ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Конфликт и способы его разрешения 6
1.1. Понятие конфликт и виды конфликтов 6
1.2 Способы разрешения конфликтов 13
1.3 Конфликтная компетентность 21
Глава 2 Специфика конфликтов в семье и их влияние на детей 27
2.1. Особенности современной семьи 27
2.2 Роль и значение конфликта в отношениях семьи 34
2.3. Влияние семьи на способы разрешения конфликтов ребенком 46
Глава 3. Эмпирическое исследование особенностей разрешения конфликтов родителями и их взрослыми детьми 52
3.1 Программа проверки экспериментальной гипотезы 52
3.2 Обработка данных и интерпретация результатов 56
3.2.1 Анализ и интерпретация данных Висбаденский опросник к методу
позитивной психотерапии и семейной психотерапии (WIPPF) 56
3.2.2 Анализ и интерпретация данных опросника К. Томаса « Типы поведения в
конфликтной ситуации» 71
3.2.3 Анализ и интерпретация данных тесту фрустрационных реакций
Розенцвейга 80
Выводы 89
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 93
Сегодня в нашей стране наблюдаются сложные условия экономической и политической нестабильности, происходит ломка традиционных ценностей. Но независимо от этого семья была и остается ведущим институтом в воспитании, а также в формировании и развитии социально-значимых ценностей и установок личности подростка. В семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли, осмысливают первые нормы и ценности.
Проблема влияния конфликтов в семье на развитие личности ребенка - одна из самых распространенных в повседневной жизни. Мы не рассматриваем проблему конфликта поколений, которая намного шире и активно разрабатывается социологами. Из более чем 700 психолого-педагогических работ по проблеме конфликта вряд ли наберется с десяток-другой публикаций, в центре которых стояла бы проблема конфликтов между родителями и детьми [26, с.9].
Психология семьи - сложное, противоречивое, многофункциональное образование, определяемое влиянием экзогенных и эндогенных факторов. Многочисленные исследования отечественных и зарубежных ученых (Дружинин В.Н., Овчарова Р.В., Шнейдер Л.Б., Мухина В.С., Эйдемиллер Э.Г., Ковалев С.В., Кон И.С., Кэмбелл Р., Майерс Р, Фромм Э, Адлер А., Фрейд 3., Джемс У. и др.) доказали, что семья играет важную роль в формировании и разного рода преобразовании личности как взрослых членов семьи, так и ребенка. Психологи всего мира озабочены рядом важнейших семейных проблем, которые негативно отражаются на каждой конкретной личности (в том числе детской). Причинами для беспокойства служат гражданские браки (не зарегистрированное сожительство), браки между подростками, супружеская неверность, «война» между представителями разных полов, главенствующая роль матери, слабость отцов, снижение родительского авторитета, эмоционально травмированные дети, тенденция к делинквентности и многие другие. Всем этим проблемам сопутствует растущее разочарование в традиционных ценностях брака и семьи.
Главной целью, стоящей перед обществом считается воспитание высоконравственной личности, а одной из задач - создание условий для ее социализации. В свою очередь общество требует от ребенка присвоения знаний, умений, моральных норм и форм социального взаимодействия, необходимых для того, чтобы стать полезным этому обществу Современное развивающееся общество, огромный объем информации, обрушившийся на новое поколение детей, обязывает нас обратить пристальное внимание на гармоничное развитие личности ребенка.
Анализ публикаций, посвященных изучению личности, показал, что авторы рассматривают факторы, влияющие на развитие личности ребенка, к которым относят как внутренние субъективно-психологические свойства личности (Г. Айзенк, Б.Г. Ананьев Р. Кэттелл, 3. Фрейд), так и внешнее социальное окружение (Л.И. Божович, В.С. Мерлин, А.В. Петровский, Б. Скиннер) под которым понимается детский сад, школа, различные детские организации и общества, но, прежде всего - семья.
По образцу отношений, свойственных семье, моделируются и структурируются не только межличностные интимные, неформальные отношения, но и отношения социальные, экономические, политические, а также национальные отношения, свойственные большому обществу. На важную роль семьи в развитии личности ребенка указывают Л.И. Божович, В.Г. Белинский, И.В. Гребенщиков, Н.Н. Обзоров, В. Сатир, Л.С. Славина, В.Я. Титаренко, Э.Г. Эйдмиллер, В.В. Юстицкис и другие авторы.
Обзор научной психологической литературы и периодических изданий показал, что на особенности развития личности ребенка в семье оказывают влияние такие факторы, как социальный статус, образ жизни семьи, стиль воспитания, отношение родителей к ребенку, отсутствие одного из родителей, наличие детей и родственников, особенности взаимоотношений между членами семьи и между родителями в частности, но мы не встретили ни одной публикации, в которой было бы описано влияние особенностей поведения в конфликте родителей на развитие личности ребенка. Все это подтверждает актуальность выбранной нами темы.
Цель данной работы: выделить сходства и различия особенностей способов разрешения конфликта молодыми людьми и их родителями
Задачи:
1. Проанализировать литературу по вопросам семьи, семейных взаимоотношений и конфликтов с целью выделения особенностей конфликтов молодых людей и их родителей.
2. Проанализировать семейные взаимоотношения, семейные конфликты в современной семье,и выделить их влияние на детей.
Объект исследования: родители и их ребёнок возраста 20-30 лет.
Предмет исследования: особенности разрешения конфликта молодыми людьми и родителями.
Гипотеза:
Особенности разрешения конфликта молодыми людьми совпадают с особенностями разрешения конфликтов родителей, а именно:
. Ф Особенности поведения в конфликте молодых людей совпадают с особенностями поведения в конфликте одного из родителей.
ИФ Стратегии поведения в конфликте молодых людей совпадают со стратегиями поведения в конфликте одного из родителей.
Ф Фрустрационные реакции в конфликте молодых людей совпадают с фрустрационными реакциями в конфликте одного из родителей.
Методы и методики исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, Висбаденский опросник к методу позитивной психотерапии и семейной психотерапии (WIPPF), тест К. Томаса «Типы поведения в конфликтной ситуации», Тест Розенцвейга «Методика рисуночной фрустрации» статистический метод-коэффициент углового преобразования Фишера.
Семья, разумеется, далеко не единственная среда, где происходит формирование личности ребенка. И все же в отечественной психологии и педагогике сложилось убеждение, что даже самые грубые промахи учителей обычно не так фатально сказываются на развитии личности ребенка, как неправильное поведение родителей, непонимание ими детей и проистекающие из этого конфликты.
Как показала наша работа, большинство родителей сталкиваются с большими трудностями при воспитании детей. Учитывая давление и напряжение, которое каждый день испытывает российская семья, легко потерять веру в свои силы.
Рост числа разводов, экономический кризис, падение качества образования — все вносит эмоциональный вклад в каждого. По мере того как родители чувствуют себя все более истощенными физически, эмоционально и духовно, становится невыносимо трудно воспитывать ребенка. Ребенок - наиболее нуждающийся человек нашего общества, и больше всего он нуждается в любви.
Проблема влияния конфликтов в семье на развитие личности ребенка - одна из самых распространенных в повседневной жизни. Мы не рассматриваем проблему конфликта поколений, которая намного шире и активно разрабатывается социологами. Из более чем 700 психолого-педагогических работ по проблеме конфликта вряд ли наберется с десяток-другой публикаций, в центре которых стояла бы проблема конфликтов между родителями и детьми.
Многие современные ученые связывают проблемы в области формирования личности детей, их эмоционального благополучия, асоциального и агрессивного поведения с фактом негативного взаимодействия с отцом. В то же время ряд исследований показал, что далеко не всегда сам факт наличия или отсутствия отца в семье оказывает существенное влияние на особенности личности ребенка. Во многих случаях неполных семей наблюдается адекватное развитие ребенка. При этом оказался важным не только характер
1. Андреева Г.М. Социальное познание: проблемы и перспективы. М.,2011. 416 с.
2. Андреева Г.М., Богомолова H.H., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология XX столетия. М., 2013. 270 с.
3. Анохин П К. Избранные труды. Философские аспекты теории функциональной системы М., 1978. 432 с.
4. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. М., 1999. 551 с.
5. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психол. журнал. 2014. Т. 15. № 1. С. 12-13.
6. Асмолов А.Г. Основные принципы психологической теории деятельности // В кн.: А. Н. Леонтьев и современная психология. М., 2013. С. 118- 128.
7. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1986. 413 с.
8. Астапов В.М. Функциональный подход и изучение тревоги // Психологический журнал, 2012 г., Т13, №5, С. 111-120.
9. Афонасов A.B. Формирование опыта конструктивного разрешения межличностных конфликтов у курсантов военного вуза. 13.00.02 автореф. канд. дисс. Кострома, 2002.
10. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 2016. 422 с.
11. Бернштейн H.A. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М., 2016. 502 с.
12. Бодалев A.A. Восприятие и понимание человека человеком. Л., 1965. 200 с.
13. Бодалев A.A., Ковалев А.Г. Современные тенденции в исследованиях межличностного восприятия // Психология межличностного познания // НИИ общ. педагогики АПН СССР Вып.5 (20), 2011, С.2-20.
14. Большаков А.Г., Несмелова М.Ю. Конфликтология организаций. Учебное пособие. -М: М3 Пресс, 2001. - 182 с.
15. Борисов В Н. Взаимосвязь онтологического и гносеологического подходов в исследовании диалектических противоречий // Проблемы исследования диалектических противоречий объективного мира и познания. Самара, 2011. С. 12-23.
16. Боровиков В. Программа STATISTICA для студентов и инженеров. - М. 2015.-301 с.
17. Бородкин Ф.М., Корняк Н.М. Внимание: конфликт! - Новосибирск, 2015. 190 с.
18. Брунер Дж. Психология познания. М., 1977. 231 с.
19. Брушлинский A.B. Проблемы психологии субъекта. М., 2014. 109 с.
20. Бухтиярова И.В. Влияние организационной среды на профессиональное становление личности руководителя: Дис. канд. психол. наук. - М., 1998. - 152 с.
21. Бачков И. Основные технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд-во «Ось-89», 2011. - 224 с.
22. Дойч М. Разрешение конфликта (Конструктивные и деструктивные процессы) // Социально-политический журнал. 1997. №1.С. 202—212.
23. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О.А. Карабанова. - М., 2017. - 423 с.
24. Кармин А.С., Липницкий А.В. Конфиликтология М., 2014. 142 с.
25. Карцева Л.В. Психология и педагогика социальной работы с семьей / Л.В. Карцева. - М.: Просвещение, 2016. - 254 с.
26. Ковалев А.Г. Конфликты в коллективе и пути их преодоления // Ковалев А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. М., 2015. Гл. 5. С. 129-148.
27. Козырев, Г.П. Политическая конфликтология: Учебное пособие / Г.П. Козырев. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 432 с.
28. Коршунов A.M. Отражение, деятельность, познание. М., 1973. 112 с.
Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. М., 1979. 342 с. Косов Б. Б. Проблемы психологии восприятия. М., 1971. 221 с. Кроник A.A.
Субъективная картина жизненного пути как предмет психологического исследования. М., 1987, 235 с.
29. Кочеткова А.И. Введение в организационное поведение и организационное моделирование :Учеб. пособие. - М.:Дело, 2013.-944 с.
30. Крапивин М.П. Социально-психологические аспекты предупреждения межличностных конфликтов в первичных военно- строительных коллективах. Дис. канд. психол. наук. - М.,2015. — 203 с.
31. Кричевский Р.Л. Если вы - руководитель... элементы психологии менеджмента в повседневной работе. - М.: Дело, 2016. - 352с.
32. Кричевский Р.Л. Социальная психология: личность и общение. Учебное пособие. - М.: РАГС, 2016. - 115 с.
33. Куницына В.Н. Стиль общения и его формирование. - Л.: ЛГУ, 2015. - 173с.
34. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение.-СПб.: Питер, 2011. - 544с.
35. Лабунская В.А., Менджерицкая Ю.А.. Бреус Е.Д. Психология затрудненного общения. - М: Знание, 2013. - 288 с.
36. Лавриненко Е В. Регуляция образом поведения в конфликте. Автореф. дисс. канд. псих, наук, М., 2011.
37. Лаптев Л.Г. Оптимизация управленческой деятельности военных кадров. Автореф. дис. докт. психол. наук. — М., 2015. - 35 с.
38. Лебедева М.М. Политическое урегулирование конфликтов. М., 1997.200 с.
39. Левин К. Теория поля в социальных науках. СПб., 2000. 264 с.
40. Левин К. Типы конфликтов // Конфликтология: Хрестоматия / Составитель: H.H. Леонов. М., 2002. с. 98-105.
41. Миллер Н. Исследование физиологических механизмов мотивации // Вопросы психологии. — 2013. — № 4.
42. Наумова Н. Н. Семейные конфликты и их влияние на ребенка [Текст]. / Н. Н. Наумова // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития : материалы IX Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 30 сент. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 2 (9). — С. 158-159. — ISSN 2410-8642.
43. Попов В. А., Лебедева К. В. Влияние супружеских взаимоотношений на воспитание детей в семье // Молодой ученый. — 2015. — №4. — С. 670-673.
44. Попов В. А., Лебедева К. В. Влияние супружеских взаимоотношений на воспитание детей в семье // Молодой ученый. — 2015. — №4. — С. 670-673.
45. Психология детства. Учебник. Под редакцией члена-корреспондента РАО А. А. Реана - СПб.: «прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003. - 368 с.
46. Семейные конфликты: учебно-методическое пособие [Электронный ресурс]. / сост. Т. В. Скутина. - Электрон. дан. - Красноярск: Сиб. фе- дер. ун-т, 2013. - Систем. требования: PC не ниже класса Pentium I; 128 Mb RAM; Windows 98/XP/7; Adobe Reader V8.0 и выше. - Загл. с экрана.
47. Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояние влиянию. — СПб.: Питер, 2012. - 256 с.
48. Скутина Т. В. Семейные конфликты: конспект лекций [Электронный ресурс]. / сост. Т. В. Скутина. - Электрон. дан. - Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2013.
49. Хасан Б.И. Содержательный конфликт как психотехническое средство целепринятия // Взаимосвязь формирования личности и коллектива. Рига, 1989. С. 185-186.
50. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 1999. 656 с.
51. Яковлева А.О. Семейные конфликты и их влияние на социализацию ребенка // Научное сообщество студентов: междисциплинарные исследования: сб. ст. ПО мат. IA междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1А. URL:
https://sibac.info/sites/default/files/files/2011_04_21_Student/21.04.docx (дата
обращения: 28.05.2017)
52. Cantor N.. Mishe/ W., Schwartz J. Social Knowledge: Structure, Content, Use and Abuse /7 Cognitive Social Psychology. / Ed. by A. Hastrorf, A. Isen. Holland. 1982. P. 33-72.
53. Clauss D. Naive und wissenschaftliche Psychologie//Zur psychologischen Personlichkeits forschung. - Berlin. VEB Deitscher Verlag der Wissenschaften. 1980. P. 73-90.
54. Deutsch M. Sixty years of conflict /7 International Journal of Conflict Management, 1990, № 1, p. 237-263.
55. Digman J.M. Personality structure:Emergence of the five - factor mobel // Ann.rev.Psycol. 1990. Vol. 41. P 417-440.
56. Donna Ruane Morrisox Georgetown University MARY Jo COIRO Johns Hopkins University* Parental Conflict and Marital Disruption: Do Children Benefit When High-Conflict Marriages Are Dissolved?
60. Hastie R. Causes and effects of causal attribution//Journal of Personality and Social Psychology. 1984.Vol.46.P44-66.
61. Mark R. Fondacaro Procedural Justice in Resolving Family Disputes: A Psychosocial Analysis of Individual and Family Functioning in Late Adolescence Journal of Youth and Adolescence, Vol. 27, No. 1, 1998
62. Mark R. Fondacaro,1 Michael E. Dunkle,2 and Maithilee K. Pathak3 Procedural Justice in Resolving Family Disputes: A Psychosocial Analysis of Individual and Family Functioning in Late Adolescence Journal of Youth and Adolescence, Vol. 27, No. 1, 1998
63. Marla Reese-Weber Middle and Late Adolescents' Conflict Resolution Skills with Siblings: Associations with Interparental and Parent-Adolescent Conflict Resolution Received June 27, 1999; accepted July 24, 2000
64. Taifel H. The «New Look» and Social Differentiations: A Semi-Brunerian Perspective /7 The Social Foundations of Language and Thought / Ed. by Olson D., N. Y. -L, 1980. P. 74-89.
65. Thomas K. W. Conflict and negotiation / M D. Dunnette (ed.), Handbook of industrial and organizational psychology (pp. 889-935). Palo Alto, CA: Consulting Psychologists Press. 1992.
66. Westenberg P.M. , Block J. Ego development and individual differences in personality // J.person. soc. Psycol. 1993. Vol. 65. №4. P. 792- 800.