🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

Административная ответственность юридических лиц за нарушение законодательства о защите прав потребителей

Работа №201563

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

конституционное право

Объем работы81
Год сдачи2017
Стоимость4810 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
16
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
1.1 Юридическое лицо как субъект административной ответственности: понятие,
специфические особенности, дискуссионные вопросы теории 9
1.2 Понятие и классификация административных правонарушений в области
защиты прав потребителей 20
1.3 Анализ состава административных правонарушений в области защиты прав
потребителей 30
ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЛЬСТВА О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
2.1 Виды административных наказаний, применяемых к юридическим лицам за
нарушение законодательства о защите прав потребителей 48
2.2 Общие правила назначения административных наказаний в отношении юридических лиц за нарушение законодательства о защите прав потребителей. 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 79


Происходившие изменения во всех сферах государственной и общественной жизни России в начале 90-х годов ХХ в. привели к созданию рыночной экономики, что в свою очередь обусловило появление новых хозяйствующих субъектов (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), профессиональная деятельность которых зачастую связана с реализацией товаров, оказанием услуг, выполнением работ, потребителями которых являются физические лица, у которых возникает необходимость удовлетворения своих личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Многочисленные нарушения прав потребителей со стороны экономически более сильных хозяйствующих субъектов обусловили необходимость создания механизмов защиты и охраны прав потребителей, в связи с чем, в 1992 г. был принят Закон о защите прав потребителей .
Однако и административное законодательство, и юридическая наука оказались не вполне были готовы к решению этой задачи, поскольку достаточно скоро стало очевидным, что лишь меры гражданско-правовой ответственности не способны в полной мере обеспечить надлежащую охрану прав потребителей. Исходя из этого, возникла необходимость теоретического обоснования и правового регулирования института административной ответственности за нарушения прав потребителей в целом и административной ответственности юридических лиц за совершение административных правонарушений в сфере защиты прав потребителей в частности.
Несмотря на то, что нормы, образующие институт административной ответственности за нарушение прав потребителей применяются на практике достаточно давно, однако деятельность правоприменительных органов осложняется рядом недостатков как отдельных норм, устанавливающих административную ответственность за нарушение прав потребителей, так и института административной ответственности за нарушение таких прав в целом. Так, в частности, отсутствие некой упорядоченности расположения указанных выше норм в Особенной части КоАП РФ затрудняет как их изучение, так и практическое применение. Кроме того, диспозиции правовых норм об административной ответственности в сфере защиты прав потребителя являются, как правило, бланкетными. Данное обстоятельство дополнительно усложняет их практическое применение, поскольку в этой сфере применяется множество стандартов, технических условий, правил, требований о комплектности товаров и их упаковке. При этом не всегда формальное нарушение перечисленных правил и требований может рассматриваться как нарушение законодательства о защите прав потребителей.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение института административной ответственности за нарушение прав потребителей, выявление его недостатков и предложение путей их устранения. Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятие, признаки и особенности юридического лица, как субъекта административной ответственности;
- дать понятие административного правонарушения в области защиты прав потребителей, классифицировать данные правонарушения;
- проанализировать составы административных правонарушений, устанавливающих ответственность за нарушение прав потребителей;
- изучить виды административных наказаний, применяемых к юридическим лицам за нарушение законодательства о защите прав потребителей;
- проанализировать общие правила назначения административных наказаний в отношении юридических лиц за нарушение законодательства о защите прав потребителей.
Объектом выпускной квалификационной работы являются общественные отношения, возникающие по поводу охраны прав потребителей посредством института административной ответственности. Предметом выпускной квалификационной работы являются нормы материального и процессуального характера, устанавливающие основание и порядок привлечения к административной ответственности за нарушение прав потребителей.
В процессе настоящего исследования использовались как общенаучные, так и специальные (частно-научные) методы, такие как исторический, формально-логический, метод сравнительного правоведения, восхождения от общего к частному, и др.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проведенного исследования можно сформулировать ряд теоретических и научно-практических положений и выводов по вопросам административной ответственности за нарушение прав потребителей, основными из которых являются нижеследующие:
1) Нормы об административной ответственности не систематизированы, не сгруппированы, разбросаны по различным главам Особенной части КоАП РФ, что затрудняет их изучение и практическое применение.
Научно-практическая концепция административной ответственности за нарушение законодательства о защите прав потребителей, которая должна включать, прежде всего, обоснование, с одной стороны, самостоятельного и объективного существования административно - правовых отношений в сфере защиты прав потребителей, а, с другой стороны, отношений в сфере правонарушений в отдельную группу. Кроме того, данная концепция должна содержать понятие и виды административных правонарушений в данной сфере, научное обоснование видов и размеров наказаний и порядок реализации такой ответственности.
Итоговым результатом данной концепции могла бы стать разработка и включение в КоАП РФ отдельной главы под названием «Административные правонарушения в сфере защиты прав потребителей», в которой будет дан исчерпывающий перечень правонарушений в данной сфере, а также административных наказаний за их совершение.
2) Исследование административной ответственности юридических лиц, в том числе и в сфере защиты прав потребителей, остается актуальной задачей. Предшествующий опыт подтвердил справедливость и обоснованность включения в КоАП РФ данного субъекта ответственности.
В то же время при анализе данного правового института имеет место ряд проблем, среди которых, в первую очередь, следует выделить вопрос о вине юридических лиц. Это связано с тем, что по отношению к вине юридических лиц не может быть использован такой критерий, как психическое отношение к совершенному правонарушению. Используемые в юридической науке субъективной и объективной подходы не дают окончательного ответа на вопрос о понятии вины юридического лица. Анализ научной литературы и практики применения законодательства позволяют сделать вывод о том, что вина юридического лица как элемент субъективной стороны административного правонарушения представляет собой комплексное правовое явление, включающее как объективный, так и субъективный критерии.
Вместе с тем, при привлечении к административной ответственности юридических лиц не должно быть объективного вменения, нарушающего принцип законности. В качестве одной из мер по совершенствованию правового
регулирования данного вопроса представляется необходимым на законодательном уровне решить вопрос о включении в КоАП РФ правовой нормы, регламентирующей основания и порядок применения такого института как непреодолимая сила.
3) Анализ перечисленных в КоАП РФ субъектов административных правонарушений в сфере защиты прав потребителей свидетельствует, что из числа субъектов административной ответственности за нарушение законодательства о защите прав потребителей следует исключить упоминание о гражданах, поскольку физические лица за совершении правонарушений, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, подлежат ответственности либо в качестве индивидуального предпринимателя, либо как должностного лица.
4) Административные наказания за совершение правонарушений в сфере защиты прав потребителей и процессуальный порядок их применения в административном праве рассматриваются как единая система, которая представляет собой установленный законом исчерпывающий перечень применяемых к юридическим лицам видов административных наказаний, расположенных по степени их сравнительной тяжести, имеющих своей целью наказание виновных, в совершении административных правонарушений и предупреждение новых правонарушений.
К юридическим лицам за нарушение законодательства о защите прав потребителя применяются такие виды административных наказаний, как предупреждение, административный штраф, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, административное
приостановление деятельности.
Наиболее распространенным наказанием в исследуемой сфере является административный штраф. Существующая практика наложения штрафов в отношении юридических лиц нуждается в совершенствовании. С одной стороны, в современных условиях необходимо увеличение их размеров, а с другой - соблюдение принципа дифференциации штрафов в зависимости от тяжести последствий правонарушения.
5) На основании исследования видов административных наказаний в рассматриваемой сфере и оснований их применения следует вывод, что вышеуказанных наказаний, применяемых к юридическим лицам за нарушение законодательства о защите прав потребителей, недостаточно. С учётом тяжести возможных последствий правонарушений и повышения роли и значения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, представляется целесообразным восстановить административное приостановление деятельности в новой редакции ч.2 ст.14.4. КоАП РФ, а также ввести данную меру наказания в ч.1 ст. 14.16. КоАП РФ.
6) В дальнейшем изучении нуждаются вопросы освобождения юридических лиц от административной ответственности. Наряду с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности за совершенное правонарушение законодатель выделяет и такое основание, как малозначительность. Анализ законодательства позволяет сделать вывод, что данное основание освобождения от административной ответственности может быть применено как к материальным, так и к формальным составам административных правонарушений. Одной из первоочередных задач в этом направлении является разработка критериев для оценки правонарушений с формальным составом.



1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 31. Ст.4398.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195 -ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 1.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 № 14 - ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 5ю. Ст. 3301.
4. Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. № 162 - ФЗ «О государственном регулировании производства этилого спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» // «Российская газета», № 231, 22.11. 1995.
5. Федеральный закон от 08.12.2003 № 162 - ФЗ «О внесении изменений и
дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. №
50. Ст. 4848.
6. Федеральный закон от 30.12.2006. № 266 - ФЗ «О внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации». // СЗ РФ. 2007. №
1 (ч.1) ст.29.
7. Федеральный закон РФ № 294 - ФЗ от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. // СЗ РФ. 2008. № 52 (ч.1) ст.6249.
8. Федеральный закон от 18.07.2011 № 237 - ФЗ «О внесении в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» // СЗ РФ. 2011. № 30. (ч.1) ст.4585.
9. Проект Федерального Закона № 173930 «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях». // СПС КонсультантПлюс: Законопроекты.
10. Пояснительная записка к проекту № 551200-6 Федерального закона «О внесении изменений в ст.14.4 КоАП РФ в части усиления ответственности за продажу товаров, выполнение работ либо оказания населению услуг с нарушением требований технических регламентов и санитарных правил». // СПС КонсультантПлюс: Законопроекты.
11. Паспорт проекта Федерального закона № 551200-5 «О внесении
изменений в ст.14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности за продажу товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением требований технических регламентов и санитарных правил» (об увеличении административной ответственности за продажу товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением требований технических регламентов и санитарных правил) (внесен депутатом Государственной Думы ФС РФ А.В. Беляковым).
12. Письмо Высшего Арбитражного суда РФ от 27 июля 2004 г. № 8-4/уэ-944 // СПС КонсультантПлюс.
13. Письмо Роспотребнадзора о направлении информационного материала по
защите прав потребителей от 11 марта 2005. - № 0100/1745-05-32. // СПС
КонсультантПлюс.
14. Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 18 июля 2008 № 01/7687-8-27. «О судебной практике» // СПС КонсультантПлюс.
15. Письмо Роспотребнадзора от 28 мая 2010. № 01/8017-10-32. «О судебной практике по делам об администратных правонарушеняих». // СПС КонсультантПлюс...53


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ