служит основанием для наложения дисциплинарного взыскания. Понятие «дисциплинарный проступок» довольно размытое. Неоднократно предпринимались попытки детализации данного термина, но эти попытки так и не разрешили данный вопрос. В то же время стоит отметить, что в ФЗ «О статусе судей в РФ» была добавлена статья 12.1, которая решила многие вопросы. В частности классифицировала виды дисциплинарных взысканий, определила, какое взыскание налагается на судью за дисциплинарный проступок. Также, ввела сроки наложения дисциплинарной ответственности.
К предметной подсудности мировых судей уголовно-процессуальное законодательство относит уголовные дела частного, публичного и частно-публичного обвинения о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы, за исключением уголовных дел, перечисленных в ч.1. ст. 31 УПК РФ.
Территориальная подсудность мирового судьи ограничивается его судебным участком. Судебные участки создаются и упраздняются законами субъектов РФ исходя из расчета численности населения. Критерий численности населения показал свои недостатки, выявившиеся в ходе практической деятельности, об этом свидетельствует статистика, которую мы рассмотрели в ходе написания данной дипломной работы. Исходя из нее, не трудно сделать вывод, что помимо критерия численности необходимо учитывать такие факторы как особенности судебных участков, связанных с географическим положением, нахождением на обслуживаемой территории учреждений и организаций органов МСУ, федеральных органов исполнительной власти, банков, страховых компаний, которые часто выступают в качестве ответчиков по гражданским делам. Необходимо на федеральном уровне разработать и закрепить положение, которое бы решало данную проблему.
Касательно персональной подсудности, мировым судьям неподсудны уголовные дела в отношении военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы. Также, уголовное дело в отношении члена Совета Федерации, депутата Г осударственной Думы, судьи федерального суда по их ходатайству рассматривается ВС РФ.
Особенности производства у мирового судьи касаются прежде всего дел частного обвинения:
- имеется возможность подачи сторонами встречных заявлений, в случае соединения заявлений в одно производство, лица, подавшие их, одновременно участвуют в уголовном процессе в качестве частного обвинителя и подсудимого;
- обвинение в суде поддерживает частный обвинитель;
- еще одной особенностью является судебное следствие. Судебное следствие по уголовным делам частного обвинения начинается с изложения заявления частным обвинителем или его представителем. При одновременном рассмотрении по уголовному делу частного обвинения встречного заявления его доводы излагаются в том же порядке после изложения доводов основного заявления.



1 .Конституция Российской Федерации 1993 г. (в ред. От 21.07.2014 г.) //
2. Российская газета, № 237, 25.12.1993
3. Европейская хартия о статусе судей // Сборник нормативных актов о суде и статусе судей Российской Федерации: В 2 т. Т. 2. М.: Альфа-М, 2008. с. 490
4. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1 - ФКЗ (в ред. От 20.12.2016) "О Конституционном Суде Российской Федерации" // Российская газета № 138 - 139 от 23.07.1994
5. Федеральный конституционный закон РФ от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 05.02.2014) "О судебной системе Российской Федерации" // Российская газета, № 3, 06.01.1997
6. Уголовный кодекс российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63 - ФЗ (ред. От 17.04.2017) // Собрание законодательства РФ от 17.06.1996. № 25. Ст. 2954
7. Жилищный кодекс РФ от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. От 01.01.2017) // Собрание законодательства РФ, 03.01.2005, № 1
8. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14.11.2002 № 138-ФЗ (в ред. от 01.01.2017) // Собрание законодательства РФ, 18.11.2002, № 46, ст. 4532
9. Уголовно - процессуальный кодекс РФ от 18. 12. 2001 г. № 174 - ФЗ (в ред. от 11.05.2017) // Российская газета № 249 от 22. 11. 2001
10. Федеральный закон от 17.12.1998 № 188-ФЗ (ред. от 2008 г.) "О мировых судьях в Российской Федерации" // Российская газета, № 242, 22.12.1998
11. Федеральный закон от 10 января 1996 г. № 6 - ФЗ (в ред. от 05.04.2016) "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 1996. № 3. Ст. 144; 1997. № 30. Ст. 3587
12. Федеральный закон 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ РФ (в ред. от 07.02.2017) "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" // Собрание законодательства РФ. 1995. № 17. Ст. 1455
13. Закон РФ от 26.06.1992 № 3132-1 (в ред. от 01.09.2016) "О статусе судей в Российской Федерации" // Российская юстиция, № 11, 1995
14. Кодекс судейской этики, утвержденный VI Всероссийским съездом судей 2 декабря 2004 г. // Российская юстиция. 2005. № 1 - 2
15. Инструкции о порядке определения стажа работы по юридической профессии для кандидатов на должности судей федеральных судов (утв. Минюстом РФ, Верховным Судом РФ 27.12.1996г. №10(35) -5)...75



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ