Ответственность несовершеннолетних за административные правонарушения
|
АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 11
ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 15
1.1 Понятие административной ответственности несовершеннолетних 15
1.2 Административно-правовой статус несовершеннолетних как субъектов
административной ответственности 24
1.3 Виды административного принуждения, применяемые к
несовершеннолетним 31
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ
АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 36
2.1 Полномочия органов внутренних дел по исполнению законодательства об
административной ответственности несовершеннолетних 36
2.2 Производство по делам об административных правонарушениях в
комиссиях по делам несовершеннолетних 45
2.3 Прокурорский надзор за исполнением законов при производстве дел об
административных правонарушениях несовершеннолетних 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ 11
ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 15
1.1 Понятие административной ответственности несовершеннолетних 15
1.2 Административно-правовой статус несовершеннолетних как субъектов
административной ответственности 24
1.3 Виды административного принуждения, применяемые к
несовершеннолетним 31
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ
АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 36
2.1 Полномочия органов внутренних дел по исполнению законодательства об
административной ответственности несовершеннолетних 36
2.2 Производство по делам об административных правонарушениях в
комиссиях по делам несовершеннолетних 45
2.3 Прокурорский надзор за исполнением законов при производстве дел об
административных правонарушениях несовершеннолетних 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность настоящего исследования в самом общем плане обуславливается той катастрофической ситуацией с «детством», сложившейся за последнее время в Российской Федерации и создающей реальную угрозу национальной безопасности государства, а также необходимость усиления роли государства в качестве гаранта безопасности личности, прежде всего несовершеннолетних, совершенствования нормативного правового
регулирования предупреждения и борьбы с преступностью, обеспечения государственной и общественной безопасности путем повышения эффективности деятельности правоохранительных органов и спецслужб, создания единой государственной системы профилактики правонарушений в первую очередь среди несовершеннолетних.
Потеря нравственных ориентиров, деформация социальных ценностей является фактором десоциализации подрастающего поколения,
детерминирующим различные формы асоциального поведения (алкоголизм, наркомания, проституция), среди которых наиболее социально опасными являются противоправные девиации несовершеннолетних. Анализ состояния деликтности несовершеннолетних показывает ее стабильно высокий уровень. Согласно статистических данных, на территории Российской Федерации в 2014 году было выявлено 54089 несовершеннолетних лиц, совершивших правонарушения. В 2015 эта цифра выросла до 55365 лиц. В 2016 году показатели упали до 48023, но это незначительное снижение количественных сведений о правонарушениях несовершеннолетних объясняется их латентностью .
Если учитывать высокие количественные показатели административной правонарушаемости (совокупности, массовости) несовершеннолетних и их взаимосвязь с преступлениями, характеризующуюся тем, что административные правонарушения являются промежуточным, переходным этапом в генезисе противоправного поведения личности от асоциальных поступков к деяниям уголовно наказуемым, а также возможностью перерастания одних в другие, способностью предупреждать административными санкциями уголовные правонарушения, однообразностью проблем детерминации и превенции, то объективно актуализируется научная задача изучения административной правонарушаемости с целью профилактики административной деликтности несовершеннолетних.
Итак, актуальность выбранной темы объясняется тем, что вопрос о привлечении несовершеннолетних к ответственности за административные правонарушения носит специальный характер. Это одна из особых форм юридической ответственности, которая обладает рядом отличительных черт. Кроме этого, остроту данной темы придает нарастающая в стране детская преступность
Общетеоретическую основу исследования составили труды ученых: С.С. Алексеева, Ю.М. Антоняна, С.А. Беличевой, А.И. Долговой, Н.П. Дубинина, В.Н. Кудрявцева, И.С. Кона, О.Э. Лейста, Д.И. Липинского, М.Н. Марченко, Н.И. Матузова, А.В. Малько, И.С. Ноя, Р.С. Немова, А.Р. Ратинова, С.Л. Рубинштейна, И.Н. Сенякина, В.М. Сырых, В.И. Червонюк.
Административно-правовая специфика, а также результаты исследования базируются на трудах таких ученых-административистов, как Д.Н. Бахрах, И.А. Г алагана, А.Н. Дерюги, А.С. Дугенца, В.Н. Закопырина, А.П. Клюшниченко, Н.М. Конина, А.В. Леженина, И.В. Максимова, С.Н. Махиной, М.Я.
Масленникова, Б.В. Россинского, В.Г. Розенфельда, О.С. Рогачевой, Ю.Н.
Старилова, Л.Е. Смирновой.
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с административной ответственностью несовершеннолетних.
Предмет исследования - относительно самостоятельная группа административно-правовых и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации и норм международного права, регламентирующих административную ответственность несовершеннолетних, а так же научные, теоретико-правовые концепции и положения, содержащиеся в научной литературе по данной проблематике.
Целью данной работы является определение значимости такого вида ответственности, как административная ответственность несовершеннолетних. Путем изучения законодательства и придерживаясь мнения известных ученых, мы постараемся всесторонне осветить проблематику ответственности несовершеннолетних и займемся поиском решений в совершенствовании законодательства.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть особенности административной ответственности несовершеннолетних лиц;
- проанализировать административно-правовой статус
несовершеннолетних как субъект административной ответственности;
- рассмотреть объем и содержание полномочий органов внутренних дел по исполнению законодательства Российской Федерации об административной ответственности в отношении несовершеннолетних правонарушителей;
- рассмотреть виды административного наказания, применяемые к несовершеннолетним;
- проанализировать полномочия органов внутренних дел по исполнению законодательства об административной ответственности несовершеннолетних лиц;
- проанализировать прокурорский надзор за исполнением законов при
производстве дел об административных правонарушениях
несовершеннолетних.
Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также связанные с ним специальные методы, применяемые в юридической науке: метод научного анализа, синтеза, формально-логический, сравнительно-правовой, статистический,
социологический методы исследования (опроса, анкетирования и другие).
Нормативно-правовую базу исследования составляют: международные правовые акты по правам ребенка и их защите, а также регламентирующие вопросы отправления правосудия в отношении несовершеннолетних; Конституция РФ, федеральные законы, законы субъектов РФ, Указы Президента РФ; постановления и распоряжения Правительства РФ, и иные нормативно-правовые акты в области административной ответственности несовершеннолетних.
Практическая значимость состоит в том, что результаты исследования и предложения могут быть использованы в следующих направлениях:
1. в нормотворческой деятельности в процессе дальнейшего совершенствования законодательства об административной ответственности несовершеннолетних, их родителей и иных законных представителей несовершеннолетних;
2. в процессе преподавания в высших учебных заведениях курса «Административное право», специальных учебных курсов «Административная ответственность», «Административно-деликтное право», «Административная ответственность несовершеннолетних».
Настоящая работа состоит из введения, двух глав, содержащих 6 параграфов, заключения и библиографического списка.
регулирования предупреждения и борьбы с преступностью, обеспечения государственной и общественной безопасности путем повышения эффективности деятельности правоохранительных органов и спецслужб, создания единой государственной системы профилактики правонарушений в первую очередь среди несовершеннолетних.
Потеря нравственных ориентиров, деформация социальных ценностей является фактором десоциализации подрастающего поколения,
детерминирующим различные формы асоциального поведения (алкоголизм, наркомания, проституция), среди которых наиболее социально опасными являются противоправные девиации несовершеннолетних. Анализ состояния деликтности несовершеннолетних показывает ее стабильно высокий уровень. Согласно статистических данных, на территории Российской Федерации в 2014 году было выявлено 54089 несовершеннолетних лиц, совершивших правонарушения. В 2015 эта цифра выросла до 55365 лиц. В 2016 году показатели упали до 48023, но это незначительное снижение количественных сведений о правонарушениях несовершеннолетних объясняется их латентностью .
Если учитывать высокие количественные показатели административной правонарушаемости (совокупности, массовости) несовершеннолетних и их взаимосвязь с преступлениями, характеризующуюся тем, что административные правонарушения являются промежуточным, переходным этапом в генезисе противоправного поведения личности от асоциальных поступков к деяниям уголовно наказуемым, а также возможностью перерастания одних в другие, способностью предупреждать административными санкциями уголовные правонарушения, однообразностью проблем детерминации и превенции, то объективно актуализируется научная задача изучения административной правонарушаемости с целью профилактики административной деликтности несовершеннолетних.
Итак, актуальность выбранной темы объясняется тем, что вопрос о привлечении несовершеннолетних к ответственности за административные правонарушения носит специальный характер. Это одна из особых форм юридической ответственности, которая обладает рядом отличительных черт. Кроме этого, остроту данной темы придает нарастающая в стране детская преступность
Общетеоретическую основу исследования составили труды ученых: С.С. Алексеева, Ю.М. Антоняна, С.А. Беличевой, А.И. Долговой, Н.П. Дубинина, В.Н. Кудрявцева, И.С. Кона, О.Э. Лейста, Д.И. Липинского, М.Н. Марченко, Н.И. Матузова, А.В. Малько, И.С. Ноя, Р.С. Немова, А.Р. Ратинова, С.Л. Рубинштейна, И.Н. Сенякина, В.М. Сырых, В.И. Червонюк.
Административно-правовая специфика, а также результаты исследования базируются на трудах таких ученых-административистов, как Д.Н. Бахрах, И.А. Г алагана, А.Н. Дерюги, А.С. Дугенца, В.Н. Закопырина, А.П. Клюшниченко, Н.М. Конина, А.В. Леженина, И.В. Максимова, С.Н. Махиной, М.Я.
Масленникова, Б.В. Россинского, В.Г. Розенфельда, О.С. Рогачевой, Ю.Н.
Старилова, Л.Е. Смирновой.
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с административной ответственностью несовершеннолетних.
Предмет исследования - относительно самостоятельная группа административно-правовых и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации и норм международного права, регламентирующих административную ответственность несовершеннолетних, а так же научные, теоретико-правовые концепции и положения, содержащиеся в научной литературе по данной проблематике.
Целью данной работы является определение значимости такого вида ответственности, как административная ответственность несовершеннолетних. Путем изучения законодательства и придерживаясь мнения известных ученых, мы постараемся всесторонне осветить проблематику ответственности несовершеннолетних и займемся поиском решений в совершенствовании законодательства.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть особенности административной ответственности несовершеннолетних лиц;
- проанализировать административно-правовой статус
несовершеннолетних как субъект административной ответственности;
- рассмотреть объем и содержание полномочий органов внутренних дел по исполнению законодательства Российской Федерации об административной ответственности в отношении несовершеннолетних правонарушителей;
- рассмотреть виды административного наказания, применяемые к несовершеннолетним;
- проанализировать полномочия органов внутренних дел по исполнению законодательства об административной ответственности несовершеннолетних лиц;
- проанализировать прокурорский надзор за исполнением законов при
производстве дел об административных правонарушениях
несовершеннолетних.
Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также связанные с ним специальные методы, применяемые в юридической науке: метод научного анализа, синтеза, формально-логический, сравнительно-правовой, статистический,
социологический методы исследования (опроса, анкетирования и другие).
Нормативно-правовую базу исследования составляют: международные правовые акты по правам ребенка и их защите, а также регламентирующие вопросы отправления правосудия в отношении несовершеннолетних; Конституция РФ, федеральные законы, законы субъектов РФ, Указы Президента РФ; постановления и распоряжения Правительства РФ, и иные нормативно-правовые акты в области административной ответственности несовершеннолетних.
Практическая значимость состоит в том, что результаты исследования и предложения могут быть использованы в следующих направлениях:
1. в нормотворческой деятельности в процессе дальнейшего совершенствования законодательства об административной ответственности несовершеннолетних, их родителей и иных законных представителей несовершеннолетних;
2. в процессе преподавания в высших учебных заведениях курса «Административное право», специальных учебных курсов «Административная ответственность», «Административно-деликтное право», «Административная ответственность несовершеннолетних».
Настоящая работа состоит из введения, двух глав, содержащих 6 параграфов, заключения и библиографического списка.
Таким образом, подводя итоги проведенного исследования, мы можем сделать следующие основные выводы. Проблема совершения правонарушений несовершеннолетних в настоящее время в России является острой и достаточно актуальной. Такие правонарушения вызывают особую озабоченность общества. Это связанно с тем, что такое поведение определяют состояние правопорядка не только в настоящий момент, но и в будущем.
Следует отметить, что в действующем законодательстве не дается определения административной ответственности, несмотря на то, что в кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях РФ есть указание на то, что мерой административной ответственности является административное наказание, которое применяется с целью перевоспитания лица, совершившего административное правонарушение, и предотвращения совершения правонарушений. Такой пробел в праве порождает дискуссии среди ученых, что влечет за собой многочисленные точки зрения по этому поводу.
Несмотря на отсутствие в КоАП РФ понятия «административная ответственность несовершеннолетних», диспозиция статьи 2.3 дает основание считать, что несовершеннолетние являются особым субъектом административного права. В соответствии с кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях к административной ответственности может привлекаться определенный круг субъектов. В частности статьей 2.3 КоАП установлено, что административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет. В этой же статье указанно, что лицо, совершившее преступление в возрасте от 16 до 18 лет, может быть освобождено от административной ответственности комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице с применением к данному правонарушителю мер воз действия, предусмотренных федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.
При изучении проблематики в сфере административной ответственности несовершеннолетних следует выделить некоторые особенности данной категории. По сравнению с взрослыми правонарушителями, цели административной ответственности, применяемой к несовершеннолетним, определяют меньший объем и степень ограничения или лишения прав и свобод несовершеннолетних лиц. Так же к данной категории лиц могут применяться не все виды административного наказания, и административная ответственность налагается за правона рушения, предусмотренные ч. ч. 1, 2, 3 ст. 20.20, ст. 20.21, ст. 6.8 КоАП РФ и другие, которые являются общественно опасными. Одной из особенностей так же является то, что наряду с несовершеннолетними могут быть привлечены и их родители, а за некоторые проступки, несовершеннолетние вообще не могут быть привлечены к административной ответственности. Исходя из вышесказанного, можно сказать, что несовершеннолетний возраст правонарушителя является об стоятельством, смягчающим административную ответственность.
Учитывая данные особенности, можно выделить основные проблемы в данной области. Ключевыми проблемами являются повышенный возраст правонарушителя для привлечения к административной ответственности, что не позволяет в полной мере достичь цели административного наказания, а также полное отсутствие ответственности правонарушителя в случае наложения административного штрафа на родителей и законных представителей. С учетом того, что в последнее время наблюдается резкий рост административных правонарушений, совершенных несовершеннолетними, можно сказать, что законодатель при установлении возрастного предела не учел данных обстоятельств. Не случайно в науке уголовного права все чаще поднимается вопрос о снижении возраста, с которого должна наступать уголовная ответственность. А именно, предлагается проведение соответствующих криминалистических и социально-психологических исследований в данной области. Вопрос же о снижении возраста наступления административной ответственности в науке административного права, остается, к сожалению, малоизученным. На практике органами внутренних дел было вынесено предложение снижения возраста административной ответственности несовершеннолетних до 14 лет за распространенные правонарушения. Это связанно с неэффективностью мер воспитательного характера. Данное изменение понизило бы уровень преступности среди несовершеннолетних, поэтому для понижения уровня административных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, российскому законодательству следует понизить возраст наступления административной ответственности до 14 лет за наиболее серьезные правонарушения. Целесообразно, сопоставив со статистикой правонарушений, установить в КоАП РФ возраст от 14 до 16 лет за следующие правонарушения:
1. мелкое хулиганство;
2. мелкое хищение;
3. за заведомо ложный вызов пожарной охраны, полиции, скорой
медицинской помощи или иных специализированных служб;
4. за неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции,
военнослужащего либо сотрудника органов уголовно-исполнительной системы.
Следующей проблемой, выявленной нами в процессе анализа материалов по теме исследования, является то, что нормы, касающиеся административной ответственности несовершеннолетних и определяющие меры
административного воздействия довольно сильно разбросаны по нормативной базе, и поэтому привлечь несовершеннолетнего к ответственности становится трудоемкой задачей. В связи с этим, мы предлагаем внести следующие изменения, чтобы устранить имеющиеся пробелы в законодательстве. В первую очередь внести изменения в КоАП РФ и добавить отдельную главу, регулирующую данную сферу. Нужно чтобы в этой главе было закреплено понятие административной ответственности несовершеннолетних, виды наказаний, порядок и особенности их применений, а так же освобождение от ответственности. Затем уменьшить количество органов, которые могут привлекать к ответственности несовершеннолетних и передать большую часть полномочий комиссии по делам несовершеннолетних.
На наш взгляд, следует упорядочить законодательство, касающееся ответственности несовершеннолетних. Необходимо предусмотреть
альтернативные наказания за некоторые правонарушения. Например, если несовершеннолетнее лицо, не может заплатить штраф ввиду отсутствия стабильного заработка, можно заменить его на исправительные работы на благо общества. Кроме всего этого, считаем необходимым понизить возраст наступления административной ответственности. К сожалению, уровень детской преступности в нашей стране только растет и данная мера необходима, чтобы подростки задумывались о возможных последствиях своих действий.
Таким образом, необходимо урегулирование правового статуса несовершеннолетнего как субъекта административной ответственности, изменение и внесение в КоАП соответствующих норм, которые позволят правильно и четко регулировать данный вид субъектов, а также уменьшит уровень правонарушений, совершаемых несовершеннолетними.
Следует отметить, что в действующем законодательстве не дается определения административной ответственности, несмотря на то, что в кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях РФ есть указание на то, что мерой административной ответственности является административное наказание, которое применяется с целью перевоспитания лица, совершившего административное правонарушение, и предотвращения совершения правонарушений. Такой пробел в праве порождает дискуссии среди ученых, что влечет за собой многочисленные точки зрения по этому поводу.
Несмотря на отсутствие в КоАП РФ понятия «административная ответственность несовершеннолетних», диспозиция статьи 2.3 дает основание считать, что несовершеннолетние являются особым субъектом административного права. В соответствии с кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях к административной ответственности может привлекаться определенный круг субъектов. В частности статьей 2.3 КоАП установлено, что административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет. В этой же статье указанно, что лицо, совершившее преступление в возрасте от 16 до 18 лет, может быть освобождено от административной ответственности комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице с применением к данному правонарушителю мер воз действия, предусмотренных федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.
При изучении проблематики в сфере административной ответственности несовершеннолетних следует выделить некоторые особенности данной категории. По сравнению с взрослыми правонарушителями, цели административной ответственности, применяемой к несовершеннолетним, определяют меньший объем и степень ограничения или лишения прав и свобод несовершеннолетних лиц. Так же к данной категории лиц могут применяться не все виды административного наказания, и административная ответственность налагается за правона рушения, предусмотренные ч. ч. 1, 2, 3 ст. 20.20, ст. 20.21, ст. 6.8 КоАП РФ и другие, которые являются общественно опасными. Одной из особенностей так же является то, что наряду с несовершеннолетними могут быть привлечены и их родители, а за некоторые проступки, несовершеннолетние вообще не могут быть привлечены к административной ответственности. Исходя из вышесказанного, можно сказать, что несовершеннолетний возраст правонарушителя является об стоятельством, смягчающим административную ответственность.
Учитывая данные особенности, можно выделить основные проблемы в данной области. Ключевыми проблемами являются повышенный возраст правонарушителя для привлечения к административной ответственности, что не позволяет в полной мере достичь цели административного наказания, а также полное отсутствие ответственности правонарушителя в случае наложения административного штрафа на родителей и законных представителей. С учетом того, что в последнее время наблюдается резкий рост административных правонарушений, совершенных несовершеннолетними, можно сказать, что законодатель при установлении возрастного предела не учел данных обстоятельств. Не случайно в науке уголовного права все чаще поднимается вопрос о снижении возраста, с которого должна наступать уголовная ответственность. А именно, предлагается проведение соответствующих криминалистических и социально-психологических исследований в данной области. Вопрос же о снижении возраста наступления административной ответственности в науке административного права, остается, к сожалению, малоизученным. На практике органами внутренних дел было вынесено предложение снижения возраста административной ответственности несовершеннолетних до 14 лет за распространенные правонарушения. Это связанно с неэффективностью мер воспитательного характера. Данное изменение понизило бы уровень преступности среди несовершеннолетних, поэтому для понижения уровня административных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, российскому законодательству следует понизить возраст наступления административной ответственности до 14 лет за наиболее серьезные правонарушения. Целесообразно, сопоставив со статистикой правонарушений, установить в КоАП РФ возраст от 14 до 16 лет за следующие правонарушения:
1. мелкое хулиганство;
2. мелкое хищение;
3. за заведомо ложный вызов пожарной охраны, полиции, скорой
медицинской помощи или иных специализированных служб;
4. за неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции,
военнослужащего либо сотрудника органов уголовно-исполнительной системы.
Следующей проблемой, выявленной нами в процессе анализа материалов по теме исследования, является то, что нормы, касающиеся административной ответственности несовершеннолетних и определяющие меры
административного воздействия довольно сильно разбросаны по нормативной базе, и поэтому привлечь несовершеннолетнего к ответственности становится трудоемкой задачей. В связи с этим, мы предлагаем внести следующие изменения, чтобы устранить имеющиеся пробелы в законодательстве. В первую очередь внести изменения в КоАП РФ и добавить отдельную главу, регулирующую данную сферу. Нужно чтобы в этой главе было закреплено понятие административной ответственности несовершеннолетних, виды наказаний, порядок и особенности их применений, а так же освобождение от ответственности. Затем уменьшить количество органов, которые могут привлекать к ответственности несовершеннолетних и передать большую часть полномочий комиссии по делам несовершеннолетних.
На наш взгляд, следует упорядочить законодательство, касающееся ответственности несовершеннолетних. Необходимо предусмотреть
альтернативные наказания за некоторые правонарушения. Например, если несовершеннолетнее лицо, не может заплатить штраф ввиду отсутствия стабильного заработка, можно заменить его на исправительные работы на благо общества. Кроме всего этого, считаем необходимым понизить возраст наступления административной ответственности. К сожалению, уровень детской преступности в нашей стране только растет и данная мера необходима, чтобы подростки задумывались о возможных последствиях своих действий.
Таким образом, необходимо урегулирование правового статуса несовершеннолетнего как субъекта административной ответственности, изменение и внесение в КоАП соответствующих норм, которые позволят правильно и четко регулировать данный вид субъектов, а также уменьшит уровень правонарушений, совершаемых несовершеннолетними.





