Административная ответственность юридических лиц
|
АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА КАК СУБЪЕКТЫ
АДМИНИСТРАТИВНОЙОТВЕТСТВЕННОСТИ 9
1.1 Понятие, классификация юридических лиц и их административно-правовой
статус 9
1.2 Понятие и основные признаки административной ответственности 20
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ МЕР АДМИНИСТРАТИВНОЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ОТНОШЕНИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ 37
2.1 Особенности определения вины юридических лиц 37
2.2 Виды административных наказаний, применяемых в отношении
юридических лиц 44
2.3 Роль законного представителя юридических лиц при привлечении к
административной ответственности 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 88
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА КАК СУБЪЕКТЫ
АДМИНИСТРАТИВНОЙОТВЕТСТВЕННОСТИ 9
1.1 Понятие, классификация юридических лиц и их административно-правовой
статус 9
1.2 Понятие и основные признаки административной ответственности 20
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ МЕР АДМИНИСТРАТИВНОЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ОТНОШЕНИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ 37
2.1 Особенности определения вины юридических лиц 37
2.2 Виды административных наказаний, применяемых в отношении
юридических лиц 44
2.3 Роль законного представителя юридических лиц при привлечении к
административной ответственности 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 88
На данном этапе развития нашего государства весьма актуальной является проблема такого вида публично-правовой ответственности юридических лиц, как административная ответственность юридических лиц, которая требует дополнительного исследования. Модификация различных сфер деятельности в России, таких как, политическая, экономическая и другие, определяет необходимость разрешения ряда проблем, в целях реализации основных конституционных прав, свобод и законных интересов граждан и их организаций, также развития инициативы и действенности населения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, культуры, социальной защиты.
Создавая наиболее благоприятные условия для развития предпринимательской и иной экономической деятельности, государство использует правовой механизм для создания равных условий для хозяйствующих субъектов на товарных рынках, охрану окружающей среды, экологическую безопасность и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, а также принимает эффективные меры для поддержания промышленной, транспортной, информационной безопасности. Существенное значение имеет и обеспечение со стороны государства выполнения финансовой, налоговой и бюджетной исполнительности всеми хозяйствующими субъектами.
Упраздняя излишние административные препятствия развития всех форм предпринимательской деятельности, инициируя образование
саморегулируемых организаций, государство, порой, вынуждено опираться на свой аппарат принуждения, используя институт административной ответственности юридических лиц, применяя административные санкции к лицам, совершившим административные правонарушения.
Данный институт административного права в последние время активно развивается, и в действующем Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях существенное место отведено правовым основам назначения административных наказаний юридическим лицам (предприятиям, учреждениям, организациям). В КоАП РФ в настоящее время насчитывается более 500 статей, которые предусматривают составы административных правонарушений, за совершение которых юридические лица привлекаются как административными органами, так и в судебном порядке к административной ответственности.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в сфере административной ответственности юридических лиц.
Предметом исследования является законодательство, регулирующее административную ответственность юридических лиц.
Целью исследования является анализ вопросов, связанных с правовым регулированием административной ответственности юридических лиц.
Поставленная цель достигается посредством решения следующих задач:
1) рассмотреть юридическое лицо как субъект административной ответственности;
2) изучить особенности административной ответственности юридических лиц;
3) определить понятие вины юридического лица в административном законодательстве;
4) классифицировать виды административных наказаний
применяемых в отношении юридических лиц;
5) исследовать теоретические вопросы понятия и надлежащего функционирования законного представителя юридического лица;
Методологической основой дипломной работы являются совокупность методов и приемов научного познания. В первую очередь это общенаучный диалектический метод познания, который предоставляет возможность исследовать проблемы в единстве их социального содержания и юридической формы, осуществлять системный анализ правовых предписаний в области, являющейся предметом исследования. Были использованы также отдельные
научные методы познания: логический (анализ, синтез), формально¬
юридический, сравнительно-правовой и исторический.
Теоретическую основу исследования составили труды ведущих отечественных специалистов в области административного права, таких как: Агапов А.Б., Бахрах Д.Н., Колесниченко Ю.Ю., Кононов Э.А., Назаров И.В., Овчарова Е.В., Россинский Б.В., Салищева Н.Г., Стахов А.И., Чапурный ЯН. и др.
Научная новизна исследования заключается в разработке нового научного аппарата административной ответственности, а также предложений по решению практических проблем на основе комплексного исследования ряда актуальных вопросов привлечения к административной ответственности юридических лиц, возникающих в правоприменительной судебной практике.
Создавая наиболее благоприятные условия для развития предпринимательской и иной экономической деятельности, государство использует правовой механизм для создания равных условий для хозяйствующих субъектов на товарных рынках, охрану окружающей среды, экологическую безопасность и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, а также принимает эффективные меры для поддержания промышленной, транспортной, информационной безопасности. Существенное значение имеет и обеспечение со стороны государства выполнения финансовой, налоговой и бюджетной исполнительности всеми хозяйствующими субъектами.
Упраздняя излишние административные препятствия развития всех форм предпринимательской деятельности, инициируя образование
саморегулируемых организаций, государство, порой, вынуждено опираться на свой аппарат принуждения, используя институт административной ответственности юридических лиц, применяя административные санкции к лицам, совершившим административные правонарушения.
Данный институт административного права в последние время активно развивается, и в действующем Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях существенное место отведено правовым основам назначения административных наказаний юридическим лицам (предприятиям, учреждениям, организациям). В КоАП РФ в настоящее время насчитывается более 500 статей, которые предусматривают составы административных правонарушений, за совершение которых юридические лица привлекаются как административными органами, так и в судебном порядке к административной ответственности.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в сфере административной ответственности юридических лиц.
Предметом исследования является законодательство, регулирующее административную ответственность юридических лиц.
Целью исследования является анализ вопросов, связанных с правовым регулированием административной ответственности юридических лиц.
Поставленная цель достигается посредством решения следующих задач:
1) рассмотреть юридическое лицо как субъект административной ответственности;
2) изучить особенности административной ответственности юридических лиц;
3) определить понятие вины юридического лица в административном законодательстве;
4) классифицировать виды административных наказаний
применяемых в отношении юридических лиц;
5) исследовать теоретические вопросы понятия и надлежащего функционирования законного представителя юридического лица;
Методологической основой дипломной работы являются совокупность методов и приемов научного познания. В первую очередь это общенаучный диалектический метод познания, который предоставляет возможность исследовать проблемы в единстве их социального содержания и юридической формы, осуществлять системный анализ правовых предписаний в области, являющейся предметом исследования. Были использованы также отдельные
научные методы познания: логический (анализ, синтез), формально¬
юридический, сравнительно-правовой и исторический.
Теоретическую основу исследования составили труды ведущих отечественных специалистов в области административного права, таких как: Агапов А.Б., Бахрах Д.Н., Колесниченко Ю.Ю., Кононов Э.А., Назаров И.В., Овчарова Е.В., Россинский Б.В., Салищева Н.Г., Стахов А.И., Чапурный ЯН. и др.
Научная новизна исследования заключается в разработке нового научного аппарата административной ответственности, а также предложений по решению практических проблем на основе комплексного исследования ряда актуальных вопросов привлечения к административной ответственности юридических лиц, возникающих в правоприменительной судебной практике.
На сегодняшний день в Российской Федерации стоит констатировать ряд не решенных на законодательном уровне проблем привлечения юридических лиц к административной ответственности, которые также углубляются наличием усмотренческих моментов, с одной стороны, и необходимостью строгого обеспечения реализации прав и свобод невластных субъектов (граждан и юридических лиц) — с другой.
В результате проведенного исследования, можно сделать следующие выводы.
Назрела необходимость дополнений и изменений в КоАП РФ по вопросам административной ответственности юридических лиц.
Необходимо также на законодательном уровне унифицировать подходы к вине юридического лица, взяв за основу объективный подход, поскольку природа административной ответственности едина независимо от сфер, в которых она применяется.
Итоги исследования перечисленных проблем позволили сформулировать ряд конкретных предложений по совершенствованию норм Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Предлагаю следующие проекты статей в КоАП РФ.
1. В главу 2 КоАП РФ «Административное правонарушение и административная ответственность» включить статью следующего содержания:
"Статья 2.2.1. Административная ответственность
Административная ответственность - это вид государственного принуждения, реализуемого в предусмотренной настоящим Кодексом процессуальной форме и отражающего такое правовое состояние лица, при котором оно претерпевает неблагоприятные последствия морального, личного, имущественного или организационного характера в результате государственного осуждения совершенного им административного правонарушения".
2. Статью 25.4 КоАП РФ изложить в следующей редакции:
"Статья 25.4. Законные представители и представители юридического лица
1. Защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители и представители. Законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иной орган управления (должностное лицо), наделенные законом или учредительными документами правом действовать от имени юридического лица без доверенности. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются учредительными документами и документами, удостоверяющими его служебное (корпоративное) положение.
Представителями юридического лица являются руководитель филиала (представительства), иного территориально и (или) структурно обособленного подразделения юридического лица (отдела, службы, цеха и т.п.), действие (бездействие) которого непосредственно образует событие соответствующего административного правонарушения, иной работник юридического лица, действующий на основании доверенности.
При составлении в отношении юридического лица протокола об административном правонарушении в качестве его представителя может также выступать работник юридического лица, являющийся в соответствии с выполняемыми им функциями и возложенными на него трудовыми (служебными) обязанностями ответственным за соблюдение правил, норм и требований, в связи с нарушением которых в отношении юридического лица было возбуждено дело об административном правонарушении.
Полномочия представителя юридического лица подтверждаются приказом (распоряжением) о назначении его на соответствующую должность, о возложении на него определенных трудовых (служебных) обязанностей и ответственности за соблюдение соответствующих правил, норм и требований, либо доверенностью, оформленной в соответствии с законом.
2. Дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя, представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении юридического лица о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения».
3. Предлагаю дополнить ст. 2.9 КоАП РФ абзацем следующего содержания:
«2. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и определяется исходя из конкретных обстоятельств совершения правонарушения, независимо от наступления общественно опасных последствий».
В результате проведенного исследования, можно сделать следующие выводы.
Назрела необходимость дополнений и изменений в КоАП РФ по вопросам административной ответственности юридических лиц.
Необходимо также на законодательном уровне унифицировать подходы к вине юридического лица, взяв за основу объективный подход, поскольку природа административной ответственности едина независимо от сфер, в которых она применяется.
Итоги исследования перечисленных проблем позволили сформулировать ряд конкретных предложений по совершенствованию норм Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Предлагаю следующие проекты статей в КоАП РФ.
1. В главу 2 КоАП РФ «Административное правонарушение и административная ответственность» включить статью следующего содержания:
"Статья 2.2.1. Административная ответственность
Административная ответственность - это вид государственного принуждения, реализуемого в предусмотренной настоящим Кодексом процессуальной форме и отражающего такое правовое состояние лица, при котором оно претерпевает неблагоприятные последствия морального, личного, имущественного или организационного характера в результате государственного осуждения совершенного им административного правонарушения".
2. Статью 25.4 КоАП РФ изложить в следующей редакции:
"Статья 25.4. Законные представители и представители юридического лица
1. Защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители и представители. Законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иной орган управления (должностное лицо), наделенные законом или учредительными документами правом действовать от имени юридического лица без доверенности. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются учредительными документами и документами, удостоверяющими его служебное (корпоративное) положение.
Представителями юридического лица являются руководитель филиала (представительства), иного территориально и (или) структурно обособленного подразделения юридического лица (отдела, службы, цеха и т.п.), действие (бездействие) которого непосредственно образует событие соответствующего административного правонарушения, иной работник юридического лица, действующий на основании доверенности.
При составлении в отношении юридического лица протокола об административном правонарушении в качестве его представителя может также выступать работник юридического лица, являющийся в соответствии с выполняемыми им функциями и возложенными на него трудовыми (служебными) обязанностями ответственным за соблюдение правил, норм и требований, в связи с нарушением которых в отношении юридического лица было возбуждено дело об административном правонарушении.
Полномочия представителя юридического лица подтверждаются приказом (распоряжением) о назначении его на соответствующую должность, о возложении на него определенных трудовых (служебных) обязанностей и ответственности за соблюдение соответствующих правил, норм и требований, либо доверенностью, оформленной в соответствии с законом.
2. Дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя, представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении юридического лица о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения».
3. Предлагаю дополнить ст. 2.9 КоАП РФ абзацем следующего содержания:
«2. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и определяется исходя из конкретных обстоятельств совершения правонарушения, независимо от наступления общественно опасных последствий».





