Возмещение имущественного вреда, причинённого в результате террористического акта
|
АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 10
1 ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ВРЕД, ПРИЧИНЕННЫЙ АКТОМ ТЕРРОРИЗМА 15
1.1 Становление института гражданско-правовой ответственности за причинение вреда в Российском праве 15
1.2 Правовая природа обязательства вследствие причинения вреда террористическим актом 20
1.3 Сущность, основания и условия возникновения обязательства вследствие
причинения вреда террористическим актом 36
2 СУБЪЕКТНЫЙ СОСТАВ ПРАВООТНОШЕНИЙ, ВОЗНИКАЮЩИЙ В СИЛУ ВОЗМЕЩЕНИЯ ВРЕДА ПРИЧИНЁННОГО ТЕРРОРИСТИЧЕСКИМ АКТОМ. СПОСОБЫ, ОБЪЁМ И РАЗМЕР ВОЗМЕЩЕНИЯ 40
2.1 Круг лиц, имеющих право на возмещение вреда, причинённого террористическим актом, и особенности субъектного состава лиц, привлекаемых к
гражданско-правовой ответственности 40
2.2 Формы и способы возмещения вреда лицам, признанным потерпевшими в
результате террористического акта 46
2.3 Объем и размер возмещения вреда лицам, признанным потерпевшими в
результате террористического акта 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 67
ВВЕДЕНИЕ 10
1 ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ВРЕД, ПРИЧИНЕННЫЙ АКТОМ ТЕРРОРИЗМА 15
1.1 Становление института гражданско-правовой ответственности за причинение вреда в Российском праве 15
1.2 Правовая природа обязательства вследствие причинения вреда террористическим актом 20
1.3 Сущность, основания и условия возникновения обязательства вследствие
причинения вреда террористическим актом 36
2 СУБЪЕКТНЫЙ СОСТАВ ПРАВООТНОШЕНИЙ, ВОЗНИКАЮЩИЙ В СИЛУ ВОЗМЕЩЕНИЯ ВРЕДА ПРИЧИНЁННОГО ТЕРРОРИСТИЧЕСКИМ АКТОМ. СПОСОБЫ, ОБЪЁМ И РАЗМЕР ВОЗМЕЩЕНИЯ 40
2.1 Круг лиц, имеющих право на возмещение вреда, причинённого террористическим актом, и особенности субъектного состава лиц, привлекаемых к
гражданско-правовой ответственности 40
2.2 Формы и способы возмещения вреда лицам, признанным потерпевшими в
результате террористического акта 46
2.3 Объем и размер возмещения вреда лицам, признанным потерпевшими в
результате террористического акта 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 67
Актуальность темы исследования, осуществляемого в рамках подготовки выпускной квалификационной работы обуславливается тем, что среди социальных проблем XXI века, терроризм стал центральной проблемой, поскольку внешняя политика отдельных государств отличается антигуманным механизмом реализации собственных геополитических задач.
Российской Федерации и ряду других стран не удается решить проблему терроризма. Статистика показывает, что начиная с 11 сентября 2001 г. число террористических актов с каждым годом увеличивалось более чем в четыре раза и достигло своей вершины в 2007 г., затем показатель террористических актов снижался, но начиная с 2013 года статистика, вновь показывает значительный рост. С 2000 по 2014 гг. число террористических актов составляет 61 тыс., в которых погибло 140 тыс. человек. Согласно статистике, теракты в 2015 г. по сравнению с предшествующими периодами нисколько не снизились. По мнению ряда экспертов 2015 г. явился столь же «кровавым» как и 2014 г. с тем, учётом, что только боевиками «ИГ» было казённо свыше 5 тысяч мирных жителей.
Очевидно, вопросы противодействия террористическим атакам широко обсуждаются, анализируются и осуждаются обществом. Лица, пострадавшие в результате захватов гражданских объектов, взрывов, поджогов попадают в поле зрения государства, правоохранительных органов и органов социальной защиты населения, осуществляющих компенсационные выплаты за вред, причиненный террористическим актом.
Тенденции современного мира показывают, что в качестве основного механизма защиты пострадавших в результате террористического акта выступает компенсация причинённого материального и морального вреда. Юридические аспекты, процедуры возмещения имущественного вреда отражены в международно - правовых документах и основательно регламентированы в национальном законодательстве. Однако, правоприменительная практика показывает, что возникают противоречия, которые усложняют и добавляют лишние трудности и без того в чрезвычайно неоднозначном процессе восполнения потерь, причинённых в результате террористического акта.
Вопросы возмещения имущественного вреда, причинённого в результате террористического акта в рамках гражданско - правовой ответственности в полной мере не решены, в частности нет правовых условий для применения принципа полного возмещения вреда лицом, который, непосредственно, причинил вред (ст. 1064 ГК РФ). Осложняется ситуация тем, что виновные, в причинении вреда лица, то есть, террористы ликвидируются в рамках проведения контртеррористических мероприятий, а отсюда следует, что взыскать причинённый вред потерпевшим не с кого.
Неоднозначным является подход законодателя к вопросу определения ответственности государства в случаях, когда принимаемые им в лице соответствующих органов меры, не смогли предотвратить совершение террористического акта.
Изложенные выше обстоятельства, обуславливают выбор темы выпускной квалификационной работы: «Возмещение имущественного вреда, причинённого в результате террористического акта», основной целью которого являются комплексный анализ института компенсации имущественного вреда лицам, которые пострадали в результате террористического акта, а также выявлений тенденции развития законодательной базы по исследуемому вопросу.
Объектом исследования является система правоотношений частного и публичного характера, которые складываются в результате террористического акта.
Предметом исследования выступает институт гражданско - правовой ответственности за вред, который причинен в результате террористического акта.
Цель исследования выпускной квалификационной работы заключается в проведении анализа проблем возмещения имущественного вреда, причинённого в результате террористического акта.
Основные задачи для достижения цели выпускной квалификационной работы ставятся следующие:
1) Анализ института гражданско-правовой ответственности за вред, причинённый в результате террористического актом на основе существующих теоретических концепций и законодательных подходов;
2) исследование гражданско-правовой механизма возмещения вреда лицам, которые пострадали в результате террористического акта;
3) выделение оснований субъективного состава, форм и способов обязательства, возникающего в силу привлечения к гражданско-правовой ответственности лиц, непосредственно и опосредованно виновных в совершении террористического акта;
4) выработка предложений, которые направлены на повышение эффективности публично-правового и частноправового механизма защиты.
Теоретическую основу исследования составляют труды таких правоведов как Е.В. Блинкова, И.С. Власова, В.П. Емельянова, О.С. Иоффе, В.Э. Козацкой, В.Н. Кудрявцева, М.А. Мусаева, С.Ю. Рипинского, М.В. Рыбкиной, А.П. Сергеева, Д.С. Сорокина и др.
Эмпирическую базу исследования составили российские и международные законодательные акты: Европейская конвенция по возмещению ущерба жертвам насильственных преступлений (Страсбург, 24 ноября 1983 г.), Международный Пакт от 16 января 1966 г. «О гражданских и политических прав», Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г., Конституция РФ, гражданский кодекс РФ, Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Постановление Правительства РФ от 12 января 2007 г. № 6 «Об утверждении правил осуществления социальной реабилитации лиц, пострадавших в результате террористического акта», а также иные законодательные, ведомственные нормативные акты.
Методологическую основу составили частно-научные и общенаучные методы исследования, такие как формально-логический, диалектический и сравнительно-правовой методы, а также методы аналогии, синтеза, обобщения и анализа. Указанные методы позволили исследовать гражданско-правовую ответственность за вред, причинённый в результате террористического акта, как динамическую категорию, которая зависит от субъектных и объективных факторов.
Теоретическая значимость исследования основывается на разработке ряда предложений, которые направлены на совершенствование механизма возмещения имущественного вреда лицам, пострадавших в результате террористического акта.
Структура работы состоит из: введения, 2 глав, заключения и библиографического списка.
Первая глава «Гражданско-правовая ответственность за вред, причиненный актом терроризма» состоит из трех параграфов. В первом параграфе «Становление института гражданско-правовой ответственности за причинение вреда в Российском праве» рассматривается становление института гражданско-правовой ответственности за причинение вреда и его правовая природа. Во втором параграфе «Правовая природа обязательства вследствие причинения вреда террористическим актом» определяется сущность обязательства из причинения вреда террористическим актом, а также регулирование вопросов компенсации вреда в России и за рубежом. Третий параграф «Сущность, основания и условия возникновения обязательства вследствие причинения вреда террористическим актом» повествует общее и специальное основания возникновения обязательства по возмещению вреда, причиненного террористическим актом.
Вторая глава «Субъектный состав правоотношений, возникающий в силу возмещения вреда причиненного террористическим актом. Способы, объем и размер возмещения» состоит из двух параграфов. В первом параграфе «Формы и способы возмещения вреда лицам, признанным потерпевшими в результате террористического акта» выделены и оценены пределы применения гражданско- правовых способов реализации потерпевшими права на возмещение вреда, причиненного террористическим актом. Второй параграф «Объем и размер возмещения вреда лицам, признанным потерпевшими в результате террористического акта» проводится разграничение понятий объема и размера возмещения вреда, причиненного террористическим актом.
Российской Федерации и ряду других стран не удается решить проблему терроризма. Статистика показывает, что начиная с 11 сентября 2001 г. число террористических актов с каждым годом увеличивалось более чем в четыре раза и достигло своей вершины в 2007 г., затем показатель террористических актов снижался, но начиная с 2013 года статистика, вновь показывает значительный рост. С 2000 по 2014 гг. число террористических актов составляет 61 тыс., в которых погибло 140 тыс. человек. Согласно статистике, теракты в 2015 г. по сравнению с предшествующими периодами нисколько не снизились. По мнению ряда экспертов 2015 г. явился столь же «кровавым» как и 2014 г. с тем, учётом, что только боевиками «ИГ» было казённо свыше 5 тысяч мирных жителей.
Очевидно, вопросы противодействия террористическим атакам широко обсуждаются, анализируются и осуждаются обществом. Лица, пострадавшие в результате захватов гражданских объектов, взрывов, поджогов попадают в поле зрения государства, правоохранительных органов и органов социальной защиты населения, осуществляющих компенсационные выплаты за вред, причиненный террористическим актом.
Тенденции современного мира показывают, что в качестве основного механизма защиты пострадавших в результате террористического акта выступает компенсация причинённого материального и морального вреда. Юридические аспекты, процедуры возмещения имущественного вреда отражены в международно - правовых документах и основательно регламентированы в национальном законодательстве. Однако, правоприменительная практика показывает, что возникают противоречия, которые усложняют и добавляют лишние трудности и без того в чрезвычайно неоднозначном процессе восполнения потерь, причинённых в результате террористического акта.
Вопросы возмещения имущественного вреда, причинённого в результате террористического акта в рамках гражданско - правовой ответственности в полной мере не решены, в частности нет правовых условий для применения принципа полного возмещения вреда лицом, который, непосредственно, причинил вред (ст. 1064 ГК РФ). Осложняется ситуация тем, что виновные, в причинении вреда лица, то есть, террористы ликвидируются в рамках проведения контртеррористических мероприятий, а отсюда следует, что взыскать причинённый вред потерпевшим не с кого.
Неоднозначным является подход законодателя к вопросу определения ответственности государства в случаях, когда принимаемые им в лице соответствующих органов меры, не смогли предотвратить совершение террористического акта.
Изложенные выше обстоятельства, обуславливают выбор темы выпускной квалификационной работы: «Возмещение имущественного вреда, причинённого в результате террористического акта», основной целью которого являются комплексный анализ института компенсации имущественного вреда лицам, которые пострадали в результате террористического акта, а также выявлений тенденции развития законодательной базы по исследуемому вопросу.
Объектом исследования является система правоотношений частного и публичного характера, которые складываются в результате террористического акта.
Предметом исследования выступает институт гражданско - правовой ответственности за вред, который причинен в результате террористического акта.
Цель исследования выпускной квалификационной работы заключается в проведении анализа проблем возмещения имущественного вреда, причинённого в результате террористического акта.
Основные задачи для достижения цели выпускной квалификационной работы ставятся следующие:
1) Анализ института гражданско-правовой ответственности за вред, причинённый в результате террористического актом на основе существующих теоретических концепций и законодательных подходов;
2) исследование гражданско-правовой механизма возмещения вреда лицам, которые пострадали в результате террористического акта;
3) выделение оснований субъективного состава, форм и способов обязательства, возникающего в силу привлечения к гражданско-правовой ответственности лиц, непосредственно и опосредованно виновных в совершении террористического акта;
4) выработка предложений, которые направлены на повышение эффективности публично-правового и частноправового механизма защиты.
Теоретическую основу исследования составляют труды таких правоведов как Е.В. Блинкова, И.С. Власова, В.П. Емельянова, О.С. Иоффе, В.Э. Козацкой, В.Н. Кудрявцева, М.А. Мусаева, С.Ю. Рипинского, М.В. Рыбкиной, А.П. Сергеева, Д.С. Сорокина и др.
Эмпирическую базу исследования составили российские и международные законодательные акты: Европейская конвенция по возмещению ущерба жертвам насильственных преступлений (Страсбург, 24 ноября 1983 г.), Международный Пакт от 16 января 1966 г. «О гражданских и политических прав», Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г., Конституция РФ, гражданский кодекс РФ, Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Постановление Правительства РФ от 12 января 2007 г. № 6 «Об утверждении правил осуществления социальной реабилитации лиц, пострадавших в результате террористического акта», а также иные законодательные, ведомственные нормативные акты.
Методологическую основу составили частно-научные и общенаучные методы исследования, такие как формально-логический, диалектический и сравнительно-правовой методы, а также методы аналогии, синтеза, обобщения и анализа. Указанные методы позволили исследовать гражданско-правовую ответственность за вред, причинённый в результате террористического акта, как динамическую категорию, которая зависит от субъектных и объективных факторов.
Теоретическая значимость исследования основывается на разработке ряда предложений, которые направлены на совершенствование механизма возмещения имущественного вреда лицам, пострадавших в результате террористического акта.
Структура работы состоит из: введения, 2 глав, заключения и библиографического списка.
Первая глава «Гражданско-правовая ответственность за вред, причиненный актом терроризма» состоит из трех параграфов. В первом параграфе «Становление института гражданско-правовой ответственности за причинение вреда в Российском праве» рассматривается становление института гражданско-правовой ответственности за причинение вреда и его правовая природа. Во втором параграфе «Правовая природа обязательства вследствие причинения вреда террористическим актом» определяется сущность обязательства из причинения вреда террористическим актом, а также регулирование вопросов компенсации вреда в России и за рубежом. Третий параграф «Сущность, основания и условия возникновения обязательства вследствие причинения вреда террористическим актом» повествует общее и специальное основания возникновения обязательства по возмещению вреда, причиненного террористическим актом.
Вторая глава «Субъектный состав правоотношений, возникающий в силу возмещения вреда причиненного террористическим актом. Способы, объем и размер возмещения» состоит из двух параграфов. В первом параграфе «Формы и способы возмещения вреда лицам, признанным потерпевшими в результате террористического акта» выделены и оценены пределы применения гражданско- правовых способов реализации потерпевшими права на возмещение вреда, причиненного террористическим актом. Второй параграф «Объем и размер возмещения вреда лицам, признанным потерпевшими в результате террористического акта» проводится разграничение понятий объема и размера возмещения вреда, причиненного террористическим актом.
Защита нарушенных прав лиц, пострадавших в результате террористического акта продолжает оставаться одной из актуальных проблем, поскольку законодательство не в полной мере регулирует вопросы в области возмещения вреда причинённого террористическим актом. Особенность субъектного состава данного правоотношения заключается в том, что один и тот же субъект обязательства (гражданин как физическое лицо, юридическое лицо и даже государство) может выступать как причинитель вреда, так и как потерпевший. Субъектный состав деликтных обязательств осложняется в случаях, если субъектом исполнения обязанности по возмещению причиненного вреда признан не деликвент, а специальное лицо.
Государственная помощь жертвам террористических актов может заключаться в выплате потерпевшим фиксированных, заранее определенных сумм, а также в обязательном государственном страховании определенного круга лиц. Такие расходы могут быть спрогнозированы и заложены в государственном бюджете. В целях полного возмещения вреда, причиненного в результате террористического акта следует необходимым создать фонд помощи жертвам преступлений, который станет важной гарантией в формировании стабильности и прочности связей государства и личности, а также их взаимной ответственности. Формирование и деятельность таких фондов, на примере мировой практики, отражены в выпускной квалификационной работе.
Исследование института гражданско-правовой ответственности за вред, причинённый, в результате террористического акта в рамках выпускной квалификационной работы позволило, сделать следующие выводы: правовая природа обязательства из причинения вреда, полученного в результате террористического акта является внедоговорным. Внедоговорное обязательство гражданско-правового характера представляет собой реализацию деликтного варианта гражданско- правовой ответственности. ФЗ «О противодействии терроризму» указывает на специальное правовое регулирование возмещения вреда, полученного в результате террористического акта, поскольку не может ограничивать права потерпевших на компенсацию ущерба и убытков (в том числе морального вреда) в части, превышающей выплаченную государством компенсацию, то есть в полном объеме, необходимом для восстановления нарушенного права.
В качестве самостоятельного деликта можно рассматривать обязательство из причинения вреда в результате террористического акта, если понимать его как гражданско-правовое внедоговорное обязательство, которое возникает вследствие нарушения имущественных и (или) личных неимущественных прав лица. Возмещение вреда должно быть направленно на обеспечение наиболее полного восстановления нарушенных прав, способствующих возврату положения в то состояние, которое было до причинения вреда террористическим актом, и главное должно обеспечиваться за счёт причинителя вреда или иных лиц, которые в силу закона несут ответственность по обязательствам из такого причинения.
В настоящее время действует ряд специфических правил при возмещении вреда, причинённого в результате террористического акта. Они касаются оснований возникновений гражданско-правовой ответственности за вред, причинённый актом терроризма: общим и специальным. Общее основание возникновения гражданско-правовой ответственности характеризуется наличием состава гражданского деликта, который включает следующие элементы и условия: вред, причинная связь и противоправность. Вина, в большинстве случаев, рассматривается с субъективной стороны структуры преступного деяния. Специальное основание возникновение гражданско-правовой ответственности за причинённый вред актом терроризма, характеризуется причинением вреда, независимо от вины, которые порождает особый характер правоотношений между государством и гражданином в силу нормы ст. 2 и 18 Конституции РФ. То есть отношения, заключающиеся в конституционно-правовой обязанности государства принять на себя обязательство возмещения вреда исходя из числа лиц, пострадавших в результате теракта, масштаба последствий, обуславливающих невозможность осуществления возмещения в порядке, установленными гражданским, уголовным, административным и иными отраслевыми законодательствами.
Определение размера и объема компенсации за причинение вреда террористическим актом напрямую зависит от дефиниции таких понятий как юридические и фактические убытки. Первые характеризуют денежную оценку возможных неблагоприятных последствий нарушения субъективных гражданских прав. Фактические убытки предполагают результат нарушенных материальных благ. Понятие «вред» используется в тексте юридического документа применительно к обязательственному правоотношению, которое ориентирует правоприменителя на деликтный характер такого правоотношения.
Целесообразно деление вреда на несколько типов: вред, который причинен государству и органам местного самоуправления; вред, причиненный государству в связи с необходимостью пресечения террористической деятельности; вред, причинённый лицам, которые осуществляли контртеррористическую операцию; материальный и моральный вред, причинённый гражданам в совершенный результате террористического акта, признаками которого являются: детерминированность преступным действием, то есть террористическим актом, причинение с определенной формой вины, а также повышенная общественная опасность; вред причинённый третьим лицам в связи с проведением контртеррористической операции.
Под потерпевшим от террористического акта нужно понимать не только лиц, которым был причинен вред здоровью, но и лиц, имеющих право на возмещение вреда в связи со смертью кормильца, наступившей в результате противоправных действий. В этой связи можно условно разделить пострадавших лиц, имеющих право на возмещение вреда причинённого в результате террористического акта на две группы: гражданские лица и военнослужащие. Под гражданскими лицами понимается не только граждане России, но и иностранные граждане и лица без гражданства.
Ввиду повышенной ответственности государства, имеется необходимость, обусловленная правовой природой отношений по возмещению вреда, причиненного террористическим актом, и проблемой его неэффективного возмещения, на основании международного опыта и разработок национальной юридической доктрины, следует предусмотреть возможность реализации механизма гражданско- правовой ответственности с участием фонда специального субсидиарного субъекта - «Фонд возмещения вреда, причинённого в результате террористических актов». Данный фонд будет способствовать исполнению государством своей конституционной обязанности в области компенсации нанесённого ущерба, лицам, пострадавших в результате акта терроризма.
Анализ таких правовых документов как ФЗ «О противодействии терроризму» и действовавший ранее ФЗ «О борьбе с терроризмом» показал, что законодатель исключил иностранных граждан из категории потерпевших, которые пострадали в результате террористического акта, поэтому считаем правильным внести дополнение в действующий ФЗ №35, а именно добавить иностранных граждан как правовую категорию, имеющих право на возмещение вреда, причиненного в результате террористического акта и изложить ее следующим образом: «Возмещение вреда, причиненного иностранным гражданам в результате террористического акта, совершенного на территории Российской Федерации, производится за счет средств федерального бюджета с последующим взысканием сумм этого возмещения с причинителя вреда, лиц содействовавших совершению террористического акта, а также за счет средств их близких родственников, родственников и близких лиц при наличии достаточных оснований полагать, что деньги, ценности и иное имущество получены ими в результате террористической деятельности и (или) являются доходом от такого имущества».
Пункт 1 статьи 18 ФЗ «О противодействии терроризму» закрепляет обязанность осуществлять компенсационные выплаты со стороны государства лицам, которые пострадали в результате террористического акта. Подпункт 1.1 указанного закона говорит, что возмещение вреда, а также моральный вред производится за счёт средств виновного лица, его близких родственников, близких лиц при наличии достаточных оснований полагать, что деньги, ценности и иное имущество получены ими в результате террористической деятельности и (или) являются доходом от такого имущества. Считаем нужным дополнить ч.1.1 ст. 18 и изложить ее следующим образом: «Возмещение вреда, включая моральный вред, причиненного в результате террористического акта, осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ о гражданском судопроизводстве, за счет средств лица, совершившего террористический акт, лиц содействовавших совершению террористического акта, а также за счет средств их близких родственников, родственников и близких лиц при наличии достаточных оснований полагать, что деньги, ценности и иное имущество получены ими в результате террористической деятельности и (или) являются доходом от такого имущества».
Проведенный анализ показал, что вопросы возмещения вреда лицам, пострадавшим в результате террористического акта, а также в отношении лиц, принимавшим участие в борьбе с терроризмом в неудовлетворительной степени урегулированы ст. 18 и ст. 21 ФЗ «О противодействии терроризму». Так, например, согласно ст 21, лица, принимавшие участие в борьбе с терроризмом, имеют право на возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью и имуществу. Часть 1 данной статьи устанавливает, что возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью и имуществу лиц, указанных в ст. 20, в связи с их участием в борьбе с терроризмом, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством РФ. Риск повреждения здоровья лица или его гибели может быть связан с выполнением служебных обязанностей, когда эти обязанности вытекают не из трудового договора, а из иных оснований. В целях обеспечения исполнения обязательств по возмещению вреда жизни и здоровью применяется обязательное социальное страхование. Эти отношения регулируются Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ " Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации". То есть, лица, принимавшие участие в борьбе с терроризмом имеют право получить возмещение материального вреда, а также единовременную выплату. Однако, права на взыскание компенсации морального вреда лицам, принимавшим, участие в борьбе с терроризмом практически лишены, как и лица, пострадавшие в результате террористического акта. Действующее гражданское законодательство определяет, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, данное положение закреплено в ст. 15 ГК РФ. То есть, указанные лица, как отмечалось выше, не имеют права получить одновременно компенсацию за имущественный и моральный вред, причиненный террористическим актом. В связи с этим, считаем необходимым внести соответствующие изменения в ФЗ «О противодействии терроризму» возложить обязанность на государство возместить как материальный, так и моральный вред, не только тем лицам, которые пострадали в результате террористического акта, но и лицам, принимавшим участие в борьбе с терроризмом и изложить ч. 1, ст. 18 следующим образом: «Государство осуществляет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, возмещение материального и морального вреда физическим и юридическим лицам». А также внести соответствующие изменения в ч.1.1 ст. 18 и изложить ее следующим образом: «Государство, в регрессном порядке, взыскивает суммы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о гражданском судопроизводстве, за счет средств лица, совершившего террористический акт, а также за счет средств его близких родственников, родственников и близких лиц при наличии достаточных оснований полагать, что деньги, ценности и иное имущество получены ими в результате террористической деятельности и (или) являются доходом от такого имущества».
Необходимые изменения, считаем правильным, внести в ч. 1, ст. 21 и изложить ее следующим образом: «Государство осуществляет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, возмещение материального и морального вреда лицам, принимавшим, участие в борьбе с терроризмом». И дополнить статью новой частью, которая будет выглядеть следующим образом: «Государство, в регрессном порядке, взыскивает суммы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о гражданском судопроизводстве, за счет средств лица, совершившего террористический акт, а также за счет средств его близких родственников, родственников и близких лиц при наличии достаточных оснований полагать, что деньги, ценности и иное имущество получены ими в результате террористической деятельности и (или) являются доходом от такого имущества».
Государственная помощь жертвам террористических актов может заключаться в выплате потерпевшим фиксированных, заранее определенных сумм, а также в обязательном государственном страховании определенного круга лиц. Такие расходы могут быть спрогнозированы и заложены в государственном бюджете. В целях полного возмещения вреда, причиненного в результате террористического акта следует необходимым создать фонд помощи жертвам преступлений, который станет важной гарантией в формировании стабильности и прочности связей государства и личности, а также их взаимной ответственности. Формирование и деятельность таких фондов, на примере мировой практики, отражены в выпускной квалификационной работе.
Исследование института гражданско-правовой ответственности за вред, причинённый, в результате террористического акта в рамках выпускной квалификационной работы позволило, сделать следующие выводы: правовая природа обязательства из причинения вреда, полученного в результате террористического акта является внедоговорным. Внедоговорное обязательство гражданско-правового характера представляет собой реализацию деликтного варианта гражданско- правовой ответственности. ФЗ «О противодействии терроризму» указывает на специальное правовое регулирование возмещения вреда, полученного в результате террористического акта, поскольку не может ограничивать права потерпевших на компенсацию ущерба и убытков (в том числе морального вреда) в части, превышающей выплаченную государством компенсацию, то есть в полном объеме, необходимом для восстановления нарушенного права.
В качестве самостоятельного деликта можно рассматривать обязательство из причинения вреда в результате террористического акта, если понимать его как гражданско-правовое внедоговорное обязательство, которое возникает вследствие нарушения имущественных и (или) личных неимущественных прав лица. Возмещение вреда должно быть направленно на обеспечение наиболее полного восстановления нарушенных прав, способствующих возврату положения в то состояние, которое было до причинения вреда террористическим актом, и главное должно обеспечиваться за счёт причинителя вреда или иных лиц, которые в силу закона несут ответственность по обязательствам из такого причинения.
В настоящее время действует ряд специфических правил при возмещении вреда, причинённого в результате террористического акта. Они касаются оснований возникновений гражданско-правовой ответственности за вред, причинённый актом терроризма: общим и специальным. Общее основание возникновения гражданско-правовой ответственности характеризуется наличием состава гражданского деликта, который включает следующие элементы и условия: вред, причинная связь и противоправность. Вина, в большинстве случаев, рассматривается с субъективной стороны структуры преступного деяния. Специальное основание возникновение гражданско-правовой ответственности за причинённый вред актом терроризма, характеризуется причинением вреда, независимо от вины, которые порождает особый характер правоотношений между государством и гражданином в силу нормы ст. 2 и 18 Конституции РФ. То есть отношения, заключающиеся в конституционно-правовой обязанности государства принять на себя обязательство возмещения вреда исходя из числа лиц, пострадавших в результате теракта, масштаба последствий, обуславливающих невозможность осуществления возмещения в порядке, установленными гражданским, уголовным, административным и иными отраслевыми законодательствами.
Определение размера и объема компенсации за причинение вреда террористическим актом напрямую зависит от дефиниции таких понятий как юридические и фактические убытки. Первые характеризуют денежную оценку возможных неблагоприятных последствий нарушения субъективных гражданских прав. Фактические убытки предполагают результат нарушенных материальных благ. Понятие «вред» используется в тексте юридического документа применительно к обязательственному правоотношению, которое ориентирует правоприменителя на деликтный характер такого правоотношения.
Целесообразно деление вреда на несколько типов: вред, который причинен государству и органам местного самоуправления; вред, причиненный государству в связи с необходимостью пресечения террористической деятельности; вред, причинённый лицам, которые осуществляли контртеррористическую операцию; материальный и моральный вред, причинённый гражданам в совершенный результате террористического акта, признаками которого являются: детерминированность преступным действием, то есть террористическим актом, причинение с определенной формой вины, а также повышенная общественная опасность; вред причинённый третьим лицам в связи с проведением контртеррористической операции.
Под потерпевшим от террористического акта нужно понимать не только лиц, которым был причинен вред здоровью, но и лиц, имеющих право на возмещение вреда в связи со смертью кормильца, наступившей в результате противоправных действий. В этой связи можно условно разделить пострадавших лиц, имеющих право на возмещение вреда причинённого в результате террористического акта на две группы: гражданские лица и военнослужащие. Под гражданскими лицами понимается не только граждане России, но и иностранные граждане и лица без гражданства.
Ввиду повышенной ответственности государства, имеется необходимость, обусловленная правовой природой отношений по возмещению вреда, причиненного террористическим актом, и проблемой его неэффективного возмещения, на основании международного опыта и разработок национальной юридической доктрины, следует предусмотреть возможность реализации механизма гражданско- правовой ответственности с участием фонда специального субсидиарного субъекта - «Фонд возмещения вреда, причинённого в результате террористических актов». Данный фонд будет способствовать исполнению государством своей конституционной обязанности в области компенсации нанесённого ущерба, лицам, пострадавших в результате акта терроризма.
Анализ таких правовых документов как ФЗ «О противодействии терроризму» и действовавший ранее ФЗ «О борьбе с терроризмом» показал, что законодатель исключил иностранных граждан из категории потерпевших, которые пострадали в результате террористического акта, поэтому считаем правильным внести дополнение в действующий ФЗ №35, а именно добавить иностранных граждан как правовую категорию, имеющих право на возмещение вреда, причиненного в результате террористического акта и изложить ее следующим образом: «Возмещение вреда, причиненного иностранным гражданам в результате террористического акта, совершенного на территории Российской Федерации, производится за счет средств федерального бюджета с последующим взысканием сумм этого возмещения с причинителя вреда, лиц содействовавших совершению террористического акта, а также за счет средств их близких родственников, родственников и близких лиц при наличии достаточных оснований полагать, что деньги, ценности и иное имущество получены ими в результате террористической деятельности и (или) являются доходом от такого имущества».
Пункт 1 статьи 18 ФЗ «О противодействии терроризму» закрепляет обязанность осуществлять компенсационные выплаты со стороны государства лицам, которые пострадали в результате террористического акта. Подпункт 1.1 указанного закона говорит, что возмещение вреда, а также моральный вред производится за счёт средств виновного лица, его близких родственников, близких лиц при наличии достаточных оснований полагать, что деньги, ценности и иное имущество получены ими в результате террористической деятельности и (или) являются доходом от такого имущества. Считаем нужным дополнить ч.1.1 ст. 18 и изложить ее следующим образом: «Возмещение вреда, включая моральный вред, причиненного в результате террористического акта, осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ о гражданском судопроизводстве, за счет средств лица, совершившего террористический акт, лиц содействовавших совершению террористического акта, а также за счет средств их близких родственников, родственников и близких лиц при наличии достаточных оснований полагать, что деньги, ценности и иное имущество получены ими в результате террористической деятельности и (или) являются доходом от такого имущества».
Проведенный анализ показал, что вопросы возмещения вреда лицам, пострадавшим в результате террористического акта, а также в отношении лиц, принимавшим участие в борьбе с терроризмом в неудовлетворительной степени урегулированы ст. 18 и ст. 21 ФЗ «О противодействии терроризму». Так, например, согласно ст 21, лица, принимавшие участие в борьбе с терроризмом, имеют право на возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью и имуществу. Часть 1 данной статьи устанавливает, что возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью и имуществу лиц, указанных в ст. 20, в связи с их участием в борьбе с терроризмом, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством РФ. Риск повреждения здоровья лица или его гибели может быть связан с выполнением служебных обязанностей, когда эти обязанности вытекают не из трудового договора, а из иных оснований. В целях обеспечения исполнения обязательств по возмещению вреда жизни и здоровью применяется обязательное социальное страхование. Эти отношения регулируются Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ " Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации". То есть, лица, принимавшие участие в борьбе с терроризмом имеют право получить возмещение материального вреда, а также единовременную выплату. Однако, права на взыскание компенсации морального вреда лицам, принимавшим, участие в борьбе с терроризмом практически лишены, как и лица, пострадавшие в результате террористического акта. Действующее гражданское законодательство определяет, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, данное положение закреплено в ст. 15 ГК РФ. То есть, указанные лица, как отмечалось выше, не имеют права получить одновременно компенсацию за имущественный и моральный вред, причиненный террористическим актом. В связи с этим, считаем необходимым внести соответствующие изменения в ФЗ «О противодействии терроризму» возложить обязанность на государство возместить как материальный, так и моральный вред, не только тем лицам, которые пострадали в результате террористического акта, но и лицам, принимавшим участие в борьбе с терроризмом и изложить ч. 1, ст. 18 следующим образом: «Государство осуществляет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, возмещение материального и морального вреда физическим и юридическим лицам». А также внести соответствующие изменения в ч.1.1 ст. 18 и изложить ее следующим образом: «Государство, в регрессном порядке, взыскивает суммы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о гражданском судопроизводстве, за счет средств лица, совершившего террористический акт, а также за счет средств его близких родственников, родственников и близких лиц при наличии достаточных оснований полагать, что деньги, ценности и иное имущество получены ими в результате террористической деятельности и (или) являются доходом от такого имущества».
Необходимые изменения, считаем правильным, внести в ч. 1, ст. 21 и изложить ее следующим образом: «Государство осуществляет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, возмещение материального и морального вреда лицам, принимавшим, участие в борьбе с терроризмом». И дополнить статью новой частью, которая будет выглядеть следующим образом: «Государство, в регрессном порядке, взыскивает суммы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о гражданском судопроизводстве, за счет средств лица, совершившего террористический акт, а также за счет средств его близких родственников, родственников и близких лиц при наличии достаточных оснований полагать, что деньги, ценности и иное имущество получены ими в результате террористической деятельности и (или) являются доходом от такого имущества».





