Субъекты избирательных правоотношений
|
АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 11
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УЧАСТИЯ ГРАЖДАН В
ВЫБОРАХ 15
1.1. Принципы участия граждан в выборах 15
1.2. Субъекты избирательного процесса: понятие, особенности правового
статуса, классификация 28
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА СУБЪЕКТОВ
ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА 34
2.1. Правовой статус избирателя 34
2.2. Правовой статус политических партий 43
2.3. Правовой статус кандидата в избирательном праве 56
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА СУБЪЕКТОВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ РЕАЛИЗАЦИЮ СУБЪЕКТИВНОГО
ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА 63
3.1. Правовой статус избирательных комиссий 63
3.2. Правовой статус наблюдателей 73
3.3. Особенности участия СМИ в избирательном процессе 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 88
ВВЕДЕНИЕ 11
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УЧАСТИЯ ГРАЖДАН В
ВЫБОРАХ 15
1.1. Принципы участия граждан в выборах 15
1.2. Субъекты избирательного процесса: понятие, особенности правового
статуса, классификация 28
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА СУБЪЕКТОВ
ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА 34
2.1. Правовой статус избирателя 34
2.2. Правовой статус политических партий 43
2.3. Правовой статус кандидата в избирательном праве 56
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА СУБЪЕКТОВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ РЕАЛИЗАЦИЮ СУБЪЕКТИВНОГО
ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА 63
3.1. Правовой статус избирательных комиссий 63
3.2. Правовой статус наблюдателей 73
3.3. Особенности участия СМИ в избирательном процессе 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 88
Актуальность. Современная отечественная действительность
характеризуется постоянными глобальными преобразованиями и реформами в государстве. Действующая Конституция Российской Федерации в ч. 1 ст. 32 закрепляет право граждан участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, которое тесным образом связано с принципом народовластия - одной из основ конституционного строя России. Принцип народовластия реализуется прежде всего через избирательные права граждан и право на участие в референдуме. Всеобщая декларация прав человека содержит указание на то, что каждый человек вправе участвовать в управлении делами государства либо прямо, либо через своих избранных представителей . Подобная норма закреплена и в Международном пакте о гражданских и политических правах .
Политическая воля народа имеет различные формы и уровни объективизации. Российское избирательное законодательство содержит широкий перечень правовых средств, позволяющих каждому гражданину реализовать свое право на участие в избирательном процессе (активное и пассивное избирательное право).
Современный этап развития избирательного законодательства
характеризуется динамизмом, большое внимание уделяется нормативному регулированию защиты избирательных прав граждан. В то же время в процессе подготовки и проведения выборов возможны конфликтные ситуации, нарушения, злоупотребления правами и полномочиями, что требует применения адекватных и эффективных мер защиты. Это вызывает необходимость продолжения работы в направлении совершенствования механизма защиты избирательных прав граждан Российской Федерации
Все это предопределило выбор темы выпускной квалификационной работы, характер и направление всего проводимого исследования.
Степень разработанности. В процессе подготовки выпускной квалификационной работы широко использовался аналитический материал, посвященный отдельным аспектам участия субъектов избирательного права в избирательном процессе, содержащийся в трудах советских и российских ученых. В их числе можно выделить исследования таких ученых, как: С.А. Авакьян, С.С. Алексеев, М.В. Баглай, Д.Н. Бахрах, С.Н. Братановский, Ю.А. Тихомиров и многих других. Кроме того, основные аспекты теории и практики деятельности субъектов избирательного права рассматривали в своих трудах такие исследователи, как: Л.Г. Берлявский, Р.Т. Биктагиров, В.Е. Чиркин и другие.
Объект исследования составили общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации права граждан на участие в выборах в Российской Федерации.
Предметом исследования послужили правовые нормы регламентирующие избирательные правоотношения в связи с возникновением и деятельностью субъектов избирательного права, их взаимоотношений в рамках избирательного процесса в Российской Федерации.
Цель и предмет исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:
- изучить принципы участия субъектов в избирательном процессе;
- рассмотреть классификацию субъектов избирательного процесса;
- изучить правовой статус избирателей, гарантии их прав;
- проанализировать особенности участия политических партий в выборах;
- рассмотреть особенности правового статуса кандидата в избирательном праве;
- дать оценку деятельности избирательных комиссий, и изучить их система;
- изучить особенности статуса наблюдателя как субъекта избирательного процесса;
- рассмотреть особенности правового положения средств массовой информации на выборах.
Методологическую основу выпускной квалификационной работы составила система принятых в юридической науке принципов познания. В проведенном исследовании широко использованы апробированные общенаучные и специальные методы исследования.
Общенаучный диалектический метод дал возможность рассмотреть складывающиеся в органах прокуратуры Российской Федерации внутриорганизационные правоотношения в сфере информационного обеспечения управления на каждом уровне трехзвенной системы.
Формально-юридические методы: описание, сравнение, классификация, анализ и синтез - позволили исследовать взаимодействие субъектов избирательного права на разных стадиях избирательного процесса как организационно-правовой формы реализации их полномочий, выявить и проанализировать особенности правового регулирования статуса различных видов субъектов избирательного права Российской Федерации. Кроме того, данный метод позволил автору вскрыть пробелы и коллизии в правовом регулировании отдельных видов субъектов избирательного процесса и разработать предложения, направленные на их преодоление.
Сравнительно-правовой метод использовался в работе при определении специфики субъектов избирательного права в различных государствах, выявить и обосновать возможность использования опыта нормативного закрепления различных элементов их правового статуса в Российской Федерации.
Осуществлен правовой анализ федерального законодательства о выборах в Российской Федерации, логико-юридический анализ других нормативных правовых и иных актов.
Практическая применимость заключается в возможности использования результатов исследования в отечественном избирательном процессе.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена целью и логикой исследования. Работа состоит из введения, трех глав, включающих восемь параграфов, заключения, библиографического списка.
характеризуется постоянными глобальными преобразованиями и реформами в государстве. Действующая Конституция Российской Федерации в ч. 1 ст. 32 закрепляет право граждан участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, которое тесным образом связано с принципом народовластия - одной из основ конституционного строя России. Принцип народовластия реализуется прежде всего через избирательные права граждан и право на участие в референдуме. Всеобщая декларация прав человека содержит указание на то, что каждый человек вправе участвовать в управлении делами государства либо прямо, либо через своих избранных представителей . Подобная норма закреплена и в Международном пакте о гражданских и политических правах .
Политическая воля народа имеет различные формы и уровни объективизации. Российское избирательное законодательство содержит широкий перечень правовых средств, позволяющих каждому гражданину реализовать свое право на участие в избирательном процессе (активное и пассивное избирательное право).
Современный этап развития избирательного законодательства
характеризуется динамизмом, большое внимание уделяется нормативному регулированию защиты избирательных прав граждан. В то же время в процессе подготовки и проведения выборов возможны конфликтные ситуации, нарушения, злоупотребления правами и полномочиями, что требует применения адекватных и эффективных мер защиты. Это вызывает необходимость продолжения работы в направлении совершенствования механизма защиты избирательных прав граждан Российской Федерации
Все это предопределило выбор темы выпускной квалификационной работы, характер и направление всего проводимого исследования.
Степень разработанности. В процессе подготовки выпускной квалификационной работы широко использовался аналитический материал, посвященный отдельным аспектам участия субъектов избирательного права в избирательном процессе, содержащийся в трудах советских и российских ученых. В их числе можно выделить исследования таких ученых, как: С.А. Авакьян, С.С. Алексеев, М.В. Баглай, Д.Н. Бахрах, С.Н. Братановский, Ю.А. Тихомиров и многих других. Кроме того, основные аспекты теории и практики деятельности субъектов избирательного права рассматривали в своих трудах такие исследователи, как: Л.Г. Берлявский, Р.Т. Биктагиров, В.Е. Чиркин и другие.
Объект исследования составили общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации права граждан на участие в выборах в Российской Федерации.
Предметом исследования послужили правовые нормы регламентирующие избирательные правоотношения в связи с возникновением и деятельностью субъектов избирательного права, их взаимоотношений в рамках избирательного процесса в Российской Федерации.
Цель и предмет исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:
- изучить принципы участия субъектов в избирательном процессе;
- рассмотреть классификацию субъектов избирательного процесса;
- изучить правовой статус избирателей, гарантии их прав;
- проанализировать особенности участия политических партий в выборах;
- рассмотреть особенности правового статуса кандидата в избирательном праве;
- дать оценку деятельности избирательных комиссий, и изучить их система;
- изучить особенности статуса наблюдателя как субъекта избирательного процесса;
- рассмотреть особенности правового положения средств массовой информации на выборах.
Методологическую основу выпускной квалификационной работы составила система принятых в юридической науке принципов познания. В проведенном исследовании широко использованы апробированные общенаучные и специальные методы исследования.
Общенаучный диалектический метод дал возможность рассмотреть складывающиеся в органах прокуратуры Российской Федерации внутриорганизационные правоотношения в сфере информационного обеспечения управления на каждом уровне трехзвенной системы.
Формально-юридические методы: описание, сравнение, классификация, анализ и синтез - позволили исследовать взаимодействие субъектов избирательного права на разных стадиях избирательного процесса как организационно-правовой формы реализации их полномочий, выявить и проанализировать особенности правового регулирования статуса различных видов субъектов избирательного права Российской Федерации. Кроме того, данный метод позволил автору вскрыть пробелы и коллизии в правовом регулировании отдельных видов субъектов избирательного процесса и разработать предложения, направленные на их преодоление.
Сравнительно-правовой метод использовался в работе при определении специфики субъектов избирательного права в различных государствах, выявить и обосновать возможность использования опыта нормативного закрепления различных элементов их правового статуса в Российской Федерации.
Осуществлен правовой анализ федерального законодательства о выборах в Российской Федерации, логико-юридический анализ других нормативных правовых и иных актов.
Практическая применимость заключается в возможности использования результатов исследования в отечественном избирательном процессе.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена целью и логикой исследования. Работа состоит из введения, трех глав, включающих восемь параграфов, заключения, библиографического списка.
Проведенное исследование позволяет сделать некоторые выводы.
Как показывает практика, в процессе реализации принципов избирательного права в нашей стране возникают определенные проблемы применительно ко всем органам публичной власти и должностным лицам. Именно поэтому для успешной их реализации необходимы не только законодательные, но и конституционные гарантии. В условиях интенсивного развития отечественного избирательного законодательства в качестве первостепенной задачи для законодателя и правоприменителей выступает создание надежного гарантирующего организационно-правового механизма, направленного на повышение эффективности реализации принципов избирательного права, которые в тесной взаимосвязи с общеправовыми принципами (демократизм, законность, равноправие, справедливость и др.) способны обеспечить подлинную свободу самовыражения российских граждан.
Поддерживая классификацию субъектов избирательного права по юридическому значению участия субъектов права в избирательном процессе о делении указанных субъектов права на основные и вспомогательные, мы хотим уточнить, что к категории основных субъектов относятся носители избирательного права (избиратели, политические партии, кандидаты в депутаты и на выборные должности), а к вспомогательным - субъекты, обеспечивающие реализацию субъективного избирательного права (избирательные комиссии, наблюдатели, СМИ и другие).
Процесс образования (формирования) органов публичной власти имеет немаловажное значение для реализации избирателями своих политических прав и свобод и выражения своей политической воли посредством конституционно - правовых институтов, являющихся элементами демократической основы государственного управления. В свою очередь, демократическая основа управления позволяет гражданам (избирателям) придавать легитимность органам публичной власти и принимаемым им решениям, целью которых является эффективность регулирования социальных процессов, основанных на законодательстве. Однако полагаем, что возрастной избирательный ценз должен быть приравнен к достижению гражданином 21-летнего возраста прежде всего из-за отсутствия необходимого жизненного опыта, а также того, что в большинстве случаев, не имея достаточного образования, человек не способен в полной мере осознавать политико-правовую обстановку в стране, адекватно оценивать происходящие события в сфере государственного управления (реформы, принятые меры, программы развития и т.д. и т.п.), достаточно грамотно разбираться в вопросах социально-экономического развития.
На федеральном уровне произошла значительная либерализация требований законодательства, определяющего порядок участия в выборах политических партий и их кандидатов.
Вероятно, наиболее обоснованной будет передача решения вопроса о выборе избирательной системы при формировании региональных и местных выборных государственных органов в ведение субъектов Российской Федерации и соответствующих муниципальных образований. При сохранении правового регулирования деятельности региональных партийных подразделений на уровне федерального законодательства порядок их участия в выборах должен отвечать местной специфике. Без учета таких особенностей не всегда будет действенным применение пусть даже апробированных и эффективных иностранных законодательных решений.
В целях устранения пробелов в федеральном законодательстве в части участия наблюдателей в избирательном процессе нами предлагается дополнить его следующими положениями:
1) при направлении двух и более наблюдателей на один избирательный участок, в одну избирательную комиссию одним субъектом назначения в направлении должно быть указано время начала и окончания (временные рамки) осуществления полномочий наблюдателя каждым из них на избирательном участке либо в избирательной комиссии;
2) при одновременной явке двух и более наблюдателей от одного субъекта назначения, если в направлении не указаны временные рамки осуществления полномочий наблюдателя каждым из них, вопрос об осуществлении полномочий наблюдателя конкретным лицом должен быть решен субъектом, назначившим наблюдателя. При невозможности решения данного вопроса в день голосования полномочия наблюдателя на все время голосования осуществляет лицо, которое раньше других прибыло на избирательный участок, в избирательную комиссию и предъявило соответствующее направление.
Для реализации данных положений требуется внесение соответствующих изменений и дополнений в ст. 30 (п.п. 7 и 8) Закона об основных гарантиях... в части определения порядка осуществления наблюдения за проведением выборов и референдумов всех видов и уровней. Помимо этого, необходимо внести изменения в ст. 23 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» и в ст. 30 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» в части определения порядка осуществления наблюдения за выборами Президента Российской Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации соответственно.
Данная проблема затрагивает также осуществление наблюдения за ходом проведения референдума, который, как недвусмысленно устанавливает ч. 3 ст. 3 Конституции Российской Федерации, является одной из высших форм выражения власти народа. В этой связи представляется необходимым внесение изменений также в ст. 36 Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации» в части определения порядка осуществления наблюдения за проведением референдума.
Освещая деятельность различных субъектов избирательного процесса в период выборов, должностные лица средств массовой информации, используя ресурсы средств массовой информации, оказывают определенное влияние на формирование общественного сознания. Должностным лицам средств массовой информации следует помнить, что ради людей возникло и существует само государство. Выражая интересы общества и выступая в данной системе отношений от его имени, они всегда остаются такими же гражданами этого государства, как и все остальные. Демократическая система общественно-государственных отношений в России предполагает, что подлинной доминантой в этой системе отношений является человек, и все содержание правового регулирования направлено на защиту прав и интересов граждан нашей страны.
Можно отметить, что вопросы правового статуса кандидата, зарегистрированного кандидата в конституционном праве не являются новшеством, а необходимость выделения кандидата, зарегистрированного кандидата в качестве обладателя специального правового статуса обусловлена несколькими обстоятельствами:
- в рамках избирательного процесса кандидат, зарегистрированный кандидат занимает одно из ключевых мест в избирательном праве;
- его права и обязанности носят специфический характер, они дополняют и конкретизируют конституционное право гражданина - право быть избранным.
Как показывает практика, в процессе реализации принципов избирательного права в нашей стране возникают определенные проблемы применительно ко всем органам публичной власти и должностным лицам. Именно поэтому для успешной их реализации необходимы не только законодательные, но и конституционные гарантии. В условиях интенсивного развития отечественного избирательного законодательства в качестве первостепенной задачи для законодателя и правоприменителей выступает создание надежного гарантирующего организационно-правового механизма, направленного на повышение эффективности реализации принципов избирательного права, которые в тесной взаимосвязи с общеправовыми принципами (демократизм, законность, равноправие, справедливость и др.) способны обеспечить подлинную свободу самовыражения российских граждан.
Поддерживая классификацию субъектов избирательного права по юридическому значению участия субъектов права в избирательном процессе о делении указанных субъектов права на основные и вспомогательные, мы хотим уточнить, что к категории основных субъектов относятся носители избирательного права (избиратели, политические партии, кандидаты в депутаты и на выборные должности), а к вспомогательным - субъекты, обеспечивающие реализацию субъективного избирательного права (избирательные комиссии, наблюдатели, СМИ и другие).
Процесс образования (формирования) органов публичной власти имеет немаловажное значение для реализации избирателями своих политических прав и свобод и выражения своей политической воли посредством конституционно - правовых институтов, являющихся элементами демократической основы государственного управления. В свою очередь, демократическая основа управления позволяет гражданам (избирателям) придавать легитимность органам публичной власти и принимаемым им решениям, целью которых является эффективность регулирования социальных процессов, основанных на законодательстве. Однако полагаем, что возрастной избирательный ценз должен быть приравнен к достижению гражданином 21-летнего возраста прежде всего из-за отсутствия необходимого жизненного опыта, а также того, что в большинстве случаев, не имея достаточного образования, человек не способен в полной мере осознавать политико-правовую обстановку в стране, адекватно оценивать происходящие события в сфере государственного управления (реформы, принятые меры, программы развития и т.д. и т.п.), достаточно грамотно разбираться в вопросах социально-экономического развития.
На федеральном уровне произошла значительная либерализация требований законодательства, определяющего порядок участия в выборах политических партий и их кандидатов.
Вероятно, наиболее обоснованной будет передача решения вопроса о выборе избирательной системы при формировании региональных и местных выборных государственных органов в ведение субъектов Российской Федерации и соответствующих муниципальных образований. При сохранении правового регулирования деятельности региональных партийных подразделений на уровне федерального законодательства порядок их участия в выборах должен отвечать местной специфике. Без учета таких особенностей не всегда будет действенным применение пусть даже апробированных и эффективных иностранных законодательных решений.
В целях устранения пробелов в федеральном законодательстве в части участия наблюдателей в избирательном процессе нами предлагается дополнить его следующими положениями:
1) при направлении двух и более наблюдателей на один избирательный участок, в одну избирательную комиссию одним субъектом назначения в направлении должно быть указано время начала и окончания (временные рамки) осуществления полномочий наблюдателя каждым из них на избирательном участке либо в избирательной комиссии;
2) при одновременной явке двух и более наблюдателей от одного субъекта назначения, если в направлении не указаны временные рамки осуществления полномочий наблюдателя каждым из них, вопрос об осуществлении полномочий наблюдателя конкретным лицом должен быть решен субъектом, назначившим наблюдателя. При невозможности решения данного вопроса в день голосования полномочия наблюдателя на все время голосования осуществляет лицо, которое раньше других прибыло на избирательный участок, в избирательную комиссию и предъявило соответствующее направление.
Для реализации данных положений требуется внесение соответствующих изменений и дополнений в ст. 30 (п.п. 7 и 8) Закона об основных гарантиях... в части определения порядка осуществления наблюдения за проведением выборов и референдумов всех видов и уровней. Помимо этого, необходимо внести изменения в ст. 23 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» и в ст. 30 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» в части определения порядка осуществления наблюдения за выборами Президента Российской Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации соответственно.
Данная проблема затрагивает также осуществление наблюдения за ходом проведения референдума, который, как недвусмысленно устанавливает ч. 3 ст. 3 Конституции Российской Федерации, является одной из высших форм выражения власти народа. В этой связи представляется необходимым внесение изменений также в ст. 36 Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации» в части определения порядка осуществления наблюдения за проведением референдума.
Освещая деятельность различных субъектов избирательного процесса в период выборов, должностные лица средств массовой информации, используя ресурсы средств массовой информации, оказывают определенное влияние на формирование общественного сознания. Должностным лицам средств массовой информации следует помнить, что ради людей возникло и существует само государство. Выражая интересы общества и выступая в данной системе отношений от его имени, они всегда остаются такими же гражданами этого государства, как и все остальные. Демократическая система общественно-государственных отношений в России предполагает, что подлинной доминантой в этой системе отношений является человек, и все содержание правового регулирования направлено на защиту прав и интересов граждан нашей страны.
Можно отметить, что вопросы правового статуса кандидата, зарегистрированного кандидата в конституционном праве не являются новшеством, а необходимость выделения кандидата, зарегистрированного кандидата в качестве обладателя специального правового статуса обусловлена несколькими обстоятельствами:
- в рамках избирательного процесса кандидат, зарегистрированный кандидат занимает одно из ключевых мест в избирательном праве;
- его права и обязанности носят специфический характер, они дополняют и конкретизируют конституционное право гражданина - право быть избранным.





