Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности применения принудительных мер воспитательного воздействия в уголовном судопроизводстве

Работа №20183

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

юриспруденция

Объем работы74
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
554
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Понятие принудительных мер воспитательного воздействия 6
2. Производство по применению принудительных мер воспитательного
воздействия к несовершеннолетним 25
2.1 Прекращение уголовного преследования с применением принудительной
меры воспитательного воздействия 25
2.2 Освобождение судом несовершеннолетнего подсудимого от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного воздействия 40
2.3 Освобождение судом несовершеннолетнего подсудимого от наказания с
применением принудительных мер воспитательного воздействия 54
Заключение 62
Список использованных источников 67


Преступления, совершаемые несовершеннолетними, на протяжении многих лет являются насущной и распространенной проблемой, как в Российской Федерации, так и во всем мире. В связи с этим, производству по уголовным делам в отношении несовершеннолетних в современной действительности уделяется большое внимание в юридической науке и практике. изучение международных правовых актов, таких как: Конвенция о правах ребенка 1989 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., а так же, в особенности, Минимальные стандартные правила ООН, позволяет прийти к выводу о том, что основополагающей целью осуществления правосудия в отношении несовершеннолетних является соблюдение прав подростков, помощь и сохранение интересов несовершеннолетних . В уголовно-процессуальном законодательстве, судопроизводству по уголовным делам в отношении несовершеннолетних отводится специфичное положение. С одной стороны, оно является частью общего уголовного процесса, основывается на его нормах и предписаниях, с другой стороны, нормы, регулирующие уголовное судопроизводство в отношении несовершеннолетних, имеют свою специфику и выделены в отдельное производство. Однако, Уголовно -процессуальным кодексом РФ, учитывая, что он является основным источником в нашей стране, регулирующим уголовное судопроизводство, однозначно не учитываются многие прогрессивные предложения, высказанные в актуальной науке. Кроме того, данная тема является недостаточно теоретически разработанной, что, в свою очередь, говорит о том, что органам предварительного расследования зачастую не хватает достаточно четкого регулирования со стороны правовых норм и теоретической основы применения законодательства. Вышеизложенное свидетельствует об актуальности темы дипломной работы, исследующей вопросы досудебного производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, разработки и усовершенствования нормативных актов, судебного производства по применению принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним.
Объектом исследования является совокупность теоретических и практических вопросов, связанных с осуществлением института досудебного и судебного производства по применению принудительных мер воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних.
Предметом проведенного исследования выступают нормы отечественного законодательства, предусматривающие определенную уголовно - процессуальную специфику в расследовании и разрешении в суде уголовных дел в отношении несовершеннолетних.
Целью исследования является всестороннее рассмотрение особенностей, возникающих при производстве по применению принудительных мер воспитательного воздействия в рамках уголовных дел в отношении несовершеннолетних, а также создание рекомендаций по совершенствованию законодательства в изучаемой области.
Для достижения установленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Рассмотреть подходы к пониманию определения принудительных мер воспитательного воздействия;
2. рассмотреть сущность и характеристику досудебного производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних;
3. исследовать и рассмотреть процессуальные и следственные действия по уголовным делам в отношении несовершеннолетних;
4. исследовать специфику окончания досудебного производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, особенности прекращения уголовного дела с применением принудительных мер воспитательного воздействия;
5. изучить специфику действий суда, направленных на вынесение постановления по применению принудительных мер воспитательного воздействия.
Методология исследования заключается в диалектическом методе познания, а также специальных методах, таких как: логико-юридический, сравнительно-правовой, социологический.
Теоретическую основу исследования составили монографии, статьи в журналах, диссертационные исследования, а так же труды: Косовой С. А., Скрипченко Н.Ю., Казаковой Т. А., Марковичевой Е. В., Орлова В. Н., Конегера П. Е., Овсянникова И. В., Солониной С. Ю., и других.
Эмпирической основой исследования послужил анализ актуальной судебной практики.
Нормативной основой исследования являются нормы действующего законодательства, Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно- процессуальный Кодекс Российской Федерации, и другие федеральные законы, постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена её целями и задачами и состоит из введения, двух глав, объединяющих три параграфа, заключения, списка использованных источников и литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данном диссертационном исследовании нами был рассмотрен широкий круг проблем связанных с применением принудительных мер воспитательного воздействия в уголовном судопроизводстве. В результате всестороннего анализа теоретических положений, разрабатываемых наукой уголовного права, нормативно - правовых актов, регулирующих данную сферу отношений, а также результатов деятельности судов, применяющих названные меры, нами были подготовлены и аргументированы выводы, способы решения существующих проблем, а также предложения по изменению действующего законодательства.
В целях определения и уяснения понятия принудительных мер воспитательного воздействия, нами были рассмотрены позиции, высказанные в научных трудах различных авторов по вопросу определения юридической природы исследуемых мер. Учитывая рассмотренные точки зрения, а так же позицию законодателя по данной проблеме, мы пришли к выводу о том, что принудительные меры воспитательного воздействия следует рассматривать как не являющиеся уголовным наказанием мерам уголовно - правового характера, вместе с тем, исследуемые меры не выступают и не могут выступать разновидностью уголовной ответственности, при этом, они являются мерами, альтернативными наказанию.
Нами были подробно рассмотрены сходства и различия исследуемых мер и уголовного наказания, в следствии этого, был сделан вывод о том, что сходство принудительных мер воспитательного воздействия с наказанием, проявляется в частностях, в то же время различия разительны и принципиальны. Однако, ввиду того, что исследуемые меры реализуются как полноценная альтернатива уголовному наказанию, цели принудительных мер, по нашему мнению должны совпадать с целями уголовного наказания.
Результатом анализа дефиниций принудительных мер воспитательного воздействия, даваемых в ряде научных трудов, стал вывод о том, что авторы, зачастую, фокусируют внимание на той или иной стороне или свойстве принудительных мер воспитательного воздействия, что исключает комплексный подход к созданию их легального определения. Учитывая то, что ряд авторов делают акцент на государственно -принудительном характере исследуемых мер и направленности их на достижение целей уголовного законодательства при применении принудительных мер воспитательного воздействия, в то время как в других источниках особое внимание уделяется таким свойствам как альтернативность уголовному наказанию и воспитательно - предупредительное значение принудительных мер, а так же их правовую природу, нами было создано собственное определение. Нами предлагается законодательно закрепить следующую дефиницию исследуемых мер: принудительные меры воспитательного воздействия - это уголовно-правовые меры, применяемые как альтернатива наказанию, судом, при освобождении несовершеннолетнего, совершившего преступление небольшой или средней тяжести от уголовной ответственности и наказания в целях исправления и перевоспитания несовершеннолетнего правонарушителя, а так же восстановления социальной справедливости и предупреждения повторного совершения преступлений.
В отношении порядка применения принудительных мер, нами была проведена работа в нескольких направлениях, как то: прекращение уголовного преследования с применение принудительных мер воспитательного воздействия, а так же освобождение от уголовной ответственности и наказания с применением указанных мер.
При решении вопроса о прекращении уголовного преследования в отношении несовершеннолетнего, совершившего преступление, действующее уголовное законодательство предписывает установить наличие возможности достижения исправления несовершеннолетнего, совершившего преступление, без применения к нему наказания. Однако законодательство не содержит указания на фактические обстоятельства, которыми могли бы руководствоваться должностные лица, уполномоченные принимать такие решения. Кроме того, в результате изучения решений судов, отражающих практическую реализацию исследуемого вопроса, нами был выявлен недостаток информации, позволяющей сделать необходимые выводы, в материалах уголовного дела. Таким образом, следует констатировать то, что законодательное закрепление обстоятельств, указывающих на возможность исправления несовершеннолетнего без применения наказания, это реально существующая необходимость.
В процессе анализа причин недостаточно полного выявления названных выше обстоятельств, нами были проанализированы нормы права, регулирующие то, в каком порядке это должно реализовываться, в результате чего, был сделан вывод о том, что формулировка ст. 427 УПК не указывает на обязанность должностного лица установить данные обстоятельства, а лишь дает ему такое право. По нашему мнению, в целях совершенствования уголовного законодательства и общей гуманизации процесса в отношении несовершеннолетних, необходимо удалить из приведенной статьи усмотрение, заменив его обязанностью. Это повлечет за собой как упрощение принятия процессуальных решений в отношении прекращения уголовного преследования, так и создание однообразной практики принятия таких решений.
Результатом анализа практики прекращения уголовного преследования с применением принудительных мер воспитательного воздействия, стал вывод о том, что данная процедура законодателем предусмотрена недостаточно четко. В следствии этого можно наблюдать ситуации, когда суд повторно прекращает уголовное преследование в отношении несовершеннолетнего, оставляет без изменения постановление следователя или дознавателя о прекращении уголовного преследования, при этом вынося обвинительный приговор и тд. В этой связи, нами было предложено изменить формулировку ст. 427 УПК по аналогии со ст. 446 УПК, считаем верным использовать в ч. 1 ст. 427 следующую формулировку: «Если в ходе предварительного расследования уголовного дела о преступлении небольшой или средней тяжести будет установлено, что исправление несовершеннолетнего обвиняемого может быть достигнуто без применения наказания, то следователь с согласия руководителя следственного органа, а также дознаватель с согласия прокурора вправе вынести постановление о возбуждении ходатайства перед судом о прекращении уголовного преследования и применении к несовершеннолетнему обвиняемому принудительной меры воспитательного воздействия, предусмотренной частью второй статьи 90 Уголовного кодекса Российской Федерации, которое вместе с уголовным делом направляется руководителем следственного органа или прокурором в суд»
В части освобождения несовершеннолетнего от уголовной ответственности и наказания нами были сделаны следующие выводы: недостаточная подготовленность судей, несовершенство правового регулирования контроля за исполнением меры воспитательного воздействия, наличие некоторых несоответствий между уголовным и процессуальным законодательством приводит к тому, что потенциал установленной уголовным и уголовно-процессуальным законодательством возможности прекращения уголовного преследования в связи с освобождением несовершеннолетнего от уголовной ответственности для применения принудительной меры воспитательного воздействия в практике осуществления правосудия по делам несовершеннолетних реализуется не должным образом. Вместе с тем, ввиду того, что нормы, регулирующие освобождение от наказания и освобождение от ответственности предусматривают применение одних и тех же принудительных мер воспитательного воздействия, должностным лицам зачастую непросто вынести необходимое решение, что способно привести к отсутствию единообразия судебной практики. Нами было проанализировано и обосновано предложение ученых, согласно которому видится необходимым отказ от использования института освобождения от уголовной ответственности. В результате чего мы пришли к выводу, что данная точка зрения на решение указанных выше проблем достаточно обоснована и перспективна, кроме того, такое решение будет способствовать не только созданию условий для единообразия судебной практики, но и позволит более эффективно достигать целей уголовного судопроизводства в отношении несовершеннолетних.
Таким образом, следует заключить, что такие цели данной работы как всестороннее рассмотрение особенностей, возникающих при производстве по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, а также создание рекомендаций по совершенствованию законодательства в изучаемой области были нами достигнуты в полном объеме. Однако, в виду того, что законодателем не уделено достаточно внимания регулированию института принудительных мер воспитательного воздействия, а так же того, что по ряду вопросов в теории права не сложилось единого мнения, считаем, что существуют вопросы и направления, требующие теоретической проработки и применения результатов изысканий в деятельности государственных органов и их должностных лиц.



1. Конвенция о правах ребенка [Электронный ресурс] // Организация
объединенных наций. - Режим доступа:
http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml
2. Международный пакт о гражданских и политических правах [Электронный ресурс] // Организация объединенных наций. - Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactpol.shtml
3. Минимальные стандартные правила Организации Объединенных
Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила)[Электронный ресурс] // Организация объединенных наций. - Режим доступа:
http ://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/beij ing _rules. shtml
4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от
18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 23.04.2018)[Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru.
5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(ред. от 23.04.2018, с изм. от 25.04.2018)[Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru.
6. Федеральный закон от 24. 06. 1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
7. О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 1 февраля 2011 г. № 1 // Российская газета. - 2011. - № 5405. - С. 24.
8. Постановление Волжского городского суда о прекращении уголовного дела и применении мер воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних Б. и Л. от 17 дек. 2015 г. № 1-1289/15.
9. Решение по делу 1-1267/2017 [Электронный ресурс] //
РосПравосудие. - Режим доступа: https://rospravosudie.com/court-
blagoveshhenskij-gorodskoj-sud-amurskaya-oblast-s/act-560694573/
10. Решение по делу 1-151/2017 [Электронный ресурс] //
РосПравосудие. - Режим доступа:https://rospravosudie.com/court-kirovskij-
rajonnyj-sud-g-maxachkaly-respublika-dagestan-s/act-554193113/
11. Решение по делу 1-36/2017 [Электронный ресурс] // РосПравосудие. - Режим доступа:https://rospravosudie.com/court-sudebnyj-uchastok-13-kalarskogo-rajona-s/act-240612004/
12. Решение по делу 4/17-31/2017 [Электронный ресурс] // РосПравосудие. - Режим доступа:https://rospravosudie.com/court-vilyujskij-rajonnyj-sud-respublika-saxa-yakutiya-s/act-558670628/
13. Алексеев, С. С. Общая теория права : в 2 т. / С. С. Алексеев. - Москва : Юрид. лит., 1981. - Т. 1. - 361 с.
14. Аликперов, X. Д. Освобождение от уголовной ответственности / X. Д. Аликперов. - Москва : Московский психолого-социальный институт; ИПК РК Генеральной прокуратуры РФ; Воронеж : Издательство НПО "МОДЭК", 2001. — 128 с.
15. Боровиков, С. А. Принудительные меры воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних как альтернатива уголовному наказанию : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.08 / Боровиков Сергей Андреевич. - Москва, 2007. - 23 с.
16. Бурлака, С. А. Принудительные меры воспитательного воздействия и их реализация в деятельности органов внутренних дел : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.08 / Бурлака Сергей Анатольевич. - Санкт-Петербург, 2005. - 236 с.
17. Галимов, О. X. Малолетние лица в уголовном судопроизводстве / О.Х. Галимов. - Санкт-Петербург: Питер, 2001. 223 с.
18. Дуюнов, В. К. Освобождение от уголовной ответственности и наказания / В. К. Дуюнов. - Тольятти : Волжский университет им. В. Н. Татищева, 2001. - 171 с.
19. Егоров, В. С. Теоретические вопросы освобождения от уголовной ответственности / В. С. Егоров. - Москва : Изд-во Моск. психолого-социал. ин¬та, 2002. - 279 c.
20. Звечаровский, И. Э. Понятие, система и виды мер уголовно-правового характера / И. Э. Звечаровский // Российское уголовное право : Курс лекций. В 8 т. Т. 2./ Под ред. А. И. Коробеева. - Владивосток : Изд-во Дальневост. ун-та, 1999. - С. 3-8.
21. Зиядова, 3. Д. Преступность среди общеобразовательных школ и проблемы ее предупреждения: региональный аспект / 3. Д. Зиядова. — Махачкала : ДГУ, 2004. — 360 с.
22. Иванов, П. В. Принудительные меры воспитательного воздействия в уголовном праве : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.08 / Иванов Павел Владимирович. - Ростов-на-Дону, 2003. -24 с.
23. Канкишев Е. Д. К вопросу о конкуренции специальных видов освобождения несовершеннолетних от наказания и от уголовной ответственности / Е. Д. Канкишев // Уголовно-исполнительная система сегодня: взаимодействие науки и практики. Материалы научно-практической конференции. Отв. ред. Антонов А. Г. Кузбасский институт исполнения наказаний. - 2016. - С. 124-126.
24. Кольцов, М. И. Что делать с несовершеннолетними правонарушителями / М. И. Кольцов // Юридическая психология. - 2012. - № 3. - c. 5.
25. Казакова, Т. А. Педагогическое обеспечение принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних осужденных : автореф. дне. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Казакова Татьяна Александровна. - Рязань,2012. - 24 с.
26. Канкишев, Е. Д. О некоторых проблемах применения к несовершеннолетним принудительных мер воспитательного воздействия в связи с освобождением от наказания / Е. Д. Канкишев // Актуальные проблемы назначения и исполнения уголовных наказаний. Материалы Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией Ю.А. Смирновой. - 2015. - С. 97-101.
27. Кириллов, В. И. Логика: Учебник для юридических вузов / В. И. Кириллов, А. А. Старченко. — Изд. 6-е, перераб. и доп. — Москва : Проспект, 2008. - 259 с.
28. Комисарова, Е. Г. Формально логические аспекты понятия «Правовая природа» / Е. Г. Комисарова // Вестник пермского университета. -2012. - № 2. - С. 23-29.
29. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. Ю.И. Скуратова, В.М. Лебедева. - М.: Норма, ИНФРА-М, 1999. - 802 с.
30. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации: научно-практический (постатейный) / под общ. ред. Ю.И. Скуратова, В.М. Лебедева. — М.: Норма, ИНФРА-М, 2000. — 881 с.
31. Косова, С. А. Прекращение уголовного дела в отношении несовершеннолетнего в связи с применением принудительных мер воспитательного воздействия : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.08 / Косова Светлана Алексеевна. - Омск, 2002.- 226 с
32. Краткая характеристика состояния преступности в Российской
Федерации за январь - май 2018 года [Электронный ресурс] // Министерство внутренних дел Российской Федерации. - Режим доступа:
IUtps:AiB;i.p(|)/reports/itein/13566897/
33. Любавина, М. А. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних / М. А. Любавина. - Санкт-Петербург : Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2015. - 104 с.
34. Марковичева, Е. В. Актуальные проблемы досудебного и судебного производства по делам о преступлениях несовершеннолетних / Е. В. Марковичева // Пробелы в российском законодательстве. - 2008. - №1. - С. 415-416.
35. Непомнящая, Т. В. Иные меры уголовно-правового характера: понятие, юридическая природа, система [Электронный ресурс] / Т. В. Непомнящая // Научная электронная библиотека «Киберленинка» - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/inye-mery-ugolovno-pravovogo-haraktera- ponyatie-yuridicheskaya-priroda-sistema.
36. Обобщение судебной практики применения федеральными и
мировыми судьями Волгоградской области положений ст. 90 и 92 УК РФ при рассмотрении уголовных дел в отношении несовершеннолетних за 2011 год и первое полугодие 2012 года [Электронный ресурс] // Волжский городской суд Волгоградской области. - Режим доступа:
http://vol.vol.sudrf.ru/modules.php?name=information&id=202
37. Овсянников, И. В. Установление возможности исправления несовершеннолетнего без применения уголовного наказания: право или обязанность? / И. В. Овсянников // Уголовное право. - 2015. - №1. - С. 135-138.
38. Орлов, В. В. Проблемы освобождения от уголовной ответственности несовершеннолетних : автореф. дне. ... канд. юрид. наук : 12.00.08 / Орлов Валерий Васильевич.- Тамбов, 2005. - 22 с.
39. Орлов, В. Н. Уголовное наказание: понятие, цели, система, объекты и субъекты / В. Н. Орлов. - Москва : ООО «Издательство ”Элит”», 2011. — 290 с.
40. Осадчая, О. М. Принудительные меры воспитательного воздействия в уголовном кодексе Российской Федерации среди способов государственного реагирования на преступления несовершеннолетних / О. М. Осадчая // Концепт. - № 3. - 2015. -С. 166-170.
41. Петрова, O. Н. Назначение уголовного наказания несовершеннолетним : дне. .канд. юрид. наук : 12.00.08 / Петрова Ольга Николаевна. - Краснодар, 2012. - 193 c.
42. Пудовочкин, Ю. Е. Ответственность несовершеннолетних в уголовном праве: история и современность / Ю. Е. Пудовочкин. — Ставрополь : Изд-во СГУ, 2002. — 256 с..
43. Скрипченко, Н. Ю. Применение принудительных мер воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних (по материалам Архангельской области) : автореф. дне. . канд. юрид. наук : 12.00.08 / Скрипченко Нина Юрьевна. - Москва, 2002. - 26 с.
44. Скрипченко, Н. Ю. Специальные виды освобождения от наказания несовершеннолетних: современное правовое регулирование и перспективы совершенствования [Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека «Киберленинка» - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsialnye- vidy-osvobozhdeniya-ot-nakazaniya-nesovershennoletnih-sovremennoe-pravovoe- regulirovanie-i-perspektivy
45. Солонина, С. Ю. Совершенствование процессуального порядка прекращения уголовного преследования в отношении несовершеннолетнего в связи с применением принудительных мер воспитательного воздействия /С. Ю. Солонина // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2015.-№5.- С. 98-100.
46. Стручков, Н. А. Уголовная ответственность и ее реализация в борьбе с преступностью / Н. А. Стручков. - Саратов : Изд-во Саратовского ун¬та, 1977. - 288 с.
47. Тарбагаев, А. Н. Ответственность в уголовном праве : учеб. пособие / А. Н. Тарбагаев. -Красноярск : Красноярск. Гос. Ун-т, 1994.- 82 с.
48. Тюрина, И. Н. Принудительные меры воспитательного воздействия как вид освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности и наказания : уголовно-правовой и криминологический аспекты : автореф. дне. ... канд. юрид. наук : 12.00.08 / Тюрина Ирина Николаевна.- Краснодар, 2016. - 26 с.
49. Филиппова, Е. О. Понятие, сущность, цели принудительных мер воспитательного воздействия / Е. О. Филиппова // Концепт. - № 3. - 2016. - С. 61-65.
50. Щедрин, Н. В. Никитина, Н.А. О правовой природе и перспективах института освобождения с применением принудительных мер воспитательного воздействия / Н. В. Щедрин, Н. А. Никитина // Актуальные проблемы российского права. - 2012. - № 8. - С. 1007-1011.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ