Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Практико-ориентированная подготовка будущих вожатых к работе в детских оздоровительных лагерях

Работа №20096

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы84
Год сдачи2016
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
824
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1 Предпосылки практико - ориентированной подготовки будущих вожатых
к работе в детских оздоровительных лагерях 6
1.1 Проблематика подготовки вожатых к работе в детских оздоровительных лагерях в разные исторические периоды 6
1.2 Традиционная практика подготовки будущих вожатых к работе в детских оздоровительных лагерях 14
1.3 Практико-ориентированный подход к подготовке будущих вожатых к работе в детских оздоровительных лагерях 23
2 Реализация в пилотном режиме практико-ориентированной подготовки будущих вожатых к работе в детских оздоровительных лагерях 30
2.1 Обогащение содержания подготовки будущих вожатых к работе в детских оздоровительных лагерях 30
2.2 Формы организации практико-ориентированной подготовки будущих вожатых к работе в детских оздоровительных лагерях 40
2.3 Результаты пилотного эксперимента практико-ориентированной
подготовки будущих вожатых к работе в детских оздоровительных лагерях 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ



В последнее десятилетие система отдыха и оздоровления детей и молодежи испытывает кризис, связанный с отсутствием государственной политики в сфере детского отдыха и оздоровления: не разработанностью нормативных и научных основ деятельности детских оздоровительных учреждений и подготовки вожатых.
К положениям, касающиеся общих вопросов отдыха и воспитания детей обращались классики отечественной педагогике: Я.А. Коменский, К.Н. Вентцель, А.С. Макаренко, Н.К. Крупская, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский. Советские подходы к подготовке вожатых оказываются недостаточно эффективными в современных условиях. С введением Федерального Закона РФ «Об образовании»: пионерским лагерям присвоен новый правовой статус - образовательная организация. Они призваны выполнять государственный заказ по оздоровлению детей, педагогической поддержке, организации творческой, игровой и воспитательной деятельности.
Перемены в содержании и организации деятельности детского оздоровительного лагеря требуют переосмысления и необходимой корректировки подготовки вожатого к работе в лагере. Так, необходимость практической подготовки вожатых обусловлена резким обострением в обществе социальных проблем детства. Вожатым детских лагерей приходится брать на себя выполнение следующих педагогических функций (коммуникационная, организационная, рефлексивная).
Работа детских оздоровительных лагерей требует квалифицированных вожатых, которым в течение короткой смены необходимо организовать детский коллектив и работать с ним. К работе вожатыми привлекаются не только студенты педагогических специальностей, а также студенты, обучающиеся на других направлениях.
Низкий уровень подготовки заключается в том, что подготовку будущих вожатых проводят в традиционной форме, где уделяют мало времени на практическую подготовку. Перемены в содержании и организации современной досуговой деятельности требует необходимой корректировки в практической подготовке вожатых к работе в лагере.
Исходя из этого сформулирована проблема исследования: каким образом, необходимо организовать практико-ориентированную подготовку будущих вожатых к работе в детских оздоровительных лагерях для качественной деятельности вожатого.
Цель: выявить, обосновать и проверить в пилотном режиме основные компоненты содержания практико - ориентированной подготовки будущих вожатых к работе в детских оздоровительных лагерях и формы ее реализации.
Объект: подготовка будущих вожатых в ВУЗе.
Предмет: основные компоненты содержания и формы практико - ориентированной подготовки будущих вожатых к работе в детских оздоровительных лагерях.
Гипотеза: результативности практико-ориентированной подготовки будущих вожатых к работе в детских оздоровительных лагерях способствует:
- обогащение организаторского и коммуникативного компонентов содержания анализом конкретных ситуаций, разработкой моделей поведения в различных условиях;
- включение в содержание проективного и рефлексивного компонента для освоения практических приемов и способов целеполагания воспитательной деятельности и планирования организационной работы, ее коррекции в соответствии со складывающимися обстоятельствами и получаемой обратной связью от детей;
- использования интерактивной формы обучения, предполагающей динамичные переходы малых групп студентов для взаимодействия с различными преподавателями при освоении отдельных учебных тем.
Задачи:
1. охарактеризовать практико-ориентированную подготовку будущих вожатых к работе в детских оздоровительных лагерях;
2. выявить и обосновать содержание основных компонентов практико¬ориентированной подготовки будущих вожатых к работе в детских оздоровительных лагерях;
3. экспериментально проверить эффективность практико-ориентированной подготовки на основе использования интерактивной формы обучения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе данного исследования были решены поставленные задачи, а именно: была охарактеризована практико-ориентированная подготовка будущих вожатых к работе в детских оздоровительных лагерях, выявлены и обоснованы основные компоненты практико-ориентированной подготовки вожатых к работе в детских оздоровительных лагерях, экспериментально проверить эффективность практико-ориентированной подготовки на основе использования интерактивной формы обучения.
Проанализировав теоретические источники были определенны основные компоненты практико-ориентированной подготовки. Организационный компонент (владения методами разработки и организации общелагерных и отрядных мероприятий, владение организацией КТД и игровыми технологиями), коммуникативный компонент (способность выстраивания партнерских отношений с детьми, организация общения с детьми и родителями), также был включен в подготовку будущих вожатых рефлексивный компонент (умение анализировать собственную деятельность).
Результат пилотного эксперимента практико-ориентированной подготовки будущих вожатых к работе в детских оздоровительных лагерях показал, что практико-ориентированная подготовка будущих вожатых обогащенная основными компонентами, интерактивными методами обучения способствует использованию в работе вожатого различных методов организации отрядных и общелагерных мероприятий, владение базой игр и использование ее в организации детской развлекательной программы для детей в детском оздоровительном лагере. Овладение необходимыми навыками работы с детьми в детском оздоровительном лагере предполагают коллективное обучение в сотрудничестве, причем и обучающийся, и преподаватель являются субъектами учебного процесса.
Полученные в ходе исследования результаты позволяют считать, что цель данной работы достигнута, а гипотеза получила подтверждение.



1. Актуальные проблемы формирования профессиональной компетентности будущих специалистов : сб. науч. ст. / Чуваш. гос. пед. ун-т [отв. ред. В. П. Ковалев]. - Чебоксары : ЧГПУ, 2007. - 262 с.
2. Алиева, Л.В. Как вести за собой. Большая книга вожатого. Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2004. - 608 с.
3. Бедерханова, В. П. Личностно-ориентированное воспитание в условиях летнего лагеря : сб. мат. науч.-практ. конф. «Образование и творчество». - М.,1998. - 110 с.
4. Белая Е.А. Школа подготовки вожатых: учебно-методическое пособие / авт. сост. Е. А. Белая и др. - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2010. - 337 с.
5. Бондаревская, Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного подхода к воспитанию / Е.В. Бондаревская // Педагогика. -2003. - № 5. - С. 32-39.
6. Вим Вам Петеген, Хелен Каменски Образование для инноваций: Применение передовой методики преподавания и обучения в ЮФУ - Южный федеральный университет - 2009 - 120 с.
7. Всесоюзная пионерская организация имени В. И. Ленина. Документы и материалы. 1920-1972. // М.: Просвещение, 1987. - 271 с.
8. Волгунов, В.А. Дети. Каникулы. Творчество / В.А. Волгунов: изд. ООО «Педагогические технологии», 2004. - 130 с.
9. Газман, О.С. Игра как системная потребность детства // Новые ценности образования: Философия и педагогика каникул. Вып. 8. М.: Инноватор, 1998. - С. 23-26.
10. Грушевкая, Н.В. Содержание, и методика подготовки и повышения квалификации педагогических кадров для работы в детском оздоровительном лагере: дис.,. канд. пед. наук: 13.00.08 / Грушевская Наталья Викторовна - М,
2002. - с.172.
11. Данилков, А.А. Детский оздоровительный лагерь: организация и деятельность, личность и коллектив: Монография / А.А. Данилков - Новосибирск, 2010 - 221с.
12. Дети. Каникулы. Творчество. / Сост. В.А. Волгунов. Н.Новгород: Изд- во ООО «Педагогические технологии», 2004. - 130 с.
13. Документы ЦК ВЛКСМ. 1976. М.: Просвещение, 1977. - 263 с.
14. Документы ЦК ВЛКСМ. 1979. М.: Просвещение, 1980. - 243 с.
15. Зеркин, Д.П. Основы конфликтологии.: Курс лекций. (Серия «Учебники и учебные пособия»). Ростов-н/Д: «Феникс», 1998. - 480с.
16. Ибрагимов, Г.И. Формы организации обучения: теория, история, опыт / Г.И. Ибрагимов. - Казань.: 1998. - 244 с.
17. Иванов, И. П. Методика коммунарского воспитания / И. П. Иванов. Москва: Педагогика, 1990. 208 с.
18. Ильин, Е.Н. Путь к ученику/ Е.Н. Ильин. - М.: Просвещение, 1988.
19. Кабиров, Ф.З. Подход к проблеме формирования феномена профессионализма практического психолога в системе вузовской подготовки/ Прикладная психология, 2002. №2 - 54-65 с.
20. Кругликова, Г.Г. Теория и методика организации летнего отдыха детей и подростков: Учебное пособие/ Г.Г. Кругликова, Г.Р. Линкер - Нижневартовск, 2011. - 236 с.
21. Кудинов, В.Н. Партия, комсомол и вожатский кадр. Предисловие к документам КПСС и ВЛКСМ о кадрах пионерских работников/ В.Н. Кудинов C.B. Тупиченков - М.: Просвещение, 1970 - 230 с.
22. Кузьмина, Н.В. Профессионализм педагогической деятельности / Н.В. Кузьмина, А.А. Реан. - СПб: 1993. - 154 с.
23. Лаврентьева, З.И. Детский оздоровительный лагерь. Воспитательно¬образовательные программы: сборник образовательно-воспитательных программ детских оздоровительных лагерей по итогам лета 2010 года/ З.И. Лаврентьева. - Тюмень, 2010. - 190 с.
24. Леонтьев, Л.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Л.А. Леонтьев. - М.: 1999. - 306 с.
25. Леснов, А.А. Социальный статус ребенка в детском оздоровительном лагере / А.А. Леснов // Актуальные проблемы подготовки педагогических кадров для начальной школы : сб. науч. ст. - Чебоксары : ЧГПУ, 2013. - С. 144¬147.
26. Леснов, А.А. Социальный статус ребенка в детском оздоровительном лагере / А.А. Леснов // Актуальные проблемы подготовки педагогических кадров для начальной школы : сб. науч. ст. - Чебоксары : ЧГПУ, 2013. - С.144-147.
27. Литвак, Р.А. Педагогические основы деятельности детских общественных объединений в современных условиях: Дис. . д-ра пед. наук: 13.00.01. / Р.А. Литвак. Екатеринбург, 1997. - 389 с.
28. Маслов А.А. Нормативно-правовое обеспечение отрядного вожатого в детском оздоровительном лагере. / А.А. Маслов. - Омск,2011. - 148 с.
29. Михайлов, Н. О мерах по улучшению работы комсомола в школе. Доклад на XII пленуме ЦК ВЛКСМ. М., 1944.
30. Моделирование воспитательных систем: теория - практика: Сб. научных статей / под ред. Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой. М.: Изд. РОУ, 1995. - 144 с.
31. Модель профессии вожатый // Вожатый №8. М., 1985 - 15 c.
Новикова, Л.И. Педагогика детского коллектива: Вопросы теории / Л.И. Новикова. - М.: Педагогика, 1978. - 144 с.
32. Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива: Вопросы теории / Л.И. Новикова. - М.: Педагогика, 1978. - 144 с.
Огнева С.Г. Школа интересных каникул: пособие / С. Г. Огнева. Волгоград: Учитель, 2007. - С. 55.
33. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка/ С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова - М.: ИТИ Технологии, 2006. - 944 с.
34. Организация педагогической деятельности в условиях детского санаторно-оздоровительного лагеря круглогодичного действия: Материалы III научно-практической конференции педагогических отрядов. Сб. ст. - Новосибирск, 2008. - 120 с.
35. Организация работы детских общественных объединений в летнее время: программы, примерные положения, модели и концептуальные основы /под. ред. А.В. Волохова. - М.: ГОУ ЦРСДОД, 2003.
36. Панченко, С.И. Педагогические основы профессиональной подготовки отрядных вожатых п/лагерей круглогодичного типа. автореф. дис. .канд.пед.наук. -М., 1989. - 21 с.
37. Панов, А.М. Летний отдых детей: концептуальные и нормативно-правовые основы / Сост. А.М. Панов. М.: НИИ семьи, 1998. - 144 с.
38. Петрова, Т. В. Педагогическая организация летнего оздоровительного отдыха детей: учебно-методическое пособие / Чебоксары, 2008. - 180 с.
39. Петрусинский, В.В. Игры - обучение, тренинг, досуг. / В.ВПетрусинский. - М. 2007 - 139 с.
40. Петрусинский, В.В.Петрусинский. - М. 2007 200 с. Игры - обучение, тренинг, досуг / В.В
41. Петрусинский, В.В.
Петрусинский. - М. 2007 - 198 с. Игры - обучение, тренинг, досуг / В.В
42. Петрусинский, В.В.Петрусинский. - М. 2007 - 138 с. Игры - обучение, тренинг, досуг / В.В
43. Петрусинский, В.В.Петрусинский. - М. 2007 - 196 с. Игры - обучение, тренинг, досуг/ В.В

44. Пидкасистый, П.И. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 608 с.
45. Проблемы управления воспитательными пространствами: Сб. научн. тр. / Науч. ред. Борисова Л.А. - М. Чебоксары: Изд-во ЧГПУ. -2001.-375 с.
46. Просалова, В.С. Концепция практико-ориентированного подхода /В.С. Просалова // Интернет-журнал «Науковедение», №3 2013.
47. Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса : сб. научно-методических статей / отв. Ред С.Г. Григорьева. - Чебоксары :, 2009. - 315 с.
48. Рыбинский, Е.М. Педагогические проблемы деятельности пионерских лагерей круглогодичного типа (на материалах Всесоюзного пионерского лагеря «Артек» им. Ленина): автореф. дисс. канд. пед. Наук 13.00.08. - М., 1977.
49. Современные проблемы педагогики и методики начального образования: сборник научных статей / отв. ред. В.И. Бычков. - Чебоксары,2014. - 232 с.
50. Сохина О.В., Гавриленко С.А, Отрядному вожатому: пособие / О.В. Сохина, С.А. Гавриленко. - ВДЦ Орленок, 1994. - 200 с.
51. Стратегия развития науки и инноваций в РФ на период до 2015 года (Утверждена Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол от 15 февраля 2006 г. № 1)).
52. Суховейко, Г. С. Детский оздоровительный лагерь: Каникулярный детский отдых и оздоровление в системе государственной семейной политики: сборник научных статей / Г.С. Суховейко. М., 2008. - 96 с.
53. Таран, Ю. А. Педагогический потенциал лагерной смены / Ю.А. Таран // Новые ценности образования: Философия и педагогика каникул Вып. 8. М.: Инноватор, 1998. - С.80-84.
54. Травинин, К.Н. Развитие и воспитание временного детского коллектива (на материалах загородных лагерей). дис.канд.пед.наук 13.00.08. - Л., 1970.-342 с.
55. Федеральная целевая программа «Организация летнего отдыха детей» на 1996/97 г. В сб.: Организация летнего отдыха детей и подростков (сборник нормативных документов) / Сост. СЛЗ. Барканов и др. - М., 1997.
56. Фришман, И.И. Игровое взаимодействие в детских объединениях: монография / И.И. Фришман. Ярославль: Издательский дом «Медиум-Пресс»,2000. - 302 с.
57. Фришман, И.И. Тебе, вожатый! Выпуск 4: Путеводная звезда вожатого. Н.Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии», 2005. - 72 с. - С. 57-59.
58. Юриков, А. А. Педагогические условия реализации воспитательных возможностей общения в летнем лагере школьников: автореф. дис. канд. пед. Наук 13.00.08. Краснодар, 1996.
59. American Camping Association. Camp Standarts With Interpretation for the Accreditetion of Organized Camps. Martisville, INA American Camping Assotiation. 1984. p.9.
60. Elkind, David «The Hurried» Camping Magazine. 58:1 September- October, 1985. pp.25-26.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ