Стратегический маркетинговый анализ и разработка направлений развития предприятия (на примере студии “ПравИло”)
|
АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАРКЕТИНГОВОГО АНАЛИЗА И
РАЗРАБОТКИ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ 8
1.1 Сравнительный анализ отечественных и зарубежных подходов к
маркетинговому анализу 8
1.2 Цели, задачи и сущность стратегического маркетингового анализа 13
1.3 Методические основы маркетингового анализа 16
2 АНАЛИЗ РЫНКА УСЛУГ В СФЕРЕ ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ
ПРАКТИК 29
2.1 Понятие и виды телесно-ориентированных практик 29
2.2 Состояние рынка телесно-ориентированных услуг в России 35
2.3 Состояние рынка телесно-ориентированных услуг в городе Челябинск 43
2.4 Целевая аудитория рынка телесно-ориентированных услуг и рынка
услуг по растяжке тела с использованием тренажера ПравИло 46
2.5 Производство и продажа вспомогательных товаров на рынке телесно-ориентированных услуг: досок Садху, петли Глиссона и тренажера
Правило на территории России 48
2.6 Рынок франшиз по оказанию телесно-ориентированных услуг в России 49
2.7 Анализ ранка услуг по проведению дыхательных практик и практик по
гвоздестоянию в России и в Челябинске 52
3 МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕТИ МАСТЕРСКИХ
ТЕЛА “ПРАВИЛО” И РАЗРАБОТКА НАПРАВЛЕНИЙ ЕЕ ДАЛЬНЕЙШЕГО
РАЗВИТИЯ 55
3.1 Характеристика деятельности сети мастерских тела “Правило” 55
3.2 Фирменный стиль сети мастерских тела “ПравИло” 59
3.3 Анализ финансовых показателей, характеризующих деятельность сети
мастерских тела “ПравИло” 61
3.4 Анализ маркетинговой деятельности, реализуемой в сети мастерских тела ПравИло 64
3.5 Проведение маркетингового анализа деятельности сети мастерских тела
“ПравИло” 68
3.6 Разработка плана продвижения сети мастерских тела ПравИло на рынке
города Челябинск 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88
ПРИЛОЖЕНИЯ 95
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анализ деятельности телесно-ориентированных компаний на рынке Челябинска 95
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Инструменты сети мастерских тела “ПравИло” 103
ПРИЛОЖЕНИЕ В Внешний вид оформления страниц франшизных предложений 104
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Оформление страниц сети мастерских тела “ПравИло” в
соцсетях 106
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Представление тренинга сети мастерских тела “ПравИло” 110
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Примеры макетов, использующих первый фирменный стиль сети мастерских тела “ПравИло” 111
ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАРКЕТИНГОВОГО АНАЛИЗА И
РАЗРАБОТКИ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ 8
1.1 Сравнительный анализ отечественных и зарубежных подходов к
маркетинговому анализу 8
1.2 Цели, задачи и сущность стратегического маркетингового анализа 13
1.3 Методические основы маркетингового анализа 16
2 АНАЛИЗ РЫНКА УСЛУГ В СФЕРЕ ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ
ПРАКТИК 29
2.1 Понятие и виды телесно-ориентированных практик 29
2.2 Состояние рынка телесно-ориентированных услуг в России 35
2.3 Состояние рынка телесно-ориентированных услуг в городе Челябинск 43
2.4 Целевая аудитория рынка телесно-ориентированных услуг и рынка
услуг по растяжке тела с использованием тренажера ПравИло 46
2.5 Производство и продажа вспомогательных товаров на рынке телесно-ориентированных услуг: досок Садху, петли Глиссона и тренажера
Правило на территории России 48
2.6 Рынок франшиз по оказанию телесно-ориентированных услуг в России 49
2.7 Анализ ранка услуг по проведению дыхательных практик и практик по
гвоздестоянию в России и в Челябинске 52
3 МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕТИ МАСТЕРСКИХ
ТЕЛА “ПРАВИЛО” И РАЗРАБОТКА НАПРАВЛЕНИЙ ЕЕ ДАЛЬНЕЙШЕГО
РАЗВИТИЯ 55
3.1 Характеристика деятельности сети мастерских тела “Правило” 55
3.2 Фирменный стиль сети мастерских тела “ПравИло” 59
3.3 Анализ финансовых показателей, характеризующих деятельность сети
мастерских тела “ПравИло” 61
3.4 Анализ маркетинговой деятельности, реализуемой в сети мастерских тела ПравИло 64
3.5 Проведение маркетингового анализа деятельности сети мастерских тела
“ПравИло” 68
3.6 Разработка плана продвижения сети мастерских тела ПравИло на рынке
города Челябинск 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88
ПРИЛОЖЕНИЯ 95
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анализ деятельности телесно-ориентированных компаний на рынке Челябинска 95
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Инструменты сети мастерских тела “ПравИло” 103
ПРИЛОЖЕНИЕ В Внешний вид оформления страниц франшизных предложений 104
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Оформление страниц сети мастерских тела “ПравИло” в
соцсетях 106
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Представление тренинга сети мастерских тела “ПравИло” 110
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Примеры макетов, использующих первый фирменный стиль сети мастерских тела “ПравИло” 111
В процессе интенсивного развития экономики и постоянно изменяющейся внешней среды, любому предприятию нужна опора для принятия решений о том, в какую сторону двигаться дальше: каков должен быть оптимальный уровень цен, каким образом продвигать свой бренд наиболее эффективно, кому компания собирается продавать свою продукцию. Все эти и многие другие вопросы возникают постоянно, и ответ на них помогает найти маркетинг. Именно корректный маркетинг позволяет компании успешно функционировать и выживать в условиях жесточайшей рыночной конкуренции, совершенствоваться и достигать новых вершин.
Разработка эффективную маркетинговой деятельности для определенной фирмы предполагает первоначальное проведение анализа ее внутренней и внешней среды, а затем, на основе полученных данных, составление плана маркетинговой деятельности предприятия.
Данные обстоятельства подтверждают актуальность выбранной темы.
Объектом исследования является компания сеть мастерских тела “ПравИло”.
Предмет исследования - маркетинговая деятельность сети мастерских тела “ПравИло”.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в проведении маркетингового анализа и разработки направлений развития сети мастерских тела “ПравИло”.
Поставленная цель определила следующие задачи:
- Обобщить и проанализировать теоретические аспекты маркетингового анализа.
- Провести анализ рынка телесно-ориентированных услуг России и Челябинска в частности.
- Дать характеристику деятельности сети мастерских тела “ПравИло” и оценить перспективы его развития на основе финансовых и рыночных показателей.
- Провести маркетинговый анализ деятельности сети мастерских тела “ПравИло” на рынке города Челябинска.
- Разработать перспективные направления развития сети мастерских тела “ПравИло” и план по его рыночному продвижению.
В рамках работы использовались общенаучные методы, такие как анализ и синтез, а также предметные методы, в число которых вошли SWOT-анализ, модель пяти конкурентных сил М. Портера, матрица Ансоффа.
Информационную базу работы составили данные, предоставленные исследуемой сетью мастерских тела “ПравИло” научные источники, включающие в себя тематические статьи, книги, монографии, а также законодательные и нормативные документы, регламентирующие деятельность рекламных организации.
Практическая значимость данной работы и содержащихся в ней практических исследований заключается в том, что они нашли применение в рамках деятельности сети мастерских тела “ПравИло”
Результаты работы в целом и промежуточные выводы, требовавшие дополнительной разработки, применены в рамках усовершенствования деятельности по продвижению сети мастерских тела “ПравИло”.
Структура работы включает в себя введение, главу «Теоретические основы маркетингового анализа и разработки направлений развития предприятия», содержащую теоретическую часть исследования, главу «Анализ рынка телесно-ориентированных услуг в России и в Челябинске», содержащую аналитическую часть исследования, и главу «Маркетинговый анализ деятельности сети мастерских тела “ПравИло” и разработка направлений ее дальнейшего развития”, содержащую аналитическо- практическую часть исследования, заключение, библиографический список.
В первой главе «Теоретические основы маркетингового анализа и разработки направлений развития предприятия» последовательно раскрываются понятие маркетинга, маркетингового анализа, а также рассматривается методология его проведения.
Вторая глава «Анализ рынка услуг в сфере телесно-ориентированных практик», содержит информацию о телесно-ориентированных практиках, их видах, исследование ранка телесно-ориентированных услуг в России и в Челябинске.
Третья глава «Маркетинговый анализ деятельности сети мастерских тела “ПравИло” и разработка направлений ее дальнейшего развития в рамках которой происходит знакомство с сетью мастерских тела “ПравИло”, проведение маркетингового анализа ее деятельности, посвящена практическим рекомендациям, внедрение которых повлечет за собой повышение эффективности деятельности по продвижению компании на рынке телесно-ориентированных услуг.
Разработка эффективную маркетинговой деятельности для определенной фирмы предполагает первоначальное проведение анализа ее внутренней и внешней среды, а затем, на основе полученных данных, составление плана маркетинговой деятельности предприятия.
Данные обстоятельства подтверждают актуальность выбранной темы.
Объектом исследования является компания сеть мастерских тела “ПравИло”.
Предмет исследования - маркетинговая деятельность сети мастерских тела “ПравИло”.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в проведении маркетингового анализа и разработки направлений развития сети мастерских тела “ПравИло”.
Поставленная цель определила следующие задачи:
- Обобщить и проанализировать теоретические аспекты маркетингового анализа.
- Провести анализ рынка телесно-ориентированных услуг России и Челябинска в частности.
- Дать характеристику деятельности сети мастерских тела “ПравИло” и оценить перспективы его развития на основе финансовых и рыночных показателей.
- Провести маркетинговый анализ деятельности сети мастерских тела “ПравИло” на рынке города Челябинска.
- Разработать перспективные направления развития сети мастерских тела “ПравИло” и план по его рыночному продвижению.
В рамках работы использовались общенаучные методы, такие как анализ и синтез, а также предметные методы, в число которых вошли SWOT-анализ, модель пяти конкурентных сил М. Портера, матрица Ансоффа.
Информационную базу работы составили данные, предоставленные исследуемой сетью мастерских тела “ПравИло” научные источники, включающие в себя тематические статьи, книги, монографии, а также законодательные и нормативные документы, регламентирующие деятельность рекламных организации.
Практическая значимость данной работы и содержащихся в ней практических исследований заключается в том, что они нашли применение в рамках деятельности сети мастерских тела “ПравИло”
Результаты работы в целом и промежуточные выводы, требовавшие дополнительной разработки, применены в рамках усовершенствования деятельности по продвижению сети мастерских тела “ПравИло”.
Структура работы включает в себя введение, главу «Теоретические основы маркетингового анализа и разработки направлений развития предприятия», содержащую теоретическую часть исследования, главу «Анализ рынка телесно-ориентированных услуг в России и в Челябинске», содержащую аналитическую часть исследования, и главу «Маркетинговый анализ деятельности сети мастерских тела “ПравИло” и разработка направлений ее дальнейшего развития”, содержащую аналитическо- практическую часть исследования, заключение, библиографический список.
В первой главе «Теоретические основы маркетингового анализа и разработки направлений развития предприятия» последовательно раскрываются понятие маркетинга, маркетингового анализа, а также рассматривается методология его проведения.
Вторая глава «Анализ рынка услуг в сфере телесно-ориентированных практик», содержит информацию о телесно-ориентированных практиках, их видах, исследование ранка телесно-ориентированных услуг в России и в Челябинске.
Третья глава «Маркетинговый анализ деятельности сети мастерских тела “ПравИло” и разработка направлений ее дальнейшего развития в рамках которой происходит знакомство с сетью мастерских тела “ПравИло”, проведение маркетингового анализа ее деятельности, посвящена практическим рекомендациям, внедрение которых повлечет за собой повышение эффективности деятельности по продвижению компании на рынке телесно-ориентированных услуг.
Изучив понятие маркетинговой деятельности, можно однозначно определить ее как важнейшую функцию в сфере предпринимательства, которая должна обеспечивать устойчивое, конкурентоспособное положение всех субъектов маркетинговой системы на рынке товаров и услуг с учетом состояния внутренней и внешней среды.
Адаптация маркетинговой деятельности к реальным потребностям рынка происходит через проведение маркетинговых исследований, включающих в себя два основных направления - исследование характеристик рынка и исследование внутренних возможностей деятельности компании.
Частью маркетингового исследования является проведение маркетингового анализа, проведение которого необходимо для формирования инновационной политики предприятия, разработки долгосрочной маркетинговой стратегии, принятия конкретных оперативных маркетинговых решений и обеспечения эффективности маркетинговой деятельности фирмы. Маркетинговый анализ служит для изучения рыночной среды, в которой функционирует организация, включая рынки сырья и сбыта.
Результаты маркетингового анализа позволяют предвидеть стратегию конкуренции, оценить опасность угрозы со стороны конкурентов, определить их сильные и слабые стороны.
Методология маркетингового анализа включает в себя общенаучные, аналитико-прогностические методы, такие как программно-целевое планирование, линейное программирование, теория связи и прочие методы, а также приемы, заимствованные из разных областей знаний.
Совершенствование и расширение методов маркетингового анализа повлекло за собой колоссальное развитие маркетинговой деятельности: появляются новые маркетинговые концепции, продвижение все больше уходит в область интернета. И, несмотря на то, что российский маркетинг все еще отстает в развитии от западного, с выходом на российские рынки передовых зарубежных компаний данный разрыв постепенно сокращается, отечественные компании быстро перенимают успешный опыт зарубежных коллег.
В рамках работы мы познакомились с понятием телесно¬ориентированных практик и их классификацией, а также рассмотрели, как рост популярности телесно-ориентированных практик в России привел к развитию соответствующих рынков. Изучение рынка телесно¬ориентированных в Челябинске показало, что он развивается быстрыми темпами, представлен широким ассортиментом женских практик и различных видов йоги. Особенностью челябинского рынка являются отсутствие отдельно выделенных центров по медитативным и дыхательным практикам, слияние разных направлений телесно-ориентированных практик на базе йога-студий города. Целевой аудиторией телесно-ориентированных практик и практик по растяжке на тренажере “ПравИло” являются мужчины и женщины в возрасте от 30 до 45 лет с высшим образованием и средним и выше среднего уровнем достатка. Также нами были рассмотрены рынки услуг по проведению дыхательных практик и практик по гвоздестоянию, рынок инструментов для растяжки клиентов с помощью тренажера ПравИло и рынок франшиз телесно-ориентированных услуг.
Ознакомившись с деятельностью сети мастерских тела “ПравИло” на рынке телесно-ориентированных услуг Челябинска, мы провели маркетинговый анализ их деятельности, используя три основных инструмента: SWOT-анализ, модели пяти сил конкуренции М. Портера, анализ матрицы Ансоффа.
Проведенный SWOT-анализ деятельности сети мастерских тела “ПравИло” выявил ряд проблем, которые условно можно разделить на внутренние и внешние. К внутренним проблемам относится низкая материальная заинтересованность персонала, а также отсутствие работы с клиентскими базами данных. К проблемам, связанным со внешней средой - клиентами, конкурентами, государством можно отнести отсутствие мощной, продуманной рекламной компании, в том числе направленной на создание положительного впечатления от деятельности студии потенциальными клиентами, а также неясным правовым статусом данной деятельности.
Результаты анализа модели пяти сил конкуренции М. Портера показали, что для компании на рынке есть лишь одна внешняя угроза - вхождение на рынок новых сильных конкурентов. Однако корректное и масштабное продвижение сети на рынке способно свести на нет данную угрозу.
Необходимость проведения активного продвижения своей деятельности на рынке для сети мастерских тела “ПравИло” показал и анализ матрицы Ансоффа.
На основании полученных результатов маркетингового анализа был разработан комплекс мероприятий по продвижению всей деятельности сети мастерских тела “ПравИло” на рынках Челябинска и всей России в целом. Данный комплекс включил в себя:
- создание групп по продаже инструментов - досок Садху и петель Глиссона по всей России;
- разработку корпоративной программы для компаний Челябинска с проведением дыхательных сессий и гвоздетерапии, а также продвижение данной программы;
- тесное сотрудничество с лучшими йога-студиями города для размещения на их территории рекламных материалов и с их мастерами для продвижения услуг сети мастерских тела “ПравИло”;
- размещение рекламы в наиболее популярных группах Челябинска;
- проведение мастер-классов по гвоздестоянию на различных маркетах и фестивалях;
- съемка промо-роликов о занятиях в мастерских и размещение их на страницах “лидеров мнений” города в социальных сетях;
- создание информационного повода в виде флеш-моба по стоянию на гвоздях в парке;
- продвижение франшизы на самых крупных франшизных сайтах России;
- разработка и программирование своего собственного интернет-ресурса - сайта сети мастерских тела “ПравИло”.
Бюджет предложенных мероприятий не превысил выделенного компанией лимита расходов на продвижение.
В ходе постановки цели данной работы мы поставили для себя ряд задач, решением которым мы занимались в процессе нашего практического исследования. В результате проведенного исследования поставленная цель была достигнута и поставленные задачи решены.
Адаптация маркетинговой деятельности к реальным потребностям рынка происходит через проведение маркетинговых исследований, включающих в себя два основных направления - исследование характеристик рынка и исследование внутренних возможностей деятельности компании.
Частью маркетингового исследования является проведение маркетингового анализа, проведение которого необходимо для формирования инновационной политики предприятия, разработки долгосрочной маркетинговой стратегии, принятия конкретных оперативных маркетинговых решений и обеспечения эффективности маркетинговой деятельности фирмы. Маркетинговый анализ служит для изучения рыночной среды, в которой функционирует организация, включая рынки сырья и сбыта.
Результаты маркетингового анализа позволяют предвидеть стратегию конкуренции, оценить опасность угрозы со стороны конкурентов, определить их сильные и слабые стороны.
Методология маркетингового анализа включает в себя общенаучные, аналитико-прогностические методы, такие как программно-целевое планирование, линейное программирование, теория связи и прочие методы, а также приемы, заимствованные из разных областей знаний.
Совершенствование и расширение методов маркетингового анализа повлекло за собой колоссальное развитие маркетинговой деятельности: появляются новые маркетинговые концепции, продвижение все больше уходит в область интернета. И, несмотря на то, что российский маркетинг все еще отстает в развитии от западного, с выходом на российские рынки передовых зарубежных компаний данный разрыв постепенно сокращается, отечественные компании быстро перенимают успешный опыт зарубежных коллег.
В рамках работы мы познакомились с понятием телесно¬ориентированных практик и их классификацией, а также рассмотрели, как рост популярности телесно-ориентированных практик в России привел к развитию соответствующих рынков. Изучение рынка телесно¬ориентированных в Челябинске показало, что он развивается быстрыми темпами, представлен широким ассортиментом женских практик и различных видов йоги. Особенностью челябинского рынка являются отсутствие отдельно выделенных центров по медитативным и дыхательным практикам, слияние разных направлений телесно-ориентированных практик на базе йога-студий города. Целевой аудиторией телесно-ориентированных практик и практик по растяжке на тренажере “ПравИло” являются мужчины и женщины в возрасте от 30 до 45 лет с высшим образованием и средним и выше среднего уровнем достатка. Также нами были рассмотрены рынки услуг по проведению дыхательных практик и практик по гвоздестоянию, рынок инструментов для растяжки клиентов с помощью тренажера ПравИло и рынок франшиз телесно-ориентированных услуг.
Ознакомившись с деятельностью сети мастерских тела “ПравИло” на рынке телесно-ориентированных услуг Челябинска, мы провели маркетинговый анализ их деятельности, используя три основных инструмента: SWOT-анализ, модели пяти сил конкуренции М. Портера, анализ матрицы Ансоффа.
Проведенный SWOT-анализ деятельности сети мастерских тела “ПравИло” выявил ряд проблем, которые условно можно разделить на внутренние и внешние. К внутренним проблемам относится низкая материальная заинтересованность персонала, а также отсутствие работы с клиентскими базами данных. К проблемам, связанным со внешней средой - клиентами, конкурентами, государством можно отнести отсутствие мощной, продуманной рекламной компании, в том числе направленной на создание положительного впечатления от деятельности студии потенциальными клиентами, а также неясным правовым статусом данной деятельности.
Результаты анализа модели пяти сил конкуренции М. Портера показали, что для компании на рынке есть лишь одна внешняя угроза - вхождение на рынок новых сильных конкурентов. Однако корректное и масштабное продвижение сети на рынке способно свести на нет данную угрозу.
Необходимость проведения активного продвижения своей деятельности на рынке для сети мастерских тела “ПравИло” показал и анализ матрицы Ансоффа.
На основании полученных результатов маркетингового анализа был разработан комплекс мероприятий по продвижению всей деятельности сети мастерских тела “ПравИло” на рынках Челябинска и всей России в целом. Данный комплекс включил в себя:
- создание групп по продаже инструментов - досок Садху и петель Глиссона по всей России;
- разработку корпоративной программы для компаний Челябинска с проведением дыхательных сессий и гвоздетерапии, а также продвижение данной программы;
- тесное сотрудничество с лучшими йога-студиями города для размещения на их территории рекламных материалов и с их мастерами для продвижения услуг сети мастерских тела “ПравИло”;
- размещение рекламы в наиболее популярных группах Челябинска;
- проведение мастер-классов по гвоздестоянию на различных маркетах и фестивалях;
- съемка промо-роликов о занятиях в мастерских и размещение их на страницах “лидеров мнений” города в социальных сетях;
- создание информационного повода в виде флеш-моба по стоянию на гвоздях в парке;
- продвижение франшизы на самых крупных франшизных сайтах России;
- разработка и программирование своего собственного интернет-ресурса - сайта сети мастерских тела “ПравИло”.
Бюджет предложенных мероприятий не превысил выделенного компанией лимита расходов на продвижение.
В ходе постановки цели данной работы мы поставили для себя ряд задач, решением которым мы занимались в процессе нашего практического исследования. В результате проведенного исследования поставленная цель была достигнута и поставленные задачи решены.





