Нормирование труда и установление заработной платы
|
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ НОРМИРОВАНИЯ ТРУДА 8
1.1 Нормирование труда: понятие, виды, задачи 8
1.2 Методы нормирования труда 18
ГЛАВА 2 НОРМИРОВАНИЕ ТРУДА КАК ЭЛЕМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ
ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ 24
2.1 Сущность и значение заработной платы 24
2.2 Государственное регулирование установления заработной платы 45
2.3 Локальное регулирование заработной платы во взаимосвязи с
нормированием труда 65
2.4 Нормирование и установление заработной платы для отдельных категорий
работников 86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 103
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ НОРМИРОВАНИЯ ТРУДА 8
1.1 Нормирование труда: понятие, виды, задачи 8
1.2 Методы нормирования труда 18
ГЛАВА 2 НОРМИРОВАНИЕ ТРУДА КАК ЭЛЕМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ
ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ 24
2.1 Сущность и значение заработной платы 24
2.2 Государственное регулирование установления заработной платы 45
2.3 Локальное регулирование заработной платы во взаимосвязи с
нормированием труда 65
2.4 Нормирование и установление заработной платы для отдельных категорий
работников 86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 103
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
В настоящее время необходимым условием социально-экономического развития общества является повышение эффективности экономики при одновременном усилении ее социальной направленности, наиболее полном учёте интересов и потребностей человека во всех сферах его деятельности, и в первую очередь - в сфере труда. В качестве одного из важнейших направлений реализации этих задач является нормативно-методическое и информационное обеспечение решения вопросов нормирования труда и установления заработной платы персоналу организаций любой формы собственности и организационной структуры управления.
Актуальность рассмотрения темы регулирования заработной платы обусловлена следующими положениями.
Состояние и организация нормирования труда - один из важнейших критериев технико-экономического, организационного и социального обоснования решений в области управления производством. Использование обоснованных норм трудовых затрат выступает важным условием обеспечения конкурентоспособности выпускаемой продукции, эффективной работы организаций.
Заработная плата в свою очередь представляет собой один из основных факторов социально - экономической жизни каждой страны, коллектива, человека. Высокий уровень заработной платы может оказать благотворное влияние на экономику в целом, обеспечивая высокий спрос на товары и услуги. И, наконец, высокая заработная плата стимулирует усилия руководителей предприятий рачительно использовать рабочую силу, модернизировать производство.
В ходе данной работы рассматриваются различные проблемы как в теоретическом аспекте, так и на основе конкретных судебных, а также выдвигаются предположения, как можно попытаться устранить проблемы установления оплаты и нормирования труда на предприятиях.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе реализации правовых норм, регламентирующих порядок установления заработной платы и норм труда.
Предмет исследования составляют теоретические и практические проблемы нормирования труда на предприятиях и установления заработной платы работникам.
Цель данной работы - рассмотреть порядок установления заработной платы во взаимосвязи с нормированием труда, а также провести анализ проблем, связанных с нормированием и установлением оплаты труда; и выявить пути их решения.
Для осуществления этой цели необходимо выполнить следующие задачи:
Во-первых, необходимо рассмотреть, что представляет собой нормирование труда, в чем заключается его задача, и какие виды норм труда существуют.
Во-вторых, нужно рассмотреть, на основе каких методов происходит нормирование труда, какие методы более эффективны и в каких случаях их следует применять.
В-третьих, требуется определить сущность заработной платы и ее формирование, определить основные принципы организации заработной платы , а также понять каким образом нормирование труда влияет на оплату труда работника.
В-четвертых, необходимо рассмотреть порядок нормирования и установления заработной на локальном уровне и на конкретных примерах проанализировать данные аспекты.
В качестве источников данной работы рассматриваются научные труды ведущих специалистов по вопросам организации оплаты и нормирования труда, основные нормативные акты, регулирующие данные вопросы, а также судебная практика.
Работа состоит из двух глав, включающих 6 параграфов, введение, заключение и список использованной литературы.
Актуальность рассмотрения темы регулирования заработной платы обусловлена следующими положениями.
Состояние и организация нормирования труда - один из важнейших критериев технико-экономического, организационного и социального обоснования решений в области управления производством. Использование обоснованных норм трудовых затрат выступает важным условием обеспечения конкурентоспособности выпускаемой продукции, эффективной работы организаций.
Заработная плата в свою очередь представляет собой один из основных факторов социально - экономической жизни каждой страны, коллектива, человека. Высокий уровень заработной платы может оказать благотворное влияние на экономику в целом, обеспечивая высокий спрос на товары и услуги. И, наконец, высокая заработная плата стимулирует усилия руководителей предприятий рачительно использовать рабочую силу, модернизировать производство.
В ходе данной работы рассматриваются различные проблемы как в теоретическом аспекте, так и на основе конкретных судебных, а также выдвигаются предположения, как можно попытаться устранить проблемы установления оплаты и нормирования труда на предприятиях.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе реализации правовых норм, регламентирующих порядок установления заработной платы и норм труда.
Предмет исследования составляют теоретические и практические проблемы нормирования труда на предприятиях и установления заработной платы работникам.
Цель данной работы - рассмотреть порядок установления заработной платы во взаимосвязи с нормированием труда, а также провести анализ проблем, связанных с нормированием и установлением оплаты труда; и выявить пути их решения.
Для осуществления этой цели необходимо выполнить следующие задачи:
Во-первых, необходимо рассмотреть, что представляет собой нормирование труда, в чем заключается его задача, и какие виды норм труда существуют.
Во-вторых, нужно рассмотреть, на основе каких методов происходит нормирование труда, какие методы более эффективны и в каких случаях их следует применять.
В-третьих, требуется определить сущность заработной платы и ее формирование, определить основные принципы организации заработной платы , а также понять каким образом нормирование труда влияет на оплату труда работника.
В-четвертых, необходимо рассмотреть порядок нормирования и установления заработной на локальном уровне и на конкретных примерах проанализировать данные аспекты.
В качестве источников данной работы рассматриваются научные труды ведущих специалистов по вопросам организации оплаты и нормирования труда, основные нормативные акты, регулирующие данные вопросы, а также судебная практика.
Работа состоит из двух глав, включающих 6 параграфов, введение, заключение и список использованной литературы.
В соответствии с ч.3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Однако действующее законодательство не позволяет в полной мере развивать указанные конституционные положения. Проведенное в работе исследование позволяет установить, что нормы, регламентирующие порядок нормирования труда и установления заработной платы требуют доработки.
Изучение теоретических и практических аспектов нормирования и установления заработной платы позволило выявить недостатки существующего законодательства и сформулировать ряд предложений, направленных на его совершенствование.
1. Минимальный размер оплаты труда должен представлять собой только тарифную ставку (оклад), не включая в себя все выплаты компенсационного и стимулирующего характера. Необходимо вернуть в трудовое законодательство ныне отсутствующее понятие «минимальный размер оплаты труда». Так же вернуть, часть четвертую статьи 133 ТК РФ, которая утратила свою силу. В ней было предусмотрено, что размеры тарифных ставок, окладов, базовых окладов, базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда.
2. За нарушение работодателем условий ст. 162 ТК РФ должна быть ведена материальная ответственность. По нашему мнению, данное положение снизит злоупотребление своими должностными полномочиями работодателем путем не согласованных с работниками изменений и пересмотра норм труда без законных на то оснований, то есть изменений в организации, технике и технологии производства.
3. Обоснованным представляется введения в Трудовой кодекс статьи, в которой будет реализовываться комплекс мероприятий по повышению правосознания основных субъектов трудового права, в том числе посредством введения требования обеспечения доступности для работников локальных правовых актов, ознакомления работников не только с принятыми на момент трудоустройства, но и с вновь принимаемыми работодателем локальными нормативными актами и иными решениями нормативного характера; разработки у работодателя маршрутных карт, связанных с реализацией работниками своих прав в сфере оплаты труда.
4. Целесообразно изменить процедуру разработки и принятия
типовых норм труда в государственных (муниципальных) учреждениях. То есть необходимо привлекать для разработки типовых норм именно действующих специалистов-практиков. Для этого необходимо реформировать Приказ Минтруда России от 30.09.2013 № 504 «Об утверждении методических
рекомендаций по разработке систем нормирования труда в государственных (муниципальных) учреждениях».
5. Необходимо пересмотреть положение ст. 1 ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», противоречащее ст. 133 ТК РФ, в которой определенно, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. На данный момент МРОТ ниже прожиточного минимума.
6. В целях обеспечения прав работников на индексацию заработной платы в случаях, когда работодатель не установил порядок индексации на локальном уровне, целесообразно закрепить в ст. 134 ТК РФ обязанность работодателя индексировать заработную плату работников в порядке, предусмотренном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
7. Кроме того, целесообразно закрепить в ст. 22 ТК РФ обязанность работодателя индексировать заработную плату работника в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги, а в ст. 21 ТК РФ - право работника на такую индексацию.
8. Для активизации работы по улучшению организации и нормирования труда необходимо повышение качества обучения соответствующим специальным дисциплинам студентов вузов, а также усиление внимания к изучению проблем методов организации и нормирования труда в системе образования.
В целом нормирование и установление оплаты труда являются важнейшими инструментами развития общества, повышения эффективности экономики при одновременном усилении ее социальной направленности, наиболее полном учёте интересов и потребностей человека во всех сферах его деятельности, и в первую очередь - в сфере труда. Указанные меры, считаем, будут способствовать повышению качества и эффективности нормирования труда, а так же установления заработной платы работникам.
Однако действующее законодательство не позволяет в полной мере развивать указанные конституционные положения. Проведенное в работе исследование позволяет установить, что нормы, регламентирующие порядок нормирования труда и установления заработной платы требуют доработки.
Изучение теоретических и практических аспектов нормирования и установления заработной платы позволило выявить недостатки существующего законодательства и сформулировать ряд предложений, направленных на его совершенствование.
1. Минимальный размер оплаты труда должен представлять собой только тарифную ставку (оклад), не включая в себя все выплаты компенсационного и стимулирующего характера. Необходимо вернуть в трудовое законодательство ныне отсутствующее понятие «минимальный размер оплаты труда». Так же вернуть, часть четвертую статьи 133 ТК РФ, которая утратила свою силу. В ней было предусмотрено, что размеры тарифных ставок, окладов, базовых окладов, базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда.
2. За нарушение работодателем условий ст. 162 ТК РФ должна быть ведена материальная ответственность. По нашему мнению, данное положение снизит злоупотребление своими должностными полномочиями работодателем путем не согласованных с работниками изменений и пересмотра норм труда без законных на то оснований, то есть изменений в организации, технике и технологии производства.
3. Обоснованным представляется введения в Трудовой кодекс статьи, в которой будет реализовываться комплекс мероприятий по повышению правосознания основных субъектов трудового права, в том числе посредством введения требования обеспечения доступности для работников локальных правовых актов, ознакомления работников не только с принятыми на момент трудоустройства, но и с вновь принимаемыми работодателем локальными нормативными актами и иными решениями нормативного характера; разработки у работодателя маршрутных карт, связанных с реализацией работниками своих прав в сфере оплаты труда.
4. Целесообразно изменить процедуру разработки и принятия
типовых норм труда в государственных (муниципальных) учреждениях. То есть необходимо привлекать для разработки типовых норм именно действующих специалистов-практиков. Для этого необходимо реформировать Приказ Минтруда России от 30.09.2013 № 504 «Об утверждении методических
рекомендаций по разработке систем нормирования труда в государственных (муниципальных) учреждениях».
5. Необходимо пересмотреть положение ст. 1 ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», противоречащее ст. 133 ТК РФ, в которой определенно, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. На данный момент МРОТ ниже прожиточного минимума.
6. В целях обеспечения прав работников на индексацию заработной платы в случаях, когда работодатель не установил порядок индексации на локальном уровне, целесообразно закрепить в ст. 134 ТК РФ обязанность работодателя индексировать заработную плату работников в порядке, предусмотренном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
7. Кроме того, целесообразно закрепить в ст. 22 ТК РФ обязанность работодателя индексировать заработную плату работника в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги, а в ст. 21 ТК РФ - право работника на такую индексацию.
8. Для активизации работы по улучшению организации и нормирования труда необходимо повышение качества обучения соответствующим специальным дисциплинам студентов вузов, а также усиление внимания к изучению проблем методов организации и нормирования труда в системе образования.
В целом нормирование и установление оплаты труда являются важнейшими инструментами развития общества, повышения эффективности экономики при одновременном усилении ее социальной направленности, наиболее полном учёте интересов и потребностей человека во всех сферах его деятельности, и в первую очередь - в сфере труда. Указанные меры, считаем, будут способствовать повышению качества и эффективности нормирования труда, а так же установления заработной платы работникам.





