Административный надзор за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы
|
АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 7
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА ЗА ЛИЦАМИ, ОСВОБОЖДЁННЫМИ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ
1.1 История развития законодательства административного надзора за лицами,
освобождёнными из мест лишения свободы 11
1.2 Понятие и правовая природа административного надзора за лицами, освобождёнными из мест лишения
свободы 18
ГЛАВА 2. АДМИНИСТРАТИВНЫЙ НАДЗОР: ПОРЯДОК УСТАНОВЛЕНИЯ, ПРОДЛЕНИЯ, ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
2.1 Основания и условия установления административного надзора за лицами,
освобождёнными из мест лишения свободы 37
2.2 Правовой статус поднадзорных лиц 50
2.3 Порядок установления, продления и прекращения административного
надзора 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 72
ВВЕДЕНИЕ 7
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА ЗА ЛИЦАМИ, ОСВОБОЖДЁННЫМИ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ
1.1 История развития законодательства административного надзора за лицами,
освобождёнными из мест лишения свободы 11
1.2 Понятие и правовая природа административного надзора за лицами, освобождёнными из мест лишения
свободы 18
ГЛАВА 2. АДМИНИСТРАТИВНЫЙ НАДЗОР: ПОРЯДОК УСТАНОВЛЕНИЯ, ПРОДЛЕНИЯ, ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
2.1 Основания и условия установления административного надзора за лицами,
освобождёнными из мест лишения свободы 37
2.2 Правовой статус поднадзорных лиц 50
2.3 Порядок установления, продления и прекращения административного
надзора 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 72
Институт административного надзора за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы на сегодняшний день является достаточно актуальной темой для исследования, поскольку, с одной стороны, его особая практическая значимость как одного из наиболее действенных средств профилактики рецидивной преступности признается большинством ученых и правоприменителей, а, с другой стороны, правовая природа данного института вызывает активные научные дискуссии среди ученых административистов и ученых, исследующих институты уголовного права, ученых криминологов. Кроме того, дискуссионным остается вопрос о законности и обоснованности установления правовых ограничений и обязанностей при осуществлении административного надзора за лицом, освобожденным из мест лишения свободы.
Следует отметить, что для российской правовой системы данный институт не является новым, так как он активно использовался в советской системе профилактики преступных деяний, однако с 1993 года до 01 июля 2011 года не применялся. Так, сначала было утрачено фактическое действие в 1993 г., вместе с введением в действие ст. 167 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях 1984 г. и ст. 198.2 УК РСФСР от 1960 г., отменяющих
ответственность за нарушение и злостное нарушение правил
административного надзора, а затем и юридическое - 27 декабря 2009 г. был принят новый закон № 377-ФЗ «О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде ограничения свободы», который ст. 5 отменял действие Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1966 г. № 5364-VI, регулирующего институт административного надзора.
Всё это привело к росту рецидивной преступности практически во всех группах преступлений, будучи привлеченными к уголовной ответственности, попав в места лишения свободы, преступники не только не встают на путь исправления, но, наоборот, приобретают богатый криминальный опыт, обрастают многочисленными, устойчивыми связями в криминальной среде, окончательно теряют правильную социальную ориентацию в жизни. Для некоторых видов преступлений, например, связанных с сексуальным насилием, в том числе в отношении несовершеннолетних, процент рецидива «рецидива» близок к 100%. По данным МВД России в 2016 г. каждое второе преступление было совершено лицами, ранее совершавшими преступления 1.
Вышесказанное свидетельствует, что применение уголовного наказания в достаточно значительном количестве случаев не позволяет реализовать одну из основных целей уголовного наказания - исправление осужденного, поэтому в среднем половина лиц, ранее отбывших назначенные судом наказания, продолжают осуществлять преступную деятельность и после освобождения из исправительного учреждения. Мерой социального контроля, исторически доказавшей свою эффективность в предупреждении рецидивной преступности, является административный надзор за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в связи с установлением и осуществлением административного надзора за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы, а также в процессе предупреждения преступлений, совершаемых поднадзорными.
Предметом исследования является система правовых норм, регулирующих основания и порядок применения и осуществления административного надзора за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы; материалы судебной практики и результаты деятельности органов внутренних дел по осуществлению административного надзора, за
Состояние преступности январь - декабрь 2016 года //
НЦр8://мвд.рф/ЮИег/101762/Леш/9338947/ освобождёнными из мест лишения свободы; данные статистики; опубликованные научные работы (монографии, комментарии законодательства, диссертации, статьи, пособия) по исследуемой проблеме.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование института административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, практики его применения, выявление недостатков правового регулирования данного института и предложение путей их устранения.
Для достижения цели необходимо разрешить следующие задачи:
- изучить историю развития законодательства административного надзора за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы;
- изучить правовую природу административного надзора;
- исследовать правовую природу административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы;
- изучить правовой статус поднадзорного лица;
-изучить порядок установления, продления и прекращения административного надзора.
Методологическую основу исследования составили: исторический метод познания, социально-правовой метод, статистический, сравнительно-правовой, проводились конкретные методологические исследования: изучение дел административного надзора, данных Информационного центра УМВД России по Томской области, обобщение практического опыта.
Нормативная база исследования включает: Конституцию Российской Федерации, действующее отечественное уголовное, уголовно -исполнительное, административное законодательство, Законы Российской Федерации, в частности: 1) Федеральные законы РФ от 27.12.2009 № 377-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде ограничения свободы»; от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы»; от 07.02.2011 г. № 3- ФЗ «О полиции»; от 06.04.2011 № 66-Фз «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы»; 2) Приказ МВД РФ от 08.07.2011 № 818 «О Порядке осуществления административного надзора за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы».
Теоретическую базу исследования составили труды таких учёных как: Бондаренко А.С., Вельмин А.С., Горобцов В.И., Л.М. Темникова Н.В., Калинина Т.Н., Никитин А.Д., Пропостин А.А., Оноколов Ю.П., Понятовская Т.Г., Тулегенов В.В., Фильченко А.П., Ольховик Н.В., Прозументов Л.М. Эмпирическую базу исследования составили: данные судебной статистики Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации; статистические данные МВД Российской Федерации, соответствующие решения судов общей юрисдикции.
Следует отметить, что для российской правовой системы данный институт не является новым, так как он активно использовался в советской системе профилактики преступных деяний, однако с 1993 года до 01 июля 2011 года не применялся. Так, сначала было утрачено фактическое действие в 1993 г., вместе с введением в действие ст. 167 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях 1984 г. и ст. 198.2 УК РСФСР от 1960 г., отменяющих
ответственность за нарушение и злостное нарушение правил
административного надзора, а затем и юридическое - 27 декабря 2009 г. был принят новый закон № 377-ФЗ «О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде ограничения свободы», который ст. 5 отменял действие Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1966 г. № 5364-VI, регулирующего институт административного надзора.
Всё это привело к росту рецидивной преступности практически во всех группах преступлений, будучи привлеченными к уголовной ответственности, попав в места лишения свободы, преступники не только не встают на путь исправления, но, наоборот, приобретают богатый криминальный опыт, обрастают многочисленными, устойчивыми связями в криминальной среде, окончательно теряют правильную социальную ориентацию в жизни. Для некоторых видов преступлений, например, связанных с сексуальным насилием, в том числе в отношении несовершеннолетних, процент рецидива «рецидива» близок к 100%. По данным МВД России в 2016 г. каждое второе преступление было совершено лицами, ранее совершавшими преступления 1.
Вышесказанное свидетельствует, что применение уголовного наказания в достаточно значительном количестве случаев не позволяет реализовать одну из основных целей уголовного наказания - исправление осужденного, поэтому в среднем половина лиц, ранее отбывших назначенные судом наказания, продолжают осуществлять преступную деятельность и после освобождения из исправительного учреждения. Мерой социального контроля, исторически доказавшей свою эффективность в предупреждении рецидивной преступности, является административный надзор за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в связи с установлением и осуществлением административного надзора за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы, а также в процессе предупреждения преступлений, совершаемых поднадзорными.
Предметом исследования является система правовых норм, регулирующих основания и порядок применения и осуществления административного надзора за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы; материалы судебной практики и результаты деятельности органов внутренних дел по осуществлению административного надзора, за
Состояние преступности январь - декабрь 2016 года //
НЦр8://мвд.рф/ЮИег/101762/Леш/9338947/ освобождёнными из мест лишения свободы; данные статистики; опубликованные научные работы (монографии, комментарии законодательства, диссертации, статьи, пособия) по исследуемой проблеме.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование института административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, практики его применения, выявление недостатков правового регулирования данного института и предложение путей их устранения.
Для достижения цели необходимо разрешить следующие задачи:
- изучить историю развития законодательства административного надзора за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы;
- изучить правовую природу административного надзора;
- исследовать правовую природу административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы;
- изучить правовой статус поднадзорного лица;
-изучить порядок установления, продления и прекращения административного надзора.
Методологическую основу исследования составили: исторический метод познания, социально-правовой метод, статистический, сравнительно-правовой, проводились конкретные методологические исследования: изучение дел административного надзора, данных Информационного центра УМВД России по Томской области, обобщение практического опыта.
Нормативная база исследования включает: Конституцию Российской Федерации, действующее отечественное уголовное, уголовно -исполнительное, административное законодательство, Законы Российской Федерации, в частности: 1) Федеральные законы РФ от 27.12.2009 № 377-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде ограничения свободы»; от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы»; от 07.02.2011 г. № 3- ФЗ «О полиции»; от 06.04.2011 № 66-Фз «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы»; 2) Приказ МВД РФ от 08.07.2011 № 818 «О Порядке осуществления административного надзора за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы».
Теоретическую базу исследования составили труды таких учёных как: Бондаренко А.С., Вельмин А.С., Горобцов В.И., Л.М. Темникова Н.В., Калинина Т.Н., Никитин А.Д., Пропостин А.А., Оноколов Ю.П., Понятовская Т.Г., Тулегенов В.В., Фильченко А.П., Ольховик Н.В., Прозументов Л.М. Эмпирическую базу исследования составили: данные судебной статистики Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации; статистические данные МВД Российской Федерации, соответствующие решения судов общей юрисдикции.
Исследуя институт административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, представляется необходимым отметить следующие наиболее значимые выводы.
Изучение истории административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, показало некую преемственность действующих норм, образующих институт административного надзора, и ранее существующих норм. Так, в частности, таковая наблюдается при регулировании правового статуса лиц, в отношении которых установлен административный надзор, например, в части ограничений предусмотренных для таких лиц (запрет пребывать в определённых местах, обязанность являться в уполномоченные органы с определенной периодичностью и др.).
Установлена административно-правовая природа надзора за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы, поскольку такой надзор осуществляется специальными субъектами — органами внутренних дел в отношении лиц, которые не находятся в их подчинении, и заключается в наблюдении за соблюдением этими лицами возложенных на них судом правоограничений и обязанностей. Кроме того, административный надзор является, во-первых, инструментом поддержания общественного порядка и общественной безопасности, а во-вторых — средством предупреждения новых правонарушений, и в том числе преступлений со стороны ранее судимых лиц.
Исследование вопросов о порядке установления, осуществления и продления административного надзора, позволяет говорить о ряде недостатков правового регулирования института административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.
Во-первых, в целях распространения профилактического воздействия в отношении более широкого круга лиц и снижении рецидивной преступности необходимо снизить минимальный срок административного надзора за лицами.
Это бы позволило устанавливать административный надзор в отношении отрицательно характеризующихся судимых у которых срок погашения судимости составляет менее одного года. А также реализовать задачи административного надзора по предупреждению преступности и защите государственных и общественных интересов.
Во-вторых, в ч. 2 ст. 5 Федерального Закона об административном надзоре, за лицами, освободившимися из мест лишения свободы, определить количество возможных продлений административного надзора. Данная норма позволит руководствоваться суду исходя не только из оснований для продления предусмотренных ст. 7 вышеуказанного закона и срока для погашения судимости, но и из количества возможных продлений предусмотренных законодателем. Это позволит суду в определённых случаях устанавливать повторный надзор не зависимо от факта совершения правонарушений поднадзорным лицом в течение административного надзора.
В-третьих, установить возможность повторного применения административного надзора в отношении лиц, имеющих неснятую, непогашенную судимость за преступления против половой свободы и половой неприкосновенности несовершеннолетних лиц независимо от наличия оснований, предусмотренных п. 2 ч. 3 ст. 3 Закона об административном надзоре, в течение срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости. Внесение изменений в данную норму позволит предотвратить либо выявить преступления такого рода, так как уровень их латентности достаточно высок. Устранение этого пробела позволит снизить рецидив преступности по преступлениям против половой свободы и неприкосновенности (он составляет практически 100%) , а значит и снизит рецидив преступлений в целом.
Изучение истории административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, показало некую преемственность действующих норм, образующих институт административного надзора, и ранее существующих норм. Так, в частности, таковая наблюдается при регулировании правового статуса лиц, в отношении которых установлен административный надзор, например, в части ограничений предусмотренных для таких лиц (запрет пребывать в определённых местах, обязанность являться в уполномоченные органы с определенной периодичностью и др.).
Установлена административно-правовая природа надзора за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы, поскольку такой надзор осуществляется специальными субъектами — органами внутренних дел в отношении лиц, которые не находятся в их подчинении, и заключается в наблюдении за соблюдением этими лицами возложенных на них судом правоограничений и обязанностей. Кроме того, административный надзор является, во-первых, инструментом поддержания общественного порядка и общественной безопасности, а во-вторых — средством предупреждения новых правонарушений, и в том числе преступлений со стороны ранее судимых лиц.
Исследование вопросов о порядке установления, осуществления и продления административного надзора, позволяет говорить о ряде недостатков правового регулирования института административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.
Во-первых, в целях распространения профилактического воздействия в отношении более широкого круга лиц и снижении рецидивной преступности необходимо снизить минимальный срок административного надзора за лицами.
Это бы позволило устанавливать административный надзор в отношении отрицательно характеризующихся судимых у которых срок погашения судимости составляет менее одного года. А также реализовать задачи административного надзора по предупреждению преступности и защите государственных и общественных интересов.
Во-вторых, в ч. 2 ст. 5 Федерального Закона об административном надзоре, за лицами, освободившимися из мест лишения свободы, определить количество возможных продлений административного надзора. Данная норма позволит руководствоваться суду исходя не только из оснований для продления предусмотренных ст. 7 вышеуказанного закона и срока для погашения судимости, но и из количества возможных продлений предусмотренных законодателем. Это позволит суду в определённых случаях устанавливать повторный надзор не зависимо от факта совершения правонарушений поднадзорным лицом в течение административного надзора.
В-третьих, установить возможность повторного применения административного надзора в отношении лиц, имеющих неснятую, непогашенную судимость за преступления против половой свободы и половой неприкосновенности несовершеннолетних лиц независимо от наличия оснований, предусмотренных п. 2 ч. 3 ст. 3 Закона об административном надзоре, в течение срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости. Внесение изменений в данную норму позволит предотвратить либо выявить преступления такого рода, так как уровень их латентности достаточно высок. Устранение этого пробела позволит снизить рецидив преступности по преступлениям против половой свободы и неприкосновенности (он составляет практически 100%) , а значит и снизит рецидив преступлений в целом.





