Формирование модели выпускника вуза на основе компетентностного подхода
|
ВВЕДЕНИЕ 2
1 Ключевые аспекты при подготовке выпускников вуза 7
1.1 Исследование современных тенденций развития рынка образовательных услуг 7
1.2 Понятие компетенций и компетентностного подхода в подготовке
профессиональных кадров 21
2 Анализ соответствия требований работодателей и параметров модели выпускника вуза (на примере направления подготовки 080200.62 Менеджмент
профиля подготовки 080200.32.00.04 Маркетинг) 35
2.1 Изучение требований работодателей к выпускнику вуза 35
2.2 Исследование параметров модели выпускника вуза 55
2.3 Установление соответствия требований работодателей и параметров модели выпускника вуза (на примере направления подготовки 080200.62
Менеджмент профиля подготовки 080200.32.00.04 Маркетинг) 60
3 Система показателей оценки эффективности подготовки выпускников вуза 69
3.1 Обоснование показателей эффективности подготовки 69
3.2 Информационно- аналитическое обеспечение эффективности подготовки
выпускников вуза 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 99
Приложение А-Б 107-117
1 Ключевые аспекты при подготовке выпускников вуза 7
1.1 Исследование современных тенденций развития рынка образовательных услуг 7
1.2 Понятие компетенций и компетентностного подхода в подготовке
профессиональных кадров 21
2 Анализ соответствия требований работодателей и параметров модели выпускника вуза (на примере направления подготовки 080200.62 Менеджмент
профиля подготовки 080200.32.00.04 Маркетинг) 35
2.1 Изучение требований работодателей к выпускнику вуза 35
2.2 Исследование параметров модели выпускника вуза 55
2.3 Установление соответствия требований работодателей и параметров модели выпускника вуза (на примере направления подготовки 080200.62
Менеджмент профиля подготовки 080200.32.00.04 Маркетинг) 60
3 Система показателей оценки эффективности подготовки выпускников вуза 69
3.1 Обоснование показателей эффективности подготовки 69
3.2 Информационно- аналитическое обеспечение эффективности подготовки
выпускников вуза 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 99
Приложение А-Б 107-117
Актуальность проблемы. Присоединение России в сентябре 2003 г. к Болонской декларации повлекло за собой необходимость реформирования системы образования в целом и особенно системы высшего образования. Основным шагом стал переход к двухуровневой (бакалавр, магистр) системе высшего образования. Важным следствием такого перехода является усиление прагматизации знания, что находит свое отражение в рамках и образования, и воспитания: в их основе должны лежать практикоориентированные образцы, которые будут в состоянии обеспечить продуктивную социальную и профессиональную адаптацию молодого поколения.
В этой связи особую актуальность приобретает компетентностный подход. Его сущность заключается в приоритетной ориентации на такие цели - векторы образования, как обучаемость, самоопределение (самодетерминация), самоактуализация, социализация и развитие индивидуальности. Выбор инструментальных средств достижения этих целей определяется новыми метаобразовательными конструктами: компетентностями и компетенциями.
Компетентностный подход в корне изменяет существующий образовательный процесс. Главным образом новый подход должен ориентировать образовательный процесс на создание таких педагогических условий, которые способствовали бы развитию личностного потенциала и подготовке выпускника к продуктивному самостоятельному действию в профессиональной сфере и повседневной жизни.
В докладе ЮНЕСКО говорится: «Все чаще предпринимателям нужна не квалификация, которая с их точки зрения слишком часто ассоциируется с умением осуществлять те или иные операции материального характера, а компетентность, которая рассматривается как своего рода коктейль навыков, свойственных каждому индивиду, в котором сочетаются квалификация в строгом смысле этого слова... социальное поведение, способность работать в группе, инициативность и любовь к риску» [32].
Таким образом, компетентностный подход становится основой, которая позволяет разработать систему трудовых отношений, соединяющую требования бизнеса, работу с персоналом и задачи современной системы образования. Распространение и популярность компетентностного подхода обусловлены рядом объективных причин, основной из которых является изменение производственной сферы. В связи с ускорением инновационных процессов обучение становится непосредственной, многократно востребованной частью воспроизводства социально-трудовых отношений. Развитие корпоративного обучения, новые требования к работнику изменяют требования к общей подготовке трудовых ресурсов, к системе образования в целом.
Современные тенденции диктуют особые требования к качеству разрабатываемой модели. Во-первых модель должна соответствовать требованиям всех заинтересованных сторон: вуза, обучающегося, работодателя и общества в целом. Во вторых, чтобы модель оставалась актуальной, в нее должны быть включены не просто высокие стандарты качества, необходимо учитывать предполагаемые изменения во внешней среде в будущем с учетом развития экономики, науки и культуры. В- третьих, модель представляет собой важный документ, предназначенный для широкого круга заинтересованных лиц. В ее основу следует закладывать следующие принципы: ясность, простота, легкость для понимания.
Поэтому научно обоснованное построение компетентностной модели выпускника вуза, программ формирования компетенций по направлению подготовки является актуальной проблемой в высшем образовании.
Таким образом, можно сделать вывод, что разработка моделей выпускников как основы процесса вузовской подготовки, в которых итоговые требования к выпускникам ВУЗов выражены на языке компетенций, становится актуальной. И применение данного подхода позволит российской высшей школе повысить качество образования обучающегося и улучшить результат обучения.
Объектом исследования является модель выпускника вуза.
Предметом исследования является процесс формирования совокупности компетенций выпускников.
Цель магистерской диссертации: сформировать модель выпускника вуза на основе компетентностного подхода.
Для достижения поставленной цели требуется решение следующих взаимосвязанных задач:
1 исследовать современные тенденции развития рынка образовательных услуг с позиции используемых моделей образования;
2 раскрыть и уточнить определение «компетентностный подход» в образовании;
3 уточнить содержание понятия «компетенции» и определить их перечень, используемых в формировании модели выпускника;
4 изучить требования работодателей к выпускнику вуза;
5 исследовать параметры модели выпускника вуза;
4 провести анализ соответствия требований работодателей и параметров модели выпускника вуза;
5 определить систему показателей оценки эффективности подготовки выпускников вуза;
6 провести исследование на основе анкетирования выпускников вуза для оценки эффективности их подготовки и выявления наиболее востребованных компетенций;
7 проанализировать полученные результаты и сделать соответствующие выводы.
Научная новизна. Научная значимость исследования заключается в определении перечня компетенций, формирующих модель выпускника; в определении перечня показателей эффективности компетентностного подхода для выпускника вуза; в установлении взаимосвязи между компетенциями,
Перечень публикаций по теме магистерской диссертации.
1 «Наука, практика, современность: международная конференция». Дата проведения: 01.04.2017 - 30.04.2017. Название «Требования современных работодателей к выпускникам компетентностный подход».
2 «Наука, практика, современность: международная конференция». Дата проведения: 01.04.2017 - 30.04.2017. Название «Компетентностный подход как основа новой парадигмы образования».
В этой связи особую актуальность приобретает компетентностный подход. Его сущность заключается в приоритетной ориентации на такие цели - векторы образования, как обучаемость, самоопределение (самодетерминация), самоактуализация, социализация и развитие индивидуальности. Выбор инструментальных средств достижения этих целей определяется новыми метаобразовательными конструктами: компетентностями и компетенциями.
Компетентностный подход в корне изменяет существующий образовательный процесс. Главным образом новый подход должен ориентировать образовательный процесс на создание таких педагогических условий, которые способствовали бы развитию личностного потенциала и подготовке выпускника к продуктивному самостоятельному действию в профессиональной сфере и повседневной жизни.
В докладе ЮНЕСКО говорится: «Все чаще предпринимателям нужна не квалификация, которая с их точки зрения слишком часто ассоциируется с умением осуществлять те или иные операции материального характера, а компетентность, которая рассматривается как своего рода коктейль навыков, свойственных каждому индивиду, в котором сочетаются квалификация в строгом смысле этого слова... социальное поведение, способность работать в группе, инициативность и любовь к риску» [32].
Таким образом, компетентностный подход становится основой, которая позволяет разработать систему трудовых отношений, соединяющую требования бизнеса, работу с персоналом и задачи современной системы образования. Распространение и популярность компетентностного подхода обусловлены рядом объективных причин, основной из которых является изменение производственной сферы. В связи с ускорением инновационных процессов обучение становится непосредственной, многократно востребованной частью воспроизводства социально-трудовых отношений. Развитие корпоративного обучения, новые требования к работнику изменяют требования к общей подготовке трудовых ресурсов, к системе образования в целом.
Современные тенденции диктуют особые требования к качеству разрабатываемой модели. Во-первых модель должна соответствовать требованиям всех заинтересованных сторон: вуза, обучающегося, работодателя и общества в целом. Во вторых, чтобы модель оставалась актуальной, в нее должны быть включены не просто высокие стандарты качества, необходимо учитывать предполагаемые изменения во внешней среде в будущем с учетом развития экономики, науки и культуры. В- третьих, модель представляет собой важный документ, предназначенный для широкого круга заинтересованных лиц. В ее основу следует закладывать следующие принципы: ясность, простота, легкость для понимания.
Поэтому научно обоснованное построение компетентностной модели выпускника вуза, программ формирования компетенций по направлению подготовки является актуальной проблемой в высшем образовании.
Таким образом, можно сделать вывод, что разработка моделей выпускников как основы процесса вузовской подготовки, в которых итоговые требования к выпускникам ВУЗов выражены на языке компетенций, становится актуальной. И применение данного подхода позволит российской высшей школе повысить качество образования обучающегося и улучшить результат обучения.
Объектом исследования является модель выпускника вуза.
Предметом исследования является процесс формирования совокупности компетенций выпускников.
Цель магистерской диссертации: сформировать модель выпускника вуза на основе компетентностного подхода.
Для достижения поставленной цели требуется решение следующих взаимосвязанных задач:
1 исследовать современные тенденции развития рынка образовательных услуг с позиции используемых моделей образования;
2 раскрыть и уточнить определение «компетентностный подход» в образовании;
3 уточнить содержание понятия «компетенции» и определить их перечень, используемых в формировании модели выпускника;
4 изучить требования работодателей к выпускнику вуза;
5 исследовать параметры модели выпускника вуза;
4 провести анализ соответствия требований работодателей и параметров модели выпускника вуза;
5 определить систему показателей оценки эффективности подготовки выпускников вуза;
6 провести исследование на основе анкетирования выпускников вуза для оценки эффективности их подготовки и выявления наиболее востребованных компетенций;
7 проанализировать полученные результаты и сделать соответствующие выводы.
Научная новизна. Научная значимость исследования заключается в определении перечня компетенций, формирующих модель выпускника; в определении перечня показателей эффективности компетентностного подхода для выпускника вуза; в установлении взаимосвязи между компетенциями,
Перечень публикаций по теме магистерской диссертации.
1 «Наука, практика, современность: международная конференция». Дата проведения: 01.04.2017 - 30.04.2017. Название «Требования современных работодателей к выпускникам компетентностный подход».
2 «Наука, практика, современность: международная конференция». Дата проведения: 01.04.2017 - 30.04.2017. Название «Компетентностный подход как основа новой парадигмы образования».
В последние несколько лет в России особенно остро обсуждаются проблемы высшего образования. Отрыв получаемых в процессе обучения знаний от умений их употреблять, острая нехватка квалифицированных и компетентностных кадров, устаревание информации происходит быстрее, чем завершается естественный цикл обучения специалиста в высшей школе- все это круг проблем традиционного высшего образования. На сегодняшний день решение состоит в переходе системы высшего образования на Федеральные государственные образовательные стандарты ВО нового поколения (ФГОС ВО), основу которых составляет компетентностная модель.
Важной задачей образовательного учреждения является построение модели выпускника как эталона, идеала, к которому надо стремиться в практической деятельности. Проблема постоянного совершенствования модели выпускника вуза любой специальности актуальна уже в силу стремления образовательной системы удовлетворять требованиям динамичного общества.
Быстроизменчивые процессы в образовательной сфере требуют от вузов внедрения новых подходов к процессу обучения. Одно из основополагающих решений в этом направлении - реализация компетентностного подхода, основанного на формировании и развитии у обучающихся набора ключевых компетенций, которые определяют его успешную адаптацию на рынке труда.
Компетентностный подход в вузе актуализирует проблемы моделирования выпускника, преемственности и непрерывности обучения, формирования и оценивания уровней сформированности общекультурных и профессиональных компетенций на разных этапах обучения студентов по конкретным направлениям подготовки. Он определяет новые методы и технологии обучения, способствующие развитию самостоятельности, инициативности, творческих способностей, критического мышления у обучающихся и ориентирующие их на конкретный эффективный результат.
Современные взаимоотношения между работодателями и специалистами с высшим образованием строятся на основе удовлетворения обоюдных интересов, постоянно возникающих в ходе их взаимодействия. Каждая из сторон преследует свои интересы, цели и в то же время вынуждена идти навстречу требованиям другой стороны. С каждым годом стремительно развиваются информационные технологии и внедряются общепризнанные мировые стандарты в профессиональную деятельность человека, изменяя требования работодателей к кандидатам на вакансии.
Очень важной, но неисследованной остается проблема согласования требований, предъявляемых к специалистам со стороны вузов и работодателей, в связи с чем отсутствует методика оценки уровня конкурентоспособности выпускников, учитывающая указанные выше аспекты. Особую важность в этой связи приобретают вопросы связанные с разработкой методических и практических рекомендаций по повышению уровня конкурентоспособности выпускников вузов на рынке труда за счет формирования компетентностной модели выпускника вуза.
Для того, чтобы понять какие компетенции являются востребованными работодателем на рыке труда в текущем и в перспективном периодах, что должен знать и уметь выпускник, каким практическим опытом он должен обладать, чтобы умело применять его для решения стоящих перед ним задач, был сформирован перечень востребованных компетенций.
В условиях современной рыночной экономики увеличивается потребность работодателей в специалистах и работниках высокой квалификации. Работодатели, принимая на работу выпускников вузов, ожидают от них владения комплексом профессиональных компетенций, соответствующих требованиям развития инновационной модели экономики и общества.
В ходе анализа всех исследований, были рассмотрены особенности компетентностного подхода при оценке персонала, и как данный подход применяется на практике, также были определены основные компетенции выпускников, востребованные современным рынком труда. B во всех исследованиях ключевой компетентностью для работодателя являются базовые знания и обучаемость, также немаловажно для них наличие опыта у претендента и такие личностные компетенции, как коммуникабельность, целеустремленность, ответственность. Наименьшее предпочтение было отдано стремление к карьерному росту.
Итоги работ по определению востребованных компетенций позволили актуализировать требования к системе профессионального образования с учетом перспектив развития в различных сферах деятельности. Это может способствовать решению проблемы подготовки востребованных специалистов системой профессионального образования, обеспечения гарантированного трудоустройства выпускникам, а также заполнению свободных рабочих мест.
Таким образом, в результате исследования был выявлен перечень/ каталог «ключевых компетенций», характеризующий потенциал работника и степень его конкурентного преимущества. Требования работодателей к нанимаемым сотрудникам весьма разнообразны. Для работодателя имеет значение совершенно разные компетенции и показатели: опыт работы; уровень образования, социальные и личностные качества будущих сотрудников, так же высокая степень профессионализма и высокий уровень работоспособности. И стоит отметить, что уровень компетенций, наличие которых работодатели хотели бы видеть у сотрудника, объективно зависит от того, на какую позицию происходит поиск персонала.
Анализ степени соответствия подготовки выпускников вуза требованиям рынка труда, является актуальной на современном этапе развития экономики задачей. Драйвером развития всех видов экономической деятельности являются знания, умения, навыки, которые трансформируются в идеи, инновации и их коммерциализацию. Степень соответствия компетенций выпускников вуза требованиям работодателей показывает вектор и резервы повышения качества образования и квалификации выходящих на рынок труда выпускников. Отдельной задачей является анализ требований работодателей к уровню квалификации выпускников.
В результате освоения программы бакалавриата у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные, и профессиональные компетенции.
Проанализировав все профессиональнее стандарты, ФГОС ВО, требования, предъявляемые работодателями к выпускнику вуза и государственные образовательные стандарты, можно сделать вывод, что требования работодателей и стандарты образования совпадают частично, большей частью в оценке личностной и профессиональной компетенции, в меньшей степени - специальные (профильные).
Работодатели предъявляют высокие требования к профессиональным и специальным компетенциям выпускников (предметно-специализированные; компетенции, направленные конкретно на определенную сферу деятельности), коммуникативным и личностным (умения устанавливать контакт, слушать, понимать подчиненных, ответственность, стремление к саморазвитию, стрессоустойчивость).
Также в работе были оценены показатели эффективности подготовки выпускников вуза. Эффективность деятельности вуза определяется востребованностью и качеством предоставляемого им образования, а критериями эффективности являются соответствие компетенций выпускников требованиям работодателей и их конкурентоспособность на рынке труда.
Один из основополагающих подходов к оценке эффективности подготовки, базируется на получение данных по своевременному трудоустройству выпускников после окончания вуза и что не менее важно - выпускник трудоустроен по специальности/ направлению обучения. Высокое трудоустройство выпускников говорит об наиболее эффективной подготовки студентов вуза. И чем выше показатель трудоустройства, тем соответственно и выше эффективность подготовки. Именно эта концепция была заложена в основу исследования.
Для определения эффективности подготовки выпускника вуза и выявления наиболее важных компетенций по мнению самого выпускника было проведено исследование, основной целью которого являлась оценка результативности фактического трудоустройства выпускников, как по специальности, так и в общем и анализ наиболее важных и востребованных компетенций со стороны выпускников.
Анкетирование является одним из наиболее информативных способов опроса. Оно проводилась в отношении выпускников-маркетологов, окончивших вуз не позднее 2014 года. На основе полученной информации было выявлено насколько эффективно подготавливает вуз выпускников. В результате опроса были получены ответы от 35 выпускников
Форма анкеты включает в себя 10 закрытых и открытых вопросов и состоит из 3-х основных блоков.
Первый блок, включающий 1 вопрос, дает возможность узнать общую информацию о выпускнике, такую как год окончания вуза.
Второй блок состоит из 3, 4, 5 вопросов. Он позволяет оценить непосредственно эффективность подготовки выпускника, по таким показателям, как трудоустройство выпускника в общем, так и трудоустройство по специальности.
Третий блок вопросов (5-10 вопросы) дает возможность выделить наиболее важную группу компетенций (ОК, ПК, ПСК), а также выявить востребованные компетенции со стороны работодателя, так и для самих лично с точки зрения выпускников.
Полученные данные позволили оценить и проанализировать эффективность подготовки обучения студентов, а также сформировать компетентностную модель выпускника, включающую в себя перечень общекультурных, профессиональных и специализированных компетенций, востребованных на сегодняшний день и которая также приведет к повышению качества образования выпускника и улучшению результата обучения.
По результатам анкеты можно сделать следующие выводы.
Трудоустроенными на момент проведения опроса оказались 33 человека из 35, а это 94,3%. 2 человека в настоящее время не работают по объективным причинам.
Количество выпускников, которые нашли работу в течение первых полгода после окончания института составляет 30 человек, а это 85,7%, 3 человека впервые были трудоустроены в течение года.
Анализируя результаты опроса, можно сделать вывод, что эффективность подготовки выпускника вуза высока, так как показатели трудоустройства в общем и трудоустройства по специальности велики. Почти все опрошенные выпускники имеют работу, и что немало важно, больше половины имеют работу по специальности.28 опрошенных выпускников, а это 80 %, используют полученные за время в Университете компетенции в своей трудовой и социальной жизни, это говорит о том, что те компетенции, которые заложены в стандарты обучения являются актуальными и востребованными в дальнейшей жизни выпускника.
На вопрос «Какая группа компетенций, по Вашему мнению, является наиболее значимой и востребованной для работодателей?» 24 человека, а это 68,6 % ответили: «Профессиональные компетенции» (ПК), 7 человек, а это 20%- «Предметно-специализированные компетенции» (ПСК), 4 человека, а это 11,4 % ответили: «Общекультурные компетенции» (ОК).
На вопрос «Какая группа компетенций, по Вашему мнению, является наиболее значимой и востребованной лично для Вас?» 21 человек, ответили: «Профессиональные компетенции», 6 человек - «Предметно-специализированные компетенции», 8 человек ответили: «Общекультурные компетенции». Результаты ответов практически не отличаются от предыдущего вопроса. Единственное значимое колебание прослеживается в увеличении количества ответов по такой группа компетенций, как «общекультурные компетенции». Это объясняется тем, что в людям социальной жизни наиболее полезны, такие компетенции как, коммуникабельность, инициативность, энергичность.
Заключающий вопрос в анкете был открытым для того, чтобы каждый выпускник самостоятельно подумал и указал компетенции, которые необходимо добавить в программу обучения для повышения эффективности подготовки и востребованности выпускника вуза на рынке труда. Полученные ответы были разные. Но на первом месте было наличие большего количества практики и практических занятий, также еще были упомянуты такие компетенции, как культура общения, работа с большим объемам информации, знания экономики предприятия.
Можно сделать вывод, что студентам не хватает опыта и стажа, а также не хватает практических занятий и заданий, которые позволили бы им после окончании вуза легко применять полученные навыки на практике.
Таким образом, на основе анализа требований работодателей к выпускнику вуза, анализа ФГОС ВО и анализа проведенного исследования в третьей главе (анкета), была сформирована компетентностная модель выпускника вуза.
Необходимо также отметить, что как для работодателей, так и для выпускников вуза огромное значение при трудоустройстве имеет опыт и стаж работы. Данный критерий сложно отнести к группам компетенций, но он играет значительную роль при поиске работы. Поэтому при построении программ и стандартов обучения, необходимо внести как можно больше «реальных» практик на предприятиях, с целью получения и развития практических навыков и компетенций у студентов. В новых стандартах ФГОС ВО 3 (3 поколения) уже сейчас введено большое количество часов, которое отведено на прохождения различных практик, для студентов (учебных, производственных и преддипломных).
Предполагаемый подход к формированию модели выпускника позволит осуществить полный переход от квалификационной модели к компетентностной, которая содержит в себе не только компетенции, которые закладывает с первого курса в студента система образования, но и требования работодателей к потенциальным работникам. В этом случае выпускник после окончания университета будет всегда востребован на рынке труда, будет конкурентноспособным и с легкостью сможет применят все полученные за время обучения компетенции на практике. Разработанная модель позволит образовательным учреждениям повысить эффективность подготовки выпускников и улучшить результат их обучения. Именно эти задачи стояли в данной работе, для которых и были предприняты меры по их решению.
Важной задачей образовательного учреждения является построение модели выпускника как эталона, идеала, к которому надо стремиться в практической деятельности. Проблема постоянного совершенствования модели выпускника вуза любой специальности актуальна уже в силу стремления образовательной системы удовлетворять требованиям динамичного общества.
Быстроизменчивые процессы в образовательной сфере требуют от вузов внедрения новых подходов к процессу обучения. Одно из основополагающих решений в этом направлении - реализация компетентностного подхода, основанного на формировании и развитии у обучающихся набора ключевых компетенций, которые определяют его успешную адаптацию на рынке труда.
Компетентностный подход в вузе актуализирует проблемы моделирования выпускника, преемственности и непрерывности обучения, формирования и оценивания уровней сформированности общекультурных и профессиональных компетенций на разных этапах обучения студентов по конкретным направлениям подготовки. Он определяет новые методы и технологии обучения, способствующие развитию самостоятельности, инициативности, творческих способностей, критического мышления у обучающихся и ориентирующие их на конкретный эффективный результат.
Современные взаимоотношения между работодателями и специалистами с высшим образованием строятся на основе удовлетворения обоюдных интересов, постоянно возникающих в ходе их взаимодействия. Каждая из сторон преследует свои интересы, цели и в то же время вынуждена идти навстречу требованиям другой стороны. С каждым годом стремительно развиваются информационные технологии и внедряются общепризнанные мировые стандарты в профессиональную деятельность человека, изменяя требования работодателей к кандидатам на вакансии.
Очень важной, но неисследованной остается проблема согласования требований, предъявляемых к специалистам со стороны вузов и работодателей, в связи с чем отсутствует методика оценки уровня конкурентоспособности выпускников, учитывающая указанные выше аспекты. Особую важность в этой связи приобретают вопросы связанные с разработкой методических и практических рекомендаций по повышению уровня конкурентоспособности выпускников вузов на рынке труда за счет формирования компетентностной модели выпускника вуза.
Для того, чтобы понять какие компетенции являются востребованными работодателем на рыке труда в текущем и в перспективном периодах, что должен знать и уметь выпускник, каким практическим опытом он должен обладать, чтобы умело применять его для решения стоящих перед ним задач, был сформирован перечень востребованных компетенций.
В условиях современной рыночной экономики увеличивается потребность работодателей в специалистах и работниках высокой квалификации. Работодатели, принимая на работу выпускников вузов, ожидают от них владения комплексом профессиональных компетенций, соответствующих требованиям развития инновационной модели экономики и общества.
В ходе анализа всех исследований, были рассмотрены особенности компетентностного подхода при оценке персонала, и как данный подход применяется на практике, также были определены основные компетенции выпускников, востребованные современным рынком труда. B во всех исследованиях ключевой компетентностью для работодателя являются базовые знания и обучаемость, также немаловажно для них наличие опыта у претендента и такие личностные компетенции, как коммуникабельность, целеустремленность, ответственность. Наименьшее предпочтение было отдано стремление к карьерному росту.
Итоги работ по определению востребованных компетенций позволили актуализировать требования к системе профессионального образования с учетом перспектив развития в различных сферах деятельности. Это может способствовать решению проблемы подготовки востребованных специалистов системой профессионального образования, обеспечения гарантированного трудоустройства выпускникам, а также заполнению свободных рабочих мест.
Таким образом, в результате исследования был выявлен перечень/ каталог «ключевых компетенций», характеризующий потенциал работника и степень его конкурентного преимущества. Требования работодателей к нанимаемым сотрудникам весьма разнообразны. Для работодателя имеет значение совершенно разные компетенции и показатели: опыт работы; уровень образования, социальные и личностные качества будущих сотрудников, так же высокая степень профессионализма и высокий уровень работоспособности. И стоит отметить, что уровень компетенций, наличие которых работодатели хотели бы видеть у сотрудника, объективно зависит от того, на какую позицию происходит поиск персонала.
Анализ степени соответствия подготовки выпускников вуза требованиям рынка труда, является актуальной на современном этапе развития экономики задачей. Драйвером развития всех видов экономической деятельности являются знания, умения, навыки, которые трансформируются в идеи, инновации и их коммерциализацию. Степень соответствия компетенций выпускников вуза требованиям работодателей показывает вектор и резервы повышения качества образования и квалификации выходящих на рынок труда выпускников. Отдельной задачей является анализ требований работодателей к уровню квалификации выпускников.
В результате освоения программы бакалавриата у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные, и профессиональные компетенции.
Проанализировав все профессиональнее стандарты, ФГОС ВО, требования, предъявляемые работодателями к выпускнику вуза и государственные образовательные стандарты, можно сделать вывод, что требования работодателей и стандарты образования совпадают частично, большей частью в оценке личностной и профессиональной компетенции, в меньшей степени - специальные (профильные).
Работодатели предъявляют высокие требования к профессиональным и специальным компетенциям выпускников (предметно-специализированные; компетенции, направленные конкретно на определенную сферу деятельности), коммуникативным и личностным (умения устанавливать контакт, слушать, понимать подчиненных, ответственность, стремление к саморазвитию, стрессоустойчивость).
Также в работе были оценены показатели эффективности подготовки выпускников вуза. Эффективность деятельности вуза определяется востребованностью и качеством предоставляемого им образования, а критериями эффективности являются соответствие компетенций выпускников требованиям работодателей и их конкурентоспособность на рынке труда.
Один из основополагающих подходов к оценке эффективности подготовки, базируется на получение данных по своевременному трудоустройству выпускников после окончания вуза и что не менее важно - выпускник трудоустроен по специальности/ направлению обучения. Высокое трудоустройство выпускников говорит об наиболее эффективной подготовки студентов вуза. И чем выше показатель трудоустройства, тем соответственно и выше эффективность подготовки. Именно эта концепция была заложена в основу исследования.
Для определения эффективности подготовки выпускника вуза и выявления наиболее важных компетенций по мнению самого выпускника было проведено исследование, основной целью которого являлась оценка результативности фактического трудоустройства выпускников, как по специальности, так и в общем и анализ наиболее важных и востребованных компетенций со стороны выпускников.
Анкетирование является одним из наиболее информативных способов опроса. Оно проводилась в отношении выпускников-маркетологов, окончивших вуз не позднее 2014 года. На основе полученной информации было выявлено насколько эффективно подготавливает вуз выпускников. В результате опроса были получены ответы от 35 выпускников
Форма анкеты включает в себя 10 закрытых и открытых вопросов и состоит из 3-х основных блоков.
Первый блок, включающий 1 вопрос, дает возможность узнать общую информацию о выпускнике, такую как год окончания вуза.
Второй блок состоит из 3, 4, 5 вопросов. Он позволяет оценить непосредственно эффективность подготовки выпускника, по таким показателям, как трудоустройство выпускника в общем, так и трудоустройство по специальности.
Третий блок вопросов (5-10 вопросы) дает возможность выделить наиболее важную группу компетенций (ОК, ПК, ПСК), а также выявить востребованные компетенции со стороны работодателя, так и для самих лично с точки зрения выпускников.
Полученные данные позволили оценить и проанализировать эффективность подготовки обучения студентов, а также сформировать компетентностную модель выпускника, включающую в себя перечень общекультурных, профессиональных и специализированных компетенций, востребованных на сегодняшний день и которая также приведет к повышению качества образования выпускника и улучшению результата обучения.
По результатам анкеты можно сделать следующие выводы.
Трудоустроенными на момент проведения опроса оказались 33 человека из 35, а это 94,3%. 2 человека в настоящее время не работают по объективным причинам.
Количество выпускников, которые нашли работу в течение первых полгода после окончания института составляет 30 человек, а это 85,7%, 3 человека впервые были трудоустроены в течение года.
Анализируя результаты опроса, можно сделать вывод, что эффективность подготовки выпускника вуза высока, так как показатели трудоустройства в общем и трудоустройства по специальности велики. Почти все опрошенные выпускники имеют работу, и что немало важно, больше половины имеют работу по специальности.28 опрошенных выпускников, а это 80 %, используют полученные за время в Университете компетенции в своей трудовой и социальной жизни, это говорит о том, что те компетенции, которые заложены в стандарты обучения являются актуальными и востребованными в дальнейшей жизни выпускника.
На вопрос «Какая группа компетенций, по Вашему мнению, является наиболее значимой и востребованной для работодателей?» 24 человека, а это 68,6 % ответили: «Профессиональные компетенции» (ПК), 7 человек, а это 20%- «Предметно-специализированные компетенции» (ПСК), 4 человека, а это 11,4 % ответили: «Общекультурные компетенции» (ОК).
На вопрос «Какая группа компетенций, по Вашему мнению, является наиболее значимой и востребованной лично для Вас?» 21 человек, ответили: «Профессиональные компетенции», 6 человек - «Предметно-специализированные компетенции», 8 человек ответили: «Общекультурные компетенции». Результаты ответов практически не отличаются от предыдущего вопроса. Единственное значимое колебание прослеживается в увеличении количества ответов по такой группа компетенций, как «общекультурные компетенции». Это объясняется тем, что в людям социальной жизни наиболее полезны, такие компетенции как, коммуникабельность, инициативность, энергичность.
Заключающий вопрос в анкете был открытым для того, чтобы каждый выпускник самостоятельно подумал и указал компетенции, которые необходимо добавить в программу обучения для повышения эффективности подготовки и востребованности выпускника вуза на рынке труда. Полученные ответы были разные. Но на первом месте было наличие большего количества практики и практических занятий, также еще были упомянуты такие компетенции, как культура общения, работа с большим объемам информации, знания экономики предприятия.
Можно сделать вывод, что студентам не хватает опыта и стажа, а также не хватает практических занятий и заданий, которые позволили бы им после окончании вуза легко применять полученные навыки на практике.
Таким образом, на основе анализа требований работодателей к выпускнику вуза, анализа ФГОС ВО и анализа проведенного исследования в третьей главе (анкета), была сформирована компетентностная модель выпускника вуза.
Необходимо также отметить, что как для работодателей, так и для выпускников вуза огромное значение при трудоустройстве имеет опыт и стаж работы. Данный критерий сложно отнести к группам компетенций, но он играет значительную роль при поиске работы. Поэтому при построении программ и стандартов обучения, необходимо внести как можно больше «реальных» практик на предприятиях, с целью получения и развития практических навыков и компетенций у студентов. В новых стандартах ФГОС ВО 3 (3 поколения) уже сейчас введено большое количество часов, которое отведено на прохождения различных практик, для студентов (учебных, производственных и преддипломных).
Предполагаемый подход к формированию модели выпускника позволит осуществить полный переход от квалификационной модели к компетентностной, которая содержит в себе не только компетенции, которые закладывает с первого курса в студента система образования, но и требования работодателей к потенциальным работникам. В этом случае выпускник после окончания университета будет всегда востребован на рынке труда, будет конкурентноспособным и с легкостью сможет применят все полученные за время обучения компетенции на практике. Разработанная модель позволит образовательным учреждениям повысить эффективность подготовки выпускников и улучшить результат их обучения. Именно эти задачи стояли в данной работе, для которых и были предприняты меры по их решению.
Подобные работы
- Компетентностный подход к формированию системы обучения и развития персонала
Бакалаврская работа, управление проектами. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ПРОФИЛЯ МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ОСНОВЕ МОДУЛЬНОГО ПОДХОДА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Адаптация студентов к профессиональной подготовке в техническом вузе на основе ценностных ориентаций образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ ЛИНГВО-ИНФОРМАЦИОННОЙ
КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА НА ОСНОВЕ
ТЕХНОЛОГИИ CLIL
Магистерская диссертация, информационные системы. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Допрофессиональное медиаобразование в школах молодого журналиста: компетентностный подход
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020 - ФИЛОСОФСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И ОСНОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ
Дипломные работы, ВКР, философия. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2021 - УЧЕБНИК ПО ИСТОРИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ ШЕСТЫХ КЛАССОВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - ЭФФЕКТИВНЫЕ МОДЕЛИ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ
В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - Особенности применения компетентностного подхода в преподавании
экономических дисциплин (на примере государственного автономного
профессионального образовательного учреждения «Мензелинский
педагогический колледж имени Мусы Джалиля»)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2017



