ПОЛНОМОЧИЯ КОНКУРСНОГО УПРАВЛЯЮЩЕГО ПО ДЕЛАМ О БАНКРОТСТВЕ
|
АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 2
I ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНСТИТУТА АРБИТРАЖНОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.1 Арбитражный управляющий: понятие и требования предъявляемые к
ним 5
1.2 Общие права и обязанности арбитражного управляющего 16
1.3 Ответственность арбитражного управляющего 24
1.4 Институт арбитражного управления в зарубежных странах 34
II ПОЛНОМОЧИЯ КОНКУРСНОГО УПРАВЛЯЮЩЕГО ПРИ БАНКРОТСТВЕ РАЗЛИЧНЫХ СУБЪЕКТОВ
2.1 Полномочия конкурсного управляющего в процедуре банкротства
юридических лиц 41
2.2 Полномочия финансового управляющего в процедуре банкротства
физических лиц и индивидуального предпринимателя 53
2.3 Полномочия конкурсного управляющего в процедуре банкротства
специальных субъектов 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 81
ВВЕДЕНИЕ 2
I ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНСТИТУТА АРБИТРАЖНОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.1 Арбитражный управляющий: понятие и требования предъявляемые к
ним 5
1.2 Общие права и обязанности арбитражного управляющего 16
1.3 Ответственность арбитражного управляющего 24
1.4 Институт арбитражного управления в зарубежных странах 34
II ПОЛНОМОЧИЯ КОНКУРСНОГО УПРАВЛЯЮЩЕГО ПРИ БАНКРОТСТВЕ РАЗЛИЧНЫХ СУБЪЕКТОВ
2.1 Полномочия конкурсного управляющего в процедуре банкротства
юридических лиц 41
2.2 Полномочия финансового управляющего в процедуре банкротства
физических лиц и индивидуального предпринимателя 53
2.3 Полномочия конкурсного управляющего в процедуре банкротства
специальных субъектов 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 81
Арбитражный управляющий является центральной фигурой проведения процедур банкротства. В условиях финансовой нестабильности состояния большинства хозяйствующих субъектов значимость деятельности арбитражного управляющего возрастает. Особое значение имеет конкурсный управляющий. От уровня образования, профессиональной этики, независимости, практических навыков конкурсного управляющего зависит не только результат проведения процедуры банкротства конкретного должника, но и формирование правоприменительной практики в сфере банкротства.
Действующее законодательство о банкротстве, регулируя правоотношения между участниками дела о банкротстве и конкурсным управляющим, по-разному определяет статус последнего в зависимости от совершаемых действий.
Неоднозначность правового статуса конкурсного управляющего влияет на ход всего дела о банкротстве, порождает неопределенность в регулировании отношений с органами управления должника, кредиторами, саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих, иными лицами, участвующими в деле о банкротстве.
Актуальность темы обусловлена необходимостью всестороннего комплексного исследования арбитражного управления, в том числе, прав, обязанностей и ответственности конкурсных управляющих, в условиях интенсивного развития современных предпринимательских отношений.
Целью выпускной квалификационной (дипломной) работы является установление особенностей правового статуса арбитражного управляющего на основе анализа законодательства, литературы, раскрытие элементов статуса, а именно прав, обязанностей и мер ответственности, применяемых к конкурсному управляющему.
Для реализации данной цели определен ряд исследовательских задач:
раскрыть понятие и определить правовую природу деятельности
арбитражного управляющего;
- проанализировать требования, предъявляемые законодательством о банкротстве к арбитражному управляющему;
- рассмотреть элементы и порядок приобретения статуса арбитражными управляющими;
- определить меры ответственности, применяемые к арбитражному управляющему;
- произвести сравнительную характеристику арбитражного управления в России с зарубежным законодательством;
- изучить особенности правового статуса конкурсного управляющего при банкротстве различных субъектов.
Объектом исследования в выпускной квалификационной (дипломной) работе являются общественные отношения в связи с осуществлением своих полномочий арбитражным управляющим.
Предметом исследования выступают нормы действующего
законодательства, регулирующие отношения в сфере арбитражного управления, основы деятельности арбитражных управляющих и их правовой статус, соответствующая правоприменительная практика, научные труды российских ученых.
Методологическую основу исследования составляют как общенаучные методы (диалектический, анализ, синтез, дедукция), так и частнонаучные методы (формально-юридический, сравнительно-правовой).
Эмпирическую базу исследования составляют нормативные правовые акты Российской Федерации, касающиеся регулирования полномочий конкурсного управляющего в ходе проведения процедуры банкротства, а также результаты обобщения, анализа судебной и правоприменительной практики и электронные ресурсы удаленного доступа.
Теоретическую основу исследования составили положения,
сформулированные в работах отечественных ученых-специалистов по предпринимательскому праву, таких как Е.В. Калинина, Д.И. Мищенко, М.С. Русанов, Ю.В. Тай, М.В. Телюкина и др.
Структура выпускной квалификационной (дипломной) работы включает в себя введение, две главы, семь параграфов, заключение, список использованных источников и литературы.
Действующее законодательство о банкротстве, регулируя правоотношения между участниками дела о банкротстве и конкурсным управляющим, по-разному определяет статус последнего в зависимости от совершаемых действий.
Неоднозначность правового статуса конкурсного управляющего влияет на ход всего дела о банкротстве, порождает неопределенность в регулировании отношений с органами управления должника, кредиторами, саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих, иными лицами, участвующими в деле о банкротстве.
Актуальность темы обусловлена необходимостью всестороннего комплексного исследования арбитражного управления, в том числе, прав, обязанностей и ответственности конкурсных управляющих, в условиях интенсивного развития современных предпринимательских отношений.
Целью выпускной квалификационной (дипломной) работы является установление особенностей правового статуса арбитражного управляющего на основе анализа законодательства, литературы, раскрытие элементов статуса, а именно прав, обязанностей и мер ответственности, применяемых к конкурсному управляющему.
Для реализации данной цели определен ряд исследовательских задач:
раскрыть понятие и определить правовую природу деятельности
арбитражного управляющего;
- проанализировать требования, предъявляемые законодательством о банкротстве к арбитражному управляющему;
- рассмотреть элементы и порядок приобретения статуса арбитражными управляющими;
- определить меры ответственности, применяемые к арбитражному управляющему;
- произвести сравнительную характеристику арбитражного управления в России с зарубежным законодательством;
- изучить особенности правового статуса конкурсного управляющего при банкротстве различных субъектов.
Объектом исследования в выпускной квалификационной (дипломной) работе являются общественные отношения в связи с осуществлением своих полномочий арбитражным управляющим.
Предметом исследования выступают нормы действующего
законодательства, регулирующие отношения в сфере арбитражного управления, основы деятельности арбитражных управляющих и их правовой статус, соответствующая правоприменительная практика, научные труды российских ученых.
Методологическую основу исследования составляют как общенаучные методы (диалектический, анализ, синтез, дедукция), так и частнонаучные методы (формально-юридический, сравнительно-правовой).
Эмпирическую базу исследования составляют нормативные правовые акты Российской Федерации, касающиеся регулирования полномочий конкурсного управляющего в ходе проведения процедуры банкротства, а также результаты обобщения, анализа судебной и правоприменительной практики и электронные ресурсы удаленного доступа.
Теоретическую основу исследования составили положения,
сформулированные в работах отечественных ученых-специалистов по предпринимательскому праву, таких как Е.В. Калинина, Д.И. Мищенко, М.С. Русанов, Ю.В. Тай, М.В. Телюкина и др.
Структура выпускной квалификационной (дипломной) работы включает в себя введение, две главы, семь параграфов, заключение, список использованных источников и литературы.
Конкурсный управляющий является одной из ключевых фигур в процедуре конкурсного производства в деле о несостоятельности (банкротстве). Он выполняет возложенные на него функции в рамках процедуры конкурсного производства, которые вводятся в отношении должника, и пользуется процессуальными правами и обязанностями лиц, являющихся субъектами банкротства.
Федерального закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» закрепляет понятие арбитражного управляющего, однако оно не выражает всей сущности данного субъекта.
В связи с чем, под арбитражным управляющим стоит понимать лицо, соответствующее определенным законом требованиям и утвержденное арбитражным судом для участия в отдельных процедурах банкротства, характеризующееся совокупностью прав и обязанностей, направленных на защиту прав и интересов лиц, участвующих в деле о банкротстве.
В литературе актуальным остается вопрос о том, чьи интересы представляет арбитражный управляющий. Анализ различных работ, посвященных данному вопросу, а также анализ законодательства позволяет утверждать, что арбитражный управляющий является самостоятельной фигурой в деле о банкротстве и не может занимать ни позицию кредиторов, ни должника, поскольку должен действовать добросовестно и учитывать интересы каждого участника дела. Это также подтверждается тем, арбитражный управляющий обладает отличными от остальных лиц, участвующих в деле, специальными правами и обязанностями, а также четко законодательно закрепленными особенностями привлечения к ответственности.
Для приобретения статуса арбитражного управляющего, лицо, являющееся кандидатом на эту должность должно соответствовать требованиям, закрепленным в Законе о банкротстве. Требования, предъявляемые к кандидатуре управляющего можно классифицировать по различным основаниям. Закон о банкротстве закрепляет требования, которые можно разделить на общие, дополнительные и специальные. Общие требования содержатся в ст. 20 Закона о банкротстве и являются обязательными для всех лиц, претендующих на статус арбитражного управляющего. Дополнительные требования предъявляются только в случае утверждения арбитражного управляющего в отдельной процедуре банкротства. В случае, когда должник относится к особым категориям, к нему могут быть предъявлены специальные требования.
Являясь участником дела о банкротстве, арбитражный управляющий имеет особый статус, так как его деятельность направлена на восстановление прав и законных интересов должника, кредиторов и иных участников дела о банкротстве. В юридической литературе отсутствует единое мнение о том, какие элементы включает в себя статус арбитражного управляющего. Однако большинство авторов выделяют следующие элементы статуса: правосубъектность, совокупность основных прав, обязанностей и систему мер ответственности.
В рамках правосубъектности арбитражный управляющий получает свой статус с момента утверждения его арбитражным судом в этом качестве. С этого момента он наделяется массивом прав и обязанностей, предусмотренными Законом о банкротстве. Ст.20.3 Закона о банкротстве закрепляет общие права и обязанности управляющего. Стоит обратить внимание, что права и обязанности закрепляются не только Законом о банкротстве, но могут также содержаться в стандартах и уставных документах саморегулируемой организацией арбитражных управляющих.
Для обеспечения законности прав и законных интересов участников дела о банкротстве на сегодняшний день арбитражный управляющий может быть привлечен к гражданской, административной, уголовной и дисциплинарной ответственности. Обладая общими чертами юридической ответственности, каждый из этих видов имеет ряд особенностей, однако основанием привлечения к любому виду ответственности является неисполнение или ненадлежащее исполнение арбитражным управляющим обязанностей, предусмотренных Законом о банкротстве. Вид применяемых мер ответственности зависит от последствий действий (бездействий) арбитражного управляющего.
Для обеспечения возмещения причиненных убытков, обязательным условием для арбитражных управляющих является заключение договора обязательного страхования ответственности. На основании вступившего в законную силу решения суда потерпевший может обратиться к страховщику за получением страховой выплаты.
Сравнивая институт арбитражного управления в России с зарубежными странами можно выявить огромное количество отличий.
Во-первых, арбитражный управляющий в Российской Федерации - это физическое лицо, субъект профессиональной деятельности, осуществляющий свою деятельность на основе членства в СРО арбитражных управляющих. Также как и в России, в Германии, Франции, Бельгии, Великобритании управляющими при банкротстве являются физические лица. В свою очередь Китае и Соединенных Штатах управляющими могут быть как физические лица (в США Государственный федеральный управляющий или избранный им доверительный управляющий), так и организации (корпорации). В Германии суд может назначит должника в качестве самоуправляющего администратора.
Во-вторых, практически во всех странах назначение управляющего и отстранение его от должности утверждают суды. Однако контроль над действиями управляющего в ходе проводимых им процедур не всегда осуществляет суд. Так в США и во Франции контроль может быть осуществлен прокурором.
В-третьих, законодательством России, США и Китая установлено требование о предоставлении финансовых гарантий ответственности управляющего в процедурах банкротства путем страхования профессиональной ответственности управляющих. В США и Великобритании, кроме того, необходимо предоставление доверительным управляющим гарантий в форме депонирования в пользу Соединенных Штатов путем внесения залога на депозит суда или в форме поручения в Великобритании.
В-четвертых, требования к квалификации и репутации физического лица - управляющего содержатся в законодательстве многих стран. Недостатком российского законодательства о банкротстве, является то, что ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» специальность или направление высшего образования, которым должен обладать арбитражный управляющий, не конкретизирует.
В-пятых, способ определения вознаграждения во всех странах можно поделить на три группы: законодательный, договорной и смешанное регулирования. При этом большинство стран отдает предпочтение смешанному способу определения размера вознаграждения.
В России вид арбитражных управляющих может быть определен процедурой, в которой он участвует. Деятельность каждого управляющего обусловлена определенными целями, во исполнение которых арбитражные управляющие наделяются определенным кругом прав и обязанностей. Так как цели вводимых процедур отличны друг от друга, совокупность прав и обязанностей каждого из управляющих имеет как общие черты, так и ряд особенностей.
Основной целью конкурсного производства является выявление имущества, его реализация в порядке, установленным законом, и осуществление расчетов с кредиторами.
Для достижения этих целей на конкурсного управляющего обязан совершить все необходимые и разумные действия по выявлению имущества и его дальнейшей реализации.
В отличии от конкурсного управляющего, при реализации целей процедуры наблюдения на временного управляющего возлагаются обязанности по обеспечению сохранности имущества должника, в свою очередь на конкурсного управляющего возлагаются обязанности по выявлению и реализации имущества должника. Однако обязанность по проведению финансового анализа состояния должника, присущая временному управляющему, может быть осуществлена и в процедуре конкурсного производства.
В рамках процедуры финансового оздоровления административный управляющий обязан контролировать исполнение должником текущих требований кредиторов. Осуществление этой обязанности обусловлено существующим планом финансового оздоровления и графиком погашения требований кредиторов, на основании которых осуществляется контроль. При этом на конкурсного управляющего возлагается обязанность контролировать исполнение текущих обязательств должника, а также расчетов с кредиторами, в том числе в случаях когда расчеты осуществляются поэтапно. Для достижения целей процедуры финансового оздоровления административный управляющий имеет право участвовать в инвентаризации имущества. Однако в процедуре внешнего и конкурсного управления такое правомочие становится обязанностью.
Внешний управляющий в рамках процедуры осуществляет функции исполнительного органа должника. В этом аспекте статус внешнего и конкурсного управляющего соприкасаются, так к ним переходят определенные полномочия органов управления должника. Однако функции этих управляющих различны.
Так в рамках реализации своих функций конкурсный управляющий наделен особенным правом отказа от сделок должника. Однако при осуществлении этого правомочия существуют ограничения, упоминание о которых имеется в Законе о банкротстве, однако четкое закрепление таких ограничений отсутствует. В связи с этим усматривается необходимость внесения изменения в ст. 129 Закона о банкротстве и закрепить перечень оснований, препятствующих восстановлению платежеспособности должника.
Финансовый управляющий как разновидность арбитражного управляющего был введен после внесения изменения в Закон о банкротстве. В связи с тем, что данная категория является сравнительно новой, правовая сущность данного понятия практически не раскрыта. Предполагаем, что правовую природу финансового управляющего можно раскрыть через идею контроля над должником, так как он осуществляет контроль над действиями, совершаемых должником, в рамках принадлежащих ему субъективных прав, что позволяет сделать вывод о схожести финансового управляющего со статусом конкурсного в связи с наличием идентичных полномочий.
В рамках процедуры банкротства гражданина финансовый управляющий участвует в реструктуризации долгов должника и реализации его имущества. Участием в этих процедурах обусловлено наличие у финансового управляющего определенного массива прав, присущих только для этого вида арбитражного управляющего.
После внесения изменений в Закон о банкротстве к индивидуальным предпринимателям, подавшим заявление о признании должника банкротом стали применятся правила банкротства граждан. В отличие от предыдущих норм закона, внесенные изменения отменяют введение в отношении индивидуального предпринимателя таких процедур банкротства как наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление и конкурсное производство.
Изменения норм законодательства в отношении индивидуального предпринимателя внесли путаницу и возможность предъявления одного и того же требования к лицу дважды. В связи с этим, предлагаем упразднить главу о банкротстве индивидуального предпринимателя и ввести общую норму в главу 10 Закона о банкротстве.
Особенности проявляются также при осуществлении своих обязанностей арбитражным управляющим. Так при выполнение такой обязанности, как определение лиц, являющихся смежными землепользователями, возникает проблема недостоверности информации, которой обладает арбитражный управляющий. Это ведет к нарушению прав и интересов лиц, имеющих преимущественное право выкупа имущества должника.
Учитывая это обстоятельство, предлагаем на этапе реализации имущества привлекать в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, компетентный орган с целью определения смежных землепользователей.
Также, при участии в процедуре конкурсного производства кредиторы сталкиваются с проблемой пользования информационными системами ввиду большого списка кредиторов, что ведет к нарушению их прав.
В связи с чем, полагаем необходимым установить для конкурсного управляющего дополнительную обязанность по опубликованию реестра кредиторов должника в ЕФРСБ не менее чем одного раза квартал до проведения очередного собрания кредиторов.
Федерального закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» закрепляет понятие арбитражного управляющего, однако оно не выражает всей сущности данного субъекта.
В связи с чем, под арбитражным управляющим стоит понимать лицо, соответствующее определенным законом требованиям и утвержденное арбитражным судом для участия в отдельных процедурах банкротства, характеризующееся совокупностью прав и обязанностей, направленных на защиту прав и интересов лиц, участвующих в деле о банкротстве.
В литературе актуальным остается вопрос о том, чьи интересы представляет арбитражный управляющий. Анализ различных работ, посвященных данному вопросу, а также анализ законодательства позволяет утверждать, что арбитражный управляющий является самостоятельной фигурой в деле о банкротстве и не может занимать ни позицию кредиторов, ни должника, поскольку должен действовать добросовестно и учитывать интересы каждого участника дела. Это также подтверждается тем, арбитражный управляющий обладает отличными от остальных лиц, участвующих в деле, специальными правами и обязанностями, а также четко законодательно закрепленными особенностями привлечения к ответственности.
Для приобретения статуса арбитражного управляющего, лицо, являющееся кандидатом на эту должность должно соответствовать требованиям, закрепленным в Законе о банкротстве. Требования, предъявляемые к кандидатуре управляющего можно классифицировать по различным основаниям. Закон о банкротстве закрепляет требования, которые можно разделить на общие, дополнительные и специальные. Общие требования содержатся в ст. 20 Закона о банкротстве и являются обязательными для всех лиц, претендующих на статус арбитражного управляющего. Дополнительные требования предъявляются только в случае утверждения арбитражного управляющего в отдельной процедуре банкротства. В случае, когда должник относится к особым категориям, к нему могут быть предъявлены специальные требования.
Являясь участником дела о банкротстве, арбитражный управляющий имеет особый статус, так как его деятельность направлена на восстановление прав и законных интересов должника, кредиторов и иных участников дела о банкротстве. В юридической литературе отсутствует единое мнение о том, какие элементы включает в себя статус арбитражного управляющего. Однако большинство авторов выделяют следующие элементы статуса: правосубъектность, совокупность основных прав, обязанностей и систему мер ответственности.
В рамках правосубъектности арбитражный управляющий получает свой статус с момента утверждения его арбитражным судом в этом качестве. С этого момента он наделяется массивом прав и обязанностей, предусмотренными Законом о банкротстве. Ст.20.3 Закона о банкротстве закрепляет общие права и обязанности управляющего. Стоит обратить внимание, что права и обязанности закрепляются не только Законом о банкротстве, но могут также содержаться в стандартах и уставных документах саморегулируемой организацией арбитражных управляющих.
Для обеспечения законности прав и законных интересов участников дела о банкротстве на сегодняшний день арбитражный управляющий может быть привлечен к гражданской, административной, уголовной и дисциплинарной ответственности. Обладая общими чертами юридической ответственности, каждый из этих видов имеет ряд особенностей, однако основанием привлечения к любому виду ответственности является неисполнение или ненадлежащее исполнение арбитражным управляющим обязанностей, предусмотренных Законом о банкротстве. Вид применяемых мер ответственности зависит от последствий действий (бездействий) арбитражного управляющего.
Для обеспечения возмещения причиненных убытков, обязательным условием для арбитражных управляющих является заключение договора обязательного страхования ответственности. На основании вступившего в законную силу решения суда потерпевший может обратиться к страховщику за получением страховой выплаты.
Сравнивая институт арбитражного управления в России с зарубежными странами можно выявить огромное количество отличий.
Во-первых, арбитражный управляющий в Российской Федерации - это физическое лицо, субъект профессиональной деятельности, осуществляющий свою деятельность на основе членства в СРО арбитражных управляющих. Также как и в России, в Германии, Франции, Бельгии, Великобритании управляющими при банкротстве являются физические лица. В свою очередь Китае и Соединенных Штатах управляющими могут быть как физические лица (в США Государственный федеральный управляющий или избранный им доверительный управляющий), так и организации (корпорации). В Германии суд может назначит должника в качестве самоуправляющего администратора.
Во-вторых, практически во всех странах назначение управляющего и отстранение его от должности утверждают суды. Однако контроль над действиями управляющего в ходе проводимых им процедур не всегда осуществляет суд. Так в США и во Франции контроль может быть осуществлен прокурором.
В-третьих, законодательством России, США и Китая установлено требование о предоставлении финансовых гарантий ответственности управляющего в процедурах банкротства путем страхования профессиональной ответственности управляющих. В США и Великобритании, кроме того, необходимо предоставление доверительным управляющим гарантий в форме депонирования в пользу Соединенных Штатов путем внесения залога на депозит суда или в форме поручения в Великобритании.
В-четвертых, требования к квалификации и репутации физического лица - управляющего содержатся в законодательстве многих стран. Недостатком российского законодательства о банкротстве, является то, что ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» специальность или направление высшего образования, которым должен обладать арбитражный управляющий, не конкретизирует.
В-пятых, способ определения вознаграждения во всех странах можно поделить на три группы: законодательный, договорной и смешанное регулирования. При этом большинство стран отдает предпочтение смешанному способу определения размера вознаграждения.
В России вид арбитражных управляющих может быть определен процедурой, в которой он участвует. Деятельность каждого управляющего обусловлена определенными целями, во исполнение которых арбитражные управляющие наделяются определенным кругом прав и обязанностей. Так как цели вводимых процедур отличны друг от друга, совокупность прав и обязанностей каждого из управляющих имеет как общие черты, так и ряд особенностей.
Основной целью конкурсного производства является выявление имущества, его реализация в порядке, установленным законом, и осуществление расчетов с кредиторами.
Для достижения этих целей на конкурсного управляющего обязан совершить все необходимые и разумные действия по выявлению имущества и его дальнейшей реализации.
В отличии от конкурсного управляющего, при реализации целей процедуры наблюдения на временного управляющего возлагаются обязанности по обеспечению сохранности имущества должника, в свою очередь на конкурсного управляющего возлагаются обязанности по выявлению и реализации имущества должника. Однако обязанность по проведению финансового анализа состояния должника, присущая временному управляющему, может быть осуществлена и в процедуре конкурсного производства.
В рамках процедуры финансового оздоровления административный управляющий обязан контролировать исполнение должником текущих требований кредиторов. Осуществление этой обязанности обусловлено существующим планом финансового оздоровления и графиком погашения требований кредиторов, на основании которых осуществляется контроль. При этом на конкурсного управляющего возлагается обязанность контролировать исполнение текущих обязательств должника, а также расчетов с кредиторами, в том числе в случаях когда расчеты осуществляются поэтапно. Для достижения целей процедуры финансового оздоровления административный управляющий имеет право участвовать в инвентаризации имущества. Однако в процедуре внешнего и конкурсного управления такое правомочие становится обязанностью.
Внешний управляющий в рамках процедуры осуществляет функции исполнительного органа должника. В этом аспекте статус внешнего и конкурсного управляющего соприкасаются, так к ним переходят определенные полномочия органов управления должника. Однако функции этих управляющих различны.
Так в рамках реализации своих функций конкурсный управляющий наделен особенным правом отказа от сделок должника. Однако при осуществлении этого правомочия существуют ограничения, упоминание о которых имеется в Законе о банкротстве, однако четкое закрепление таких ограничений отсутствует. В связи с этим усматривается необходимость внесения изменения в ст. 129 Закона о банкротстве и закрепить перечень оснований, препятствующих восстановлению платежеспособности должника.
Финансовый управляющий как разновидность арбитражного управляющего был введен после внесения изменения в Закон о банкротстве. В связи с тем, что данная категория является сравнительно новой, правовая сущность данного понятия практически не раскрыта. Предполагаем, что правовую природу финансового управляющего можно раскрыть через идею контроля над должником, так как он осуществляет контроль над действиями, совершаемых должником, в рамках принадлежащих ему субъективных прав, что позволяет сделать вывод о схожести финансового управляющего со статусом конкурсного в связи с наличием идентичных полномочий.
В рамках процедуры банкротства гражданина финансовый управляющий участвует в реструктуризации долгов должника и реализации его имущества. Участием в этих процедурах обусловлено наличие у финансового управляющего определенного массива прав, присущих только для этого вида арбитражного управляющего.
После внесения изменений в Закон о банкротстве к индивидуальным предпринимателям, подавшим заявление о признании должника банкротом стали применятся правила банкротства граждан. В отличие от предыдущих норм закона, внесенные изменения отменяют введение в отношении индивидуального предпринимателя таких процедур банкротства как наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление и конкурсное производство.
Изменения норм законодательства в отношении индивидуального предпринимателя внесли путаницу и возможность предъявления одного и того же требования к лицу дважды. В связи с этим, предлагаем упразднить главу о банкротстве индивидуального предпринимателя и ввести общую норму в главу 10 Закона о банкротстве.
Особенности проявляются также при осуществлении своих обязанностей арбитражным управляющим. Так при выполнение такой обязанности, как определение лиц, являющихся смежными землепользователями, возникает проблема недостоверности информации, которой обладает арбитражный управляющий. Это ведет к нарушению прав и интересов лиц, имеющих преимущественное право выкупа имущества должника.
Учитывая это обстоятельство, предлагаем на этапе реализации имущества привлекать в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, компетентный орган с целью определения смежных землепользователей.
Также, при участии в процедуре конкурсного производства кредиторы сталкиваются с проблемой пользования информационными системами ввиду большого списка кредиторов, что ведет к нарушению их прав.
В связи с чем, полагаем необходимым установить для конкурсного управляющего дополнительную обязанность по опубликованию реестра кредиторов должника в ЕФРСБ не менее чем одного раза квартал до проведения очередного собрания кредиторов.





