Анализ эффективности использования финансовых ресурсов на примере МБОУ «СШ №11»
|
АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 7
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ
БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ 10
1.1 Содержание и особенности деятельности бюджетных организаций
общего образования 10
1.2 Виды источников финансирования бюджетных учреждений 15
1.3 Особенности организации финансов бюджетных учреждений и их роль в
экономике 18
1.4 Современные проблемы финансирования образовательных учреждений и
пути их решения 22
2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ НА
ПРИМЕРЕ МБОУ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №11 (Г. НИЖНЕВАРТОВСК) 32
2.1 Характеристика деятельности МБОУ СШ №11 32
2.2 Анализ эффективности использования финансовых ресурсов в МБОУ
СШ №11 42
3 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРС¬
ОВ НА ПРИМЕРЕ МБОУ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №11 (Г. НИЖНЕВАРТОВСК) .••••••••••• ................................................................. ........ ....^5 ^2
3.1 Сущность инвестиционного проекта 52
3.2 Основные показатели инвестиционного проекта 56
3.3 Оценка эффективности предлагаемого мероприятия 56
3.4 Анализ чувствительности инвестиционного проекта к риску 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 69
ВВЕДЕНИЕ 7
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ
БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ 10
1.1 Содержание и особенности деятельности бюджетных организаций
общего образования 10
1.2 Виды источников финансирования бюджетных учреждений 15
1.3 Особенности организации финансов бюджетных учреждений и их роль в
экономике 18
1.4 Современные проблемы финансирования образовательных учреждений и
пути их решения 22
2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ НА
ПРИМЕРЕ МБОУ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №11 (Г. НИЖНЕВАРТОВСК) 32
2.1 Характеристика деятельности МБОУ СШ №11 32
2.2 Анализ эффективности использования финансовых ресурсов в МБОУ
СШ №11 42
3 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРС¬
ОВ НА ПРИМЕРЕ МБОУ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №11 (Г. НИЖНЕВАРТОВСК) .••••••••••• ................................................................. ........ ....^5 ^2
3.1 Сущность инвестиционного проекта 52
3.2 Основные показатели инвестиционного проекта 56
3.3 Оценка эффективности предлагаемого мероприятия 56
3.4 Анализ чувствительности инвестиционного проекта к риску 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 69
Актуальность темы данной дипломной работы очевидна, поскольку в современных условиях планирование расходов является важнейшим инструментом повышения эффективности управления бюджетными финансами. С того, насколько качественно будет осуществляться планирование, во многом зависит обоснованность подготовки и принятия решений, затрагивающих все области финансово-хозяйственной деятельности учреждения.
Также актуальность исследования в работе обусловлена тем, что ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является бюджетная система.
Бюджетные учреждения являются элементом финансовой системы, осуществляющими взаимодействие с другими участниками этой системы. Бюджетные учреждения выполняют социальные функции, обеспечивая граждан страны жизненно необходимыми благами и услугами, и их деятельность осуществляется путем взаимоотношений между государством в лице законодательных и исполнительных органов власти и управления, учреждениями и гражданами, получающими услуги. Исполнение основных социально-экономических задач бюджетными учреждениями происходит путем финансирования за счет бюджетных средств разных уровней.
Ограничение бюджетного финансирования сформировало у образовательного учреждения устойчивую тенденцию к расширению границ своей рыночной деятельности. Платные дополнительные услуги - хороший источник привлечения дополнительных средств. Увеличение внебюджетных источников обусловлено появлением экономической заинтересованности у учреждения, поскольку значительная часть из них направляется на заработную плату и улучшение условий труда.
Все более актуально становится проблема привлечения дополнительных источников финансирования, среди которых - привлечение средств от оказания платных дополнительных услуг с целью социальной защищенности работников и улучшения материально-технической базой. Рынок платных образовательных услуг призван удовлетворять не только государственный заказ, обеспечиваемый бюджетными ассигнованиями, но и социальный заказ различных групп населения.
Посредством формирования финансовых ресурсов бюджетное учреждение обеспечивает себя необходимыми денежными средствами, достигает нормального уровня стабильности, обеспечивает рентабельную работу.
В процессе формирования и использования финансовых ресурсов учреждение проводит мероприятия, направленные на рациональное сочетание труда, средств производства и технологии в процессе управления финансами. Из трех фундаментальных блоков главным является организация. Если организация плохая, то финансовый механизм всегда будет функционировать неэффективно и даже во вред экономическим отношениям в обществе.
Проблемы совершенствования управления финансами учреждений общего образования становятся все более актуальными в связи с переходом бюджетных учреждений в связи с изменением законодательства.
Объектом исследования в данной дипломной работе выступает МБОУ Средняя школа №11 (г. Нижневартовска). Предметом исследования - финансовая деятельность учреждений сферы общего образования в Российской Федерации.
Целью данной дипломной работы является раскрытие теоретических и практических аспектов эффективности использования финансовых ресурсов в бюджетном предприятии.
Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
- раскрыть содержание и особенности деятельности бюджетных организаций общего образования;
- рассмотреть виды источников финансирования бюджетных учреждений;
- охарактеризовать особенности организации финансов бюджетных учреждений и их роль в экономике;
- раскрыть современные проблемы финансирования образовательных учреждений и пути их решения;
- провести анализ и дать оценку использования финансовых ресурсов на примере МБОУ Средняя школа №11 (г. Нижневартовск);
- разработать пути совершенствования эффективности использования
финансовых ресурсов на примере МБОУ Средняя школа №11 (г.
Нижневартовска).
Структура дипломной работы обусловлена целью и задачами исследования и включает в себя введение, три главы, объединяющие восемь подпунктов, заключение и список использованной литературы, а также приложения. В первой главе рассмотрены и раскрыты теоретические основы финансирования бюджетных учреждений. Вторая глава посвящена анализу и оценке использования финансовых ресурсов на примере МБОУ Средняя школа №11 (г. Нижневартовска). Третья глава раскрывает пути совершенствования эффективности использования финансовых ресурсов на примере МБОУ Средняя школа №11 (г. Нижневартовска).
Также актуальность исследования в работе обусловлена тем, что ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является бюджетная система.
Бюджетные учреждения являются элементом финансовой системы, осуществляющими взаимодействие с другими участниками этой системы. Бюджетные учреждения выполняют социальные функции, обеспечивая граждан страны жизненно необходимыми благами и услугами, и их деятельность осуществляется путем взаимоотношений между государством в лице законодательных и исполнительных органов власти и управления, учреждениями и гражданами, получающими услуги. Исполнение основных социально-экономических задач бюджетными учреждениями происходит путем финансирования за счет бюджетных средств разных уровней.
Ограничение бюджетного финансирования сформировало у образовательного учреждения устойчивую тенденцию к расширению границ своей рыночной деятельности. Платные дополнительные услуги - хороший источник привлечения дополнительных средств. Увеличение внебюджетных источников обусловлено появлением экономической заинтересованности у учреждения, поскольку значительная часть из них направляется на заработную плату и улучшение условий труда.
Все более актуально становится проблема привлечения дополнительных источников финансирования, среди которых - привлечение средств от оказания платных дополнительных услуг с целью социальной защищенности работников и улучшения материально-технической базой. Рынок платных образовательных услуг призван удовлетворять не только государственный заказ, обеспечиваемый бюджетными ассигнованиями, но и социальный заказ различных групп населения.
Посредством формирования финансовых ресурсов бюджетное учреждение обеспечивает себя необходимыми денежными средствами, достигает нормального уровня стабильности, обеспечивает рентабельную работу.
В процессе формирования и использования финансовых ресурсов учреждение проводит мероприятия, направленные на рациональное сочетание труда, средств производства и технологии в процессе управления финансами. Из трех фундаментальных блоков главным является организация. Если организация плохая, то финансовый механизм всегда будет функционировать неэффективно и даже во вред экономическим отношениям в обществе.
Проблемы совершенствования управления финансами учреждений общего образования становятся все более актуальными в связи с переходом бюджетных учреждений в связи с изменением законодательства.
Объектом исследования в данной дипломной работе выступает МБОУ Средняя школа №11 (г. Нижневартовска). Предметом исследования - финансовая деятельность учреждений сферы общего образования в Российской Федерации.
Целью данной дипломной работы является раскрытие теоретических и практических аспектов эффективности использования финансовых ресурсов в бюджетном предприятии.
Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
- раскрыть содержание и особенности деятельности бюджетных организаций общего образования;
- рассмотреть виды источников финансирования бюджетных учреждений;
- охарактеризовать особенности организации финансов бюджетных учреждений и их роль в экономике;
- раскрыть современные проблемы финансирования образовательных учреждений и пути их решения;
- провести анализ и дать оценку использования финансовых ресурсов на примере МБОУ Средняя школа №11 (г. Нижневартовск);
- разработать пути совершенствования эффективности использования
финансовых ресурсов на примере МБОУ Средняя школа №11 (г.
Нижневартовска).
Структура дипломной работы обусловлена целью и задачами исследования и включает в себя введение, три главы, объединяющие восемь подпунктов, заключение и список использованной литературы, а также приложения. В первой главе рассмотрены и раскрыты теоретические основы финансирования бюджетных учреждений. Вторая глава посвящена анализу и оценке использования финансовых ресурсов на примере МБОУ Средняя школа №11 (г. Нижневартовска). Третья глава раскрывает пути совершенствования эффективности использования финансовых ресурсов на примере МБОУ Средняя школа №11 (г. Нижневартовска).
Общее образование направлено на духовное и физическое развитие личности, подготовку гражданина к жизни в обществе, овладение обучающимися основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, формирование нравственных убеждений, культуры поведения, эстетического вкуса и здорового образа жизни, готовности к самостоятельному жизненному выбору, началу трудовой деятельности и продолжению образования.
Общеобразовательное учреждение осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования:
первая ступень - начальное общее образование;
вторая ступень - основное общее образование;
третья ступень - среднее (полное) общее образование.
Содержание общего образования в конкретном общеобразовательном учреждении определяется образовательными программами, разрабатываемыми и реализуемыми общеобразовательным учреждением самостоятельно на основе государственных образовательных стандартов и примерных образовательных учебных программ, курсов, дисциплин.
Финансовое обеспечение деятельности общеобразовательного учреждения осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов общеобразовательного учреждения являются:
1. собственные средства учредителя;
2. бюджетные и внебюджетные средства;
3. имущество, переданное общеобразовательному учреждению собственником (уполномоченным им органом);
4. средства, полученные от родителей (законных представителей), за предоставление обучающимся дополнительных платных образовательных услуг, добровольные пожертвования других физических и юридических лиц;
5. доход, полученный от реализации продукции и услуг, а также от иных видов разрешенной деятельности, осуществляемой самостоятельно;
6. другие источники в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания государственными (муниципальными) бюджетными и автономными образовательными учреждениями. А также частными образовательными организациями осуществляются на основе нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности, обеспечивающих реализацию для обучающегося основной образовательной программы в пределах федерального государственного образовательного стандарта.
Нормативы финансового обеспечения образовательной деятельности определяются по каждому типу, виду и категории образовательной организации с учетом уровня и направленности образовательных программ, форм обучения, иных особенностей организации образовательного процесса в расчете на одного обучающегося, а также на иной основе.
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания государственными (муниципальными) бюджетными и автономными образовательными учреждениями, а также частными образовательными организациями осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Анализ финансового состояния МБОУ СШ №11 показал, что финансируемые из бюджета средства не могут обеспечить нормального функционирования учреждения. Суммы, выделяемые МБОУ, бюджетных ассигнований, определяются на основе утвержденных нормативов, которые могут обеспечить около 60% реальных затрат учреждения. Установленный порядок
финансирования предполагает финансирование в полном объеме только защищенных статей: заработной платы с отчислениями во внебюджетные фонды, расходы на оплату коммунальных услуг и расходов на питание, причем большая часть расходов на питание покрывается за счет родительской платы. Размер родительской платы должен покрывать 20% нужд учреждения.
В современном учебном заведении сложно обойтись без высокотехнологичного оборудования. Оно используется преимущественно не в развлекательных, а в образовательных целях.
Для анализа эффективности использования финансовых ресурсов МБОУ Средняя школа №11, следует разработать инвестиционный проект по приобретению и использованию Электронных интерактивных проекторов NIERBO.
Амортизационные отчисления основных фондов составят 32,66 тыс. руб. в год. Затраты на осуществление инвестиционного проекта составят 272,16 тыс. руб. Экономический эффект от внедрения инвестиционного проекта составит 152 тыс. руб. Чистый приток денежных средств составит 128,13 тыс. руб. Чистая прибыль составит 95,47 тыс. руб.
За период планирования, жизненный цикл (4 года), инвестиционный проект потребует 272,16 рублей капитальных вложений и принесет на конец периода планирования - 368,50 тыс. руб. чистой прибыли. Чистый
дисконтированный доход - 229,31 тыс. руб. ИД = 1,84.ВНД ~80,6 %.
Срок окупаемости проекта - 1,32 года (1 год и 3 месяца).
К концу реализации инвестиционного проекта поток реальных средств от операционной деятельности составит 128,13 тыс. руб. Поток дисконтированных средств от операционной деятельности = 75,86 тыс. руб. Чистый реальный доход (ЧРД) = 368,50 тыс. руб. Чистый дисконтированный доход (ЧДД) = 229,31 тыс. руб. Сальдо денежных потоков (СДП) = 640,66 тыс. руб. Положительные
показатели расчета эффективности инвестиционного проекта свидетельствуют о том, что проект можно охарактеризовать как эффективный.
Общеобразовательное учреждение осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования:
первая ступень - начальное общее образование;
вторая ступень - основное общее образование;
третья ступень - среднее (полное) общее образование.
Содержание общего образования в конкретном общеобразовательном учреждении определяется образовательными программами, разрабатываемыми и реализуемыми общеобразовательным учреждением самостоятельно на основе государственных образовательных стандартов и примерных образовательных учебных программ, курсов, дисциплин.
Финансовое обеспечение деятельности общеобразовательного учреждения осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов общеобразовательного учреждения являются:
1. собственные средства учредителя;
2. бюджетные и внебюджетные средства;
3. имущество, переданное общеобразовательному учреждению собственником (уполномоченным им органом);
4. средства, полученные от родителей (законных представителей), за предоставление обучающимся дополнительных платных образовательных услуг, добровольные пожертвования других физических и юридических лиц;
5. доход, полученный от реализации продукции и услуг, а также от иных видов разрешенной деятельности, осуществляемой самостоятельно;
6. другие источники в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания государственными (муниципальными) бюджетными и автономными образовательными учреждениями. А также частными образовательными организациями осуществляются на основе нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности, обеспечивающих реализацию для обучающегося основной образовательной программы в пределах федерального государственного образовательного стандарта.
Нормативы финансового обеспечения образовательной деятельности определяются по каждому типу, виду и категории образовательной организации с учетом уровня и направленности образовательных программ, форм обучения, иных особенностей организации образовательного процесса в расчете на одного обучающегося, а также на иной основе.
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания государственными (муниципальными) бюджетными и автономными образовательными учреждениями, а также частными образовательными организациями осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Анализ финансового состояния МБОУ СШ №11 показал, что финансируемые из бюджета средства не могут обеспечить нормального функционирования учреждения. Суммы, выделяемые МБОУ, бюджетных ассигнований, определяются на основе утвержденных нормативов, которые могут обеспечить около 60% реальных затрат учреждения. Установленный порядок
финансирования предполагает финансирование в полном объеме только защищенных статей: заработной платы с отчислениями во внебюджетные фонды, расходы на оплату коммунальных услуг и расходов на питание, причем большая часть расходов на питание покрывается за счет родительской платы. Размер родительской платы должен покрывать 20% нужд учреждения.
В современном учебном заведении сложно обойтись без высокотехнологичного оборудования. Оно используется преимущественно не в развлекательных, а в образовательных целях.
Для анализа эффективности использования финансовых ресурсов МБОУ Средняя школа №11, следует разработать инвестиционный проект по приобретению и использованию Электронных интерактивных проекторов NIERBO.
Амортизационные отчисления основных фондов составят 32,66 тыс. руб. в год. Затраты на осуществление инвестиционного проекта составят 272,16 тыс. руб. Экономический эффект от внедрения инвестиционного проекта составит 152 тыс. руб. Чистый приток денежных средств составит 128,13 тыс. руб. Чистая прибыль составит 95,47 тыс. руб.
За период планирования, жизненный цикл (4 года), инвестиционный проект потребует 272,16 рублей капитальных вложений и принесет на конец периода планирования - 368,50 тыс. руб. чистой прибыли. Чистый
дисконтированный доход - 229,31 тыс. руб. ИД = 1,84.ВНД ~80,6 %.
Срок окупаемости проекта - 1,32 года (1 год и 3 месяца).
К концу реализации инвестиционного проекта поток реальных средств от операционной деятельности составит 128,13 тыс. руб. Поток дисконтированных средств от операционной деятельности = 75,86 тыс. руб. Чистый реальный доход (ЧРД) = 368,50 тыс. руб. Чистый дисконтированный доход (ЧДД) = 229,31 тыс. руб. Сальдо денежных потоков (СДП) = 640,66 тыс. руб. Положительные
показатели расчета эффективности инвестиционного проекта свидетельствуют о том, что проект можно охарактеризовать как эффективный.





