Конституционно-правовой статус депутатов государственной думы и членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
|
АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 12
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННО- ПРАВОВОГО СТАТУСА ДЕПУТАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ И ЧЛЕНА СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ 15
1.1. Роль депутата Г осударственной Думы и члена Совета Федерации
Федерального Собрания РФ в системе российского парламентаризма 15
1.2. Понятие правового статуса депутата Государственной Думы и члена Совета
Федерации Федерального Собрания РФ 18
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ДЕПУТАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ И ЧЛЕНА СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ 24
2.1. Приобретение статуса депутата Государственной Думы и члена Совета
Федерации Федерального Собрания РФ 24
2.2. Требования, предъявляемые к депутату Государственной Думы и члену
Совета Федерации Федерального Собрания РФ 29
2.3. Права и обязанности депутата Государственной Думы и члена Совета
Федерации Федерального Собрания РФ 32
2.4. Ответственность депутата Государственной Думы и члена Совета
Федерации Федерального Собрания РФ 37
2.5. Гарантии деятельности депутата Государственной Думы и члена Совета
Федерации Федерального Собрания РФ 43
ГЛАВА 3. ХАРАКТЕРИСТИКА ГАРАНТИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕПУТАТА
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ И ЧЛЕНА СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ 49
3.1. Правовые гарантии деятельности депутата Г осударственной Думы и члена
Совета Федерации Федерального Собрания РФ 49
3.2. Социальные гарантии деятельности депутата Государственной Думы и
члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ 56
3.3. Организационные гарантии деятельности депутата Государственной Думы
и члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 69
ВВЕДЕНИЕ 12
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННО- ПРАВОВОГО СТАТУСА ДЕПУТАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ И ЧЛЕНА СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ 15
1.1. Роль депутата Г осударственной Думы и члена Совета Федерации
Федерального Собрания РФ в системе российского парламентаризма 15
1.2. Понятие правового статуса депутата Государственной Думы и члена Совета
Федерации Федерального Собрания РФ 18
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ДЕПУТАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ И ЧЛЕНА СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ 24
2.1. Приобретение статуса депутата Государственной Думы и члена Совета
Федерации Федерального Собрания РФ 24
2.2. Требования, предъявляемые к депутату Государственной Думы и члену
Совета Федерации Федерального Собрания РФ 29
2.3. Права и обязанности депутата Государственной Думы и члена Совета
Федерации Федерального Собрания РФ 32
2.4. Ответственность депутата Государственной Думы и члена Совета
Федерации Федерального Собрания РФ 37
2.5. Гарантии деятельности депутата Государственной Думы и члена Совета
Федерации Федерального Собрания РФ 43
ГЛАВА 3. ХАРАКТЕРИСТИКА ГАРАНТИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕПУТАТА
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ И ЧЛЕНА СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ 49
3.1. Правовые гарантии деятельности депутата Г осударственной Думы и члена
Совета Федерации Федерального Собрания РФ 49
3.2. Социальные гарантии деятельности депутата Государственной Думы и
члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ 56
3.3. Организационные гарантии деятельности депутата Государственной Думы
и члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 69
Правовой статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ - это одна из разновидностей специальных статусов, которыми отдельные категории граждан наделяются ввиду особенностей их рода деятельности и правового положения. Данные статусы имеют свою специфику: дополнительные права, обязанности, ответственность, гарантии, предусмотренные законодательством, что выделяет депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ из числа других государственных служащих.
В настоящее время деятельность депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ является широко обсуждаемой. Зачастую в средствах массовой информации и между гражданами обсуждается правомерность деятельности депутатов, исполнения ими своих полномочий и наличия гарантий, предоставляемых им законом в связи с занимаемой должностью, что и обуславливает актуальность вопроса о правовом статусе парламентария.
Объектом исследования являются общественные отношения,
складывающиеся в сфере реализации конституционно-правового статуса депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации.
Предметом исследования являются понятие, сущность, особенности
практической реализации конституционно-правового статуса депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации, а также нормативные правовые акты, регулирующие данный правовой институт.
Целями работы являются комплексный всесторонний анализ и изучение теоретических основ конституционно -правового статуса депутата
Государственной Думы и члена Совета Федерации, а также формулирование
теоретических положений и рекомендаций по совершенствованию конституционно-правового института.
Для достижения данной цели в работе решаются следующие задачи:
1. Определение роли депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ в системе российского парламентаризма.
2. Анализ понятия конституционно-правового статуса депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ .
3. Рассмотрение порядка приобретения полномочий депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ .
4. Определение требований, предъявляемых к депутату Государственной Думы и члену Совета Федерации Федерального Собрания РФ.
5. Характеристика прав и обязанностей депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ.
6. Изучение порядка привлечения депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ к ответственности.
7. Исследование гарантий деятельности депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ .
Работа состоит из введения, трех глав, включающих в себя десять параграфов, заключения и библиографического списка. Во введении обозначена актуальность темы, объект и предмет исследования, определены цель и задачи исследования, описана нормативная и теоретико-методологическая база.
В первой главе определена роль парламентария в системе российского парламентаризма, раскрыто понятие правового статуса депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации. Во второй главе подробно раскрыты элементы правового статуса депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации: права, обязанности, ответственность, требования, предъявляемые к парламентарию, а так же затронут вопрос гарантий деятельности парламентария. Третья глава посвящена подробному изучению гарантий деятельности депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации.
Нормативной базой данной выпускной квалификационной работы послужили: Конституция РФ, Кодекс об административных правонарушениях РФ, Федеральный закон от 8 мая 1994 года № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»; Федеральный закон от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», Федеральный закон от 3 декабря 2012 года № 229-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», иные федеральные законы, а также принятые в соответствии с ними подзаконные акты.
При изучении правового статуса депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ помимо нормативных актов используются Постановление Конституционного Суда Российской Федерации «По делу о проверке конституционности положений частей первой и второй статьи 18, статьи 19 и части второй статьи 20 Федерального закона от 8 мая 1994 года «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 20 февраля 1996 года № 5-П, учебная и научная литература, публикации различных авторов.
В настоящее время деятельность депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ является широко обсуждаемой. Зачастую в средствах массовой информации и между гражданами обсуждается правомерность деятельности депутатов, исполнения ими своих полномочий и наличия гарантий, предоставляемых им законом в связи с занимаемой должностью, что и обуславливает актуальность вопроса о правовом статусе парламентария.
Объектом исследования являются общественные отношения,
складывающиеся в сфере реализации конституционно-правового статуса депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации.
Предметом исследования являются понятие, сущность, особенности
практической реализации конституционно-правового статуса депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации, а также нормативные правовые акты, регулирующие данный правовой институт.
Целями работы являются комплексный всесторонний анализ и изучение теоретических основ конституционно -правового статуса депутата
Государственной Думы и члена Совета Федерации, а также формулирование
теоретических положений и рекомендаций по совершенствованию конституционно-правового института.
Для достижения данной цели в работе решаются следующие задачи:
1. Определение роли депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ в системе российского парламентаризма.
2. Анализ понятия конституционно-правового статуса депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ .
3. Рассмотрение порядка приобретения полномочий депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ .
4. Определение требований, предъявляемых к депутату Государственной Думы и члену Совета Федерации Федерального Собрания РФ.
5. Характеристика прав и обязанностей депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ.
6. Изучение порядка привлечения депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ к ответственности.
7. Исследование гарантий деятельности депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ .
Работа состоит из введения, трех глав, включающих в себя десять параграфов, заключения и библиографического списка. Во введении обозначена актуальность темы, объект и предмет исследования, определены цель и задачи исследования, описана нормативная и теоретико-методологическая база.
В первой главе определена роль парламентария в системе российского парламентаризма, раскрыто понятие правового статуса депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации. Во второй главе подробно раскрыты элементы правового статуса депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации: права, обязанности, ответственность, требования, предъявляемые к парламентарию, а так же затронут вопрос гарантий деятельности парламентария. Третья глава посвящена подробному изучению гарантий деятельности депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации.
Нормативной базой данной выпускной квалификационной работы послужили: Конституция РФ, Кодекс об административных правонарушениях РФ, Федеральный закон от 8 мая 1994 года № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»; Федеральный закон от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», Федеральный закон от 3 декабря 2012 года № 229-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», иные федеральные законы, а также принятые в соответствии с ними подзаконные акты.
При изучении правового статуса депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ помимо нормативных актов используются Постановление Конституционного Суда Российской Федерации «По делу о проверке конституционности положений частей первой и второй статьи 18, статьи 19 и части второй статьи 20 Федерального закона от 8 мая 1994 года «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 20 февраля 1996 года № 5-П, учебная и научная литература, публикации различных авторов.
Таким образом, изучив и проанализировав нормативные правовые акты, учебную литературу, научные статьи различных авторов по вопросам правового статуса депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации исходя из цели работы, можно сделать несколько выводов.
Депутаты Г осударственной Думы и члены Совета Федерации Федерального Собрания РФ играют важную роль в системе российского парламентаризма, так как осуществляют функции по изданию законов и представлению народа в органах государственной власти.
Под правовым статусом депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации следует понимать фактическое положение парламентария, установленное нормативными правовыми и иными социальными нормами и обеспечиваемое специальными гарантиями.
В узком смысле правовой статус складывается из совокупности элементов, характеризующих содержание и сущность правового положения депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации, таких как права, обязанности, ответственность, гарантии и формы деятельности, в соответствии с которыми действуют парламентарии.
К кандидатам на наделение полномочиями депутата Г осударственной Думы и члена Совета Федерации, как и к самим парламентариям предъявляется ряд требований, которым они должны соответствовать. Данные требования позволяют обеспечить более качественное и эффективное осуществление парламентариями своих полномочий и ограничивают возможность превышения и неисполнения полномочий.
Депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации обладают широким кругом прав, обязанностей и ограничений, составляющих их статус. При осуществлении своих прав и обязанностей депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации должны руководствоваться как нормативными правовыми актами, так и нормами морали и нравственности.
Помимо прав и обязанностей депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации обладают рядом правовых, социальных и организационных гарантий, которые являются условиями для наиболее эффективного осуществления парламентариями своих полномочий. Основной гарантией деятельности депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации является их неприкосновенность. Так же они обладают обширным перечнем страховых гарантий.
Что касается ответственности Депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации, то тут стоит сказать о недостаточном регулировании законодательством Российской Федерации ответственности парламентариев. В законодательстве Российской Федерации названы только две меры дисциплинарной ответственности депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации и нет отдельного перечня условий привлечения парламентариев к ответственности. Также очень сложный механизм привлечения депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации к административной и уголовной ответственности. Правом направления запроса о лишении депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации неприкосновенности для последующего привлечения их к ответственности обладает лишь генеральный прокурор Российской Федерации, а само лишение неприкосновенности осуществляется только соответствующей палатой Федерального Собрания Российской Федерации.
Следовало бы ввести в Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» отдельные положения, содержащие основания и меры ответственности парламентария, а также регулирующие порядок привлечения их к ответственности.
Из вышесказанного можно сделать обобщающий вывод о том, что депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации осуществляют свои полномочия на основании закрепленных в законодательстве прав, обязанностей, ограничений и ответственности. Парламентариям предоставляются гарантии для наиболее эффективного осуществления ими своих полномочий. Законодательство о конституционно-правовом статусе депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации не является завершенным и требует доработки, но и на данном этапе охватывает широкий круг вопросов правового статуса парламентариев.
Депутаты Г осударственной Думы и члены Совета Федерации Федерального Собрания РФ играют важную роль в системе российского парламентаризма, так как осуществляют функции по изданию законов и представлению народа в органах государственной власти.
Под правовым статусом депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации следует понимать фактическое положение парламентария, установленное нормативными правовыми и иными социальными нормами и обеспечиваемое специальными гарантиями.
В узком смысле правовой статус складывается из совокупности элементов, характеризующих содержание и сущность правового положения депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации, таких как права, обязанности, ответственность, гарантии и формы деятельности, в соответствии с которыми действуют парламентарии.
К кандидатам на наделение полномочиями депутата Г осударственной Думы и члена Совета Федерации, как и к самим парламентариям предъявляется ряд требований, которым они должны соответствовать. Данные требования позволяют обеспечить более качественное и эффективное осуществление парламентариями своих полномочий и ограничивают возможность превышения и неисполнения полномочий.
Депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации обладают широким кругом прав, обязанностей и ограничений, составляющих их статус. При осуществлении своих прав и обязанностей депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации должны руководствоваться как нормативными правовыми актами, так и нормами морали и нравственности.
Помимо прав и обязанностей депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации обладают рядом правовых, социальных и организационных гарантий, которые являются условиями для наиболее эффективного осуществления парламентариями своих полномочий. Основной гарантией деятельности депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации является их неприкосновенность. Так же они обладают обширным перечнем страховых гарантий.
Что касается ответственности Депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации, то тут стоит сказать о недостаточном регулировании законодательством Российской Федерации ответственности парламентариев. В законодательстве Российской Федерации названы только две меры дисциплинарной ответственности депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации и нет отдельного перечня условий привлечения парламентариев к ответственности. Также очень сложный механизм привлечения депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации к административной и уголовной ответственности. Правом направления запроса о лишении депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации неприкосновенности для последующего привлечения их к ответственности обладает лишь генеральный прокурор Российской Федерации, а само лишение неприкосновенности осуществляется только соответствующей палатой Федерального Собрания Российской Федерации.
Следовало бы ввести в Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» отдельные положения, содержащие основания и меры ответственности парламентария, а также регулирующие порядок привлечения их к ответственности.
Из вышесказанного можно сделать обобщающий вывод о том, что депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации осуществляют свои полномочия на основании закрепленных в законодательстве прав, обязанностей, ограничений и ответственности. Парламентариям предоставляются гарантии для наиболее эффективного осуществления ими своих полномочий. Законодательство о конституционно-правовом статусе депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации не является завершенным и требует доработки, но и на данном этапе охватывает широкий круг вопросов правового статуса парламентариев.





