🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

Правовое регулирование суррогатного материнства

Работа №201713

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

юриспруденция

Объем работы72
Год сдачи2017
Стоимость4720 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
16
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 6
Глава 1. ПОНЯТИЕ СУРРОГАТНОГО МАТЕРИНСТВА И ИСТОЧНИКИ ЕГО ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
1.1. Понятие суррогатного материнства 10
1.2. Правовое положение эмбриона человека 17
1.3. Источники правового регулирования суррогатного материнства
в России и за рубежом 24
Глава 2. ПОНЯТИЕ ДОГОВОРА О СУРРОГАТНОМ МАТЕРИНСТВЕ, ЕГО ПРАВОВАЯ ПРИРОДА И СОДЕРЖАНИЕ
2.1. Понятие и правовая природа договора о суррогатном
материнстве 32
2.2. Стороны договора и порядок заключения 39
2.3. Содержание договора 43
Глава 3. ИСПОЛНЕНИЕ ДОГОВОРА О СУРРОГАТНОМ
МАТЕРИНСТВЕ
3.1. Установление происхождения детей при суррогатном 50
материнстве
3.2. Отказ от исполнения договора о суррогатном материнстве 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 68


Из всех существующих на сегодняшний день методов вспомогательных репродуктивных технологий (далее - ВРТ) наиболее дискуссионным и наименее урегулированным в правовом отношении является метод суррогатного материнства. Проблема суррогатного материнства имеет глубокие исторические, социально-психологические и экономические корни и связана с попыткой человека победить такой многоаспектный недуг, как бесплодие.
Развитие западной цивилизации, научно-технический прогресс и процесс женской эмансипации способствовали поиску новых путей преодоления бесплодия, в том числе возможности получения генетического материала от генетических родителей или доноров и «пересадки» его в организм суррогатной матери, для вынашивания и рождения ребенка.
Суррогатное материнство - сравнительно новый вид ВРТ, основанный на экстракорпоральном оплодотворении, т.е. зачатии не в теле человека (вне тела человека/женщины), и последующем переносе оплодотворенной яйцеклетки в матку другой женщины. Оно является тем видом ВРТ, который содержит в себе наибольшее количество этических проблем, требующих не констатации, а четкого юридического разрешения.
Правовые проблемы, связанные с применением ВРТ, не ограничиваются только вопросами установления родительских прав, возмездностью услуг суррогатной матери и т.п. Одной из наиболее сложных проблем в рамках применения искусственных методов репродукции человека является проблема определения правового статуса эмбриона.
Разрешение поставленных вопросов позволит защитить слабую сторону правоотношения — ребенка, рожденного суррогатной матерью.
Изложенное свидетельствует о том, что избранная для изучения тема выпускной квалификационной работы является актуальной.
Степень научной разработанности проблемы. Правовой регламентации суррогатного материнства в Российской Федерации посвящены кандидатские диссертации Э.А. Иваевой, Е.С. Митряковой, А.А. Пестриковой, Е.В. Стеблевой, а также научные труды А.В. Майфата, Е.С. Ставской, Л.К. Труновой.
Вопросы установления происхождения детей, родившихся в результате применения ВРТ, освещены в работах Г.Б. Богдановой, Г.А. Брусенина, В.В. Чикина.
Такие авторы, как Е.А. Баллаева и О.А. Хазова, рассмотрели применение методов вспомогательной репродукции через призму реализации репродуктивных прав человека.
Проблеме определения юридического статуса эмбриона человека уделено значительное внимание в диссертациях А.Е. Никитиной, Е.А. Панкратовой, Е.В. Перевозчиковой, О.Э. Старовойтовой, С.С. Шевчук..
Тем не менее, надо признать, что системных научных исследований, посвященных анализу правовых отношений суррогатного материнства недостаточно. Причем значительная часть исследований утратила свою актуальность, поскольку многие нормативные акты, на которые опирались авторы при написании работ, сегодня либо утратили силу, либо претерпели значительные изменения.
Объектом исследования являются семейно-правовые и гражданско- правовые отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся между участниками отношений суррогатного материнства.
Предмет исследования составляют нормы семейного, гражданского законодательства, отечественная и зарубежная судебная и
правоприменительная практика, складывающаяся в сфере отношений суррогатного материнства, труды ученых и юристов-практиков.
Целью выпускной квалификационной работы является выявление и разрешение теоретических и практических проблем, имеющихся в правовом регулировании, теоретическом обосновании и практической реализации суррогатного материнства.
Исходя из поставленной цели, формируются следующие исследовательские задачи:
- исследовать понятие суррогатного материнства;
- определить правовое положение эмбриона человека в РФ;
- определить источники правового регулирования суррогатного материнства в России и за рубежом;
- проанализировать понятие и правовую природу договора о суррогатном материнстве, раскрыть его содержание, порядок и условий заключения;
- рассмотреть вопросы об установлении происхождения детей и возможности одностороннего отказа сторон от договора суррогатного материнства;
- выявить проблемы законодательного регулирования и правоприменительной практики договора суррогатного материнства;
- сформулировать практические рекомендации, позволяющие решить спорные вопросы, возникающие в ходе реализации законодательных положений.
Методологической основой исследования являются современные положения теории познания социальных процессов и явлений, системный подход к изучению объекта и предмета исследования. Исследование проводилось на основе диалектико-материалистической методологии, отражающей связь теории и практики, в соответствии с которой применялись частно-научные методы исследования: формально-логический, системно-структурный, статистический.
Теоретическую базу работы составляет учебная, научная и периодическая литература по вопросам правового регулирования суррогатного материнства.
Нормативную основу составили Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, иные федеральные законы и подзаконные нормативные правовые акты, а также практические материалы, опубликованные в печати, практика судов общей юрисдикции Российской Федерации.
Эмпирическую базу составили материалы судебной практики.
Структура работы. Структура работы обусловлена предметом, целями и задачами исследования и состоит из введения, трех глав, объединяющих восемь параграфов, заключения, библиографического списка.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Одной из ключевых проблем в сфере правового регулирования
суррогатного материнства является отсутствие понятийного аппарата,
позволяющего раскрыть и соотнести такие определения, как «суррогатное материнство», «суррогатная мать», «потенциальные родители»,
«генетические родители». При раскрытии указанных категорий должны учитываться следующие факторы: во-первых, закон допускает зачатие не только с использованием половых клеток заказчиков, но и донорского материала; во-вторых, вынашивание ребенка осуществляется с целью передачи лицам, его ожидающим.
Под суррогатным материнством предлагается понимать
правоотношение между суррогатной матерью и потенциальными родителями, возникающее в связи с имплантацией в ее организм эмбриона, полученного при проведении процедуры экстракорпорального оплодотворения с использованием половых клеток потенциальных родителей или донора, в целях вынашивания и рождения для них ребенка при отсутствии генетической связи эмбриона и суррогатной матери.
Рассматривая различные национальные системы регулирования суррогатного материнства, можно сделать выводы:
1) многие страны приступили к активному использованию метода суррогатного материнства;
2) развивается система международного сотрудничества по вопросам суррогатного материнства;
3) в странах, разрешающих «заменяющее материнство», нет единого нормативного акта, регулирующего его применение. Как правило, это нормы о применении вспомогательных репродуктивных технологий, о единой системе здравоохранения и т.д.
Каждое государство, в котором разрешено применение суррогатного материнства, прежде всего, основной целью своей политики в данной сфере деятельности ставит продолжение рода человеческого, создание семьи и семейного уклада.
В странах ЕАЭС понятие суррогатного материнства имеет как общие особенности, так и отличительные. К общим особенностям относятся: договор суррогатного материнства заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению; суррогатная мать не может быть одновременно донором яйцеклетки; суррогатной матерью может быть женщина, имеющая ребенка; лица, состоящие в браке, заключают договор суррогатного материнства с письменного согласия своих супругов. К отличительным особенностям относятся:
1. В Республике Беларусь и Республике Армении сторонами договора являются: суррогатная мать, генетическая мать или женщина; в Республике Казахстан — суррогатная мать, супруги (заказчики) и медицинская организация; в Кыргызской Республике — суррогатная мать и потенциальные родители.
2. В Республике Беларусь, Республике Армении, Кыргызской Республике и Республике Казахстан суррогатная мать претендовать на ребенка не может и обязана передать его заказчикам сразу после рождения, а в Российской Федерации — передача ребенка в руки родителей возможна только по ее письменному согласию суррогатной матери.
договор суррогатного материнства является договором особого рода, требующим свое правовое закрепление в законодательстве РФ, который нужно рассматривать как:
- межотраслевой и комплексный договор, содержащий условия как гражданско-правового, так и семейно-правового характера, правовое регулирование которых должно исходить, прежде всего, из норм гражданского права, норм семейного законодательства с использованием аналогии закона и аналогии права;
- смешанный договор, сочетающий в себе элементы поименованных в объективном праве и элементы непоименованных договоров.
С учетом действующего гражданского законодательства и практики оформления договорных отношений участников программы «суррогатное материнство», можно сделать вывод о том, что договор о суррогатном материнстве не относится ни к одному из известных российскому гражданскому законодательству договоров, и, следовательно, нуждается в отдельной правовой регламентации.
Необходимо законодательно закрепить право одинокого мужчины на участие в программе суррогатного материнства, дополнив определение суррогатного материнства.
В настоящее время не предусмотрены законные основания для отказа в участии лиц пожилого возраста или лиц, страдающих тяжелыми заболеваниями, в программе суррогатного материнства. На практике отсутствие таких ограничений может привести к проблеме раннего сиротства детей, рожденных суррогатной матерью, а также нести угрозу их здоровью. Сказанное свидетельствует о необходимости законодательного закрепления требований, предъявляемых к возрасту и состоянию здоровья потенциальных родителей.
С целью повышения правовых гарантий сторон договора суррогатного материнства целесообразно на законодательном уровне предусмотреть для него письменную форму с обязательным нотариальным удостоверением.
В Российской Федерации генетические родители фактически остаются беззащитны в своем желании обрести родного ребенка, если женщина, которая дала свое согласие на оплодотворение и вынашивание чужого эмбриона, после родов сочтет его своим.
Представляется, что данный вопрос требует однозначного урегулирования, с учетом преимущественного права потенциальных родителей. Целесообразно, законодательно закрепить положение о том, что вопрос о согласии суррогатной матери на передачу ребенка его потенциальным родителям (одному из них) должен решаться будущей суррогатной матерью до момента имплантации эмбриона в ее организм.
Существует еще одна проблема, когда потенциальные родители могут отказаться от собственного ребенка, рожденного путем суррогатного материнства. Естественно, никакой семейно-правовой ответственности для супругов, отказывающихся от своих родительских прав на ребенка, рожденного суррогатной матерью, предусмотреть невозможно.
Чтобы урегулировать данную ситуацию, необходимо предусмотреть возможность взыскания алиментов с лиц, заключивших договор о суррогатном материнстве в качестве потенциальных родителей при их отказе от рожденного ребенка.
На основе вышеизложенного разработаны предложения о внесении изменений в действующее российское законодательство:
1. Внести дополнение в п.3 ст. 55 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и закрепить в следующей формулировке: «Одинокая женщина либо одинокий мужчина также имеют право на применение вспомогательных репродуктивных технологий при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство».
2. Внести изменения в ч. 9 ст. 55 Закона «Об основах охраны здоровья
граждан в Российской Федерации» и п.77 Приказа Минздрава РФ от 30 августа 2012 г. № 107н «О порядке использования вспомогательных
репродуктивных технологий, противопоказания и ограничения к их применению» и изложить их следующим образом.
Абзац первый: «Суррогатное материнство представляет собой
основанное на договоре, заключаемом между суррогатной матерью и потенциальными родителями (или одним из них), вынашивание и рождение с целью последующей передачи потенциальным родителям (одному из них) ребенка, зачатого с использованием половых клеток генетических родителей или донорских половых клеток».
Абзац второй: «Суррогатной матерью признается женщина, давшая письменное согласие на применение методов ВРТ и вынашивающая плод после имплантации ей эмбриона для последующей передачи ребенка его потенциальным родителям».
Абзац третий: «Потенциальными родителями признаются мужчина и женщина, как состоящие, так и не состоящие в браке (один из них), либо одинокая женщина, либо одинокий мужчина, заключившие договор с суррогатной матерью, направленный на вынашивание, рождение и передачу ребенка».
Абзац четвертый: «Генетическими родителями (генетическая мать, генетический отец) признаются потенциальные родители, половые клетки которых были использованы для зачатия ребенка, выношенного и рожденного суррогатной матерью».
3. Дополнить Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и Приказ Минздрава России от 30 августа 2012 г. №107н «О порядке использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказаниях и ограничениях к их применению» нормой, согласно которой предельный возраст заказчиков устанавливается в 50 лет, а в случае наличия у заказчиков или одного из них заболевания, которое может привести к неблагоприятным последствиям, должна быть дана рекомендация о снижении этого возраста медицинской организацией, в которой проводится обследование супругов.
4. Внести в Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2013 г. №117 «Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную или патронатную семью» дополнение «.. .использовать услуги суррогатной матери».
5. Дополнить ст. 55 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» следующим пунктом: «Стороны договора суррогатного материнства обязаны заключать договор в письменной форме с удостоверением у нотариуса».
6. П. 4 абзац 2 ст.51 Семейного кодекса РФ и п.5 ст.16 Федерального закона от 15 ноября 1997г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» сформулировать в следующем виде: «Потенциальные родители, давшие свое согласие в письменной форме на имплантацию эмбриона суррогатной матери в целях его вынашивания и заключившие с ней договор, записываются родителями рожденного ею ребенка в книге записи рождений».
7. Внести п.3 в ст.84 СК РФ «Взыскание и использование алиментов на детей, оставшихся без попечения родителей» следующее: «На детей, рожденных при использовании суррогатного материнства, оставшихся без попечения генетических родителей и матери, родившей его (суррогатной матери), алименты взыскиваются в соответствии со статьями 81-83 Семейного Кодекса и выплачиваются опекуну детей или их приемным родителям»



1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным
голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014. - № 9. - Ст. 851.
2. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ.
- 2011. - № 48. - Ст. 6724.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации.
- 2001. - № 49. - Ст. 4552.
4. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 31. - Ст. 3803.
5. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 1. - Ст. 16.
6. Закон РФ от 22 дек. 1992 г. № 4180-1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека» // Ведомости Совета народ. депутатов и Верховного Совета РФ. - 1993. - № 2. - Ст. 62.
7. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 30 августа 2012 г. №
107н «О порядке использования вспомогательных репродуктивных
технологий, противопоказаниях и ограничениях к их применению» // Российская газета. - 2013. - № 78/1.
8. Приказ Минздравсоцразвития России от 27.12.2011 г. № 1687н «О медицинских критериях рождения, форме документа о рождении и порядке его выдачи» // Российская газета. - 2012. - № 64.
2. Постановления высших судебных инстанций и материалы
юридической практики
9. Постановление Европейского Суда по правам человека по делу «А,
В, С против Ирландии» от 16 декабря 2010 г., жалоба № 25579/05 //
[Электронный ресурс] - СПС «КонсультантПлюс».
10. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15 мая 2012 г. № 880-О // [Электронный ресурс] - СПС «КонсультантПлюс».
3. Литература
11. Александров, А.Ф. Соотношение норм семейного и гражданского права при правовом регулировании применения искусственных методов репродукции человека / А.Ф. Александров // Правовое регулирование деятельности хозяйствующего субъекта. - 2004. - № 3. - С. 8-12.
12. Антоненко, Ю.В. Стороны договора суррогатного материнства. / Ю.В. Антоненко // Проблемы гражданского права и процесса. - 2010. - С. 19¬23.
13. Антонов, А.И. Социология рождаемости (теоретические и методические проблемы). / А.И. Антонов. - М.: Статистика, 2007. - 271 с.
14. Анцух, Н.С. Трансграничные проблемы правового регулирования суррогатного материнства : монография / Н. С. Анцух. - Минск : Четыре четверти, 2015. - 158 с.
15. Асламурзаева, А. Суррогатное материнство: пробелы
законодательства. / А. Асламурзаева // ЭЖ-Юрист. - 2011. - № 30. - С. 8...59


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ