ПРАВОВОЙ РЕЖИМ РОЗНИЧНОГО РЫНКА И НЕСТАЦИОНАРНЫХ ТОРГОВЫХ ОБЪЕКТОВ
|
АННОТАЦИЯ 2
Введение 4
I. Основные положения о торговой деятельности 7
1.1. Понятие и виды торговой деятельности 7
1.2. Сущность и значение розничной торговли 17
II. Розничный рынок 26
2.1. Понятие розничного рынка и его виды 26
2.2. Субъекты розничного рынка 34
2.3. Организация розничного рынка 41
Глава III. Нестационарные торговые объекты. Ярмарки 59
3.1. Понятие и виды нестационарных торговых объектов. Правила
размещения и сноса 60
3.2. Понятие и виды ярмарок. Правила организации 67
Заключение 78
Библиографический список 81
Введение 4
I. Основные положения о торговой деятельности 7
1.1. Понятие и виды торговой деятельности 7
1.2. Сущность и значение розничной торговли 17
II. Розничный рынок 26
2.1. Понятие розничного рынка и его виды 26
2.2. Субъекты розничного рынка 34
2.3. Организация розничного рынка 41
Глава III. Нестационарные торговые объекты. Ярмарки 59
3.1. Понятие и виды нестационарных торговых объектов. Правила
размещения и сноса 60
3.2. Понятие и виды ярмарок. Правила организации 67
Заключение 78
Библиографический список 81
На сегодняшний день торговля в нашей стране является, пожалуй, одним из наиболее привлекательных видов деятельности, в особенности для малого и среднего бизнеса. Данная привлекательность в первую очередь заключается в достаточно быстром обороте денежных средств и получении прибыли. Именно торговая деятельность зачастую является источником накопления первоначального капитала. Помимо этого торговля имеет огромное значение в пополнении федерального и региональных бюджетов, так как составляет десятую часть всех налоговых поступлений в бюджет Российской Федерации. Этим самым она способствует обеспечению финансовой стабильности регионов и создает условия для развития социальной сферы, а именно здравоохранения, образования, культуры и спорта.
Сфера внутренней торговли является одной из важнейших составляющих экономики нашего государства. При этом она во многом является саморегулируемой. Однако рыночные механизмы регулирования торговли не способны полностью обеспечить соответствие интересов бизнеса и потребителей. В связи с этим возрастает роль государственного регулирования в области торговой деятельности.
Однако ГК РФ, будучи частноправовым нормативным актом, включает лишь те нормы предпринимательского права, которые имеют частноправовой характер. Публично-правовые нормы по организации торговой деятельности им не охватываются. Торговая деятельность нуждается в развитии собственного торгового законодательства. В настоящее время основной задачей, как представляется, направленной на повышение эффективности правового регулирования торговых отношений, является проведение кодификации торгового законодательства. Принятие торгового кодекса позволило бы ликвидировать существующие пробелы в нормативном правовом регулировании коммерческих отношений, повысить социальную значимость торговли, систематизировать торговое законодательство. Так, правовой статус многих субъектов оптовой торговли, реально существующих на рынке, вообще ничем не урегулирован. Это касается дилеров, дистрибьюторов, торговых домов и т.д.
Отмеченные обстоятельства свидетельствуют об актуальности темы исследования как с научной, так и с практической точки зрения.
Целью настоящей работы является исследование правового режима розничного рынка и нестационарных торговых объектов.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- проанализировать понятие и виды торговой деятельности;
- исследовать сущность и значение розничной торговли; правовое регулирование розничной торговли;
- раскрыть понятие розничного рынка и его виды;
- провести анализ субъектов розничного рынка;
- показать организацию розничного рынка;
- раскрыть понятие и виды нестационарных торговых объектов, правила размещения и сноса;
- рассмотреть понятие и виды ярмарок, правила их организации.
Предметом исследования дипломной работы является действующее законодательство, регулирующее розничный рынок и нестационарные торговые объекты, доктринальные источники по теме исследования, а также судебная практика.
Объект исследования составляют общественные отношения, возникающие при организации и осуществление торговой деятельности на розничном рынке и нестационарных торговых объектах.
Методологическую основу исследования составили методы общенаучного познания: диалектический, формально-логический,
исторический, системного анализа, индукции и дедукции, структурно- функциональный, аналогии. Использовались также частно-научные методы: формально-юридический, сравнительно-правовой, системно-структурный, метод толкования правовых норм.
Нормативной базой исследования являются: Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и др.
Теоретической основой исследования являются труды российских ученых по предпринимательскому праву.
Обусловленная целью и задачами исследования, работа состоит из введения, трех глав, включающих 7 параграфов, заключения и библиографического списка.
Сфера внутренней торговли является одной из важнейших составляющих экономики нашего государства. При этом она во многом является саморегулируемой. Однако рыночные механизмы регулирования торговли не способны полностью обеспечить соответствие интересов бизнеса и потребителей. В связи с этим возрастает роль государственного регулирования в области торговой деятельности.
Однако ГК РФ, будучи частноправовым нормативным актом, включает лишь те нормы предпринимательского права, которые имеют частноправовой характер. Публично-правовые нормы по организации торговой деятельности им не охватываются. Торговая деятельность нуждается в развитии собственного торгового законодательства. В настоящее время основной задачей, как представляется, направленной на повышение эффективности правового регулирования торговых отношений, является проведение кодификации торгового законодательства. Принятие торгового кодекса позволило бы ликвидировать существующие пробелы в нормативном правовом регулировании коммерческих отношений, повысить социальную значимость торговли, систематизировать торговое законодательство. Так, правовой статус многих субъектов оптовой торговли, реально существующих на рынке, вообще ничем не урегулирован. Это касается дилеров, дистрибьюторов, торговых домов и т.д.
Отмеченные обстоятельства свидетельствуют об актуальности темы исследования как с научной, так и с практической точки зрения.
Целью настоящей работы является исследование правового режима розничного рынка и нестационарных торговых объектов.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- проанализировать понятие и виды торговой деятельности;
- исследовать сущность и значение розничной торговли; правовое регулирование розничной торговли;
- раскрыть понятие розничного рынка и его виды;
- провести анализ субъектов розничного рынка;
- показать организацию розничного рынка;
- раскрыть понятие и виды нестационарных торговых объектов, правила размещения и сноса;
- рассмотреть понятие и виды ярмарок, правила их организации.
Предметом исследования дипломной работы является действующее законодательство, регулирующее розничный рынок и нестационарные торговые объекты, доктринальные источники по теме исследования, а также судебная практика.
Объект исследования составляют общественные отношения, возникающие при организации и осуществление торговой деятельности на розничном рынке и нестационарных торговых объектах.
Методологическую основу исследования составили методы общенаучного познания: диалектический, формально-логический,
исторический, системного анализа, индукции и дедукции, структурно- функциональный, аналогии. Использовались также частно-научные методы: формально-юридический, сравнительно-правовой, системно-структурный, метод толкования правовых норм.
Нормативной базой исследования являются: Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и др.
Теоретической основой исследования являются труды российских ученых по предпринимательскому праву.
Обусловленная целью и задачами исследования, работа состоит из введения, трех глав, включающих 7 параграфов, заключения и библиографического списка.
Результатом проведенного исследования являются определенные выводы и предложения, которые сводятся к следующему.
Осознание необходимости решения назревших вопросов сопровождается существенным значением торговой отрасли для экономики страны, так как она является лидером по обеспечению занятости для населения: общая численность занятых в ней в 2013 г. составила более 12,4 млн. человек - 18,3% от среднегодовой численности по видам экономической деятельности.
Но, несмотря на значимость данной отрасли, у нас долгое время отсутствовала правовая база о торговой деятельности. Принятый в 2009 году ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» должен был устранить существующие пробелы и стать единообразным актом. На данный момент цели законодателя не были достигнуты, и законодательство о регулировании торговой деятельности в нашей стране должно быть доработано, чтобы в теории и на практике не возникало проблем при толковании понятий. Например, таких, как «субъекты торговой деятельности», «правовой статус субъектов торговой деятельности». Поэтому предлагаем понимать под субъектами торговой деятельности хозяйствующих субъектов оптовой и розничной торговли, которые непосредственно осуществляют торговую деятельность и зарегистрированы в установленном законом порядке. Также представляется необходимым в Законе о торговой деятельности сформулировать определение хозяйствующего субъекта, которое вполне может быть таким же, как в ФЗ «О защите конкуренции», с уточнением понятий «приносящая доход деятельность», «профессиональная деятельность».
В условиях товарного производства взаимосвязь между производством и личным потреблением осуществляется через товарно-денежный обмен и рынок, а розничная торговля является необходимым звеном в процессе воспроизводства.
Сфера розничной торговли способствует удовлетворению запросов и ожиданий потребителей в товарах и услугах, повышению качества торгового обслуживания, созданию новых рабочих мест, росту эффективности использования денежных доходов населения, поддержанию социальной стабильности, повышению адаптивности всей экономики к требованиям рынка, удвоению ВВП России. И, кроме этого, не смотря на сложившуюся социально-экономическую обстановку дел, наложение санкций, розничная торговля на сегодняшний день является одним из успешных и динамично развивающихся секторов экономики страны.
Также были выявлены проблемы определения правовой природы договора на предоставление торгового места. В связи с тем, что предметом договора являются одновременно и предоставление во владение и пользование определенной площади и оказание услуг, на практике возникают вопросы о юридической квалификации подобного договора. Судебная практика говорит нам о том, что следует рассматривать данный договор, как договор аренды, так как предметом такого договора является передача на определенный срок за плату торгового места для торговли. Кроме того, в договоре между предпринимателем и управляющей рынком компанией указан номер торгового места, общая площадь, а также сведения о том, что торговое место находится на территории рынка. Это отвечает требованиям п. 3 ст. 607 ГК РФ об определении объекта аренды.
Мы же считаем, что признание договоров о предоставлении торгового места самостоятельными опирается не только на их собственную специфику, но и ясно ощутимую потребность нормативного регулирования большой группы отношений, связанных с организацией использования объектов без явных признаков аренды - сегодня в нашем законодательстве такого правового института нет.
Выделяют розничную торговлю в стационарных и в нестационарных торговых объектах. Под стационарным торговым объектом принято считать торговый объект, представляющий собой здание, строение или его часть, прочно связанные фундаментом с землей и присоединенные к сетям инженерно-технического обеспечения. Проходят регистрацию только те объекты, которые являются собственностью или арендованы на срок более года.
Нестационарный же торговый объект - это торговый объект, который представляет собой временное сооружение или конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения к сетям инженерно-технического обеспечения.
В ходе исследования мы выяснили, что существует два варианта юридического оформления размещения нестационарных торговых объектов: договор аренды земельного участка; договор на размещение (эксплуатацию) нестационарного торгового объекта. Договор аренды земельного участка рекомендуется применять для киосков, павильонов, торговых автоматов, сезонных кафе и прочих объектов, являющихся сооружениями, не разбирающихся и не вывозимыми с места по итогам торгового дня, а также для лотков сезонного и круглогодичного размещения. Второй вид договора как правило заключается в тех случаях, когда градостроительные нормы и нормы земельного законодательства не позволяют формирование земельного участка и предоставление его в аренду.
Договор на размещение (эксплуатацию) нестационарного торгового объекта относится к категории непоименованных договоров. И из Методических рекомендаций по совершенствованию правового регулирования нестационарной и развозной торговли на уровне субъектов РФ не ясно, какова природа данного договора и что выступает в качестве его предмета и иных существенных условий, что на наш взгляд является проблемой и считаем необходимым доработать законодательную базу и расширить ГК РФ новыми конструкциями.
В ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» существенным упущением является отсутствие в его положениях легального определения понятия «ярмарка», в результате чего ярмарку сложно обособить от розничных рынков, выставок-продаж. Но данный пробел устранен в Методических рекомендациях ярмарочной торговли в РФ, утвержденных Минпромторгом России. Ярмарка - это самостоятельный торговый формат, представляющий собой ограниченное во времени, как правило, периодически повторяющееся торговое или торгово-праздничное мероприятие, организуемое в заранее определенном месте (на ярмарочной площадке), с установленным временем и сроком проведения, а также периодичностью (для регулярных ярмарок), на котором множество продавцов (участников ярмарки) предлагают покупателям товары (работы, услуги) в соответствии с типом (специализацией) ярмарки.
В настоящее время в России нет единого законодательного акта прямого действия, определяющего общие основы регулирования торговли. Отдельные нормы, затрагивающие отношения в этой сфере, содержатся в гражданском законодательстве, законодательстве о защите прав потребителей, техническом регулировании, лицензировании и т.д. Они дополняются более чем 600 подзаконными актами, что осложняет допуск к информации и пониманию простых граждан. Поэтому, важной задачей, на наш взгляд, является необходимость в структурировании и упорядочивании торгового законодательства.
Осознание необходимости решения назревших вопросов сопровождается существенным значением торговой отрасли для экономики страны, так как она является лидером по обеспечению занятости для населения: общая численность занятых в ней в 2013 г. составила более 12,4 млн. человек - 18,3% от среднегодовой численности по видам экономической деятельности.
Но, несмотря на значимость данной отрасли, у нас долгое время отсутствовала правовая база о торговой деятельности. Принятый в 2009 году ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» должен был устранить существующие пробелы и стать единообразным актом. На данный момент цели законодателя не были достигнуты, и законодательство о регулировании торговой деятельности в нашей стране должно быть доработано, чтобы в теории и на практике не возникало проблем при толковании понятий. Например, таких, как «субъекты торговой деятельности», «правовой статус субъектов торговой деятельности». Поэтому предлагаем понимать под субъектами торговой деятельности хозяйствующих субъектов оптовой и розничной торговли, которые непосредственно осуществляют торговую деятельность и зарегистрированы в установленном законом порядке. Также представляется необходимым в Законе о торговой деятельности сформулировать определение хозяйствующего субъекта, которое вполне может быть таким же, как в ФЗ «О защите конкуренции», с уточнением понятий «приносящая доход деятельность», «профессиональная деятельность».
В условиях товарного производства взаимосвязь между производством и личным потреблением осуществляется через товарно-денежный обмен и рынок, а розничная торговля является необходимым звеном в процессе воспроизводства.
Сфера розничной торговли способствует удовлетворению запросов и ожиданий потребителей в товарах и услугах, повышению качества торгового обслуживания, созданию новых рабочих мест, росту эффективности использования денежных доходов населения, поддержанию социальной стабильности, повышению адаптивности всей экономики к требованиям рынка, удвоению ВВП России. И, кроме этого, не смотря на сложившуюся социально-экономическую обстановку дел, наложение санкций, розничная торговля на сегодняшний день является одним из успешных и динамично развивающихся секторов экономики страны.
Также были выявлены проблемы определения правовой природы договора на предоставление торгового места. В связи с тем, что предметом договора являются одновременно и предоставление во владение и пользование определенной площади и оказание услуг, на практике возникают вопросы о юридической квалификации подобного договора. Судебная практика говорит нам о том, что следует рассматривать данный договор, как договор аренды, так как предметом такого договора является передача на определенный срок за плату торгового места для торговли. Кроме того, в договоре между предпринимателем и управляющей рынком компанией указан номер торгового места, общая площадь, а также сведения о том, что торговое место находится на территории рынка. Это отвечает требованиям п. 3 ст. 607 ГК РФ об определении объекта аренды.
Мы же считаем, что признание договоров о предоставлении торгового места самостоятельными опирается не только на их собственную специфику, но и ясно ощутимую потребность нормативного регулирования большой группы отношений, связанных с организацией использования объектов без явных признаков аренды - сегодня в нашем законодательстве такого правового института нет.
Выделяют розничную торговлю в стационарных и в нестационарных торговых объектах. Под стационарным торговым объектом принято считать торговый объект, представляющий собой здание, строение или его часть, прочно связанные фундаментом с землей и присоединенные к сетям инженерно-технического обеспечения. Проходят регистрацию только те объекты, которые являются собственностью или арендованы на срок более года.
Нестационарный же торговый объект - это торговый объект, который представляет собой временное сооружение или конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения к сетям инженерно-технического обеспечения.
В ходе исследования мы выяснили, что существует два варианта юридического оформления размещения нестационарных торговых объектов: договор аренды земельного участка; договор на размещение (эксплуатацию) нестационарного торгового объекта. Договор аренды земельного участка рекомендуется применять для киосков, павильонов, торговых автоматов, сезонных кафе и прочих объектов, являющихся сооружениями, не разбирающихся и не вывозимыми с места по итогам торгового дня, а также для лотков сезонного и круглогодичного размещения. Второй вид договора как правило заключается в тех случаях, когда градостроительные нормы и нормы земельного законодательства не позволяют формирование земельного участка и предоставление его в аренду.
Договор на размещение (эксплуатацию) нестационарного торгового объекта относится к категории непоименованных договоров. И из Методических рекомендаций по совершенствованию правового регулирования нестационарной и развозной торговли на уровне субъектов РФ не ясно, какова природа данного договора и что выступает в качестве его предмета и иных существенных условий, что на наш взгляд является проблемой и считаем необходимым доработать законодательную базу и расширить ГК РФ новыми конструкциями.
В ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» существенным упущением является отсутствие в его положениях легального определения понятия «ярмарка», в результате чего ярмарку сложно обособить от розничных рынков, выставок-продаж. Но данный пробел устранен в Методических рекомендациях ярмарочной торговли в РФ, утвержденных Минпромторгом России. Ярмарка - это самостоятельный торговый формат, представляющий собой ограниченное во времени, как правило, периодически повторяющееся торговое или торгово-праздничное мероприятие, организуемое в заранее определенном месте (на ярмарочной площадке), с установленным временем и сроком проведения, а также периодичностью (для регулярных ярмарок), на котором множество продавцов (участников ярмарки) предлагают покупателям товары (работы, услуги) в соответствии с типом (специализацией) ярмарки.
В настоящее время в России нет единого законодательного акта прямого действия, определяющего общие основы регулирования торговли. Отдельные нормы, затрагивающие отношения в этой сфере, содержатся в гражданском законодательстве, законодательстве о защите прав потребителей, техническом регулировании, лицензировании и т.д. Они дополняются более чем 600 подзаконными актами, что осложняет допуск к информации и пониманию простых граждан. Поэтому, важной задачей, на наш взгляд, является необходимость в структурировании и упорядочивании торгового законодательства.





