Инновационная политика региона (на примере Челябинской области)
|
АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 7
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНА
1.1 Сущность инновационной политики и факторы, определяющие ее ... 9
1.2 Инструменты реализации инновационной политики на
региональном уровне 15
1.3 Выбор алгоритма оценки инновационной политики региона
(подходы к оценке эффективности) 22
2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 Анализ инновационных процессов в регионе 30
2.2 Оценка эффективности инновационной политики в Челябинской
области 37
3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
3.1 Основные направления совершенствования инновационной
политики в Челябинской области 60
3.2 Оценка эффективности предложенных мер по
совершенствованию инновационной политики региона 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 77
ВВЕДЕНИЕ 7
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНА
1.1 Сущность инновационной политики и факторы, определяющие ее ... 9
1.2 Инструменты реализации инновационной политики на
региональном уровне 15
1.3 Выбор алгоритма оценки инновационной политики региона
(подходы к оценке эффективности) 22
2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 Анализ инновационных процессов в регионе 30
2.2 Оценка эффективности инновационной политики в Челябинской
области 37
3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
3.1 Основные направления совершенствования инновационной
политики в Челябинской области 60
3.2 Оценка эффективности предложенных мер по
совершенствованию инновационной политики региона 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 77
Актуальность темы. Инновационная политика — важная составляющая стратегического развития региона в будущем. Она зависит от различных факторов: состояния ресурсов, инновационного потенциала, научной деятельности, экономического, финансового состояния региона.
Реализация инновационной политики осуществляется благодаря использованию различных инструментов, которые помогают проводить ее эффективно. Среди них: создание научных организаций и предприятий, изменение налоговой ставки для инновационного предпринимательства, подготовка профессиональных кадров, создание бизнес-инкубаторов.
Оценка эффективности реализуемой инновационной политики осуществляется на основании анализа качественных и количественных индексов, которые показывают степень конкурентоспособности региона. Поэтому грамотная организация инновационной политики региона будет способствовать динамичному развитию инновационной деятельности региона как приоритетного направления социально-экономического развития Челябинской области.
Цель работы — проведение анализа инновационной политики региона и выявление перспектив ее развития на примере Челябинской области.
Задачи работы:
- изучить теоретические основы формирования инновационной политики региона;
- провести анализ и оценку действующей системы инновационных процессов в Челябинской области;
- разработать рекомендации по совершенствованию инновационной политики в регионе.
Объект работы — инновационная политика региона.
Предмет работы — инновационные процессы в Челябинской области.
Результаты работы рекомендуется использовать при совершенствовании инновационной политики региона, в частности Челябинской области, а также при подготовке практических занятий для студентов специальности «Государственное и муниципальное управление».
Реализация инновационной политики осуществляется благодаря использованию различных инструментов, которые помогают проводить ее эффективно. Среди них: создание научных организаций и предприятий, изменение налоговой ставки для инновационного предпринимательства, подготовка профессиональных кадров, создание бизнес-инкубаторов.
Оценка эффективности реализуемой инновационной политики осуществляется на основании анализа качественных и количественных индексов, которые показывают степень конкурентоспособности региона. Поэтому грамотная организация инновационной политики региона будет способствовать динамичному развитию инновационной деятельности региона как приоритетного направления социально-экономического развития Челябинской области.
Цель работы — проведение анализа инновационной политики региона и выявление перспектив ее развития на примере Челябинской области.
Задачи работы:
- изучить теоретические основы формирования инновационной политики региона;
- провести анализ и оценку действующей системы инновационных процессов в Челябинской области;
- разработать рекомендации по совершенствованию инновационной политики в регионе.
Объект работы — инновационная политика региона.
Предмет работы — инновационные процессы в Челябинской области.
Результаты работы рекомендуется использовать при совершенствовании инновационной политики региона, в частности Челябинской области, а также при подготовке практических занятий для студентов специальности «Государственное и муниципальное управление».
В результате выполнения данной выпускной квалификационной работы был проведен анализ инновационной политики Челябинской области, предложены мероприятий по совершенствованию инновационной политики и проведена оценка их эффективности.
Проведенный анализ теоретических основ формирования инновационной политики региона позволил определить, что инновационная политика региона заключается в обеспечении условий, благоприятных для развития инновационного потенциала региона. Реализация инновационной политики осуществляется благодаря использованию различных инструментов, среди которых нормативно-правовое регулирование инновационной деятельности, развитие научно-инновационной инфраструктуры, система налоговых и неналоговых льгот.
Оценка эффективности инновационной политики, осуществляемой в регионе, является важным элементом достижения поставленных целей, позволяющим определить угрозы и возможности для развития конкурентоспособных преимуществ.
На основании изученной научно-методической экономической литературы была определена методика оценки эффективности инновационной политики региона, состоящая из трех блоков: 1) анализ инновационной активности региона; 2) анализ реализации областной целевой программы по развитию инновационной деятельности в регионе; 3) общая оценка эффективности.
Проведенный анализ инновационных процессов в Челябинской области показал, что регион имеет достаточно развитую инновационную инфраструктуру. Инновационные процессы имеют законодательное подкрепление в виде нормативно-правовых актов федерального и регионального уровней, а также областных целевых программ по стимулированию инновационного развития, поддержке малого и среднего предпринимательства.
Оценка эффективности инновационной политики в Челябинской области показала, что отраслями, осуществлявшими инновации, являются добывающие, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, а также связь и информационные технологии.
Анализ инновационной активности Челябинской области показал, что наиболее инновационно активными являются предприятия отраслей промышленности (до 12,1 % в 2015 г. от общего числа предприятий).
Преобладающим направлением инновационной активности являются технологические инновации, среди которых приобретение инновационных машин и оборудования, осуществление исследований и разработок, приобретение программных средств. Динамика затрат на технологические инновации по видам инновационной деятельности показала, что в отрасли промышленности большая часть затрат направлена на приобретение машин и оборудования, в сфере связи и информационных технологий - на исследования и разработки.
Оценка эффективности реализации целевой программы по развитию инновационной деятельности в регионе позволила выявить недостаточный уровень реализации показателей целевой программы (в среднем в течение исследуемого периода было достигнуто около 90 % плановых величин).
Значение коэффициента инновационной активности, не превышающее 1 в течение исследуемого периода, позволило охарактеризовать уровень инновационной активности в регионе как недостаточный, т.е. преобладающее значение валового регионального продукта создается на предприятиях, не использующих инновационные разработки. Только 20,7 % прироста валового регионального продукта обеспечено деятельностью предприятий, применяющих инновационные разработки.
Проведенный анализ эффективности инновационной политики региона позволил выявить три основные проблемы: 1)отсутствие инновационной активности в сфере строительства; 2)недостаточная эффективность реализации областной целевой программы; 3)низкий уровень инновационной активности в регионе. Выявленные проблемы стали основой для разработки мероприятий по совершенствованию инновационной политики в регионе:
1. Для повышения уровня инновационной активности в регионе были предложены мероприятия, способствующие активизации инновационных процессов(налоговое и неналоговое стимулирование инновационных процессов, стимулирование к созданию корпоративной инновационной культуры и др.).
2. Для активизации инновационной активности в сфере строительства были предложены рекомендации по повышению энергоэффективности строительного производства как одного из наиболее перспективных и инновационных направлений развития отрасли.
3. Для повышения эффективности реализации областной целевой программы было предложено усиление контроля за исполнением отдельных показателей целевой программы и обеспечением условий для их выполнения.
Главным инструментом совершенствования инновационной политики Челябинской области является разработка специализированной программы государственной поддержки инновационного развития.
Был составлен план реализации предложенных мероприятий, а также произведена прогнозная оценка эффективности показателей инновационной политики региона после внедрения предложений по совершенствованию.
Результаты произведенных расчетов показали, что эффективность реализации областной целевой программы повысится до 99,0 % к 2020 г. Увеличение полученного прогнозного значения коэффициента инновационной активности до 1,857 к 2020 г. свидетельствует о повышении инновационной активности региона и увеличению числа предприятий, применяющих инновации в своей деятельности.
Таким образом, проведенная оценка эффективности мероприятий по совершенствованию инновационной политики региона подтвердила актуальность предложенных мероприятий и целесообразность их внедрения в процессе управления инновационными процессами Челябинской области.
Проведенный анализ теоретических основ формирования инновационной политики региона позволил определить, что инновационная политика региона заключается в обеспечении условий, благоприятных для развития инновационного потенциала региона. Реализация инновационной политики осуществляется благодаря использованию различных инструментов, среди которых нормативно-правовое регулирование инновационной деятельности, развитие научно-инновационной инфраструктуры, система налоговых и неналоговых льгот.
Оценка эффективности инновационной политики, осуществляемой в регионе, является важным элементом достижения поставленных целей, позволяющим определить угрозы и возможности для развития конкурентоспособных преимуществ.
На основании изученной научно-методической экономической литературы была определена методика оценки эффективности инновационной политики региона, состоящая из трех блоков: 1) анализ инновационной активности региона; 2) анализ реализации областной целевой программы по развитию инновационной деятельности в регионе; 3) общая оценка эффективности.
Проведенный анализ инновационных процессов в Челябинской области показал, что регион имеет достаточно развитую инновационную инфраструктуру. Инновационные процессы имеют законодательное подкрепление в виде нормативно-правовых актов федерального и регионального уровней, а также областных целевых программ по стимулированию инновационного развития, поддержке малого и среднего предпринимательства.
Оценка эффективности инновационной политики в Челябинской области показала, что отраслями, осуществлявшими инновации, являются добывающие, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, а также связь и информационные технологии.
Анализ инновационной активности Челябинской области показал, что наиболее инновационно активными являются предприятия отраслей промышленности (до 12,1 % в 2015 г. от общего числа предприятий).
Преобладающим направлением инновационной активности являются технологические инновации, среди которых приобретение инновационных машин и оборудования, осуществление исследований и разработок, приобретение программных средств. Динамика затрат на технологические инновации по видам инновационной деятельности показала, что в отрасли промышленности большая часть затрат направлена на приобретение машин и оборудования, в сфере связи и информационных технологий - на исследования и разработки.
Оценка эффективности реализации целевой программы по развитию инновационной деятельности в регионе позволила выявить недостаточный уровень реализации показателей целевой программы (в среднем в течение исследуемого периода было достигнуто около 90 % плановых величин).
Значение коэффициента инновационной активности, не превышающее 1 в течение исследуемого периода, позволило охарактеризовать уровень инновационной активности в регионе как недостаточный, т.е. преобладающее значение валового регионального продукта создается на предприятиях, не использующих инновационные разработки. Только 20,7 % прироста валового регионального продукта обеспечено деятельностью предприятий, применяющих инновационные разработки.
Проведенный анализ эффективности инновационной политики региона позволил выявить три основные проблемы: 1)отсутствие инновационной активности в сфере строительства; 2)недостаточная эффективность реализации областной целевой программы; 3)низкий уровень инновационной активности в регионе. Выявленные проблемы стали основой для разработки мероприятий по совершенствованию инновационной политики в регионе:
1. Для повышения уровня инновационной активности в регионе были предложены мероприятия, способствующие активизации инновационных процессов(налоговое и неналоговое стимулирование инновационных процессов, стимулирование к созданию корпоративной инновационной культуры и др.).
2. Для активизации инновационной активности в сфере строительства были предложены рекомендации по повышению энергоэффективности строительного производства как одного из наиболее перспективных и инновационных направлений развития отрасли.
3. Для повышения эффективности реализации областной целевой программы было предложено усиление контроля за исполнением отдельных показателей целевой программы и обеспечением условий для их выполнения.
Главным инструментом совершенствования инновационной политики Челябинской области является разработка специализированной программы государственной поддержки инновационного развития.
Был составлен план реализации предложенных мероприятий, а также произведена прогнозная оценка эффективности показателей инновационной политики региона после внедрения предложений по совершенствованию.
Результаты произведенных расчетов показали, что эффективность реализации областной целевой программы повысится до 99,0 % к 2020 г. Увеличение полученного прогнозного значения коэффициента инновационной активности до 1,857 к 2020 г. свидетельствует о повышении инновационной активности региона и увеличению числа предприятий, применяющих инновации в своей деятельности.
Таким образом, проведенная оценка эффективности мероприятий по совершенствованию инновационной политики региона подтвердила актуальность предложенных мероприятий и целесообразность их внедрения в процессе управления инновационными процессами Челябинской области.
Подобные работы
- Совершенствование экологической политики региона (на примере Челябинской области)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2018 - Разработка системы показателей для мониторинга инновационной привлекательности региона (на примере Челябинской области)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2017 - Разработка системы показателей для мониторинга инновационной привлекательности региона (на примере Челябинской области)
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Программно-целевой подход в управлении экономическим развитием региона (на примере Челябинской области)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2017 - Программно-целевой подход в управлении экономическим развитием региона
(на примере Челябинской области)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2017 - Экологическая политика региона (на примере Челябинской области)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2019 - Оценка инвестиционной привлекательности региона ( на примере Челябинской области )
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2017 - Инновационные технологии в государственном управлении регионом (на примере Челябинской области)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2019 - Инновационная политика государства и ее реализация на примере Челябинской области
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2017 - Инновационная политика государства и ее реализация на примере Челябинской области
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017





