Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Принудительные меры воспитательного характера как альтернатива уголовному наказанию

Работа №106051

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

юриспруденция

Объем работы70
Год сдачи2019
Стоимость4335 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
82
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Общая характеристика и место принудительных мер воспитательного воздействия в системе мер уголовно-правового характера.8
1.1 История становления и правового регулирования принудительных мер воспитательного воздействия в отечественном законодательстве 8
1.2. Понятие, сущность и правовая природа принудительных мер
воспитательного воздействия 18
1.3. Принудительные меры воспитательного воздействия в законодательстве
и правоприменительной практике зарубежных стран 27
Глава 2. Правовое регулирование и практика применения принудительных мер воспитательного воздействия 34
2.1. Основания применения и виды принудительных мер воспитательного
воздействия 34
2.2. Проблемы применения принудительных мер воспитательного
воздействия 43
2.3. Совершенствование законодательства, регламентирующего применение
принудительных мер воспитательного воздействия 52
Заключение 58
Список используемых источников и литературы 63

Актуальность темы исследования. В системе юридической ответственности уголовная ответственность выступает самим строгим видом ответственности, наступление которой связывается с совершением лицом преступления. В качестве одного из основополагающих принципов уголовной ответственности следует назвать неотвратимость привлечения к уголовной ответственности. Это влечет применение в отношении осужденного меры наказания, предусмотренной соответствующей статьей Уголовного кодекса Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (далее - УК РФ).
Несовершеннолетние являются специальными субъектами уголовной ответственности и наказания. Законодательство закрепляет особый порядок производства в отношении несовершеннолетних, систему наказаний, особенности уголовной ответственности, что обуславливается их возрастными, психологическими особенностями. В целях дифференциации уголовной ответственности и наказания уголовный закон предусматривает специальные основания освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности и наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия.
Согласно статистическим данным в 2018 году было освобождено 301 несовершеннолетних с помещением в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, 658 несовершеннолетних с применением других принудительных мер воспитательного воздействия (ст. 90 УК РФ). В то же время за аналогичный период наказание в виде лишения свободы было назначено 3163 несовершеннолетним.
Таким образом, лишение свободы по-прежнему является преобладающим видом уголовного наказания в отношении несовершеннолетних, а принудительные меры воспитательного воздействия назначаются судами не так часто. Сложившаяся ситуация входит в противоречие с разъяснениями, данными в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 01.02.2011 № 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» (далее - Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 01.02.2011 № 1), указывающим на необходимость более активного применения принудительных мер воспитательного воздействия как альтернативы уголовного наказания. Приведенные статистические сведения свидетельствуют либо о неэффективности принудительных мер воспитательного воздействия как мер уголовно-правового характера, либо о нерешимости судов менять практику прежних лет, согласно которой лишение свободы признавалось вернейшим способом достижения целей уголовного наказания.
В качестве объекта настоящего исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в сфере применения к несовершеннолетним принудительных мер воспитательного воздействия как альтернативы уголовному наказанию и ответственности.
Предметом исследования являются нормы российского и зарубежного уголовного законодательства, которые регламентируют основания, условия и порядок применения к несовершеннолетним принудительных мер воспитательного воздействия.
Цель настоящей работы заключается в изучении теоретического и практического материала, посвященного применению к несовершеннолетним принудительных мер воспитательного воздействия, выявлении проблем правового регулирования, а также в разработке практических рекомендаций по совершенствованию действующего законодательства.
Поставленная цель работы обусловливает необходимость постановки и решения следующих задач:
1) изучить историю становления и нормативного регулирования принудительных мер воспитательного воздействия в отечественном законодательстве;
2) определить понятие, сущность и правовую природу принудительных мер воспитательного воздействия;
3) рассмотреть принудительные меры воспитательного воздействия в законодательстве и правоприменительной практике зарубежных стран;
4) отметить основания применения и виды принудительных мер воспитательного воздействия;
5) выявить проблемы применения принудительных мер воспитательного воздействия;
6) сформулировать меры по совершенствованию законодательства, регламентирующего применение принудительных мер воспитательного воздействия.
Методологической основой исследования послужили общенаучный диалектический метод познания объективной действительности, а также частные методы, к числу которых относятся исторический, формально-юридический, сравнительно-правовой, методы сравнения и анализа.
В качестве теоретической основы настоящего исследования были использованы труды и работы таких авторов исследуемой проблематики, как А.А. Арямов, Т.Б. Басова, С.А. Бурлака, К.А. Волков, В.М. Давыденко, К.А. Долгополов, В.К. Дуюнов, Т.М. Калинина, В.И. Качалов, М.Ф. Костюк, Н.В. Лешина, Г.Б. Магомедов, С.А. Макарова, И.В. Овсянников, В.В. Палий, М.Ю. Прилепская, Т.А. Савина, А.А. Симанович, А.И. Чучаев, А.Л. Шиловская и многих других.
Нормативную базу настоящего исследования Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, другие федеральные законы и подзаконные нормативные правовые акты.
Эмпирической основой работы послужили разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, материалы судебной практики, а также материалы научно-практических конференций и круглых столов по исследуемой проблематике.
Настоящая работа структурно состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В заключение рассмотрения темы настоящей работы подведем ее итоги и сформулируем следующие выводы и предложения:
1. Нормы, закрепляющие применение принудительных мер воспитательного воздействия в виде передачи под надзор родителей можно встретить только в Артикул воинских Петра I. Впоследствии данный перечень дополнялся новыми мерами. Сформировавшаяся система принудительных мер воспитательного характера просуществовала вплоть до революционных событий 1917 г. В советский период правовое регулирование принудительных мер воспитательного воздействия носило фрагментарный и несистемный характер. В первые годы прихода к власти большевиков был взят курс на гуманизацию уголовного наказания, закрепления специальных оснований освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности и наказания. Постепенно уголовная политика государства стала приобретать репрессивный характер, что особенно проявилось в преддверии начала Великой Отечественной войны и в первые годы после е окончания. И только в связи с принятием УК РСФСР 1960 г. принудительные меры воспитательного характера нашли свое логическое и достаточно развернутое закрепление в уголовном законе. Со становлением новой российской государственности институт принудительных мер воспитательного воздействия получил дальнейшее развитие.
Анализ положений советского уголовного законодательства позволяет констатировать, что перечень принудительных мер воспитательного характера по сравнению с положениями УК РФ был значительно шире и разнообразнее, что позволяет говорить о том, что законодатель при разработке текста нового УК РФ не воспринял положительный опыт прошлых лет и не уделил должного внимания принудительным мерам воспитательного воздействия.
2. В научной литературе нет единой точки зрения относительно сущности и понимания принудительных мер воспитательного воздействия, что обуславливается его многоаспектным характером, а также недостаточным регулированием действующим УК РФ, в котором в частности отсутствует легальная дефиниция принудительным мер воспитательного характера. Полагаем, что в целях преодоления сложившихся противоречий в теории уголовного права и законодательного пробела необходимо закрепить дополнить ст. 90 УК РФ частью 1.1, в которой изложить следующее определение принудительных мер воспитательного характера: «Принудительные меры воспитательного воздействия выступают в качестве меры государственного принуждения и психолого-педагогического воздействия, применяемой к несовершеннолетним, совершившим преступления, с целью их воспитания и исправления как альтернатива уголовной ответственности и наказания».
3. УК РФ в первоначальной редакции в качестве условия для освобождения несовершеннолетнего от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного характера предусматривал совершение несовершеннолетним впервые. Сегодня данное условие исключено из текста УК РФ. Ряд авторов считают это решение законодателя оправданным, поскольку оно способствует применению принудительных мер воспитательного характера как можно к большему числу несовершеннолетних . Позволим не согласиться с данным мнением, поскольку оно нивелирует предназначение института принудительных мер воспитательного характера и существенным образом снижает его эффективность. В этой связи считаем необходимым возвратиться к прежней редакции УК РФ и предусмотреть совершение преступления впервые в качестве одного из обязательных условий для применения принудительных мер воспитательного воздействия.
4. Полагаем необходимым изменить формулировку наименования принудительных мер воспитательного характера на «принудительные меры воспитательно-образовательного характера». Более того, среди обязанностей, возлагаемых на несовершеннолетнего, в силу ч. 4 ст. 90 УК РФ, законодатель называет предъявление несовершеннолетнему требования возвратиться в образовательную организацию, что свидетельствует о важности образовательного процесса в воспитании и исправлении несовершеннолетнего.
5. Среди принудительных мер воспитательного характера УК РФ предусматривает предупреждение, сущность которой заключается в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступлений, предусмотренных УК РФ. Полагаем, что данная принудительная мера воспитательного характера носит формальный характер, и по своему содержанию не обладает необходимыми предпосылками, способствующими исправлению несовершеннолетнего. Данную точку зрения подтверждает и судебная практика, где данная принудительная мера воспитательного характера применяется в совокупности с иными принудительными мерами воспитательного характера (передачей под надзор, ограничением досуга). В этой связи считаем необходимым исключить предупреждение из перечня принудительных мер воспитательного характера, поскольку она не несет в себе профилактического эффекта.
6. Исходя из анализа зарубежного опыта перечень принудительных мер воспитательного воздействия можно добавить иными мерами, среди которых следует выделить:
1) обязание пройти курсы лечения от алкоголизма и наркотической зависимости;
2) направление на психо-эмоциональную реабилитацию в специальных центрах, где несовершеннолетними будут заниматься высококвалифицированные педагоги, психологи, терапевты, специалисты;
3) участие в социальных проектах и мероприятиях
7. Исходя из содержания ст. 91 УК РФ, следует, что применение к несовершеннолетним такой меры как обязание загладить причиненный вред сопряжено с отсутствием у подавляющего большинства несовершеннолетних самостоятельного дохода либо соответствующего имущества, трудовых навыков, позволяющих устранить причиненный вред самостоятельно. В этой связи целесообразно использовать опыт гражданско-правового регулирования, где ответственность за виновные действия несовершеннолетних возлагается на родителей. В этой связи полагаем необходимым конкретизировать в ст. 91 УК РФ применение данной меры воспитательного воздействия, а именно предусмотреть возможность возложения заглаживания причиненного вреда на родителей и иных законных представителей несовершеннолетних (опекунов, попечителей) в случае отсутствия у несовершеннолетнего самостоятельного дохода либо соответствующего имущества, трудовых навыков, позволяющих устранить причиненный вред самостоятельно. Данная мера, таким образом, будет носить двоякий характер и позволит возместить потерпевшему причиненный вред, а также будет побуждать родителей к более тщательному воспитанию своих детей.
Предлагаем закрепить в ч. 4 ст. 92 УК РФ положение о том, что продление срока пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа допускается в следующих случаях:
1) установление факта двукратного уклонения несовершеннолетнего от пребывания в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа;
2) совершение несовершеннолетним во время уклонения от пребывания в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа правонарушения, связанного с нарушением общественного порядка и наложения на него административного взыскания.



1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Российская газета. -2009. - 21 января.
2. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей
ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // Сборник
международных договоров СССР, выпуск XLVI, 1993.
3. Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы) (Приняты 14.12.1990 Резолюцией 45/112 на 68-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Документ опубликован не был. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 01.01.2019) // Собрание законодательства РФ.
- 1994. - № 32. - Ст. 3301.
5. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ (ред. от 18.03.2019) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 1. - Ст. 16.
6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 01.04.2019) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.
7. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 12.04.2019) // Собрание законодательства РФ.
- 2001. - № 52. - Ст. 4921.
8. Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 27.06.2018) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 26. - Ст. 3177.
9. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 06.03.2019) «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2012. - № 53. - Ст. 7598.
10. Постановление Правительства РФ от 28.03.2012 № 259 (ред. от 15.08.2018) «Об утверждении Правил медицинского освидетельствования несовершеннолетнего на наличие или отсутствие у него заболевания, препятствующего его содержанию и обучению в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа» // Собрание законодательства РФ. - 2012. - № 14. - Ст. 1653.
11. Бурлака С.А. Особенности правоотношений, возникающих в связи с применением принудительных мер воспитательного воздействия // Российский следователь. - 2018. - № 5. - С. 34 - 39.
12. Бурлака С.А. Необходим федеральный закон о принудительных мерах воспитательного воздействия // Российский следователь. - 2015. - № 15. - С. 41-44.
13. Волков К.А. Специальный вид освобождения от уголовной ответственности несовершеннолетних: вопросы теории и судебной практики // Российский следователь. - 2015. - № 9. - С. 13-16.
14. Гачава М.Л. Гуманизация отбывания наказаний как основное условие обеспечения правового положения осужденных в местах лишения свободы // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. - 2013. - № 5. - С. 2 - 4.
15. Головизина М.В. Преступность несовершеннолетних, ювенальная юстиция и восстановительное правосудие в Италии // Вопросы ювенальной юстиции. - 2007. - № 2. - С. 23.
16. Гуковская Н.И. Расследование и судебное разбирательство дел о преступлениях несовершеннолетних. М.: Юридическая литература, 1974. - 208с.
17. Давыденко В.М. Особенности применения к несовершеннолетним принудительных мер воспитательного воздействия // Адвокат. - 2011. - № 7.
- С. 39 - 42.
18. Давыденко В.М. Некоторые аспекты уголовной ответственности несовершеннолетних // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2011. № 1. С. 19 - 21.
19. Давыденко В.М. Уголовно-правовое значение возраста для дифференциации ответственности несовершеннолетних // Адвокат. - 2011. - № 3. - С. 21-23.
20. Долгополов К.А., Магомедов Г.Б. Применение иных мер уголовно-правового характера: теоретические аспекты // Власть Закона. - 2017. - № 1.
- С. 117 - 124.
21. Дуюнов В.К. Уголовно-правовое воздействие: теория и практика. Самара, 2003.
22. Дуюнов В.К. О совершенствовании содержания и структуры уголовного закона // Уголовно-правовая политика и проблемы противодействия современной преступности: Сборник научных трудов. Саратов: Сателлит, 2006. С. 114 - 122.
23. Дуюнов В.К. Механизм уголовно-правового воздействия: теоретические основы и практика реализации: Автореф. дис. ...докт. юрид. наук. М., 2001.
24. Дуюнов В.К. Комментарий к ст. 42-59, 75-104 // Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / отв. ред. Л.Л. Кругликов. - М., 2005.
25. Задорина М.А. Конституционное право на среднее профессиональное образование в Российской Федерации: определение понятия // Электронное приложение к Российскому юридическому журналу.
- 2017. - № 2. - С. 18 - 26.
26. Ильина О.Ю. Современная российская семья как договор простого товарищества // Семейное и жилищное право. - 2019. - № 1. - С. 14 - 17.
27. Калинина Т.М., Палий В.В. Иные меры уголовно-правового характера: научно-практический комментарий / отв. ред. А. И. Чучаев. - М., 2011.
28. Качалов В.И. Отмена принудительных мер воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних: уголовно-процессуальный аспект // Lex russica. - 2017. - № 8. - С. 217 - 223.
29. Кашапов Р.М. История возникновения и развития института освобождения от уголовной ответственности // Российский следователь. - 2010. - № 13. - С. 39 - 40.
30. Коган В.М. Социальный механизм уголовно-правового воздействия. М.: Наука, 1983. - 182с.
31. Козлов С.С., Митчина Л.А. Формы и методы устройства детей, оставшихся без попечения родителей // Семейное и жилищное право. - 2011. - № 3. - С. 14 - 19.
32. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / под ред. В. И. Радченко, А. С. Михлина. - СПб., 2007.
33. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / под ред. А. В. Бриллиантова. - М., 2010.
34. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Г.Н. Борзенков, А.В. Бриллиантов, А.В. Галахова и др.; отв. ред. В.М. Лебедев. 13-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2013.
35. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации (учебно-практический) (постатейный) / О.Г. Алексеева, Л.В. Заец, Л.М. Звягинцева и др.; под ред. С.А. Степанова. Москва: Проспект; Екатеринбург: Институт частного права, 2015. - 352с.
36. Коробов П.В. Виды освобождения от уголовной ответственности и принцип презумпции невиновности // Российская юстиция. - 2012. - № 1. - С. 37 - 40.
37. Костюк М.Ф. Понятие и виды иных мер уголовно-правового характера. М., 2001.
38. Лаптев Д.Б. О содержании дефиниции «меры уголовно-правового характера» // Администратор суда. - 2018. - № 4. - С. 33 - 36.
39. Лешина Н.В. Роль принудительных мер воспитательного воздействия в предупреждении насильственной преступности несовершеннолетних // Уголовно-правовая охрана личности и ее оптимизация. - Саратов, 2003.
40. Макаров А.В. Проблемы соотношения уголовной ответственности и уголовного наказания в современном уголовном праве // Российский следователь. - 2012. - № 4. - С. 13 - 16.
41. Макарова С.А. Некоторые аспекты применения принудительных мер воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних // Вопросы ювенальной юстиции. - 2014. - № 4. - С. 22-24.
42. Малинин В.Б., Смирнов Л.Б. Уголовно-исполнительное право: учеб. для юридических вузов и факультетов. М.: Межрегиональный институт экономики и права, КОНТРАКТ, Волтерс Клувер, 2010. - 368с.
43. Михайлов В.С. К вопросу о структуре и видах системы исполнения наказаний в виде лишения свободы периода 30 - 60-х годов XX века // Вестник Пермского университета. - 2013. - № 2. - С. 229 - 236.
44. Михайлова И.С. Проведение медицинского освидетельствования несовершеннолетних в порядке ч. ч. 3, 4 ст. 421 УПК РФ // Законность. - 2016. - № 12. - С. 30 - 33.
45. Мутц Ю. Пробация как альтернатива лишению свободы // Пенитенциарная система РФ в свете европейских стандартов. Материалы международного семинара, г. Псков, 17-18 июня 2008 г.. - Псков: Изд-во Псков. юрид. ин-та ФСИН, 2008. С. 44-62.
46. Нечаева А.М. Семейное право: актуальные проблемы теории и практики. М.: Юрайт-Издат, 2007. - 280с.
47. Нижник Н.С. Личные неимущественные родительские права и обязанности : направления эволюции института в российской правовой системе IX-XX веках // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2014. - № 3. - С. 28-35.
48. Овсянников И.В. Установление возможности исправления несовершеннолетнего путем применения принудительных мер воспитательного воздействия // Уголовное право. - 2016. - № 5. - С. 113 - 120.
49. Прилепская М.Ю. Принудительные меры воспитательного воздействия и наказания в отношении несовершеннолетних // Вестник Поволжского института управления. - 2017. - № 2. - С. 87-93.
50. Савина ТА. Принудительные меры воспитательного воздействия в законодательстве некоторых стран Евросоюза // Вопросы ювенальной юстиции. - 2015. - № 2 (56). - С. 16-20.
51. Симанович А.А. Основания и условия освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности и наказания // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. - 2009. - № 5. - С. 2 - 4.
52. Суденко В.Е. Институт освобождения от уголовной ответственности в военно-уголовном праве России // Право в Вооруженных Силах. - 2015. - № 8. - С. 119 - 124.
53. Таибова О.Ю. Правовой статус комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав: проблемы и перспективы развития // Lex russica. - 2015. - № 1. - С. 59 - 66.
54. Тащилин М. Уголовная ответственность и формы ее реализации // Уголовное право. - 2004. - № 4. - С. 53.
55. Терентьева В.А. Классификация видов освобождения от уголовного наказания, применяемых к несовершеннолетним // Российский следователь. - 2018. - № 4. - С. 58 - 61.
56. Терентьева В.А., Раззоренова И.Н. Реализация принципов уголовного судопроизводства при освобождении несовершеннолетних от уголовного наказания // Российский следователь. - 2018. - № 11. - С. 42 - 45.
57. Уголовное право России. Общая и Особенная части: учебник / А.А. Арямов, Т.Б. Басова, Е.В. Благов и др.; отв. ред. Ю.В. Грачева, А.И. Чучаев. М.: КОНТРАКТ, 2017. - 384с.
58. Уголовное право России. Общая и Особенная части : учеб. пособие / В.К. Дуюнов. — 3-е изд. — М.: РИОР : ИНФРА-М, 2017. - 403 с.
59. Шахова Е.С. Соотношение родительских и усыновительских правоотношений: актуальные проблемы семейного права // Актуальные проблемы российского права. - 2016. - № 7. - С. 75 - 82.
60. Шиловская А.Л. Принудительные меры воспитательного воздействия: оценка состояния и перспективы развития. - М.: Институт права и публичной политики, 2009. - 59с.
61. Штыкова Н.Н. Советское правосудие по делам несовершеннолетних: основные этапы развития // Вопросы ювенальной юстиции. - 2012. - № 4. - С. 3 - 6.
62. Яковлев В.Ф. О понятии правовой ответственности // Журнал российского права. - 2014. - № 1. - С. 5 - 7.
63. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 01.02.2011 № 1 (ред. от 29.11.2016) «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» // Российская газета. - 2011. - 11 февраля
64. Постановление Президиума Астраханского областного суда от 15.07.2014 № 44у-71/2014 // СПС «КонсультантПлюс».
65. Постановление Президиума Самарского областного суда от
05.07.2018 № 44У-188/2018 // СПС «КонсультантПлюс».
66. Постановление Президиума Самарского областного суда от
24.01.2019 № 44у-2/2019 // СПС «КонсультантПлюс».
67. Постановление Президиума Верховного суда Республики Дагестан от 13.03.2019 № 44У-32/2019 // СПС «КонсультантПлюс».
68. Апелляционное постановление Московского городского суда от 25.05.2017 по делу № 10-6932/2017 // СПС «КонсультантПлюс».
69. Приговор Тотемского районного суда по делу № 1-42/201142 // СПС «КонсультантПлюс».
70. Результаты обобщения практики рассмотрения уголовных, гражданских и административных дел апелляционной и кассационной инстанциями Верховного суда Республики Татарстан в 1 квартале 2017 года (утв. Президиумом Верховного суда Республики Татарстан 03.05.2017) // СПС «КонсультантПлюс».
71. Справка по результатам обобщения судебной практики по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних (подготовлена судьей судебной коллегии по уголовным делам Вологодского областного суда С.В. Инюкиным) // СПС «КонсультантПлюс».
72. Обзор апелляционной практики Верховного Суда Республики Коми по уголовным делам за июль 2017 года (подготовлен Верховным Судом Республики Коми) // СПС «КонсультантПлюс».
73. Сводные статистические сведения о состоянии судимости за 2018 год. Официальный сайт Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.cdep.ru(дата обращения 12.04.2019).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ