ТУРИСТСКО - РЕКРЕАЦИОННАЯ ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
|
АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ РОССИИ
1.1 История создания особых экономических зон в России и за рубежом 5
1.2 Особые экономические зоны России: понятие, типы и особенности 13
ГЛАВА 2. ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЕ ЗОНЫ КАК ВИД ОСОБЫХ
ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН
2.1 Характеристика туристско-рекреационных особых экономических зон 24
2.2 Особенности режима предпринимательской деятельности в туристско-
рекреационной особой экономической зоне 29
2.3 Соглашение об осуществлении туристско-рекреационной деятельности 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 59
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ РОССИИ
1.1 История создания особых экономических зон в России и за рубежом 5
1.2 Особые экономические зоны России: понятие, типы и особенности 13
ГЛАВА 2. ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЕ ЗОНЫ КАК ВИД ОСОБЫХ
ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН
2.1 Характеристика туристско-рекреационных особых экономических зон 24
2.2 Особенности режима предпринимательской деятельности в туристско-
рекреационной особой экономической зоне 29
2.3 Соглашение об осуществлении туристско-рекреационной деятельности 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 59
Существуют разные инструменты для развития экономикистраны. Одним из таких инструментов является особая экономическая зона (далее - ОЭЗ).Моментом возникновения ОЭЗ можно считать появление зон свободной торговли около 2000 лет назад, во времена существования таких стран, как Древняя Греция, Древний Рим, Карфаген и Древний Китаем. Например, в 166 г. до н. э. в Греции, на острове Делос органы государственный власти для развития экономики данной территории создали свободную зону, где приезжие купцы освобождались от налогов и пошлин.
Аналогичные зоны, на которых действует такой же режим, создавались и в средние века. В качестве примера можно привести такие вольные города и гавани побережья Средиземного моря, как Венеция, Неаполь, а также города, расположенные в близи Балтийского и Северного морей: Дюнкерк, Копенгаген.
В настоящее время ОЭЗ также получили широкое распространение в мире. Их задачами являются: обеспечение стабильно высоких доходов, снижение затрат, интеграция экономики в международные хозяйственные отношения и ускорение либерализацию страны с переходной и слаборазвитой экономикой.
Заметим, что создание ОЭЗ в таких странах Китай, Малайзия, Мексики привело к экономическому росту. К примеру, в Малайзии, большинство продукции в области электронной промышленности создается на территории СЭЗ. В Мексике создание и функционирование данных зон помогло сформировать около 500 тыс. новых рабочих мест на 2100 фирмах и увеличить экспорт продукции на 4,2 млрд. дол. США, что составило около 8 процентов от доходов страны.
В России свободные экономические зоны(далее - СЭЗ) стали создаваться в начале 1990-х гг. В литературе неоднократно отмечалось несовершенство российского законодательства и обосновывалась необходимость принятия базового федерального закона об особыхэкономических зонах многими отечественными учеными-экономистами и юристами.
Наиболее интересными и актуальными для изучения являются туристско- рекреационные особые экономические зоны, так как они создаются для развития и функционирования туристического сектора экономики.
Цель данной работы заключается в рассмотрении правовых аспектов создания, функционирования и прекращения деятельности туристско-рекреационных особых экономических зон в Российской Федерации, а также в проведении сравнительного анализа положений российского и иностранного законодательства и практики его применения.
Объект исследования составляют урегулированные нормами национального права отношения, возникающие вследствие осуществления резидентами туристско-рекреационных особых экономических зон предпринимательской деятельности на территории указанных зон в Российской Федерации. Предметом исследования являются нормы российского и зарубежного законодательства, регулирующие общественные отношения по поводу создания, функционирования и прекращения ОЭЗ, а также заключения, изменения и прекращения в их границах соглашений об осуществлении ТРД.
Хотя, избранная тематика активно исследуется, в экономической и юридической литературе в большинстве своем работы касаются общих вопросов и посвящены проблемам создания и функционирования особых экономических зон в Российской Федерации. В тоже время исследований, посвященных вопросам ТР ОЭЗ, их правовому регулированию и соглашениям о туристско-рекреационной деятельности довольно-таки мало.
Нормативно-правовую основу исследования составили международные нормативные правовые акты, Конституция РФ, Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ), Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), Таможенный кодекс Таможенного союза, Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка. Первая глава состоит из двух параграфов. В первом анализируется история развития СЭЗ в зарубежных странах и в Российской Федерации. Во втором параграфе первой главы исследуется особая экономическая зона в соответствии с законодательством РФ, выявляются признаки и особенности. Вторая глава состоит из трёх параграфов. Первый из них рассказывает об одном из типов ОЭЗ - туристско-рекреационной особой экономической зоне, ее особенностях. Во втором параграфе раскрывается сущность особого правового режима осуществления предпринимательской деятельности туристско - рекреационной зоне, сравнение с режимом в зонах опережающего экономического развития. Подробный анализ соглашения о ведении туристско-рекреационной деятельности в особых экономических зонах, его правовой природы, признаки резидента ТР ОЭЗ содержит последний параграф второй главы.
Теоритическую основу составляют труды:С.С. Алексеева, В.К. Андреева, М.И. Брагинского, С.Н. Братуся, В.В. Витрянского, О.С. Иоффе, А.Ю. Кабалкина, В.В. Кваниной, О.А. Красавчикова, И.Б. Новицкого, А.П. Сергеева, Е.А. Суханова, и др.
Отдельные проблемы соглашений об осуществлении предпринимательской деятельности в ОЭЗ отражены в работах М.В. Батырова, Д.А. Благова, А.В. Гасумяновой, Е.А. Громовой, В.Н. Лисицы, Е.Е. Серебряковой, К.С. Свинцовой.
Аналогичные зоны, на которых действует такой же режим, создавались и в средние века. В качестве примера можно привести такие вольные города и гавани побережья Средиземного моря, как Венеция, Неаполь, а также города, расположенные в близи Балтийского и Северного морей: Дюнкерк, Копенгаген.
В настоящее время ОЭЗ также получили широкое распространение в мире. Их задачами являются: обеспечение стабильно высоких доходов, снижение затрат, интеграция экономики в международные хозяйственные отношения и ускорение либерализацию страны с переходной и слаборазвитой экономикой.
Заметим, что создание ОЭЗ в таких странах Китай, Малайзия, Мексики привело к экономическому росту. К примеру, в Малайзии, большинство продукции в области электронной промышленности создается на территории СЭЗ. В Мексике создание и функционирование данных зон помогло сформировать около 500 тыс. новых рабочих мест на 2100 фирмах и увеличить экспорт продукции на 4,2 млрд. дол. США, что составило около 8 процентов от доходов страны.
В России свободные экономические зоны(далее - СЭЗ) стали создаваться в начале 1990-х гг. В литературе неоднократно отмечалось несовершенство российского законодательства и обосновывалась необходимость принятия базового федерального закона об особыхэкономических зонах многими отечественными учеными-экономистами и юристами.
Наиболее интересными и актуальными для изучения являются туристско- рекреационные особые экономические зоны, так как они создаются для развития и функционирования туристического сектора экономики.
Цель данной работы заключается в рассмотрении правовых аспектов создания, функционирования и прекращения деятельности туристско-рекреационных особых экономических зон в Российской Федерации, а также в проведении сравнительного анализа положений российского и иностранного законодательства и практики его применения.
Объект исследования составляют урегулированные нормами национального права отношения, возникающие вследствие осуществления резидентами туристско-рекреационных особых экономических зон предпринимательской деятельности на территории указанных зон в Российской Федерации. Предметом исследования являются нормы российского и зарубежного законодательства, регулирующие общественные отношения по поводу создания, функционирования и прекращения ОЭЗ, а также заключения, изменения и прекращения в их границах соглашений об осуществлении ТРД.
Хотя, избранная тематика активно исследуется, в экономической и юридической литературе в большинстве своем работы касаются общих вопросов и посвящены проблемам создания и функционирования особых экономических зон в Российской Федерации. В тоже время исследований, посвященных вопросам ТР ОЭЗ, их правовому регулированию и соглашениям о туристско-рекреационной деятельности довольно-таки мало.
Нормативно-правовую основу исследования составили международные нормативные правовые акты, Конституция РФ, Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ), Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), Таможенный кодекс Таможенного союза, Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка. Первая глава состоит из двух параграфов. В первом анализируется история развития СЭЗ в зарубежных странах и в Российской Федерации. Во втором параграфе первой главы исследуется особая экономическая зона в соответствии с законодательством РФ, выявляются признаки и особенности. Вторая глава состоит из трёх параграфов. Первый из них рассказывает об одном из типов ОЭЗ - туристско-рекреационной особой экономической зоне, ее особенностях. Во втором параграфе раскрывается сущность особого правового режима осуществления предпринимательской деятельности туристско - рекреационной зоне, сравнение с режимом в зонах опережающего экономического развития. Подробный анализ соглашения о ведении туристско-рекреационной деятельности в особых экономических зонах, его правовой природы, признаки резидента ТР ОЭЗ содержит последний параграф второй главы.
Теоритическую основу составляют труды:С.С. Алексеева, В.К. Андреева, М.И. Брагинского, С.Н. Братуся, В.В. Витрянского, О.С. Иоффе, А.Ю. Кабалкина, В.В. Кваниной, О.А. Красавчикова, И.Б. Новицкого, А.П. Сергеева, Е.А. Суханова, и др.
Отдельные проблемы соглашений об осуществлении предпринимательской деятельности в ОЭЗ отражены в работах М.В. Батырова, Д.А. Благова, А.В. Гасумяновой, Е.А. Громовой, В.Н. Лисицы, Е.Е. Серебряковой, К.С. Свинцовой.
Создание в России особых экономических зон отражает процесс глобализации - всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации.
Анализ юридических и экономических материалов, посвященных ОЭЗ показали, что признаками ОЭЗ являются: территориальная ограниченность, особый порядок создания и прекращения, цели создания, особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности. ОЭЗ отличается от созвучного понятия «исключительные экономические зоны.
Данные признаки позволяют ограничить ОЭЗ от других институтов.
Указанные признаки в полной мере характерны для ТР ОЭЗ. Данный вид ОЭЗ следует отличать от лечебно-оздоровительных местностей, курортов, поскольку они имеют разный правовой режим.
Сравнение ТР ОЭЗ со смежными институтами позволило прийти к выводу, что создание туристско-рекреационной ОЭЗ направлено на обеспечение интересов общества и государства за счет реализации поставленных перед созданием целей, а именно: создание и развитие туризма, санаторно-курортной сферы на территории, в границах которой она расположена. В свою очередь, данное обеспечение интересов общества и государства происходит за счет ведения резидентами туристско-рекреационной деятельности, указанной в соглашении о ведении ТРД, в условиях особого режима предпринимательской деятельности.
Эффективные существование и функционирование ТР ОЭЗ требует учета интересов резидентов. Данная сфера регулируется нормами Закона об ОЭЗ, посвященными взаимодействию государства и резидентов в ОЭЗ в рамках соглашений об осуществлении ТРД, а также норм, распространяющих особый режим предпринимательской деятельности на деятельность резидентов.
На территории ТР ОЭЗ действует особый режим предпринимательской деятельности, который подразумевает специфический режим осуществления предпринимательской деятельности.
В рамках реализации особого режима осуществления предпринимательской деятельности на территории особой экономической зоны законодательством Российской Федерации предусмотрено заключения соглашение о ведении туристско- рекреационной деятельности на территории ТР ОЭЗ.
Отмеченное выше относится и к соглашению о ведении ТРД, что связано со значением ТРД для туризма, санаторно-курортной сферы, развитие которых способствует повышению уровня жизни населения России, ее выходу на мировой рынок конкурентоспособной туристической сферы.
Соглашение о ведении ТРД деятельности на территории ОЭЗ - это документ, обладающий ненормативным характером, направленный на соединениедей- ствий и обязательств как органов исполнительной власти (Минэкономразвития РФ), так и коммерческих организаций (индивидуальных предпринимателей) в рамках особого режима осуществления предпринимательской деятельности, установленного на территории ОЭЗ.
Соглашение об осуществлении ТРД является гражданско-правовым договором с административным элементом по следующим причинам: 1) имея публичноправовой элемент общественные отношения основаны на имущественной самостоятельности, юридическом равенстве и автономии воли, что говорит о его гражданско-правовой природе; 2) заключение соглашения о ведении ТРД преследует как публичные интересы, так и частные.
Соглашение о ведении туристско-рекреационной деятельности представляет собой комплексный трехсторонний договор, заключаемый на основе ФЗ «об особых экономических зонах в Российской Федерации» между резидентом особой экономической зоны, Минэкономразвития РФ и управляющей компанией, устанавливающий взаимные обязательства в целях урегулирования общественных отношений, связанных с ведением туристско-рекреационной деятельности.
Соглашение об осуществлении ТРД по своей природе является консенсуальным, поскольку вступает в силу со дня его подписания сторонами (ч.2 ст.14 Закона об ОЭЗ). Также из-за отсутствия элемента бескорыстия в отношениях субъектов данного соглашения следует вывод, что данного соглашение является возмездным.В ст. 16 Закона об ОЭЗ, срок его действия не должен превышать срока функционирования ОЭЗ. Значит, что данное соглашение является срочным.
Таким образом, соглашение об осуществлении ТВД представляет собой трехсторонний, возмездный, консенсуальный и срочный договор.
Также, в законе отсутствует четкого определения предмета и существенных условий соглашения об осуществлении ТРД. В связи с этим, предлагается внести часть 1.1 статьи 12 Закона об ОЭЗ: «Предметом соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности выступают определяемые сторонами действия резидента по осуществлению туристско-рекреационной деятельности и результат туристско-рекреационной деятельности; определенный соглашением объект инфраструктуры, создаваемый управляющей компанией, необходимый для осуществления туристско-рекреационной деятельности резидента» и часть 1.2 следующего содержания: «Иными существенными условиями соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности являются: срок создания управляющей компанией объектов инфраструктуры особой экономической зоны; порядок формирования наблюдательного совета особой экономической зоны объемы и сроки осуществляемого резидентом особой экономической зоны инвестирования и другие».
Заключение соглашения о ведении ТРД удовлетворяет и обеспечивает интересы каждого субъекта данного договора: так как орган исполнительной власти (Минэкономразвития РФ) не вправе в одностороннем порядке изменять формировать, изменять, дополнять существенные условия данного соглашения, а также прекращать действие договора, следовательно, общественные отношения, возникающие в связи с заключением, изменением, расторжением соглашения о ведении ТРД, основаны на юридическом равенстве контрагентов.
Процедура заключения соглашения об осуществлении ТРД имеет признаки конкурса, но признать данную процедуру конкурсом нельзя.
На основании рассмотрения процедур изменения и расторжения соглашения о ведении ТРД, предложено ряд вариантов по изменению законодательства, регулирующего данные институты.
ТР ОЭЗ предоставляет резидентам систему определенных льгот и субсидий. Однако, они, как показывает практика, не эффективны.
Государство декларирует о важности ОЭЗ для инновационного пути развития. В большинстве случаев инициатива о создании ОЭЗ идет от субъектов федерации или частных инвесторов. Но впоследствии оказывается, что и государственные структуры и резиденты не выполняют обязательства. То есть необходимо определить первопричину данного конфликта интересов.
Также, к негативным чертам использования ТР ОЭЗ в РФ можно отнести тот факт, что государство использует их как инструмент привлечения инвестиций. ТР ОЭЗ, а также другие ОЭЗ, можно использовать как полноценный инструмент для проведения экспериментальных экономических реформ с целью оценки и выработки оптимальных способов и методов их реализации. Не исключено, что если бы в СССР были бы созданы такие экспериментальные зоны, то процесс интеграции в рыночную экономику был не столь болезненным.
Анализ юридических и экономических материалов, посвященных ОЭЗ показали, что признаками ОЭЗ являются: территориальная ограниченность, особый порядок создания и прекращения, цели создания, особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности. ОЭЗ отличается от созвучного понятия «исключительные экономические зоны.
Данные признаки позволяют ограничить ОЭЗ от других институтов.
Указанные признаки в полной мере характерны для ТР ОЭЗ. Данный вид ОЭЗ следует отличать от лечебно-оздоровительных местностей, курортов, поскольку они имеют разный правовой режим.
Сравнение ТР ОЭЗ со смежными институтами позволило прийти к выводу, что создание туристско-рекреационной ОЭЗ направлено на обеспечение интересов общества и государства за счет реализации поставленных перед созданием целей, а именно: создание и развитие туризма, санаторно-курортной сферы на территории, в границах которой она расположена. В свою очередь, данное обеспечение интересов общества и государства происходит за счет ведения резидентами туристско-рекреационной деятельности, указанной в соглашении о ведении ТРД, в условиях особого режима предпринимательской деятельности.
Эффективные существование и функционирование ТР ОЭЗ требует учета интересов резидентов. Данная сфера регулируется нормами Закона об ОЭЗ, посвященными взаимодействию государства и резидентов в ОЭЗ в рамках соглашений об осуществлении ТРД, а также норм, распространяющих особый режим предпринимательской деятельности на деятельность резидентов.
На территории ТР ОЭЗ действует особый режим предпринимательской деятельности, который подразумевает специфический режим осуществления предпринимательской деятельности.
В рамках реализации особого режима осуществления предпринимательской деятельности на территории особой экономической зоны законодательством Российской Федерации предусмотрено заключения соглашение о ведении туристско- рекреационной деятельности на территории ТР ОЭЗ.
Отмеченное выше относится и к соглашению о ведении ТРД, что связано со значением ТРД для туризма, санаторно-курортной сферы, развитие которых способствует повышению уровня жизни населения России, ее выходу на мировой рынок конкурентоспособной туристической сферы.
Соглашение о ведении ТРД деятельности на территории ОЭЗ - это документ, обладающий ненормативным характером, направленный на соединениедей- ствий и обязательств как органов исполнительной власти (Минэкономразвития РФ), так и коммерческих организаций (индивидуальных предпринимателей) в рамках особого режима осуществления предпринимательской деятельности, установленного на территории ОЭЗ.
Соглашение об осуществлении ТРД является гражданско-правовым договором с административным элементом по следующим причинам: 1) имея публичноправовой элемент общественные отношения основаны на имущественной самостоятельности, юридическом равенстве и автономии воли, что говорит о его гражданско-правовой природе; 2) заключение соглашения о ведении ТРД преследует как публичные интересы, так и частные.
Соглашение о ведении туристско-рекреационной деятельности представляет собой комплексный трехсторонний договор, заключаемый на основе ФЗ «об особых экономических зонах в Российской Федерации» между резидентом особой экономической зоны, Минэкономразвития РФ и управляющей компанией, устанавливающий взаимные обязательства в целях урегулирования общественных отношений, связанных с ведением туристско-рекреационной деятельности.
Соглашение об осуществлении ТРД по своей природе является консенсуальным, поскольку вступает в силу со дня его подписания сторонами (ч.2 ст.14 Закона об ОЭЗ). Также из-за отсутствия элемента бескорыстия в отношениях субъектов данного соглашения следует вывод, что данного соглашение является возмездным.В ст. 16 Закона об ОЭЗ, срок его действия не должен превышать срока функционирования ОЭЗ. Значит, что данное соглашение является срочным.
Таким образом, соглашение об осуществлении ТВД представляет собой трехсторонний, возмездный, консенсуальный и срочный договор.
Также, в законе отсутствует четкого определения предмета и существенных условий соглашения об осуществлении ТРД. В связи с этим, предлагается внести часть 1.1 статьи 12 Закона об ОЭЗ: «Предметом соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности выступают определяемые сторонами действия резидента по осуществлению туристско-рекреационной деятельности и результат туристско-рекреационной деятельности; определенный соглашением объект инфраструктуры, создаваемый управляющей компанией, необходимый для осуществления туристско-рекреационной деятельности резидента» и часть 1.2 следующего содержания: «Иными существенными условиями соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности являются: срок создания управляющей компанией объектов инфраструктуры особой экономической зоны; порядок формирования наблюдательного совета особой экономической зоны объемы и сроки осуществляемого резидентом особой экономической зоны инвестирования и другие».
Заключение соглашения о ведении ТРД удовлетворяет и обеспечивает интересы каждого субъекта данного договора: так как орган исполнительной власти (Минэкономразвития РФ) не вправе в одностороннем порядке изменять формировать, изменять, дополнять существенные условия данного соглашения, а также прекращать действие договора, следовательно, общественные отношения, возникающие в связи с заключением, изменением, расторжением соглашения о ведении ТРД, основаны на юридическом равенстве контрагентов.
Процедура заключения соглашения об осуществлении ТРД имеет признаки конкурса, но признать данную процедуру конкурсом нельзя.
На основании рассмотрения процедур изменения и расторжения соглашения о ведении ТРД, предложено ряд вариантов по изменению законодательства, регулирующего данные институты.
ТР ОЭЗ предоставляет резидентам систему определенных льгот и субсидий. Однако, они, как показывает практика, не эффективны.
Государство декларирует о важности ОЭЗ для инновационного пути развития. В большинстве случаев инициатива о создании ОЭЗ идет от субъектов федерации или частных инвесторов. Но впоследствии оказывается, что и государственные структуры и резиденты не выполняют обязательства. То есть необходимо определить первопричину данного конфликта интересов.
Также, к негативным чертам использования ТР ОЭЗ в РФ можно отнести тот факт, что государство использует их как инструмент привлечения инвестиций. ТР ОЭЗ, а также другие ОЭЗ, можно использовать как полноценный инструмент для проведения экспериментальных экономических реформ с целью оценки и выработки оптимальных способов и методов их реализации. Не исключено, что если бы в СССР были бы созданы такие экспериментальные зоны, то процесс интеграции в рыночную экономику был не столь болезненным.





